ПРОЕКТ
ПРОГРАММа МОДУЛЯ дисциплины
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оказание доврачебной медицинской помощи при экстренных
и неотложных состояниях

Организация-разработчик: ГБОУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России
© ГБОУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
стр.
|
1. Паспорт программы модуля дисциплины …………………………..
|
4
|
2. Тематический план и содержание модуля дисциплины ………..
|
5
|
3. Условия реализации программы модуля дисциплины ……………..
|
7
|
4. Контроль и оценка результатов освоения модуля дисциплины …….
|
9
|
1. Паспорт программы модуля дисциплины
«Оказание доврачебной медицинской помощи при экстренных и неотложных состояниях»
1.1. Область применения программы
Настоящая программа предназначена для повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, имеющих среднее профессиональное образование, а также специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности «Сестринское дело».
Программа может быть использована в дополнительных образовательных программах профессионального образования.
^
Обучающийся в результате освоения программы должен
уметь:
проводить обследование пациента при экстренных состояниях на догоспитальном этапе;
определять тяжесть состояния пациента;
оказывать первую медицинскую помощь при состояниях и травмах, представляющих угрозу для жизни пострадавшего;
осуществлять транспортировку пациента.
знать:
основные параметры жизнедеятельности;
алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи при состояниях и заболеваниях, представляющих угрозу жизни пациента;
основные поражающие факторы природных и техногенных катастроф.
^
очная, очно-заочная
Режим занятий: с отрывом от работы или с частичным отрывом от работы.
1.4. Количество часов на освоение программы модуля дисциплины по видам учебной работы
*Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 22 часа включает:
- обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося –18 часов, в том числе практических занятий – 12 часов;
- самостоятельную работу обучающегося – 4 часа.
*Максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с видом дополнительного профессионального образования и количеством часов, регламентируемых на освоение программы ДПО. Максимальная учебная нагрузка включает обязательную аудиторную учебную нагрузку и внеаудиторную самостоятельную работу обучающегося.
^
«Оказание доврачебной медицинской помощи при экстренных и неотложных состояниях»
^
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
|
^
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1. Медицинская помощь при состояниях и заболеваниях, представляющих угрозу для жизни.
|
Правовые основы оказания первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Перечень мероприятий по оказанию первой помощи. Требования
к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи.
|
0,5
|
2
|
Терминальные состояния. Базовая сердечно-легочная реанимация. Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации.
|
0,5
|
2
|
Первая помощь при травмах, несчастных случаях, состояниях, представляющих угрозу для жизни пострадавшего.
|
1
|
2
|
Правовые основы оказания экстренной медицинской помощи.
|
0,5
|
2
|
Анафилактический шок, причины, клинические проявления. Алгоритм оказания экстренной помощи при анафилактическом шоке.
|
0,5
|
2
|
Алгоритмы оказания экстренной помощи при состояниях и заболеваниях, представляющих угрозу для жизни пациента, в соответствии со стандартами и порядками оказания неотложной помощи и компетенцией средних медицинских работников.
|
1
|
2
|
^
1. Первичный реанимационный комплекс. Проведение СЛР на фантоме. Оснащение и оборудование для проведения СЛР.
|
4
|
3
|
2. Оказание помощи при кровотечениях, инородном теле верхних дыхательных путей, травмах различных областей тела.
ожогах, отморожении.
|
4
|
Самостоятельная работа при изучении раздела 1
Работа с конспектами лекций, учебниками, справочниками по темам с целью закрепления материала.
Работа с алгоритмами оказания первой помощи и экстренной медицинской помощи.
Решение ситуационных задач.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
|
2
|
3
|
Раздел 2. Помощь пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций.
|
Ликвидация медико-санитарных последствий ЧС. Медицинская сортировка. Сортировочные группы. Лечебно-эвакуационные мероприятия.
|
0,5
|
2
|
Основные поражающие факторы природных и техногенных катастроф. Организация помощи при химических авариях, радиационных поражениях.
|
1
|
2
|
Психические расстройства в чрезвычайных ситуациях.
|
0,5
|
2
|
^
1. Оказание помощи при химических и радиационных авариях.
|
4
|
3
|
Самостоятельная работа при изучении раздела 2.
Работа с конспектами лекций, учебниками, справочниками, дополнительными источниками информации по темам с целью закрепления материала.
Решение ситуационных задач.
Выполнение заданий в рабочей тетради
|
2
|
3
|
Всего учебной нагрузки по модулю дисциплины:
|
22
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
^
Реализация программы модуля дисциплины предполагает наличие учебных кабинетов для ведения теоретических и практических занятий на базе образовательной организации.
Оборудование учебного кабинета для теоретических занятий:
классная доска
стол для преподавателя
стул для преподавателя
столы для студентов
стулья для студентов
учебно-наглядные пособия
учебная, учебно-методическая и справочная литература
Оборудование учебного кабинета для практических занятий:
тренажеры для проведения сердечно-легочной реанимации
аптечка для оказания первой помощи
аптечка для оказания экстренной медицинской помощи при анафилактическом шоке
аптечка для оказания медицинской помощи при экстренных состояниях
тонометр
комплект шин иммобилизационных транспортных
комплект иммобилизационных головодержателей
фиксирующий воротник Шанца для взрослых и детей
носилки-бескаркасные
штатив для инфузий
кровоостанавливающие жгуты
муляжи
Аспиратор портативный
пищеводно-ларингеальные трубки (типа «Combitub»)
ларенгиальные маски для взрослых и детей
фантомы для отработки навыков коникотомии, постановки воздуховода
пищеводно-ларингеальные трубки (типа «Combitub»)
набор реанимационный малый для скорой медицинской помощи
набор для оказания помощи при экзогенных отравлениях
расходный материал (бинты, вата, лейкопластырь, маски, перчатки, лекарственные препараты, шприцы, системы для внутривенного вливания, катетеризации периферических вен, дезинфекционные средства, антисептики и т.п.).
Технические средства обучения: компьютеры, с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, принтер, сканер, ксерокс. Прикладные программы.
^
Основные источники:
Жуков Б. Н. Реаниматология. Учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия». – 2006. – 208 с.
Зарянская В.Г. Основы реаниматологии и анестезиологии для медицинских колледжей. Учебное пособие. Р н/Д. – Феникс.- 2003.- 384с.
Отвагина Т.В. Неотложная медицинская помощь. Учебник. -3-е изд. Р н/Д. – Феникс. - 2007. - 251 с.
Ремизов И.В. Основы реаниматологии для медицинских сестер. Учебное пособие.-2-е изд.- Р н/Д. – Феникс. – 2006. – 256 с.
Дополнительные источники:
Жданов Г.Г. Реанимация. Учебное пособие. Москва. – 2005. – 88 с.
Руководство по скорой медицинской помощи /под ред. С.Ф.Багненко, А.Л.Верткина, А.Г.Мирошниченко, М.Ш.Хубутии. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2009. – 816 с.
Скорая помощь: руководство для фельдшеров и медсестер/ А.Л.Верткин, Л.М.Барденштейн, Б.С.Брискин и др. – М.: Эксмо. – 2010. – 528 с.
Сумин С.А. А. Неотложные состояния. – 6-е изд., перераб. И доп. – М.: «Медицинское информационное агенство», 2006. – 800 с.
^
Занятия проводятся в учебном кабинете для теоретических занятий и в симуляционных кабинетах.
^
Предусмотрена промежуточная аттестация по усмотрению образовательной организации (тестирование, ситуационные задачи).
^
Требования к квалификации педагогических кадров: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по специальностям группы «Здравоохранение».
^ справка с указанием тематики и объема часов по модулю дисциплины.
4. Контроль и оценка результатов освоения модуля дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения модуля дисциплины осуществляется преподавателем в процессе обучения.
^
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Освоенные умения
|
|
проводить обследование пациента при экстренных состояниях на догоспитальном этапе;
|
практическое занятие, индивидуальная самостоятельная работа слушателя
|
определять тяжесть состояния пациента;
|
практическое занятие,
индивидуальная самостоятельная работа слушателя
|
оказывать первую медицинскую помощь при состояниях и травмах, представляющих угрозу для жизни пострадавшего;
|
практическое занятие,
индивидуальная самостоятельная работа слушателя
|
осуществлять транспортировку пациента.
|
практическое занятие индивидуальная, самостоятельная работа слушателя
|
Усвоенные знания
|
|
основные параметры жизнедеятельности;
|
тестирование ситуационные задачи, индивидуальная, самостоятельная работа слушателя
|
алгоритм действия при оказании первой медицинской помощи при состояниях и заболеваниях, представляющих угрозу жизни пациента;
|
тестирование, ситуационные задачи, индивидуальная самостоятельная работа слушателя
|
основные поражающие факторы природных и техногенных катастроф.
|
тестирование, ситуационные задачи, индивидуальная самостоятельная работа слушателя
|
|