Iii. Первоначальные понятия химии icon

Iii. Первоначальные понятия химии





Скачать 0.68 Mb.
Название Iii. Первоначальные понятия химии
страница 1/6
Дата 19.05.2013
Размер 0.68 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6

III. Первоначальные понятия химии

3.1. Работа с химической посудой, простейшим лабораторным оборудованием и реактивами

Химическая посуда


В лабораториях для проведения эксперимента широко применяют разнообразную химическую посуду (рис. 8.) Основными требованиями к работе с посудой являются аккуратность, бережливость, соблюдение чистоты. При проведении эксперимента необходимо избегать порезов, термических и химических ожогов, отравления реактивами, поражения электрическим током.




Учитель знакомит учащихся с образцами химической посуды и объясняет назначение каждого предмета в лабораторной практике. Особое внимание уделяется мытью посуды, при котором пользуются щетками, ершами, губками и специальными моющими средствами в зависимости от вида посуды и ее загрязнения. Вымытую посуду споласкивают (по возможности дистиллированной водой) и сушат на специальных приспособлениях (доски, решетки и т.д.) или в сушильных шкафах.

^ Опыт 1. Проба химической посуды на чистоту. Налейте в испытуемую посуду 5-10 мл дистиллированной воды, вращением сосуда смочите его стенки и вылейте воду. Посуда считается чистой, если вода полностью вылилась из сосуда, и на стенках не остаются отдельные капли. Можно капнуть в испытуемый сосуд несколько капель настойки иода. Если она равномерно растекается по стенкам и не изменяет свою окраску - значит, посуда чиста.
^

Лабораторный штатив


Лабораторный штатив необходим для закрепления и установки химической посуды и других предметов при проведении эксперимента. Штатив состоит из массивной, придающей устойчивость прибору, металлической подставки, в которой ввинчен стержень. На стержне с помощью зажимов крепятся лапки и кольца.

^ Опыт 1. Работа со штативом. Получите у лаборанта отдельные детали штатива и соберите его. Укрепите на стержне лапку, закрепите в ней пробирку вертикально, отверстием вверх. Ослабляя и заворачивая винты зажима, измените положение пробирки:

-установите пробирку строго горизонтально;

-установите пробирку почти горизонтально, вначале отверстием чуть-чуть вверх, затем отверстием чуть-чуть вниз;

-установите пробирку вертикально, отверстием вверх, затем - вниз;

-поднимите и опустите пробирку вместе с лапкой.

Вместо лапки установите на штативе кольцо. На кольцо помещают фарфоровую чашку, воронку для фильтрования, стакан и т.д. В последнем случае, если предполагается нагревание, на кольцо кладут огнезащитную сетку или рассекатель пламени, а затем ставят сосуд. Вместо стакана можно применить колбу, горло которой дополнительно зажимают с помощью лапки.

Одновременно с ознакомлением учащихся с работой со штативом, учитель показывает и разъясняет назначение других видов лабораторного оборудования (рис. 9).
^

Нагревательные приборы


Для многих химических опытов и осуществления ряда превращений веществ в химических лабораториях необходимы источники тепловой энергии – нагревательные приборы (рис.10). Наиболее распространенными из них являются спиртовка, газовая горелка, паяльная лампа, электроплитка и другие специальные лабораторные нагревательные электроприборы. При пользовании любыми нагревательными приборами необходимо выполнять соответствующие правила техники безопасности, чтобы предупредить возникновение пожара, поражение электрическим током и получение ожога.



^

Работа со спиртовкой


Наиболее распространенным нагревательным прибором в школе является спиртовая лампочка, или спиртовка, работа с которой требует соблюдения особых правил пожарной безопасности.

Работая со спиртовкой, нужно, прежде всего, знать и соблюдать следующее.

-Спиртовку необходимо заполнять спиртом не более чем на 2/3 объема резервуара, плотно закрывая ее колпачком.




-Спиртовку зажигают только спичкой, но не с помощью другой горящей спиртовки.

-Чтобы потушить горящую спиртовку, ее накрывают колпачком.

-Изменять величину пламени спиртовки можно (когда спиртовка не горит) перемещением фитиля в трубке.

Опыт 1. Нагревание воды в пробирке. Приготовьте спиртовку к работе, поставьте ее на несгораемую подставку. Налейте в пробирку немного (5-6 мл) воды и зажмите сосуд в держателе для пробирок. Зажгите спиртовку, обратите внимание на соответствующие зоны пламени и внесите дно пробирки в пламя спиртовки. Проведите пробирку от дна до середины сосуда в пламени несколько раз, чтобы прогреть его и нагревайте жидкость в наиболее горячей зоне пламени. Пробирку следует держать чуть наклонно, отверстием в сторону от себя и окружающих, нагревая жидкость ближе к ее поверхности. По мере закипания воды, регулируйте положение пробирки в пламени, чтобы исключить выброс жидкости вследствие бурного кипения.
^

Работа с газовой горелкой


Чтобы приступить к работе с газовой горелкой, необходимо убедиться в отсутствии неисправностей прибора и видимых повреждений трубок, подводящих к нему газ. Установите горелку на столе в нужном месте. Рядом с горелкой не должно быть легковоспламеняющихся веществ и материалов, а также других предметов, мешающих доступу работающего к прибору. Чтобы зажечь горелку необходимо.

-Открыть кран подачи газа к горелке.

-Зажечь спичку или лучинку и поднести к отверстию горелки.

-Медленно и осторожно повернуть в горелке винт подачи газа до возгорания.

-Убрать из пламени спичку, погасить ее и положить в специальную баночку для горелых спичек.

-Установить в зависимости от необходимости регулирующими винтами высоту пламени и интенсивность сгорания газа.

Чтобы погасить пламя горелки, необходимо перекрыть общий кран подачи газа к горелкам. После чего перекрывают винт подачи газа в самой горелке. В случае каких либо нарушений в работе горелки или возгорания предметов, незамедлительно перекрывают кран общей подачи газа и принимают соответствующие меры к ликвидации неисправности или возгорания. Учащиеся должны знать расположение всех газовых кранов, нахождение средств пожаротушения и правила обращения с ними.

^ Опыт 1. Пламя горелки также делится на зоны. Осмотрите устройство газовой горелки, состояние подводящих трубок, точно определите местонахождение крана подачи газа к горелке. Прочтите правила работы с прибором и под руководством учителя зажгите и погасите горелку несколько раз.

Зажгите горелку, установите среднее пламя и внесите в него на несколько секунд лучинку горизонтально поочередно в нижнюю, среднюю и верхнюю части пламени, не допуская воспламенения древесины. Обратите внимание, как и где, обугливается лучинка в каждом случае. Нагрейте в пламени горелки пробирку с водой, как указано выше.

Взвешивание


Учитель предварительно объясняет, что весы – это приборы (рис. 11) для взвешивания, то есть для определения массы тела или данной порции вещества, а также для отвешивания навески вещества необходимой массы. Масса выражается в миллиграммах (мг), граммах (г), килограммах (кг) и т. д. Весы в зависимости от точности взвешивания делятся на несколько групп:

-для грубого взвешивания (точность до нескольких граммов);

-для точного взвешивания (точность 1 – 10 мг);

-аналитические (точность от 0,1 мг и выше).

Для работы в школьных лабораториях достаточно иметь весы для точного взвешивания типа технических аптечных весов с пределом взвешивания до 0,2–1 кг. Очень удобны в работе весы быстрого (моментального) взвешивания с электрической или электронной цифровой шкалой. Кроме этого для практических работ надо иметь 10-20 учебных весов для учащихся. К каждым весам (кроме весов быстрого взвешивания) необходим набор гирь, или разновесов.

Для аналитических весов рекомендуется отвести специальное место. В лучшем варианте – это столик-кронштейн, укрепленный к капитальной стене. При отсутствии такой возможности, весы устанавливают на прочный стол.

Важно исключить случайные встряски прибора, ненужные перестановки с одного места на другое, возможные сотрясения пола от проходящего транспорта и т. д. Весы настраивают по отвесу или по уровню.

Если необходимо определить массу какого-либо предмета, то его осторожно кладут на левую чашку весов, а гири – на правую. Вначале при этом берут крупные разновесы, а затем – более мелкие до полного уравновешивания.

Если необходимо отвесить определенную навеску вещества, то на правую чашку ставят тару (стакан, бюкс, лист бумаги и т. д.), а на левую чашку весов кладут какой либо груз, уравновешивающий тару, например, чистый сухой песок в стаканчике или на листке бумаги. Затем на левую чашку весов кладут разновесы требуемой массы. После этого в тару насыпают (наливают) вещество до тех пор, пока весы не придут в равновесие. Если вещество окажется в избытке, его излишки убирают осторожно небольшими порциями с помощью совочка, шпателя или иного приспособления, но не голыми руками.

При взвешивании следует соблюдать определенные правила.

-Перед взвешиванием нужно проверить правильность установки весов, удостовериться в их равновесии, комплектности разновесов, наличия необходимой тары и других приспособлений для взвешивания.

-На чашечки весов нельзя ставить грязные и мокрые предметы, а также помещать вещества без тары.

-Тару, вещества, разновесы кладут на весы осторожно при закрытом арретире, после чего осторожно открывают его, не допуская резких колебаний коромысла весов.

-Разновесы берут специальными щипчиками или пинцетом.

-Значение массы записывают немедленно после достижения равновесия весов, последовательно снимая разновесы с чашки весов.

-По окончании взвешивания разновесы убирают в коробочку, весы закрывают, при необходимости протирают детали весов спиртом и убирают рабочее место в целом.




^ Опыт 1. Взвешивание на весах. Проведите взвешивание предметов (тары) известной массы и сравните ваши результаты с истинными данными. Отвесьте определенную навеску данного вещества.
^

Мерная посуда


Взвешивание жидкостей, особенно летучих, вызывает большие затруднения. Поэтому для отмеривания необходимых порций жидких веществ и растворов, а также для определения их объемов применяют мерную посуду (рис. 12) – измерительные (мерные) цилиндры, мензурки, мерные (градуированные) пробирки, мерные колбы, бюретки и пипетки. Работа с мерной посудой обычно не вызывает затруднений. Однако следует соблюдать определенные правила.




-Для наливания и выливания жидкостей нужно пользоваться воронками.

-Мерная посуда калибрована при 20 оС, поэтому измерения объемов жидкостей следует проводить при таком же условии.

-Объем жидкости в градуированной посуде определяется для прозрачных жидкостей по нижнему мениску, для непрозрачных растворов – по верхнему мениску.

-Недопустимо набирать жидкость пипеткой, отсасывая в ней воздух ртом; для этого применяют резиновые груши или автоматические пипетки, дозаторы и т.д.

-Не рекомендуется хранить жидкие вещества и растворы в мерной посуде.

-При выливании из пипетки жидкости, ее нельзя выдувать или вытряхивать; нужно дать жидкости свободно вылиться из пипетки, прикоснувшись ее кончиком к стенке сосуда, куда переливается раствор.

Учитель знакомит учащихся с образцами мерной посуды, имеющейся в лаборатории, обращает внимание на объем, шкалу измерения и температуру калибровки данной посуды и указывает на правила работы при измерении объема жидкости.

^ Опыт 1. Работа с мерной посудой. Измерьте объемы предложенных порций воды с помощью мерного цилиндра и мензурки. Сравните полученные результаты и сделайте выводы о точности измерения различными средствами. Отмерьте с помощью различных видов мерной посуды заданные объемы раствора (20%) поваренной соли. Вычислите массы этих порций раствора, предварительно определив его плотность ареометром.
^

Работа с химическими реактивами


Химические реактивы по степени опасности и влияния на здоровье человека делят на особые группы (см. Раздел 1.4). К реактивам каждой группы предъявляются различные требования по их хранению в кабинете химии, что определяется Типовыми правилами техники безопасности при работе в химических лабораториях. Взрывчатые, самовоспламеняющиеся, особо токсичные вещества и их смеси хранить в химических кабинетах запрещено!

Все химические реактивы должны храниться в специально предназначенной для этого упаковке или в плотно закрытых склянках с этикетками. На этикетках должны быть указаны название, формула, степень чистоты, группа хранения реактива, принадлежность к данной школе.




Рис. 13. Знаки-символы, указывающие на класс опасности вещества.


На этикетках растворов указываются также концентрация и дата приготовления. Кроме этого на этикетки или отдельно на склянки с реактивами наклеивают специальные знаки-символы, указывающие на класс опасности вещества (рис. 13): взрывоопасные, горючие, токсичные (ядовитые), едкие (разъедающие кожу, ткани, мебель и т.д.), радиоактивные.

Перед проведением опытов необходимо ознакомить учащихся не только с основными физическими и химическими свойствами веществ, но и с возможным их воздействием на организм человека и окружающую среду. Особое внимание учитель обращает внимание на информативность этикеток, наклеенных на упаковки с химическими реактивами.

Следует иметь в виду, что реактивы при длительном или неправильном хранении могут окисляться, разлагаться и изменяться. Такие реактивы следует перед применением очистить, либо использовать с особыми оговорками, учитывая при этом возможные изменения в составе и в свойствах веществ.

Реактивы необходимо предохранять от загрязнения, расходовать экономно, строго по инструкции. Вещества, изменяющиеся на свету, следует хранить в темной посуде.

Особую осторожность нужно соблюдать при работе с ядовитыми, огнеопасными веществами, с концентрированными растворами кислот и щелочей.

^ Опыт 1. Маркировка химических реактивов. Рассмотрите этикетки на различных реактивах в вашей лаборатории. Зарисуйте этикетки нескольких веществ, относящихся к различным группам хранения и различным классам опасности.
  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Iii. Первоначальные понятия химии icon Самостоятельной внеаудиторной работы по биологической химии для студентов медико-профилактического

Iii. Первоначальные понятия химии icon Курс III психиатрия, содержание понятия, ее предмет и задачи. Особенности психической патологии на

Iii. Первоначальные понятия химии icon Локализация высших психических функций
Понятия первого класса,7 Основные понятия,8 Психологическая система,9 Узкий локализационализм,10...
Iii. Первоначальные понятия химии icon Фебрильные припадки как первоначальные проявления эпилепсии у детей

Iii. Первоначальные понятия химии icon 1 История понятия 2 Сущность и границы понятия 3 Степени выраженности 4 Классификация акцентуаций

Iii. Первоначальные понятия химии icon Программа по биоорганической химии (02. 00. 10) для поступающих в аспирантуру
Практическое использование природных соединений биологического происхождения человеком и прогресс...
Iii. Первоначальные понятия химии icon Г. Сосновый Бор Решение расчетных задач по химии. Чекмарева А. М. учитель химии высшей квалификационной

Iii. Первоначальные понятия химии icon Кафедра химии и фармацевтической химии

Iii. Первоначальные понятия химии icon Соблюдение требований настоящей инструкции обязатель­но для учащихся, работающих в кабинете химии.

Iii. Первоначальные понятия химии icon Методические рекомендации составлены в соответствии с программой курса по общей и неорганической

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы