|
Скачать 0.97 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Согласована Утверждена Протокол Приказом От 14 мая 2012г №2 от 01 июня 2012г. №34п __________________ ____________________ Председатель методического совета Директор МБОУ ДОД СЮН Макеева М.А. Китина Т.П. Дополнительная образовательная программа «Юных фелинологов «Рыжик» программа рассчитана для детей с 9 лет срок реализации – 2 года ^ педагог дополнительного образования детей высшей квалификационной категории САРОВ ^ 2012г Автор - Тапилина Виктория Леонидовна Год рождения: 1966 Образование высшее Окончила Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара, биолого – химический факультет Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» города Саров Нижегородской области Должность: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Педагогический стаж работы 21 год Адрес Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станции юных натуралистов»: 607189, г. Саров, Нижегородская область, ул. Гагарина, д. 6 а Телефон: (83130) р. т. 3-93-66, 3-91-37 Оглавление
^ «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Антуан де Сент-Экзюпери. В настоящее время отмечается повышенный интерес людей, особенно горожан, к общению с животными в домашних условиях. Среди многочисленных четвероногих друзей человека наиболее верными и преданными по праву считаются домашняя собака и кошка, которых в мире насчитывается в настоящее время свыше одного миллиарда. Кошка одомашнена значительно позже собаки и за многие века связи с человеком изменилась очень мало. Она сохранила свою самостоятельность и независимость. По своей популярности кошка начинает превосходить собаку, особенно в городах. Большинство людей на земле с любовью относятся к этому своеобразному зверьку. Не любить её нельзя. Кошка в нашем доме – огромное удовольствие. Она по праву считается символом домашнего уюта. Но в то же время это и большая, серьёзная ответственность! Ведь мы становимся хозяевами живого существа! Кружок создан для учащихся с 3 по 6 класс. Его могут посещать как мальчики, так и девочки. Кружок объединяет детей, которые имеют животных и детей, которые только мечтают о появлении в доме пушистого существа. Именно здесь дети смогут общаться друг с другом, делиться своими наблюдениями за домашними питомцами и в то же время узнают, как правильно ухаживать, кормить, воспитывать кошек, общаться с ними, лечить, если заболели, защищать от врагов, т.е. отвечать за жизнь и поведение. Тогда они поймут, что кошка в доме – это не только удовольствие, но и дополнительные заботы. Общаясь с кошкой, ребёнок становится добрее, спокойнее, у него развивается наблюдательность, потребность заботится о своём четвероногом друге. Обучение в кружке рассчитано на два года. Раздел I^Вашему вниманию предоставляется, разработанная мною авторская программа кружка юных фелинологов « Рыжик» станции юных натуралистов. Свою работу в области образовательной фелинологии на базе нашей станции юннатов я начала в 1997-98 учебном году и продолжаю да сих пор. В нашем небольшом городе есть немало любителей кошек. Почти в каждой семье живут эти пушистые создания. Инициаторами появления в доме котёнка являются как взрослые, так и дети. Но что мы знаем об этих загадочных созданиях? В настоящее время книжными издательствами выпущено множество литературы по содержанию, кормлению, лечению и воспитанию кошек, с помощью которой любой владелец кошки может ознакомиться с интересующими его вопросами. Но, к сожалению, в нашем городе нет клубов любителей кошек, где работали бы специалисты фелинологи, которые могли бы дать совет по приобретению кошки, выбору породы и другие консультации по кормлению, воспитанию, содержанию кошки. Я, как владелец самого обычного домашнего кота, тоже столкнулась с этими проблемами и пришла к необходимости создания в нашем городе кружка любителей кошек для детей на базе станции юннатов. Ведь именно в таком кружке дети смогут получить необходимую информацию, и что не менее важно, смогут найти здесь единомышленников, общаться друг с другом. Программа апробировалась на моих занятиях в течение 5 лет, с 1997-98 учебного года. Знакомство с ребенком начинается с личной беседы, выяснения того, есть ли кошка в доме, какие кошки ему больше нравятся, что ребенок уже знает о кошках, как родители относятся к увлечению ребенка, какие кружки и секции ребенок уже посещает. Привлечение родителей к работе кружка является немаловажным фактором. Когда родители разделяют увлечение ребенка, то и ребенок чувствует себя уверенно, активнее участвует в жизни кружка. Большую помощь родители оказывают, сопровождая детей в поездках на выставки кошек, помогая им готовить костюмы для кошек, участвуя в наших мероприятиях. Не все дети пришедшие в кружок имеют дома кошку. Многие дети приходят в кружок с надеждой, что родители когда-нибудь подарят им котенка или просто хотят больше узнать об этих удивительных созданиях. Очень важным в обучении детей является участие кружковцев со своими питомцами в праздниках, посвященных кошкам, мини- выставках кошек, в костюмированных конкурсах, в поездках на выставки кошек в другие города. После таких мероприятий дети понимают, что их труд и старания были не зря. По окончании наших выступлений, мы анализируем, что нам удалось, а над чем следует ещё поработать. Стараемся оформить фотовыставку, которая будет интересна не только юным любителям кошек, но и ребятам из других кружков. На наши мероприятия мы приглашаем и жителей города, имеющих породистых кошек, чтобы они познакомили нас со своими питомцами. Мы стараемся помогать бездомным животным на улице, а также посещаем приют для бездомных животных, приносим корма для них, помогаем искать новых хозяев. На занятиях кружка дети лучше узнают друг друга, приобретают новых друзей, узнают много нового и интересного о мире кошек. Они делятся друг с другом своими наблюдениями за домашними питомцами, рассказывают истории из школьной жизни, советуются как поступить в той или иной ситуации. Занимаясь в кружке юных любителей кошек и узнавая много нового, дети более грамотно начинают подходить к вопросам приобретения кошки, кормления котенка и взрослой кошки, воспитания своего пушистого питомца, ухода за ним. Они действительно начинают осознавать ту ответственность, которую несут за своего домашнего любимца, понимая, что кошка- это живое существо, а не игрушка, что она также как и всё живое, способна страдать, испытывать боль, радоваться и переживать. Дети с удовольствием рисуют и фотографируют своих питомцев, сочиняют рассказы и стихи, лепят из пластилина фигурки кошек, из природного материала делают целые композиции. Так как наш кружок работает на Станции Юных Натуралистов, то дети могут принимать участие в мероприятиях, проводимых для всех кружков. Таким образом, дети получают дополнительные знания по биологии. Это расширяет их кругозор, интерес ко всему живому, к природе. ^ Цель кружка: дать учащимся основы фелинологических знаний. Задачи 1-го года обучения: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Задачи 2 -го года обучения: Обучающие:
Развивающие:
фелинологии;
Воспитательные:
^ Спецификой работы кружка юных фелинологов (любителей кошек) «Рыжик» является изучение на занятиях теоретического материала по фелинологии, работа с животными происходит только при подготовке к конкурсам, выставкам, выступлениям перед зрителями. На самих занятиях животные присутствуют редко, так как, кошки, которых ребята держат дома на улице не бывают, поэтому в незнакомой обстановке и в присутствии других людей ведут себя беспокойно, нервничают и даже проявляют агрессивность. Поэтому дети приносят животных только после того как пройдут инструктаж по технике безопасности при работе с кошкой. Юным любителям кошек нравится выступать с рассказами о кошках перед своими сверстниками в школах, на праздниках станции юннатов, на городских праздниках, посвященных кошкам, принимать участие со своими питомцами в мини-выставках кошек. Программа кружка юных фелинологов может быть использована в учреждениях дополнительного образования, в подростковых клубах, комнатах школьников по месту жительства, в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях. Занятия по данной программе базируются на школьных знаниях, умениях, навыках, совершенствуют их и развивают далее. Расширяются знания, умения и навыки по следующим предметам: биология, история, ОБЖ, литература, география, ИЗО, музыка, технология. Занятия поданной программе может вести педагог дополнительного образования, имеющий основы фелинологических и биологических знаний, а также фелинолог-любитель, знающий основы педагогической работы. Программа рассчитана на два года обучения и предполагает обучение учащихся с 3 по 6 класс (с 9 лет). Учащиеся, прошедшие двухлетнее обучения и пожелавшие дальше заниматься в кружке, могут посещать кружок и продолжать участвовать в конкурсах, выставках кошек, выступать перед другими детьми в школах, помогать начинающим любителям кошек при подготовке к выступлениям, работать инструкторами. Занятия для каждого года обучения проводятся по 6 часа в неделю, 2 раза в неделю по 3 часа. Число учащихся на занятиях не более 15 человек 1-го года обучения, не более 12 человек 2-го года обучения, как мальчики, так и девочки. Содержание программы постепенно усложняется. Знания учащихся второго года обучения базируются на знаниях первого года обучения. |