Магнитогорский государственный университет
Утверждаю: Утверждаю:
проректор по учебной работе эаведующий кафедрой
_________________________ ___________________
«____»_____________2009 г. «____»________2009 г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и патология
органов слуха
рассчитана
на студентов I курса (ОЗО)
факультета ПОиСТ
специальность логопедия
Преподаватель:
Антипанова Надежда Анатольевна
доктор медицинских наук
проф., зав. каф.ЛиМБД
Магнитогорск 2009 год
^
Значимость данного курса определяется рядом факторов, среди которых главными являются заболеваемость, социальные факторы, взаимосвязь с другими специальностями.
Оториноларингологическая служба занимается вопросами анатомии, физиологии и патологии органов зрения, слуха, речи и занимает важное место в системе здравоохранения, поскольку обеспечивает диагностическую и лечебную помощь 12 – 15% общего числа больных. При этом более 60% обращений по поводу заболеваний уха и верхних дыхательных путей приходится на детей и взрослых наиболее трудоспособного возраста – до 30 лет. Наибольшая доля в структуре оториноларингологической заболеваемости приходится на болезни глотки (43 – 31 % среди городского и сельского населения соответственно), хронический средний отит (21 – 22%), болезни носа и околоносовых пазух (19 – 16%). Очевидна и социальная значимость данного курса. В самом деле, потеря слуха, речи, равновесия, мучительный шум в ушах чрезвычайно отражаются на трудоспособности человека, его моральном состоянии. Ребенок, рано потерявший слух, обычно не может учиться говорить и вырастает глухонемым. Дефекты речи нарушают нормальное общение с людьми.
Цель курса: дать современные теоретические знания по анатомии, физиологии и патологии органов зрения, слуха и речи.
Задачи курса:
Изучить анатомию, физиологию и патологию слухового анализатора, играющего важную роль в процессе познания.
Ознакомиться с анатомо-физиологическими и патологическими основами функционирования вестибулярного и зрительного анализатора.
Изучить анатомию, физиологию и патологию верхних дыхательных путей.
Ознакомиться с основами общей терапии, хирургии и невралгии слухового, зрительного и речевого анализаторов.
^
Курс анатомия, физиология, патология органов зрения. Слуха и речи является составной частью общего курса профессиональных дисциплин, который входит в профессиональную образовательную программу подготовки логопедов, изучается студентами на 1 курсе.
^
Освоение содержания курса предполагает формирование у студентов знания о анатомо-физиологических и патологических основах функции слухового, зрительного анализаторов и органа речи, знание основных профилактических направлений в работе со здоровыми детьми российской системы здравоохранения, что поможет студентам находить и понимать новую информацию по вопросам логопедической патологии детей и подростков.
^
2.1. Разделы курса.
Анатомия, физиология и патология зрительного анализатора:
1.1. Анатомия и физиология зрительного анализатора
1.2. Врожденная патология органов зрения
1.3. Приобретенная патология зрения и профилактика нарушений зрения.
Анатомия, физиология и патология слухового анализатора:
2.1. Анатомия и физиология слухового анализатора
2.2 Патология слухового анализатора
Анатомия, физиология и патология речевого анализатора:
3.1. Анатомия и физиология речевого анализатора.
3.2. Функциональная физиология органов речи
3.3. Патология речевого анализатора.
^
1.1. Анатомия и физиология зрительного анализатора
Анатомия и физиология органов зрения. Орган зрения и зрительный анализатор. Их формирование в онтогенезе. Строение и функции оболочек глазного яблока: наружная оболочка, средняя оболочка, внутренняя оболочка. Содержимое глазного яблока: хрусталик, стекловидное тело, внутриглазная жидкость — их строение и функции. Зрительный нерв, строение, функции.
Защитный аппарат органа зрения: строение и функции глазницы и век. Вспомогательный аппарат органа зрения: глазодвигательный аппарат; слезные органы; соединительная оболочка. Их строение и функции. Строение зрительного анализатора, периферические и центральные отделы. Основные функции глаза и зрительного анализатора. Зрительный анализатор, его отделы: периферический, проводниковый, центральный. Функциональные особенности зрительного анализатора. Значение зрительного анализатора в развитии ребенка. Основные зрительные функции: центральное зрение; периферическое зрение; цветоощущение; светоощущение; бинокулярное зрение. Методы исследований зрительных функций. Особенности исследования основных зрительных функций у детей. Роль педагога-воспитателя в процессе исследования зрительных функций у детей. Значение офтальмо-гигиенических условий для развития зрительных функций. Зрительный акт и его механизм. Бинокулярное зрение.
1.2. Врожденная патология органов зрения
Причины и механизмы. Преломляющая, оптическая система глаза. Рефракция: единица измерения рефракции — диоптрия. Виды рефракции: эмметропия, миопия, гиперметропия. Метод определения рефракции. Аккомодация. Спазм и паралич аккомодации, их причины. Зрительное утомление — астенопия. Аномалии рефракции: миопия, гиперметропия, астигматизм. Профилактика близорукости. Гиперметропия — дальнозоркость. Возникновение, развитие и особенности течения дальнозоркости. Врожденные аномалии структур глаза. Хрусталика: аномалии положения хрусталика: макро- и микрофакия; сферофакия; вывих, подвывих хрусталика; врожденные катаракты: факторы возникновения (наследственный, экзо- и эндогенного воздействия на плод или эмбрион), особенности течения у детей; аномалии сосудистого тракта и сетчатки глаза, аномалии зрительного нерва.
1.3. Приобретенная патология зрения и профилактика нарушений зрения
Приобретенная патология хрусталика. Заболевания хрусталика: помутнение — катаракта. Приобретенные катаракты: первичные — возрастные; вторичные — посттравматические, постлучевые, диабетические и др. Амблиопия. Причины ее возникновения и особенности течения. Профилактика развития и лечение амблиопии. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с патологией хрусталика. Патология стекловидного тела. Помутнения стекловидного тела, кровоизлияния в стекловидное тело — их течение и последствия. Профилактика и лечение.
Воспалительные заболевания сосудистого тракта — увеиты Воспалительные процессы в сетчатке. Особенности течения и исходов ретинопатии у детей. Профилактика и лечение ретинопатии. Отслоение сетчатки у детей.
Особенности воспитания детей с патологией зрения. Требования и рекомендации к процессу воспитания. Принципы медицинской и психолого-педагогической коррекции.
^
Физиология сенсорных систем человека
Физиологические основы процесса видения человека
Физиология тканей глаза
Особенности глазного яблока у детей
Аккомодация зрения
Биохимия родопсина
Аномалии роговой оболочки глаза
Миопия
Аномалии вспомогательных органов глаза
Заболевания системы слезовыделения
Изменения внутриглазного давления
Синдром белого и красногог глаза
Редкие нарушения координации глазодвигательных мышц
Синдром Парино
Онкоофтальмология
Фонематический слух
Анатомия и физиология слухового восприятия
Процесс кодирования частотных характеристик звука
Опухоли уха
Неотложные состояния в отологии
Осложнения острого и хронического отита у детей
Реабилитации лиц с сенсорными расстройствами
Аномалии развития гортаноглотки
Аномалии развития ротоглотки
Аномалии развития носоглотки
Особенности механизма голосообразования
Аденоиды у детей
Риносинуситы
Контрольные вопросы для проверки самостоятельной работы студентов
по курсу «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
Понятие о сенсорных системах. Роль сенсорного восприятия в познавательной деятельности и психическом развитии ребенка.
Общие свойства и закономерности функционирования сенсорных систем.
Общий принцип структурной организации сенсорных систем. Классификация рецепторов.
Понятие о слуховой сенсорной системе, ее значение. Физические характеристики звуков. Основные теории слуха (Г.Гельмгольца, Г.Бекеши).
Наружное и среднее ухо, строение и возрастные особенности.
Строение внутреннего уха. Кортиев орган.
Проводниковый и центральный отделы слуховой сенсорной системы.
Механизм звукопроведения и звуковосприятия.
Формирование слуховой функции в онтогенезе.
Основные показатели слуха (громкость, частота, тембр). Методы исследования уха, их особенности у детей разного возраста.
Методы исследования слуха, их особенности у новорожденных, детей дошкольного и школьного возраста.
Исследование слуха камертонами.
Исследование слуха методом аудиометрии.
Нарушения звукопроведения и звуковосприятия (кондуктивная и сенсорная тугоухость). Профилактика глухоты и тугоухость у детей. Организация коррекционной работы с глухими детьми.
Заболевания наружного уха.
Острое и хроническое воспаление среднего уха (катаральное и гнойное), особенности течения у детей.
Воспалительные заболевания внутреннего уха (лабиринтиты).
Негнойные заболевания внутреннего уха (неврит слухового нерва, отосклероз).
Отогенные внутричерепные осложнения (отогенные абсцессы, воспаления мозговых оболочек).
Клинические отоневрологические симптомы и синдромы. Явления раздражения (шумы, гиперакузия, слуховые галлюцинации) и выпадения (снижение слуха, глухота) и их диагностическое значение в определении локализации поражения.
Общая характеристика зрительной сенсорной системы. Роль зрительного восприятия в психическом развитии ребенка.
Строение периферического отдела зрительной системы. Оболочки глазного яблока.
Строение сетчатки. Рецепторный аппарат глаза.
Рецептивные поля сетчатки, их роль в переработке зрительной информации и формировании зрительного образа.
Вспомогательный аппарат глаза (мышцы глазного яблока, веки, ресницы, брови, слезная железа).
Оптическая система глаза. Аккомодация. Особенности аккомодации у детей.
Механизм цветовосприятия. Цветовые ощущения у ребенка.
Бинокулярное зрение. Значение стереоскопического зрения.
Проводниковый отдел зрительного анализатора. Центральный отдел зрительного анализатора. Нейроны-детекторы, их роль в зрительном восприятии.
Нарушения цвето- и световосприятия.
Нарушение рефракции оптической системы глаза. Нарушение аккомодации.
Понятие о дальнозоркости и близорукости. Астигматизм.
Содружественное косоглазие и его влияние на формирование бинокулярного зрения.
Воспалительные заболевания глаз. Травмы глаза.
Гигиенические требования к организации учебного процесса, труда и отдыха детей с нарушениями зрения. Офтальмотренинг как способ сохранения и улучшения зрения у детей.
Понятие о первой и второй сигнальной системе. Этапы развития речевой функции в онтогенезе. Общая характеристика речевой системы, ее центрального и периферического отделов.
Строение начального отдела дыхательного речевого аппарата: наружного носа, носовой полости, придаточных пазух носа.
Строение преддверия и полости рта, их роль в артикуляции. Дефекты звукопроизношения.
Строение гортани, ее роль в голосообразовании.
Анатомия трахеи, бронхов, легких, их роль в дыхании и голосообразовании.
Центральный отдел речевой системы. Центры речи.
Понятие о межполушарной асимметрии. Локализация речевых центров в коре больших полушарий.
Возрастные особенности строения речевой системы.
Механизм голосообразования. Основные теории голосообразования.
Методы исследования носа и придаточных пазух.
Методы исследования гортани (прямая и непрямая ларингоскопия).
Острый и хронический фарингит, профилактика, лечение.
Острый и хронический тонзиллит, их осложнения.
Аденоиды, их влияние на речевую и слуховую функции.
Острый и хронический ларингит, профилактика, лечение.
Острый и хронический ринит у детей, особенности течения у детей разного возраста. Его влияние на слуховую и речевую функции.
Болезни придаточных пазух носа (синуиты). Аномалии развития носа, глотки, гортани.
Нарушения голоса, их виды и причины.
Различные виды афазий.
Моторная и сенсорная алалии, их причины и проявления.
Невротическая и неврозоподобная формы заикания.
Дизартрия, ее причины, виды в зависимости от локализации нарушения.
Этиология нарушений речи. Роль педагогов и воспитателей в лечебно-коррекционной работе при нарушении речи у детей.
^
Заболевания системы слезовыделения.
Аномалии коньюктивы. Коньюктивиты. Другие болезни коньюктивы.
Глаукома. Этиология, патогенез, профилактика, клиника. Особенности протекания в детском возрасте.
Астигматизм: этиология. Патогенез. Клиника. Профилактика, лечение, наследственные и средовые факторы.
Ангина при системных заболеваниях крови.
Аномалия развития глотки у детей.
Аномалия развития гортани и трахеи у детей.
Мутация голоса.
Парезы и параличи мышц гортани.
Ларингиты при инфекционных заболеваниях.
Опухоли гортани и трахеи у детей.
Травмы гортани и трахеи.
Болезни придаточных пазух носа.
Насморк у детей: Острый. Хронический.
Инфекционные заболевания, вызывающие изменение слизистой оболочки носа: грипп, корь, скарлатина.
^
Введение в анатомию, физиологию и патологию органов зрения, речи и слуха. Цели, задачи и место среди других отраслей медицинских знаний. История и пути развития отечественной отоларингологии.
Слуховой анализатор: анатомия, физиологические основы работы слухового анализатора.
Вестибулярный анализатор: анатомия. Физиология и возрастные особенности онтогенетического развития.
Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит. Антротомия.
Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Радикальная операция. Тимпанопластика.
Негнойные заболевания уха: острый и хронический катар среднего уха, кохлеарный неврит, отосклероз, болезнь Меньера.
Морфолого – физиологические особенности носа и околоносовых пазух. Дефекты и деформации наружного носа, искривление перегородки носа. Носовое кровотечение, фурункул, острый ринит.
Хронический ринит. Параназальный синусит. Риногенные осложнения.
Морфолого – физиологическая характеристика лимфаденоидного глоточного кольца. Классификация тонзиллитов. Ангина. Поражение миндалин при острых инфекционных заболеваниях и заболеваниях системы крови.
Хронический тонзиллит и его значение в клинике внутренних болезней. Гиперторофия небных и глоточной миндалин.
Структурные особенности и функции гортани. Певческий голос. Отек и стеноз гортани.
Ларингит. Острый ларинготрахеит у детей. Интубация и трахеотомия.
Опухоли и инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей и уха.
Особенности строения глазного яблока у детей.
Методы офтальмологического обследования.
Аномалии рефракции и аккомодации. Нарушение зрения (миопия, астигматизм, гиперметропия).
Аномалии зрачка и радужной оболочки. Нарушения глазодвигательной функции и косоглазие (страбизм, гетеротрофия, тропия, фория, пучеглазие).
Аномалии зрительного нерва. Изменения внутриглазного давления. Заболевания сетчатки и стекловидного тела. Аномалии глазницы. Травмы глаза.
Профессиональный отбор и экспертиза при патологии органов зрения, слуха и речи.
Гигиена зрения. Условия формирования сохранного зрения. Причины дальнозоркости и близорукости, степень снижения зрения и влияние на характер и поведение ребенка. Профилактика этих состояний. Косоглазие, причины возникновения, раннее выявление и методы медицинского воздействия. Цветоощущение. Причины возникновения расстройств цветоощущения. Гигиенические требования к освещенности рабочего места, к просмотрам диафильмов и телевизионных передач. Расположение экрана, дальность расстояния, длительность просмотра фильмов.
Гигиена органов дыхания и голосового аппарата. Особенности строения верхних дыхательных путей и голосовых связок у детей; состояние слизистых. Значение носового дыхания. Воспалительные процессы в носоглотке. Аденоиды и нарушение носового дыхания. Дыхание через рот и его отрицательное значение.
Заболевания органов дыхания: острые воспалительные процессы (ОРЗ), бронхиты, трахеиты, пневмония. Осложнения: бронхиальная астма, отиты, аденоиды, ангины. Переход воспалительного процесса из носоглотки на голосовой аппарат, нарушение силы и тембра голоса, охриплость.
Профилактика заболеваний дыхательных путей. Закаливание детей с раннего детского возраста. Занятия физкультурой. Одежда для прогулок. Сон на свежем воздухе. Гигиенические условия в детских учреждениях: проветривание помещений, влажная уборка помещений. Раннее выявление заболевших детей и своевременное лечение.
Профилактика голосового аппарата у детей. Значение речевого режима в детских учреждениях. Возрастной аспект использования голосового напряжения. Не допускать длительного крика, в зимнее время не выходить на улицу сразу из теплого помещения, не употреблять на улице холодную воду, мороженое. Педагогические занятия с детьми с учетом соблюдения голосового режима. Подбор песен и стихотворений с учетом возрастных групп
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

^
Экзамен.
V. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
5.1. Рекомендуемые источники и литература.
^
Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 408 с.
Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 432 с.
Егоров Е.А., Басинский С.Н.. Клинические лекции по офтальмологии: Учеб. Пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 184 с.
Клинические рекомендации. Офтальмология: Научно-практическое издание / Под редакцией Л.К. Мошетовой, А.П. Нестерова, Е.А. Егорова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 255 с.
Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М: ВЛАДОС. 2001. 220с.
Пальчун В.Т., Крюков А.И. Оториноларингология: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 2001. – 616 с.
Солдатов И.Б. Лекции по отоларингологии: Учеб. Пособие. – М.: Медицина, 1990. – 288с.
Тейлор Д., Хойт К.. Детская офтальмология. Пер. с англ. М: «Издательство БИНОМ», 2007. - 248 с.
Томассин Д.М. Гортань. Том II. – М.: «Сревье», 2008. – 31 с.
Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности: 2 т. Т.1. Физиология сенсорных систем : учебн. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / [Под ред. Я.А. Альтмана, И.А. Вартанян, И.А. Горлинский и др.] ; под ред. Я.А. Альтмана, Г.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология». – М.:АРКТИ,2003.-192 с.
Чистович Л.А., Венцов А.В., Гранстрем М.П. и др. Физиология речи. Восприятие речи человеком. : В серии «Руководство по физиологии». - Л.: Наука, 1967. – 388 с.
Дополнительная:
Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М: Медицинская книга. 2001. 527 с.
Ананьева С.В. Болезни уха, горла, носа. Серия «Медицина для Вас». Ростов н/Д: Феникс,2002. – 416с.
Атлас глазных болезней /Под ред. Н.А. Пучковской: АМН ССР. – М.: Медицина, 1981, 368 с.
Виноградова Т.Ф.. Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей: Учеб. Пособие. – М.: «МЕДпресс-информ», 2007. – 154 с.
Данилевский Н.Ф., Леонтьев В.К., Несин А.Ф., Рахний Ж.И.. Заболевания слизистой оболочки полости рта: Учеб. Пособие. – М.:ОАО «Стоматология», 2001. – 273 с.
Егоров Е.А., Свирин А.В., Рыбакова Е.Г. и др. Неотложная офтальмология : Учеб. пос. / Под ред. Е.А Егорова. 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 184 с.
Лангле Р.П., Миллер К.С.. Атлас заболеваний рта: Атлас / Перевод с английского под ред. Л.А. Дмитриевой. – М.: ГЭОТАРО-Медицина, 2008. – 2008 с.
Малый атлас глазных болезней. www.RzGMU. Narod.Ru. Неофициальный сайт РЯЗГМУ им. Акад. И.П. Павлова.
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие.-М.: ВЛАДОС,2001.-287с.
Овчинников Ю.М., Морозова С.В. Оториноларингология: Учеб. Для студ.сред.мед.заведений. - М: Издательство «Мастерство», 2002.-208с.
Рубан Э.Д. Глазные болезни: Учебное пособие. - Ростов н/Д:»Феникс», 2004.-416с.
Сапин М.Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М:Академия. – 2001. -246с.

|