Проект жизнедеятельности младших школьников «Будь здоров»

Пояснительная записка.
Человек- высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать , по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.
Учеными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть младший школьный возраст как самый важный.
Этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся 1-4 классов, а так же воспитание потребности в здоровом образе жизни, т. к. только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Актуальность проблемы.
В условиях современной , природной и социально- экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч. и ребенка, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям ,защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.
Степень успешности этой деятельности –устранения вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышения устойчивости (тренировка, повышение адаптационных способностей организма)- определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования.
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся
Проведя анализ медицинских карт и беседы с родителями детей, поступивших в школу в новом учебном году, выясняется, что, не будучи еще школьниками, они уже имеют серьезные проблемы, которые могут в дальнейшем усугубиться и стать причинами ,вызывающими трудности в обучении.
Проблема
|
Нарушение осанки
|
Ослаблено зрение
|
Хронические заболевания
|
Дефекты речи
|
3 группа здоровья
|
Здоровые дети
|
Пытаясь исправить создавшееся положение, представляю проект программы жизнедеятельности младших школьников, мероприятия которой направлены на укрепление здоровья и активизацию самого субъекта воспитания- ребенка.
Цель: создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии ЗОЖ.
Задачи :
внедрять здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья школьника
сформировать у учащихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ
Повысить интерес к спортивным мероприятиям
Систематически проводить мониторинг диагностики здоровья и психофизического состояния учащихся.
Принципы программы:
у каждого ребенка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать
здоровье- это состояние организма, им нужно научиться управлять
здоровье- это результат собственного творчества
принцип сотрудничества педагогов и родителей.
Участники программы:
учащиеся 1-4 классов
учителя,работающие в этих классах
педагог –психолог
логопед
медицинский работник
родители
Ожидаемые результаты:
1.Мотивация обучающихся на ЗОЖ
2.Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
Показатели результативности программы:
увеличение числа детей занятых в спортивных секциях
снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний
отсутствие увеличения количества детей с нарушением осанки и зрения
сформированность у учащихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам ЗОЖ
Индикаторы:
соотношение результатов медицинских осмотров
соотношение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний
соотношение количества детей занятых в спортивных секциях
соотношение результатов тестирования по уровня грамотности в вопросах ЗОЖ
Программа реализуется на базе МОУ сош №11 г. Ачинска Красноярского края Российской Федерации. Так же учитывался опыт других учебных заведений для достижения положительных результатов в решении этой проблемы.
Содержание программы структурировано по пяти основным направлениям:
Направления
|
Задачи
|
Формы
|
1. Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД
|
.Снять утомляемость
.Обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиям
|
Динамические паузы
Здоровьесберегающие технологии
Питьевой режим
Уроки физического воспитания
|
2. Внеурочные спортивные мероприятия
|
Развивать силу, ловкость. выносливость
Формировать навыки работы в команде
|
Спортивные праздники
Эстафеты
игры
|
3. Внеклассная воспитательная работа
|
Формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания
Развивать творческую активность учащихся
|
Тематические классные часы
Конкурсы
Проектная деятельность
|
4. Работа с родителями
|
Повысить образовательный уровень родителей в вопросах гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания
Воспитывать активную позицию в отношении ЗОЖ
|
Тематические родительские собрания
Спортивные праздники
Круглый стол
Индивидуальные беседы
|
5. Работа службы сопровождения(психолог, логопед, мануальный терапевт)
|
Сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка
Коррекция речевых нарушений и нарушений в познавательной сфере
Осанка и грудная клетка
|
Индивидуальные занятия
Групповые занятия
Беседы
Тренинги
Консультации
|
План реализации проекта программы жизнедеятельности учащихся 1-4 классов

Программа реализуется в несколько этапов:
1 класс «Уроки Мойдодыра»
2класс «Уроки Айболита»
3 класс «Уроки Знайки»
4 класс «Живем без докторов»

1 класс «Уроки Мойдодыра» 
месяц
|
Внеурочные спортивные мероприятия
|
Воспитательная работа
|
Работа с родителями
|
Работа службы сопровождения
|
Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД
|
сентябрь
|
День здоровья
Посещение бассейна
|
Классный час «Умывание и купание»
|
Родительское собрание «Режим дня младшего школьника»
|
индивидуальные занятия
групповые занятия
беседы
консультации
тренинги
|
. Уроки физ воспитания
.динамические паузы
.физ. минутки
.пальчиковая гимнастика
.смена видов деятельности на уроках
.питьевой режим
.дыхательная гимнастика
.музыкотерапия
.создание благоприятного психологического климата на уроке
.лечебная гимнастика
|
октябрь
|
Спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»
|
Классный час «Забота о глазах»
|
Помощь в проведении спортивного праздника
|
ноябрь
|
Час здоровья
Посещение бассейна
|
Классный час «Уход за ушами»
|
Родит собр «Что мы знаем о ЗОЖ»
|
декабрь
|
Спортивные эстафеты
|
Классный час «Уход за зубами»
|
|
январь
|
Соревнования на свежем воздухе
|
Классный час «Уход за руками и ногами»
|
КРУГЛЫЙ СТОЛ «как воспитывать у ребенка хорошую привычку»
|
февраль
|
Зимние олимпийские игры
|
Классный час «Как следует питаться»
Конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта»
|
Род.собр.»Поговорим о питании. .Это важно»
|
март
|
Спортивный праздник «Сильные, смелые ,
ловкие»
|
Классный час «Забота о коже»
|
Спортивный праздник
|
апрель
|
Подвижные игры
Посещение бассейна
|
Классный час «Настроение в школе и после»
|
Род.собр. «Как часто ваш ребенок плачет»
|
май
|
День здоровья
|
Классный час «Вредные привычки»
|
|
2 класс «Уроки Айболита»
Месяц
|
Внеурочные спортивные мероприятия
|
Воспитательная работа
|
Работа с родителями
|
Работа службы сопровождения
|
Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД
|
сентябрь
|
День здоровья
|
Классный час. «Ты растешь». Возрастная гигиена
|
|
Индивидуальные занятия
|
1.Уроки физ. воспит.
2.Физ. Минутки
3.Пальчиковая гимнастика
4.дыхательная гимнастика
5.мозговая гимнастика
6релаксаутогенная терапия(релаксация мышц лица, век, глаз)
7музыкотерапия
8питьевой режим
9проветривание
10смена видов деятельности
11создание благоприятного психологического климата на уроке и в ГПД
12. Лечебная гимнастика (скалиоз,искривление грудной клетки)
|
октябрь
|
Час здоровья. Знакомство с видами спорта
|
Кл. час «как стать нехворайкой». Конкурс рисунков«Мой любимый вид спорта»
|
|
Групповые занятия
|
ноябрь
|
Спортивные соревнования
«Праздник здоровья»
|
Кл.час «Что нужно знать о лекарствах»
|
|
Беседы
|
декабрь
|
Лыжные соревнования
|
Кл.час «Первая помощь при отравлении жидкостями ,пищей, парами, газами, дымом»
|
|
январь
|
Спортивный праздник»Папа,мама,я- спортивная семья
Посещение бассейна
|
Кл.час «первая помощь при перегреваниях и тепловых ударах,при ожогах и отморожениях
|
Проведение спортивного праздника
|
Консультации
|
февраль
|
Малые зимние олимпийские игры
Посещение бассейна
|
Кл.час «Первая помощь при травмах»
|
Род.собр «Психология здоровья младших школьников»
|
Практикумы для родителей
|
март
|
Подвижные игры на свежем воздухе
Посещение бассейна
|
Кл час «Первая помощь при попадании инородных тел в глаз,ухо,горло,нос
|
Род.собр. «Формирование здорового образа жизни»
|
апрель
|
Спортивный праздник»Сильные,смелые,ловкие»
Посещение басс
|
Кл.час «Первая помощь при укусах насекомых,змей,собак и кошек.
|
Проведение спортивного праздника
|
Тренинги
|
май
|
День здоровья
Посещение бассейна
|
Кл. час «Сегодняшние заботы медицины»
|
|
3 класс . «Уроки Знайки»
месяц
|
Внеурочные спортивные мероприятия
|
Воспитательная работа
|
Работас родителями
|
Работа службы сопровождения
|
Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД
|
сентябрь
|
День здоровья. Осенний кросс
|
Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?»
|
Род собр «Гигиена и режим младшего школьника в семье»
|
Индивидуальные занятия
|
1.Уроки физ. воспит.
2.Физ. Минутки
3.Пальчиковая гимнастика
4.дыхательная гимнастика
5.мозговая гимнастика
6релаксаутогенная терапия(релаксация мышц лица, век, глаз)
7.гимнастика для глаз
8общеразвивающие
Упражнения
9питьевой режим
10проветривание
11релаксационно- танцевальный комплекс
|
октябрь
|
Спортивные соревнования «Быстрее,выше,сильнее»
|
Классный час «Режим дня- здоровый образ жизни»
|
Круглый стол «Что может быть важнее здоровья?»»Охрана зрения детей»
Правильная осанка»
|
Групповые занятия
|
ноябрь
|
Спортивный час
|
Экскурсия «Как правильно одеваться осенью и зимой»
|
|
декабрь
|
Игры на улице
Веселые старты»Все на лыжи и на санки»
|
Викторина «Как стать нехворайкой»
|
Родит собрание «Режим питания и его разнообразие»
|
Беседы
|
январь
|
Малые зимние олимпийские игры
|
Классный час «Как правильно закаляться»
|
Помощь в проведении игр
|
Консультации
|
февраль
|
Спортивно- игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества
|
Конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта»
КВН «если хочешь быть здоров»
|
Встреча с детским врачом и стоматологом
«чтобы зубы были здоровыми»
«Детские инфекционные заболевания и их профилактика»
|
март
|
Народные и подвижные игры на свежем воздухе
|
Ролевые игры»Уроки здоровья!
Классный час «Как вести себя,когда что то болит?»
|
Родительское собрание «Секреты здоровья ребенка»
|
Тренинги
|
апрель
|
Спортивный праздник «Папа,мама,я- спортивная семья»
|
Праздник здоровья
|
Помощь в проведении спортивного праздника
|
май
|
Спортивные соревнования «Самые смелые»
|
Классный час «Будем плавать,загорать»
|
Родительский урнир «Путь к здоровью,силе»
|
^
Месяц
|
Внеурочные спортивные мероприятия
|
Воспитательная работа
|
Работа с родителями
|
Работа службы поддержки
|
Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД
|
сентябрь
|
День здоровья
Осенний кросс
|
Классный час «Наше здоровье. эмоции,поступки,стресс»
|
Выявление эмоциональной атмосферы в семье
Диагностика взаимоотношений родителей и учащихся
Наказания в семье
|
Индивидуальные занятия
Групповые занятия
|
1.Уроки физического воспитания
2.питьевой режим
3проветривание
4.оздоровительные минутки
5Создание благоприятного психологического климата на уроке и в ГПД
6. пальчиковая гимнастика
7.дыхательная гимнастика
8гимнастика для глаз
9мозговая гимнастика
10релаксаутогенная терапия
|
октябрь
|
Соревнования по мини футболу
|
Час общения»Помоги себе сам. Волевое поведение»
|
Род . собр «Ваш ребенок взрослеет»
|
Беседы
|
ноябрь
|
Час здоровья
Посещение бассейна
|
Дискуссия»Почему некоторые поступки называют вредными. Тренинг безопасного поведения
|
Семейная спортивная спартакиада
|
Консультации
|
декабрь
|
Веселые старты
|
Защита проекта «Закаливание и оздоровление организма»
|
Круглый стол «Вредные привычки-профилактика в раннем возрасте»
|
Практикумы для родителей
|
январь
|
Все на лыжи
|
Выпуск стенной газеты «Будьте всегда здоровы»
|
Веселые старты «»Физическое развитие в школе и дома»
|
февраль
|
Тропа туриста
|
Игра- соревнование «Культура ЗОЖ»
|
Род собр. «Компьютер пришел в дом»
|
март
|
Народные игры
Забавы на свежем воздухе
|
КЛАССНЫЙ ЧАС «Азбука поведения»
|
Анкетирование «Эмоции- положительные и отрицательные»
|
Тренинги
|
апрель
|
Спортивный праздник «Папа,мама,я- спортивная семья»
|
Час общения «Мы одна семья»
|
Спортивный праздник- «Папа,мама,я- спортивная семья»
|
май
|
День здоровья
Посещение бас
|
Игра- путешествие «В страну здоровья»
|
|
Литература : учебно- методические издания.
|