|
Скачать 169.62 Kb.
|
III Областной педагогический конкурс «Урок здоровья»
Новосибирск 2012 ^ "Помоги себе сам" Данное мероприятие является завершающим в общешкольном проекте по здоровому образу жизни и представляет собой результат совместной деятельности учащихся и учителя - автора проекта. Мероприятие сопровождается презентацией, в которую входят собственные образовательные продукты учащихся: фрагменты исследовательских работ, проектной деятельности, театрализованную работу творческой мастерской 6 класса, классным руководителем которого я являюсь. Более подробная информация по сайте: http://xiimik.ucoz.ru/ Место проведения: МКОУ СОШ №80 им. В. П. Кузнецова Купинского района ^ учащиеся 8-9 классов. Эпиграф мероприятия: Слова русского ученого Д. Л. Романовского, сформулированные в 1891 году: «Идеальное лекарство – вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте». Цель. Формирование понимания опасности передозировки лекарственными препаратами, отравления алкоголем, никотином; закрепление знаний об оказании первой помощи при отравлении. Задачи.
^ : ступка; пестик; шпатель; штатив; таблетка ацетилсалициловой кислоты; парацетамол; флакон с HCl; спиртовка; спички; лучина; песок; лакмусовая бумага; жевательные резинки; CuSO4 ; NaOH. ^ I. Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о влиянии микроэлементов, витаминов, в частности, содержащихся в лекарственных препаратах, на функционирование организма. Мониторинг оценивания подготовки классных коллективов к мероприятию. Тема мероприятия была объявлена заранее. I этап: оценивание работы всего коллектива класса по качеству ответов на вопросы (работа с залом). Оценивание производиться по пятибалльной системе. Ведущий произносит вопрос и называет класс, который на него отвечает. II этап: оценивание работы команд (по 3 представителя от каждого класса). Каждая команда получает листок с вопросами. Ответ необходимо записать в виде ключевых (главных по смыслу) слов за 3 минуты. Ответы демонстрируются фельдшеру и затем даются устные комментарии. Оценка производиться по количеству верных ответов. Представитель команды ответившей неверно или неуспевший дать правильный ответ -«госпитализируется". Для этого установлена кушетка и школьный фельдшер готов оказать первую помощь. III. Суммирование всех баллов и подведение итогов. Ведущий: Тема нашего мероприятия «Помоги себе сам» Сегодня мы с вами поговорим об опасности передозировки лекарственными препаратами, отравления алкоголем, никотином и умении применять меры первой помощи при различных видах отравлений. Из курса биологии и других источников вы знаете о роли витаминов, микроэлементов для нормального функционирования организма. ^ : 1. Назовите заболевания, вызванные нехваткой витаминов? (цинга, рахит, куриная слепота, бери-бери). 2. Назовите заболевания, вызванные нехваткой микроэлементов? (базедова болезнь, эндемический зоб, ЖДА, остеопороз). Давайте послушаем сообщение о витаминах. ^ (1 минута) Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным в 1888 году. В 1912 году польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (болезнь бери-бери в странах юго-восточной Азии). Химический анализ показал, что в состав вещества входит азот и вещество назвали витамином (от слов вита – жизнь и амин – содержащий азот). Позднее выяснилось, что не все витамины содержат азот, но название осталось. Полное отсутствие в организме витамина приводит к авитаминозу. Примеры таких заболеваний: цинга, рахит, куриная слепота, бери-бери. Ведущий: О взаимосвязи микроэлементов и здоровья нам расскажут … ^ «Микроэлементы и здоровье. Какая связь?» (2 минуты) с демонстрацией на экране таблицы «Основные физиолого-гигиенические характеристики важнейших незаменимых микроэлементов» Микроэлементы, химические элементы, присутствующие в организмах в низких концентрациях (обычно тысячные доли процента и ниже). Основной источник поступления в организм человека — пищевые продукты растительного и животного происхождения. В. И. Вернадский установил, что микроэлементы не случайные компоненты живых организмов и что их распределение в биосфере определяется рядом закономерностей. По современным данным, более 30 из них считаются необходимыми для жизнедеятельности растений и животных. Большинство микроэлементов — металлы (Fe, Cu, , Zn), некоторые — неметаллы (I, Br, F). В большинстве случаев заболевания систем и органов связаны с нарушением баланса микроэлементов в организме человека. Так, например, остеопороз (размягчение костей) связан с нарушением всасывания кальция. Усвоение кальция снижается из-за дисбактериоза при дефиците молибдена. Дефицит молибдена обусловлен нарушением обменных процессов из-за недостатка йода, хрома, марганца, магния. Эту цепочку взаимосвязей количества микроэлементов с работой органов и систем можно продолжать еще. Наряду с традиционными лабораторными анализами (биохимический, клинический анализы крови) врачи советуют сделать анализ волос или ногтей на содержание микроэлементов в Вашем организме. По волосам (ногтям) определяется состояние работы всего организма. И витамины и микроэлементы часто добавляют в лекарственные препараты для обеспечения эффективности лечения. Ведущий: И витамины и микроэлементы часто назначают для приема вместе с лекарственными средствами или вводят их в состав для эффективности лечения. Ребята вы знаете, что у нас в школе прошла научно-практическая конференция. Послушайте, пожалуйста, фрагмент исследовательской работы «Состояние здоровья детей (15-17 лет) в Купинском районе на основании общего клинического анализа крови: диагностирования железодефицитной анемии». Сообщение (2 минуты) Микроэлементы имеют огромное значение в нашей жизни. Несмотря на их маленькое количество они затрагивают функционирование всех органов и систем. Моя работа была посвящена определению уровня гемоглобина в крови, другими словами наличие железа. Железо имеет огромное значения для здоровья всего организма. Оно принимает непосредственное участие в процессах дыхания и кроветворения. Посмотрите на экран, здесь представлены статистические данные в Купинском районе и данные по этому показателю учащихся нашего класса. По данным статистического отчета у детей 15-17 лет в 2010 году зарегистрировано заболеваний всего 3258. ^ (анемии) составляют 1, 29%, причем увеличение по сравнению с прошлым годом составило 78, 6%. Явно прослеживается тенденция на увеличение числа заболевших.
^ в 2009 - 2010 году в Купинском районе. ![]() Результаты клинического исследования проб капиллярной крови учащихся 8 класса МОУ СОШ №80 им. В. П. Кузнецова
Результаты клинического исследования проб капиллярной крови показали, что гемоглобин соответствуют норме у 33% учащихся. При рассмотрении этих же показателей с точки зрения пола: у 83% девушек наблюдаются отклонения от нормы гемоглобина в сторону уменьшения. ^ Формирование представлений о значении лекарственных препаратов и их действии на возбудителей болезней и организм человека. Ведущий: Когда-то Парацельс высказал своё мнение, которое актуально и сегодня : «Явления жизнедеятельности организма, как больного, так и здорового можно понять, лишь рассматривая и оценивания происходящие в нем химические процессы, а излечивания можно достичь с помощью химических средств». В настоящее время мы используем огромное количество лекарственных средств. Давайте их перечислим (выступление представителей каждого класса). 1. Ряд пенициллиновых? 2. Ряд тетрациклиновых? 3. Противовирусные препараты? Учащийся, с надписью на груди «стрептоцид». Начало эры химиотерапии бактериальных инфекций связано с открытием стрептоцида. Сенсационное открытие для 1936 года сообщение немецкого ученого Г. Домарка о том, что молекулы стрептоцида убивают бактерии и способны излечивать такие тяжелые инфекционные заболевания как менингит, пневмония, скарлатина, явилось мощным стимулом для развития работ по созданию сульфамидных препаратов. Учащийся, с надписью на груди «пенициллин». Существует большая группа лекарственных средств, называемая пенициллинами, происхождение у них натуральное, так как они получены из растений-грибков. Механизм действия этих антибиотиков заключается в нарушении синтеза клеточной стенки Учащийся, с надписью на груди «тетрациклин». Тетрациклин борется с болезнью, нарушая синтез белка, лишает микробы способности делиться, и диарея отступает. Учащийся, с надписью на груди «грамицидин». Грамицидин используется при лечении болезней верхних дыхательных путей, например ангине. Он нарушает в возбудителе болезни цитоплазматические мембраны, и микроорганизмы не могут дышать, есть и пить. Ведущий: При нормальном функционировании человеческого организма в нем постоянно осуществляются химические процессы, само понятие "жизнь" неразрывно связано с такими процессами. Сейчас, ребята, вы посмотрите химический опыт: демонстрация действия различных лекарственных препаратов на лакмусовую бумагу. Помните об основных правилах безопасности! ^ Опыт на определение кислоты в ацетилсалициловой кислоте. Оборудование и реактивы: ступка; пестик; шпатель; штатив; таблетка ацетилсалициловой кислоты; флакон с HCl; спиртовка; спички; лучина; песок; лакмусовая бумага Ход работы: 1) Растереть в ступке пестиком таблетку ацетилсалициловой кислоты, поместить в пробирку. 2) Прилить в пробирку 1-2 мл. HCl 3) Поставить пробирку в штатив 4) Зажечь спиртовку и взяв пробирку держателем, нагреть её до кипения, поставить пробирку в металлический штатив. Появился запах уксусной кислоты. Сделайте вывод: В состав ацетилсалициловой кислоты входит уксусная кислота. ^ Оборудование и реактивы: ступка; пестик; шпатель; штатив; таблетка парацетамола флакон с 2М HCl; дистиллированная вода – 25 мл.; спиртовка; спички; лучина; песок; лакмусовая бумага. 1) Растереть в ступке пестиком таблетку парацетамола, поместить в пробирку. 2) Прилить в пробирку 25 мл. дистиллированной воды 3) Прилить в пробирку 0,5 мл. 2М HCl 4) Поставить пробирку в штатив 5) Зажечь спиртовку и взяв пробирку держателем, нагреть её до кипения. 6) Поставить пробирку в металлический штатив. Появился запах уксусной кислоты. Сделайте вывод: В состав парацетамола входит уксусная кислота. Ответьте на вопросы:
Ведущий: Но интервенция может быть не только со стороны лекарственных средств, но и со стороны пищевых продуктов. Для очистки полости рта мы часто используем жевательную резинку. Сейчас мы посмотрим опыт, демонстрирующий наличие в ней многоатомных спиртов. Группе учащихся предлагается провести опыт. ^ До мероприятия: измельчить жевательную резинку, залить водой и оставить на 20 минут В другой хим. стакан + 3-4 капли CuSO4+ 1 мл NaOH → осадок синего цвета + добавить (немного) взвесь из химического стакана. Цвет получается темно-синий. Вывод: жевательные резинки (любые) содержат многоатомные спирты: сорбит, ксилит, маннит. Вы можете убедиться в этом, прочитав состав на этикетке. Какие изменения в организме вы можете предположить при систематическом длительном использовании жевательной резинке? Ведущий: Мы наблюдали, как покраснела лакмусовая бумага, и предположили изменения, происходящие с человеком при отравлении. Давайте обсудим, какие еще вещества наносят серьезный вред организму… (Алкоголь, табак). Ведущий: 20 выкуренных в день сигарет - это равносильно трём флюрографиям в течение года. Так ли важна эта тема для нас: здесь и сегодня? Инициативная группа девятиклассниц провела социологический опрос по вопросам курения. На экране демонстрируются результаты социологического опроса учащихся школы №80 о причинах курения и объявляется результат проекта о вреде курения (2 минуты). ^ Результаты социологического опроса учащихся 8-11 классов нашей школы. Были выявлены следующие причины начала курения (на экране изображение статистической таблицы). На первом месте «желание казаться взрослее (интереснее) - 36%; на втором – «неумение отказаться» - 25%; любопытство составляет 21%.
Социологический опрос показал, что знаниями о негативных последствиях курения для организма владеют большинство подростков нашей школы (на экран проецируются диаграмма). ![]() По данным о возможности отказа от курения в 13-14 лет мальчикам сделать это легче, чем в старшем возрасте. 30 % девушек удается бросить курить с одного раза. Ведущий: Давайте послушаем мнение молодого поколения по этому поводу. ^ 1 стихотворение Я попробовал курить. И скажу вам: гадость! Не поверю я теперь, Что куренье в радость. Это Вовка, мой сосед, Предложил сложиться, Взять две пачки сигарет, Вдоволь надымиться. ^ Как-то отказаться. Мне уже девятый год – Время «расслабляться» Долго кашлял я, как дед. Голова кружилась. С сигаретой у меня дружба не сложилась. Нет, не стану я курить Ни за что на свете! Это правда, я не лгу. Вы уж мне поверьте 2 стихотворение Дурачок Иванушка Развязал кисет, Василисе протянул: «Закури, мой свет», А она Иванушку Так любила, ^ Закурила. Кашляла, бледнела: - Ой, не могу!… Так и превратилась В Бабу-ягу! Стихотворение «Цапля» Жила цапля на болоте, Выходила на охоту: Свежей травки пощипать Да лягушек погонять. И могла стоять носатая Целый день в воде, Как статуя. ^ Цапля начала курить… Выйдет цапля на болото – Ну какая тут охота! Стал у цапли бледный вид, И пропал вдруг аппетит. Так курила цапля лето, Хоть и знала - вредно это. Стало вскоре цапле плохо: Цапля чахла, цапля сохла, К осени бедняга сдохла… ^ А могла бы долго жить И зачем было курить? Ведущий: Вы знаете о полезных свойствах этилового спирта. Давайте посмотрим информацию о негативных последствиях передозировки и этого вещества. ^ (2 минуты) Влияние алкоголя на организм человека В соответствии с сегодняшней классификацией спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющем на его жизнедеятельность. Ксенобиотики, в том числе и спирт, относятся к 3 группам: - питательные вещества - обеспечивают организм энергией; - лекарственные средства - влияют на наше самочувствие яды - вызывают нарушения в работе организма и биологическую смерть. Действие спирт зависит от его количества и состояния здоровья. При злоупотреблении алкоголем более других органов страдает печень, так как именно она отвечает за расщепление этанола. Постоянное употребление алкоголя ведет к нарушениям обмена в организме почти всех витаминов и тем самым к их дефициту и ослаблению иммунитета. Этиловый спирт является наркотиком. Он дополнительно возбуждает систему мозгового ствола, отвечающего за наше самочувствие и эмоции. Наступает привыкание, и человек всё чаще нуждается в стимуляции этой системы извне, тем самым еще больше повреждая её. Получается замкнутый круг. Полагая, что он контролирует ситуацию, пьющий человек подвергает риску своё здоровье, психику, наследственность и даже социальное положение. Ведущий: Ребята, послушайте, пожалуйста, фрагмент исследовательской работы «Проценты. Прежде чем закурить, подумай». ^ (2 минуты) по слайдам презентации. III. Заключительная часть. Отработка личной стратегии в случае отравления лекарственными средствами. Ведущий: Объявляется аукцион идей: «Что я сделаю при обнаружении симптомов отравления (передозировки) лекарственными средствами?» Учащихся разделить на 3 команды по 3 человека: 8 - 9 классы. Раздать задания-вопросы. Ответ необходимо записать в виде ключевых слов за 3 минуты. Ответы демонстрируются фельдшеру и затем зачитываются вслух. Вопросы командам:
Обобщение полученных знаний. "Госпитализированная" команда проговаривает вслух правильные способы оказания первой помощи, которые демонстрируются на слайдах. Ведущий: В заключении мне хочется привести слова русского ученого Д. Л. Романовского, сформулированные в 1891 году: «Идеальное лекарство – вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте». А агентом могут быть микробы, вирусы, бактерии. Мы много сегодня узнали, и я предлагаю обсудить с членами семьи "домашние" способы оказания первой помощи при передозировке лекарственных препаратов и отравлении другими веществами. Не бывает в жизни нерешаемых проблем, а если они возникают, всегда можно обратиться к помощи специалиста. Я предлагаю достать свои телефоны и записать в справочную книгу телефон доверия: 8-383-58-22-351. Электронный адрес: doverie22351@yandex.ru Мне было приятно провести с вами время. Будьте здоровы! Звучит музыка, и учащаяся 9 класса исполняет песню Е. Ванга «Чтобы все были здоровы…». Учащиеся 6 класса раздают участникам буклеты по тематике мероприятия. Список рекомендуемой литературы:
Интернет - ресурсы
|