Итоги деятельности пмпс за 2012 год icon

Итоги деятельности пмпс за 2012 год





Скачать 116.65 Kb.
Название Итоги деятельности пмпс за 2012 год
Дата 05.05.2013
Размер 116.65 Kb.
Тип Документы
Система оказания специализированной помощи детям

с ограниченными возможностями здоровья, имеющим

нарушения интеллекта, в Кемеровской области.


Итоги деятельности ПМПС за 2012 год.


В 2012 году в психолого-медико-педагогическую службу области обратилось всего 18038 детей, что на 898 человек больше, чем в прошлом году (в 2010 году - 17891 ребёнок)

I место по выявляемости занимают дети с речевой патологией - 9972 ребёнка, что составляет 55% от общего количества обратившихся детей.

II место - дети с диагнозом «умственная отсталость» - 1867 детей, что составляет 10% от общего количества обследованных в 2012 г.

III место – дети с диагнозом «Задержка психического развития» - 1176 человек (6%).

IV место – дети с нарушением зрения на - 958 человек (5%).

V место – дети с патологией опорно-двигательного аппарата - 399 человек, (2%).

VI место – дети с диагнозом «социально-педагогическая запущенность» - 138 человек (0,8%).

VII место - дети с патологией слуха - 88 человек (0,5%).


^ Выявляемость детей с нарушением интеллекта

Самое большое количество детей с нарушением интеллекта разной степени сложности выявлено психолого-медико-педагогическими комиссиями городов: Новокузнецка – 257 детей; Кемерово – 148 детей; г. Прокопьевск – 79 детей, Промышленновский р-он – 56 детей,

г. Белово – 45 детей; Таштагольский р-он – 44 ребёнка и т.д. (см. слайд)


^ Причины олигофрении

3 группы патогенных факторов, в результате которых возникают разные формы олигофрении:

1)Наследственно обусловленная олигофрения (т.е. детям передаётся интеллектуальная неполноценность их родителей);

- вредности, связанные с поражением генеративных клеток родителей вследствие воздействия химических веществ, из-за чего повышается уровень мутаций (н-р, это может быть ионизирующая радиация);

- хромосомные нарушения (б-нь Дауна, фенилкетонурия и т.д.)


2) вредности, действующие на плод во внутриутробном развитии.

- сердечно-сосудистые заболевания матери, б-ни почек, печени, заболевания крови, эндокринной системы;

- инфекционные б-ни матери (грипп, краснуха, гепатит, токсоплазмоз, сифилис);

- гормональный дисбаланс у женщины во время беременности;

- резус-конфликт;

- употребление алкоголя, применение лекарственных препаратов во время беременности.


3) вредности, действующие на ребёнка во время родов и в первые годы жизни ребёнка:

- недоношенность, стремительные роды, асфиксия в родах и механические травмы;

- нейроинфекции (энцефалиты, менингиты, менинго-энцефалиты);

- тяжёлые интоксикации;

- черепно-мозговые травмы и длительные истощающие соматические заболевания.


В МКБ-10 выделяется 4 степени умственной отсталости:

F 70 – лёгкая у/о, которая обозначена как «дебильность»;

F 71 – умеренная у/о и F 72 – тяжёлая у/о – обозначены как «имбецильность;

F 73 – глубокая у/о, «идиотия».


^ Обследование детей в психиатрических больницах

Обследование детей в психиатрических больницах осуществляется с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренном

«Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1


Психиатрические больницы, в составе которых имеются детские отделения: г. Новокузнецк (д/о на 80 к/мест); г. Кемерово – 80 к/мест; г. Ленинск-Кузнекцкий - 15 к/мест, г. Калтан – отделение для подростков (с 15 лет).


Детские психиатрические диспансеры имеются в г.г.: Белово, А-Судженск, Прокопьевск, Киселёвск, Междуреченск, Юрга и Юргинский р-он,

г. Берёзовский, г. Гурьевск, г. Мариинск.


Детские психиатрические кабинеты действуют в территориях: г. Топки,

г. Таштагол, г. Мыски, посёлках – Тяжин, Тисуль, Промышленная.


В 2012 году службой области на стац.обследование в психиатрические больницы было направлено 206 детей, что составляет 1% от общего кол-ва обратившихся детей.

Самое большое количество детей на стац.обследование направлено областной ПМПК – 63 ребёнка, что связано с конфликтными и диагностически сложными случаями в работе. ПМПК г. Кемерово направило в стационар 38 человек; г. Белово, г.Мыски – 13 детей и т.д. (см. слайд).


^ ДОУ для детей с нарушением интеллекта:


- ДОУ компенсирующего вида;

- ДОУ комбинированного вида;

- Специальный (коррекционный) детский дом;

- Дошкольные отделения при специальных (коррекционных) школах.

Территории:

г. Новокузнецк – 2 ДОУ компенсирующего вида, где получают специализированную помощь 112 детей;

г. Кемерово – 1 ДОУ комбинированного вида (63 ребёнка);

г. Белово – 2 гр. (30 детей);

г. Мариинск – 1 гр. (8 детей);

г. Юрга – 2 ребёнка с диагнозом F 70 (лёгкая у/о) посещают группу для детей с ЗПР по индивидуальным программам развития.

Подготовительные классы при С(К)ОШ VIII вида:

г. Новокузнецк - 4 подготовительных класса (48 детей с у/о).


Порядок комплектования специальных (коррекционных) ДОУ определён «Правилами о порядке организации деятельности дошкольных организаций РФ», утверждённый Приказом министерства образования и науки РФ № 708 от 10.07.2002 г.

Не подлежат приёму в ДОУ для детей с нарушениями интеллекта дети:

- с тяжёлой и глубокой у/о;

- с психопатоподобными расстройствами различного происхождения;

- с частыми судорожными приступами;

- с негрубой задержкой психического развития;

- страдающие заболеваниями, которые являются противопоказаниями для пребывания в д/с общего типа;

- с состояниями, при которых у/о сочетается с нарушениями слуха, зрения, ОДА (пребывают в соответствующих специализированных ДОУ).

В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста ( до 3-х лет и старше 3-х лет) и составляет:

- для детей с у/о лёг. ст.: до 3-х лет – 6 человек; старше 3-х лет – 10 человек.

- для детей с у/о умеренной – только в возрасте старше 3-х лет – 8 человек.


^ Дети-сироты дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

С 1985 года в области действует специальный (коррекционный) дошкольный детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в г.Ленинск-Кузнецкий, ул. Менделеева, 13.

Комплектование д/дома осуществляет Обл. ПМПК. В 2012 году 36 детей получили путёвки для дальнейшего обучения, воспитания и коррекции в С(К)ДДД VIII вида.


^ Дети со сложным дефектом дошкольного возраста.

Сложный дефект – это сочетание 2-х и более психических и (или) физических недостатков, подтверждённых в установленном порядке. Т.е. – это 2 и более значительных поражения функций организма.

Для детей со сложным дефектом создаются специальные группы в ДОУ компенсирующего или комбинированного вида, или дошкольные группы в С(К)ОУ I-VIII видов, где реализуются программы дошкольного образования. - г. Междуреченск - 2 гр./18 детей-инвалидов;

- Таштагольский р-он - 1 гр./ 9 детей);

- г. Полысаево - 1 гр./ 5 детей-инвалидов со сложным дефектом.

Деятельность групп для детей со сложным дефектом регламентирована:

1)Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 677 (с изменениями и дополнениями);

2) Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии I-VIII видов, утверждённым постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 (с изменениями и дополнениями).

Наполняемость групп для всех возрастных групп - до 5 человек (Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии I – VIII вида,

утверждено постановлением Правительства РФ 12.03.1997 г. № 288 (с изменениями и дополнениями)


В группы для детей со сложным дефектом зачисляются дети в возрасте 2-7 лет, имеющие 2 и более основных дефекта на основании заключения ПМПК с учётом профиля дошкольного учреждения и наиболее тяжёлого нарушения в развитии ребёнка.


^ Дети школьного возраста с нарушением интеллекта.


Для детей школьного возраста в каждой территории области, кроме г. Тайга, открыты специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида. На 1 сентября 2012 года у нас в области имеется 44 спец.школы для детей с нарушениями интеллекта, где обучается 5376 детей. В крупных городах, таких как Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск действуют по-нескольку спец.школ (см. слайд).

В г. Тайга при ООШ открыто 9 специальных (коррекционных) классов VIII вида.

Спец.классы VIII вида действуют в г. Топки (6 кл.), в Промышленновском р-не (4 кл.), что решило проблему с нехваткой мест в С(К)ОШ VIII вида. Всего в области имеется 19 спец.классов при массовых школах (2011 г. - 20 классов VIII вида).

Медицинскими противопоказаниями для обучения в С(К)ОУ VIII (классах) вида являются:

- тяжёлая и глубокая у/о;

- у/о с выраженными и стойкими психопатоподобными расстройствами;

- с дневными и частыми судорожными приступами эпилепсии;

- шизофрения в фазе обострения и злокачественным течением;

- со стойким энурезом и энкопрезом (для интернатных учреждений);

- состояния, при которых отклонения в психическом развитии связаны с первичными нарушениями функции слуха, зрения, речи, ОДА (эти дети подлежат обучению в С(К)ОУ, в специальных классах для детей со сложной структурой дефекта);

- ЗПР различного генеза.


^ Обучение на дому детей с у/о школьного возраста


Основанием для организации обучения на дому является справка врачебной комиссии (ВК) лечебно-профилактического учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) согласно Переченю заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, утверждённый Министерством просвещения РСФСР 08.07.1980 г № 281-М и Министерством здравоохранения РСФСР 28.07.1980 г. № 17-13-186, согласно МКБ -10.

Обучение детей на дому регламентируется Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

Обучение больного ребёнка на дому осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к месту жительства, с соблюдением положенных нормативов и норм, указанных в документах:

  1. письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

  2. постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

Самое большое количество детей, обучающихся на дому в г. Новокузнецк (129 детей); г. Прокопьевск (108 детей); Кемерово (44 ребёнка) и т.д. (см. слайд).


^ Обучающиеся со сложным дефектом

Обучение, воспитание и развитие детей со сложным дефектом, т.е. с нарушениями слуха, зрения, ОДА, у которых первичный дефект указанных функций сочетается с лёгкой и умеренной у/о, осуществляется в соответствующих специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида, III-IV и VI видов.

- г. А-Судженск, С(К)ОШИ №18, I вида - 5 классов, где обучается 28 детей со сложным дефектом;

- г.Новокузнецк, С(К)ОШИ № 38, II вида – 4 класса (24 ребёнка);

- г. Полысаево, С(К)ОШИ № 23, III-IV – 8 классов (20 детей);

- г. Кемерово, С(К)ОШ № 100, VI вида (41 ребёнок).

Наполняемость классов со сложной структурой дефекта для всех категорий детей составляет 5 человек.


^ Выпускники С(К)ОУ VIII вида

Письмо Минобразования РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6, где представлены «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углублённой трудовой подготовкой».

Согласно этих рекомендаций, в классы с углублённой трудовой подготовкой принимаются выпускники С(К)ОУ VIII вида по заключению ПМПК.

В области нет специальных школ, на базе которых были бы открыты 10-12 классы для выпускников. Поэтому, дети, успешно окончившие С(К)ОУ VIII вида и не имеющие соматических заболеваний, получают заключение обл.ПМПК – продолжить обучение в ПУ, в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

Выпускникам, имеющим заболевания (инвалидность) рекомендуется пройти дополнительное обследование у врачей с целью решения вопроса о профпригодности.

В 2012 году 130 выпускников школ VIII вида получили заключения областной ПМПК на обучение в ПУ, в спец.группе VIII вида. В 2011г. - 96 выпускникам.


^ Обучение, воспитание и реабилитация детей-инвалидов с глубокой у/о.

В соответствии с инструктивным письмом Министерства образования РФ от 14.12.2000 № 3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 № 48» рекомендовано в составе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида открывать классы, группы, группы продлённого дня для детей с глубокой у/о.

Главная цель коррекционно-воспитательной работы с этими детьми - приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды.

Специалистам ПМПК указано: «… неукоснительно соблюдать ст. 43 Конституции РФ и п.10. ст. 50 Закона РФ «Об образовании» при вынесении заключений детям-инвалидам с глубокой у/о, не допуская случаев, препятствующих осуществлению их права на образование».


В области, в 14 территориях действует 44 специальных (коррекционных) класса для детей с глубокой у/о:

г. Кемерово – 8 классов, где социализируется 46 детей-инвалидов;

г. Новокузнецк - 11 классов ( 77 детей);

г. Л-Кузнецкий – 5 кл. (46 детей-инвалидов) и т.д. (см. слайд).

Всего в области обучается 347 детей с тяжёлой и глубокой у/о.

Напоняемость классов для детей с глубокой у/о составляет 10 человек.


В некоторых территориях области, в учреждениях дополнительного образования для детей-инвалидов создаются учебные группы:

Промышленновский р-н, при ДДТ для детей и молодёжи создана учебная группа «Сувенир» по картонопластике для детей-инвалидов, в которой обучается 10 ребят с ОВЗ;

Промышленновский р-н - объединение «Вырастайка» для всестороннего развития детей дошкольного возраста, 2% из которых – дети-инвалиды;

г. Новокузнецк, при С(К)ОШ №78, VIII вида, действует Центр психолого-педагогического сопровождения «Особый ребёнок», где занимается 21 ребёнок-инвалид с глубокой у/о.


^ Реабилитация детей-инвалидов в системе здравоохранения

В системе здравоохранения для детей с нарушением интеллекта действуют детские психоневрологические санатории:

г. Новокузнецк - 3 санатория, г. Прокопьевск – 1 санаторий (см. слайд).


^ Реабилитация детей-инвалидов в учреждениях системы социальной защиты населения.

  • Детские дома-интернаты для умственно отсталых детей:

  1. Мысковский детский дом-интернат для у/о детей, где живут 367 детей-инвалидов с тяжёлой и глубокой у/о.

  2. Юргинский детский дом-интернат для у/о детей (160 детей-инвалидов);

  3. Мариинский психоневрологический интернат с отделением для у/о детей (60 детей с глубокой и тяжёлой у/о).




  • Другие учреждения системы социальной защиты населения:

  1. Реабилитационные центры для детей и подростков с ОВЗ (г.г.: Прокопьевск, Кемерово, А-Судженск, Мариинск);

  2. Центры социальной помощи семье и детям (г.г.: Междуреченск, Белово);

  3. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с отделениями для часто болеющих детей-инвалидов (Тяжинский р-он, Чебулинский р-н);

  4. Центры социальной и медицинской реабилитации детей и подростков с ОВЗ (г. Новокузнецк);

  5. Комплексный центр социального обслуживания населения (Новокузнецкий р-он).



^ Укомплектованность специалистами

По данным годового отчёта за 2012 год наилучшим образом обстоят дела с

- учителями-логопедами -100% укомплектованность специальных (коррекционных) учреждений (ДОУ, С(К)ОУ);

- педагогами-психологами – на 79%;

- медицинскими работниками – на 85%;

- учителями-дефектологами – на 37%.


^ Инклюзивное обучение


В переводе с французского «инклюзив» – включающий в себя. Это процесс развития общего образования; подразумевает доступность образования для всех детей (в плане приспособления условий обучения к различным их нуждам); обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.


Дети с у/о, которые обучаются в общеобразовательных школах инклюзивного типа, получают коррекционно-педагогическую поддержку в кабинетах психолого-педагогической коррекции. Таких школ на территории Кемеровской области пока нет.


Но в г. Новокузнецке есть средняя общеобразовательная школа №110, в уставе которой оговорены услуги, дающие право на инклюзивное обучение. Пока здесь, вместе с обычными детьми, обучаются только дети с ДЦП, не имеющие вторичных и сопутствующих нарушений (у/о, выраженных нарушений слуха, зрения, поведенческих нарушений).

Такая форма обучения является приоритетной по отношению к специальному классу и надомному обучению.


Т.О. в Кемеровской области для детей с ОВЗ, имеющих нарушения интеллекта, создана дифференцированная система специализированных учреждений, находящихся в ведомстве Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты населения.

Одно из основных направлений реформирования системы специального образования - создание единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Это позволит существенно улучшить развитие ребёнка и, тем самым, оказать решающее влияние на всю его дальнейшую жизнь. Поэтому упор должен быть сделан на систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, чтобы в дальнейшем эти дети могли обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных) школах, затраты на обучение в которых значительно выше.

В связи с этим, одна из главных задач специалистов ПМПК – своевременное выявление этих детей путём проведения комплексного, всестороннего обследования, подготовка соответствующих рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм дальнейшего обучения и воспитания. При этом необходимо помнить о том, что законодательную основу деятельности нашей службы составляют:

  1. Ст. 43 Конституции РФ

  2. Ст. 50 Закона РФ «Об образовании».

Кроме того, в наших полномочиях проводить информирование населения о проблемах детей данной категории, формировать в обществе толерантное отношение к детям с ОВЗ, обеспечивая равные права на получение образования.


Инфомацию подготовила Н.А. Катанакова, учитель-дефектолог ГУО КОПМПК.

Тел.: 8-(3842)-75-04-23.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Итоги деятельности пмпс за 2012 год icon Итоги науных научной деятельности сотрудников академии за 2011 год. Вуза за 2010 год и план научных

Итоги деятельности пмпс за 2012 год icon Итоги деятельности Академии наук рб в 2009 г. 1 Важнейшие итоги научно-исследовательских работ

Итоги деятельности пмпс за 2012 год icon Организационных мероприятий управления роспотребнадзора по республике бурятия на 2012 год индикативные

Итоги деятельности пмпс за 2012 год icon Итоги работы университетского комплекса в 2011 году и задачи коллектива на 2012 год

Итоги деятельности пмпс за 2012 год icon Итоги работы муниципальных учреждений здравоохранения города Ростова-на-Дону за 2011 год и задачи

Итоги деятельности пмпс за 2012 год icon Расписание организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в различных видах

Итоги деятельности пмпс за 2012 год icon Итоги III четверти 2011-2012 учебный год Движение учащихся в III четверти

Итоги деятельности пмпс за 2012 год icon Итоги деятельности за 2012год

Итоги деятельности пмпс за 2012 год icon Отчет о деятельности Отделения профилактической медицины рамн за 2012 год

Итоги деятельности пмпс за 2012 год icon 07. 12. 2012 Челябинский областной фонд омс подвел итоги диспансеризации в 2012 г

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы