|
Скачать 415.1 Kb.
|
На правах рукописи ИВАНОВА Виктория Алексеевна МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР 13.00.04. – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Хабаровск - 2011 Работа выполнена в Техническом институте (филиале) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» в г. Нерюнгри на кафедре физического воспитания Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент Хода Людмила Дмитриевна Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор Муратов Игорь Викторович кандидат педагогических наук, доцент Артышко Светлана Викторовна Ведущая организация – ФГОУ ВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия» (г. Биробиджан). Защита состоится «31» мая 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К311.004.01 при ФГОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры» по адресу: 680028, г.Хабаровск, Амурский бульвар, 1. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры» Автореферат разослан «19» апреля 2011 года. Ученый секретарь диссертационного совета С.В. Галицын ^ Актуальность. По данным НИИ педиатрии, за последние пять лет в Российской Федерации выявлено 50% детей, имеющих отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата (А.А. Потапчук, 2008). По данным министерства здравоохранения и социального развития, на август 2009 года численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, из них - 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения (Т.А. Голикова, 2010). По статистическим данным Южно-Якутского республиканского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ежегодно увеличивается количество детей с детским церебральным параличом (ДЦП) от 3 до 9% (Е.В. Никитина, 2010). С.П. Евсеев (2002, 2007), Л.В. Шапкова (2003, 2007), А.А. Потапчук (2008) подчеркивают, что у детей с ДЦП на всех возрастных этапах отмечается снижение физических качеств, поэтому для них крайне важно выполнение упражнений, формирующих основные двигательные умения и навыки. Многие физические упражнения требуют от занимающихся ориентировки в пространстве, согласованности движений, равновесия, точного воспроизведения силовых, временных, пространственных характеристик движения. Но именно координационные способности наименее развиты у детей с ДЦП (С.П. Евсеев, 2007; Л.В. Шапкова, А.А. Потапчук 2007). Многие авторы отмечают сопутствующие нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, что затрудняет общение детей дошкольного возраста с окружающими и создает определенные сложности в процессе социализации (Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук, 2001; Р. Гарднер, 2002; Н.Л. Литош, 2002; О.Л. Бадалян, 2003; Л.М. Шипицина 2004; Л.В. Шапкова, 2005; Н.В. Клюева, 2006; Ю.В. Саенко, 2006). По мнению В.П. Лукьяненко (2005), времени выделяемого государственными образовательными стандартами на занятия адаптивного физического воспитания не хватает (предусмотрено 2-4 часа в неделю), чтобы обеспечить достаточную физическую подготовленность детей, необходимый уровень их здоровья, а также реабилитацию, коррекцию и компенсацию основного дефекта, профилактику сопутствующего заболевания и вторичных отклонений. В связи с этим, необходим поиск дополнительных средств, которые будут способствовать развитию и коррекции психофизических качеств детей с ДЦП. Н.Н. Ефименко (1991), Ю.Д. Железняк (2004), Л.В. Шапкова (2005) указывают, что эффективным средством развития психофизических качеств является игровой метод. Подвижные и спортивные игры позволяют расширить двигательный опыт и приобрести навыки группового и командного взаимодействия. Игровая деятельность также способствует развитию мотивационной и психической сферы, успешной социальной интеграции (Л.В. Шапкова, 2003; Е.В. Новичихина, 2006; Л.Д. Хода, 2008). При анализе научно-методической литературы было установлено, что особое внимание уделяется реабилитации двигательных нарушений детей-инвалидов с ДЦП (Ю.А. Гросс, 1998; Н.А. Гросс, 1999; А.А. Потапчук, 2007; И.Ю. Беркутова, 2008; Ю.А. Ковалева, 2009). Выявлено незначительное количество методик, направленных на формирование двигательных навыков детей дошкольного возраста (О.Е. Шаталова, 2009; Т.Е. Симина, 2010). Отсутствуют методики, направленные на комплексное развитие психофизических качеств детей дошкольного возраста с ДЦП. В связи с недостаточным количеством времени, отведенным на занятия адаптивного физического воспитания и отсутствием методик, направленных на комплексное развитие физических качеств, коммуникативной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ДЦП легкой степени двигательных нарушений, актуальной является разработка методики развития психофизических качеств средствами спортивных игр. ^ – процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП Южно-Якутского региона. Предмет исследования – методика развития психофизических качеств детей 6-7 лет с ДЦП легкой степени двигательных нарушений. ^ – повышение эффективности процесса адаптивного физического воспитания детей 6-7 лет с ДЦП на основе использования спортивных игр с психолого-педагогическим сопровождением. Гипотеза – предполагается, что разработанная методика позволит повысить показатели физической подготовленности, особенно координационных способностей детей 6-7 лет с ДЦП легкой степени двигательных нарушений, будет способствовать развитию коммуникативной, эмоциональной сферы, а также их социальной интеграции. ^
^ : общепедагогические и методические основы Л.П. Матвеева (1991), Ю.Ф. Курамшина (1999); основные положения теории и организации адаптивной физической культуры С.П. Евсеева (1996-2008); Л.В. Шапковой (1999-2008); А.А. Потапчук (2007); Л.Д. Хода (2004-2008); основы специальной педагогики, психологии, невропатологии Л.С. Выготского (1936); А.Н. Леонтьева (1981); Л.О. Бадалян (2003); Л.Л. Ляпидевского (2003); Л.М. Шипициной (2004); теория установки Д.Н. Узнадзе (2001), общая теория внушения В.М. Бехтерева (2001). ^ : анализ и обобщение данных научно-методической литературы; анализ документальных источников; тестирование; антропометрия; психологические методы; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; методы математической статистики. ^ Научные исследования проводились на базе Муниципального образовательного учреждения для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада «Веселый дельфин» (VI вида, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) в период с сентября 2005 года по май 2009 года и осуществлялась в четыре этапа. На первом этапе (2005-2007 уч.г.) анализировалось состояние изучаемого вопроса по данным отечественной и зарубежной научно-методической литературы; проводилось обследование психофизического состояния 65 детей 6 лет с ДЦП легкой степени двигательных нарушений (дети самостоятельно передвигались, обслуживали себя, при этом у них наблюдалось снижение мышечной силы, нарушение статического и динамического равновесия, движения замедленные или резкие). Разрабатывалась методика развития психофизических качеств детей 6-7 лет с ДЦП средствами спортивных игр. На втором этапе (февраль-апрель 2007 г.г.) проведен предварительный эксперимент с целью определения последовательности и объема используемых средств. Была организована экспериментальная группа детей 6 лет (10 человек), которая посещала дополнительные занятия адаптивного физического воспитания 2 раза в неделю. Общее количество занятий, в содержание которых входили средства спортивных игр, в течении предварительного эксперимента составило 24. На третьем этапе (2007-2008 уч.г.) был проведен основной эксперимент. Организованы экспериментальная и контрольная группы детей 6 лет, по 12 человек в каждой (6 мальчиков, 6 девочек). Дети экспериментальной и контрольной групп по показателям физического развития и физической подготовленности не имели статистически достоверных различий. Экспериментальная группа занималась по разработанной методике развития координационных способностей на дополнительных занятиях. Дети контрольной группы посещали дополнительные занятия, в содержание которых были включены только подвижные игры. Занятия проводились в спортивном зале 2 раза в неделю в дни, свободные от основных физкультурных занятий, во вторую половину дня. Общее количество занятий в течение эксперимента составило 62. Четвертый этап (2008-2009 уч.г.) включал анализ и обобщение экспериментальных данных, определение эффективности апробированной методики. ^ - выявлены характерные особенности психофизического состояния детей 6-7 лет с ДЦП легкой степени двигательных нарушений Южно-Якутского региона, а также взаимосвязи между показателями координационных способностей и эмоциональным состоянием детей на занятиях двигательной деятельностью; - подобраны оригинальные комплексы физических упражнений с психолого-педагогическим воздействием для детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, что позволяет повысить эффективность адаптивного физического воспитания; - разработана методика развития психофизических качеств детей 6-7 лет с ДЦП на основе спортивных игр, оказывающая комплексное воздействие на развитие физических качеств, особенно координационных, коммуникативную и эмоциональную сферы детей, обуславливающие эффективность их дальнейшей социальной интеграции. ^ Полученные