|
Скачать 0.54 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ЗПР У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Направление подготовки 050700 -СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Гайфуллина Ляля Кашфулловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к экзамену. Рецензент: Костенкова Ю.А, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики МГПУ ^ Целями освоения дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников» являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области коррекции недостатков развития у младших школьников с задержкой психического развития ^
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - инструментальный кластер Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ ^ 3,00 зачетных единиц 108 часов Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
^
Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Краткое содержание курса РАЗДЕЛ 1. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза Задержка психического развития (ЗПР): история выделения из детской популяции, время выделения, критерии выделения Представленность в популяции, межполовые различия Терминология, используемая для обозначения данной категории детей отечественными и зарубежными специалистами. Кодификация в международной классификации болезней 10-го пересмотра. Гармонический психофизический инфантилизм Классификация детей с ЗПР М.С. Певзнер на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами развития. Психоорганический синдром, влияние на деятельность. Гармонический, дисгармонический, органический инфантилизм по А.О. Дробинской. Классификация Г.Е. Сухаревой, В.В.Ковалева, Ю.Г. Демьянова. Классификация ЗПР по этиологическому признаку, разработанная К.С. Лебединской. Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза. Понятие минимальной мозговой дисфункции Динамика проявлений минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка. Возраст максимальной выраженности симптомов. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления. РАЗДЕЛ 2 Проблемы психологической диагностики ЗПР Основные составляющие комплексного психологического диагноза. Аномалии развития, наиболее трудно дифференцируемые с задержкой психического развития. Принципы дифференциальной диагностики, предложенные В. И. Лубовским. Отграничение ЗПР от сходных с ней состояний: умственной отсталости, речевой патологии, педагогической запущенности, легких вариантов РДА. Характеристика различных методических подходов к диагностике задержки психического развития: возможности медицинской диагностики; психофизиологические методы; нейропсихологические методики; разработки отечественных ученых в области психодиагностики: С.Д. Забрамная, И.А. Коробейников, Л И. Пeреслени возможности тестовых методик (шкала измерения интеллекта Д. Векслера, Г. Витцлака, Р. Амтхауэра, тест Кэттела); использование игры в качестве диагностического метода другие подходы. РАЗДЕЛ 3 Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с ЗПР на протяжении школьного возраста Особенности психического развития младших школьников. Характеристика обучаемости как прогностического признака образовательных перспектив ребенка с ЗПР. Мотивационно-целевые установки младших школьников с ЗПР. Особенности познавательных процессов у детей с ЗПР и их развитие на протяжении школьного возраста. Личностное и социальное развитие. Риск возникновения невротических и психопатических черт личности при ЗПР. Понятие органической психопатии. Перспективы профессионального и гражданского самоопределения после окончания школы. Общие факторы дестабилизации семейной ситуации при различных отклонениях в развитии ребенка. Типичные причины нарушений родительского поведения. Диагностика эмоционально-личностного развития членов семьи. Методы диагностики супружеских и детско-родительских отношений (опросники, рисуночные пробы, тест цветовых отношений, пробы на эффективное взаимодействие в реальной совместной деятельности и др.). Раздел 4 Основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР Принцип учета общепсихологических и возрастных закономерностей развития. Принцип учета общих и специфических закономерностей отклоняющегося развития. Принцип комплексности воздействия. Принцип ориентации на положительные качества. Принцип учета индивидуально-типических особенностей ребенка. Принцип взаимосвязи воспитания с жизнью. Общая, типовая и индивидуализированная модели коррекции ЗПР в условиях специальных коррекционных и учреждений 7 вида и при интегрированном(инклюзивном) образовании. Концепция коррекционно - развивающего обучения. Виды психолого-педагогической помощи, оказываемой школьникам с ЗПР. Психолого-медико-педагогический консилиум: цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения. Интегрированное обучение: задачи, возможности, необходимые условия эффективной реализации. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой нарушения, включающей ЗПР. Значение внеклассных форм работы и профессиональной ориентации в компенсации имеющихся нарушений в развитии, подготовке к самостоятельной жизни. Требования к личностным качествам работников образовательных учреждений системы коррекционно - развивающего обучения. ^ Распространённость и общая характеристика нарушений речи у детей с ЗПР. Особенности овладения чтением младшими школьниками с ЗПР. Симптоматика нарушений чтения. Механизмы и виды дислексий. Нарушения письма у младших школьников с ЗПР. Распространённость ,симптоматика и виды дисграфий. Методы коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников с ЗПР. ^ Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников. Главные задачи – своевременное выявление детей младшего школьного возраста с ЗПР, определение их образовательных потребностей, определение путей коррекции и компенсации нарушений, определение оптимального педагогического маршрута. Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников - значение для организации психолого-педагогической коррекционной работы, и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР. Особенности коррекции младших школьников с ЗПР в условиях специального и инклюзивного образования. . ^ При прохождении дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой. Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные занятия. Предусмотрены встречи с представителями специальных и инклюзивных образовательных учреждений, научных организаций. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают экзамен. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины ^ Раздел 1. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза ^ Классификация детей с ЗПР Вопросы для обсуждения.
Самостоятельная работа. Доклады и сообщения. 1.Дети с временной задержкой развития. 2.Пограничные формы интеллектуальной недостаточности. 3.Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. 4.Пограничные с олигофренией состояния. 5. Астенический синдром. Вопросы для контроля.
Занятие 2. Тема. Ядерные признаки ЗПР церебрально -органического генеза. Вопросы для обсуждения
Доклады и сообщения. 1.Соотношение признаков незрелости и повреждения ЦНС в клинических проявлениях ЗПР у детей (по И.Ф. Марковской) 2.Минимальная мозговая дисфункция. 3.Стратегии психолого-педагогической помощи при СДВГ. Вопросы для обсуждения
Раздел 2 . Проблемы психологической диагностики ЗПР Занятие 3. Тема. Характеристика различных методических подходов к диагностике ЗПР Вопросы для обсуждения. 1.Медицинское обследование в системе комплексного изучения ребёнка с ЗПР. 2.Психолого-педагогическое изучение ребёнка с ЗПР 3.Дифференциальная диагностика ЗПР. 4. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с ЗПР. 5.Нейропсихологическое изучение дошкольников с ЗПР Самостоятельная работа. Доклады и сообщения. 1.Показатели психического развития в дифференциальной диагностике ЗПР по В.И. Лубовскому. 2.Медицинские и психофизиологические методы диагностики ЗПР. 3.Нейропсихологическое обследование дошкольников с ЗПР. 4.Использование игры в качестве диагностического метода. 5. Программа психолого-педагогического изучения младшего школьника с ЗПР. 6.Особенности логопедического обследования детей с ОВЗ. Вопросы для контроля. 1.Что такое комплексное обследование детей с ЗПР. 2.Охарактеризуйте основные составляющие психолого-педагогического обследования детей с ЗПР. 3.Какие разделы составляют содержание логопедического обследования. 4.Какие характеристики учитываются при написании логопедического заключения. 5.От каких отклонений в психическом развитии наиболее трудно отдифференцировать ЗПР 6. . Отграничение ЗПР от сходных с ней состояний (диагностические критерии по С.Д Забрамной). Раздел III. Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с ЗПР на протяжении младшего школьного возраста ^ Тема. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР. Вопросы для обсуждения 1.Психолого-педагогическая характеристика познавательной деятельности младших школьников с ЗПР. 2. Основные затруднения в учебной деятельности у младших школьников с ЗПР. 3.Особенности личностного и социального развития при ЗПР. 4.Межличностные отношения младших школьников с ЗПР со сверстниками. 5.Особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР. 6.Социализация ребёнка с ЗПР в специальном образовательном учреждении и в интегрированном классе. Самостоятельная работа. Доклады и сообщения. 1.Особенности внимания детей с ЗПР различного генеза. 2. Учёт особенностей восприятия в учебном процессе. 3.Память в структуре познавательной деятельности младших школьников с ЗПР. 4.Мышление и проблемы школьного обучения детей с ЗПР. 5.Психологическая характеристика учебной деятельности у учащихся с ЗПР. 6.Влияние биологического и социального факторов на развитие личности школьников с ЗПР. 7.Возрастные особенности личности детей с ЗПР. 8. Особенности эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ЗПР. 9.Межличностные отношения со сверстниками у младших школьников с ЗПР. 10. Коррекция эмоциональной депривации младших школьников с ЗПР. 11. Коррекция детско-родительских отношений в семье ребёнка с ЗПР. Вопросы для контроля. 1.Охарактеризуйте особенности учебной деятельности младших школьников с ЗПР. 2.Охарактеризуйте уровень речевого развития дошкольников с ЗПР. 3.Охарактерихзуйте состояние отдельных познавательных процессов у младших школьников с ЗПР. 4. Раскройте роль взрослых в социализации детей с ЗПР. 5.Расскажите об основных направлениях коррекции эмоционально-личностной депривации младших школьников с ЗПР. Практические работы. Интерактив. 1. Ознакомление со схемами психологического обследования школьников с ЗПР. 2. Сбор анамнеза. 3.Составление программы психологического обследования школьников с ЗПР. 4. Подготовка протоколов, стимульных материалов. 5. Проведение психолого-педагогического обследования школьников с ЗПР. 6.Составление коррекционной программы по результатам психолого-педагогического обследования. Раздел 4. Основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР Занятие 5. -6. Тема: Организация, содержание и методы коррекционной помощи детям с ЗПР Вопросы для обсуждения. 1. Концепция КРО. 2.Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР. 3.Воспитание и обучение школьников с ЗПР в специальных коррекционных образовательных учреждениях 7 вида. 4. Обучение младших школьников с ЗПР в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки. 5.Взаимодействие семьи и школы при организации специализированного и интегрированного обучения младших школьников с ЗПР. 6. Психолого-медико-педагогические консилиумы: цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения в С(К) ОШ 7 вида для детей с ЗПР и в условиях интегрированного, инклюзивного образования . Самостоятельная работа. Доклады и сообщения.
Вопросы для контроля. 1.Раскройте виды психолого-педагогической помощи с младшими школьниками с ЗПР . 2.Психолого-педагогическая коррекция познавательной и эмоционально-личностной сфер у младших школьников с ЗПР. 3. Организация коррекционного обучения и воспитания в условиях специализированного и инклюзивного образования школьников с ЗПР. 4.Психолого-медико-педагогический консилиум принципы, направления и организация деятельности. 5.Какими личностными качествами должен обладать педагог, работающий с детьми с ЗПР. Раздел 5. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у младших школьников с ЗПР. Занятие 7. Тема. Специфика логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР. Вопросы для обсуждения.
Самостоятельная работа. Доклады и сообщения. 1.. Нарушения устной и письменной речи у младших школьников с ЗПР. 2.Симптоматика и виды дисграфий у детей с ЗПР. 3. Механизмы и виды дислексий. 4. Коррекция нарушений речи у младших школьников с ЗПР Вопросы для контроля. 1.Причины возникновения нарушений речи у детей с ЗПР. 2.Возрастные особенности речевого развития у младших школьников с ЗПР. 3..Расскажите о специфике логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР. Практические работы. 1.Посещение С(К) ОШ –интерната 7 вида для детей с ЗПР и интегрированных (инклюзивных)общеобразовательных учреждений. 2. Проведение психолого-педагогического обследования познавательной деятельности и речи у младших школьников с ЗПР .
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Самостоятельная работа как вид учебного труда выполняется студентами без непосредственного участия преподавателя, но организуется и управляется им. Самостоятельная работа студентов - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение следующих видов работ: конспектирование, реферирование научной литературы, решение тестовых заданий, подготовка к семинарским и практическим занятиям, выполнение практических работ и др. Изучение и анализ литературных источников является обязательным видом самостоятельной работы студентов. Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления с целью выяснения современного состояния вопроса. На основании данного рода работ студенты готовят устные сообщения, которые заслушиваются на практических занятиях. Практические задания выполняется студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра и представляется преподавателю на проверку при сдаче экзамена. Письменные внеаудиторные практические работы. Задание 1. 1.Составление программы психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР.
Тесты для самопроверки знаний по курсу «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников»
А) психопатия Б)минимальная мозговая дисфункция В) деменция 2. В коррекционной педагогике вместо термина «дети с ЗПР» применяют термин: А)дети с трудностями в обучении Б) недисциплинированные дети В)проблемные дети 3) в клинических исследованиях ЗПР конституционального генеза получила название А) физическая ослабленность Б) гармонический психофизический инфантилизм В) эмоциональное нарушение 4) Наиболее сложной по характеру первичного нарушения является ЗПР А) психогенного происхождения Б)конституционального происхождения В) церебрально-органического генеза 5)Современные данные о количестве младших школьников с трудностями в обучении следующие: А) 11-15 % Б) 90% В) около 60% 6) «задержка психического развития»- это диагноз: А) условный Б) считается только временным В) окончательным, на всю жизнь 7) Официальный диагноз «задержка психического развития церебрально-органического генеза» может быть поставлен психиатром ребёнку: А) после 3-х лет Б) до года В) в любое время 8) Стойкие трудности в обучении могут быть установлены педагогом, психологом, логопедом: А) перед поступлением в школу Б) к окончанию начальной школы В) к началу или в конце обучения во втором классе 9) Микросоциальный фактор при возникновении ЗПР: А) является ведущим Б) всегда учитывается В) не имеет особого значения 10) Тяжёлая семейно-бытовая запущенность возникает при воспитании А) в неполной семье Б) в дисгармоничной семье В) ближайшими родственниками 11) Педагогическая запущенность возникает у детей, когда А) их плохо воспитывают Б) уделяют им мало внимания В) они часто болеют. 12) Длительное влияние неблагополучного социального окружения приводит к возникновению А) психогенной ЗПР Б) астенизации ребёнка В) ЗПР конституционального генеза. 13) При подготовке к школе ребёнка с ЗПР к школе мешает: А) материальное неблагополучие родителей Б) отсутствие одного из родителей В) отставание в развитии эмоциональной и волевой сфер. 14) В класс коррекционного обучения, интегрированный класс, или класс педагогической поддержки принимаются дети: А) при наличии заключения ПМПК Б) пожеланию родителей В) по согласованию со школьной администрацией и при наличии личного заявления от родителей. 15) Обучаемость учащихся с ЗПР лучше, чем у умственно отсталых сверстников, потому что: А) они лучше используют помощь педагога Б) имеют хорошее поведение В) сразу понимают инструкцию задания на уроке. 16) Вероятность благоприятного прогноза интеллектуального развития велика у детей с ЗПР: А) церебрально-органического генеза Б) конституционального генеза В) соматогенного генеза 17) Теоретически считается, что при своевременной и правильной помощи специалистов ЗПР: А) продолжает сохраняться Б) почти исчезает В) трансформируется в устойчивую клиническую форму 18) Эффективность психокоррекционной помощи при ЗПР во многом зависит от: А) её длительности Б) комплексного подхода специалистов В) личности психолога 19) Дети с ЗПР церебрально-органического генеза обучаются в : А) в специальных (коррекционных школах) 8 вида Б) в классах педагогической поддержки В) специальных (коррекционных) школах 7 вида 20) В классах коррекционного обучения в основном учатся дети, у которых А) «специфические расстройства школьных навыков» Б) речевые нарушения В) малообеспеченные семьи ^
Наиболее устойчивые (ядерные) признаки ЗПР, возникающие на фоне церебральной органики.
^ Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Экзамен проводится в письменной (устной) форме в виде ответов на вопросы билета. Количество билетов 25. Для сдачи экзамена необходимо знать подробные ответы на 40 вопросов. При этом оценка знаний студентов осуществляется как по пятибалльной системе, так и в баллах в комплексной форме с учетом:
Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам отчетности представлено в таблице .
Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с установленными критериями реализуется следующим образом: - менее 50 балл. – «неудовлетворительно» - от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно» - от 70 до 85 баллов – «хорошо» - свыше 85 баллов – «отлично». ^ А) основная литература
Б) дополнительная литература
В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
www.knigi-psychologia.com http://logopediya.com/books-logopediya/ http://www.7ya.ru/articles/1313.aspx — http://www.academia-moscow.ru/catalogue/sale/pedagogics/correctional http://www.defectolog.ru/ http://www.ikprao.ru/index.html http://www.psyinst.ru/library.php?part=articlesHYPERLINK "http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&"&p=81 http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4HYPERLINK "http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4&find_me=&"&HYPERLINK "http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4&find_me=&"find_me=HYPERLINK "http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4&find_me=&"&page=3 — http://lengu.ru/pages/faccpp.php http://www.mgopu.ru/ ^ Лекционная аудитория (оборудованная видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющая выход в Интернет), помещение для проведения семинарских и практических занятий (оборудованное учебной мебелью), библиотека (имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и Интернет). Предусматривается проведение занятий на базе (кабинет психолога, логопеда). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки |