|
Скачать 387.86 Kb.
|
1.1 Основы охраны здоровья населения в Российской Федерации. Нормативные документы, регламентирующие работу медицинской сестры офтальмологического стационара. Санитарно-просветительная работа медицинской сестры офтальмологического отделения. Образовательные программы. Школы-здоровья. Региональные целевые программы по охране здоровья населения. Цели и задачи. Первичная медико-профилактическая помощь населению. Роль среднего медицинского персонала в реализации основных принципов ПМСП. Основные направления реформирования здравоохранения в Российской Федерации. Роль среднего медицинского персонала в реализации программных мероприятий. Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг. Нормативные документы . Федеральные целевые программы по охране здоровья населения Российской Федерации. Цели и задачи. Медицинская этика и деонтология. Этический кодекс медицинской сестры. Трудовой договор. Порядок увольнения работников. Трудовые правонарушения. Биомедицинская этика. Основные понятия, их характеристика. Понятие о человеческих потребностях по А.Маслоу. Проблемы пациентов. Сестринский процесс. Этапы сестринского процесса. Особенности сестринского процесса в работе медицинской сестры офтальмологического кабинета. Особенности сестринского процесса в работе медицинской сестры офтальмологического стационара. Отраслевые правила внутреннего трудового распорядка. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Охрана труда и техника безопасности в работе медицинской сестры офтальмологического кабинета. Должностные обязанности медицинской сестры офтальмологического отделения. Оборудование, оснащение и документация офтальмологического кабинета. Должностные обязанности медицинской сестры перевязочного кабинета офтальмологического отделения. Оборудование, оснащение, документация перевязочного кабинета офтальмологического отделения. Анатомо-физиологические особенности защитного аппарата глаза и глазного яблока. Зрительный анализатор. Зрительный акт. Зрительные нейроны. Оптический путь. Функции органа зрения. Центральное зрение. Инфекционная безопасность . Инфекционный контроль. Методы определения остроты зрения. Цветоощущение. Периферическое зрение. Периметрия. Монокулярное и бинокулярное зрение. Причины нарушения бинокулярного зрения. Оптическая система глаза. Рефракция глаза. Диоптрия. Санитарно-эпидемиологический режим ЛПУ. Внутрибольничная инфекция. Причины. Пути передачи. Причины роста ВБИ. Асептика и антисептика. Виды, методы, средства антисептики. Дезинфекция. Виды. Методы. Средства. Обработка изделий медицинского назначения. Этапы. Контроль качества дезинфекции и предстерилизационной очистки. Общие требования к уборке помещений стационара. Бельевой режим. Санитарные требования к буфетной. Обработка столовой посуды. Стерилизация хирургического инструментария, стеклянных изделий, изделий из резины, ватных шариков. Подготовка материала и стерилизационных коробок к стерилизации. Текущая и генеральная уборка процедурного кабинета. ВИЧ-инфекция. Эпидемиология. Классификация. Проблемы пациентов при ВИЧ-инфекции. Биомедицинская этика. Нормативные документы, регламентирующие профилактику ВИЧ-инфекции. Вирусные гепатиты. Эпидемиология. Профилактика. Особенности сестринского процесса при протезировании глаз. Правила выписки, размещения, хранения лекарственных препаратов, применяемых в офтальмологии. Текущая и генеральная уборка палат. Текущая и генеральная уборка перевязочной. Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинского работника. Возрастная психология. Основы и структура организации охраны зрения и офтальмологической помощи детям. Роль отечественных ученых. Подготовка перевязочного материала с учетом предстоящей манипуляции. Нормативные документы по профилактике вирусных гепатитов. Нормативные документы по профилактике ВИЧ-инфекции. Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами. Уровни деконтаминации рук процедурной медицинской сестры. Наркомания и токсикомания: определение, распространенность, факторы риска, стадии развития наркомании. Роль медицинского персонала в профилактике наркомании и токсикомании и в реализации целевых программ, направленных на преодоление распространения наркомании и токсикомании. Виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Роль медработника по их реализации. Основы медицинского страхования. Принципы. Виды, цели, уровни медицинского страхования. Концепция факторов риска и первичной профилактики – основа обеспечения здоровья отдельным лицам, семьям, обществу. Правила сбора, хранения и утилизация отходов ЛПУ. Основные приоритеты национального проекта в сфере здравоохранения. Усиление профилактической направленности в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения. Порядок организации дополнительной организации работающего населения в рамках реализации национального проекта. Профилактика, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных в рамках реализации национального проекта. ^ Концепции реформирования здравоохранения в современных условиях. Основные направления реформ. Понятие о системах здравоохранения. Медицинское страхование. Виды и принципы медицинского страхования. Понятие о ПМСП. Роль задачи и принципы ПМСП. Роль медицинских сестер офтальмологической службы в реализации основных принципов ПМСП. Профилактическая медицина. Валеология и саналогия. Роль санитарного просвещения в охране здоровья. Понятие о Федеральных целевых программах. Основные цели и задачи целевых комплексных программ. Образовательные программы по охране здоровья. Школы здоровья. Роль среднего медицинского персонала в реализации программных мероприятий. ^ Клиническая рефракция. Виды клинической рефракции. Астигматизм, виды астигматизма. Принципы коррекции аметропии. Аккомодация. Причины спазма аккомодации. Клинические проявления. Уход и наблюдение за пациентами с врожденной патологией органа зрения при инфекционных заболеваниях. Конъюнктивиты. Причины. Проблемы пациентов. Уход за больными глаукомой в послеоперационном периоде. Тупые травмы глаз. Эрозия. Проблемы пациентов. Понятие о клинической классификации близорукости. Причины, способствующие факторы. Эластотонометрия. Тонография. Методы определения рефракции. Проблемы пациентов при близорукости. Причины близорукости. Профилактика близорукости. Понятие о склеропластике и кератотомии. Методы исследования органа зрения. Анамнез. Наружный осмотр глаза. Сестринский процесс при острых заболеваниях глаз. Неотложная доврачебная помощь. Подготовка пациента и набора инструментов для зондирования слезного протока. Основы медицинской психологии. Типы медицинских сестер. Врожденные и приобретенные заболевания век. Проблемы пациентов. Дакриоциститы. Причины. Проблемы пациентов и пути их решения. Кератиты. Причины. Проблемы пациентов и пути их решения. Профилактика. Склериты. Причины. Проблемы пациентов и пути их решения. Специфические увеиты. Причины. Проблемы пациентов и пути их решения. Профилактика. Врожденные и приобретенные катаракты. Причины. Проблемы пациентов. Глаукома. Причины. Приоритетные проблемы пациентов при остром приступе глаукомы. Неотложная помощь. Методы исследования больных глаукомой. Принципы лечения. Диспансерное наблюдение за больными глаукомой. Патологические и физиологические проблемы пациентов при косоглазии. Принципы лечения. Профилактика. Патология глазодвигательного аппарата. Понятие о "косоглазии". Амблиопия. Нистагм. Причины. Проблемы пациентов. Обследование. Принципы лечения. Опухоли конъюнктивы. Проблемы пациентов. Новообразования век. Проблемы пациентов. Опухоли орбиты. Офтальмологические симптомы при опухолях головного мозга. Проблемы пациентов. Ожоги органа зрения. Комбинированные поражения глаз. Неотложная помощь. Экзооофтальмия. Проблемы пациентов. Неотложная помощь. Отслойка сетчатки. Проблемы пациентов. Новообразования сосудистого тракта. Проблемы пациентов. Гемофтальм. Контузия сетчатки. Проблемы пациентов. Сестринский процесс в послеоперационном периоде. Особенности сестринского процесса при прогрессирующей и осложненной близорукости. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы пациентов при прогрессирующей катаракте. ^ Реформа сестринского дела в Российской Федерации. Этический кодекс медицинской сестры. Проблемы биоэтики. Этический кодекс медицинской сестры. Проблемы биоэтики. Сестринский процесс. Этапы сестринского процесса. Ятрогенные заболевания. Профессиональные типы поведения медицинских работников. Роль медицинской сестры в организации и осуществлении сестринского процесса с учетом конкретной патологии и возраста пациента. Информированное согласие пациентов. ^ Многоуровневая система подготовки среднего медицинского персонала. Система повышения квалификации, формы повышения квалификации. Аттестация. Отраслевые правила внутреннего трудового распорядка. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Уголовная ответственность. Роль медицинской сестры офтальмологической службы в соблюдении техники безопасности в ЛПУ. Особенности техники безопасности в детских лечебно-профилактических учреждениях. ^ Патологические процессы развивающиеся в одних структурах глаз протекают безболезненно, а в других – с выраженным болевым синдромом. Задание: 1. Перечислите структуры глаза в которых патологические процессы протекают безболезненно. 2. Чем обусловлена такая особенность структур глаза? Профессиональная задача. Патологические процессы, развивающиеся в одних структурах глазах протекают безболезненно, а в других - с выраженным болевым синдромом. Задание: 1. Перечислите структуры глаза в которых патологические процессы протекают с выраженным болевым синдромом. 2. Чем обусловлена такая особенность структур глаза? Профессиональная задача. При определении остроты зрения исследуемого глаза у мальчика 7 лет, он прочитал 5-ую строчку в таблице Сивцева с расстояния 3,0 м. Задание: 1. Дайте определение понятию "острота зрения". 2. Какова острота исследуемого глаза пациента? ^ Пациент, находясь в 2-х метрах от зеркала и глядя в него, правильно назвал положение колец в пятой строчке таблицы Сивцева. Таблица удалена от зеркала на 5,0 метров. Задание: 1. Определите остроту зрения исследуемого пациента. 2. Дайте определение понятию "Центральное зрение". Профессиональная задача. При определении остроты исследуемого глаза у девочки 5 лет, она увидела первую строку таблицы Сивцева с расстояния 2-х метров. Задание: 1. Дайте определение понятию "острота зрения", "поле зрения". 2. Какова острота зрения исследуемого глаза пациента. Профессиональная задача. Ближайшая точка ясного видения у эмметропа находится в 10 см от глаза. Задание: 1. Дайте определение понятию "эмметропия". 2. Определите объем аккомадации исследуемого глаза. Профессиональная задача: Ближайшая точка ясного видения у миопа (1,5 дптр) находится в 8 см от глаза. Задание: 1. Дайте определение понятию "миопия". 2. Определите объем аккомадации исследуемого глаза. Профессиональная задача: Ближайшая точка ясного видения у гиперметропа находится в 11 см от глаза. Задание: 1. Дайте определение понятию "гиперметроп". 2. Определите объем аккомадации исследуемого глаза. Профессиональная задача: У девочки 6 лет выявлена острота зрения ниже 0,01. Задание: 1. Дайте характеристику остроты зрения ниже 0,01. 2. Какая острота зрения принимается за "практическую слепоту". Профессиональная задача: В поликлинику УФНИИ ГБ привезли девочку 13 лет с жалобами на температуру, сильные боли в области орбиты, головную боль. Из анамнеза выявлено, что 3 дня назад девочка выдавила фурункул на щеке. При осмотре левого глаза веки отечны, раскрытие век крайне затруднено, конъюнктива отечна. Наблюдается экзофтальмия больного глаза. Зрение снижено. Задание: 1. Тактика медсестры офтальмологического кабинета. 2. Определить настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы пациента. ^ К медицинской сестре обратилась мама с новорожденным ребенком по поводу беспокойного поведения и отечности правого века ребенка. При осмотре: веки правого глаза отечны, наблюдается гиперемия век, при пальпаторном давлении на область слезного мешка выделяется гнойное отделяемое. Задание: 1. Перечислите возможные причины данной ситуации. 2. Определите настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы пациента. 3. Какова дальнейшая тактика медсестры? Профессиональная задача. Девочка 5 лет, находится на стационарном лечении в детском офтальмологическом отделении стационара с медицинским диагнозом: Открыто-угольное, расходящееся косоглазие левого глаза. Амблиопия. Девочка постоянно подглядывает здоровым глазом. часто снимает окклюзионную повязку. Задание: 1. Дайте определение понятию "косоглазие". 2. Составьте алгоритм действий медсестры в данной ситуации. ^ В детское отделение стационара поступил мальчик 6 лег с медицинским диагнозом: "Сходящееся косоглазие, гиперметропия средней тяжести Мальчик капризничает, часто пропускает плеоптоортоптическое лечение, назначенное врачом. Задание: 1. Дайте определение понятию "Сходящееся косоглазие". 2. Какова тактика медсестры? 3. Перечислить аппараты для лечения косоглазия. Профессиональная задача. Мальчику 6 лет была произведена операция экстракции катаракты с имплантацией ИОЛ. В послеоперационном периоде мальчика поместили в отдельную палату. Во Бремя процедур его не оказалось на месте. На следующий день мальчик пожаловался на боли в глазу, слезотечение, светобоязнь. Задание: 1. Выявить ошибки, допущенные медсестрой на этапах сестринского процесса. 2. Перечислить потенциальные проблемы пациента в данной ситуации. ^ Мальчик 14 лет был доставлен в травматологический пункт офтальмологического стационара по поводу ожога левого глаза горящей сигаретой. При сестринском обследовании выявлены следующие проблемы пациента: светобоязнь, слезотечение, боли в левом глазу, страх за исход болезни, блефароспазм. Медсестра заподозрила эрозию роговицы и закапала в глаза новокаин, альбуцид, капли левомицетина. Задание: 1. Найдите ошибки в тактике медсестры. 2. Составьте алгоритм действий медсестры с мотивацией сестринских вмешательств. ^ К дежурной медицинской сестре подошла больная, которая находилась на лечении с диагнозом: Миопия. Гипертоническая болезнь. На I этапе сестринского процесса медсестра выявила следующие проблемы пациента: очень сильные боли в правом глазу, головная боль справа, тошнота, однократная рвота, страх за исход болезни. Медсестра дала больной таблетку клофеллина, анальгина и рекомендовала прогуляться на свежем воздухе. Задание: 1. Выявить ошибки, допущенные медсестрой на всех этапах сестринского процесса. 2. Определить приоритетную проблему и спланировать сестринские вмешательства. ^ Мальчик 16 лет поступил в травматологический пункт неотложной офтальмологической помощи. Из анамнеза выявлено, что он был избит подростками. При осмотре: отек и гематома век левого глаза, сужение глазной щели, экзофтальм, пальпаторно: подкожная эмфизема с крепитацией в области левого глаза. Подвижность глазного яблока ограничена. Задание: 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. ^ Мальчик 16 лет поступил в травматологический пункт неотложной офтальмологической помощи. Из анамнеза выявлено, что он был избит подростками. При осмотре: отек и гематома век левого глаза, сужение глазной щели, экзофтальм, пальпаторно: подкожная эмфизема с крепитацией в области левого глаза. Подвижность глазного яблока ограничена. Задание: 1. Определите настоящие и приоритетные проблемы пациента. 2. Перечислите возможные осложнения при данной травме. ^ Девочка 17 лет обратилась в кабинет неотложной офтальмологической помощи с жалобами на гнойное выделение из глаз, слезотечение, светобоязнь, ощущение инородного тела в глазах, "высыпания" на слизистых нижнего века глаз. Задание: 1. Составьте алгоритм действий медсестры. 2. Дайте определение понятию "Внутрибольничная инфекция". ^ Мальчик 14 лет с медицинским диагнозом: Флегмона орбиты правого глаза", во время внутримышечной инъекции антибиотика почувствовал стеснение в груди, чувство жара, через несколько минут потерял сознание. Задание: 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры в данной ситуации. ^ На строительной площадке, во время игр, в левый глаз мальчику попала известь. При осмотре пострадавшего глаза выявлено раздражение левого глаза, отечность и гиперемия конъюнктивы, роговица - цвета матового стекла. Задание: 1. Выделите настоящие и приоритетные проблемы пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. ^ Девушка 19 лет обратилась к офтальмологу с жалобами на появление темной "занавески" перед правым глазом сверху, отмечает ухудшение зрения. Носит очки по поводу миопии высокой степени. Задание: 1. Перечислите настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы пациента. 2. Перечислите дополнительные методы исследования применительно к данной больной. ^ На первом этапе сестринского процесса выявлены следующие проблемы пациента: покраснение и отек верхнего века правого глаза, экзоофтальмия. При пальпации больного глаза - снижение тургора, околоушные лимфатические узлы увеличены, температура 38 С. При оттягивании века кверху и взгляде больного вниз и кнутри видна отечная, гиперемированная слезная железа. Задание: 1. Выделите приоритетные проблемы пациента. 2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры. Профессиональная задача. В детском отделении глазных болезней находится ребенок 3 месяцев с медицинским диагнозом: "Грибковый кератит". Задание: 1. Перечислите возможные приоритетные и потенциальные проблемы пациента при данной патологии. 2. Составьте алгоритм обследования пациента. Профессиональная задача. В детском отделении находится ребенок 12 лет с медицинским диагнозом "Аутоиммунная язва роговицы правого глаза. Задание: 1. Перечислите возможные приоритетные и потенциальные проблемы данного у данного пациента. 2. Составьте алгоритм обследования пациента. Профессиональная задача. В детском отделении глазных болезней находится на обследовании и лечении девочка 4 лет с медицинским диагнозом: "Врожденная катаракта". Задание: 1. Представьте структуру врожденных катаракт. 2. Перечислите возможные настоящие и приоритетные проблемы пациента при врожденных катарактах. ^ В детском отделении глазных болезней находится на обследовании и лечении девочка 4 лет с медицинским диагнозом: "Врожденная катаракта". Ребенку проведена коррекция с помощью КОЛ. Задание: 1. Перечислите основные достоинства КОЛ и КЛ. 2. Перечислите виды врожденных катаракт. Профессиональная задача. В детское отделение глазных болезней поступил мальчик 2-х месяцев с медицинским диагнозом: "Ретинобластома правого глаза". Задание: 1. К какой группе опухолей глаза и вспомогательных органов по локализации и течению относится ретинобластома?. 2. Перечислить потенциальные проблемы пациента при данной патологии. Профессиональная задача. В детском отделении глазных болезней находится девочка 6 месяцев с медицинским диагнозом: "Аденома Мейбомиевой железы". Задание: 1. К какой группе опухолей глаза и вспомогательных органов по локализации и течению относится аденома Мейбомиевой железы? 2. Перечислите функции желез века и конъюнктивы. ^ В детское отделение глазных болезней поступил мальчик 15 лет с медицинским диагнозом: "Рецидивирующий ячмень нижнего века правого глаза. Ретинопатия сетчатки". В анамнезе сахарный диабет с 9 лет. Задание: 1. Перечислите возможные настоящие проблемы пациента, связанные с общим заболеванием и с патологией со стороны органа зрения. 2. Составьте примерный план беседы с пациентом о диете. ^ В травмпункт доставлен мальчик 6 лет с проникающей травмой правого глаза. При осмотре: ребенок возбужден, плачет. Предъявляет жалобы на сильную боль, ощущение инородного тела в глазу. Задание: 1. Составьте алгоритм неотложной помощи в данной ситуации. 2. Перечислите потенциальные проблемы пациента связанные с травмой глаза. ^ детском отделении находится ребенок 12 лет с медицинским диагнозом "Аутоиммунная язва роговицы правого глаза. Задание: 1. Перечислите возможные приоритетные и потенциальные проблемы данного пациента. 2. Перечислите зависимые сестринские вмешательства, связанные с лечением пациента. Профессиональная задача. Патологические процессы, развивающиеся в одних структурах глазах, протекают безболезненно, а в других - с выраженным болевым синдромом. Задание: 1. Перечислите структуры глаза, в которых патологические процессы протекают с выраженным болевым синдромом. 2. Чем обусловлена такая особенность структур глаза? Профессиональная задача. При определении остроты зрения исследуемого глаза у мальчика 7 лет . он прочитал 5-ую строчку в таблице Сивцева с расстояния 3,0 м. Задание: 1. Дайте определение понятию "острота зрения". 2. Какова острота исследуемого глаза пациента? ^ Пациент, находясь в 2-х метрах от зеркала и глядя в него, правильно назвал положение колец в пятой строчке таблицы Сивцева. Таблица удалена от зеркала на 5,0 метров. Задание: 1. Определите остроту зрения исследуемого пациента. 2. Дайте определение понятию "Центральное зрение". Профессиональная задача. У девочки 6 лет выявлена острота зрения ниже 0,01. Задание: 1. Дайте характеристику остроты зрения ниже 0,01. 2. Какая острота зрения принимается за "практическую слепоту"? Профессиональная задача. При определении остроты исследуемого глаза у девочки 5 лет, она увидела первую строку таблицы Сивцева с расстояния 2-х метров. Задание: 1. Дайте определение понятию "острота зрения", "поле зрения". 2. Какова острота зрения исследуемого глаза пациента? Профессиональная задача. Ближайшая точка ясного видения у эмметропа находится в 10 см от глаза. Задание: 1. Дайте определение понятию "эмметропия". 2. Определите объем аккомодации исследуемого глаза. Профессиональная задача. Ближайшая точка ясного видения у миопа (1,5 дптр) находится в 8 см от глаза. Задание: 1. Дайте определение понятию "миопия". 2. Определите объем аккомодации исследуемого глаза. Профессиональная задача. Ближайшая точка ясного видения у гиперметропа. находится в 11 см от глаза. Задание: 1. Дайте определение понятию "гиперметропия". 2. Определите объем аккомодации исследуемого глаза ^ В поликлинику УФНИИ ГБ привезли девочку 13 лет с жалобами на температуру, сильные боли в области орбиты, головную боль. Из анамнеза выявлено, что 3 дня назад девочка выдавила фурункул на щеке. При осмотре левого глаза веки отечны, раскрытие век крайне затруднено, конъюнктива отечна. Наблюдается экзофтальмия больного глаза. Зрение снижено. Задание: 1. Тактика медсестры офтальмологического кабинета. 2. Определить настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы пациента. ^ К медицинской сестре обратилась мама с новорожденным ребенком по поводу беспокойного поведения и отечности правого века ребенка. При осмотре: веки правого глаза отечны, наблюдается гиперемия век, при пальпаторном давлении на область слезного мешка выделяется гнойное отделяемое. Задание: 1. Перечислите возможные причины данной патологии. 2. Определите настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы пациента. 3. Какова дальнейшая тактика медсестры? Профессиональная задача. Девочка 5 лет, находится на стационарном лечении в детском офтальмологическом отделении стационара с медицинским диагнозом: Открыто-угольное, расходящееся косоглазие левого глаза. Амблиопия. Девочка постоянно подглядывает здоровым глазом. часто снимает окклюзионную повязку. Задание: 1. Дайте определение понятию "косоглазие". 2. Составьте алгоритм действий медсестры в данной ситуации. ^ В детское отделение стационара поступил мальчик 6 лет с медицинским диагнозом: "Сходящееся косоглазие, гиперметропия средней тяжести Мальчик капризничает, часто пропускает плеоптоортоптическое лечение, назначенное врачом. Задание: 1. Дайте определение "Сходящееся косоглазие". 2. Какова тактика медсестры? 3. Перечислить аппараты для лечения косоглазия. Профессиональная задача. Мальчику 6 лет была произведена операция экстракции катаракты с имплантацией ИОЛ. В послеоперационном периоде мальчика поместили в отдельную палату. Во время процедур его не оказалось на месте. На следующий день мальчик пожаловался на боли в глазу, слезотечение, светобоязнь. Задание: 1. Выявить ошибки, допущенные медсестрой на этапах сестринского процесса. 2. Перечислить потенциальные проблемы пациента в данной ситуации. ^ Мальчик 14 лет был доставлен в травматологический пункт офтальмологического стационара по поводу ожога левого глаза горящей сигаретой. При сестринском обследовании выявлены следующие проблемы пациента: светобоязнь, слезотечение, боли в левом глазу, страх за исход болезни, блефароспазм. Медсестра заподозрила эрозию роговицы и закапала в глаза новокаин, альбуцид, капли левомицетина. Задание: 1. Найдите ошибки в тактике медсестры. 2. Составьте алгоритм действий медсестры с мотивацией сестринских вмешательств. ^ К дежурной медицинской сестре подошла больная, которая находилась на лечении с диагнозом: Миопия. Гипертоническая болезнь. На I этапе сестринского процесса медсестра выявила следующие проблемы пациента: очень сильные боли в правом глазу, головная боль справа, тошнота, однократная рвота, страх за исход болезни. Медсестра дала таблетку клофеллина, анальгина и рекомендовала прогуляться на свежем воздухе. Задание: 1. Выявить ошибки, допущенные медсестрой на всех этапах сестринского процесса. 2. Определить приоритетную проблему и спланировать сестринские вмешательства. ^ Мальчик 16 лет поступил в травматологический пункт неотложной офтальмологической помощи. Из анамнеза выявлено, что он был избит подростками. При осмотре: отек и гематома век левого глаза, сужение глазной щели, экзофтальм, пальпаторно: подкожная эмфизема с крепитацией в области левого глаза. Подвижность глазного яблока ограничена. Задание: 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. ^ Девочка 17 лет обратилась в кабинет неотложной офтальмологической помощи с жалобами на гнойное выделение из глаз, слезотечение, светобоязнь, ощущение инородного тела в глазах, "высыпания" на слизистых нижнего века глаз. Задание: 1. Составьте алгоритм действий медсестры. ^ Мальчик 14 лет с медицинским диагнозом: Флегмона орбиты правого глаза", во время внутримышечной инъекции антибиотика почувствовал стеснение в груди, чувство жара, через несколько минут потерял сознание. Задание: 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры в данной ситуации. ^ На строительной площадке, во время игр, в левый глаз мальчику попала известь. При осмотре пострадавшего глаза выявлено раздражение левого глаза, отечность и гиперемия конъюнктивы, роговица - цвета матового стекла. Задание: 1. Выделите настоящие и приоритетные проблемы пациента. 2.Составьте алгоритм действий медсестры. ^ Девушка 19 лет обратилась к офтальмологу с жалобами на появление темной "занавески" перед правым глазом сверху, отмечает ухудшение зрения. Носит очки по поводу миопии высокой степени. Задание: 1. Перечислите настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы пациента. 2. Перечислите дополнительные методы исследования применительно данной больной. ^ На первом этапе сестринского процесса выявлены следующие проблемы пациента: покраснение и отек верхнего века правого глаза, экзоофтальмия. При пальпации больного глаза - снижение тургора, околоушные лимфатические узлы увеличены, температура 38 С. При оттягивании века кверху и взгляде больного вниз и кнутри видна отечная, гиперемированная слезная железа. Задание: 1. Выделите приоритетные проблемы пациента. 2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры. Профессиональная задача. В детском отделении глазных болезней находится ребенок 3 месяцев с медицинским диагнозом: "Грибковый кератит". Задание: 1. Перечислите возможные приоритетные и потенциальные проблемы пациента при данной патологии. 2. Составьте алгоритм обследования пациента. Профессиональная задача. В детском отделении глазных болезней находится на обследовании и лечении девочка 4 лет с медицинским диагнозом: "Врожденная катаракта". Задание: 1. Представьте структуру врожденных катаракт. 2. Перечислите возможные настоящие и приоритетные проблемы пациента при врожденных катарактах. ^ В детском отделении глазных болезней находится на обследовании и лечении девочка 4 лет с медицинским диагнозом: "Врожденная катаракта", ребенку проведена коррекция с помощью КОЛ. Задание: 1. Перечислите основные достоинства КОЛ и КЛ. 2. Перечислите виды врожденных катаракт. Профессиональная задача. В детское отделение глазных болезней поступил мальчик 2-х месяцев с медицинским диагнозом: "Ретинобластома правого глаза". Задание: 1. В какой группе опухолей глаза и вспомогательных органов по локализации и течению относится ретинобластома? 2. Перечислить потенциальные проблемы пациента при данной патологии. Профессиональная задача. В детском отделении глазных болезней находится девочка 6 месяцев с медицинским диагнозом: "Аденома Мейбомиевой железы". Задание: 1. К какой группе опухолей глаза и вспомогательных органов по локализации и течению относится аденома Мейбомиевой железы? 2. Перечислите функции желез века и конъюнктивы. ^ В детское отделение глазных болезней поступил мальчик 15 лет с медицинским диагнозом: "Рецидивирующий ячмень нижнего века правого глаза. Ретинопатия сетчатки", В анамнезе сахарный диабет с 9 лет. Задание: 1. Перечислите возможные настоящие проблемы пациента, связанные с общим заболеванием и патологией со стороны органа зрения. 2. Составьте примерный план беседы с пациентом о диете. ^ В травмпункт доставлен мальчик 6 лет с проникающей травмой правого глаза. При осмотре; ребенок возбужден, плачет, предъявляет жалобы на сильную боль, ощущение инородного тела в глазу. Задание: 1.Составьте алгоритм неотложной помощи в данной ситуации. 2. Какова дальнейшая тактика фельдшера? 3. Перечислите потенциальные проблемы пациента связанные с травмой глаза. ^ Основы и структура организации охраны зрения и офтальмологической помощи детям. Исторические сведения о развитии детской офтальмологии. Роль отечественных ученых. Структура и уровень детской глазной заболеваемости. Система диспансеризации детей с глазной патологией. Организация профилактических осмотров. Функциональные обязанности среднего и младшего медицинского персонала детского офтальмологического отделения стационара. Функциональные обязанности среднего и младшего медицинского персонала глазного кабинета поликлиники. Приказы, регламентирующие работу среднего медицинского персонала офтальмологической службы. ^ Организация работы медицинской сестры глазного кабинета детской поликлиники. Документация медицинской сестры глазного кабинета. Особенности сестринского процесса в работе медицинской сестры глазного кабинета. Организация диспансеризации больных. Роль медицинской сестры глазного кабинета в диспансеризации. Обязанности младшей медсестры офтальмологического кабинета. ^ Функциональные обязанности медицинской сестры офтальмологического стационара. Документация. Оборудование и оснащение поста. Нормативные документы, регламентирующие работу медицинской сестры офтальмологического стационара. Особенности сестринского процесса в работе медсестры офтальмологического кабинета. Классификационная характеристика медсестры офтальмологического кабинета, имеющей I категорию. ^ Оснащение и оборудование перевязочного кабинета и манипуляционной. Должностные обязанности медицинской сестры перевязочного кабинета. Подготовка перевязочного материала с учетом предстоящей манипуляции. Уровни деконтаминации рук медицинской сестры перевязочного кабинета. Определение понятий "технология", "стандарты". Технологии и стандарты в работе медсестры перевязочного кабинета. ^ Определение понятий оптическая система глаза, рефракция глаза, диоптрия. Физическая рефракция глаза. Оптические несовершенства в рефракционной системе глаза. Оптические несовершенства в рефракционной системе глаза. Особенности оптической системы и рефракции глаза у детей. Клиническая рефракция. Виды клинической рефракции. Астигматизм, виды астигматизма. ^ Возрастная анатомия глазного яблока и вспомогательного аппарата. Фазы развития. Периоды развития. Стадии развития. Элементы зрительного анализатора. Зрительный акт. Этапы зрительного акта. Методы определения остроты зрения. Цветоощущение. Периферическое зрение, его характеристика. Периметрия. Монокулярное, одновременное и бинокулярное зрение. Причины нарушения бинокулярного зрения. ^ Клиническая классификация близорукости. Теория происхождения близорукости. Критерии прогнозирования развития близорукости. Прогрессирующая и осложненная близорукость. Миопическая болезнь. Проблемы пациентов при близорукости. Особенности сестринского процесса при прогрессирующей и осложненной близорукости. Профилактика. Принципы лечения. Показания к склеропластике и эксимерно-лазерной кератотомии. ^ Роль анамнеза в диагностике глазной патологии. Наружный осмотр глаз. Понятие об обратной офтальмоскопии, офтальмоскопия в прямом виде. Биомикроскопия. Исследование внутриглазного давления. Эластотонометрия. Тонография. Методы определения рефракции глаза. Показания к обзорной и к локализованной рентгенографии и компьютерной томографии орбиты. ^ Врожденные и приобретенные заболевания век. Физиологические и психологические проблемы пациентов при колобоме, вывороте и завороте века. Физиологические и психологические проблемы пациентов при птозе, колобоме и других заболеваниях век. Роль медицинской сестры в обучении детей и их родителей мероприятиям по профилактике вторичных воспалительных заболеваний век и роговицы. Роль соблюдения этики и деонтологии при осуществлении сестринского процесса у детей с аномалиями развития и положения век. Воспалительные заболевания век. ^ Аномалии роговицы. Врожденные помутнения роговицы. Дегенерация роговицы. Внешние проявления. Принципы лечения. Причины и общая симптоматология болезней роговицы. Классификация кератитов. Основные и потенциальные проблемы пациентов с язвой роговицы, с герпетическими кератитами, кератомикозами. Особенности течения туберкулезных и токсико-аллергических кератитов у детей. Субъективное и объективное обследование пациентов с заболеваниями роговицы. Возможные осложнения заболеваний роговицы. Понятие о кератопластике. Виды кератопластики. Особенности ухода за послеоперационными больными. Эписклериты. Склериты. Проблемы пациентов. Принципы лечения. ^ Воспалительные заболевания сосудистой оболочки. Понятие о механизме появления резкой боли в глазу при переднем увейте. Возможные осложнения. Особенности подготовки детей к обследованию. Принципы лечения увеита. Специфические увеиты. Особенности профилактики внутрибольничного заражения детей. Определение токсоплазмоза. Эпидемиология токсоплазмоза. Клинические проявления токсоплазмоза. Проблемы пациентов. Роль профилактики общих заболеваний воспалительного характера для предупреждения панофтальмита. Понятие о врожденных аномалиях сосудистого тракта. Признаки колобомы радужки, хориоидеи. ^ Субъективное и объективное обследование пациента с увеитом. Настоящие, потенциальные и приоритетные проблемы пациентов. Информация, позволяющая медицинской сестре распознать (заподозрить) развитие тракционной отслойки сетчатки у детей и своевременно информировать врача. Принципы диагностики токсоплазмоза глаза. Принципы лечения. Профилактика. Роль санитарно-просветительной работы. Профилактика. Роль санитарно-просветительной работы при токсоплазмозе глаза. Эндофтальмит и панофтальмит. Причины. Клинические проявления. ^ Определение понятия "катаракта". Причины патологии хрусталика. Классификация катаракт. Проблемы пациентов при патологии хрусталика. Перечень обследований при катаракте. Потенциальные проблемы пациентов при катаракте. ^ Определение понятий "глаукома", "тонометрическое давление". Колебания офтальмотонуса. Причины глаукомы. Приоритетные проблемы пациента при остром приступе глаукомы. Неотложная помощь. Схема лечения острого приступа глаукомы. Субъективное и объективное обследование пациента с глаукомой. Наиболее информативные методы ранней диагностики глаукомы у детей. Измерение суточной кривой тонометром Маклакова, эластокривой эластотонометром, нагрузочные и разгрузочные пробы. Принципы лечения первичной глаукомы. Механизм действия основных групп лекарственных препаратов, применяемых при глаукоме. Медикаментозная терапия в послеоперационном периоде для купирования иридоциклита, рассасывания гифемы и отслойки сосудистой оболочки. Врожденные глаукомы. Клинические признаки, состояние внутриглазного давления и зрительных функций при врожденной глаукоме. Значение профилактических осмотров и роли генетических исследований в раннем выявлении глаукомы у детей. Диспансерное наблюдение за больными глаукомой. Роль и участие медицинской сестры в выявлении, лечении и профилактике глаукомы. Особенности ухода за больными. ^ Понятие о "косоглазии". Мнимое, или кажущееся, косоглазие. Скрытое косоглазие, или гетерофория. Содружественное косоглазие. Частота. Причины. Амблиопия. Особенности расходящегося косоглазия. Психологические и физиологические проблемы пациентов с косоглазием. Особенности обследования детей, страдающих косоглазием. Санитарно-просветительная работа среди будущих матерей, работников детских дошкольных учреждений по профилактике косоглазия. Паралитическое косоглазие. Проблемы пациентов. Нистагм. Глазной и нейрогенный нистагмы. Причины. Проблемы пациентов. ^ Опухоли органа зрения. Частота опухоли органа зрения у детей. Новообразования век доброкачественные и злокачественные. Опухоли конъюнктивы доброкачественные и злокачественные. Новообразования сосудистого тракта доброкачественные и злокачественные. Офтальмологические симптомы при опухолях головного мозга. Проблемы пациентов с новообразованиями органа зрения и его придатков. ^ Повреждения глазного яблока и его вспомогательного аппарата в структуре детской глазной патологии. Тупые травмы глаз. Эрозия, кровоизлияния в оболочки и прозрачные структуры глаза. Гемофтальм. Ретинальные кровоизлияния. Особенности подвывиха и вывиха хрусталика у детей. Разрыв склеры. Контузия сетчатки. Разрыв и отслойка сетчатки. Механические повреждения - проникающие и непроникающие ранения глазного яблока. Ожоги - химические, термические, электрические. Комбинированные поражения глаз. Проблемы пациентов при повреждениях органа зрения. Особенности ожога кислотой, щелочью, ожогов, с наличием частиц химических веществ. Неотложная помощь при ожогах кислотой, щелочью, при попадании веществ из газового баллончика или пистолета, термических ожогах, при ожогах фосфором. Особенности поражения органа зрения ультрафиолетовыми лучами. Общие принципы лечения при ожогах глаз. Уход за пациентами с ожогами глаз. Профилактика повреждений глаз у детей. Мероприятия по профилактике детского глазного травматизма. ^ Причины заболеваний век. Проблемы пациентов при заболеваниях век. Перечень обследований при заболеваниях век. Возможные осложнения заболеваний век. Принципы лечения заболеваний век. Санитарно-гигиенические требования при заболеваниях век. ^ Определение конъюнктивитов. Частота и распространенность. Классификация конъюнктивитов. Проблемы пациентов при конъюнктивитах. Причины конъюнктивитов. Профилактика конъюнктивитов различной этиологии. Гонобленорея у новорожденных. Причины. Обследование. Профилактика гонобленореи новорожденных. ^ Заболевания слезных органов. Причины. Дакриоцистит новорожденных. Сбор информации о больном. Проблемы пациентов при флегмоне слезного мешка. Профилактика заболеваний слезных органов. Роль санитарно-гигиенических мероприятий при заболеваниях слезных органов. ^ Типы нарушений кровообращения в структурах глаза. Острые заболевания глаз. Проблемы пациентов. Неотложная помощь больным с симптомами острого нарушения кровообращения в венах сетчатки. Неотложная помощь больным с симптомами острого нарушения кровообращения в артериях сетчатки. Острый приступ глаукомы. Проблемы пациентов. Тактика медсестры при остром приступе глаукомы. ^ Врожденная колобома. Аномалии хрусталика. Проблемы пациентов. Врожденная патология склеры, роговицы, радужки. Проблемы пациентов. Врожденная патология стекловидного тела. Аномалии зрительного нерва. Проблемы пациентов. Проблемы пациентов при врожденной патологии глаз. Особенности психологического контакта и ухода за больными детьми врожденной патологией органа зрения. ^ Функциональные обязанности медсестры кабинета глазного протезирования. Оборудование, оснащение кабинета глазного протезирования. Документация медицинской сестры кабинета глазного протезирования. Показания к глазному протезированию. Проблемы пациентов, нуждающихся в подборе протезов глаз и орбиты. Роль медсестры кабинета глазного протезирования в психологическом контакте с пациентом нуждающимся в глазном протезировании. ^ Причины миопии, предрасполагающие факторы. Настоящие и приоритетные проблемы пациентов при миопии. Потенциальные проблемы пациентов с высокой степенью миопии. Методы обследования при миопии. Образ жизни и миопия. Профилактика миопии. ^ Фармакотерапия глазных болезней. Лекарственные средства для местного лечения. Оснащение, помощь врачу при новокаиновой блокаде. Проблемы пациентов при проведении субконъюнктивальных и периокулярных инъекций. Туалет век перед закладыванием глазных мазей. Методика промывания конъюнктивальной полости. ^ Историческая справка, эпидемиология, клиническая картина, классификация В.И. Покровского, лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика ВИЧ-инфекции. Основные сестринские проблемы ВИЧ - инфицированного пациента и пути их решения. Правила работы с пациентами при подозрении на ВИЧ-инфекцию, техника безопасности и профилактика профессионального заражения. Основные регламентирующие документы, определяющие работу по профилактике ВИЧ-инфекции. Вирусные гепатиты. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Приоритетные проблемы пациентов при вирусных гепатитах и пути их решения. Перечень нормативных и инструктивно-методических документов по профилактике вирусных гепатитов. Профилактика профессионального заражения вирусными гепатитами. Контингенты, подлежащие обследованию на HBS-антиген. ^ Этапы обработки изделий медицинского назначения. Дезинфекция и предстерилизационная очистка. Контроль качества дезинфекции и предстерилизационной очистки. Стерилизация. Методы стерилизации. Режимы стерилизации. Виды контроля качества стерилизации. Особенности стерилизации хирургического инструментария, стеклянных изделий, изделий из резины, ватных шариков, изделий из хлопчатобумажного материала. ^ Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Задачи, структура медицины катастроф. Этапы медицинского обеспечения населения при ЧС. Формирование экстренной медицинской помощи . Обязанности медицинских работников при ЧС в зависимости от фазы развития. Виды медицинской сортировки. Особенности организации работы медицинской сестры процедурного кабинета в условиях ЧС (чрезвычайная ситуация). ^ Терминальные состояния. Виды терминальных состояний. Симптомы клинической смерти. Этапы сердечно-легочной реанимации (СЛР). Показания и противопоказания к сердечно-легочной реанимации. Методика СЛР. Критерии эффективности реанимации. Правила обращения с трупом. Показания и противопоказания к сердечно-легочной реанимации. Особенности СЛР у детей. ^ Угрожающие жизни неотложные состояния и острые заболевания. Неотложная помощь. Острые хирургические заболевания брюшной полости. Диагностические критерии, неотложная помощь и дальнейшая тактика. Объем помощи на первом этапе лечебно- эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояний в условиях ЧС. Гипертонический криз. Типы. Неотложная помощь. Стенокардия. Проблемы пациента. Неотложная помощь. Осложнения острого периода инфаркта миокарда. Неотложная помощь при острой сосудистой недостаточности. Неотложная помощь при острой сердечной недостаточности. 8.4.1 Первая помощь при кровотечениях и геморрагическом шоке. Особенности оказания помощи пострадавшим в коматозном состоянии. Неотложная помощь при травмах и травматическом шоке. Особенности оказания помощи. Виды кровотечений. Симптомы. Способы остановки наружных кровотечений. Правила наложения артериального жгута. Геморрагический шок. Механизмы, лежащие в основе геморрагического шока, клинические проявления. Диагностические критерии и неотложная помощь при геморрагическом шоке.. Коматозные состояния. Клиника. Стандарт оказания доврачебной помощи при коматозных состояниях. Неотложная помощь при внутреннем кровотечении. ^ Определение понятия “яд”, “острые отравления”. Клинические формы острых аллергических реакций. Механизмы лежащие в основе их развития. Пути поступления яда в организм человека. Диагностические критерии и неотложная помощь при различных клинических вариантах анафилаксии. Смоделировать III этап сестринского процесса при "отеке Квинке" гортани. Стадии острого отравления. Профилактика аллергических реакций немедленного типа. Общие принципы посиндромной неотложной помощи и лечения больных с острыми отравлениями. Объем неотложной помощи при отравлениях сильнодействующими ядовитыми веществами. Алгоритм действий медсестры при подозрении на анафилактический шок. Технология промывания желудка "рефлекторным" способом. Проблемы пациентов при крапивнице. Технология промывания желудка зондовым методом. Методика набора и технология введения адреналина. Понятие об антидотах. Сывороточная болезнь. ^ Виды кровотечений. Симптомы. Способы остановки наружных кровотечений. Правила наложения артериального жгута. Геморрагический шок. Механизмы, лежащие в основе геморрагического шока, клинические проявления, неотложная помощь. Коматозные состояния. Клиника. Оказание доврачебной помощи при коматозных состояниях. Неотложная помощь при коматозных состояниях. 8.7.1 Практическое занятие по теме: Неотложная помощь при травмах и травматическом шоке. Особенности оказания помощи. Перечислить симптомы открытых переломов. Перечислить правила иммобилизации. Неотложная помощь при ушибах, растяжениях. Неотложная помощь при черепно-мозговой травме. Тактика медсестры при проникающей травме брюшной полости. Синдром длительного сдавливания. Неотложная помощь. |