|
Скачать 333.59 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс Б3.КВ10 Коррекционно-развивающая и логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации Факультет дефектологический Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Кафедра специальной педагогики и специальной психологии Составитель: доктор пед.наук кафедры СП и СП Жигорева М.В. Москва-2012 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ Левченко И.Ю. Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «__3_» ____09_______2012_г.
Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Сурдопедагогика (образование лиц с нарушением слуха) Составитель: доктор пед.наук кафедры СП и СП Жигорева М.В. Москва-2012 ^ Основные цели и задачи курса. Цель: Курс «Коррекционно-развивающая и логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации» направлен на расширение научного кругозора бакалавров специального (дефектологического) образования, на формирование у них основных знаний в области теории и практики специального образования лиц с после кохлеарной имплантации, развитие и использование слуховой функции позволит наиболее полно включить слух и речь в жизнь детей. Задачи: - ознакомление бакалавров с теоретическими основами развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха, историческим аспектом развития данного направления, новейшими научными аспектами и ближайшими перспективами; - формирование знаний, умений и навыков в области методики развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возрасте; результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности учителя-сурдопедагога: учебно-воспитательной, диагностико - аналитической, консультативной, коррекционно-развивающей, социально педагогической, организационно-управленческой, научно-методической. - Дать бакалаврам четкие знания о методах исследования остаточной слуховой функции; - Изучить систему работы по развитию слухового восприятия и речи учащихся после кохлеарной имплантации в условиях специального обучения и семьи. Объем в ЗЕ: 2 кредита. Время изучения: курс 3, семестр 6. Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с нарушениями слуха», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья», «Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Инклюзивное образование», «Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Онтогенез речевой деятельности, «Методики обучения в специальной (коррекционной) школе I - II вида», «Технологии обучения детей с нарушениями слуха», «Аудиология и слухопротезирование», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи», «Педагогические технологии работы с детьми с нарушениями слуха», «Социальные аспекты аномального развития», «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования», «Основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха», «ПМПК». Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций: Из числа общекультурных компетенций: способностью и готовностью: к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); из числа профессиональных компетенций: общепрофессиональными способностью и готовностью: способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2). Дисиплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя- сурдопедагога: Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Усвоение принципов организации и комплектования коррекционно-образовательных учреждения для детей дошкольного и школьного возрастов, а также взрослых с ОВЗ. в области коррекционно-педагогической деятельности: - осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; - использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения; - использование специальных методик обучения учебным предметам в соответствии со спецификой контингента учащихся; - использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; - применение современных средств оценивания результатов обучения; - применение современных педагогических технологий в области обучения и воспитания детей с нарушениями слуха; - организация и проведение внеклассных мероприятий. в области диагностико – консультативной деятельности: - диагностика состояния слуховой функции; - анализ данных диагностики и выработка на их основе рекомендаций, направленных на повышение эффективности обучения и воспитания; - консультирование учащихся, их родителей, педагогов и воспитателей по проблемам восприятия звуков окружающего мира и речи; в области социально-педагогической деятельности: - реализация личностно- ориентированного подхода к образованию и развитию детей; - коррекция отклонений в процессе обучения и воспитания; - оказание помощи в социализации учащихся; в области организационно- управленческой деятельности: - рациональная организация учебного процесса, обеспечение охраны жизни и здоровья, учащихся во время общеобразовательного процесса; - постоянный контакт с персоналом школы для совместной выработки путей совершенствования учебно- воспитательного процесса; в области исследовательской деятельности: - выполнение научно- методической работы, участие в работе научно-методических объединений; - анализ профессиональной деятельности коллег и собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации. в области учебно-воспитательной деятельности: - Осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; - Планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; в области коррекционно - развивающей деятельности: - Использование адекватных приемов, методов и средств обучения;
Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Подготовка бакалавров специального (дефектологического) образования предполагает овладение ими различных аспектов психолого-педагогической помощи детям и взрослым с ОВЗ, а также расширение их научного кругозора, подготовку к дальнейшей профессиональной деятельности в дошкольных и школьных коррекционно-педагогических учреждениях. Лекционный материал курса «Коррекционно-развивающая и логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации» создает основу дефектологических знаний, обозначает ориентиры, наполнение которых производится студентами на лабораторных занятиях, а также в ходе самостоятельной работы в первую очередь с учебными пособиями, научными статьями и монографиями. На лабораторных занятиях курса происходит уточнение и расширение полученных в ходе лекций сведений о психолого-педагогических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии (по каждому из видов нарушений); знакомство бакалавров со спецификой психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ (организация, методы и приемы обследования, принципы организации психолого-педагогического обследования в ПМПК); организуется практическое изучение вопросов структуры и организации работы специальных (коррекционных) образовательных учреждения основных типов. Лабораторные занятия предполагают помимо разъяснения преподавателем различных вопросов, организацию бесед со студентами по изучаемому вопросу. Большое значение придается самостоятельной работе и выступлениям обучающихся (выступления по выполненным практическим заданиям, их обсуждение и оценка; выполнение индивидуальных и групповых контрольных заданий по различной тематике; выступления с реферативными докладами по отдельным учебным вопросам; составление практических рекомендаций для воспитателей, учителей и родителей детей с ОВЗ и др.). Кроме реферативных докладов рекомендуется организация небольших выступлений студентов по изучаемым вопросам как на основе проработки специальной учебно-методической литературы, так и наблюдений или опыта практической работы в коррекционных учреждениях. Большую пользу в овладении специальными знаниями принесет знакомство студентов с психолого-педагогической литературой, статьями журналов «Дефектология», «Коррекционная педагогика». Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса «Коррекционно-развивающая и логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации Рекомендуется также использование «активных» форм работы преподавателя со студентами: проблемное обучение, организация дискуссий, работы по методу «малых групп», «деловые» игры, практический тренинг и др. Часть лабораторных занятий рекомендуется проводить на базе специальных (коррекционных) учреждений (посещение открытых занятий педагогов-дефектологов, участие в методических семинарах, заседаниях ПМПК и пр.). Целесообразно проведение контрольных работ по наиболее важным темам. Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование; 2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент; 3 уровень сложности: эссе, проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - нормативный кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы (по заочной форме обучения)
3. Содержание модуля/ дисциплины Краткое содержание курса Тема 1. Предмет, задачи развития слухового восприятия и речи у детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации (КИ) Целью слуховой работы является развитие у детей слухового восприятия речи с тем, чтобы они смогли им пользоваться для овладения знаниями, осуществления речевого общения, восприятия звуков окружающего мира. Предметом является нарушенный слух и процесс обучения и воспитания лиц после кохлеарной имплантации, процесс развития речи детей после кохлеарной имплантации. Объектом является устная речь детей после кохлеарной имплантации.Тема2. Развитие слуховой функции у нормально слышащих детей. Формирование слухового анализатора во внутриутробном развитии: появление слухового пузырька, завитка улитки, барабанной перепонки. Готовность к функционированию до момента рождения и восприятие различных звуков. Естественные реакции нормально слышащего ребенка на различные звуковые раздражители. Участие различных психических функций в восприятии речи. Значение слухового анализатора в чувственном отражении окружающей действительности. Выпадение слухового анализатора из системы анализаторов у детей с нарушением слуха. Влияние неполноценного слухового анализатора на личность глухого ребенка. Потенциальные возможности в области развития слухового восприятия. Акустические свойства звуков. Анализ процесса коммуникации. Влияние деятельности слухового анализатора на развитие внимания, памяти, мышления, формирование фонетического слуха и чувство ритма. Роль слуха в формировании восприятия и воспроизведения устной речи. Причины, вызывающие нарушения слуха. ^ Классификации нарушений слуховой функции. Психолого-педагогическая (Боскис Р.М.). Стойкие нарушения слуха (врожденные и приобретенные в доречевом периоде. Клиническая классификация нарушений слуха (Нейман Л.В.) Степень поражения слуховой функции. Необходимость обучения речи детей с нарушением слуха. Своевременность организации коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми. Клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями слуха. Проблемы речевого общения у тугоухих. Состояние речи глухих (глухие дети без речи и позднооглохшие глухие дети). ^ Кохлеарная имплантация - клинически проверенный, эффективный и безопасный метод реабилитации людей с тотальной глухотой. Это самая современная технология, дающая возможность слышать человеку, который родился глухим или потерял слух. Кохлеарная имплантация-это комплекс мероприятий, направленных на полноценную социальную адаптацию ребенка или взрослого с сенсоневральной тугоухостью 4ст. или глухотой. *Кохлеарный имплант - это электронное устройство, выполняющее функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток улитки, отвечающих за обеспечение электрической стимуляции сохранных нервных волокон. Кохлеарный имплант состоит из внешней (носимой) и внутренней (имплантируемой) части. Кохлеарный имплант обычно обеспечивает: 1.Восстановление порогов слухового восприятия до 30-40 дБ по отношению к порогам слышимости (нПС), т.е. обеспечивает возможности почти нормального восприятия речи. 2.Значительное улучшение в определении ежедневно присутствующих окружающих звуков, таких как стук в дверь или в дверной звонок, звуки мотора или гудка, телефонные звонки, музыка и др. Технологии проведения КИ Кохлеарная имплантация - это программа мероприятий, направленных на полноценную социальную адаптацию ребенка или взрослого с сенсоневральной тугоухостью IV ст. и глухотой. Кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция, а комплексный метод реабилитации детей и взрослых с глухотой и выраженной степенью тугоухости, который состоит из 3-х основных этапов. Факторы, влияющие на эффективность КИ. ^ Принципы построения и реализации специального сурдопедагогического и логопедического сопровождения лиц после кохлеарной имплантации. Основной задачей работы по РСВ является создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной и слухо-речедвигательной основы для восприятия устной речи в коммуникативной функции, использование слухового восприятия для приближения произношения к естественному звучанию устной речи, максимально использовать имеющиеся у детей возможности слухового восприятия в целях содействия учебно-воспитательному процессу. Основные направления коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. Основные направления коррекционной работы с учащимися школьного возраста и со взрослыми после кохлеарной имплантации. Работа с семьей по развитию слуха и речи детей после КИ. ^ Содержание деятельности логопеда в сопровождении детей после кохлеарной имплантации определяется следующими положениями, вытекающими из результатов исследования уровня развития речи: Нарушения звукопроизношения (Под грубыми нарушениями звукопроизношения мы понимаем нарушения, сильно сказывающиеся на внятности произношения; -нарушения звукопроизношения у детей обусловлены в основном, несовершенством тонких фонематических дифференцировок, вследствие чего неправильное произношение в большей мере зависит от позиции звука в слове (оглушение – озвончение, нарушения звукопроизношения при стечении согласных и пр.). ^ Современное понятие интеграции. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе: модель в общественном сознании. История развития интеграционного подхода к обучению и воспитанию детей с различными образовательными возможностями: отечественный и зарубежный опыт. Модели интегрированного обучения. Интеграция и Дифференциация. ^ Адаптация, акустические свойства звуков, амнезия, анализ, анализаторы, анамнез, асфиксия, атаксия, атрофия, аудиограмма, аффективные нарушения, внимание, возбудимость, высшая нервная деятельность, герцы (Гц), дефект развития, децибел (дб), диагноз, зрительная функция, иннервация, катаракта, коммуникация, компенсация функций, координация движений, коррекция нарушения, коррекционное обучение, коррекционная (специальная) педагогика, коррекционно-воспитательная работа, локализация функций, обобщение, онтогенез, остатки слуха (остаточный слух), слуховая функция, зона Вернике, зона Брока, слуховое восприятие, механизм восприятия речи, слуховой аппарат индивидуального пользования, стационарная слуховая аппаратура, Различение, опознавание, распознавание, слуховой словарь, речевой материал, лексика, процессы, реабилитация, реактивные состояния, синтез, судороги, тонус, фонация, фонематический слух, элементы речи, коммуникация, акт коммуникации, этиология, экран, язык, кохлеарная имплантация, цифоровые аппараты, слухопротезирование. Структурные компоненты языка. 3.1 Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)
3.2 Содержание разделов ОМ/ УД
4. Организация самостоятельной работы студентов График самостоятельной работы студентов очной формы обучения Факультет Дефектологический Специальность/ направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Курс 3
^ Дефектологический факультет Календарно-тематическое планирование по дисциплине / модулю «Методика развития слухового восприятия» Форма обучения заочная Курс 3
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины
^
6.Материально-техническое обеспечение ОМ/ УД Компьютер, проектор, экран. |
![]() |
Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс коррекционная педагогика с основами |
![]() |
Научно-образовательный комплекс По специальности 050701 «Биотехнология» учебно-методический комплекс |
![]() |
Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета судебная медицина учебно-методический |
![]() |
Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета судебная психиатрия учебно-методический |
![]() |
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная... |
![]() |
Учебно-методический комплекс для студентов заочной и дистанционной форм обучения Минск 2007 Логика : учебно-метод комплекс для студ заочн и дист форм обуч. / Г. И. Малыхина, В. А. Иноземцев,... |
![]() |
Учебно-методический комплекс по дисциплине |
![]() |
Учебно-методический комплекс по дисциплине |
![]() |
Учебно-методический комплекс дисциплины |
![]() |
Учебно-методический комплекс дисциплины |