в ходе исследования результаты дополняют положения теории и методики адаптивной физической культуры разделов «Теория и организация адаптивной физической культуры», «Частные методики адаптивной физической культуры» методикой развития психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. ^ Разработанная методика способствует улучшению показателей координационных способностей детей 6-7 лет с ДЦП, развитию коммуникативных умений, эмоциональной сферы, что позволяет им принимать участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях со здоровыми сверстниками. Результаты исследования могут быть использованы: в практической деятельности специалистов физической культуры дошкольных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений; педагогами среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в процессе теоретической подготовки студентов и переподготовки специалистов; руководителями органов физической культуры и спорта и отделов по дошкольному образованию при организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. ^ 1. Низкий уровень развития физических качеств, особенно координационных, коммуникативных умений, эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ДЦП легкой степени двигательных нарушений, определили необходимость разработки методики, направленной на повышение показателей психофизического состояния. 2. Разработана методика развития психофизических качеств детей 6-7 лет с ДЦП на основе комплексного использования средств спортивных игр и психолого-педагогического воздействия, способствующая улучшению физических качеств, коммуникативной и эмоциональной сферы детей, а также их социальной интеграции. ^ Материалы диссертационного исследования были представлены на конференциях: международной научно-практической (Санкт-Петербург, 2009 г.); всероссийских научных конференциях: (г. Хабаровск, 2007, 2008, 2010г.г.). По результатам исследования опубликовано восемь научных статей, четыре из которых в ведущих рецензируемых научных журналах: «Адаптивная физическая культура», 2007 г.; «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», 2009 г.; «Современные наукоемкие технологии», 2010 г. Результаты исследования внедрены в процесс физического воспитания детей МОУ специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада № 47 «Веселый дельфин» VI вида, г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия). ^ Работа, общим объемом 177 страниц, состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, содержащего 189 источников, из них 6 - на иностранном языке, 8 приложений. Работа иллюстрирована 17 рисунками и 25 таблицами. ^ Особенности психофизического состояния детей 6 лет с детским церебральным параличом Проводилось изучение показателей физического развития, физической подготовленности, коммуникативных умений, эмоционального состояния детей 6 лет. Анализ показателей физического развития не выявил значительных отклонений от возрастной нормы здоровых сверстников. В то же время было установлено, что показатели физической подготовленности детей значительно ниже нормативных возрастных показателей (по Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной, 2003) (рис. 1). Анализ полученных данных свидетельствует об отставании в развитии координационных способностей, таких как: статическое равновесие на 46,2%, кинестетическое дифференцирование на 41,3%, ориентация в пространстве на 24%. Силовые качества ниже нормы на 39%, скоростно-силовые качества – на 23%, выносливость – на 26,5%, гибкость – на 35,5%. В результате анализа показателей коммуникативных способностей установлено, что у 61% исследуемых детей не сформированы такие качества, как сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, учитывать интересы и желания партнера (рис. 2). ![]() Примечание: 1. челночный бег (3х10); 2. бег 10 м; 3. бег 90 м; 4. наклон туловища вперед; 5. прыжок в длину с места; 6. прыжок в высоту с места; 7. метание правой рукой; 8.метание левой рукой; 9. статическое равновесие (тест Е.Я. Бондаревского), правая нога; 10. статическое равновесие, левая нога; 11. кистевая динамометрия, правая рука; 12. кистевая динамометрия, левая рука; 13. отбивание мяча от пола; 14. подбрасывание и ловля мяча; 15. передача мяча от груди. Рис. 1. Показатели физической подготовленности детей 6 лет с ДЦП (возрастная норма – 100%) Изучение показателей эмоциональной сферы детей выявило преобладание неустойчивого эмоционального состояния в различных видах деятельности (свободная игровая, физкультурно-оздоровительная) у 57% (рис. 3). Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают необходимость поиска дополнительных средств и методов, соответствующих возрастным и двигательным особенностям детей старшего дошкольного возраста с ДЦП с легкой степенью двигательных нарушений. Также был проведен корреляционный анализ, который выявил средние связи между эмоциональным состоянием детей на занятии, проявлением ими коммуникативных умений и двигательной деятельностью (r=65, r=74 соответственно). ![]() Примечание: 1. конфликтность; 2. умение работать в паре; 3. умение договариваться; 4. учитывает желание и интересы партнера; 5. умение осуществлять взаимопомощь. Рис. 2. Показатели развития коммуникативной сферы детей 6 лет с ДЦП ![]() Рис. 3. Показатели состояния эмоциональной сферы детей 6 лет с ДЦП в различных видах деятельности В ходе исследования проводился предварительный эксперимент. Анализ педагогических наблюдений за детьми экспериментальной группы на дополнительных занятиях выявил: 1. Потребность у детей в быстром успехе в двигательной деятельности и снижение интереса при его отсутствии, частое переключение внимания, что определило чередование занятий по видам спортивных игр в следующей последовательности: баскетбол, футбол, мини-волейбол. 2. Необходимость использования различных мячей – резинового, мини-баскетбольного, баскетбольного, футбольного, футзального, мини-волейбольного, что будет способствовать развитию кинестетического дифференцирования, расширению двигательного опыта, формированию умений и навыков действий; позволит детям с разными формами ДЦП реализовать возможность овладения действиями с мячом в соответствии с имеющимися нарушениями и сохранными двигательными функциями. 3. Наличие индивидуальных проявлений в состоянии эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей затрудняли взаимодействие с ними, контроль и регуляцию их негативных проявлений, что определяет необходимость организации психолого-педагогического сопровождения. В этой связи, в содержание методики были включены средства психолого-педагогического воздействия. ^ с детским церебральным параличом средствами спортивных игр В разработанной методике основное внимание уделяется развитию координационных способностей (кинестетическому дифференцированию, умению согласовывать действия, ориентации в пространстве, ритмичности движений, статическому и динамическому равновесию), коммуникативных умений и сохранению положительного эмоционального фона детей на занятии. Особенности методики заключаются в том что: 1. Методика основана на комплексном использовании средств спортивных игр – баскетбола, футбола, волейбола. Объем используемых средств: баскетбол – 45%, футбол – 40%, волейбол – 15%. 2. Занятия с элементами игры в баскетбол, футбол, волейбол последовательно чередуются, что дает возможность расширения сферы двигательных действий с мячом в соответствии с сохранными и нарушенными двигательными функциями детей с ДЦП, а также поддержания интереса к двигательной деятельности эффектом новизны. 3. В процессе игровых занятий и спортивных мероприятий используются средства психолого-педагогического воздействия – двигательные установки, внушения, педагогическая оценка, эмоциональный комментарий (Я-сообщения, Ты-сообщения), коммуникативные игры. Методика включает следующие этапы: 1 - подготовительный этап; 2 - развивающий этап; 3 - соревновательный этап (рис. 4). На первом этапе основной задачей является развитие координационных способностей в стандартных условиях, на втором этапе – в усложненных условиях при групповом взаимодействии детей, на третьем этапе – в соревновательных условиях, по упрощенным правилам спортивных игр. Дополнительные занятия имеют традиционную структуру физкультурного занятия, при проведении которых учитываются методические принципы возрастной адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий, систематичности, последовательности, индивидуализации. В процессе обучения используются практические, вербальные и наглядные методы (на подготовительном этапе использовались анимационные программы, обучающие двигательным действиям с баскетбольным и волейбольным мячами). Обучение движениям проводится методами целостного и расчлененного выполнения движений. Упражнения выполняются повторным, игровым, соревновательным методами. Используются следующие методические приемы: элементы новизны в изучаемом упражнении (изменение исходного положения, направления,
Рис. 4. Структурная схема методики развития психофизических качеств детей 6-7 лет с ДЦП темпа, скорости, усилий, амплитуды); упражнения на реагирующую способность; воспроизведение заданного ритма движений под хлопки, голос; парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий; релаксационные упражнения на смену напряжения и расслабления мышц рук, ног, лица. Оздоровительные и тренирующие нагрузки определяются возрастными параметрами и двигательными возможностями детей, а также их текущим состоянием. Дозировка упражнений соответствует возрастным требованиям и индивидуальным возможностям и составляет 6-8-10 повторений. В ходе занятия используются средства психолого-педагогического воздействия: эмоциональный комментарий, педагогическую оценку, двигательные установки, направленные на качественное выполнение двигательных действий (точность, дальность, быстроту, силу), внушения, направленные на регулирование психоэмоционального состояния (внимательность, сдерживание негативных проявлений, толерантность, смелость, ориентацию на индивидуальные и групповые достижения). Коммуникативные игры проводятся в заключительной части занятия, по окончании которых, отмечаются индивидуальные и групповые изменения. ^ По завершении основного эксперимента был проведен анализ результатов диагностики, который выявил улучшение показателей физической подготовленности детей экспериментальной группы (рис. 5, табл. 2). Значительные изменения отмечены в показателях координационных способностей. Динамика кинестетического дифференцирования, равновесия, ориентации в пространстве выявлены в следующих показателях: отбивание мяча от пола увеличилось в 3,5 раза (350,1%, Р<0,05); подбрасывание и ловля мяча – на 188,8% (Р<0,05); передача мяча от груди – на 221,2% (Р<0,05); статическое равновесие на правой ноге – на 80% (Р<0,05); статического равновесия на левой ноге – на 82% (Р<0,05); челночный бег – на 25,9% (Р<0,05). ![]() Примечание: 1. челночный бег (3х10); 2. бег 10 м; 3. бег 90 м; 4. наклон туловища вперед; 5. прыжок в длину с места; 6. прыжок в высоту с места; 7. метание правой рукой; 8.метание левой рукой; 9. статическое равновесие, правая нога (тест Е.Я. Бондаревского); 10. статическое равновесие, левая нога; 11. кистевая динамометрия, правая рука; 12. кистевая динамометрия, левая рука; 13. отбивание мяча от пола; 14. подбрасывание и ловля мяча; 15. передача мяча от груди. Рис. 5. Изменение показателей физической подготовленности детей экспериментальной группы (возрастная норма -100%) Установлено, что дети экспериментальной группы в конце исследования стали достоверно превосходить своих сверстников из контрольной группы по тестовым показателям силовых и скоростно-силовых качеств. Увеличились показатели метания правой рукой на 83,8% (Р<0,05), метания левой рукой – на 96% (Р<0,05); кистевой динамометрии правой руки – на 52,1% (Р<0,05), кистевой динамометрии левой руки – на 73,9% (Р<0,05); бега на 10 м – на 22,2% (Р<0,05); прыжка в длину с места – на 30,6% (Р<0,05); прыжка в высоту с места – на 40% (Р<0,05). Улучшились показатели выносливости на 30,2% (Р<0,05); гибкости на 52,4% (Р<0,05). Таблица 2 Изменение показателей развития физических качеств детей экспериментальной и контрольной групп (n=12)
В результате использования разработанной методики показатели физических качеств детей экспериментальной группы улучшились до среднего уровня возрастной нормы, в контрольной группе показатели улучшились незначительно. Выявлены достоверные изменения в развитии следующих показателей коммуникативной сферы детей экспериментальной группы (табл. 3). Таблица 3 Изменение показателей коммуникативной сферы детей
Увеличилось количество детей, проявляющих навык сотрудничества на 58,3% (7 детей), работающих в паре – на 41,7% (5 детей); увеличилось количество детей, способных учитывать интересы и желания партнера на 41,7% (5 детей); проявление лидерских способностей увеличилось на 25% (3 детей). Уменьшилось количество конфликтующих детей на 25%. Установлены положительные изменения показателей эмоциональной сферы детей экспериментальной группы (табл. 4). Таблица 4 Изменение показателей эмоциональной сферы детей в различных видах деятельности
Увеличилось количество детей с положительным эмоциональным фоном в различных видах деятельности: в свободной игровой – на 16,7%, в соревновательной – на 41,7%. Отмечено увеличение количества детей с адекватным реагированием в ситуации неудачи на 50%. Анализ результатов по методике «Социометрия» показал увеличение индекса групповой сплоченности на 54% в экспериментальной группе, а также перемещение 4 детей в группе по лестнице социальных статусов из «пренебрегаемых» в «предпочитаемые», что указывает на расширение внутригрупповых эмоциональных и коммуникативных связей между детьми. В контрольной группе индекс групповой сплоченности увеличился на 28%, социальные статусы участников не изменились. Анализ документации медицинского сопровождения детей показал положительные изменения среднего показателя индекса здоровья в экспериментальной группе с 67 до 76 единиц (11,3%), в контрольной группе - с 63 до 69 единиц (8,9%), что указывает на улучшение общего соматического состояния детей. Также были отмечены положительные изменения состояния опорно-двигательного аппарата детей в экспериментальной группе: выздоровление – 2 детей (16,6%), улучшение – 7 детей (58,3%), без изменений – 3 ребенка (25%); в контрольной группе: выздоровление – не отмечено; улучшение – 4 ребенка (33,2%); без изменений – 8 детей (66,8%). В рамках третьего этапа разработанной методики (март 2008) были проведены спортивные соревнования «Богатырские забавы» и «Веселые старты» между командами детей экспериментальной и контрольной групп, в которых дети экспериментальной группы стали победителями. В апреле 2008 года было проведено мероприятие «На пути в страну баскетбола» между командой экспериментальной группы и двумя командами сверстников общеобразовательных учреждений (ДОУ «Звездочка», ДОУ «Рябинушка»), в котором команда детей экспериментальной группы заняла первое место. Полученные результаты социальной интеграции в двигательной деятельности детей указывают на эффективность разработанной методики. По окончании экспериментальной деятельности были получены подтверждения социальной интеграции детей, участвующих в эксперименте. В мае 2008 года дети экспериментальной группы приняли участие в районных оздоровительных соревнованиях «Рыцари спорта», проводимых между 16 командами дошкольных общеобразовательных учреждений Нерюнгринского района, где команда заняла второе место. В сентябре 2008 года в первые классы общеобразовательных школ г.Нерюнгри были интегрированы 8 детей (66,6%) экспериментальной группы и 2 детей (16,6%) контрольной группы. Диагностика школьной адаптации, проведенная в декабре 2008 года, выявила успешную адаптацию к школе в сферах обучения, общения и психологического самочувствия у всех детей экспериментальной группы, признаки дезадаптации – у интегрированных детей контрольной группы. В апреле 2009 года трое детей экспериментальной группы принимали участие в районных спортивных соревнованиях среди общеобразовательных школ в составах команд школ, которые они посещали (гимназия №1, СОШ № 13, СОШ № 18 г. Нерюнгри РС (Я)). ВЫВОДЫ 1. На основании анализа научно-методической литературы и проведенного исследования выявлено, что показатели физического состояния детей 6 лет с ДЦП легкой степени двигательных нарушений ниже возрастной нормы: координационные способности - статическое равновесие на 46,2%, кинестетическое дифференцирование на 41,3%, ориентация в пространстве на 26,5%; силовые качества на 26,1%; скоростно-силовые качества на 21,9%; выносливость на 26,5%; гибкость на 35,5%. 2. Исследование коммуникативных умений выявило, что у 61% детей не сформированы такие качества, как сотрудничество, умение осуществлять взаимопомощь, договариваться, учитывать интересы и желания партнера. Отмечено неустойчивое эмоциональное состояние с преобладанием негативного фона у 57% детей. Выявлены взаимосвязи между эмоциональным состоянием детей на занятии, проявлением ими коммуникативных умений и координационными показателями двигательной деятельности (r=65, r=74 соответственно). 3. Разработана методика развития психофизических качеств, которая основана на комплексном использовании средств спортивных игр (баскетбола (45%), футбола (40%), мини-волейбола (15%) и средств психолого-педагогического воздействия. Методика включает три этапа: подготовительный, развивающий, соревновательный. Основными задачами этапов, соответственно, являются развитие физических качеств в стандартных условиях, в усложненных условиях при групповом взаимодействии детей, в соревновательных условиях. В процессе двигательной деятельности детей используются средства психолого-педагогического воздействия (установки, внушения, педагогическая оценка, эмоциональный комментарий) и коммуникативные игры. 4. Экспериментально доказано, что применение разработанной методики позволило достоверно улучшить физическую подготовленность детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, по следующим показателям: координационные способности - статическое равновесие на 53,6%, кинестетическое дифференцирование на 231,5%, ориентация в пространстве на 13,5%; силовые качества на 32,4%; скоростно-силовые качества на 17,9%; выносливость на 16,4%, гибкость на 31,6%. Отмечено изменение функционального состояния с «удовлетворительного» на «хорошее» у 85% детей экспериментальной группы и 45% контрольной группы; повышение индекса здоровья в экспериментальной группе на 11,3%, в контрольной - на 0,9%; улучшение состояния опорно-двигательного аппарата у 74,9% детей экспериментальной группы и 41,7% детей контрольной группы. 5. Использование разработанной методики способствует улучшению показателей коммуникативной сферы у 58,3% детей, эмоциональной сферы - у 40,2%. 6. Показатели социальной интеграции детей экспериментальной группы отражаются в повышении результативности спортивной деятельности, а также образовательной интеграции 66,6% (8 детей) с успешной школьной адаптацией. ^ 1. Методика развития психофизических качеств детей 6-7 лет с ДЦП средствами спортивных игр реализуется на дополнительных физкультурных занятиях (2 раза в неделю), в содержании которых используются средства спортивных игр баскетбола (45%,), футбола (40%), мини-волейбола (15%). На занятии используются средства одного вида игр (разные виды мячей). Занятия с элементами спортивных игр последовательно чередуются. 2. Необходимо соблюдать следующую последовательность выполнения упражнений спортивных игр: 1) в стандартных условиях; 2) в усложненных условиях; 3) в соревновательных условиях. 3. На всех занятиях рекомендуется использовать средства психолого-педагогического воздействия: внушения, двигательные установки, эмоциональный комментарий, педагогическую оценку, направленные на качественное выполнение двигательных действий и регулирование эмоционального состояния детей, а также коммуникативные игры и игры с правилами - на развитие коммуникативных навыков. 4. На соревновательном этапе необходимо учитывать последовательность проведения спортивных мероприятий с целью социализации и интеграции детей с ДЦП: 1) между командами детей коррекционного образовательного учреждения (2-4 мероприятия); 2) на базе коррекционного образовательного учреждения с приглашением команд здоровых сверстников (2-3 мероприятия); 3) на базе общеобразовательных или спортивных учреждений. Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях: Публикации в ведущих рецензируемых журналах 1. Иванова, В.А. Содержание республиканского проекта «Технология адаптивной двигательной рекреации с интеграционной направленностью детей с отклонениями в состоянии здоровья» специального (коррекционного) образовательного учреждения начальная школа – детский сад «Веселый дельфин» г. Нерюнгри, РС (Я) / Л.Д. Хода, Л.Г. Богданова, Н.Б. Селиванова и др. // Адаптивная физическая культура. – 2007. - № 2. – С. 21-24. ISSN 1998-149Х. 2. Иванова, В.А. Технология психологического сопровождения детей 6-8 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы в процессе адаптивной двигательной рекреации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. - № 1. – С.52. ISSN 1817-4779. 3. Иванова, В.А. Технология адаптивной физической рекреации детей 6-7 лет с детским церебральным параличом // Современные наукоемкие технологии. – 2010. - № 7. С. 128-131. ISSN 1812-7320. 4. Иванова, В.А. Методика развития психофизических качеств детей 6-7 лет с детским церебральным параличом средствами спортивных игр // Современные наукоемкие технологии. – 2011. - № 6. С. 45-46. ISSN 1812-7320. Список основных работ, опубликованных по теме диссертации 5. Иванова, В.А. Психологическое сопровождение детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья на дополнительных занятиях по баскетболу / Л.Д. Хода // Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции, 23 марта 2007 г. – Челябинск: УралГУФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2007. – Ч-2. – С. 99-101. 6. Иванова, В.А. Динамика эмоционального состояния детей 5-7 лет в процессе адаптивной двигательной рекреации / Л.Д. Хода // Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке. Сборник научных трудов / Под ред. В.П. Каргаполова, С.С. Добровольского, В.А. Нестерова. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ-ДВГАФК, 2007. – С. 65-69. ISBN-978-5-8028-0096-6. 7. Иванова, В.А. Анализ развития коммуникативных навыков детей 5-7 лет при психологическом сопровождении на дополнительных занятиях по баскетболу. // Современные проблемы физической культуры и спорта. Материалы XI научной конференции. – Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2008. – С. 78-82. ISBN 5-8028-0083-6. 8. Иванова, В.А. Эффективность технологии адаптивной физической рекреации с интеграционной направленностью детей 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья. // Современные проблемы физической культуры и спорта. Материалы XIII научной конференции. – Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2010. – С. 78-81. |