МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ, ТРАВМАХ, ОТРАВЛЕНИЯХ И ДРУГИХ СОСТОЯНИЯХ, УГРОЖАЮЩИХ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ»
для работников образовательных учреждений, детских оздоровительных лагерей, транспорта, сотрудников органов внутренних дел.
Москва
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка………………………………………………………..
|
3
|
^ :…………………………………………
|
|
Раздел 1:
|
6
|
Раздел 2:
|
6
|
Раздел 3:
|
7
|
Раздел 4:
|
7
|
Раздел 5:
|
8
|
Раздел 6:
|
8
|
Раздел 7:
|
9
|
Раздел 8:
|
9
|
Раздел 9:
|
10
|
Раздел 10:
|
10
|
Раздел 11:
|
11
|
Раздел 12:
|
11
|
Учебно-тематический план……………………………………………………
|
12
|
Список литературы……………………………………………………………
|
18
|
Законодательные и нормативно-правовые документы ……………………..
|
18
|
|
|
^
Настоящая примерная программа дополнительного образования предназначена для работников образовательных учреждений, детских оздоровительных лагерей, транспорта, сотрудников органов внутренних дел.
В учебной программе освещаются организационно-правовые аспекты оказания первой помощи и последовательность мероприятий по оказанию первой помощи детям при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью.
Программа посвящена проведению базовой сердечно-легочной реанимации, оказанию первой помощи при кровотечениях, травмах различной локализации, ожогах, отморожениях и воздействии других повреждающих факторов.
В программе уделено внимание правилам транспортировки пострадавших, оказанию психологической поддержки. Особое внимание уделено отработке практических навыков по оказанию первой помощи.
Цель: повысить готовность работников образовательных учреждений, детских летних оздоровительных лагерей, транспорта, сотрудников органов внутренних дел к оказанию первой помощи детям при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью.
^ : работники образовательных учреждений, детских летних оздоровительных лагерей, транспорта, сотрудники органов внутренних дел.
Срок обучения: 36 учебных часов.
Форма обучения: очная
^ лекционные и практические занятия.
Режим занятий: 6 учебных часов в день, 6 дней.
Место проведения занятий: учебные классы. Помещения учебных классов должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям противопожарной безопасности, обеспечивающим охрану здоровья обучающихся и преподавателей. Оборудование учебных классов и оснащенность учебного процесса библиотечно-информационными ресурсами должно обеспечивать возможность реализации образовательных программ.
^
- образовательные: повысить уровень готовности к оказанию первой помощи детям при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью;
- развивающие: развить навыки оказания первой помощи детям при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью и тактического мышления при ее оказании;
- воспитательные: воспитать чувство сострадания, ответственности и долга перед детьми при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью.
^ : в процессе обучения активно используется игровые технологии (имитационные, операционные, «театр травмы»).
Дидактические основы занятия
Потребностно-мотивационный компонент: в ходе своей повседневной жизни и выполнения своих профессиональных обязанностей работники образовательных учреждений, детских летних оздоровительных лагерей, транспорта, сотрудники органов внутренних дел могут столкнуться с необходимостью оказания первой помощи детям при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью.
^
Во время обучения работников образовательных учреждений, детских летних оздоровительных лагерей, транспорта, сотрудников органов внутренних дел правилам и действиям по оказанию первой помощи детям при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью, они получают следующие знания:
общие положения, касающиеся первой помощи и основные понятия, ее определяющие, в том числе основные функции государства по организации и обеспечению оказания первой помощи, права и обязанности граждан в отношении оказания первой помощи;
перечень состояний, требующих оказания первой помощи, перечень основных мероприятий первой помощи и последовательность их выполнения;
способы оценки состояния жизненных функций пострадавших детей и правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации;
основы первой помощи при кровотечениях, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, отморожениях и других неотложных состояниях;
придание оптимального положения тела, правила переноски и эвакуации детей при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1
^
Код
|
Наименование тем, элементов и т.д.
|
1.1.
|
Основные аспекты оказания первой помощи детям
|
1.1.1.
|
Актуальность оказания первой помощи.
|
1.1.2.
|
Мотивационные характеристики оказания первой помощи детям: медицинские, социальные, юридические, морально-этические и др.
|
1.2.
|
Правовые аспекты оказания первой помощи детям
|
1.2.1.
|
Основные нормативно-правовые акты, определяющие оказание первой помощи; права и обязанности граждан в отношении оказания первой помощи и возможная юридическая ответственность.
|
1.2.2.
|
Определение понятия «первая помощь» и других основных терминов и понятий первой помощи.
|
1.2.3.
|
Перечень состояний, требующих оказания первой помощи.
|
1.2.4.
|
Перечень мероприятий первой помощи.
|
Раздел 2
^
Код
|
Наименование тем, элементов и т.д.
|
2.1.
|
Последовательность мероприятий по оказанию первой помощи детям на месте происшествия
|
2.1.1.
|
Оценка обстановки и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи на месте происшествия. Вызов скорой медицинской помощи и других служб, участвующих в ликвидации последствий происшествия.
|
2.1.2.
|
Основные приемы извлечения пострадавших детей из автомобиля и труднодоступных мест. Способы переноски пострадавших детей в зависимости от количества участников оказания первой помощи и характера травм у пострадавших.
|
2.1.3.
|
Правила и порядок осмотра пострадавших детей. Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания, кровообращения.
|
2.1.4.
|
Обзорный и подробный осмотр пострадавшего ребенка. Последовательность подробного осмотра ребенка на наличие травм: голова, шея и шейный отдел позвоночника, грудь, живот, таз, конечности.
|
2.1.5.
|
Выявление наиболее тяжело пострадавших детей (определение приоритетности оказания первой помощи).
|
Раздел 3
^
ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ИНОРОДНЫХ ТЕЛАХ
^
Код
|
Наименование тем, элементов и т.д.
|
3.1.
|
Проведение базовой сердечно-легочной реанимации
|
3.1.1.
|
Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации (рекомендации Европейского и Национального совета по реанимации).
|
3.1.2.
|
Показания к проведению СЛР. Критерии эффективности СЛР. Действия после проведения СЛР.
|
3.2.
|
Базовая СЛР у детей разного возраста
|
3.2.1.
|
Базовая СЛР у детей младше 1 года.
|
3.2.2.
|
Базовая СЛР у детей старше 1 года.
|
3.3.
|
Базовая СЛР при особых обстоятельствах
|
3.3.1.
|
Особенности проведения СЛР при электротравме.
|
3.3.2.
|
Особенности проведения СЛР при утоплении.
|
3.3.3.
|
Особенности проведения СЛР при травме.
|
3.3.4.
|
Особенности проведения СЛР при отравлении.
|
3.4.
|
Инородные тела верхних дыхательных путей
|
3.4.1.
|
Признаки обструкции верхних дыхательных путей.
|
3.4.2.
|
Оказание первой помощи при обструкции верхних дыхательных путей у детей младше 1 года.
|
3.4.3.
|
Оказание первой помощи при обструкции верхних дыхательных путей у детей старше 1 года.
|
Раздел 4
^
Код
|
Наименование тем, элементов и т.д.
|
4.1.
|
Определение понятия «кровотечение»
|
4.1.1.
|
Виды и признаки различных видов кровотечений: наружного, внутреннего, артериального, венозного, капиллярного, смешанного. Признаки кровопотери.
|
4.2.
|
Порядок оказания первой помощи при наружном кровотечении
|
4.2.1.
|
Способы временной остановки наружного кровотечения:
- прямое давление на рану;
- пальцевое прижатие артерий;
- максимальное сгибание конечности в суставе;
- наложение давящей повязки;
- наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня).
|
4.2.2.
|
Правила наложения кровоостанавливающего жгута, возможные осложнения.
|
Раздел 5
^
Код
|
Наименование тем, элементов и т.д.
|
5.1.
|
Первая помощь детям при травмах головы
|
5.1.1.
|
Причины, признаки и особенности травм головы у детей. Оказание первой помощи.
|
5.1.2.
|
Травмы лица. Травмы глаз. Оказание первой помощи.
|
5.1.3.
|
Остановка кровотечения и наложение повязок при травмах лица и волосистой части головы.
|
5.2.
|
Первая помощь детям при травмах шеи
|
5.2.1.
|
Травмы шеи. Основные мероприятия по оказанию первой помощи.
|
5.2.2.
|
Способы остановки кровотечений при травмах шеи.
|
5.2.3.
|
Способы иммобилизации при травмах шеи (табельными и подручными средствами, ручная иммобилизация).
|
Раздел 6
^
Код
|
Наименование тем, элементов и т.д.
|
6.1.
|
Первая помощь детям при травмах груди
|
6.1.1.
|
Причины и особенности травм груди у детей. Оказание первой помощи при травмах грудной клетки.
|
6.1.2.
|
Определение понятия «пневмоторакс», особенности оказания первой помощи.
|
6.2.
|
Первая помощь детям при травмах живота и таза
|
6.2.1.
|
Особенности и признаки травм живота и таза у детей разного возраста.
|
6.2.2.
|
Проникающие и непроникающие травмы живота. Основные признаки этих травм, оказание первой помощи.
|
6.2.3.
|
Оказание первой помощи при травмах таза.
|
Раздел 7
^
Код
|
Наименование тем, элементов и т.д.
|
7.1.
|
Первая помощь детям при травмах конечностей
|
7.1.1.
|
Причины и особенности травм конечностей у детей.
|
7.1.2.
|
Виды травм конечностей.
|
7.1.3.
|
Последовательность действий при различных видах травм конечностей. Оказание первой помощи при различных видах травм.
|
7.1.4.
|
Остановка кровотечения и наложение повязок при травмах конечностей.
|
7.1.5.
|
Принципы и способы транспортной иммобилизации при травмах конечностей.
|
7.2.
|
Первая помощь детям при травмах позвоночника
|
7.2.1.
|
Причины и признаки возможной травмы позвоночника у детей.
|
7.2.2.
|
Особенности переноски и оказания первой помощи пострадавшим детям с подозрением на травму позвоночника.
|
Раздел 8
^
ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ РАЗЛИЧНЫХ ПОВРЕЖДАЮЩИХ ФАКТОРОВ.
Код
|
Наименование тем, элементов и т.д.
|
8.1.
|
Первая помощь детям при воздействии высокой температуры
|
8.1.1.
|
Термические ожоги. Определение глубины и площади ожогов. Оказание первой помощи и особенности действий при ожогах различной глубины и площади. Признаки и особенности оказания первой помощи при ожогах верхних дыхательных путей.
|
8.1.2.
|
Общее перегревание. Тепловой и солнечный удар, оказание первой помощи.
|
8.2.
|
Первая помощь детям при воздействии низкой температуры
|
8.2.1.
|
Основные проявления отморожения. Оказание первой помощи при отморожениях, способы местного (локального) согревания.
|
8.2.2.
|
Общее переохлаждение (гипотермия.) Причины, признаки, оказание первой помощи.
|
8.3.
|
Первая помощь детям при воздействии электрического тока
|
8.3.1.
|
Электротравма и электрические ожоги. Характер повреждения, особенности оказания первой помощи.
|
8.4.
|
Первая помощь детям при воздействии агрессивных жидкостей
|
8.4.1.
|
Химические ожоги кожи и пищеварительного тракта у детей. Первая помощь.
|
Раздел 9
МНОЖЕСТВЕННЫЕ, СОЧЕТАННЫЕ И КОМБИНИРОВАННЫЕ ТРАВМЫ У ДЕТЕЙ. ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ШОК. ОСНОВНЫЕ ОПТИМАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШИХ. ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЯМ.
Код
|
Наименование тем, элементов и т.д.
|
9.1.
|
Первая помощь детям при множественных, сочетанных и комбинированных травмах
|
9.1.1.
|
Определение понятий «множественная травма», «сочетанная травма», «комбинированная травма», причины их развития. Тактика оказания первой помощи при сочетанных и множественных травмах у детей, выделение ведущего повреждения.
|
9.2.
|
Первая помощь детям при травматическом шоке
|
9.2.1.
|
Определение понятия «травматический шок», причины, признаки, порядок оказания первой помощи.
|
9.2.2.
|
Простейшие противошоковые мероприятия: придание физиологически выгодного (удобного) положения, придание противошокового положения, иммобилизация, согревание пострадавшего.
|
9.3.
|
Оптимальные положения и транспортировка пострадавших детей
|
9.3.1.
|
Принципы принятия решения о доставке пострадавших в лечебно-профилактические учреждения служебным или попутным автотранспортом.
|
9.3.2.
|
Основные положения, в которых должны находиться пострадавшие дети в ожидании медицинской помощи или во время транспортировки в медицинскую организацию. Положения, придаваемые пострадавшим при сильном кровотечении, травматическом шоке, травмах различных областей тела.
|
9.4.
|
Психологическая поддержка пострадавших детей
|
9.4.1.
|
Влияние экстремальной ситуации на детей. Простейшие способы психологической защиты детей при оказании первой помощи.
|
Раздел 10
^
Код
|
Наименование тем, элементов и т.д.
|
10.1.
|
Первая помощь детям при острых нарушениях сознания
|
10.1.1.
|
Острые нарушения сознания. Кратковременная потеря сознания (обморок) и нарушение сознания при тяжелых заболеваниях. Причины, основные проявления, первая помощь.
|
10.2.
|
Первая помощь детям при судорогах
|
10.2.1.
|
Определение понятия «судороги». Эпилептический припадок. Причины, основные проявления, первая помощь. Типичные ошибки при оказании первой помощи.
|
10.3.
|
Первая помощь детям при отравлениях
|
10.3.1.
|
Определение термина «отравление». Пути поступления ядовитых веществ в организм. Принципы оказания первой помощи при отравлениях.
|
Раздел 11
^
Код
|
Наименование тем, элементов и т.д.
|
11.1.
|
Комплекты средств и устройств, используемые для оказания первой помощи в Российской Федерации
|
11.1.1.
|
Составы комплектов для оказания первой помощи, утвержденных в Российской Федерации.
|
11.1.2.
|
Назначение и правила использования компонентов комплектов.
|
11.1.3.
|
Соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи. Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и другими биологическими жидкостями человека.
|
11.1.4.
|
Правила утилизации, замены и пополнения израсходованных и просроченных компонентов комплектов для оказания первой помощи.
|
Раздел 12
^
Код
|
Наименование тем, элементов и т.д.
|
12.1.
|
Отработка практических навыков по оказанию первой помощи
|
^
программы обучения
«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ, ТРАВМАХ, ОТРАВЛЕНИЯХ И ДРУГИХ СОСТОЯНИЯХ, УГРОЖАЮЩИХ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ»
Код
|
Наименование разделов дисциплины и тем
|
Всего часов
|
^
|
Форма контроля
|
лекции
|
выездные занятия, стажир., деловые игры
|
практич., лаборатор., семин. занятия, круглые столы
|
1.
|
^
|
0,5
|
0,5
|
|
|
|
2.
|
^
|
1,5
|
0,5
|
|
1
|
|
3.
|
Проведение базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР). СЛР у детей разного возраста. СЛР при особых обстоятельствах. Оказание первой помощи при инородных телах верхних дыхательных путей.
|
2,5
|
0,5
|
|
2
|
|
4.
|
^
|
2
|
|
|
2
|
|
5.
|
^
|
2
|
|
|
2
|
|
6.
|
^
|
1
|
|
|
1
|
|
7.
|
^
|
1
|
|
|
1
|
|
8.
|
^
|
1,5
|
0,5
|
|
1
|
|
9.
|
Множественные, сочетанные и комбинированные травмы у детей. Травматический шок. Основные оптимальные положения и транспортировка пострадавших. Оказание психологической поддержки детям.
|
2,5
|
0,5
|
|
2
|
|
10.
|
^
|
1,5
|
0,5
|
|
1
|
|
11.
|
^
|
1,5
|
0,5
|
|
1
|
|
12.
|
^
|
16
|
|
|
16
|
|
|
^
|
2,5
|
0,5
|
|
2
|
Экзамен
|
|
Всего
|
36
|
4
|
|
36
|
|
^
(перечень учебных материалов для подготовки обучающихся по первой помощи)
№
|
Наименования учебных материалов
|
Единица измерения
|
Количество
|
1.
|
Оборудование
|
1.1.
|
Тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контроллером для отработки приемов: сердечно-легочной реанимации, транспортных положений, наложение повязок, жгута.
|
комплект
|
1
|
1.2.
|
Тренажер - манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контроллера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации
|
комплект
|
1
|
1.3.
|
Тренажер - манекен подростка (голова, торс) без контроллера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации
|
комплект
|
1
|
1.4.
|
Тренажер - манекен младенца без контроллера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации
|
комплект
|
1
|
1.5.
|
Тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей
|
комплект
|
1
|
1.6.
|
Тренажер - манекен младенца для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей
|
комплект
|
1
|
1.7.
|
Расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких)
|
комплект
|
20
|
2.
|
Расходные материалы
|
2.1.
|
Аптечка первой помощи
|
комплект
|
8
|
2.2.
|
Табельные средства для оказания первой помощи: Устройства для проведения искусственной вентиляции легких: лицевые маски с клапаном различных моделей. Средства для временной остановки кровотечения - жгуты. Средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины). Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь)
|
комплект
|
1
|
2.3.
|
Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства
|
комплект
|
1
|
3.
|
Учебные пособия
|
3.1.
|
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим
|
комплект
|
20
|
4.
|
Оснащение
|
4.1.
|
Видеопроектор
|
шт.
|
1
|
4.2.
|
Экран
|
шт.
|
1
|
4.3.
|
Персональный мультимедийный компьютер
|
шт.
|
1
|
По итогам обучения работники образовательных учреждений, детских оздоровительных лагерей, транспорта, сотрудники органов внутренних дел должны знать правила оказания первой помощи детям, в частности:
организационных действий на месте происшествия;
оценки сознания;
определения наличия или отсутствия дыхания;
определения проходимости верхних дыхательных путей;
восстановления и поддержания проходимости верхних дыхательных путей;
проведения искусственного дыхания;
проведения компрессий грудной клетки;
оценки адекватности и эффективности реанимационных мероприятий;
первой помощи при кровотечении, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, отморожениях и т.д.;
диагностики артериального, венозного, капиллярного и внутреннего кровотечений;
пальцевого прижатия артерии;
наложения жгута различных конструкций;
наложения давящей повязки;
прямого давления на рану;
максимального сгибания конечности в суставе;
проведения транспортной иммобилизации табельными и подручными средствами;
наложения бинтовых повязок;
применения местного охлаждения;
оказания первой помощи при других острых заболеваниях и неотложных состояниях, в том числе применение средств, находящихся в комплектах для оказания первой помощи;
придания оптимального положения тела, в частности, дренажного (устойчивого бокового) положения, положения на спине с разведенными и согнутыми в коленях ногами, полусидячего положения, положения на щите, горизонтального положения тела с приподнятыми ногами;
переноски и транспортировки пострадавших и больных детей, перекладывания пострадавшего на носилки.
Также обучившиеся должны знать правовые основы оказания первой помощи детям.
По итогам обучения работники образовательных учреждений, детских оздоровительных лагерей, транспорта, сотрудники органов внутренних дел должны овладеть следующими практическими навыками оказания первой помощи детям:
1. Оценка обстановки.
1.1. Определение угрозы для собственной жизни.
1.2. Определение угрозы для пострадавших.
1.3. Оценка количества пострадавших.
1.4. Снижение и минимизация риска поражения оказывающего помощь и пострадавших.
2. Вызов скорой медицинской помощи и других экстренных служб:
3. Определение признаков жизни:
3.1. Определение наличия сознания.
3.2. Определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания.
3.3. Определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.
4. Проведение осмотра пострадавшего:
4.1. Обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений.
4.2. Подробный осмотр пострадавшего.
4.2.1. Проведение осмотра головы.
4.2.2. Проведение осмотра шеи.
4.2.3. Проведение осмотра груди.
4.2.4. Проведение осмотра живота.
4.2.5. Проведение осмотра конечностей.
5. Восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей:
5.1. Методом запрокидывания головы с подъемом подбородка.
5.2. Методом выдвижения нижней челюсти.
5.3. Приданием устойчивого бокового положения.
6. Искусственная вентиляция легких:
6.1. «Рот ко рту».
6.2. «Рот к носу».
6.3. С использованием устройства для искусственной вентиляции легких.
7. Компрессии грудной клетки:
7.1. Давление руками на грудину пострадавшего.
8. Остановка кровотечения:
8.1. С помощью жгута.
8.2. Методом пальцевого прижатия артерии.
8.3. Методом максимального сгибания конечности в суставе.
8.4. С помощью давящей повязки.
8.5. Методом прямого давления на рану.
9. Наложение повязок при травмах различных областей тела и кровотечениях:
9.1. Бинтовых.
9.2. С использованием лейкопластыря.
9.3. Окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки.
10. Проведение иммобилизации:
10.1. С помощью подручных средств.
10.2. Аутоиммобилизация.
11. Фиксация шейного отдела позвоночника:
11.1. Вручную.
11.2. Подручными средствами.
12. Местное охлаждение:
12.1. Подручными средствами.
12.2. С помощью гипотермического пакета.
13. Термоизоляция при холодовой травме.
14. Придание оптимального положения:
14.1. Устойчивого бокового положения.
14.2. Положения с приподнятыми нижними конечностями.
14.3. Полусидячего положения.
14.4. Положения на спине с валиком под разведенными и согнутыми в коленях ногами.
14.5. Положения при травме позвоночника.
15. Извлечение пострадавшего из транспортного средства и его перемещение.
16. Оказание психологической поддержки.
^
Методические рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского Совета по реанимации (Пересмотр 2010 г.). Под редакцией члена-корреспондента РАМН В.В. Мороза Москва, Издательство: ООО «Гран-при», 2011, 520 с.
Первая помощь: учебник для водителей. – М.: 2009. – 176 с.
Приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях : учеб. пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий / Л.В. Борисенко [и др.] ; под ред. С.Ф. Гончарова. - М. : ФГУ «ВЦМК «Защита», 2008. – 74 с.
Скорая медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшетсвиях / С.Ф. Багненко [и др.]. - СПб. : ИПК «КОСТА, 2007. – 400 с.
Коматозные состояния у детей / В. А. Михельсон, И. Г. Алмазова, Е. В. Неудахин. - Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1988. - 224 с. : схем., табл. - (Библиотека практического врача. Заболевания детского возраста).
Неотложная педиатрия в алгоритмах, Цыбулькин Э.К., 2007 г.
Баиндурашвили А.Г. Оказание первой доврачебной помощи детям при дорожно-транспортных происшествиях. Профилактика детского травматизма : учеб.-метод. пособие / А.Г. Баиндурашвили, К.С. Соловьева. – СПб., 2007. – 24 с.
Помоги своему ребенку. Первая помощь в домашних условиях : пер. с англ. / под ред. М. Эйнцига. – М.: Практика, 1994. – 96 с.
Справочник по первой помощи. – М. : Российское общество Красного Креста, 1998. – 41 с.
Казьмин В. Д. Первая доврачебная помощь пострадавшим детям. Издательство: Издательский центр "МарТ", Феникс, 2011, 160
Шайтер В.М. Стандарты по оказанию скорой медицинской помощи детям на догоспитальном этапе. Под редакцией А.Г.Мирошниченко В.М. Шайтер. Издательство: БХВ-Петербург, Невский Диалект 2006 г., 128 стр.
^
И ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2010 г. № 353н «О первой помощи»;
Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (утв. приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 г. № 2571);
Приказ Минобрнауки России № 636 от 18 июня 2010 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» (вместе с «Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «A», «Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «B», «Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «C», «Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «D», «Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «E»);
Примерная программа подготовки сотрудников МВД России, утвержденная Главным управлением кадров МВД России 20.01.2004;
Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)» № 325 от 20.08.1996, в редакции приказа Минздравсоцразвития России № 697н от 08.09.2009;
Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
|