|
Скачать 116.65 Kb.
|
Система оказания специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим нарушения интеллекта, в Кемеровской области. Итоги деятельности ПМПС за 2012 год. В 2012 году в психолого-медико-педагогическую службу области обратилось всего 18038 детей, что на 898 человек больше, чем в прошлом году (в 2010 году - 17891 ребёнок) I место по выявляемости занимают дети с речевой патологией - 9972 ребёнка, что составляет 55% от общего количества обратившихся детей. II место - дети с диагнозом «умственная отсталость» - 1867 детей, что составляет 10% от общего количества обследованных в 2012 г. III место – дети с диагнозом «Задержка психического развития» - 1176 человек (6%). IV место – дети с нарушением зрения на - 958 человек (5%). V место – дети с патологией опорно-двигательного аппарата - 399 человек, (2%). VI место – дети с диагнозом «социально-педагогическая запущенность» - 138 человек (0,8%). VII место - дети с патологией слуха - 88 человек (0,5%). ^ Самое большое количество детей с нарушением интеллекта разной степени сложности выявлено психолого-медико-педагогическими комиссиями городов: Новокузнецка – 257 детей; Кемерово – 148 детей; г. Прокопьевск – 79 детей, Промышленновский р-он – 56 детей, г. Белово – 45 детей; Таштагольский р-он – 44 ребёнка и т.д. (см. слайд) ^ 3 группы патогенных факторов, в результате которых возникают разные формы олигофрении: 1)Наследственно обусловленная олигофрения (т.е. детям передаётся интеллектуальная неполноценность их родителей); - вредности, связанные с поражением генеративных клеток родителей вследствие воздействия химических веществ, из-за чего повышается уровень мутаций (н-р, это может быть ионизирующая радиация); - хромосомные нарушения (б-нь Дауна, фенилкетонурия и т.д.) 2) вредности, действующие на плод во внутриутробном развитии. - сердечно-сосудистые заболевания матери, б-ни почек, печени, заболевания крови, эндокринной системы; - инфекционные б-ни матери (грипп, краснуха, гепатит, токсоплазмоз, сифилис); - гормональный дисбаланс у женщины во время беременности; - резус-конфликт; - употребление алкоголя, применение лекарственных препаратов во время беременности. 3) вредности, действующие на ребёнка во время родов и в первые годы жизни ребёнка: - недоношенность, стремительные роды, асфиксия в родах и механические травмы; - нейроинфекции (энцефалиты, менингиты, менинго-энцефалиты); - тяжёлые интоксикации; - черепно-мозговые травмы и длительные истощающие соматические заболевания. В МКБ-10 выделяется 4 степени умственной отсталости: F 70 – лёгкая у/о, которая обозначена как «дебильность»; F 71 – умеренная у/о и F 72 – тяжёлая у/о – обозначены как «имбецильность; F 73 – глубокая у/о, «идиотия». ^ Обследование детей в психиатрических больницах осуществляется с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренном «Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 Психиатрические больницы, в составе которых имеются детские отделения: г. Новокузнецк (д/о на 80 к/мест); г. Кемерово – 80 к/мест; г. Ленинск-Кузнекцкий - 15 к/мест, г. Калтан – отделение для подростков (с 15 лет). Детские психиатрические диспансеры имеются в г.г.: Белово, А-Судженск, Прокопьевск, Киселёвск, Междуреченск, Юрга и Юргинский р-он, г. Берёзовский, г. Гурьевск, г. Мариинск. Детские психиатрические кабинеты действуют в территориях: г. Топки, г. Таштагол, г. Мыски, посёлках – Тяжин, Тисуль, Промышленная. В 2012 году службой области на стац.обследование в психиатрические больницы было направлено 206 детей, что составляет 1% от общего кол-ва обратившихся детей. Самое большое количество детей на стац.обследование направлено областной ПМПК – 63 ребёнка, что связано с конфликтными и диагностически сложными случаями в работе. ПМПК г. Кемерово направило в стационар 38 человек; г. Белово, г.Мыски – 13 детей и т.д. (см. слайд). ^ - ДОУ компенсирующего вида; - ДОУ комбинированного вида; - Специальный (коррекционный) детский дом; - Дошкольные отделения при специальных (коррекционных) школах. Территории: г. Новокузнецк – 2 ДОУ компенсирующего вида, где получают специализированную помощь 112 детей; г. Кемерово – 1 ДОУ комбинированного вида (63 ребёнка); г. Белово – 2 гр. (30 детей); г. Мариинск – 1 гр. (8 детей); г. Юрга – 2 ребёнка с диагнозом F 70 (лёгкая у/о) посещают группу для детей с ЗПР по индивидуальным программам развития. Подготовительные классы при С(К)ОШ VIII вида: г. Новокузнецк - 4 подготовительных класса (48 детей с у/о). Порядок комплектования специальных (коррекционных) ДОУ определён «Правилами о порядке организации деятельности дошкольных организаций РФ», утверждённый Приказом министерства образования и науки РФ № 708 от 10.07.2002 г. Не подлежат приёму в ДОУ для детей с нарушениями интеллекта дети: - с тяжёлой и глубокой у/о; - с психопатоподобными расстройствами различного происхождения; - с частыми судорожными приступами; - с негрубой задержкой психического развития; - страдающие заболеваниями, которые являются противопоказаниями для пребывания в д/с общего типа; - с состояниями, при которых у/о сочетается с нарушениями слуха, зрения, ОДА (пребывают в соответствующих специализированных ДОУ). В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста ( до 3-х лет и старше 3-х лет) и составляет: - для детей с у/о лёг. ст.: до 3-х лет – 6 человек; старше 3-х лет – 10 человек. - для детей с у/о умеренной – только в возрасте старше 3-х лет – 8 человек. ^ С 1985 года в области действует специальный (коррекционный) дошкольный детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в г.Ленинск-Кузнецкий, ул. Менделеева, 13. Комплектование д/дома осуществляет Обл. ПМПК. В 2012 году 36 детей получили путёвки для дальнейшего обучения, воспитания и коррекции в С(К)ДДД VIII вида. ^ Сложный дефект – это сочетание 2-х и более психических и (или) физических недостатков, подтверждённых в установленном порядке. Т.е. – это 2 и более значительных поражения функций организма. Для детей со сложным дефектом создаются специальные группы в ДОУ компенсирующего или комбинированного вида, или дошкольные группы в С(К)ОУ I-VIII видов, где реализуются программы дошкольного образования. - г. Междуреченск - 2 гр./18 детей-инвалидов; - Таштагольский р-он - 1 гр./ 9 детей); - г. Полысаево - 1 гр./ 5 детей-инвалидов со сложным дефектом. Деятельность групп для детей со сложным дефектом регламентирована: 1)Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 677 (с изменениями и дополнениями); 2) Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии I-VIII видов, утверждённым постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 (с изменениями и дополнениями). Наполняемость групп для всех возрастных групп - до 5 человек (Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии I – VIII вида, утверждено постановлением Правительства РФ 12.03.1997 г. № 288 (с изменениями и дополнениями) В группы для детей со сложным дефектом зачисляются дети в возрасте 2-7 лет, имеющие 2 и более основных дефекта на основании заключения ПМПК с учётом профиля дошкольного учреждения и наиболее тяжёлого нарушения в развитии ребёнка. ^ Для детей школьного возраста в каждой территории области, кроме г. Тайга, открыты специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида. На 1 сентября 2012 года у нас в области имеется 44 спец.школы для детей с нарушениями интеллекта, где обучается 5376 детей. В крупных городах, таких как Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск действуют по-нескольку спец.школ (см. слайд). В г. Тайга при ООШ открыто 9 специальных (коррекционных) классов VIII вида. Спец.классы VIII вида действуют в г. Топки (6 кл.), в Промышленновском р-не (4 кл.), что решило проблему с нехваткой мест в С(К)ОШ VIII вида. Всего в области имеется 19 спец.классов при массовых школах (2011 г. - 20 классов VIII вида). Медицинскими противопоказаниями для обучения в С(К)ОУ VIII (классах) вида являются: - тяжёлая и глубокая у/о; - у/о с выраженными и стойкими психопатоподобными расстройствами; - с дневными и частыми судорожными приступами эпилепсии; - шизофрения в фазе обострения и злокачественным течением; - со стойким энурезом и энкопрезом (для интернатных учреждений); - состояния, при которых отклонения в психическом развитии связаны с первичными нарушениями функции слуха, зрения, речи, ОДА (эти дети подлежат обучению в С(К)ОУ, в специальных классах для детей со сложной структурой дефекта); - ЗПР различного генеза. ^ Основанием для организации обучения на дому является справка врачебной комиссии (ВК) лечебно-профилактического учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) согласно Переченю заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, утверждённый Министерством просвещения РСФСР 08.07.1980 г № 281-М и Министерством здравоохранения РСФСР 28.07.1980 г. № 17-13-186, согласно МКБ -10. Обучение детей на дому регламентируется Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Обучение больного ребёнка на дому осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к месту жительства, с соблюдением положенных нормативов и норм, указанных в документах:
Самое большое количество детей, обучающихся на дому в г. Новокузнецк (129 детей); г. Прокопьевск (108 детей); Кемерово (44 ребёнка) и т.д. (см. слайд). ^ Обучение, воспитание и развитие детей со сложным дефектом, т.е. с нарушениями слуха, зрения, ОДА, у которых первичный дефект указанных функций сочетается с лёгкой и умеренной у/о, осуществляется в соответствующих специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида, III-IV и VI видов. - г. А-Судженск, С(К)ОШИ №18, I вида - 5 классов, где обучается 28 детей со сложным дефектом; - г.Новокузнецк, С(К)ОШИ № 38, II вида – 4 класса (24 ребёнка); - г. Полысаево, С(К)ОШИ № 23, III-IV – 8 классов (20 детей); - г. Кемерово, С(К)ОШ № 100, VI вида (41 ребёнок). Наполняемость классов со сложной структурой дефекта для всех категорий детей составляет 5 человек. ^ Письмо Минобразования РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6, где представлены «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углублённой трудовой подготовкой». Согласно этих рекомендаций, в классы с углублённой трудовой подготовкой принимаются выпускники С(К)ОУ VIII вида по заключению ПМПК. В области нет специальных школ, на базе которых были бы открыты 10-12 классы для выпускников. Поэтому, дети, успешно окончившие С(К)ОУ VIII вида и не имеющие соматических заболеваний, получают заключение обл.ПМПК – продолжить обучение в ПУ, в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Выпускникам, имеющим заболевания (инвалидность) рекомендуется пройти дополнительное обследование у врачей с целью решения вопроса о профпригодности. В 2012 году 130 выпускников школ VIII вида получили заключения областной ПМПК на обучение в ПУ, в спец.группе VIII вида. В 2011г. - 96 выпускникам. ^ детей-инвалидов с глубокой у/о. В соответствии с инструктивным письмом Министерства образования РФ от 14.12.2000 № 3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 № 48» рекомендовано в составе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида открывать классы, группы, группы продлённого дня для детей с глубокой у/о. Главная цель коррекционно-воспитательной работы с этими детьми - приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Специалистам ПМПК указано: «… неукоснительно соблюдать ст. 43 Конституции РФ и п.10. ст. 50 Закона РФ «Об образовании» при вынесении заключений детям-инвалидам с глубокой у/о, не допуская случаев, препятствующих осуществлению их права на образование». В области, в 14 территориях действует 44 специальных (коррекционных) класса для детей с глубокой у/о: г. Кемерово – 8 классов, где социализируется 46 детей-инвалидов; г. Новокузнецк - 11 классов ( 77 детей); г. Л-Кузнецкий – 5 кл. (46 детей-инвалидов) и т.д. (см. слайд). Всего в области обучается 347 детей с тяжёлой и глубокой у/о. Напоняемость классов для детей с глубокой у/о составляет 10 человек. В некоторых территориях области, в учреждениях дополнительного образования для детей-инвалидов создаются учебные группы: Промышленновский р-н, при ДДТ для детей и молодёжи создана учебная группа «Сувенир» по картонопластике для детей-инвалидов, в которой обучается 10 ребят с ОВЗ; Промышленновский р-н - объединение «Вырастайка» для всестороннего развития детей дошкольного возраста, 2% из которых – дети-инвалиды; г. Новокузнецк, при С(К)ОШ №78, VIII вида, действует Центр психолого-педагогического сопровождения «Особый ребёнок», где занимается 21 ребёнок-инвалид с глубокой у/о. ^ В системе здравоохранения для детей с нарушением интеллекта действуют детские психоневрологические санатории: г. Новокузнецк - 3 санатория, г. Прокопьевск – 1 санаторий (см. слайд). ^
^ По данным годового отчёта за 2012 год наилучшим образом обстоят дела с - учителями-логопедами -100% укомплектованность специальных (коррекционных) учреждений (ДОУ, С(К)ОУ); - педагогами-психологами – на 79%; - медицинскими работниками – на 85%; - учителями-дефектологами – на 37%. ^ В переводе с французского «инклюзив» – включающий в себя. Это процесс развития общего образования; подразумевает доступность образования для всех детей (в плане приспособления условий обучения к различным их нуждам); обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Дети с у/о, которые обучаются в общеобразовательных школах инклюзивного типа, получают коррекционно-педагогическую поддержку в кабинетах психолого-педагогической коррекции. Таких школ на территории Кемеровской области пока нет. Но в г. Новокузнецке есть средняя общеобразовательная школа №110, в уставе которой оговорены услуги, дающие право на инклюзивное обучение. Пока здесь, вместе с обычными детьми, обучаются только дети с ДЦП, не имеющие вторичных и сопутствующих нарушений (у/о, выраженных нарушений слуха, зрения, поведенческих нарушений). Такая форма обучения является приоритетной по отношению к специальному классу и надомному обучению. Т.О. в Кемеровской области для детей с ОВЗ, имеющих нарушения интеллекта, создана дифференцированная система специализированных учреждений, находящихся в ведомстве Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты населения. Одно из основных направлений реформирования системы специального образования - создание единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Это позволит существенно улучшить развитие ребёнка и, тем самым, оказать решающее влияние на всю его дальнейшую жизнь. Поэтому упор должен быть сделан на систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, чтобы в дальнейшем эти дети могли обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных) школах, затраты на обучение в которых значительно выше. В связи с этим, одна из главных задач специалистов ПМПК – своевременное выявление этих детей путём проведения комплексного, всестороннего обследования, подготовка соответствующих рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм дальнейшего обучения и воспитания. При этом необходимо помнить о том, что законодательную основу деятельности нашей службы составляют:
Кроме того, в наших полномочиях проводить информирование населения о проблемах детей данной категории, формировать в обществе толерантное отношение к детям с ОВЗ, обеспечивая равные права на получение образования. Инфомацию подготовила Н.А. Катанакова, учитель-дефектолог ГУО КОПМПК. Тел.: 8-(3842)-75-04-23. |