Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки icon

Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки





Скачать 0.54 Mb.
Название Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки
Гайфуллина Ляля Кашфулловна
Дата 02.04.2013
Размер 0.54 Mb.
Тип Программа
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины


КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ЗПР У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Направление подготовки


050700 -СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ


Профиль подготовки

Логопедия


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная



^ Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики

(протокол № от 20 г.)

Зав.кафедрой _______________________________



Москва

2012


Составитель: Гайфуллина Ляля Кашфулловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики НОУ ВПО МПСУ.

Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к экзамену.


Рецензент:

Костенкова Ю.А, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики МГПУ


^ 1. Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников» являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области коррекции недостатков развития у младших школьников с задержкой психического развития


^ 2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата:

БЗ.Б..

Объем в ЗЕ: 3 .

Дисциплина (модуль) «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин базовой части профессионального цикла: «Психология (общая), «Психология (возрастная, педагогическая) «Специальная психология», »Специальная педагогика» «Психологическая коррекция и консультирование», «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ».

Данный модуль является базой для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для последующего прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников»



^ Коды компетенций


1

Наименование компетенции


2

Структурные элементы компетенции(в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)

3

ОК-1


ОП-1



Способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, к социальной мобильности


Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладания мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ


^ Знать: теорию и историю общей и специальной педагогики и психологии;


Уметь
: работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР;

проводить анализ собственной профессиональной деятельности


Владеть: навыками межличностных отношений;



ОП-3



Способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные информационные и телекоммуникационные технологии

Знать: сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего и специального образования


Уметь: использовать в своей профессиональной деятельности информационные и телекоммуникационные технологии для развития разного класса задач при работе с лицами с ЗПР









Владеть: основами использования различных

разных видах

средств коммуникации в профессиональной деятельности


ПК-1


ПК-2


ПК-5


ПК-6


ПК-7


ПК-8


ПК-9


ПК-13


Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно - образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидульно-дифференцированного подхода;


Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, её методическому обеспечению и проведению комплекса коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ


Способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории


Способность к анализу результатов и медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики


способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности


готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения


готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности


готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с   ОВЗ и их семьями


Знать: - современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ЗПР, методы проведения специальных психологических исследований,


Уметь: определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц младшего школьного возраста с ЗПР


Владеть: -методами и приемами психолого-педагогического обследования лиц с ЗПР на основе учета принципа онтогенетического развития;

навыками организации профессиональной деятельности с учётом современных методов коррекционной помощи лицам младшего школьного возраста с ЗПР



Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной деятельности.

  • Формирование умений и навыков психологической и педагогической коррекции детей младшего школьного возраста с ЗПР ;

  • Формирование теоретико– методологических основ коррекционной помощи и современных подходов к организации обучения детей младшего школьного возраста с ЗПР;

  • Овладение студентами умениями применения основных психодиагностических методик и путей анализа и системы отбора детей в специальные образовательные учреждения VII вида и спецификой диагностической и коррекционной работы с младшими школьниками с ЗПР в инклюзивном (интегрированном) образовании;

  • Овладение позитивной психологической установкой на работу с лицами младшего школьного возраста с ЗПР.

  • Обеспечение готовности бакалавров к профессиональной деятельности как в условиях специального (коррекционного) образования, так и в условиях инклюзивного (интегрированного) образования лиц с ЗПР в общеобразовательных учреждениях.


Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - инструментальный кластер

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ


^ 4. Структура и содержание дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников»


Общая трудоемкость дисциплины составляет
3,00 зачетных единиц 108 часов


Очная форма обучения (срок обучения 4 года)





п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лабораторный практикум


Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1.

Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза

8

18

5




2

3

8







Устный контроль. Эссе

2

Раздел 2.

Проблемы психологической диагностики ЗПР

8

22

5




2

3

12







Устный контроль. Оценка выступлений.

Практические работы

3

Раздел 3.Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с ЗПР на протяжении школьного возраста

8

22

5




2

3

12







Устный опрос. Мозговой штурм

Тесты.

4

Раздел 4.Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической коррекции младших школьниковм с ЗПР

8

22

5




2

3

12







Выездное занятие. Письм. отчет (Протоколы обсл. Псх хар.)

Практические работы

5

Раздел 5.Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у младших школьников с ЗПР

8

24

6




2

4

12







Устный опрос. Оценка выступлений. Практические работы




ИТОГО

8

108

26

-

10

16

56

-

-

Экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)





п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лабораторный практикум


Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1.

Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза

9

18

1

-

-

1

16







Устный контроль. Эссе

2

Раздел 2.

Проблемы психологической диагностики ЗПР

9

22

1

-

-

1

20







Выездное занятие. Письм. отчет (Протоколы обсл. Псх хар.)

Практические работы.

3

Раздел 3.Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с ЗПР на протяжении школьного возраста




22

2




-

2

18







Устный опрос.

Псх. Кор. Тех. Тесты

4

Раздел 4.Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической коррекции младших школьниковм с ЗПР

9

22

2




2

2

16







Устный контроль. Оценка выступлений.Псх.кор.тех.

5

Раздел 5.Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у младших школьников с ЗПР

9

24

2




2

2

18







Устный опрос. Оценка выступлений




ИТОГО

9

108

8

-

4

8

88

-

-

Экзамен



^ Заочная форма обучения (срок обучения 3 года)





п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лабораторный практикум


Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1.

Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза

6

18

-




-

1

17







Устный опрос. Мозговой штурм.

2

Раздел 2.

Проблемы психологической диагностики ЗПР

6

22

1




1

1

19







Выездное занятие. Письм. отчет (Протоколы обсл. Псх хар.)

Практические работы.

3

Раздел 3.Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с ЗПР на протяжении школьного возраста

6

22

1




1

1

19







Устный опрос.

Псх. Кор. Тех. Тесты.

4

Раздел 4.Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической коррекции младших школьниковм с ЗПР

6

22

1




1

1

19







Устный контроль. Оценка выступлений.Псх.кор.тех.

5

Раздел 5.Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у младших школьников с ЗПР

6

24

1




1

2

20







Устный опрос. Оценка выступлений




ИТОГО

6

108

4




4

6

94




-

Экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)





п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лабораторный практикум


Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1.

Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза

7

18

1




-

1

16







Устный опрос. Мозговой штурм.

2

Раздел 2.

Проблемы психологической диагностики ЗПР

7

22

1




-

1

20







.Выездное занятие. Письм. отчет (Протоколы обсл. Псх хар.)

Практические работы.

3

Раздел 3.Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с ЗПР на протяжении школьного возраста

7

22

1




-

1

20







Устный опрос.

Псх. Кор. Тех.

Тесты.

4

Раздел 4.Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической коррекции младших школьниковм с ЗПР

7

22

1

-

2

1

18







Устный контроль. Оценка выступлений.Псх.кор.тех.

5

Раздел 5.Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у младших школьников с ЗПР

7

24

2

-

-

2

20







Устный опрос. Оценка выступлений




ИТОГО

7

108

6




2

6

94

-

-

Экзамен



Очно-заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)





п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лабораторный практикум


Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1.

Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза

7

18

2




1

1

14







Устный опрос. Мозговой штурм.

2

Раздел 2.

Проблемы психологической диагностики ЗПР

7

22

2




1

1

18







Выездное занятие. Письм. отчет (Протоколы обсл. Псх хар.)

Практические работы.

3

Раздел 3.Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с ЗПР на протяжении школьного возраста

7

22

3




1

1

17







Устный опрос.

Псх. Кор. Тех. Тесты.

4

Раздел 4.Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической коррекции младших школьниковм с ЗПР

7

22

2




1

2

17







Устный контроль. Оценка выступлений.Псх.кор.тех.

5

Раздел 5.Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у младших школьников с ЗПР

7

24

3




2

3

16







Устный опрос. Оценка выступлений




ИТОГО

7

108

12

-

6

8

82

-

-

Экзамен



Краткое содержание курса


РАЗДЕЛ 1.

Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза

Задержка психического развития (ЗПР): история выделения из детской популяции, время выделения, критерии выделения Представленность в популяции, межполовые различия Терминология, используемая для обозначения данной категории детей отечественными и зарубежными специалистами. Кодификация в международной классификации болезней 10-го пересмотра.

Гармонический психофизический инфантилизм Классификация детей с ЗПР М.С. Певзнер на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами развития. Психоорганический синдром, влияние на деятельность. Гармонический, дисгармонический, органический инфантилизм по А.О. Дробинской. Классификация Г.Е. Сухаревой, В.В.Ковалева, Ю.Г. Демьянова. Классификация ЗПР по этиологическому признаку, разработанная К.С. Лебединской.

Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза

Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза. Понятие минимальной мозговой дисфункции Динамика проявлений минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка. Возраст максимальной выраженности симптомов. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления.


РАЗДЕЛ 2


Проблемы психологической диагностики ЗПР

Основные составляющие комплексного психологического диагноза. Аномалии развития, наиболее трудно дифференцируемые с задержкой психического развития. Принципы дифференциальной диагностики, предложенные В. И. Лубовским. Отграничение ЗПР от сходных с ней состояний: умственной отсталости, речевой патологии, педагогической запущенности, легких вариантов РДА.

Характеристика различных методических подходов к диагностике задержки психического развития:

возможности медицинской диагностики;

психофизиологические методы;

нейропсихологические методики;

разработки отечественных ученых в области психодиагностики: С.Д. Забрамная, И.А. Коробейников, Л И. Пeреслени

возможности тестовых методик (шкала измерения интеллекта Д. Векслера, Г. Витцлака, Р. Амтхауэра, тест Кэттела);

использование игры в качестве диагностического метода другие подходы.


РАЗДЕЛ 3 Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с ЗПР на протяжении школьного возраста

Особенности психического развития младших школьников. Характеристика обучаемости как прогностического признака образовательных перспектив ребенка с ЗПР. Мотивационно-целевые установки младших школьников с ЗПР. Особенности познавательных процессов у детей с ЗПР и их развитие на протяжении школьного возраста.

Личностное и социальное развитие. Риск возникновения невротических и психопатических черт личности при ЗПР. Понятие органической психопатии.

Перспективы профессионального и гражданского самоопределения после окончания школы.

Общие факторы дестабилизации семейной ситуации при различных отклонениях в развитии ребенка. Типичные причины нарушений родительского поведения. Диагностика эмоционально-личностного развития членов семьи. Методы диагностики супружеских и детско-родительских отношений (опросники, рисуночные пробы, тест цветовых отношений, пробы на эффективное взаимодействие в реальной совместной деятельности и др.).


Раздел 4

Основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР

Принцип учета общепсихологических и возрастных закономерностей развития. Принцип учета общих и специфических закономерностей отклоняющегося развития. Принцип комплексности воздействия. Принцип ориентации на положительные качества. Принцип учета индивидуально-типических особенностей ребенка. Принцип взаимосвязи воспитания с жизнью.

Общая, типовая и индивидуализированная модели коррекции ЗПР в условиях специальных коррекционных и учреждений 7 вида и при интегрированном(инклюзивном) образовании. Концепция коррекционно - развивающего обучения. Виды психолого-педагогической помощи, оказываемой школьникам с ЗПР. Психолого-медико-педагогический консилиум: цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения.

Интегрированное обучение: задачи, возможности, необходимые условия эффективной реализации. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой нарушения, включающей ЗПР.

Значение внеклассных форм работы и профессиональной ориентации в компенсации имеющихся нарушений в развитии, подготовке к самостоятельной жизни.

Требования к личностным качествам работников образовательных учреждений системы коррекционно - развивающего обучения.


^ Раздел 5. Логопедическая работа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников с ЗПР.

Распространённость и общая характеристика нарушений речи у детей с ЗПР. Особенности овладения чтением младшими школьниками с ЗПР. Симптоматика нарушений чтения. Механизмы и виды дислексий. Нарушения письма у младших школьников с ЗПР. Распространённость ,симптоматика и виды дисграфий. Методы коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников с ЗПР.


^ Основные понятия

Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников. Главные задачи – своевременное выявление детей младшего школьного возраста с ЗПР, определение их образовательных потребностей, определение путей коррекции и компенсации нарушений, определение оптимального педагогического маршрута. Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников - значение для организации психолого-педагогической коррекционной работы, и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР. Особенности коррекции младших школьников с ЗПР в условиях специального и инклюзивного образования.

.


^ 5. Образовательные технологии

При прохождении дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой.

Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные занятия. Предусмотрены встречи с представителями специальных и инклюзивных образовательных учреждений, научных организаций. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают экзамен.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


^ Тематика и содержание практических (семинарских) занятий

Раздел 1. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза


^ Занятие 1 Тема: Классификация детей с ЗПР

Вопросы для обсуждения.

  • Задержка психического развития (ЗПР) история выделения из детской популяции, время выделения, критерии выделения, представленность в популяции, межполовые различия.

  • Гармонический психофизический инфантилизм.

  • Классификации ЗПР М.С Певзнер, К.С Лебединской, Г.Е. Сухаревой, В.В Ковалева, Ю.Г Демьянова и др.

Самостоятельная работа.

Доклады и сообщения.

1.Дети с временной задержкой развития.

2.Пограничные формы интеллектуальной недостаточности.

3.Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития.

4.Пограничные с олигофренией состояния.

5. Астенический синдром.


Вопросы для контроля.

  1. Дайте определение ЗПР-понятию, используемому в отечественной специальной психологии и педагогике для обозначения лёгких отклонений в психическом и социальном развитии ребёнка.

  2. Опишите разные формы инфантилизма, опираясь на работы Г.Е. Сухаревой, И.А. Юрковой, К.С. Лебединской.

  3. Расскажите о классификации МС Певзнер.

  4. Сравните классификацию М.С Певзнер с классификацией по этиологическому принципу К.С. Лебединской. В чём взаимодополняемость обоих подходов.



Занятие 2.

Тема. Ядерные признаки ЗПР церебрально -органического генеза.

Вопросы для обсуждения

  • Минимальная мозговая дисфункция: понятие, динамика проявлений на протяжении онтогенеза ребёнка.




  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление ММД.



  • Самостоятельная работа

Доклады и сообщения.

1.Соотношение признаков незрелости и повреждения ЦНС в клинических проявлениях ЗПР у детей (по И.Ф. Марковской)

2.Минимальная мозговая дисфункция.

3.Стратегии психолого-педагогической помощи при СДВГ.

Вопросы для обсуждения

  1. Опишите устойчивые характерные признаки наиболее тяжёлой формы ЗПР, связанной с ММД (ЗПР церебрально-органического генеза)

  2. Клинико -психологические механизмы возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в детском возрасте.


Раздел 2 . Проблемы психологической диагностики ЗПР


Занятие 3.

Тема. Характеристика различных методических подходов к диагностике ЗПР

Вопросы для обсуждения.

1.Медицинское обследование в системе комплексного изучения ребёнка с ЗПР.

2.Психолого-педагогическое изучение ребёнка с ЗПР

3.Дифференциальная диагностика ЗПР.

4. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с ЗПР.

5.Нейропсихологическое изучение дошкольников с ЗПР


Самостоятельная работа.

Доклады и сообщения.

1.Показатели психического развития в дифференциальной диагностике ЗПР по В.И. Лубовскому.

2.Медицинские и психофизиологические методы диагностики ЗПР.

3.Нейропсихологическое обследование дошкольников с ЗПР.

4.Использование игры в качестве диагностического метода.

5. Программа психолого-педагогического изучения младшего школьника с ЗПР.

6.Особенности логопедического обследования детей с ОВЗ.


Вопросы для контроля.

1.Что такое комплексное обследование детей с ЗПР.

2.Охарактеризуйте основные составляющие психолого-педагогического обследования детей с ЗПР.

3.Какие разделы составляют содержание логопедического обследования.

4.Какие характеристики учитываются при написании логопедического заключения.

5.От каких отклонений в психическом развитии наиболее трудно отдифференцировать ЗПР

6. . Отграничение ЗПР от сходных с ней состояний (диагностические критерии по С.Д Забрамной).


Раздел III. Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с ЗПР на протяжении младшего школьного возраста


^ Занятие 4.-5

Тема. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР.

Вопросы для обсуждения

1.Психолого-педагогическая характеристика познавательной деятельности младших школьников с ЗПР.

2. Основные затруднения в учебной деятельности у младших школьников с ЗПР.

3.Особенности личностного и социального развития при ЗПР.

4.Межличностные отношения младших школьников с ЗПР со сверстниками.

5.Особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР.

6.Социализация ребёнка с ЗПР в специальном образовательном учреждении и в интегрированном классе.

Самостоятельная работа.

Доклады и сообщения.

1.Особенности внимания детей с ЗПР различного генеза.

2. Учёт особенностей восприятия в учебном процессе.

3.Память в структуре познавательной деятельности младших школьников с ЗПР.

4.Мышление и проблемы школьного обучения детей с ЗПР.

5.Психологическая характеристика учебной деятельности у учащихся с ЗПР.

6.Влияние биологического и социального факторов на развитие личности школьников с ЗПР.

7.Возрастные особенности личности детей с ЗПР.

8. Особенности эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ЗПР.

9.Межличностные отношения со сверстниками у младших школьников с ЗПР.

10. Коррекция эмоциональной депривации младших школьников с ЗПР.

11. Коррекция детско-родительских отношений в семье ребёнка с ЗПР.

Вопросы для контроля.

1.Охарактеризуйте особенности учебной деятельности младших школьников с ЗПР.

2.Охарактеризуйте уровень речевого развития дошкольников с ЗПР.

3.Охарактерихзуйте состояние отдельных познавательных процессов у младших школьников с ЗПР.

4. Раскройте роль взрослых в социализации детей с ЗПР.

5.Расскажите об основных направлениях коррекции эмоционально-личностной депривации младших школьников с ЗПР.


Практические работы. Интерактив.

1. Ознакомление со схемами психологического обследования школьников с ЗПР.

2. Сбор анамнеза.

3.Составление программы психологического обследования школьников с ЗПР.

4. Подготовка протоколов, стимульных материалов.

5. Проведение психолого-педагогического обследования школьников с ЗПР.

6.Составление коррекционной программы по результатам психолого-педагогического обследования.


Раздел 4. Основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР


Занятие 5. -6. Тема: Организация, содержание и методы коррекционной помощи детям с ЗПР


Вопросы для обсуждения.

1. Концепция КРО.

2.Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР.

3.Воспитание и обучение школьников с ЗПР в специальных коррекционных образовательных учреждениях 7 вида.

4. Обучение младших школьников с ЗПР в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки.

5.Взаимодействие семьи и школы при организации специализированного и интегрированного обучения младших школьников с ЗПР.

6. Психолого-медико-педагогические консилиумы: цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения в С(К) ОШ 7 вида для детей с ЗПР и в условиях интегрированного, инклюзивного образования .


Самостоятельная работа.

Доклады и сообщения.

  1. Виды психолого-педагогической помощи, оказываемые школьникам с ЗПР.

  2. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с ЗПР.

  3. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у младших школьников с ЗПР.

  4. Организация и направления диагностико-консультативной работы с детьми с ЗПР.

  5. Организация коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса.

  6. Организация индивидуально-групповых коррекционных занятий и основные направления работы с детьми.

  7. Организация интегрированного обучения детей с ЗПР.

  8. Психолого-медико-педагогический консилиум в системе специализированного и интегрированного обучения младших школьников с ЗПР.


Вопросы для контроля.

1.Раскройте виды психолого-педагогической помощи с младшими школьниками с ЗПР .

2.Психолого-педагогическая коррекция познавательной и эмоционально-личностной сфер у младших школьников с ЗПР.

3. Организация коррекционного обучения и воспитания в условиях специализированного и инклюзивного образования школьников с ЗПР.

4.Психолого-медико-педагогический консилиум принципы, направления и организация деятельности.

5.Какими личностными качествами должен обладать педагог, работающий с детьми с ЗПР.


Раздел 5. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у младших школьников с ЗПР.


Занятие 7.

Тема. Специфика логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР.

Вопросы для обсуждения.

  1. Особенности нарушений речи у школьников с ЗПР.

  2. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у школьников с ЗПР.


Самостоятельная работа.


Доклады и сообщения.


1.. Нарушения устной и письменной речи у младших школьников с ЗПР.

2.Симптоматика и виды дисграфий у детей с ЗПР.

3. Механизмы и виды дислексий.

4. Коррекция нарушений речи у младших школьников с ЗПР


Вопросы для контроля.


1.Причины возникновения нарушений речи у детей с ЗПР.

2.Возрастные особенности речевого развития у младших школьников с ЗПР.

3..Расскажите о специфике логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР.


Практические работы.


1.Посещение С(К) ОШ –интерната 7 вида для детей с ЗПР и интегрированных (инклюзивных)общеобразовательных учреждений.

2. Проведение психолого-педагогического обследования познавательной деятельности и речи у младших школьников с ЗПР .

  1. Составление психолого-педагогической характеристики младших школьников с ЗПР и программы психолого-педагогической и логопедической коррекции.


Самостоятельная внеаудиторная работа студентов.

Самостоятельная работа как вид учебного труда выполняется студентами без непосредственного участия преподавателя, но организуется и управляется им.

Самостоятельная работа студентов - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение следующих видов работ: конспектирование, реферирование научной литературы, решение тестовых заданий, подготовка к семинарским и практическим занятиям, выполнение практических работ и др.

Изучение и анализ литературных источников является обязательным видом самостоятельной работы студентов. Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления с целью выяснения современного состояния вопроса. На основании данного рода работ студенты готовят устные сообщения, которые заслушиваются на практических занятиях.

Практические задания выполняется студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра и представляется преподавателю на проверку при сдаче экзамена.


Письменные внеаудиторные практические работы.


Задание 1.

1.Составление программы психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР.


  1. Логопедическое обследование младших школьников с ЗПР и составление программы коррекции нарушений речи у младших школьников с ЗПР




  1. Тестирование.



Тесты для самопроверки знаний по курсу «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников»



  1. Для обозначения задержки психического развития у детей врачи могут использовать термин:

А) психопатия

Б)минимальная мозговая дисфункция

В) деменция

2. В коррекционной педагогике вместо термина «дети с ЗПР» применяют термин:

А)дети с трудностями в обучении

Б) недисциплинированные дети

В)проблемные дети


3) в клинических исследованиях ЗПР конституционального генеза получила название

А) физическая ослабленность

Б) гармонический психофизический инфантилизм

В) эмоциональное нарушение


4) Наиболее сложной по характеру первичного нарушения является ЗПР

А) психогенного происхождения

Б)конституционального происхождения

В) церебрально-органического генеза


5)Современные данные о количестве младших школьников с трудностями в обучении следующие:

А) 11-15 %

Б) 90%

В) около 60%


6) «задержка психического развития»- это диагноз:

А) условный

Б) считается только временным

В) окончательным, на всю жизнь


7) Официальный диагноз «задержка психического развития церебрально-органического генеза» может быть поставлен психиатром ребёнку:

А) после 3-х лет

Б) до года

В) в любое время


8) Стойкие трудности в обучении могут быть установлены педагогом, психологом, логопедом:

А) перед поступлением в школу

Б) к окончанию начальной школы

В) к началу или в конце обучения во втором классе


9) Микросоциальный фактор при возникновении ЗПР:

А) является ведущим

Б) всегда учитывается

В) не имеет особого значения


10) Тяжёлая семейно-бытовая запущенность возникает при воспитании

А) в неполной семье

Б) в дисгармоничной семье

В) ближайшими родственниками

11) Педагогическая запущенность возникает у детей, когда

А) их плохо воспитывают

Б) уделяют им мало внимания

В) они часто болеют.


12) Длительное влияние неблагополучного социального окружения приводит к возникновению

А) психогенной ЗПР

Б) астенизации ребёнка

В) ЗПР конституционального генеза.


13) При подготовке к школе ребёнка с ЗПР к школе мешает:

А) материальное неблагополучие родителей

Б) отсутствие одного из родителей

В) отставание в развитии эмоциональной и волевой сфер.


14) В класс коррекционного обучения, интегрированный класс, или класс педагогической поддержки принимаются дети:

А) при наличии заключения ПМПК

Б) пожеланию родителей

В) по согласованию со школьной администрацией и при наличии личного заявления от родителей.


15) Обучаемость учащихся с ЗПР лучше, чем у умственно отсталых сверстников, потому что:

А) они лучше используют помощь педагога

Б) имеют хорошее поведение

В) сразу понимают инструкцию задания на уроке.


16) Вероятность благоприятного прогноза интеллектуального развития велика у детей с ЗПР:

А) церебрально-органического генеза

Б) конституционального генеза

В) соматогенного генеза


17) Теоретически считается, что при своевременной и правильной помощи специалистов ЗПР:

А) продолжает сохраняться

Б) почти исчезает

В) трансформируется в устойчивую клиническую форму


18) Эффективность психокоррекционной помощи при ЗПР во многом зависит от:

А) её длительности

Б) комплексного подхода специалистов

В) личности психолога


19) Дети с ЗПР церебрально-органического генеза обучаются в :

А) в специальных (коррекционных школах) 8 вида

Б) в классах педагогической поддержки

В) специальных (коррекционных) школах 7 вида


20) В классах коррекционного обучения в основном учатся дети, у которых

А) «специфические расстройства школьных навыков»

Б) речевые нарушения

В) малообеспеченные семьи


^ Примерный перечень вопросов к экзамену



  1. ЗПР,как специфический вид дизонтогенеза ( понятие о ЗПР, этиология, патогенез, систематика)

  2. Вариативность состояний психофизического инфантилизма (классификация состояний по М.С. Певзнер).

  3. Классификации ЗПР Г.Е.Сухаревой, В.В.Ковалева, Ю.Г.Демьянова.

  4. Гармонический, дисгармонический, органический инфантилизм по А.О.Дробинской.

  5. Классификация ЗПР по этиологическому принципу К.С. Лебединской.

Наиболее устойчивые (ядерные) признаки ЗПР, возникающие на фоне церебральной органики.

  1. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.

  2. Характеристика обучаемости детей с ЗПР (с использованием примеров выполнения экспериментальных заданий по С.Д. Забрамной)

  3. Охарактеризуйте синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

  4. Особенности познавательной сферы у младших школьников с ЗПР ( общая характеристика)

  5. Особенности восприятия у детей младшего школьного возраста.

  6. Особенности формирования графо-моторных навыков у младших школьников с ЗПР.

  7. Внимание у младших школьников с ЗПР.

  8. Память у школьников с ЗПР.

  9. Особенности мышления у школьников с ЗПР.

  10. Особенности эмоционально-волевой сферы и личности у школьников с ЗПР.

  11. Особенности учебной деятельности у детей с ЗПР.

  12. Детско-родительские отношения. Типы наиболее часто встречающихся нарушений их влияние на психосоциальное развитие ребенка.

  13. Концепция коррекционно - развивающего обучения.

  14. Специфика социального развития при ЗПР. Диагностика и коррекция межличностных отношений детей с ЗПР с различными представителями социума(семья, сверстники, педагоги и.д.).

  15. Виды психолого-педагогической помощи, оказываемой школьникам с ЗПР Психолого-медико-педагогический консилиум: цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения.

  16. Диагностика и коррекция вторичных личностных нарушений при ЗПР.

  17. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений при ЗПР.

  18. Проблемы ранней диагностики ЗПР церебрально-органического генеза.

  19. Особенности моторного развития детей с легкой дисфункцией головного мозга и пути коррекции.




  1. Характеристика речи у младших школьников с ЗПР.

  2. Типичные нарушения в двигательной сфере при ЗПР церебрально-органического генеза.

  3. Особенности межличностных отношений детей с ЗПР.



  4. Психологическая диагностика детей с ЗПР (основные принципы, общая характеристика).

  5. Использование игры как диагностического и коррекционного средства при ЗПР.

  6. Основные принципы психокоррекционной работы с детьми с ЗПР.

  7. Личностно-ориентированная коррекция при ЗПР.

  8. Психологическая коррекция нарушений познавательной сферы детей с ЗПР.

  9. Психологическая коррекция эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР.

  10. Психологические закономерности, лежащие в основе коррекционно- воспитательной работы с детьми с ЗПР.

  11. Основные принципы социальной адаптации и реабилитации детей с ЗПР.

  12. Концепция коррекционно - развивающего обучения.




  1. Интегрированное обучение, условия эффективной реализации интегрированного обучения в массовой общеобразовательной школе.




  1. Организация логопедической коррекционной помощи детям с ЗПР в условиях специальных учреждений и интегрированного(инклюзивного) типа

  2. Особенности составления коррекционных программ для сглаживания недостатков развития у младших школьников с ЗПР.



^ Уровень требований и критерии оценок

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Экзамен проводится в письменной (устной) форме в виде ответов на вопросы билета. Количество билетов 25. Для сдачи экзамена необходимо знать подробные ответы на 40 вопросов.

При этом оценка знаний студентов осуществляется как по пятибалльной системе, так и в баллах в комплексной форме с учетом:

  • оценки по итогам промежуточного контроля (аттестация)

  • оценки за работу в семестре (оценка за выполнение контрольных работ, написании рефератов, выполнения заданий для самостоятельной работы, \и т.д.)

  • оценки итоговых знаний в ходе экзамена.

Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам отчетности представлено в таблице .



№№ п/п

Виды отчетности

Баллы

1.

Устное сообщение

5

2.

Тестирование

10

3

Разработка программы психолого-педагогической коррекции дошкольников с ЗПР

10

4

Составление логопедической характеристики и программы логопедической работы по коррекции нарушений речи у ребёнка с ЗПР.

15

6

Стимульный материал

5

8

Результаты экзамена

50




Итого

100



Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с установленными критериями реализуется следующим образом:

-  менее 50 балл. – «неудовлетворительно»

-  от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно»

-  от 70 до 85 баллов – «хорошо»

-  свыше 85 баллов – «отлично».


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

А) основная литература



  1. Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушение психического развития. - М., 1992.

  2. Коррекционно-развивающее обучение. Программно-методические материалы. Начальная школа, 2-е издание. Составитель С.Г. Шевченко. - М., 2005.

  3. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.

  4. Обучение детей с задержкой психического развития./ Под ред. В.И. Лубовского.- Смоленск, 1994.

  5. Специальная психология: Учебное пособие для студ. ВУЗов\ Под. ред. В.И.Лубовского. М.: «Академия», 2009.

  6. Основы специальной психологии: Учебн. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Завед. / Под. ред Л.В.Кузнецовой.—М.: «Академия», 2010.

  7. Психология детей с ЗПР. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб.: Речь, 2003.

  8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов КРО / од. Ред. С.Г.Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001.

  9. Дети группы риска как объекты социальной охраны и социальной профилактики //Социльная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер М., 1993 С 20—36.

  10. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей, М., 1995.

  11. Забрамная С.Д. , Боровик О.В. От диагностики к развитию : Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: В.Секачев., 2007.

  12. Компенсирующее обучение в России. Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. М., 1997

  13. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. М., 1997.

  14. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М., 1996.

  15. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. М.,1996

  16. Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников //Дефектология 1993, № 5.

  17. Хрестоматия «Обучение и воспитание детей «группы риска»» Сост. В.М. Астапов, Ю.В.Микадзе, М., 1996.

  18. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие М., 1995.

  19. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С-П. 1998.

  20. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с ЗПР. – Спб.: Речь, 2004.

  21. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, профилактика, коррекция. - М.. 1998.

  22. Родник. Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 1997.

  23. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.

  24. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н.- Новгород, 2007.

  25. Эльконин Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи.// Психическое развитие в детских возрастах./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М- Воронеж, 2007.

  26. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999.

Б) дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

  2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. - М., 1987.

  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991.

  4. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. Соч. в 6 томах. Т. 5.- М., 1982.

  5. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.Н. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.

  6. Дети с временными задержками развития./ Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер- М., 1971.

  7. Жаренкова Г.И. Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития и пути ее нормализации. // Обучение детей с ЗПР / Пособие для учителя. - М.. 1981.

  8. Карабанова О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка. - М., 1997.

  9. Компенсирующее обучение в России. Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. - М., 1997.

  10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования. - М., 1983.

  11. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей.- М., 1978.

  12. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.

  13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 2010.

  14. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

  15. Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить. - М., 1994.

  16. Проект типовой программы коррекционного обучения детей с ЗПР. Институт коррекционной педагогики, 1989.

  17. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования./Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 2010.

  18. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. - М., 2009.

  19. Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. - С.. 1978.

  20. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. - М., 2003.

  21. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 2005.

  22. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М., 1986.



В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.labirint.ru/books/242608/
http://www.psyparents.ru/index.php?view=book&item=2779&cat=6&sc=48&full=yes
http://shop.logomag.ru/index.php?productID=484
http://www.twirpx.com/file/224369/ .
/

http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8563.php
http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9126.php
http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8410.php
http://www.twirpx.com/file/93093/

  1. Начало формы

  2. Конец формы


www.knigi-psychologia.com

http://logopediya.com/books-logopediya/

http://www.7ya.ru/articles/1313.aspx

http://www.academia-moscow.ru/catalogue/sale/pedagogics/correctional

http://www.defectolog.ru/

http://www.ikprao.ru/index.html

http://www.psyinst.ru/library.php?part=articlesHYPERLINK "http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&"&p=81 http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4HYPERLINK "http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4&find_me=&"&HYPERLINK "http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4&find_me=&"find_me=HYPERLINK "http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4&find_me=&"&page=3 —

http://lengu.ru/pages/faccpp.php

http://www.mgopu.ru/


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Лекционная аудитория (оборудованная видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющая выход в Интернет), помещение для проведения семинарских и практических занятий (оборудованное учебной мебелью), библиотека (имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и Интернет).

Предусматривается проведение занятий на базе (кабинет психолога, логопеда).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины логопедическая работа при дцп направление подготовки

Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины б б психопатология Направление подготовки

Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины психопатология направление подготовки

Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины дизартрия направление подготовки

Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины невропатология направление подготовки

Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки icon Особенности воображения младших школьников с детским церебральным параличом 19. 00. 10 коррекционная

Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины нейрофизиология направление подготовки 030300 психология

Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки icon Рабочая учебная программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Направление подготовки

Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки icon Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология Направление подготовки (специальность)

Рабочая программа дисциплины коррекционная работа при зпр у младших школьников направление подготовки icon Рабочая программа учебной дисциплины судебная медицина направление подготовки (специальность)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы