|
Скачать 139.4 Kb.
|
Утверждаю: Директор ТОГОУ Караульского детского дома им. Г.В. Чичерина _________________Федорова Л.П. Комплексно-целевая программа "Здоровье" ![]() 2008-2009 учебный год. “Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы” В.А.Сухомлинский. Программа разработана для оптимального использования здоровьесберегающей деятельности в процессе образования образовательного учреждения – ТОГОУ «Караульский детский дом им. Г.В.Чичерина», ориентированная на охрану и укрепление здоровья воспитанников, получение полноценного образования в системе дополнительного образования. Программа предназначена для инструкторов по физической культуре, воспитателей, медицинских работников образовательного учреждения. Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни воспитанников. Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности. I. Анализ социально-экономической, социально-педагогической и медико-педагогической ситуации В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьёзные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии (С.В.Хрущев, 1994), у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гиподинамии. По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами. Исследования Центра здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается чёткая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объёма и интенсивности учебных нагрузок. Исследование причин ухудшения состояния здоровья учащихся занимались многие учёные. Так, В.Ф.Базарный и сотрудники его лаборатории пришли к выводу, что “среди школьников – детей “новых русских”, обучающихся в элитарных, всем обеспеченных гимназиях, нервно-психических нарушений в 1,5-2 раза больше, чем в государственных школах”. В.Ф.Базарный считает, что “основная причина всеобщего нездоровья – изъяны в системе воспитания детей, как в семье, так и в школе”. Опытно-экспериментальная работа, проводимая в различных регионах страны, убеждает, что для того, чтобы успешно решить проблему улучшения состояния здоровья школьников, необходимо создать новую систему организации педагогического процесса. Л.Д.Соломенко в своём исследовании раскрывает теоретические основы образовательных технологий и их влияние на эффективность учебного процесса, взаимосвязь образовательных технологий и состояния здоровья школьников. Основными критериями здоровья растущего организма ребёнка служат: а) Уровень физического развития и его гармоничность; б) Уровень развития функциональных систем; в) Способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям; г) Хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям. Детство самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Согласно исследованию специалистов 75% болезней взрослых заложено в детстве. Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. II. Концепция укрепления здоровья детей, использования системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе Глобальная проблема нашего времени – это охрана физического и психического здоровья детей. В ТОГОУ «Караульский детский дом им. Г.В.Чичерина» для решения этой проблемы в группах:
В основе организации всех видов деятельности используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода – в играх, на самоподготовке, во время внеклассной работы, в самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий. Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка работа в детском доме должна строиться по следующим направлениям:
Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, учителей и наличии глубоко продуманной программы по укреплению здоровья детей. Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в группе, классе, неформальном объединении воспитанников. Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга. Для более углублённого изучения психического здоровья детей и своевременной его коррекции в группах проводятся диагностические срезы эмоционально-чувственной сферы. Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений сотрудников с детьми, с учителями, учителей с сотрудниками. III. Основные цели и задачи программы Цели программы – эффективное использование здоровьесберегающей деятельности в детском доме, совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к детям. Задачи программы:
Выбор приоритетных направлений программы обусловлен спецификой образовательного учреждения, осуществлён с учётом практики решения вопросов охраны и укрепления здоровья в условиях воспитательно-образовательного пространства сельской местности.
Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни; рациональную организацию режима труда (учёбы) и отдыха, основанного на индивидуальных биоритмологических особенностях; стимулирование оптимальной и физической активности; создание научно обоснованной системы закаливания; осуществление комплекса психологических и психопрофилактических воздействий.
Комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий составляется в соответствии с результатами мониторинга состояния здоровья и предполагает индивидуально ориентированное использование здоровьесберегающей деятельности в процессе образования. IV. Механизм реализации программы
V.Ожидаемые результаты реализации программы
![]() Приложение 1.
|