Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана icon

Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана





Скачать 196.72 Kb.
Название Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана
Дата 28.02.2013
Размер 196.72 Kb.
Тип Программа дисциплины
Магнитогорский государственный университет


Утверждаю: Утверждаю:

проректор по учебной работе эаведующий кафедрой

_________________________ ___________________

«____»_____________2009 г. «____»________2009 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Анатомия и патология

органов слуха


рассчитана

на студентов I курса (ОЗО)

факультета ПОиСТ

специальность логопедия


Преподаватель:

Антипанова Надежда Анатольевна

доктор медицинских наук

проф., зав. каф.ЛиМБД


Магнитогорск 2009 год


  1. ^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Значимость данного курса определяется рядом факторов, среди которых главными являются заболеваемость, социальные факторы, взаимосвязь с другими специальностями.

Оториноларингологическая служба занимается вопросами анатомии, физиологии и патологии органов зрения, слуха, речи и занимает важное место в системе здравоохранения, поскольку обеспечивает диагностическую и лечебную помощь 12 – 15% общего числа больных. При этом более 60% обращений по поводу заболеваний уха и верхних дыхательных путей приходится на детей и взрослых наиболее трудоспособного возраста – до 30 лет. Наибольшая доля в структуре оториноларингологической заболеваемости приходится на болезни глотки (43 – 31 % среди городского и сельского населения соответственно), хронический средний отит (21 – 22%), болезни носа и околоносовых пазух (19 – 16%). Очевидна и социальная значимость данного курса. В самом деле, потеря слуха, речи, равновесия, мучительный шум в ушах чрезвычайно отражаются на трудоспособности человека, его моральном состоянии. Ребенок, рано потерявший слух, обычно не может учиться говорить и вырастает глухонемым. Дефекты речи нарушают нормальное общение с людьми.

    1. Цель курса: дать современные теоретические знания по анатомии, физиологии и патологии органов зрения, слуха и речи.

    2. Задачи курса:

  • Изучить анатомию, физиологию и патологию слухового анализатора, играющего важную роль в процессе познания.

  • Ознакомиться с анатомо-физиологическими и патологическими основами функционирования вестибулярного и зрительного анализатора.

  • Изучить анатомию, физиологию и патологию верхних дыхательных путей.

  • Ознакомиться с основами общей терапии, хирургии и невралгии слухового, зрительного и речевого анализаторов.




    1. ^ Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы

Курс анатомия, физиология, патология органов зрения. Слуха и речи является составной частью общего курса профессиональных дисциплин, который входит в профессиональную образовательную программу подготовки логопедов, изучается студентами на 1 курсе.

    1. ^ Требования к уровню освоения содержания курса

Освоение содержания курса предполагает формирование у студентов знания о анатомо-физиологических и патологических основах функции слухового, зрительного анализаторов и органа речи, знание основных профилактических направлений в работе со здоровыми детьми российской системы здравоохранения, что поможет студентам находить и понимать новую информацию по вопросам логопедической патологии детей и подростков.


^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.


2.1. Разделы курса.

  1. Анатомия, физиология и патология зрительного анализатора:

1.1. Анатомия и физиология зрительного анализатора

1.2. Врожденная патология органов зрения

1.3. Приобретенная патология зрения и профилактика нарушений зрения.

  1. Анатомия, физиология и патология слухового анализатора:

2.1. Анатомия и физиология слухового анализатора

2.2 Патология слухового анализатора

  1. Анатомия, физиология и патология речевого анализатора:

3.1. Анатомия и физиология речевого анализатора.

3.2. Функциональная физиология органов речи

3.3. Патология речевого анализатора.


^ 2.2. Темы и краткое содержание.


1. Анатомия, физиология и патология органов зрения


1.1. Анатомия и физиология зрительного анализатора

Анатомия и физиология органов зрения. Орган зрения и зрительный анализатор. Их формирование в онтогенезе. Строение и функции оболочек глазного яблока: наружная оболочка, средняя оболочка, внутренняя оболочка. Содержимое глазного яблока: хрусталик, стекловидное тело, внутриглазная жидкость — их строение и функции. Зрительный нерв, строение, функции.

Защитный аппарат органа зрения: строение и функции глазницы и век. Вспомогательный аппарат органа зрения: глазодвигательный аппарат; слезные органы; соединительная оболочка. Их строение и функции. Строение зрительного анализатора, периферические и центральные отделы. Основные функции глаза и зрительного анализатора. Зрительный анализатор, его отделы: периферический, проводниковый, центральный. Функциональные особенности зрительного анализатора. Значение зрительного анализатора в развитии ребенка. Основные зрительные функции: центральное зрение; периферическое зрение; цветоощущение; светоощущение; бинокулярное зрение. Методы исследований зрительных функций. Особенности исследования основных зрительных функций у детей. Роль педагога-воспитателя в процессе исследования зрительных функций у детей. Значение офтальмо-гигиенических условий для развития зрительных функций. Зрительный акт и его механизм. Бинокулярное зрение.


1.2. Врожденная патология органов зрения

Причины и механизмы. Преломляющая, оптическая система глаза. Рефракция: единица измерения рефракции — диоптрия. Виды рефракции: эмметропия, миопия, гиперметропия. Метод определения рефракции. Аккомодация. Спазм и паралич аккомодации, их причины. Зрительное утомление — астенопия. Аномалии рефракции: миопия, гиперметропия, астигматизм. Профилактика близорукости. Гиперметропия — дальнозоркость. Возникновение, развитие и особенности течения дальнозоркости. Врожденные аномалии структур глаза. Хрусталика: аномалии положения хрусталика: макро- и микрофакия; сферофакия; вывих, подвывих хрусталика; врожденные катаракты: факторы возникновения (наследственный, экзо- и эндогенного воздействия на плод или эмбрион), особенности течения у детей; аномалии сосудистого тракта и сетчатки глаза, аномалии зрительного нерва.


1.3. Приобретенная патология зрения и профилактика нарушений зрения

Приобретенная патология хрусталика. Заболевания хрусталика: помутнение — катаракта. Приобретенные катаракты: первичные — возрастные; вторичные — посттравматические, постлучевые, диабетические и др. Амблиопия. Причины ее возникновения и особенности течения. Профилактика развития и лечение амблиопии. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с патологией хрусталика. Патология стекловидного тела. Помутнения стекловидного тела, кровоизлияния в стекловидное тело — их течение и последствия. Профилактика и лечение.

Воспалительные заболевания сосудистого тракта — увеиты Воспалительные процессы в сетчатке. Особенности течения и исходов ретинопатии у детей. Профилактика и лечение ретинопатии. Отслоение сетчатки у детей.

Особенности воспитания детей с патологией зрения. Требования и рекомендации к процессу воспитания. Принципы медицинской и психолого-педагогической коррекции.


^ 2. Анатомия, физиология и патология слухового анализатора.

2.1. Анатомия и физиология слухового анализатора

Анатомическое строение органов слуха. Возрастные особенности. Строение, функции наружного уха и его возрастные особенности. Барабанная перепонка, ее слои. Возрастные особенности. Строение, функции среднего уха и его возрастные особенности. Барабанная полость: строение; стенки; отверстия («окна»); система слуховых косточек; нервно-мышечный аппарат; содержимое. Функции. Адаптация. Возрастные особенности.

Слуховая труба, строение, функции, возрастные особенности. Сосцевидный отросток, строение, функции, возрастные особенности. Воздухообмен в среднем ухе. Строение, функции внутреннего уха и его возрастные особенности. Полукружные каналы: верхний, задний, наружный. Рецепторный отдел пространственного анализатора — органа равновесия, или вестибулярного аппарата. Улитка. Строение. Кортиев орган улитки — рецепторный, периферический отдел слухового анализатора. Строение и функции центрального отдела слухового анализатора. Височная доля коры головного мозга, слуховая область коры. Значение речеслухового, сенсорного центра речи (Вернике). Двустороннее представительство. Функциональная асимметрия деятельности полушарий головного мозга и их значение в анализе речевых сигналов.

Физиология слухового анализатора и уха в онтогенезе. Звукопроводящая функция. Физиологические основы механизма звукопроведения. Основы трансформирующего действия барабанной перепонки и системы слуховых косточек. Слуховая адаптация. Слуховое утомление. Бинауральный слух, его значение в слуховом восприятии. Основные этапы развития слуховой функции у ребенка. Внутриутробное развитие слуха. Постнатальное развитие слуха. Безусловно-рефлекторные реакции у новорожденных. Особенности исследования слуховой функции у детей. Особенности исследования слуховой функции у детей. Исследование слуха шепотом и громкой речью. Принцип подбора слов для исследования. Исследование слуха камертонами. Исследование слухового восприятия и остроты слуха по воздушной и костной проводимости.

2.2. Патология слухового анализатора

Патология органов слуха: наследственные, наследственно приобретенные, приобретенные. Заболевания и аномалии развития наружного уха. Атрезия наружного слухового прохода. Серная пробка. Инородные тела.

Аномалии развития барабанной перепонки. Повреждения барабанной перепонки. Заболевания и аномалии развития среднего уха. Катар среднего уха. Острое гнойное воспаление среднего уха. Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Осложнения при хроническом и остром гнойном среднем отите. Отосклероз. Заболевания и аномалии развития внутреннего уха. Воспаление внутреннего уха — лабиринтит. Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров. Неврит слухового нерва. Причины. Особенности течения у детей. Последствия. Понятие о стойких нарушениях слуха у детей. Профилактика, лечение и воспитание детей с нарушением слуха.


^ 3. Анатомия, физиологи и патология речевого анализатора.

3.1. Анатомия и физиология речевого анализатора.

Анатомия, возрастные особенности органов речи. Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Речь как особое средство общения. Основные отделы речевого аппарата: периферический и центральный. Организация, регуляция и контроль речевой деятельности. Речь сенсорная и моторная. Анатомическое строение и функции органов речи. Нос: строение носа, носовой полости, носовых раковин и ходов. Обонятельная и дыхательная

области носовой полости. Участок пещеристой ткани и кровоточивой зоны. Придаточные пазухи носа. Функции, возрастные особенности. Рот: преддверие рта и полость рта. Губы, щеки, десны, зубы (молочные и постоянные), их смена. Прикус. Твердое, мягкое нёбо. Язык: строение, функции, рецепторы вкусового анализатора. Слюнные железы. Возрастные особенности полости рта у детей и особенности деятельности органов полости рта. Глотка: строение глотки. Три отдела глотки: носоглотка, ротоглотка, гортаноглотка. Глоточное лимфоидное кольцо, строение, функции. Стенки глотки, мышцы глотки. Функции. Гортань: строение, хрящи, связочный аппарат, ложные и истинные голосовые связки, мышцы гортани (наружные и внутренние), их функциональное значение. Возрастные и половые особенности строения и функций гортани. Трахея, бронхи, легкие, анатомическое строение, функции. Грудная клетка и диафрагма: анатомическое строение, плевра, плевральная полость. Функции. Возрастные особенности органов речи. Развитие и формирование органов речи у детей. Значение внешних факторов и общего состояния здоровья ребенка для нормального, полноценного развития органов речи.

3.2. Функциональная физиология органов речи

Особенности исследования органов речи у детей. Физиология органов речи. Образование воздушной струи (дыхание); голосообразование (фонация); образование звуков речи (артикуляция). Дыхание. Основная функция дыхания. Физиологическая характеристика дыхательного цикла. Функции носа в процессе дыхания. Правильное носовое дыхание. Типы дыхания. Половые, возрастные, профессиональные особенности типов дыхания. Емкость легких. Понятие о длительном, дополнительном, остаточном воздухе. Жизненная емкость легких, возрастные особенности. Речевое дыхание. Механизм речевого

дыхания. Возрастные особенности диапазона. Мутация голоса. Физиологическая и патологическая мутация голоса. Гигиена голоса в период мутации. Тип конституции (телосложения); пол человека; симметричное строение голосового аппарата; железы внутренней секреции; возраст; вредные привычки. Артикуляция (образование звуков речи). Пассивные и активные органы артикуляции. Работа артикуляционных органов при образовании звуков речи. Исследование органов речи.

3.3. Патология органов речи

Клиническая характеристика и особенности течения. Аномалии развития и заболевания носа. Сужение и заращения полости носа. Инородные тела в носу. Острый насморк. Хронический насморк. Озена. Полипы носа. Объективные и субъективные симптомы. Ринолалия. Механизм ринолалии. Виды ринолалии. Причины ринолалии. Заболевания полости рта. Дефекты губ и нёба: щелинные дефекты верхней губы и нёба различной степени. Дефекты языка: аглоссии, макроглоссии, микроглоссии, укорочения уздечки языка. Дефекты челюстей и зубов: аномалии прикуса, прогнатия, прогения, открытый прикус передний и боковой. Последствия. Заболевания глотки. Инородные тела в глотке. Причины. Ангина. Причины. Виды ангины: катаральная, лакунарная, фолликулярная. Хронический тонзиллит. Гипертрофия глоточной миндалины (аденоиды). Гипертрофия нёбных миндалин. Изменение голоса: сдавленный, гнусавый, на фоне затрудненного глотания и дыхания. Паралич мягкого нёба. Заболевания гортани. Дисфония и афония. Острый ларингит. Хронический ларингит. Лечебно-коррекционная работа при нарушении речи у детей. Единство лечебной и коррекционно-педагогической работы.


^ Основные понятия

Анатомическая структура, функциональная физиология, функциональные системы, анализаторные системы, органы слуха, зрения, речи, патология, патологические состояния, заболевания, особенности, онтогенез, гигиена и профилактика, коррекция; свет, звук, звукопроведение, светопреломление, рефракция, оптические среды, слуховая среда, артикуляция, фонация, профилактика, лечение.


^ 2.3. Темы для самостоятельной работы студентов:


  1. Физиология сенсорных систем человека

  2. Физиологические основы процесса видения человека

  3. Физиология тканей глаза

  4. Особенности глазного яблока у детей

  5. Аккомодация зрения

  6. Биохимия родопсина

  7. Аномалии роговой оболочки глаза

  8. Миопия

  9. Аномалии вспомогательных органов глаза

  10. Заболевания системы слезовыделения

  11. Изменения внутриглазного давления

  12. Синдром белого и красногог глаза

  13. Редкие нарушения координации глазодвигательных мышц

  14. Синдром Парино

  15. Онкоофтальмология

  16. Фонематический слух

  17. Анатомия и физиология слухового восприятия

  18. Процесс кодирования частотных характеристик звука

  19. Опухоли уха

  20. Неотложные состояния в отологии

  21. Осложнения острого и хронического отита у детей

  22. Реабилитации лиц с сенсорными расстройствами

  23. Аномалии развития гортаноглотки

  24. Аномалии развития ротоглотки

  25. Аномалии развития носоглотки

  26. Особенности механизма голосообразования

  27. Аденоиды у детей

  28. Риносинуситы



Контрольные вопросы для проверки самостоятельной работы студентов

по курсу «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»


  1. Понятие о сенсорных системах. Роль сенсорного восприятия в познавательной деятельности и психическом развитии ребенка.

  2. Общие свойства и закономерности функционирования сенсорных систем.

  3. Общий принцип структурной организации сенсорных систем. Классификация рецепторов.

  4. Понятие о слуховой сенсорной системе, ее значение. Физические характеристики звуков. Основные теории слуха (Г.Гельмгольца, Г.Бекеши).

  5. Наружное и среднее ухо, строение и возрастные особенности.

  6. Строение внутреннего уха. Кортиев орган.

  7. Проводниковый и центральный отделы слуховой сенсорной системы.

  8. Механизм звукопроведения и звуковосприятия.

  9. Формирование слуховой функции в онтогенезе.

  10. Основные показатели слуха (громкость, частота, тембр). Методы исследования уха, их особенности у детей разного возраста.

  11. Методы исследования слуха, их особенности у новорожденных, детей дошкольного и школьного возраста.

  12. Исследование слуха камертонами.

  13. Исследование слуха методом аудиометрии.

  14. Нарушения звукопроведения и звуковосприятия (кондуктивная и сенсорная тугоухость). Профилактика глухоты и тугоухость у детей. Организация коррекционной работы с глухими детьми.

  15. Заболевания наружного уха.

  16. Острое и хроническое воспаление среднего уха (катаральное и гнойное), особенности течения у детей.

  17. Воспалительные заболевания внутреннего уха (лабиринтиты).

  18. Негнойные заболевания внутреннего уха (неврит слухового нерва, отосклероз).

  19. Отогенные внутричерепные осложнения (отогенные абсцессы, воспаления мозговых оболочек).

  20. Клинические отоневрологические симптомы и синдромы. Явления раздражения (шумы, гиперакузия, слуховые галлюцинации) и выпадения (снижение слуха, глухота) и их диагностическое значение в определении локализации поражения.

  21. Общая характеристика зрительной сенсорной системы. Роль зрительного восприятия в психическом развитии ребенка.

  22. Строение периферического отдела зрительной системы. Оболочки глазного яблока.

  23. Строение сетчатки. Рецепторный аппарат глаза.

  24. Рецептивные поля сетчатки, их роль в переработке зрительной информации и формировании зрительного образа.

  25. Вспомогательный аппарат глаза (мышцы глазного яблока, веки, ресницы, брови, слезная железа).

  26. Оптическая система глаза. Аккомодация. Особенности аккомодации у детей.

  27. Механизм цветовосприятия. Цветовые ощущения у ребенка.

  28. Бинокулярное зрение. Значение стереоскопического зрения.

  29. Проводниковый отдел зрительного анализатора. Центральный отдел зрительного анализатора. Нейроны-детекторы, их роль в зрительном восприятии.

  30. Нарушения цвето- и световосприятия.

  31. Нарушение рефракции оптической системы глаза. Нарушение аккомодации.

  32. Понятие о дальнозоркости и близорукости. Астигматизм.

  33. Содружественное косоглазие и его влияние на формирование бинокулярного зрения.

  34. Воспалительные заболевания глаз. Травмы глаза.

  35. Гигиенические требования к организации учебного процесса, труда и отдыха детей с нарушениями зрения. Офтальмотренинг как способ сохранения и улучшения зрения у детей.

  36. Понятие о первой и второй сигнальной системе. Этапы развития речевой функции в онтогенезе. Общая характеристика речевой системы, ее центрального и периферического отделов.

  37. Строение начального отдела дыхательного речевого аппарата: наружного носа, носовой полости, придаточных пазух носа.

  38. Строение преддверия и полости рта, их роль в артикуляции. Дефекты звукопроизношения.

  39. Строение гортани, ее роль в голосообразовании.

  40. Анатомия трахеи, бронхов, легких, их роль в дыхании и голосообразовании.

  41. Центральный отдел речевой системы. Центры речи.

  42. Понятие о межполушарной асимметрии. Локализация речевых центров в коре больших полушарий.

  43. Возрастные особенности строения речевой системы.

  44. Механизм голосообразования. Основные теории голосообразования.

  45. Методы исследования носа и придаточных пазух.

  46. Методы исследования гортани (прямая и непрямая ларингоскопия).

  47. Острый и хронический фарингит, профилактика, лечение.

  48. Острый и хронический тонзиллит, их осложнения.

  49. Аденоиды, их влияние на речевую и слуховую функции.

  50. Острый и хронический ларингит, профилактика, лечение.

  51. Острый и хронический ринит у детей, особенности течения у детей разного возраста. Его влияние на слуховую и речевую функции.

  52. Болезни придаточных пазух носа (синуиты). Аномалии развития носа, глотки, гортани.

  53. Нарушения голоса, их виды и причины.

  54. Различные виды афазий.

  55. Моторная и сенсорная алалии, их причины и проявления.

  56. Невротическая и неврозоподобная формы заикания.

  57. Дизартрия, ее причины, виды в зависимости от локализации нарушения.

  58. Этиология нарушений речи. Роль педагогов и воспитателей в лечебно-коррекционной работе при нарушении речи у детей.


^ 2.4. Темы реферативных работ по курсу: «Анатомия, физиология и

патология органов слуха, речи и зрения»


  1. Заболевания системы слезовыделения.

  2. Аномалии коньюктивы. Коньюктивиты. Другие болезни коньюктивы.

  3. Глаукома. Этиология, патогенез, профилактика, клиника. Особенности протекания в детском возрасте.

  4. Астигматизм: этиология. Патогенез. Клиника. Профилактика, лечение, наследственные и средовые факторы.

  5. Ангина при системных заболеваниях крови.

  6. Аномалия развития глотки у детей.

  7. Аномалия развития гортани и трахеи у детей.

  8. Мутация голоса.

  9. Парезы и параличи мышц гортани.

  10. Ларингиты при инфекционных заболеваниях.

  11. Опухоли гортани и трахеи у детей.

  12. Травмы гортани и трахеи.

  13. Болезни придаточных пазух носа.

  14. Насморк у детей: Острый. Хронический.

  15. Инфекционные заболевания, вызывающие изменение слизистой оболочки носа: грипп, корь, скарлатина.


^ 2.5. Перечень экзаменационных вопросов по курсу: «Анатомия,

физиология и патология органов зрения, слуха и речи».


  1. Введение в анатомию, физиологию и патологию органов зрения, речи и слуха. Цели, задачи и место среди других отраслей медицинских знаний. История и пути развития отечественной отоларингологии.

  2. Слуховой анализатор: анатомия, физиологические основы работы слухового анализатора.

  3. Вестибулярный анализатор: анатомия. Физиология и возрастные особенности онтогенетического развития.

  4. Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит. Антротомия.

  5. Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Радикальная операция. Тимпанопластика.

  6. Негнойные заболевания уха: острый и хронический катар среднего уха, кохлеарный неврит, отосклероз, болезнь Меньера.

  7. Морфолого – физиологические особенности носа и околоносовых пазух. Дефекты и деформации наружного носа, искривление перегородки носа. Носовое кровотечение, фурункул, острый ринит.

  8. Хронический ринит. Параназальный синусит. Риногенные осложнения.

  9. Морфолого – физиологическая характеристика лимфаденоидного глоточного кольца. Классификация тонзиллитов. Ангина. Поражение миндалин при острых инфекционных заболеваниях и заболеваниях системы крови.

  10. Хронический тонзиллит и его значение в клинике внутренних болезней. Гиперторофия небных и глоточной миндалин.

  11. Структурные особенности и функции гортани. Певческий голос. Отек и стеноз гортани.

  12. Ларингит. Острый ларинготрахеит у детей. Интубация и трахеотомия.

  13. Опухоли и инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей и уха.

  14. Особенности строения глазного яблока у детей.

  15. Методы офтальмологического обследования.

  16. Аномалии рефракции и аккомодации. Нарушение зрения (миопия, астигматизм, гиперметропия).

  17. Аномалии зрачка и радужной оболочки. Нарушения глазодвигательной функции и косоглазие (страбизм, гетеротрофия, тропия, фория, пучеглазие).

  18. Аномалии зрительного нерва. Изменения внутриглазного давления. Заболевания сетчатки и стекловидного тела. Аномалии глазницы. Травмы глаза.

  19. Профессиональный отбор и экспертиза при патологии органов зрения, слуха и речи.

  20. Гигиена зрения. Условия формирования сохранного зрения. Причины дальнозоркости и близорукости, степень снижения зрения и влияние на характер и поведение ребенка. Профилактика этих состояний. Косоглазие, причины возникновения, раннее выявление и методы медицинского воздействия. Цветоощущение. Причины возникновения расстройств цветоощущения. Гигиенические требования к освещенности рабочего места, к просмотрам диафильмов и телевизионных передач. Расположение экрана, дальность расстояния, длительность просмотра фильмов.

  21. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата. Особенности строения верхних дыхательных путей и голосовых связок у детей; состояние слизистых. Значение носового дыхания. Воспалительные процессы в носоглотке. Аденоиды и нарушение носового дыхания. Дыхание через рот и его отрицательное значение.

  22. Заболевания органов дыхания: острые воспалительные процессы (ОРЗ), бронхиты, трахеиты, пневмония. Осложнения: бронхиальная астма, отиты, аденоиды, ангины. Переход воспалительного процесса из носоглотки на голосовой аппарат, нарушение силы и тембра голоса, охриплость.

  23. Профилактика заболеваний дыхательных путей. Закаливание детей с раннего детского возраста. Занятия физкультурой. Одежда для прогулок. Сон на свежем воздухе. Гигиенические условия в детских учреждениях: проветривание помещений, влажная уборка помещений. Раннее выявление заболевших детей и своевременное лечение.

  24. Профилактика голосового аппарата у детей. Значение речевого режима в детских учреждениях. Возрастной аспект использования голосового напряжения. Не допускать длительного крика, в зимнее время не выходить на улицу сразу из теплого помещения, не употреблять на улице холодную воду, мороженое. Педагогические занятия с детьми с учетом соблюдения голосового режима. Подбор песен и стихотворений с учетом возрастных групп

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



^
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен.


V. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


5.1. Рекомендуемые источники и литература.
^

Основная литература:


  1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 408 с.

  2. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 432 с.

  3. Егоров Е.А., Басинский С.Н.. Клинические лекции по офтальмологии: Учеб. Пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 184 с.

  4. Клинические рекомендации. Офтальмология: Научно-практическое издание / Под редакцией Л.К. Мошетовой, А.П. Нестерова, Е.А. Егорова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 255 с.

  5. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М: ВЛАДОС. 2001. 220с.

  6. Пальчун В.Т., Крюков А.И. Оториноларингология: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 2001. – 616 с.

  7. Солдатов И.Б. Лекции по отоларингологии: Учеб. Пособие. – М.: Медицина, 1990. – 288с.

  8. Тейлор Д., Хойт К.. Детская офтальмология. Пер. с англ. М: «Издательство БИНОМ», 2007. - 248 с.

  9. Томассин Д.М. Гортань. Том II. – М.: «Сревье», 2008. – 31 с.

  10. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности: 2 т. Т.1. Физиология сенсорных систем : учебн. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / [Под ред. Я.А. Альтмана, И.А. Вартанян, И.А. Горлинский и др.] ; под ред. Я.А. Альтмана, Г.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.

  11. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология». – М.:АРКТИ,2003.-192 с.

  12. Чистович Л.А., Венцов А.В., Гранстрем М.П. и др. Физиология речи. Восприятие речи человеком. : В серии «Руководство по физиологии». - Л.: Наука, 1967. – 388 с.


Дополнительная:

  1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М: Медицинская книга. 2001. 527 с.

  2. Ананьева С.В. Болезни уха, горла, носа. Серия «Медицина для Вас». Ростов н/Д: Феникс,2002. – 416с.

  3. Атлас глазных болезней /Под ред. Н.А. Пучковской: АМН ССР. – М.: Медицина, 1981, 368 с.

  4. Виноградова Т.Ф.. Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей: Учеб. Пособие. – М.: «МЕДпресс-информ», 2007. – 154 с.

  5. Данилевский Н.Ф., Леонтьев В.К., Несин А.Ф., Рахний Ж.И.. Заболевания слизистой оболочки полости рта: Учеб. Пособие. – М.:ОАО «Стоматология», 2001. – 273 с.

  6. Егоров Е.А., Свирин А.В., Рыбакова Е.Г. и др. Неотложная офтальмология : Учеб. пос. / Под ред. Е.А Егорова. 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 184 с.

  7. Лангле Р.П., Миллер К.С.. Атлас заболеваний рта: Атлас / Перевод с английского под ред. Л.А. Дмитриевой. – М.: ГЭОТАРО-Медицина, 2008. – 2008 с.

  8. Малый атлас глазных болезней. www.RzGMU. Narod.Ru. Неофициальный сайт РЯЗГМУ им. Акад. И.П. Павлова.

  9. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие.-М.: ВЛАДОС,2001.-287с.

  10. Овчинников Ю.М., Морозова С.В. Оториноларингология: Учеб. Для студ.сред.мед.заведений. - М: Издательство «Мастерство», 2002.-208с.
    Рубан Э.Д. Глазные болезни: Учебное пособие. - Ростов н/Д:»Феникс», 2004.-416с.

  11. Сапин М.Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М:Академия. – 2001. -246с.




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана icon Рабочей программы дисциплины анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения и речи Цели освоения

Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана icon Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»

Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана icon Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины: «Анатомия, физиология и патология

Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана icon М. А. Шолохова Реферат по дисциплине «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения»

Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана icon «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи»

Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана icon Программадисциплин ы анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения опд. Ф. 11

Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана icon Учебно-методический комплекс 4 анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения, речи

Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана icon Календарный план лекций и практических занятий для студентов по дисциплине «Анатомия, физиология,

Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана icon Рабочая программа дисциплины возрастная анатомия, физиология, патология и гигиена направление подготовки

Программа дисциплины анатомия и патология органов слуха рассчитана icon Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) анатомия, физиология и патология
Только в этом случае специалист способен понять этиологию, и патогенез речевых и неречевых нарушений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы