|
Скачать 113.77 Kb.
|
Содержание
Номер задания студенту-заочнику определяется по последней цифре номера зачетной книжки. |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» Кафедра хирургии, акушерства и биотехнологии Васильев В.К., Попов А.П., Бадлуев Э.Б., Цыбикжапов А.Д. Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Улан-Удэ, 2010 Хирургические болезни животных имеют широкое распространение и составляют 40% от общего числа незаразных болезней (К. И. Шакалов, 1981, 1986), а у собак и кошек на долю хирургической патологии приходится 62,6% (А. В. Сапожников, 2007) от общего количества всех заболеваний (2/3 при этом составляют операционные раны). Для лечения животных, особенно собак и кошек, с незаразной патологией часто применяются хирургические методы и приёмы (В. А. Соболев, В. А. Созинов, 2009). Интенсификация животноводства с применением промышленной технологии сопряжена с высокой концентрацией поголовья на ограниченной площади, насыщенностью помещений машинами, механизмами и другим оборудованием, при ограниченной подвижности животных на решетчатых и щелевых полах, нередко из очень жестких материалов. Все эти факторы способствуют возникновению травматизма и других сопутствующих заболеваний среди животных. К сожалению, создать идеально комфортабельные условия для животных только путем технического решения проблемы не удается. Да это и не всегда оправдано экономически. Поэтому в животноводстве постоянно осуществляются ветеринарные мероприятия, направленные на снижение производственных потерь от травматизма и других заболеваний. Анализ свидетельствует, что основными причинами травматизма и сопутствующих болезней являются следующие: групповое содержание некастрированных быков, не приведение в соответствующее состояние рогов, высокая плотность скота на единице площади пола, нарушение сроков откачки навозной жижи при самосплавной системе удаления навоза и поднятие её на поверхность пола, неудачная конструкция и не проведение текущего восстановительного ремонта решетчатых и щелевых полов, погрешности в кормлении, попадание инородных тел в корма и т.д. Заболевания конечностей в целом и в особенности копыт у животных служат причиной их выбраковки. Животные выходят из строя из-за трещин рогового башмака, разрыва свода межкопытной щели, травм венчика, развития панарициев, тендовагинитов, а также вследствие разрыва связок и перелома костей. Кроме поражения конечностей отмечаются также повреждения кожи, подкожной клетчатки и мышц в других областях тела животных с развитием различного рода воспалений. Нередки травмы семенников и внутренних органов, переломы рогов у необезроженных животных или неправильно обезроженных с деформированными роговыми отростками. Большие убытки приносят травмы хвостов и наружных половых органов. При погрешностях кормления возникают тимпании и переполнения рубца, закупорка книжки, требующие хирургических методов лечения. С целью предупреждения и лечения: травматизма и других заболеваний применяют разнообразные хирургические методы и приёмы, освоить которые можно изучив программу по оперативной хирургии. В системе преподавания в ветеринарных вузах хирургия занимает видное место и делится на три дисциплины: оперативную хирургию с топографической анатомией, общую хирургию и частную хирургию с ортопедией и офтальмологией, каждая из которых имеет свои задачи. Три дисциплины не повторяя, но дополняя одна другую, представляют последовательно восходящие ступени подготовки студентов по хирургии, В преподавании и изучении цикла хирургических дисциплин, как на различных курсах, так и на одном и том же курсе соблюдается принцип преемственности. Исходя из этого принципа, считается, излишним дублирование одних и тех же вопросов, но совершенно необходимым использование знаний по тому или иному вопросу, полученных студентами при изучении смежных дисциплин. Оперативная хирургия - это наука о хирургических операциях, применяемых с целью лечения различных заболеваний, а также с целью повышения их продуктивности в улучшении эксплуатации. Она изучает основные принципы производства операций, технику и способы выполнения их на отдельных органах и тканях с предварительным рассмотрением топографической анатомии оперируемых областей. Курс оперативной хирургии подразделяется на общую и специальную части. В общей части изучаются способы фиксация животных, принципы и методика хирургической профилактики, т.е. учение об устранении и предупреждения хирургической инфекций (антисептики и асептика), излагается учение о боли и способах её устранения и предупреждения при операциях, изучаются правила разъединения и соединения тканей, способы остановки кровотечения и переливания крови, освещаются правила и способы наложения перевязок и повязок. В специальной части оперативной хирургии изучаются непосредственно оперативные вмешательстве на отдельных областях, органах и тканях при соответствующих заболеваниях. Оперативные способы лечения больных животных должны быть использованы целесообразно и рационально, с наименьшими травмами, с меньшим нарушением функций тканой и органов, так как любое заболевание, как и любая операции, отражаются на всем организме. Надо знать и уметь не только как проводить любую операцию, но и когда её не следует делать ввиду возможного значительного понижения продуктивности или гибели животного. В каждом конкретном случае необходимо учитывать экономическую целесообразность проведенной операции, но и не отправлять всех животных с хирургическими заболеваниями на сан.бойню, т.к. проведение большинства операций является экономически оправданным. Поэтому при осуществлении оперативных методов лечения необходимо всесторонне обосновывать необходимость её проведения. Для этого кроме нормальной анатомии, физиологии, патофизиологии, микробиологии, фармакологии необходимо хорошо знать топографическую анатомию. Топографическая анатомия изучает взаимное расположение тканей и органов по условным анатомо-топографическим областям, определяет границы и проекции их на кожу животного с учетом возрастных особенностей и индивидуальной изменчивости. При изучении оперативной хирургии с основами топографической анатомии вначале студент теоретически изучает материал по той или иной теме, затем практически осваивает основы по топографической анатомии, элементы хирургического вмешательства и технику проведения операции. Все это необходимо проделать, занимаясь вначале на трупном материале, а затем уже на живых больных животных. При изучении оперативной хирургии и топографической анатомии нельзя ограничиваться только упражнениями на трупах. Если занятия на трупах преследуют цель ознакомить студента с техникой вмешательства, то операции на живых животных имеют конечной целью сохранение жизни и продуктивности оперируемых животных, а это обязывает в процессе оперативного вмешательства и в послеоперационном периоде использовать соответствующие медикаментозные и другие средства, которыми располагает хирургическая наука. Положительные результаты подготовки врача значительно возрастают, если студенту-заочнику обеспечивается возможность наблюдения за оперированными животными в послеоперационном периоде вплоть до их выздоровления, а при отдельных неблагополучных исходах - проведение вскрытий трупов павших животных, позволяющих выявить и правильно осмыслить технические погрешности, допущенные им в процессе оперативного вмешательства. Проведение операций на животных развивает чувство самостоятельности и ответственности, что повышает и ускоряет процесс самоподготовки, который возрастает пропорционально степени активности студента-заочника в изучении и проведении операций. При написании контрольной работы необходимо материал излагать своими словами. Контрольная работа должна быть выполнена разборчиво, аккуратно, с глубокими по содержанию ответами, хорошо оформлена, иллюстрирована рисунками, фотографиями, схемами. Текст пишется на одной стороне листа, с оставлением полей и состоит из двух разделов (частей), первый раздел - по общей части оперативной хирургии, второй - по специальной части оперативной хирургии, представленные соответствующими темами. Студент-заочник выполняет одно из ниже приведенных заданий, состоящих из двух тем. ^ ЗАДАНИЕ 1 1. Понятие об инфекции. Виды хирургической инфекции. 2. Проводниковая анестезия глазничного, верхнечелюстного, нижнечелюстного нерва и их основных ветвей. 3. Типографическая анатомия области лопатки и плеча. ЗАДАНИЕ 2 1. Определение, классификация и характеристика кровотечений. 2. Проводниковая анестезия нервов грудной конечности. 3. Типографическая анатомия органов брюшной полости. Овариоэктомия свинок. ЗАДАНИЕ 3 1. Наркоз для отдельных видов животных. 2. Проводниковая анестезия нервов грудной конечности. 3. Типографическая анатомия скакательного сустава и плюсны. ЗАДАНИЕ 4 1. Определение понятия наркоза. Классификация наркозов и характеристика отдельных наркотических средств. 2. Показания и техника паралюмбальной проводниковой анестезии. 3. Типографическая анатомия коленного сустава и голени. ЗАДАНИЕ 5 1. Типографическая анатомия полового члена и крайней плоти. 2. Показания и техника паралюмбальной проводниковой анестезии. 3. Показания и техника руменотомии и руменоцентез. ЗАДАНИЕ 6 1. Фиксация с/х и диких животных. Фиксационные станки и столы. 2. Пункция локтевого сустава. 3. Пластическое смещение полового члена у быка с целью использования в качестве пробника и вазэктомия быков, баранов-пробников. ЗАДАНИЕ 7 1. Инструменты для разъединения тканей. Понятие о трепанации, ампутации, резекции и экстирпации. 2. Способы временной и окончательной остановки кровотечения. 3. Наркоз крупного и мелкого рогатого скота. ЗАДАНИЕ 8 1. Осложнения при наркозе, их предупреждение и устранение. 2. Иннервация мошонки и семенника. 3. Топографическая анатомия яичников у свиней. ЗАДАНИЕ 9 1.Топографическая анатомия скакательного сустава, плюсны и пальцев. 2.Виды кровотечения и их профилактика. 3.Почему баранов и быков рекомендуется кастрировать крытым способом ЗАДАНИЕ 10 1.Техника кастрации бычков и баранчиков щипцами Телятникова. 2.Из каких образований состоит сосудистая часть семенного канатика? 3.Как содержать животных после кастрации (первое время)? ЗАДАНИЕ 11 1.Рациональные разрезы в области крупа. 2.Характеристика перевязочного материала, иммобилизирующие повязки и повязки на копыто. 3.Перечислите основные способы эпидуральной анестезии. ЗАДАНИЕ 12 1.Техника анестезии синовиальных оболочек. Техника анестезии брюшины. 2.Экзартикуляции 2 и 3 фаланги пальцев. 3.Премедикации при наркозе. ЗАДАНИЕ 13 1.Перкутанные методы кастрации с/х животных. 2.Физические, химические, механические и биологические способы остановки кровотечения. 3.Перечислите основные показания при сакральной анестезии. ЗАДАНИЕ 14 1.В чем состоит сущность ползучего инфильтрата по А.В.Вишневскому? 2.Дайте определение понятия «десмургия». Что понимают под повязкой? 3.Техника кастрации открытым способом? Какими способами кастрируют верблюд? ЗАДАНИЕ 15 1.Топографическая анатомия яичников у свинок и их кастрация. 2. Операции при интравагальной грыже. Кастрация хряков 3. Прерывистые и непрерывные швы. Рисунки. ЗАДАНИЕ 16 1.Топографическая анатомия коленного сустава и голени. 2.Подготовка рук хирурга различными способами и их характеристика. 3.Стерилизация перевязочного шовного материала и хирургического белья. После того, как Вы ознакомились со своим заданием, необходимо иметь в виду, что студент-заочник изучает по оперативной хирургии и топографической анатомии весь материал в соответствии с программой и методическими указаниями, а на кафедру, с целью проведения своевременного и объективного контроля, высылает одну, выполненную самостоятельно, контрольную работу. Эта работа является важным документом, характеризующим подготовку студента-заочника по хирургии и выступает, одним из слагаемых, учитываемых при выведении оценки на экзамене. Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, необходимо тщательно изучить материал, изложенный в учебниках, учебных пособиях, в периодической специальной литературе и проанализировать данные, полученные при практической отработке задания. При изучении общей части оперативной хирургии необходимо обратить внимание на приемы фиксации животных, профилактику хирургической инфекции и организацию работы при операциях. Современная хирургия обладает хорошо разработанными методами общего и местного обезболивания, знание которых является обязательным. Студент-заочник должен хорошо изучить теоретически и уметь проводить практически три элемента хирургические операций - разъединение тканей, остановку кровотечения и соединение тканей. Не менее важное значение придается и другим программным вопросам. При теоретическом и практическом изучении специальной части оперативной хирургии и топографической анатомии необходимо руководствоваться накопленным наукой опытом, свидетельствующим о том, что для достижения положительных результатов при проведении той или иной хирургической операции нужно не только изучить её технику, но и знать топографо-анатомическое строение оперируемой области. Для этого при написании контрольной работы по специальной части оперативной хирургии кафедра требует указывать границы той или иной анатомической области и описывать послойную топографию в пределах отмеченных границ, обращая особое внимание на сосуды и нервы. При изложении материала по грудным и тазовым конечностям следует давать условные границы анатомических областей. По принципу, принятому на кафедре хирургии, по которому в каждую область включают вышележащую кость и нижележащий сустав. Исходя из этого принципа, на грудной конечности различают: область лопатки и плечевого сустава, область плеча и локтевого сустава, область предплечья и запястного сустава, область пясти и пальца, а на тазовой конечности: область крупа и тазобедренного сустава, область бедра и коленного сустава, область голени и скакательного сустава, область плюсны и пальца. В контрольной работе описывать ту или иную операцию нужно не абстрактно, а применительно к непосредственно выполненному Вами заданию, обратив внимание на классификацию, характеристику и сравнительную оценку применяемых методов. При этом отметить, в каких случаях и при каких обстоятельствах тот или иной метод оперативного вмешательства является наиболее приемлемым. Каждая операция выполняется и описывается по определённому плану, раскрывающему её содержание. В плане операций отражаются следующие положения, 1. Название операции и сроки её выполнения. 2. Материальное оснащение операции: инструментарий, перевязочный материал, медикаменты, оборудование. 3. Предоперационная подготовка животного. 4. Фиксация. 5. Подготовка и дезинфекция операционного поля и рук хирурга 6. Обезболивание (наркоз, местная анестезия). 7. Оперативный доступ. 8. Оперативный прием и заключительная часть операции. 9. Послеоперационный период. 10. Профилактика осложнений. В контрольной работе необходимо раскрыть содержании этих положений. В предоперационном, операционном и послеоперационных периодах нередко возникает необходимость применения различных лекарственных средств. В связи с этим следует кратко отметить показания и противопоказания к их применению, дозировку и фармакодинамику. Для лучшего закрепления знаний рекомендуется уделить внимание правилам выписывания рецептов, отдельные рецепты привести в контрольной работе по ходу изложения материала. В конце работы необходимо дать перечень использованной литературы по общепринятой форме. Литература
|