|
Скачать 490.61 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тубинская средняя общеобразовательная школа. Утверждено на методическом совете п ![]() ![]() Директор ОУ: В.Н. Дудник ![]() Программа рассчитана на школьников 6-10 лет, Уровень дополнительной общеобразовательной программы – начальное общее образование. Срок реализации 3 года. Составитель: Гейнц Н.Р. Учитель физической культуры. с. Тубинск 2005 г. ^ В современных условиях государство и школа уже не имеют достаточно возможностей обеспечить охрану здоровья учащихся. Утратила свои позиции школьная гигиена, значительно меньше средств выделяется на образование вообще и охрану здоровья школьников в частности. В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. Есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь менее 10 % школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец – то приняла на себя школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста. В младшем школьном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. ^ Учить быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Программа состоит из основного блока, который предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста. Предлагаемые темы и разделы рассчитаны на 3 года обучения по 68 часов в год. Они взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учётом уже имеющихся знаний. ^ : программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста 6-10 лет. Занятия проводятся в малых группах 10-15 человек. ^ : группы детей набираются без предъявления требований к базовым знаниям. Место реализации – Тубинская средняя общеобразовательная школа. Методика работы по программе строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребёнка. Проведения занятий исключает академический стиль назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное с многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребёнка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя – к другим. При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основными элементами которых являются деловые игры, беседы, тренинги, оздоровительные минутки, деловые игры. Игра – один из способов развития в ребёнке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребёнка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий. Кроме этого, предполагается проведение подвижных, развивающих и психологотехнических игр. ^ : занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Ожидаемый результат: Сформировать у младшего школьника доминанту на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья на основе полученных знаний и умений. Программой предусмотрено проведение диагностической работы. В начале учебного года проводится анкетирование по выявлению ведущего мотива выбора обучаемыми данной кружковой деятельности, с целью реализации принципа индивидуализации процесса обучения. Ежеквартально и ежегодно заполняется график посещаемости и наполняемости групп для выявления рейтинга объединения. Данные фиксируются графически. Предусмотрено также проведение диагностической работы по выявлению уровня усвоения знаний, умений, навыков в учебной деятельности по анатомии, физиологии, гигиене с целью определения уровня сформированности валеологической культуры личности и социально – психологического благополучия обучаемых в объединении. Данная диагностическая работа является инструментом, позволяющим оценить эффективность программы, однако при отслеживании результатов образовательной деятельности непосредственно на занятии достаточным является ранжирование команд детей, пар партнёров и отдельных обучаемых по степени успешности их деятельности в играх и творчестве. Предметом анализа для педагога здесь должны стать активность, состояние здоровья, а также продукты игровой и творческой деятельности ребёнка, которые не могут быть подвергнуты количественной и сравнительной оценке. На протяжении всего учебного года ребёнку предлагается ведение собственного дневника здоровья, в котором он делает записи и наблюдения, связанные с изменением в его физическом развитии (изменение роста, веса), размышления о своих привычках, желаниях, мечтах. В процессе приобщения к законам своего развития ребёнок должен получить указанные ниже конкретные знания и умения из различных областей наук о человеке: анатомии, физиологии, психогигиены, психологии. К концу 1-ого года обучения дети должны знать и уметь:
К концу 2-го года обучения должны знать и уметь:
К концу 3-го года обучения должны знать и уметь;
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности: - гуманность; - вежливость; - трудолюбие; - физическая культура; - честность; - любознательность; - а также уровень развития межличностных отношений в коллективе. ^
|