Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане icon

Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане





Скачать 1.62 Mb.
Название Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане
страница 1/6
Дата 05.05.2013
Размер 1.62 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6
Проект


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


АНАЛИЗ СИТУАЦИИ С ТРАВМАТИЗМОМ В КЫРГЫЗСТАНЕ


Бишкек - 2009

ВВЕДЕНИЕ


По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно от преднамеренных и непреднамеренных травм в Европейском регионе погибает примерно 800 тысяч человек. Травмы, являются ведущей причиной смертности среди людей до 45 лет. Выжившим после травмы пострадавшим требуется экстренная медицинская помощь и после полученного лечения длительный период реабилитации [9].


Исследования показывают, что случаи, связанные с травматизмом, особенно дорожно-транспортным, непропорционально воздействуют на бедную и уязвимую категорию общества [8,11,14]. Большая часть потерпевших - это люди с низким уровнем доходов, которые лишены постоянной поддержки в случае долговременной травмы и имеют ограниченный доступ к экстренной помощи после несчастного случая [12]. Кроме того, во многих развивающихся странах стоимость оказания длительной медицинской помощи, утрата кормильца в семье, стоимость похорон и утрата дохода в результате инвалидности могут ввергнуть семьи в нищету [10].


Страновой отчет по анализу ситуации с травматизмом в Кыргызской Республике подготовлен в соответствии с техническим заданием ВОЗ при координации доктора Динеш Сети и доктора Оскона Молдокулова.

Работа по подготовке странового отчета выполнена при поддержке Регионального офиса ВОЗ Европейского Центра по окружающей среде и здоровью, отдела по предотвращению насилия и травматизма.


В настоящем отчете проведена оценка ситуации по травматизму в Кыргызской Республике, проведен анализ случаев травматизма за период с 2003 г. по 2007(8) годы, сделан обзор существующей политики и подготовлены рекомендации по улучшению ситуации с травматизмом.


**********************************************************************************************************


^ ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ


Министерство здравоохранения Кыргызской Республики выражает признательность и благодарность Европейскому Центру по окружающей среде и здоровью, отделу по предотвращению насилия и травматизма ЕРБ Всемирной организации здравоохранения, за оказанную техническую и финансовую поддержку при подготовке Странового отчета «Анализ ситуации с травматизмом в Кыргызской Республике»


**********************************************************************************************************


ИСПОЛНИТЕЛИ


Координаторы




Представители ВОЗ




Динеш Сети

Руководитель отдела по предотвращению насилия и травматизма Регионального офиса ВОЗ Европейского Центра по окружающей среде и здоровью




О.А. Молдокулов

Руководитель Странового офис ВОЗ в Кыргызской Республике

Национальный координатор

С.Ш.Тойматов, к.м.н.

Министерство здравоохранения КР

Управление организации медицинской помощи МЗКР

Исполнительная группа




Е.Е.Тен, к.м.н.

Научно-производственное объединение «Профилактическая медицина» МЗ КР




А.Т. Мурзаева

Республиканский медико-информационный центр МЗ КР




М.К. Джолочиева

Научно-производственное объединение «Профилактическая медицина» МЗ КР

Члены межведомственной рабочей группы




О.Т. Касымов, директор

Научно-производственное объединение «Профилактическая медицина» МЗ КР




Б.Т. Орозбеков, начальник

Информационно-аналитический отдел, МВД КР




К.А. Омурбаев, специалист научно-исследовательского

центра исследований, ГУБДД МВД КР




Душалиев А.К., начальник

Центр учета, анализа и профилактики, ГУБДД МВД КР




С.С. Мамбетова, гл.специалист МОН КР




А.М. Калиева, врач-эксперт

Центр Медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, МТ и СР КР




Ч. Чекирова, ведущий специалист

МЧС




Ф.Шин, инспектор труда

Федерация профсоюзов КР




А. Шамбеталиев, врач-травматолог

Национальный госпиталь, МЗ КР




М.Н. Жороев, заведующий травматологическим пунктом, к.м.н.

ДГКБ СМП




Ч.Н. Изабеков, заведующий травматологическим отделением 3

БНИЦТО




Б.С. Кулиев, ученый секретарь,

БНИЦТО




Азамат Мансур, врач-травматолог,

ЧООБ




М.А.Шаршекеев, ведущий специалист,

БТУ ФОМС




Т.А. Джакыпакунов, судмедэксперт,

^ РБСМЭ МЗ КР

Консультант

по подготовке отчета

А.А. Шаршенова, д.м.н.

Научно-производственное объединение «Профилактическая медицина» МЗ КР

СОДЕРЖАНИЕ





Стр.

Аббревиатуры и сокращения

4

Краткая географическо-природная и демографическая характеристика Кыргызской Республики

6

Глоссарий


6

ЧАСТЬ 1

Обзор информационной системы по травматизму в Кыргызской Республике

9

1.1.

Источники данных по несмертельным и смертельным случаям травм

9

1.2.

Источники данных по состоянию инвалидности, приобретенной вследствие травматизма

13

1.3.

Основные исследования, выполненные по проблеме травматизма в Кыргызской Республике

13










ЧАСТЬ 2

Анализ ситуации случаев различных видов травм в Кыргызской Республике

16

2.1.

Анализ случаев травматизма и насилия среди населения

16

2.1.1.

Травматизм в общей структуре заболеваемости населения

16

2.1.2.

Анализ ситуации с производственным травматизмом

21

2.1.3.

Анализ ситуации с травмами криминального характера

24

2.1.4.

Анализ данных по насилию

26

2.1.5.

Выборочные исследования по анализу структуры травматизма

29

2.2.

Анализ случаев травматизма, связанных с чрезвычайными происшествиями

33

2.3.

Анализ ситуации с дорожно-транспортным травматизмом

34

2.4.

Оценка показателей смертности от травм и отравлений

40

2.5.

Анализ показателей инвалидности и травматизма

43

2.6.

Расчет экономического ущерба от травматизма

44

2.7.

Анализ работы службы экстренной медицинской помощи


46

2.7.1.

Программы и курсы обучения для специалистов оперативного реагирования

48










ЧАСТЬ 3

Обзор существующей политики по проблеме травматизма. роль и обязательства

49

3.1.

Государственный сектор

49

3.1.1.

Роль различных министерств и ведомств в предотвращении травм

49

3.1.2.

Роль сектора здравоохранения

51

3.2.

Неправительственный сектор

52

3.3.

Роль межсекторальных и межведомственных комитетов по предотвращению травм и чрезвычайных ситуаций

53

3.4.

Нормативно-правовая основа (законодательство) в отношении безопасности дорожного движения, предотвращения травматизма и насилия

55

3.4.1.

Основные нормативные и правовые документы по профилактике травматизма и насилия

55

3.4.2.

Документы, регулирующие безопасность дорожного движения

57

3.4.3.

Нормативные и правовые документы в отношении предотвращения насилия

58

3.5.

Международное сотрудничество в области профилактики травматизма и насилия

58

3.6.

Стратегии и мероприятия по предотвращению травматизма

59

3.6.1.

Планы и программы по профилактике и снижению травматизма и насилия

59

3.6.2.

Примеры успешной реализации акций по профилактике травматизма

60










ЧАСТЬ 4

Рекомендации сектора здравоохранения

61




Литература

63




Приложения




^ АББРЕВИАТУРЫ И СОКРАЩЕНИЯ



АМТС

Автомотранспортные средства

БНИЦТО

Бишкекский научно-исследовательский центр травматологии и ортопедии

БСМЭ

Бюро судебно-медицинской экспертизы

БТУ ФОМС

Бишкекское территориальное управление ФОМС

ВВП

Внутренний валовый продукт

ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения

^ ГАООСЛХ П

Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству при Правительстве КР




Городская детская клиническая больница

РОВД

Районный отдел внутренних дел

ГСВ

Группа семейных врачей

ГУБДД

Главное управление безопасности дорожного движения

ДБ

Дорожная безопасность

ДГКБ

Детская городская клиническая больница

ДТП

Дорожно-транспортное происшествие

ДТТ

Дорожно-транспортный травматизм

КАОЗ

Кыргызская ассоциация общественного здравоохранения

КР

Кыргызская Республика

ЛПО

Лечебно-профилактическая организация

МВД

Министерство внутренних дел

МВК

Межведомственная комиссия

МВК КР по ЧС

Межведомственная комиссия Кыргызской Республики по чрезвычайным ситуациям

МЗ

Министерство здравоохранения

МИЦ

Медико-информационный центр

МКБ-10

Международная классификация болезней десятого пересмотра

МОН

Министерство образования и науки КР

МПС

Мочеполовая система

МСЭиРИ

Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов

МТК

Министерство транспорта и коммуникаций

МТСР

Министерство труда и социального развития

МЧС

Министерство чрезвычайных ситуаций

НГ

Национальный госпиталь

НПО

Неправительственная организация

НПО «ПМ»

Научно-производственное объединение

«Профилактическая медицина»

НСК

Национальный статистический комитет

НТТП

Нанесение тяжких телесных повреждений

ОВД

Органы внутренних дел

ООН

Организация объединенных наций

П КР

Правительство Кыргызской Республики

ПЛУАД

Производственно-линейное управление автомобильных дорог

ПТН

Предупреждение травматизма и насилия

РМИЦ

Республиканский медико-информационный центр

СМП

Скорая медицинская помощь

СМЭ

Судебно-медицинская экспертиза

СНГ

Страны независимых государств

ФОМС

Фонд обязательного медицинского страхования

ФПК

Федерация профсоюзов Кыргызстана

ЦК и ООИ

Центр карантинных и особо опасных инфекций

ЦСМ

Центр семейной медицины

^ ЦУАП ГУБДД

Центр учета, анализа и профилактики ГУБДД

ЧМТ

Черепно-мозговая травма

ЧООБ

Чуйская областная объединенная больница

ЧС

Чрезвычайная ситуация

ЮИДД

Юные инспектора дорожного движения

CEDAW

 Конвенция по устранению всех форм дискриминации в отношении женщин

UNFPA

United Nations Population Fund

WHO

World Health Organization



^ Краткая географическо-природная и демографическая характеристика Кыргызской Республики


Территория страны составляет 199,9 тыс.кв.км.

Государственный язык: Кыргызский

Официальный язык: Русский

Столица: г.Бишкек

В Кыргызской Республике административно-территориальное деление включает:

  • 7 областей: Баткенская, Жалал-Абатская, Ысык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская;

  • 25 городов, из них, 2 республиканского значения (г.Бишкек и г.Ош);

  • 28 поселков городского типа;

  • 444 айыл-окмоту (сельских округов).

Численность населения на 1 января 2008 г. составляла 5 миллионов 252 тысяч человек, из них: женщин - 2 млн. 656,2 тыс. человек, мужчин - 2 млн.595,8 тыс.человек.

Городское население составляет 35% , сельское население - 65% .

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении для девочек составляет 72,3 года, для мальчиков - 63,7 лет.

Кыргызская Республика – горная страна, где более 80% территории расположено выше 1500 м. над уровнем моря (горы 94%, из них: высокие горы 70%, другие 24%, равнины 6%) [2,6].


Глоссарий

Аварийная ситуация - ситуация, возникающая в процессе дорожного движения, при которой действие или бездействие участников движения создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия (4)

^ Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог (4).


Травма- это ущерб, вызванный воздействием физической, термальной, химической или излучающей энергии ей, превышающей физиологические возможности организма.

Травмы могут быть непреднамеренными, такие как дорожно-транспортные травмы, ожоги, падения, отравления и утопления, или они могут быть преднамеренными.

Преднамеренные травмы могут быть вызваны использованием физической силы против кого-либо или насилием, которые могут стать причиной смерти, психического ущерба, неправильного развития. Преднамеренные травмы могут быть внутриличностными (насилие со стороны близкого партнера, насилие над малолетними, жестокое обращение с детьми или пожилыми), самоуправляемыми (суицид или самоповреждение) или коллективными (война) (1).

^ Производственные травмы - травмы, полученные работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда (2).

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т.д. К ним относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. (2).


Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) на дорогах в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое устройство, предназначенное для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.) (2)


К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств) (2)


^ Травматизм спортивный - несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера (2).


Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и вызывающая необходимость социальной защиты (3).

Насилие: применение физической силы или разного рода воздействий против себя, другого человека или группы, которое приводит к ранению, смерти, психологическому вреду или заболеванию (2).

___________________________________________________________________________

(1)- ВОЗ, техническое задание

(2)- Wikipedia

(3)- Классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальных экспертиз в Кыргызской Республике

(4) Правила дорожного движения, Кыргызская Республика, 2009

ЧАСТЬ 1

^ ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ТРАВМАТИЗМУ В

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


1.1 Источники данных по несмертельным и смертельным случаям травм


В Кыргызской Республике сбор данных по несмертельным и смертельным травмам основан на государственной статистической отчетности, представляемых министерствами и ведомствами.


^ Министерство здравоохранения Кыргызской Республики (МЗ КР)


Лечебно-профилактические организации (стационары, ЦСМ, диспансеры и др.) Форма отчетности. Оценка уровней заболеваемости детей и взрослых травматизмом, в том числе дорожно-транспортным травматизмом (ДТТ) выполняется на основе отчетной формы №12 «Отчет о деятельности органов здравоохранения», утвержденной Постановлением Нацстаткомитета (НСК) КР №36 от 25.08.2003 г. и отчетной формой №14 «Отчет о деятельности стационаров». Первичные данные по состоянию заболеваемости и летальности из лечебно-профилактических организаций (ЛПО) в отчетных формах сформированы в соответствие с международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10).


Данные по состоянию травматизма, согласно отчетных форм №12 и №14, представлены по локализации и типу травмы, а также в шифрах по МКБ-10 пересмотра. В частности,

  • травмы ЦНС – код строки отчетной формы 19.1.1, что соответствует шифрам МКБ-10: S06, S14, S24, S34, T06, T09;

  • переломы – код строки 19.1.2, шифры: S02, S12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92 T02, T10;

  • попытка самоубийства, суицид – код строки 19.4, шифр: Z91.5;

  • травмы, которые впервые зарегистрированы в отчетном году среди детей, а также взрослых и подростков представлены в разделе 5.0.


С 2005 года в форму № 12 введен новый раздел для представления отчетности по числу лиц, подвергшихся насилию (семейному, физическому, психологическому, сексуальному) и обратившихся за помощь в лечебно-профилактические организации. Данные формируются по полу и возрасту потерпевших.


^ Схема передачи и представления отчетов. Отчеты, подготовленные каждой ЛПО на местах передаются в городские и/или областные медико-информационные центры (МИЦ), последние формируют сводные отчеты, которые затем передаются в республиканский медико-информационный центр (РМИЦ) Министерства здравоохранения КР. Отчеты представляются в виде твердой копии и по возможности в электронном формате. Следует отметить, что представление отчетов в электронном формате, на районном уровне не везде возможно, ввиду слабой материально-технической базы.

МЗ КР сведения по состоянию здоровья населения (заболеваемость, смертность, инвалидность) представляет в виде сводного отчета в разрезе областей и районов в НСК КР.


^ Информация о неотложной медицинской помощи

Неотложную медицинскую помощь потерпевшим оказывают приемно-диагностические отделения и травматологических пунктов ЛПО. Случаи травм в зависимости от характера полученного повреждения регистрируются в журналах регистрации:

  • «Журнал регистрации потерпевших в дорожно-транспортном происшествии».

  • «Журнал регистрации избитых больных»

  • «Журнал регистрации синдрома жестокого обращения»

  • «Журнал регистрации укушенных ран»

Данные о потерпевших с травмами криминального характера в обязательном порядке передаются в соответствующие городские /районные отделы внутренних дел (ГоРОВД / РОВД) МВД КР.

В случае укушенной раны сведения о потерпевших после регистрации передаются в соответствующий центр карантинных и особо опасных инфекций (ЦКООИ) МЗ КР.


В журналах регистрации отмечаются персональные данные потерпевшего (фамилия, имя, отчество, пол, возраст), адрес проживания, место получения травмы, предварительный диагноз, проведенные мероприятия по оказанной помощи, в какую организацию передана информация (в зависимости от причины получения травмы) и фамилия лица, принявшего сообщение о потерпевшем. Экстренная информация о потерпевших в результате травмы передается в виде телефонограммы круглосуточно.


^ Информация о судебно-медицинской экспертизе

Бюро судебно-медицинской экспертизы (БСМЭ) осуществляет анализ данных о потерпевших, обвиняемых и других лицах, получивших направление из судебно-следственных органов. Данные о судебно-медицинской экспертизе (СМЭ) анализируются на основе ведомственной отчетной формы №42 «Отчет судебно-медицинского эксперта бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденной НСК №52 от 21.07.1997. Данные экспертиз с районного и/или городского уровней представляются судебно-медицинскими экспертами в соответствующие территориальные управления БСМЭ и Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы.

Отчет за истекший год должен быть представлен к 5 января текущего года. Статистическая оценка деятельности бюро судебно-медицинской экспертизы (эксперта) производится на основании данных:

  • количества экспертиз живых лиц,

  • числа трупов, подвергшихся экспертизе,

  • судебно-медицинской экспертизы по материалам тела,

  • работы судебно-медицинской лаборатории

  • работы медико-криминалистического отделения.



Министерство внутренних дел Кыргызской Республики (МВД КР)


В структуре Министерства внутренних дел КР имеется информационно-аналитический центр МВД КР и Главное управление безопасности дорожного движения МВД КР (ГУБДД МВД КР), которые занимаются вопросами учета и отчетности, анализа, профилактики травматизма и дорожно-транспортных происшествий.


^ Информационно-аналитический центр МВД КР

Форма отчетности.

Данные по количеству лиц, доставленных с травмами криминального характера в лечебно-профилактические организации вносятся в отчетную форму ВЦП № 1 Министерства внутренних дел КР. Межрегиональные отчеты по состоянию травматизма поступают в информационно-аналитический центр МВД КР 8 числа каждого месяца. Помимо этого каждый регион и город республиканского подчинения отчитывается за прошедший год в начале января текущего года.

С 2006 года, также ведется ведомственная статистическая отчетность, утвержденная приказом МВД КР №388 от 7.10.2004г о зарегистрированных случаях семейного насилия. Отчетность по семейному насилию представляется ежеквартально органами внутренних дел в территориальные органы государственной статистики. Статистические формы отчетности включают сведения:

- о зарегистрированных случаях семейного насилия с выдачей временного охранного ордера;

- о лицах, совершивших семейное насилие и получивших временные охранные ордера;

- о пострадавших от семейного насилия и получивших временные охранные ордера;

- о степени родства получивших временные охранные ордера;

- о лицах, совершивших преступления вследствие семейного насилия;

- о лицах, пострадавших от уголовных преступлений, совершенных вследствие семейного насилия;

- по уголовным делам, возбужденным вследствие семейного насилия.


^ Главное управление безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Кыргызской Республики (ГУБДД МВД КР)


Сбор и анализ данных по состоянию травматизма среди пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) проводится Главным управлением безопасности дорожного движения МВД КР. При ГУБДД МВД КР имеется Центр учета, анализа и профилактики (ЦУАП) МВД КР, который занимается проблемой информационного мониторинга данных и профилактикой ДТП.


Все региональные отделы по профилактике ДТП представляют в Центр учета, анализа и профилактики МВД КР информацию в соответствии с ведомственными отчетными формами:

  • ф. ДТП-1 «Данные о состоянии аварийности по КР», данные о количестве ДТП, в т.ч. в нетрезвом состоянии водителей, данные о количестве погибших и раненных людей;

  • ф. ДТП-2 «Детский травматизм в ДТП»;

  • ф. ДТП-12 «Сведения о ДТП (по видам происшествия)»;

  • ф. ДТП-14, ДТП-15, ДТП-34 – эти формы включают сведения о «Данных по ДТП по месяцам», соответственно «… дням недели» и «… времени суток»,

  • ф. ДТП-38 «Сведения о дорожно-транспортных происшествиях» - в форме дана количественная характеристика случаев ДТП, совершенных в темное время суток; по вине водителей какого вида транспортного средства произошло ДТП; по вине водителей, не имеющих водительских удостоверений и ДТП, произошедших по вине других участников дорожного движения и т.д.;

  • ф. ДТП-40 «Сведения об аварийности по причине неудовлетворительных дорожных условий»;

  • ф. ДТП-43 «Сведения о ДТП по вине водителей по причинам» - в форме дано описание причин ДТП, произошедших по вине водителей со спецификацией вида транспорта.

Информация о ДТП ежемесячно собирается на всех уровнях (районного, городского, областного) отделов по профилактике дорожно-транспортных происшествий и затем передается на республиканский уровень.


^ Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (МЧС КР)


В структуре Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики имеется Аварийно-спасательная служба, Главное управление противопожарной службы и Государственная инспекция по надзору за промышленной безопасностью и горному надзору МЧС КР (Госгортехнадзор).

Информация о чрезвычайных ситуациях (ЧС), их последствиях и количестве лиц, пострадавших в результате чрезвычайных происшествий, формируется в виде справок и отчетов Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. Информация о масштабах чрезвычайной ситуации происшествия представляется с места возникновения каждой в Межведомственную комиссию Кыргызской Республики по чрезвычайным ситуациям (МВК по ЧС КР).

МВК по ЧС КР координирует деятельность всех министерств, ведомств, местных госадминистраций по вопросам ликвидации и предупреждения ЧС в КР. Сведения о работе межведомственной комиссии более подробно будет рассмотрен в разделе 3.


В соответствии с Законом КР от 24.02.2000 г. №45 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Отчетность

Структурными подразделениями МЧС КР такими как Главное управление противопожарной службы МЧС КР, Аварийно-спасательная службы и Госгортехнадзор информация о происшествиях ЧС представляется ежегодно в виде отчетов и справок, следует отметить, что утвержденной формы государственной статистической отчетности не имеется.


^ Национальный статистический комитет Кыргызской Республики (НСК КР)


Согласно Положения, утвержденного Указом Президента КР от 11 июля 2007 года УП №335 Национальный статистический комитет осуществляет сбор, обработку, анализ и распространение статистической информации о массовых экономических, социальных, демографических, экологических явлениях и процессах, происходящих в Кыргызской Республике и ее регионах. Одной из функций НСК является обеспечение распространения статистической информации, издание в соответствии с утверждаемой Правительством Кыргызской Республики Программой статистических работ статистических сборников, публикаций, бюллетеней, обзоров, экспресс-информаций и т.п., проведение пресс-конференций.

При НСК имеется Информационно-вычислительный центр, который собирает, обобщает поступившие данные.


Данные по производственному травматизму представляются в соответствие с государственной статистической формой №7 «О травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях и материальных затратах связанных с ними» в территориальный орган государственной статистики по месту нахождения предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовой формы хозяйствования, собственности, подчиненности. Срок представления годового отчета к 15 января текущего года.

Фиксирование каждого случая производственного травматизма с расследованием причин и принятием профилактических мер производится инспекторами Государственной инспекции по надзору за промышленной безопасностью и горному надзору МЧС КР совместно с техническими инспекторами труда федерации профсоюзов КР.


^ Бюро записи актов гражданского состояния (ЗАГС)


Республиканский, областные, городские, районные бюро ЗАГСов собирают и анализируют первичные данные о смертности на основе «медицинского свидетельства о смерти к форме №106/у». Свидетельства о смерти выдаются лечебными организациями, паталогоанатомическими отделениями и бюро судебно-медицинской экспертизы, которые регистрируются в районных или городских отделениях архивов ЗАГСа. Полученные данные представляются в виде государственной отчетности в соответствие с формой С51 «Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти» в НСК.

Сводные данные по смертельным случаям по причинам представлены также в годовой отчетной форме №12 «Отчет о деятельности органов здравоохранения (ЦСМ, диспансера, ГСВ) и в годовой форме №14 «Отчет о деятельности стационаров».


^ 1.2. Источники данных по состоянию инвалидности, приобретенной вследствие травматизма


Министерство здравоохранения Кыргызской Республики


Отчет о медицинском наблюдении инвалидов, согласно ведомственной статистической отчетности, по форме №12-3, утвержденной НСК представляют учреждения амбулаторно-профилактического профиля (ЦСМ). Данные собираются в областных медико-информационных центрах, которые затем представляют отчеты в МЗ КР.


^ Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики (МТСР КР)

В структуре Министерства труда и социального развития КР имеется Центр Медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (МСЭ РИ) с территориальными подразделениями.

Ведомственная статистическая форма отчетности по статистике инвалидности, утвержденная НСК, ведется для взрослого населения согласно годовой отчетной форме № 7 и для детского населения – по форме № 7Д. Центр Медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов представляет информацию по случаям травм, приведших к инвалидности.


На основе анализа причин инвалидности и смертности МЗ КР, МТСР КР, ГУБДД МВД КР разрабатываются профилактические меры для снижения тяжести последствий от травматизма.


^ 1.3 Основные исследования, выполненные по проблеме травматизма в Кыргызской Республике


Научно-исследовательские учреждения


Научно-производственное объединение «Профилактическая медицина» МЗ КР

В 2003 году Научно-производственным объединением «Профилактическая медицина» МЗ КР были выполнены исследования на тему: «Безопасность дорожного движения в городе Бишкек». Исследования были выполнены при технической поддержке ВОЗ.


В ходе исследований было проведено социологическое исследование по изучению мнения бишкекчан по проблеме безопасности дорожной безопасности. Опрос проведен методом случайной бесповторной выборки. Анкета содержала 39 вопросов, для изучения причин дорожно-транспортных происшествий.


Также был выполнен сравнительный анализ оценок участников дорожного движения, как со стороны пешеходов, так и водителей и представлены социально-демографические характеристики респондентов бишкекчан. Результаты социологических исследований были следующими:

- Опрошенные респонденты имели преимущественно высшее и незаконченное высшее образование - 58% , однако, лишь 72,4% пешеходов и 95,5% водителей изучали ПДД. Соблюдали правила дорожного движения постоянно меньше половины респондентов (42,8%).

- Об административной ответственности за нарушение ПДД не знали 19,2% пешеходов и 6,6% водителей. За ужесточение мер в отношении водителей, нарушающих ПДД в состоянии алкогольного опьянения высказались 93% пешеходов и 82% водителей; в случае превышения установленной скорости движения 69% пешеходов и 58% водителей; в случае нарушения правил обгона, маневрирования 60% пешеходов и 59% водителей.

- Основными причинами ДТП в г. Бишкек, респонденты отмечали: превышение водителями установленного скоростного режима (22,7%), неблагоприятные погодные условия (14,2%), состояние алкогольного опьянения водителей (12,5%) или пешеходов (9%), затем неосмотрительность пешеходов (5,8%) или водителей (5,5%).

- Чаще всего жертвами ДТП, по мнению респондентов, являются дети (соответственно 58,9% пешеходов и 49,2% водителей).


Работа в этом направлении была продолжена. Так, в 2005 году были проведены исследования по изучению общественного мнения по вопросам безопасности дорожного движения среди населения г. Ош. Всего было опрошено 200 человек из них 67 человек - водители и 133 человека – пешеходы. Результаты исследований показали, что:

- 65% опрошенных респондентов имели преимущественно высшее и незаконченное высшее образование; при этом только - 63,9% пешеходов и 92,5% водителей указали, что знают правила дорожного движения;

- на вопрос относительно формы изучения ПДД 29,9% водителей в г. Ош ответили, что получали знания «самостоятельно, без сдачи экзамена на водительские права»;

- основными причинами ДТП в г. Ош респондентами отмечено: состояние алкогольного опьянения водителей или пешеходов, превышение водителями установленного скоростного режима, низкое качество и состояние дорожного покрытия, и неосмотрительность водителей.


Наиболее важными факторами, способствующими снижению нарушений ПДД как в г. Бишкек, так и г.Ош респондентами были отмечены: «осмотрительность, неторопливость и внимательность при переходе улиц», «внимательное отношение водителей к пешеходам»; затем «изучение пешеходами ПДД», «правильное поведение родителей и детей на дорогах». Следует указать, что пешеходы отметили необходимость «повышения эффективности работы ГАИ», а водители - «пропаганду в СМИ о безопасности ДД». Далее были отмечены такие факторы как «ужесточение мер наказания для водителей» и «повышение ответственности работы других служб». К малозначимым факторам респонденты отнесли действия в отношении «совершенствования законодательства», «информирования населения о мерах со стороны мэрии», «заграждения улиц».


Таким образом, по мнению респондентов, неправильное поведение участников движения в части не соблюдения Правил дорожного движения, является основной причиной случаев дорожно-транспортных происшествий.


^ Бишкекский научно-исследовательский центр травматологии и ортопедии

Профильным научно-исследовательским учреждением в Кыргызской Республике проводящим исследования в областях травматологии, ортопедии, комбустиологии и экстремальной хирургии является Бишкекский научно-исследовательский центр травматологии и ортопедии (БНИЦТО), который функционирует с 2004 года (мэрия) Основными направлениями научной работы центра с 2005 по 2008 годы являлись:

  • изучение процессов остеогенеза и остеорепарации с применением различных методов,

  • изучение патофизиологических особенностей остеогенеза в условиях высокогорья

  • разработка и внедрение новых методик в лечении повреждений и заболеваний опорно-двигательной системы



Неправительственные организации


В Кыргызской Республике неправительственными организациями были проведены исследования по изучению проблемы насилия.

Городская детская клиническая больница скорой медицинской помощи, при технической поддержке ВОЗ, проводила исследования по изучению «Синдрома жестокого обращения с детьми» за период с 1999 г.-2003 г.


^ Центром изучения общественного мнения «Эл Пикир» в 2004 году, по заказу Секретариата по вопросам женщин, семьи и гендерного развития Администрации Президента КР, в рамках проекта «На пути к ненасилию» и при финансовой поддержке регионального проекта Женского фонда ООН «Искоренение насилия в отношении женщин в Центральной Азии» был проведен анализ состояния проблемы семейного насилия и эффективности мер, предпринимаемых в Кыргызстане.

Исследование было направлено на изучение насилия в семье, причин возникновения, анализа общественного отношения к данной проблеме, критериев эффективности действий по уменьшению семейного насилия и пути, направленные на уменьшение этой проблемы.


Основными причинами насилия, по результатам исследования, в семье стали социально–экономические и социокультурные причины. В условиях постоянно повторяющихся случаев насилия, жертвы вырабатывают установку «адаптации» (психология жертвы) которая передается по наследству от родителей к детям, в виде ценности и устойчивой модели поведения. Семейное насилие в КР имеет свои особенности. В основе проблемы лежат исторически сформировавшиеся ценности патриархальной семьи, ее закрытость, неравное, зависимое положение женщины в семье и обществе [5].


^ Фондом народонаселения ООН (United Nations Population Fund UNFPA) в 2008 году был подготовлен отчет «Violence Against Women in Kyrgyzstan» / «Оценка проблемы насилия над женщинами в Кыргызской Республике». В отчете отражены формы и случаи жестокого обращения с женщинами, группы риска, а также существующие стратегии и законодательство, направленное на профилактику насилия и определены приоритетные направления [13].


Следует отметить, что количество исследований по изучению проблемы травматизма и насилия в Кыргызской Республике крайне недостаточно, что обусловлено отсутствием национальной стратегии по предупреждению травматизма и насилия, а также недостаточным финансированием.


Таким образом, анализ данных по обзору информационной системы по проблеме травматизма в Кыргызской Республике свидетельствует о том, что сбор и анализ случаев травматизма и насилия ведется многими министерствами и ведомствами КР.

Однако, следует отметить, что учет, сбор и анализ информации ведется преимущественно на основе бумажных носителей, недостаточно широко применяются современные информационные технологии для ведения электронных форматов отчетности и обмена информацией.


  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане icon Анализ работы гбуз «бессоновская црб» за 6 мес. 2012г Анализ демографической ситуации

Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане icon 1. Анализ ситуации

Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане icon Анализ текущей ситуации

Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане icon Прейскурант цен от 25. 11. 2011 г. Ортопедических услуг стоматологической клиники
Осмотр и консультация специалиста (снимки зубных рядов и подробный анализ ситуации в полости рта)
Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане icon Показатель рождаемости составил – 12,1 на 1000 населения (в 2009 г. 11,9), т е. вырос на 1,7 по сравнению
Анализ демографической ситуации и современного состояния системы здравоохранения Камчатского края
Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане icon "Возникновение однотипных травм у людей, которые находятся в прочих равных условиях труда и быта,

Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане icon Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения

Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане icon Анализ и моделирование параметров иммунной системы как прогностического фактора при заболеваниях

Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане icon Анализ, моделирование и алгоритмизация диагностики урогенитального хламидиоза у женщин с нарушением
Специальность 05. 13. 01 – Системный анализ, управление и обработка информации (медицинские науки)
Анализ ситуации с травматизмом в кыргызстане icon Информация о состоянии производственного травматизма в Гродненской области за 3 месяца 2012 года
При этом резко обострилась ситуация с травматизмом в строительстве. Здесь погиб 1 (1) и 5 (0) человек...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы