Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи icon

Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи





Скачать 360.18 Kb.
Название Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи
Дата 11.02.2013
Размер 360.18 Kb.
Тип Документы
Тема: ВРОЖДЕННЫЕ И ПРИОБРЕТЕННЫЕ ДЕФЕКТЫ И ДЕФОРМАЦИИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ. ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, ДИАГНОСТИКА, ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ И КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ. РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ. ПРОФИЛАКТИКА. ОПУХОЛИ (ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ И ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ) ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ И ШЕИ. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ, КЛИНИКИ И ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ. ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТОРОЖЕННОСТЬ.


Общее время занятия: 5 часов.

Мотивационная характеристика темы. Врожденные пороки развития – сложнейшая проблема медицины и челюстно-лицевой хирургии. Во всем мире нарастает число детей с пороками развития лица и челюстей. Тяжелые врожденные и приобретенные пороки развития у детей являются не только медицинской, но и социальной проблемой, для решения которой необходим целый комплекс мероприятий, направленных на профилактику развития патологии, а также лечение и реабилитацию таких больных. Поэтому вопросам этиологии, патогенеза, лечения и профилактики должно уделяться большое внимание со стороны врачей-педиатров, акушеров-гинекологов, стоматологов и др.

Опухоли челюстно-лицевой области и шеи у детей встречаются достаточно часто. Они имеют некоторые особенности патогенеза, клиники и диагностики, что необходимо знать не только врачу-стоматологу, но и врачу-педиатру. Основой ранней диагностики опухолей должна являться онконастороженность врача любого профиля, в том числе и педиатра.

Педиатр должен уметь диагностировать врожденные пороки развития и деформации, а также доброкачественные и злокачественные опухоли челюстно-лицевой области у детей, планировать мероприятия по их профилактике и реабилитации этих больных, организовать консультационно-лечебную помощь стоматолога и других специалистов.

Цель: Изучить этиологию, особенности клиники основных, наиболее часто встречающихся в практике врожденных пороков развития и приобретенных деформаций, а также опухолей челюстно-лицевой области у детей, их диагностику, роль врача-педиатра в реабилитации этих больных.

^ Задачи занятия: В результате освоения теоретической части темы занятия студент должен знать:

  1. Этиологию и патогенез врожденных пороков развития лица у детей.

  2. Клинические признаки пороков развития лица и опухолей челюстно-лицевой области у детей.

  3. Организацию лечебной помощи, детям с врожденными пороками развития лица.

  4. Методы диагностики доброкачественных и злокачественных опухолей и опухолеподобных образований челюстно-лицевой области у детей.

  5. Систему диспансеризации и реабилитации детей с врожденными пороками и опухолями челюстно-лицевой области у детей.

  6. Основные принципы онконастороженности.

В результате выполнения практической части занятия студент должен уметь:

  1. Провести обследование ребенка с врожденной патологией или опухолью челюстно-лицевой области и шеи у детей.

  2. Сформулировать предположительный диагноз заболевания.

  3. Составить индивидуальный план обследования, комплексного лечения и реабилитации ребенка с врожденной патологией или опухолью челюстно-лицевой области.

  4. Направить ребенка на обследование и специализированное лечение.

  5. Провести беседу с детьми и их родителями при врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области.


^ Требования к исходному уровню знаний.

Для усвоения темы занятия студенту необходимо повторить материал из следующих разделов:

Нормальная анатомия: анатомию челюстно-лицевой области.

Гистология, цитология, эмбриология: развитие лица и ротовой полости.

Лучевая диагностика и лучевая терапия: методы рентгенологического обследования в челюстно-лицевой области.

Общественное здоровье и здравоохранение: принципы организации лечебно-профилактической помощи детям с врожденной патологией челюстно-лицевой области. Организация экспертизы временной нетрудоспособности.

Медицинская реабилитация и физиотерапия: методы физиотерапевтического лечения.


Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

  1. Анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области у детей.

  2. Топографическая анатомия лица и шеи.

  3. Общая клиническая и гистологическая характеристика доброкачественных и злокачественных опухолей.

  4. Методы лучевой диагностики челюстно-лицевой области у детей.

Контрольные вопросы по теме занятия:

  1. Этиология и патогенез врожденных пороков развития лица.

  2. Классификация врожденных пороков развития челюстно-лицевой области и шеи, их профилактика.

  3. Некоторые системные пороки развития лица и челюстей (расщелины лица, синдром Робена, дизостозы, синдром 1-2 жаберной дуги) и др.

  4. Врожденные расщелины верхней губы и неба. Основные клинические признаки. Анатомо-функциональные нарушения.

  5. Особенности кормления и ухода за детьми с врожденной расщелиной губы и неба.

  6. Принципы комплексной терапии детей с расщелинами верхней губы и неба, возрастные показания к оперативному лечению.

  7. Диспансеризация, реабилитация детей с расщелинами верхней губы и неба. Роль специалистов различного профиля в реабилитации таких детей.

  8. Аномалии уздечек губ и языка. Клиника, принципы лечения.

  9. Доброкачественные опухоли челюстно-лицевой области и шеи у детей. Особенности диагностики, клиники и принципы лечения.

  10. Злокачественные опухоли челюстно-лицевой области и шеи у детей. Особенности диагностики, клиники и принципы лечения. Онкологическая настороженность.



^

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ


Врожденные пороки развития лица и челюстей являются одной из основных и сложных проблем стоматологии детского возраста. В последнее время отмечается тенденция к росту числа детей с врожденными пороками развития, в том числе и с пороками развития лица и челюстей.

Под термином «врожденный порок развития» следует понимать стойкие изменения органа или тканей организма, выходящие за пределы небольших отклонений от нормы их строения, которые сопровождаются функциональными нарушениями.

К экзогенным причинам возникновения врожденных пороков развития человека относятся: физические факторы (механические, термические, радиационные); химические факторы (гипоксия, неполноценное питание, гормональные дискорреляции, тератогенные яды); биологические факторы (вирусы, бактерии и их токсины, простейшие); психические факторы.

К эндогенным причинам возникновения врожденных пороков развития человека относятся: наследственность (изменения наследственных структур – мутации); биологическая неполноценность половых клеток (эндокринные заболевания, «перезревание» половых клеток); возраст родителей.

Патогенез врожденных пороков развития лица можно представить следующим образом: в возрасте около 2-х недель между передним мозговым пузырем и сердечным выступом на головном конце эмбриона появляется выпячивание эктодермы – первичная ротовая ямка. К концу 3-й недели, постепенно углубляясь, она достигает передней кишки (эндодермы) и соединяясь с ней образует начало пищеварительного тракта. По бокам головного конца эмбриона образуется два углубления – первая и вторая жаберные щели. Третья и четвертая жаберные щели образуются несколько позже. Между жаберными щелями образуются жаберные или глоточные дуги. К концу первого месяца внутриутробного развития из жаберных дуг формируется пять бугров или отростков эктодермы: один лобный или носолобный, два верхнечелюстных и два нижнечелюстных из которых в последующем формируются все ткани лица (к концу 10-11 недели внутриутробного развития). Этот период эмбриогенеза называют «критическим периодом» возникновения пороков развития лица и челюстей, причем 3-6 недели считаются самыми опасными, так как в случае несращения этих бугров между собой возникают расщелины лица, верхней губы и неба.

По этиологическому принципу различают три группы врожденных пороков развития:1) наследственные; 2) экзогенные; 3) мультифакторные.

По анатомо-физиологической классификации ВОЗ (1975) выделяют две большие группы пороков:1) пороки развития органов и систем (пороки ЦНС, органов чувств, пороки лица и шеи, пороки сердечно-сосудистой системы); 2) множественные врожденные пороки развития.

В клинике челюстно-лицевой хирургии наиболее целесообразно выделять две группы врожденных пороков развития:1) системные пороки развития лица и челюстей (синдромы); 2) пороки развития отдельных анатомических образований челюстно-лицевой области (короткие уздечки губ, языка, макродентия, расщелина неба и т. д.).

Профилактика врожденных пороков развития - это система государственных, социальных, гигиенических, медицинских и других мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней. Массовая профилактика - это первичная профилактика патологии как система социальных, медицинских и других мер, направленных на предупреждение заболеваемости путем устранения причин и условий для развития заболевания и путем повышения устойчивости организма родителей к воздействию неблагоприятных факторов. Программа массовой профилактики включает следующие вопросы:

-ознакомление населения и медицинских работников о возможных причинах возникновения врожденных пороков развития;

-санитарно-просветительная работа среди населения для пропаганды здорового образа жизни, борьба с курением, пьянством, алкоголизмом и наркоманией;

-санитарно-просветительная работа среди женщин с целью предупреждения абортов как возможной причины развития врожденных пороков у детей;

-оздоровление женщин перед наступлением беременности;

-профилактика инфекционных заболеваний, травматизма, стрессовых ситуаций у беременных;

-рациональная терапия при заболеваниях беременных женщин, особенно в первые 2-3 месяца беременности;

-устранение или максимальное ограничение профессиональных вредностей и охрана труда беременных женщин.

К индивидуальным методам профилактики относят медико-генетическое консультирование и пренатальную диагностику беременных. Действенным методом профилактики наследственных заболеваний является медико-генетическое консультирование, для проведения которого требуется осмотр и обследование будущих родителей. Медико-генетическое консультирование позволяет планировать семью, предупреждать наследственную патологию и показано лицам, имеющим родителей, родившихся детей, родственников с врожденной патологией. Пренатальная диагностика беременных – это ультразвуковая диагностика плода на различных сроках беременности (6-й, 11-й, 23-й и 32-й неделях).

К методам дородовой неинвазивной диагностики врожденной патологии относят установление кариотипа плода. Такое исследование необходимо, если один из супругов является носителем патологической хромосомы. Кариотип устанавливается путем определения альфа-фетопротеина и других маркеров в сыворотке крови женщины на 16-20 неделях беременности (в основном для выявления синдрома Дауна и других трисомий у плода). К инвазивным методам пренатальной диагностики беременных относят амниоцентез с биопсией (ворсин хориона) плаценты. С их помощью получают клетки плода для цитогенетического, биохимического, молекулярно-генетического анализа. Пренатальная профилактика врожденных пороков развития тем эффективнее, чем шире она применяется.

Врожденные системные пороки развития – это врожденные редкие синдромы лица и челюстей. Общим для всех синдромов является дисплазии и (или) недоразвитие тканей и органов челюстно-лицевой области, влекущие за собой функциональные и эстетические нарушения. К редким врожденным системным порокам развития относятся: косая, поперечная расщелины лица, синдром 1-2 жаберных дуг, синдром Пьера-Робена, различные дизостозы и др.

Для синдрома 1-2 жаберных дуг характерна выраженная одно- или двусторонняя асимметрия лица за счет недоразвития всех мягких и твердых тканей соответствующей половины лица и ушной раковины, либо ее полного отсутствия. У детей с синдромом 1-2 жаберных дуг резко выражены не только эстетические, но и функциональные нарушения, связанные с проблемами нарушения слуха, жевания, патологии со стороны желудочно-кишечного тракта.

Лечение этих детей длительное, многоэтапное, комплексное (хирургическое, ортодонтическое), направленное на востановление формы и размеров челюстей, ушной раковины и т. д., а также восстановление функций слуха, жевания.

Синдром Пьера-Робена достаточно часто встречается в педиатрической практике. Для него характерна триада клинических признаков в виде недоразвития нижней челюсти, расщелины неба и глоссоптоза. Степень выраженности этих симптомов может быть различной: от легкой до тяжелой. У новорожденных детей при этом синдроме развивается дислакационная асфиксия при положении ребенка на спине. В тяжелых случаях это может привести к гибели ребенка. Характерны цианоз и приступы асфиксии в момент кормления ребенка.

Лечение этих детей заключается в профилактике асфиксии и аспирации пищи с первых дней жизни ребенка. Для этого язык или нижняя челюсть фиксируются в выдвинутом кпереди положении с помощью хирургических или ортодонтических способов. В некоторых случаях (легких) достаточно выхаживать новорожденных на животе. Со временем положение нижней челюсти стабилизируется за счет укрепления мышц, выдвигающих нижнюю челюсть. В дальнейшем показано ортодонтическое лечение и пластика неба в общепринятые сроки.

Синдром Вандер-Вуда характеризуется наличием врожденных симметричных свищей слизистых желез нижней губы в сочетании с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Лечение: пластика верхней губы и неба в обычные сроки, а также операция иссечения врожденных свищей нижней губы в дошкольном возрасте.

Синдром Франческетти-Коллинза или челюстно-лицевой дизостоз чаще имеет наследственный характер и характеризуется двусторонним недоразвитием скуловых костей, верхней и нижней челюсти, ушных раковин; антимонголоидным направлением глазных щелей; недоразвитием век (колобомой); недоразвитием верхнечелюстных пазух; аномалиями зубов и прикуса.

Лечение этих детей длительное, поэтапное, комбинированное. Проводится по эстетическим и функциональным показаниям в различные возрастные периоды в зависимости от степени выраженности симптомокомплекса.

Синдром Кроузона или черепно-лицевой дизостоз клинически характеризуется почти нормальным или несколько уменьшенным и деформированным мозговым черепом; укорочением основания черепа; резким недоразвитием верхней челюсти, глазниц, скуловых костей. Также, из-за резкого недоразвития верхней челюсти, выявляются скученность, ретенция, дистопия со стороны зубов и зубного ряда, ложная прогения. Лечение чаще паллиативное, симптоматическое (нормализация положения зубов или прикуса, контурная пластика лица и т. д ).

Врожденные расщелины верхней губы и неба – один из наиболее распространенных врожденных пороков развития и составляет около 13% всех врожденных пороков развития человека. Частота рождения детей с расщелинами губы и неба в Беларуси в начале 80-х годов составляла 1:1124 новорожденных, в России – 1:1085, США – 1:600, Японии – 1:588, Африке – 1:2440. Основной причиной роста этой патологии в мире принято считать увеличение количества и мощи тератогенных факторов и увеличение числа носителей этого порока развития.

Расщелины губы и неба могут быть явными и скрытыми; полными и неполными; изолированными, сквозными и комбинированными; одно- и двусторонними; односторонние – право- и левостронние; двусторонние – симметричные и несимметричные.

Клиническая картина при врожденных расщелинах верхней губы и неба многообразна и зависит в основном от вида расщелины, т.е. от степени тяжести врожденного порока. Для клиники расщелин губы и неба характерно расщепление тканей органа (губы или неба), укорочение их, деформация кожно-хрящевого отдела носа при расщеплении губы, расширение глоточного кольца и сужение верхней челюсти, деформация ее при расщелине неба.

При сквозной расщелине губы и неба отмечается сочетание этих признаков. При скрытой расщелине губы или неба видимого дефекта тканей не определяется, выявляется он лишь при функции (улыбке, плаче, произношении звуков).

Вышеописанные анатомические нарушения, имеющиеся у детей с расщелиной губы и неба, приводят к функциональным нарушениям, степень выраженности которых зависит от степени тяжести врожденного порока. С первых дней жизни у детей с расщелинами губы и неба отмечается нарушение жизненно важных функций: сосания, глотания, дыхания, а далее , по мере роста и развития ребенка, нарушаются функции речи, слуха, жевания, обоняния и др. С возрастом возможны изменения со стороны психического состояния ребенка: замкнутость, задержка психического развития, развитие комплекса неполноценности.

Педиатрам необходимо помнить, что нарушение функции дыхания у новорожденных детей с расщелинами губы и неба связано с формированием у них смешанного носо-ротового типа дыхания. При этом вдыхаемый воздух не согревается, не увлажняется, не очищается в носу и носоглотке, а прямо попадает в полость рта, дыхательное горло и легкие, что приводит к частым простудным заболеваниям верхних дыхательных путей и легких. Кроме того, у этих детей поверхностное, неглубокое дыхание, что приводит к уменьшению жизненной емкости легких и задержке физического развития ребенка. Поверхностное дыхание компенсируется частотой дыхательных движений, что также предрасполагает к простудным заболеваниям верхних дыхательных путей и легких. Одной из основных причин летальности детей с этой патологией является пневмония.

В результате отсутствия или недостаточного герметизма в полости рта у ребенка с расщелиной губы и неба нарушается функция сосания. Во время кормления ребенок быстро устает, недоедает, либо вовсе не берет грудь матери. Все это приводит к гипотрофии, рахиту, задержке физического развития ребенка.

Вследствие наличия сообщения между полостью рта и носа, отсутствия герметизма в полости рта у детей с данной патологией нарушается функция глотания. Пища во время глотания забрасывается в полость носа, что приводит к развитию хронических воспалительных процессов в носоглотке (ринит, гипертрофия носовых раковин, синусит, евстахиит, аденоиды). При глотании дети могут аспирировать пищу, что может привести также к развитию хронических воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, вплоть до аспирационной пневмонии с высоким риском летальности. Однако, следует заметить, что дети с расщелиной губы и неба быстро адаптируются к патологическому состоянию и со временем не испытывают неудобств при приеме пищи. Тем не менее, нарушение функций дыхания и питания с первых лет жизни детей с расщелиной губы и неба ведет к тому, что сопутствующая заболеваемость у них гораздо выше, чем у здоровых детей, что наиболее ярко проявляется на первом полугодии жизни ребенка.

Нарушение функции речи у детей с расщелиной губы и неба обусловлено сообщением полости рта и носа, укорочением неба, несостоятельностью небно-глоточного затвора, расширением глоточного кольца, отсутствием смыкания губ, нарушением прикуса, изменениями резонаторных свойств ротовой и носовой полостей, гайморовых пазух. Речь у этих детей невнятная, гнусавая, имеет выраженный носовой оттенок. Отмечается неправильное произношение небных, небно-язычных, шипящих звуков, наблюдается непроизвольное сокращение мимической мускулатуры лица, как бы облегчающее произношение звуков. Развитие евстахиита на фоне хронического воспаления носоглотки приводит к развитию острых и хронических средних отитов, в результате которых из-за поражения слухопроводящего аппарата снижается слух.

Анатомические и функциональные нарушения, имеющиеся у детей с расщелинами губы и неба, приводят не только к задержке физического развития, частым сопутствующим заболеваниям, но и задержке психического развития некоторых детей, обусловливают развитие у них комплекса неполноценности. Кроме того, у ряда больных с расщелиной губы и неба встречаются сопутствующие врожденные пороки развития сердца, почек и др., что также необходимо знать и учитывать педиатру при составлении плана лечения такого ребенка.

Одной из первоочередных задач педиатра в периоде новорожденности является организация правильного кормления и ухода за ребенком с расщелиной губы и неба. Естественное вскармливание ребенка грудным молоком матери является наилучшим. Однако практика показывает, что большинство детей с данной патологией уже в роддоме переводится на искусственное кормление. Этих детей просто не прикладывали к материнской груди, не обучали матерей правильным способам кормления, не принимали мер к профилактике развития гипогалактии. Обычно способ вскармливания ребенка с расщелиной губы и неба зависит от вида расщелины.

Схематично все расщелины можно разделить на три группы: расщелины верхней губы, расщелины неба, сквозные расщелины губы и неба.

Новорожденные с изолированной расщелиной губы могут и должны сосать грудь матери в обычном положении ребенка. При неполных и полных односторонних расщелинах мама может свести края расщелины пальцами для создания герметизма в полости рта и облегчения акта сосания. При двусторонней расщелине возможны некоторые затруднения, однако при некоторой настойчивости они преодолимы, так как у ребенка сохранена целостность альвеолярного отростка и неба.

Новорожденные с изолированной скрытой расщелиной неба могут и должны сосать грудь матери. Для профилактики аспирации молока следует держать ребенка при кормлении в полувертикальном положении.

Новорожденные с неполной изолированной расщелиной неба в большинстве случаев могут сосать грудь матери в полувертикальном или вертикальном положении ребенка. Если ребенок не может сосать грудь матери, можно изготовить эластический обтуратор (из медицинской клеенки) для разобщения на момент кормления полости рта и носа. С этой же целью можно использовать резиновый баллончик, изготовленный из пальца резиновой хирургической перчатки. Возможно изготовление «плавающего» обтуратора для улучшения функции сосания и глотания. И только после неудачного использования всех перечисленных способов кормления ребенка следует кормить из соски сцеженным молоком в полувертикальном положении.

Соска для кормления ребенка с расщелиной должна быть большой, эластичной, с несколькими обычных размеров отверстиями, чтобы при переворачивании бутылочки горлышком вниз молоко из соски лишь капало, а не вытекало струйкой. Можно изготовить соску с «лепестком» самостоятельно из двух имеющихся сосок или использовать специальные соски (фирмы NUK и др.), конструкция которых позволяет во время сосания перекрывать полость рта и полость носа, а также расщелину верхней губы, улучшая прием пищи ребенком.

Новорожденные с полной изолированной расщелиной неба без специальных приспособлений практически не могут сосать грудь матери. Для их кормления необходимо использовать эластические или «плавающие» обтураторы. При кормлении ребенок должен находиться в полувертикальном или вертикальном положении. Если же дети с данной патологией соску сосать не могут, так как постоянно аспирируют пищу, то их следует кормить из ложечки или даже из пипетки, придавая ребенку полувертикальное положение.

Новорожденные со сквозной расщелиной губы и неба не могут сосать грудь матери даже используя различные приспособления. Их следует кормить из соски сцеженным молоком при использовании эластических или «плавающих» обтураторов в полувертикальном положении ребенка. В случаях аспирации пищи кормить их лучше из ложечки. Большинство отечественных и зарубежных авторов считают применение желудочного зонда для кормления доношенного ребенка с расщелиной неба недопустимым в виду возможного угасания сосательного и глотательного рефлексов.

После приема пищи с помощью влажного ватного или марлевого тампончика необходимо очистить носовые ходы и края расщелины от остатков пищи, а края расщелины верхней губы смазать детским кремом.

Важнейшая задача при уходе за детьми с расщелинами – профилактика воспалительных заболеваний органов дыхания. Для этого возможно использование во время прогулок в холодное время года маски, состоящей из 2-3 слоев медицинской марли, что способствует очищению и согреванию вдыхаемого воздуха. Целесообразно проведение закаливания детей по рекомендациям педиатра.

Правильное вскармливание и уход – залог успешной подготовки ребенка к оперативному вмешательству.

В детской клинике челюстно-лицевой хирургии БГМУ хейлопластику проводят на втором полугодии жизни ребенка, не позднее 1-го года жизни (при отсутствии противопоказаний к операции), а уранопластику, как правило, поэтапно: от 1 года до 2-х лет оперируют мягкое небо, в возрасте от 2,5 до 5 лет – твердое небо. При проведении уранопластики необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и тяжесть врожденного порока развития, общее физическое и психическое состояние ребенка, наличие сопутствующей патологии, социально-бытовые условия, возможность проведения ортодонтического, логопедического лечения и др.

Целью хейлопластики является восстановление правильной анатомической формы верхней губ и носа, что будет способствовать нормализации всех нарушенных функций и ликвидации эстетических дефектов. Для этого в момент операции необходимо ушить расщелину губы, удлинить ее, исправить деформацию носа. Коррегирующие операции на верхней губе по неудовлетворительным функциональным и анатомическим результатам проводят в возрасте 4-6 лет, а по устранению выраженных деформаций носа по эстетическим показаниям не ранее 12-14-летнего возраста ребенка.

Целью уранопластики является ушивание расщелины неба на всем протяжении, удлинение мягкого неба, сужение среднего отдела глотки. Показанием к коррегирующим или повторным операциям на небе являются неудовлетворительные отдаленные результаты лечения (всевозможные послеоперационные дефекты неба, значительное укорочение мягкого неба и связанные с этим речевые нарушения).

Комплексное лечение детей с расщелиной губы и неба включает не только хирургическое лечение, но и активное обучение речи у логопеда. Курс занятий у логопеда разделяется на два периода: дооперационный и послеоперационный. Начинать занятия у логопеда необходимо в 2-2,5-летнем возрасте ребенка. В послеоперационном периоде занятия с логопедом необходимо продолжить. Длительность курса обучения различна и зависит от возраста, интеллекта, общего развития ребенка, тяжести врожденного порока, результатов операции. Упорство логопеда, родителей и ребенка – основные условия успеха. Дети с расщелиной губы и неба могут и должны посещать детский сад (логопедическую группу), общеобразовательную школу.

При задержке психического развития ребенка показано лечение его у психоневролога.

Неотъемлемой частью комплексного лечения ребенка с расщелиной губы и неба является ортодонтическое лечение, которое проводится в до- и послеоперационном периоде, так как у таких детей имеются аномалии со стороны зубов, зубных рядов и прикуса. Задачи ортодонтического лечения состоят в создании условий для оптимального вскармливания ребенка в период новорожденности и грудном возрасте, устранении недоразвития верхней челюсти путем изготовления всевозможных аппаратов, устранении аномалий со стороны зубов, предупреждения развития вторичных деформаций челюстей, зубопротезирование по функциональным и эстетическим показаниям.

Реабилитация - это «система государственных, социальных, экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и др. мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду». Организационным методом работы с группой детей с расщелиной губы и неба должна быть диспансеризация, так как дети с такой патологией нуждаются в длительном, систематическом и динамическом наблюдении и активном лечении у группы специалистов. Для решения этих вопросов создаются лечебно-консультативные центры по лечению и реабилитации детей с расщелинами губы и неба.

Задачи лечебно-консультативных центров: учет всех детей с расщелиной губы и неба; оказание консультативной и профилактической помощи этим детям; своевременное и эффективное хирургическое лечение; ортодонтическое лечение имеющихся аномалий зубов и челюстей и предотвращение вторичных деформаций зубочелюстной системы; логопедо-фониатрическое лечение; обеспечение нормального общего физического и психического развития ребенка в целом.

Для решения этих задач в состав консультативно-методического центра должны входить следующие специалисты: челюстно-лицевой хирург, ортодонт, педиатр, логопед, ЛОР-врач, анестезиолог, психоневролог, сурдолог, медицинский генетик, терапевт-стоматолог, педагог, зубной техник, методист по ЛФК. Роль каждого из этих специалистов очевидна. В г.Минске на базе 4ДКБ функционирует Республиканский центр детской хирургической стоматологии, где оказывается специализированная помощь детям с расщелиной губы и неба с целью их реабилитации. За общим физическим развитием и здоровьем ребенка систематически наблюдает участковый педиатр. Он же готовит к оперативному вмешательству. Для обеспечения нормального общего развития ребенка необходим целый комплекс педиатрических мероприятий с вовлечением в процесс подготовки к операции и реабилитации ЛОР-специалистов, стоматологов и др. Таким образом, реабилитация детей с расщелиной губы и неба должна осуществляться с момента рождения ребенка и продолжаться после 15 лет до восстановления эстетики лица, восстановления или максимально возможной компенсации нарушенных в результате патологии функций организма и адаптации этих больных в обществе.

Аномалии уздечек губ и языка относятся к врожденным порокам развития челюстно-лицевой области, которые могут привести к хронической травме, нарушению трофики тканей периодонта, некоторым функциональным нарушениям (сосания, глотания, речеобразования) у детей.

Короткая уздечка верхней губы – частая патология детского возраста, которая приводит к эстетическому недостатку – диастеме между центральными резцами на верхней челюсти. Уздечка верхней губы может быть толстой, мощной и короткой, либо – короткой, тонкой, иногда прозрачной.

Оптимальным сроком оперативного лечения короткой уздечки верхней губы является возраст 7-8 лет, т.е. после прорезывания постоянных фронтальных зубов. Все дети после пластики верхней губы (при наличии диастемы) нуждаются в ортодонтическом лечении.

Короткая уздечка нижней губы может быть самостоятельной патологией или сочетаться с мелким преддверием полости рта. Дети обычно жалуются на кровоточивость десны, обнажение шеек нижних центральных резцов. Пластика уздечки и мелкого преддверия полости рта проводится в возрасте 7-8 лет с последующим ортодонтическим лечением.

Короткая уздечка языка – это порок развития, ограничивающий движения языка и приводящий к выраженным функциональным изменениям в зубочелюстной системе. Короткая уздечка языка приводит к нарушению акта сосания в грудном возрасте, а в более позднем возрасте – к нарушению глотания и речи (неправильное произношение шипящих, свистящих звуков, буквы «р», «л», «с»). Неправильное расположение языка (зафиксированное на дне полости рта) может приводить к аномалии прикуса ребенка. Показанием к операции пластики короткой уздечки языка служит наличие функциональных нарушений (сосание, глотание, речь) или у более старших детей – аномалия прикуса. Оперативное вмешательство, при невозможности сосания, необходимо проводить в условиях родильного дома или в периоде новорожденности, либо в возрасте 3-4 лет по функциональным (речевым) показанием, либо по морфологическим показаниям (патология прикуса) у детей более старшего возраста. Все дети после пластики уздечки языка нуждаются в миогимнастике для мышц языка с целью восстановления подвижности кончика языка и нормализации нарушенных функций. С этой же целью проводится логопедическое лечение, при нарушении прикуса показано ортодонтическое лечение.

Опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области у детей встречаются достаточно часто. По данным клиники кафедры стоматологии детского возраста БГМУ дети с онкопатологией составляют 13,5%. В детском возрасте преобладают опухоли мягких тканей (около 55%), при этом опухоли соединительно-тканной природы встречаются чаще, чем эпителиальные. Опухоли и опухолеподобные образования костей лицевого скелета составляют около 40% всех опухолей челюстно-лицевой области у детей. Относительно редко у детей встречаются опухоли слюнных желез (около 5% всех опухолей челюстно-лицевой области).

Особенности опухолей челюстно-лицевой области у детей:

-опухоли возникают в результате порока развития или неправильной закладки органов и тканей в эмбриональном периоде (т.е. являются дизонтогенетическими), к ним относятся гемангиомы, лимфангиомы, фиброзная остеодисплазия;

-некоторые опухоли у детей способны к спонтанной регрессии (некоторые формы гемангиом);

-доброкачественные опухоли у детей развиваются гораздо быстрее, чем у взрослых;

-опухоли у детей по-разному проявляются в зависимости от возраста (сосудистые опухоли – в возрасте до 1 года, костные опухоли – 7-12 лет);

-одной из важных особенностей опухолей у детей является семейная предрасположенность к некоторым из них (фиброзная остеодисплазия, херувизм, фиброматоз десен, нейрофиброматоз);

-у детей преобладают опухоли соединительнотканной природы;

-злокачественные опухоли челюстно-лицевой области у детей диагностируются в возрасте 3-4 лет и 7-12 лет, т. е. в периоды наиболее активного роста костей лицевого скелета;

-у детей отмечаются трудности интерпретации гистологической картины и сложности в оценке степени зрелости опухолевой ткани.

Отдельной классификации опухолей челюстно-лицевой области у детей нет. В детской практике следует пользоваться общей классификацией для всех возрастных групп, предложенной для унификации обозначения опухолей во всех странах, комитетом по номенклатуре опухолей (ВОЗ), которая построена по гистологическому принципу с учетом морфологического строения, оценки добро- или злокачественности опухоли и особенности структуры ее в отдельных органах.

Международная гистологическая классификация опухолей предусматривает разделение опухолей по клиническому признаку только на добро- и злокачественные.

Все опухоли челюстно-лицевой области у детей можно разделить на три основные группы: 1)опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей; 2) опухоли и опухолеподобные образования слюнных желез; 3)опухоли и опухолеподобные образования костей лицевого скелета.

Среди доброкачественных опухолей мягких тканей челюстно-лицевой области и шеи у детей можно выделить две группы: 1)опухоли эпителиальной (эктодермальной) природы; 2)опухоли соединительнотканной (мезенхимальной) природы.

К доброкачественным опухолям и опухолеподобным образованиям эпителиальной природы относятся: папилломы, эпителиомы, невусы, дермоидные и эпидермоидные кисты, атеромы, боковые и срединные кисты шеи.

К опухолям соединительнотканной природы относятся: фибромы, миксомы, липомы, миомы, гемангиомы, лимфангиомы, нейрофибромы и др.

Из опухолей мягких тканей в практике врача часто встречается невус. Невус – доброкачественная пигментная опухоль. Имеется несколько гистологических типов невусов: пограничный, внутридермальный, голубой, сложный, гигантский пигментированный и т. д. По внешнему виду выделяют: плоские, папилломатозные, узловатые, бородавчатые, волосатые, средние, большие. Невусы могут быть врожденные или приобретенные. Приобретенные невусы чаще малигнизируются, чему способствует хроническая травма. Врожденные невусы обнаруживаются с рождения, растут медленно вместе с ребенком.

Лечение невуса хирургическое (иссечение в пределах здоровых тканей). При постоянной травматизации невус удаляют вне зависимости от возраста ребенка. По эстетическим показаниям удаление невусов проводят в более старшем возрасте (12-15 лет).

Гемангиомы - доброкачественные опухоли мягких тканей, исходящие из сосудистой ткани. Выделяют несколько гистологических типов опухоли: простую (капиллярную), кавернозную, ветвистую, комбинированную, смешанную, системный гемангиоматоз. К сосудистым аномалиям относятся врожденное сосудистое пятно (сосудистый невус) и телеангиоэктозии.

Гемангиомы имеют дизонтогенетическую природу и 80% случаев диагностируются сразу после рождения ребенка. Диагностика гемангиом не затруднена. Клинически образование имеет красный или синюшно-красный цвет, плоское или возвышающееся над окружающей кожей, безболезненное при пальпации. Характерен симптом наполнения, наличие крови при пункции.

У детей встречаются чаще капиллярные или простые гемангиомы. Они располагаются поверхностно, имеют четкие границы, ярко красный или синюшный цвет.

Основными методами лечения гемангиом в зависимости от формы опухоли являются: криодеструкция, склерозирующая терапия, хирургическое иссечение, электрокоагуляция, лучевая терапия и сочетание этих методов. Показанием к началу лечения является рост опухоли, опережающий рост ребенка. Недопустимым является заверение педиатра о саморегрессе опухоли без знания достоверных клинических признаков регресса опухоли. Целью лечения гемангиом в детском возрасте является остановка роста опухоли, регрессия ее или полное ее удаление.

Лимфангиома – опухоль дисэмбриогенетического генеза, исходящая из сосудов лимфатической системы, диагностируется у детей в возрасте до 1-го года, а также через несколько месяцев или лет после рождения ребенка. Лимфангиомы встречаются в области дна полости рта, боковой поверхности шеи, верхней губы и языка. Длительное время опухоль может находиться в спавшемся состоянии, а при воспалении и травмировании - увеличиваться в размерах и проявляться клинически.

Различают следующие формы лимфангиом: простые-капиллярные, капиллярные (пещеристые), кистозно-кавернозные.

Проявляются простые-капиллярные лимфангиомы губ и языка в виде макрохейлии или макроглоссии. На слизистой оболочке языка и губы имеются бородавчатые разрастания и множественные пузырьки со светлым или геморрагическим содержимым.

Кавернозные лимфангиомы представляют собой опухоль, состоящую из множества полостей, узелков, бугорков, расположенных в толще мягких тканей. При пальпации эта опухоль мягкая, безболезненная, кожа над ней обычной окраски, локализуется чаще в околоушно-жевательной, поднижнечелюстной областях, а так же на шее в верхней ее трети.

Кистозно-кавернозная форма лимфангиом локализуется на дне полости рта и боковой поверхности шеи, клинически проявляется в виде припухлостей, выбухающих кнаружи или в полость рта, кожа над опухолью обычной окраски, пальпация безболезненна, отмечается симптом зыбления. При проведении диагностической пункции получаем светло-желтую жидкость (лимфу).

Кистозная форма лимфангиом достигает больших размеров и представляет опасность для жизни ребенка.

Периодически воспаление лимфангиом в результате травмы или общесоматических заболеваний приводит к увеличению опухоли в размерах, появлению боли при пальпации воспаленного очага, повышению температуры тела и т. д. Частым источником инфицирования лимфангиом является хронический тонзиллит, зубы с осложненным кариесом, травма слизистой полости рта, недостаточная гигиена полости рта.

Всем детям с лимфангиомами показана тщательная гигиена полости рта, хороший гигиенический уход за полостью рта, а также санация носоглотки, оздоровление и закаливание ребенка, профилактика воспалительных заболеваний.

При лечении лимфангиом используют следующие методы лечения: консервативное (при воспалении кистозно-кавернозных форм), хирургическое (полное или поэтапное), склерозирующая терапия (после отсасывания содержимого опухоли), криодеструкция (при поверхностных поражениях), а также комбинированные методы (склерозирующая терапия и хирургическое удаление).

Доброкачественные опухоли и опухолеподобные образования костей лицевого скелета диагностируются у детей 7-12 лет и очень редко – у детей младшего возраста. Все эти опухоли относятся к первичным, т.е. возникают непосредственно из элементов костной ткани челюсти и других соединительнотканных элементов, имеющихся в челюсти (сосудов, нервов, периоста). Клиническая картина всех доброкачественных костных опухолей схожа и характеризуется деформацией костей лицевого скелета, подвижностью и смещением зубов, задержкой прорезывания зубов, иногда болью в интактных зубах и т.д. Часто из-за высокой интенсивности кариеса у детей опухоли рассматриваются врачами как одонтогенные воспалительные процессы, а детям назначается соответствующее лечение (лечение, удаление зубов, назначение противовоспалительной терапии, физиотерапевтических процедур и т.д.), что способствует ускорению роста опухоли. Таким образом, каждый осмотр ребенка стоматологом, педиатром должен проводиться с позиции онконастороженности. Для ранней диагностики костных опухолей у детей необходимо комплексное обследование, включающее клинический, рентгенологический и морфологический методы, а также консультации смежных специалистов.

Выделяют опухоли: остеогенной природы (остеобластокластома, остеома, хондрома,), неостеогенной природы (фиброма, костная гемангиома), одонтогенной природы (амелобластома, одонтогенные кисты челюстей, одонтома и др.), опухолеподобные образования (фиброзная остеодисплазия).

Некоторые формы фиброзной остеодисплазии выявляются уже при рождении ребенка, некоторые – только в период интенсивного роста ребенка. Ведущим симптомом при этом заболевании является выраженная деформация лица за счет утолщения челюсти, иногда подобная клиническая картина выражена в области мозгового черепа, костей конечностей. Одной из разновидностей остеодисплазии является синдром Олбрайта, для которого характерно поражение костей, пигментные пятна на коже туловища и признаки раннего полового созревания. Особой формой болезни является херувизм – наследственное заболевание, которое диагностируется чаще в первые месяцы или годы жизни ребенка. Клинически характеризуется симметричным утолщением только верхней челюсти, либо верхней и нижней челюстей одновременно, множественными пороками развития зубов.

Принцип лечения доброкачественных опухолей костей лицевого скелета у детей заключается в ранней диагностике опухоли и проведении радикального удаления опухоли в пределах здоровых тканей, и последующим диспансерным наблюдением за ребенком у стоматолога и педиатра до нормализации клинико-рентгенологической картины и восстановления всех анатомических и функциональных нарушений, возникших в результате заболевания и оперативного лечения.

Злокачественные опухоли мягких тканей и костей лицевого скелета у детей встречаются достаточно редко. Из-за скудности ранних клинических проявлений, злокачественные опухоли диагностируются с большим опозданием, вследствие ряда причин. Ребенок не предъявляет жалоб на чувство дискомфорта, парастезии, а боли появляются на более поздних этапах развития опухоли. Многие злокачественные опухоли по клиническому течению напоминают воспалительный процесс (отек, гиперемия, повышение температуры тела и т. д.), что приводит к ошибкам в диагностике и лечении ребенка. Злокачественные опухоли у детей растут достаточно быстро, метастазируют. Чаще встречаются саркомы, реже раки. У детей со злокачественной опухолью быстро нарастает интоксикация, кахексия, развивается анемия.

Меланома - это пигментная опухоль, обладающая способностью к раннему метастазированию. Источником опухоли чаще является озлокачествившийся невус. Клиническими признаками малигнизации невуса являются: увеличение размеров, уплотнение и инфильтрация подлежащих мягких тканей, изменмние окраски невуса, появление плотных узелков на поверхности, пигментных пятен (сателлитов) вокруг опухоли, наличие венчика гиперемии, зуд и изъязвление опухоли, увеличение регионарных узлов. Опухоль метастазирует в легкие, печень, мозг, кости.

Лечение меланом хирургическое или комбинированное (хирургическое и лучевая терапия), возможно проведение криодеструкции опухоли.

Лимфогранулематоз или болезнь Ходжкина относится к злокачественным лимфомам. У детей при этом поражаются шейные и околоушные лимфатические узлы. Лимфоузлы подвижны, безболезненны, мягкоэластичные при пальпации, в последующем несколько узлов могут сливаться в единые конгломераты. Процесс может быть локальным и генерализованным. Поражение шейных лимфоузлов сочетается с поражением других групп лимфоузлов (селезенки, печени, почек, костного мозга и др.).

Диагностика лимфогранулематоза у детей затруднена, так как болезнь в начальных стадиях напоминает хронический лимфаденит и основывается на комплексе клинических, лабораторных и морфологических данных. Диагноз считается подтвержденным при получении в пунктате клеток Березовского-Штейнберга.

Лечение лимфогранулематоза комплексное (лучевая и химиотерапия). Тактика педиатра заключается в настороженном отношении к лимфаденитам «неясной» этиологии, лимфаденопатиям. Для проведения дифференциальной диагностики заболевания необходимо широко использовать биопсию лимфоузлов.

Саркома Юинга относится к неостеогенной группе злокачественных опухолей челюстных костей и выявляется чаще в возрасте 13 лет. В начале заболевания отмечаются жалобы на ноющие тупые боли в пораженной области, ощущение жжения и жара, расшатывание зубов, припухлость мягких тканей, окружающих челюсть. Кожа и слизистая оболочка в области опухоли умеренно гиперемированы, горячи на ощупь, напряжены. Увеличивается СОЭ и количество лейкоцитов. Для саркомы Юинга характерно волнообразное течение: постепенно боли стихают, припухлость становится менее выраженной, подвижность зубов уменьшается, а через некоторое время болезнь обостряется с новой силой. На рентгенограмме: один или несколько очагов деструкции костной ткани с нечеткими контурами в губчатом веществе, а затем и в корковом слое, периостальное костеобразование отсутствует. Дифференциальную диагностику следует проводить с острым остеомиелитом челюсти, так как начало заболевания имеет схожую клиническую картину. Саркома Юинга метастазирует в регионарные и другие лимфоузлы.

Лечение саркомы Юинга комплексное: сочетание лучевой и полихимиотерапии, в редких случаях – хирургическое лечение.

Ретикулярная саркома – злокачественная опухоль, встречается чаще у детей младшего возраста, растет относительно медленно. В начале заболевания появляются припухлость и боли, повышается температура тела, увеличивается СОЭ, умеренный лейкоцитоз. Местно отмечаются: отек, гиперемия, боль, подвижность зубов. Характерным для ретикулярной саркомы является несоответствие между общим удовлетворительным состоянием ребенка и большим размером опухоли с выраженными изменениями в кости. Опухоль метастазирует в легкие, кости, а также в лимфатические узлы. На рентгенограмме: деструкция костной ткани в виде большого количества округлых или овальных очагов (соты) с нечеткими контурами, которые могут увеличиваться и разрушать кортикальную пластинку челюсти с образованием массивных периостальных наслоений. Проведение биопсии является необходимым для постановки правильного диагноза, так как дифференциальная диагностика ретикулярной саркомы в начале заболевания затруднена.

Лечение ретикулярной саркомы – лучевая терапия, возможно комбинированное (лучевая и химиотерапия), редко – хирургическое.

Основой ранней диагностики опухолей мягких тканей и костей лицевого скелета должна быть онконастороженность врача-стоматолога, педиатра, включающая следующие положения: профилактика предопухолевых заболеваний; всякое увеличение объема лица, органа и т. д. рассматривать на предмет возможного опухолевого процесса и его исключения; необходимо знание общей симптоматики опухолей; -знание организационных вопросов онкологической помощи детям; активность врача при направлении ребенка на обследование или лечение; обследование ребенка на месте в максимально сжатые сроки либо срочная госпитализация для проведения полного обследования; использование всех возможных методов исследования (рентгенологический, морфологический и т. д.) для ранней диагностики опухоли; срочное обеспечение консультаций смежных специалистов; все ткани, удаляемые в момент операции, должны направляться на гистологическое исследование.

Противоопухолевая пропаганда также является важной мерой по ранней диагностике опухолей.


^ Задания для самостоятельной работы студента:

Для самостоятельного изучения темы студенту вначале следует ознакомиться с контрольными вопросами по теме занятия, а также внимательно изучить методические рекомендации для студентов (Учебный материал или содержание занятия) для того, чтобы дать ответы на контрольные вопросы по теме занятия. В дальнейшем, для более углубленного изучения темы, студенту необходимо изучить соответствующие разделы основной литературы и, по возможности, прочесть соответствующие разделы дополнительной литературы, указанной в списке.

На практическом занятии студент самостоятельно курирует одного больного, собирает жалобы и анамнез заболевания, проводит клиническое обследование ребенка (осмотр, пальпация, перкуссия и др.), анализирует данные лабораторных и других видов обследования (рентгенограммы, анализы крови, мочи и др.) и формулирует ориентировочный (предварительный) диагноз заболевания. После обсуждения полученных данных с преподавателем студент формулирует клинический диагноз заболевания и составляет индивидуальный план лечения (или дообследования) курируемого ребенка.

По возможности, студент участвует в качестве ассистента в перевязках ранее прооперированных больных, дает рекомендации родителям по уходу за ребенком и др.

Проведенную работу студент, под контролем преподавателя заносит в истории болезни (амбулаторную карточку) курируемого ребенка, операционный журнал и др., пишет историю болезни одного ребенка. Все вышеизложенное позволяет выполнить целевые задачи занятия (овладеть необходимыми практическими навыками).


^ Самоконтроль усвоения темы:

Решение ситуационных задач по теме занятия по данной теме.

После изучения темы для контроля качества усвоения и выявления неясных моментов предлагается ответить на следующие вопросы тестового контроля.

  1. ^ К экзогенным причинам врожденных пороков развития лица и челюстей относятся:

а) наследственность; б) физические факторы; в) химические факторы;

г) биологические факторы; д) психические факторы; е) возраст родителей.

  1. ^ Новорожденные с изолированной скрытой расщелиной неба могут и должны сосать грудь матери: а) в обычном положении ребенка; б) в полувертикальном положении; в) в вертикальном положении.

  2. Хейлопластику у детей проводят: а) в возрасте 3-х лет; б) в возрасте 6 лет; в) не позднее 1 года.

  3. Уранопластику у детей проводят: а) на первом полугодии жизни ребенка; б) в возрасте 3-6 лет; в) в возрасте старше 10 лет.

  4. Целью хейлопластики является восстановление правильной анатомической формы:а) верхней губы; б) нижней губы; в) носа.

  5. Целью уранопластики является: а) ушивание расщелины неба на всем протяжении; б) удлинение мягкого неба; в) сужение среднего отдела глотки.

  6. Оптимальным сроком оперативного лечения короткой уздечки верхней губы является возраст: а) 5 лет; б) 7-8 лет.

  7. К доброкачественным опухолям и опухолеподобным образованиям эпителиальной природы относят: а) папилломы; б) атеромы; в) невусы; г) фибромы; д) липомы; е) гемангиомы.

  8. К доброкачественным опухолям соединительнотканной природы относят:

а) миксомы; б) миомы; в) лимфангиомы; г) эпителиомы.

  1. Наличие в пунктате клеток Березовского-Штейнберга подтверждает диагноз: а) хронического лимфаденита; б) меланомы; в) лимфагранулематоза.

  2. ^ Основой ранней диагностики опухолей мягких тканей и костей лицевого скелета является:а) знание общей симптоматики опухолей; б) срочное обеспечение консультаций смежных специалистов; в) обследование ребенка в максимально сжатые сроки; г) гистологическое исследование всех тканей, удаляемых во время оперативного вмешательства.

^ Ситуационные задачи

Задача №1

Ребенку 2 месяца. Родился с изолированной расщелиной верхней губы.

1. Дайте рекомендации по кормлению ребенка с данной патологией.

Задача №2

Ребенку 1 год. Родился с изолированной неполной расщелиной твердого неба.

1. Дайте рекомендации по кормлению ребенка с данной патологией.

2.Определите сроки оперативного вмешательства.

Задача №3.

Ребенку 6 месяцев. Родился со сквозной расщелиной губы и неба.

1.Перечислите анатомические и функциональные нарушения у ребенка.

2. Дайте рекомендации по кормлению и уходу за ребенком с данной патологией.

3. Определите сроки оперативного вмешательства.

Задача №4
^

Ребенку 1 месяц. Со слов мамы, жалобы на затрудненное сосание, беспокойный сон, ребенок плохо набирает вес.


Из анамнеза: ребенок доношенный, родился в срок, вес 2кг900 г, рост 50 см, вскармливание грудное.Осмотрен врачом-педиатром: патологии со стороны внутренних органов не выявлено. Направлен на консультацию к врачу-стоматологу.

Объективно: конфигурация лица не изменена, регионарные лимфатические узлы не пальпируются. В полости рта: слизистая оболочка бледно-розового цвета, уздечка языка короткая, тонкая, прозрачная, вплетается в кончик языка. Движение языка ограничены, при плаче ребенка кончик языка раздваивается.

1.Поставьте диагноз.

2.Составьте план лечения больного.

3.Определите сроки оперативного вмешательства.

Задача №5

Мальчику 8 лет. Жалобы на наличие «щели» между верхними центральными зубами. Объективно: лицо симметрично, регионарные лимфатические узлы размером 0,5 х 0,5 см, подвижные, безболезненные при пальпации. В полости рта: слизистая оболочка бледно-розового цвета, зубы 11 12 21 22 прорезались, между центральными резцами имеется щель размером 4 мм, уздечка верхней губы короткая, мощная, вплетается в межзубной десневой сосочек.

1.Поставьте диагноз.

2.Составьте план лечения больного.

3.Тактика врача-педиатра

Задача №6.

Ребенку 10 лет. Жалобы на наличие образования в полости рта.

Из анамнеза: несколько месяцев назад на языке появилась образование обычной окраски небольших размеров.

Объективно: Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, на языке имеется образование на широком основании белесоватого цвета в виде цветной капусты размером 0,8-1 см, безболезненное при пальпации.

1. Поставьте диагноз.

2.Составьте план лечения больного.

3.Тактика врача-педиатра

Задача №7.

Ребенку 1 год 3 месяца. Жалобы, со слов мамы, на наличие образования красного цвета на щеке.

Из анамнеза: ребенок родился с «пятном» на щеке, которое в последние 2 месяца увеличивается в размере.

Объективно: на левой щеке имеется плоское образование ярко красного цвета с четкими границами, размером 1,0 х 0,8 см, безболезненное при пальпации.

1.Поставьте диагноз.

2.Составьте план лечения больного.

3.Тактика врача-педиатра

Задача №8.

Ребенку 7 лет. Жалобы на деформацию языка и его необычный цвет. Патологию заметили с 4-х лет, когда ребенок перенес пневмонию. С тех пор размеры языка увеличиваются при простуде и уменьшаются после выздоровления. Лечение не проводилось.

Объективно: язык увеличен, кончик его бугристый. Пальпация безболезненна. На слизистой языка имеется множество бугорков, сосочков, пузырьков, заполненных желто-красной жидкостью. На кончике языка признаки травматизации элементов поражения ─ явления кровоизлияния. Прикус открытый. Нарушение гигиены полости рта ─ неприятный запах изо рта.

1.Поставьте диагноз.

2.Составьте план лечения больного.

3.Тактика врача-педиатра

Задача №9.

Девочка 3-х лет поступила в больницу с диагнозом «Лимфаденит околоушных лимфатических узлов слева». Заболевание выявлено 6 месяцев тому назад. По месту жительства проводилась противовоспалительная терапия, которая давала кратковременные улучшения.

Объективно: в левой околоушной области, а также по шее по ходу кивательной мышцы пальпируется увеличение, подвижные, эластичные, безболезненные лимфоузлы. Температура тела ─ 37,60С.

Гемограмма: тромбоцитопения, эозинофилез (11%) СОЭ, ─ 28 мм/ч. Кроме того, пальпируются единичные лимфоузлы в околоушной области и на шее справа. Учитывая давность заболевания, было решено взять биопсию лимфатических узлов.

Заключение гистолога: обнаружены гигантские клетки Березовского-Штейнберга.

1.Поставьте диагноз.

2.Составьте план лечения больного.

3.Тактика врача-педиатра

Литература основная:

  1. Бажанов Н.Н. Стоматология. - М.: Медицина, 1990.

  2. Терехова Т.Н. и соавт. Стоматология и челюстно-лицевая хирургия: учеб.-метод. пособие.- Мн.:, 2001.

  3. Лекционный материал.

Литература дополнительная:

  1. Виноградова Т.Ф. Педиатру о стоматологических заболеваниях у детей. – М.: Медицина, 1982.

  2. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. – М.: Медицина, 1987.- С.180-198, 467-509.

  3. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. – М.: Медицина, 1993.

  4. Корсак А.К. и соавт. Врожденные пороки развития челюстно-лицевой области у детей. Учебно-методическое пособие.- Минск, 2000. – 86 с.

  5. Корсак А.К. Опухоли челюстно-лицевой области у детей. - Учебное пособие для студентов медицинских институтов. - Минск, 1998. – 76 с.



Методическую разработку подготовила асс.Петрович Н.И.

Рецензент доц. Корсак А.К..



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи icon Тематический план практических занятий по хирургической стоматологии для студентов IV курса стоматологического
Специфические воспалительные процессы челюстно-лицевой области. Актиномикоз. Этиология. Патогенез....
Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи icon Организационная структура стоматологической службы. Методы обследования челюстно-лицевой области.
Гигиена полости рта. Значение, методы и средства. Болезни зубов. Этиология, клиника, принципы лечения,...
Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи icon Отделение челюстно-лицевой хирургии (стоматологическое)
Отделение челюстно-лицевой хирургии оказывает помощь взрослым и детям c заболеваниями и травмами...
Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи icon Модуль 3 болезни прорезывания зубов. Воспалительные заболевания полости рта и челюстно-лицевой области
Основные принципы хирургических методов лечения воспалительных заболеваний полости рта и челюстно-лицевой...
Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи icon Одонтогенные воспалительные процессы, травма органов полости рта и челюстно-лицевой области у детей.
Тема: одонтогенные воспалительные процессы, травма органов полости рта и челюстно-лицевой области...
Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи icon Контрольные вопросы Воспалительные процессы челюстно-лицевой области
Препараты для профилактики тромбофлебита при фурункулах челюстно-лицевой области
Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи icon Научная программа: Вклад профессоров Б. Д. Кабакова и Н. М. Александрова в развитие отечественной

Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи icon Кутукова светлана Игоревна профилактика инфекционно-воспалительных осложнений хирургического лечения

Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи icon Подготовки к занятию Основные ошибки при диагностике и лечении острых гнойных процессов чло
Ознакомить врачей-интернов с проявлениями, диагностикой, профилактикой и лечением наиболее опасных...
Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология, патогенез, диагностика, принципы лечения и комплексной реабилитации больных. Роль специалистов различного профиля. Профилактика. Опухоли (доброкачественные и злокачественные) челюстно-лицевой области и шеи icon Ирование восстановительных операций в челюстно- лицевой области. Показания и противопоказания. Учебно-
Р е ц е н з е н т ы: зав кафедрой челюстно- лицевой хирургии бгму, доцент А. В. Глинник; зав кафедрой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы