|
Скачать 1.62 Mb.
|
Проект МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ С ТРАВМАТИЗМОМ В КЫРГЫЗСТАНЕ Бишкек - 2009 ВВЕДЕНИЕ По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно от преднамеренных и непреднамеренных травм в Европейском регионе погибает примерно 800 тысяч человек. Травмы, являются ведущей причиной смертности среди людей до 45 лет. Выжившим после травмы пострадавшим требуется экстренная медицинская помощь и после полученного лечения длительный период реабилитации [9]. Исследования показывают, что случаи, связанные с травматизмом, особенно дорожно-транспортным, непропорционально воздействуют на бедную и уязвимую категорию общества [8,11,14]. Большая часть потерпевших - это люди с низким уровнем доходов, которые лишены постоянной поддержки в случае долговременной травмы и имеют ограниченный доступ к экстренной помощи после несчастного случая [12]. Кроме того, во многих развивающихся странах стоимость оказания длительной медицинской помощи, утрата кормильца в семье, стоимость похорон и утрата дохода в результате инвалидности могут ввергнуть семьи в нищету [10]. Страновой отчет по анализу ситуации с травматизмом в Кыргызской Республике подготовлен в соответствии с техническим заданием ВОЗ при координации доктора Динеш Сети и доктора Оскона Молдокулова. Работа по подготовке странового отчета выполнена при поддержке Регионального офиса ВОЗ Европейского Центра по окружающей среде и здоровью, отдела по предотвращению насилия и травматизма. В настоящем отчете проведена оценка ситуации по травматизму в Кыргызской Республике, проведен анализ случаев травматизма за период с 2003 г. по 2007(8) годы, сделан обзор существующей политики и подготовлены рекомендации по улучшению ситуации с травматизмом. ********************************************************************************************************** ^ Министерство здравоохранения Кыргызской Республики выражает признательность и благодарность Европейскому Центру по окружающей среде и здоровью, отделу по предотвращению насилия и травматизма ЕРБ Всемирной организации здравоохранения, за оказанную техническую и финансовую поддержку при подготовке Странового отчета «Анализ ситуации с травматизмом в Кыргызской Республике» ********************************************************************************************************** ИСПОЛНИТЕЛИ
СОДЕРЖАНИЕ
^
^ Территория страны составляет 199,9 тыс.кв.км. Государственный язык: Кыргызский Официальный язык: Русский Столица: г.Бишкек В Кыргызской Республике административно-территориальное деление включает:
Численность населения на 1 января 2008 г. составляла 5 миллионов 252 тысяч человек, из них: женщин - 2 млн. 656,2 тыс. человек, мужчин - 2 млн.595,8 тыс.человек. Городское население составляет 35% , сельское население - 65% . Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении для девочек составляет 72,3 года, для мальчиков - 63,7 лет. Кыргызская Республика – горная страна, где более 80% территории расположено выше 1500 м. над уровнем моря (горы 94%, из них: высокие горы 70%, другие 24%, равнины 6%) [2,6]. Глоссарий Аварийная ситуация - ситуация, возникающая в процессе дорожного движения, при которой действие или бездействие участников движения создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия (4) ^ - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог (4). Травма- это ущерб, вызванный воздействием физической, термальной, химической или излучающей энергии ей, превышающей физиологические возможности организма. Травмы могут быть непреднамеренными, такие как дорожно-транспортные травмы, ожоги, падения, отравления и утопления, или они могут быть преднамеренными. Преднамеренные травмы могут быть вызваны использованием физической силы против кого-либо или насилием, которые могут стать причиной смерти, психического ущерба, неправильного развития. Преднамеренные травмы могут быть внутриличностными (насилие со стороны близкого партнера, насилие над малолетними, жестокое обращение с детьми или пожилыми), самоуправляемыми (суицид или самоповреждение) или коллективными (война) (1). ^ - травмы, полученные работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда (2). Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т.д. К ним относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. (2). Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) на дорогах в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое устройство, предназначенное для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.) (2) К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств) (2) ^ - несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера (2). Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и вызывающая необходимость социальной защиты (3). Насилие: применение физической силы или разного рода воздействий против себя, другого человека или группы, которое приводит к ранению, смерти, психологическому вреду или заболеванию (2). ___________________________________________________________________________ (1)- ВОЗ, техническое задание (2)- Wikipedia (3)- Классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальных экспертиз в Кыргызской Республике (4) Правила дорожного движения, Кыргызская Республика, 2009 ЧАСТЬ 1 ^ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 1.1 Источники данных по несмертельным и смертельным случаям травм В Кыргызской Республике сбор данных по несмертельным и смертельным травмам основан на государственной статистической отчетности, представляемых министерствами и ведомствами. ^ Лечебно-профилактические организации (стационары, ЦСМ, диспансеры и др.) Форма отчетности. Оценка уровней заболеваемости детей и взрослых травматизмом, в том числе дорожно-транспортным травматизмом (ДТТ) выполняется на основе отчетной формы №12 «Отчет о деятельности органов здравоохранения», утвержденной Постановлением Нацстаткомитета (НСК) КР №36 от 25.08.2003 г. и отчетной формой №14 «Отчет о деятельности стационаров». Первичные данные по состоянию заболеваемости и летальности из лечебно-профилактических организаций (ЛПО) в отчетных формах сформированы в соответствие с международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10). Данные по состоянию травматизма, согласно отчетных форм №12 и №14, представлены по локализации и типу травмы, а также в шифрах по МКБ-10 пересмотра. В частности,
С 2005 года в форму № 12 введен новый раздел для представления отчетности по числу лиц, подвергшихся насилию (семейному, физическому, психологическому, сексуальному) и обратившихся за помощь в лечебно-профилактические организации. Данные формируются по полу и возрасту потерпевших. ^ Отчеты, подготовленные каждой ЛПО на местах передаются в городские и/или областные медико-информационные центры (МИЦ), последние формируют сводные отчеты, которые затем передаются в республиканский медико-информационный центр (РМИЦ) Министерства здравоохранения КР. Отчеты представляются в виде твердой копии и по возможности в электронном формате. Следует отметить, что представление отчетов в электронном формате, на районном уровне не везде возможно, ввиду слабой материально-технической базы. МЗ КР сведения по состоянию здоровья населения (заболеваемость, смертность, инвалидность) представляет в виде сводного отчета в разрезе областей и районов в НСК КР. ^ Неотложную медицинскую помощь потерпевшим оказывают приемно-диагностические отделения и травматологических пунктов ЛПО. Случаи травм в зависимости от характера полученного повреждения регистрируются в журналах регистрации:
Данные о потерпевших с травмами криминального характера в обязательном порядке передаются в соответствующие городские /районные отделы внутренних дел (ГоРОВД / РОВД) МВД КР. В случае укушенной раны сведения о потерпевших после регистрации передаются в соответствующий центр карантинных и особо опасных инфекций (ЦКООИ) МЗ КР. В журналах регистрации отмечаются персональные данные потерпевшего (фамилия, имя, отчество, пол, возраст), адрес проживания, место получения травмы, предварительный диагноз, проведенные мероприятия по оказанной помощи, в какую организацию передана информация (в зависимости от причины получения травмы) и фамилия лица, принявшего сообщение о потерпевшем. Экстренная информация о потерпевших в результате травмы передается в виде телефонограммы круглосуточно. ^ Бюро судебно-медицинской экспертизы (БСМЭ) осуществляет анализ данных о потерпевших, обвиняемых и других лицах, получивших направление из судебно-следственных органов. Данные о судебно-медицинской экспертизе (СМЭ) анализируются на основе ведомственной отчетной формы №42 «Отчет судебно-медицинского эксперта бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденной НСК №52 от 21.07.1997. Данные экспертиз с районного и/или городского уровней представляются судебно-медицинскими экспертами в соответствующие территориальные управления БСМЭ и Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы. Отчет за истекший год должен быть представлен к 5 января текущего года. Статистическая оценка деятельности бюро судебно-медицинской экспертизы (эксперта) производится на основании данных:
Министерство внутренних дел Кыргызской Республики (МВД КР) В структуре Министерства внутренних дел КР имеется информационно-аналитический центр МВД КР и Главное управление безопасности дорожного движения МВД КР (ГУБДД МВД КР), которые занимаются вопросами учета и отчетности, анализа, профилактики травматизма и дорожно-транспортных происшествий. ^ Форма отчетности. Данные по количеству лиц, доставленных с травмами криминального характера в лечебно-профилактические организации вносятся в отчетную форму ВЦП № 1 Министерства внутренних дел КР. Межрегиональные отчеты по состоянию травматизма поступают в информационно-аналитический центр МВД КР 8 числа каждого месяца. Помимо этого каждый регион и город республиканского подчинения отчитывается за прошедший год в начале января текущего года. С 2006 года, также ведется ведомственная статистическая отчетность, утвержденная приказом МВД КР №388 от 7.10.2004г о зарегистрированных случаях семейного насилия. Отчетность по семейному насилию представляется ежеквартально органами внутренних дел в территориальные органы государственной статистики. Статистические формы отчетности включают сведения: - о зарегистрированных случаях семейного насилия с выдачей временного охранного ордера; - о лицах, совершивших семейное насилие и получивших временные охранные ордера; - о пострадавших от семейного насилия и получивших временные охранные ордера; - о степени родства получивших временные охранные ордера; - о лицах, совершивших преступления вследствие семейного насилия; - о лицах, пострадавших от уголовных преступлений, совершенных вследствие семейного насилия; - по уголовным делам, возбужденным вследствие семейного насилия. ^ Сбор и анализ данных по состоянию травматизма среди пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) проводится Главным управлением безопасности дорожного движения МВД КР. При ГУБДД МВД КР имеется Центр учета, анализа и профилактики (ЦУАП) МВД КР, который занимается проблемой информационного мониторинга данных и профилактикой ДТП. Все региональные отделы по профилактике ДТП представляют в Центр учета, анализа и профилактики МВД КР информацию в соответствии с ведомственными отчетными формами:
Информация о ДТП ежемесячно собирается на всех уровнях (районного, городского, областного) отделов по профилактике дорожно-транспортных происшествий и затем передается на республиканский уровень. ^ В структуре Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики имеется Аварийно-спасательная служба, Главное управление противопожарной службы и Государственная инспекция по надзору за промышленной безопасностью и горному надзору МЧС КР (Госгортехнадзор). Информация о чрезвычайных ситуациях (ЧС), их последствиях и количестве лиц, пострадавших в результате чрезвычайных происшествий, формируется в виде справок и отчетов Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. Информация о масштабах чрезвычайной ситуации происшествия представляется с места возникновения каждой в Межведомственную комиссию Кыргызской Республики по чрезвычайным ситуациям (МВК по ЧС КР). МВК по ЧС КР координирует деятельность всех министерств, ведомств, местных госадминистраций по вопросам ликвидации и предупреждения ЧС в КР. Сведения о работе межведомственной комиссии более подробно будет рассмотрен в разделе 3. В соответствии с Законом КР от 24.02.2000 г. №45 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Отчетность Структурными подразделениями МЧС КР такими как Главное управление противопожарной службы МЧС КР, Аварийно-спасательная службы и Госгортехнадзор информация о происшествиях ЧС представляется ежегодно в виде отчетов и справок, следует отметить, что утвержденной формы государственной статистической отчетности не имеется. ^ Согласно Положения, утвержденного Указом Президента КР от 11 июля 2007 года УП №335 Национальный статистический комитет осуществляет сбор, обработку, анализ и распространение статистической информации о массовых экономических, социальных, демографических, экологических явлениях и процессах, происходящих в Кыргызской Республике и ее регионах. Одной из функций НСК является обеспечение распространения статистической информации, издание в соответствии с утверждаемой Правительством Кыргызской Республики Программой статистических работ статистических сборников, публикаций, бюллетеней, обзоров, экспресс-информаций и т.п., проведение пресс-конференций. При НСК имеется Информационно-вычислительный центр, который собирает, обобщает поступившие данные. Данные по производственному травматизму представляются в соответствие с государственной статистической формой №7 «О травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях и материальных затратах связанных с ними» в территориальный орган государственной статистики по месту нахождения предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовой формы хозяйствования, собственности, подчиненности. Срок представления годового отчета к 15 января текущего года. Фиксирование каждого случая производственного травматизма с расследованием причин и принятием профилактических мер производится инспекторами Государственной инспекции по надзору за промышленной безопасностью и горному надзору МЧС КР совместно с техническими инспекторами труда федерации профсоюзов КР. ^ Республиканский, областные, городские, районные бюро ЗАГСов собирают и анализируют первичные данные о смертности на основе «медицинского свидетельства о смерти к форме №106/у». Свидетельства о смерти выдаются лечебными организациями, паталогоанатомическими отделениями и бюро судебно-медицинской экспертизы, которые регистрируются в районных или городских отделениях архивов ЗАГСа. Полученные данные представляются в виде государственной отчетности в соответствие с формой С51 «Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти» в НСК. Сводные данные по смертельным случаям по причинам представлены также в годовой отчетной форме №12 «Отчет о деятельности органов здравоохранения (ЦСМ, диспансера, ГСВ) и в годовой форме №14 «Отчет о деятельности стационаров». ^ Отчет о медицинском наблюдении инвалидов, согласно ведомственной статистической отчетности, по форме №12-3, утвержденной НСК представляют учреждения амбулаторно-профилактического профиля (ЦСМ). Данные собираются в областных медико-информационных центрах, которые затем представляют отчеты в МЗ КР. ^ В структуре Министерства труда и социального развития КР имеется Центр Медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (МСЭ РИ) с территориальными подразделениями. Ведомственная статистическая форма отчетности по статистике инвалидности, утвержденная НСК, ведется для взрослого населения согласно годовой отчетной форме № 7 и для детского населения – по форме № 7Д. Центр Медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов представляет информацию по случаям травм, приведших к инвалидности. На основе анализа причин инвалидности и смертности МЗ КР, МТСР КР, ГУБДД МВД КР разрабатываются профилактические меры для снижения тяжести последствий от травматизма. ^
Неправительственные организации В Кыргызской Республике неправительственными организациями были проведены исследования по изучению проблемы насилия. Городская детская клиническая больница скорой медицинской помощи, при технической поддержке ВОЗ, проводила исследования по изучению «Синдрома жестокого обращения с детьми» за период с 1999 г.-2003 г. ^ в 2004 году, по заказу Секретариата по вопросам женщин, семьи и гендерного развития Администрации Президента КР, в рамках проекта «На пути к ненасилию» и при финансовой поддержке регионального проекта Женского фонда ООН «Искоренение насилия в отношении женщин в Центральной Азии» был проведен анализ состояния проблемы семейного насилия и эффективности мер, предпринимаемых в Кыргызстане. Исследование было направлено на изучение насилия в семье, причин возникновения, анализа общественного отношения к данной проблеме, критериев эффективности действий по уменьшению семейного насилия и пути, направленные на уменьшение этой проблемы. Основными причинами насилия, по результатам исследования, в семье стали социально–экономические и социокультурные причины. В условиях постоянно повторяющихся случаев насилия, жертвы вырабатывают установку «адаптации» (психология жертвы) которая передается по наследству от родителей к детям, в виде ценности и устойчивой модели поведения. Семейное насилие в КР имеет свои особенности. В основе проблемы лежат исторически сформировавшиеся ценности патриархальной семьи, ее закрытость, неравное, зависимое положение женщины в семье и обществе [5]. ^ (United Nations Population Fund UNFPA) в 2008 году был подготовлен отчет «Violence Against Women in Kyrgyzstan» / «Оценка проблемы насилия над женщинами в Кыргызской Республике». В отчете отражены формы и случаи жестокого обращения с женщинами, группы риска, а также существующие стратегии и законодательство, направленное на профилактику насилия и определены приоритетные направления [13]. Следует отметить, что количество исследований по изучению проблемы травматизма и насилия в Кыргызской Республике крайне недостаточно, что обусловлено отсутствием национальной стратегии по предупреждению травматизма и насилия, а также недостаточным финансированием. Таким образом, анализ данных по обзору информационной системы по проблеме травматизма в Кыргызской Республике свидетельствует о том, что сбор и анализ случаев травматизма и насилия ведется многими министерствами и ведомствами КР. Однако, следует отметить, что учет, сбор и анализ информации ведется преимущественно на основе бумажных носителей, недостаточно широко применяются современные информационные технологии для ведения электронных форматов отчетности и обмена информацией. |