МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Якутский государственный университет
им. Аммосова
Медицинский институт.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по « Профилактике стоматологических заболеваний »
Специальность – 040400
Стоматология. О.П.Ф. – 03
г. Якутск 2004 г.
Составитель: доцент кафедры терапевтической стоматологии
МИ ЯГУ Михайлова Р.И.
Рабочая программа составлена на основание ГОС стандарта высшего медицинского образования по специальности 040400 «Стоматология», утвержденный 10.03.2000 года и типовой программы по стоматологии для студента высших медицинских учебных заведений (стоматологических факультетов), утвержденный 10.03.2000 года . Управление учебных заведений Минздрава РФ.
Рабочая программа «Обсуждена» на заседании кафедры терапевтической стоматологии МИ ЯГУ
«_______»_______________2004 года, протокол № ___________________
Зав. кафедрой д.м.н, профессор Ушницкий И.Д. _____________________
Рабочая программа одобрена Научно – Методическим Советом Медицинского института ЯГУ
«_______»________________2004 года, протокол № __________________
Председатель Научно – Методического Совета МИ ЯГУ
Пшенникова Е.В. ____________________
Рабочая программа утверждена на заседание Научно – Методического Совета ЯГУ
«_______»________________2004 года, протокол № ___________________
Председатель Научно – Методического Совета ЯГУ
Григорьева А.А.________________________
СОДЕРЖАНИЕ:
^
Выписка из учебного плана.
Требования Госстандарта профессионального высшего образования по специальности «Стоматология»
1. 3. Цели изучения курса.
Принципы построения курса.
^
2.1. Структура курса.
2.2. Тематический план лекционных занятий.
2.3. Тематический план практических занятий.
-
Тематика самостоятельной работы студента.
Самостоятельная работа студентов 2 курса (4 семестр)
График самостоятельной работы студентов 3 курса (5 семестр)
График самостоятельной работы студентов 3 курса (6 семестр
^
Структура деятельности студента.
3.2. Результаты усвоения программы
^
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная, дополнительная)
Перечень наглядных пособий.
-
Приложения.
Текущий контроль.
Промежуточный контроль.
Итоговый контроль.
Экзаменационные вопросы.
Экзаменационные билеты.
^
Предмет терапевтическая стоматология является одним из главных в системе обучения врачей – стоматологов. Изучает формы стоматологических заболеваний, этиологию, патогенез, клинику, основные дифференциально – диагностические признаки, диагностику, дифференциальную диагностику и терапевтические методы лечения стоматологических заболеваний.
Предмет изучается со 2 по 3 курсы, в предмете профилактика стоматологических заболеваний изучаются основные стоматологические заболевания, диагностика и современные методы профилактики.
^
Семестр
|
Учебных
недель
|
Часов в
Неделю
|
Всего
Часов
|
В том числе
|
Лекционный
курс
|
Практические
занятия
|
СРС
|
4 семестр
|
19
|
3
|
57
|
6
|
51
|
25
|
5 семестр
|
19
|
3
|
57
|
6
|
51
|
25
|
6 семестр
|
20
|
2
|
40
|
8
|
32
|
27
|
Итого: 58 8 154 20 134 77
После завершение 6 семестра учебная программа предусматривает сдачу дифференцированного зачета.
Требования государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования по
специальности 040400 «Стоматология» от 10.03.2003г.
Курс профилактических стоматологических заболеваний предусмотрен учебной программой с целью рационального и оптимального проведения профилактических мероприятий, направлены на сохранения и укрепления стоматологического здоровья населения с применением научно – обоснованных методов и средств профилактики.
Выпускник по специальности «Стоматология» подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
Профилактической;
Диагностической;
Лечебной;
Воспитательно – образовательной;
Организационно- управленческой;
Научно – исследовательской.
Врач – выпускник по специальности 040400 «Стоматология» подготовлен к решению следующих задач: по профилактике стоматологических заболеваний.
Проведение профилактике заболеваний населения (здоровых,
больных, членов их семьи и коллективов);
Диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных
проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных
вариантов на основе владения пропедевтическими и лабораторно –
инструментальными методами исследования;
Лечение с использованием терапевтических методов в стоматологии;
Гигиеническое воспитание членов их семьи;
1.2.5.Организация труда в медицинских учреждениях и ведения
медицинской документации;
Самостоятельная работа информацией (учебной, научной, нормативно- справочной литературой и другими источниками)
1.2.7.Осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику
болезней, диспансеризацию здоровых и больных;
1.2.8.Вести медицинской документации;
1.2.9.Эффективно вести работу по медицинскому просвещению здоровых
людей.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
^
ОТДЕЛЕНИЯ ДОЛЖЕН:
1.3.1. Иметь представление
1.3.2. Знать
1.3.3. Уметь
Уровень усвоения
|
Цель курса
|
Первый уровень
1.3.1.
|
Студент должен иметь представление:
достигается глубиной изложения лекционного материала, представлением достаточной информации и созданием ориентировочной основы соответствующих разделов стоматологии на практических занятиях. Основная цель – студенты должны быть ознакомлены и иметь представление:
- о проблемах современной стоматологии;
- о нормальной анатомии зубочелюстной системы;
- о влиянии местных и общих факторов на развитие и
течении стоматологических заболеваний.
|
Второй уровень
1.3.2.
|
Студент должен знать:
Предполагает усвоение вопросов теоретической и клинической стоматологии, путем изучения материала в период прохождения практики в условиях клиники в результате которой, студенты должны знать:
1.Клинику основных стоматологических заболеваний (перечисленных в программе).
2.Основы мер профилактики.
3.Современные методы диагностики стоматологических заболеваний.
4. Принципы лечения стоматологических заболеваний.
5.Связь стоматологических заболеваний
с заболеваниями внутренних органов.
Деонтологические аспекты в стоматологии.
|
Третий уровень
1.3.3.
|
Студент должен уметь:
в результате усвоения курса стоматологии достигается цель, в которой студенты должны уметь:
Обследовать заболевания зубочелюстной системы.
Проводить и проанализировать дополнительные методы исследования стоматологического больного.
Составить план клинического и инструментального обследования стоматологического больного.
Сформировать и обосновать клинический диагноз, провести дифференциальную диагностику.
Провести анализ причин поздней диагностики органов зубочелюстной системы.
Участвовать в организации мер профилактики стоматологических больных.
|
Четвертый уровень
1.3.4.
|
Студент должен владеть:
В результате курса профилактики стоматологических заболеваний студент должен владеть следующими навыками:
Определять клинически и инструментально наличие в полости рта кариесогенной ситуации, предрасположенность к заболеваниям тканей пародонта и заболеваний твердых тканей зуба. Проводить тесты заболеваний тканей полости рта. Проводить лечение заболеваний тканей полости рта. Заполнять документации по поводу определения и лечения заболеваний тканей полости рта. Проводить санитарно – просветительную работу для профилактики заболеваний полости рта.
|
^
1.4.1. Обучение клинике наиболее распространенных
стоматологических заболеваний.
1.4.2. Освоение основных практических навыков, необходимых
при обследовании стоматологических больных.
1.4.3. Освоение принципов диагностики лечения и профилактики
стоматологических заболеваний.
Изучение неотложных состояний и изучение оказанию помощи при них. Врач любой специальности обязан уметь ориентироваться в случае развития острых гнойных заболеваний зубочелюстной системы, когда правильная тактика в срочной ситуации определяет исход. Кроме того в процессе изучения стоматологии студент должен знать онкологические заболевания зубочелюстной системы. Особенности раннего проявления и профилактики.
^
2.1. СТРУКТУРА КУРСА.
Модуль
|
Содержание
|
1.Предмет, задача и знание профилактики стоматологических заболеваний.
|
1.Предмет. Профилактика
стоматологических заболеваний изучается
среди других дисциплин в системе
медицинского образования по
специальности «Стоматология».
2.Обследование стоматологических
больных.
3.Запись истории болезни.
|
2.Методы осмотра
ребенка.
|
1.Общий и наружный осмотр, формула
ВОЗ.
2.Способы выявления очаговой
деминерализации.
3.Определение индексов кп, КПП, кпп,
КПп, прирост интенсивности и
активности кариеса по методике ВОЗ.
4.Методика осмотра СОПР, освоение
определения индексов РМА, ПИ, КПИ, СРITN/
|
3.Гигиена полости рта.
|
1.Индексы гигиены полости рта.
2.Предметы гигиены полости рта.
3.Способы чистки зубов.
4.Методы контроля индивидуальной
гигиены полости рта.
|
4.Санитарно-просветительная работа по профилактике стоматологических заболеваний.
|
1 Методы санитарно-просветительной
работы.
2.Уроки гигиены полости рта.
3.Профилактические осмотры в кабинете
гигиены полости рта, определение
гигиенического состояния полости рта.
|
5.Профилактика кариеса и некариозных заболеваний твердых тканей зуба.
|
1.Роль, значение и применение фтора для
профилактики кариеса.
2.Понятие о очаговой деминерилизации.
Проведение деминерилизации.
3.Экзогенная и эндогенная профилактика
кариеса.
4.Герметизация фиссур интактных зубов.
5.Профилактика флюороза.
6.Факторы риска возникновения гипоплазии и их устранение.
|
6.Профилактика болезни
|
1.Определение факторов риска
возникновения заболеваний пародонта.
2. Методика выявления и удаления зубных
отложений.
3.Профессиональная чистка зубов,
обучение пациента правильному уходу за
зубами.
|
7.Профилактика аномалии развития зубо-челюстной системы.
|
Функциональная и морфологическая характеристика периодов развития прикуса ребенка.
Устранение вредных привычек, миогимнастика и лечение деформаций зубо-челюстной системы.
Роль питания в развитии и формировании зубо-челюстной системы, взаимосвязь кариеса и его осложнений с зубо-челюстной патологией.
|
8.Организация профилактической помощи населению.
|
1.Комплексная программа профилактики
стоматологических заболеваний,
принципы планирования.
2.Диспансеризация практической
деятельности врача-стоматолога.
3.Анализ и оценка эффективности
программы.
|
^
(4 СЕМЕСТР) 2 курс
№
занят.
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Цели и ГОС.
|
1
|
Введение в курс профилактики. Своевременные принципы организации и методы проведения профилактики стоматологических заболеваний. Здоровый образ жизни, ведущий фактор профилактики стоматологических заболеваний у детей.
|
2
|
1.2.5.
1.2.9.
1.3.1.
1.3.2.
|
2.
|
Эпидемиологические методы обследования и их роль в профилактике.
|
2
|
1.2.5.
1.2.1.
1.3.1.
1.3.2.
|
3.
|
Теоретическое обоснование профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.
|
2
|
1.2.1.
1.2.9.
1.3.1.
1.3.2.
|
4.
|
Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний. Средства гигиены.
|
2
|
1.2.1.
1.2.4.
1.3.1.
1.3.2.
|
5.
|
Предмет гигиены полости рта. Методы чистки зубов.
|
2
|
1.2.1.
1.2.4.
1.3.1.
1.3.2.
|
6
|
Профилактика кариеса зубов: антенатальная профилактика. Эндогенная лекарственная профилактика кариеса.
|
2
|
1.2.1.
1.2.4.
1.3.1.
1.3.2.
|
Итого
|
|
12
|
|
(5 СЕМЕСТР)
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Цели и ГОС
|
1
|
Профилактика болезней пародонта. Подходы. Методы и средства профилактики. Роль гигиены полости рта в профилактике болезней пародонта.
|
2
|
1.2.1.
1.2.4.
1.2.7.
1.3.2.
1.3.3.
|
2
|
Этапы развития прикуса ребенка. Морфологическая норма.
|
2
|
1.2.2.
1.3.1.
1.3.2.
|
3.
|
Функционная характеристика периодов
Развития прикуса.
|
2
|
1.2.2.
1.3.1.
1.3.2.
|
4
|
Методы и средства профилактики зубо-челюстных аномалий.
|
|
1.2.2.
1.3.1.
1.3.2.
|
|
( 6 СЕМЕСТР)
|
|
|
1
|
Профилактика хирургических заболеваний челюстно-лицевой области.
|
2
|
1.2.2.
1.3.1.
1.3.2.
|
2
|
Местные средства профилактики кариеса зубов и болезни пародонта.
|
2
|
1.2.2.
1.3.2.
1.3.3.
|
3
|
Принципы и подходы вторичных профилактике стоматологических заболеваний. Диспансеризация детского населения у стоматолога.
|
2
|
1.2.1.
1.2.7.
1.2.9.
1.3.2.
1.3.3.
|
4
|
Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний. Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения в профилактике стоматологических заболеваний.
|
2
|
1.2.1.
1.2.4.
1.2.5.
1.3.2.
1.3.3.
|
^
(4 СЕМЕСТР) 2 курс
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Цели и ГОС
|
1.
|
Вводное занятие в детском отделении.
Ознакомление с режимом его работы, правилами поведения студентов в отделении, оборудованием кабинета гигиены, инструментарием, правилами стерилизации инструментов. Элементы асептики и антисептики.
|
3
|
1.2.5.
1.3.1.
|
2
|
Методы осмотра ребенка. Сбор анамнеза. Методика общего и наружного осмотра челюстно-лицевой области. Запись зубной формулы (графика – цифровая система; международная двухзначная система ВОЗ.).
|
3
|
1.2.5.
1.3.1.
1.3.4.
|
3-4
|
Осмотр зубов. Сравнительная оценка здоровых и пораженных твердых тканей зуба. Способы выявления очаговой деминерализации. Практическое освоение методов обследования ( у своих коллег). Показатели, характеризующие заболеваемость детского населения кариесом: распространенность, интенсивность (индексы кп, КПУ, кпп, КПп), прирост интенсивности , оценка активности кариеса по методике ВОЗ, по методике Т.В.Виноградовой. Редукция кариеса.
|
3
|
1.2.2.
1.2.6.
1.3.3.
1.3.4.
|
5
|
Методика осмотра СОПР (щек, губ, неба, десны). Выявление аномалий уздечек слизистого преддверье рта и языка. Сравнительная оценка здоровой и пораженной СОПР. Практическое освоение определения индексов РМА, ПИ, КПИ, CPITN (у своих коллег).
|
3
|
1.2.2.
1.2.6.
1.3.3.
1.3.4.
|
6
|
Гигиена рта. Индексы гигиены. Красители для определения зубного налета. Практическое определение состояния гигиены полости рта у студентов группы.
|
3
|
1.2.2.
1.3.3.
1.3.4.
|
7
|
Гигиены полости рта. Предметы гигиены. Зубные щетки. Уход за ними. Зубочистки, флоссы, межзубные стимуляторы, жевательные резинки.
|
3
|
1.2.1.
1.2.4.
1.3.2.
|
8
|
Средства гигиены полости рта. Назначение, состав, классификация зубных паст. Зубные порошки. Сравнительная оценка зубной пасты и порошка.
|
3
|
1.2.1.
1.2.4.
1.3.2.
|
9
|
Зубные эликсиры, их назначение. Режим применения зубных эликсиров с гигиеной и лечебной целью. Гигиенические зубные пасты (пенящиеся и непенящиеся) Выбор гигиенических паст.
|
3
|
1.2.1.
1.2.4.
1.3.2.
|
10
|
Лечебно-профилактические зубные пасты противокариозного действия, содержащие соли кальция, фосфора.
|
3
|
1.2.1.
1.2.4.
1.3.2.
|
11
|
Лечебно-профилактические пасты противокариозного действия, содержащие ионы фтора. Показания к применению, представители подкласса. Режим применения противокариозных зубных паст противовоспалительного действия.
Свойства, показания к применению, представители подкласса. Пасты, снижающие кариесогенность факторов полости рта: содержащие хлоргексидин, ферменты, ионы микроэлементов препятствующие отложению зубного налета.
|
3
|
1.2.1.
1.2.4.
1.3.2.
|
12
|
Методика чистки зубов. Практическое освоение стандартного метода чистки зубов.
|
3
|
1.2.4.
1.3.2.
1.3.4.
|
13
|
Контролируемая чистка зубов. Практическое освоение методики проведения контролируемой чистки зубов. Методы индивидуального контроля самостоятельной чистки зубов.
|
3
|
1.2.4.
1.3.2.
1.3.4.
|
14.
|
Требования к уровню знаний и практических навыков ухода за зубами у детей в возрасте 3-4,
5-6, 6-7 лет. Методы санитарного просвещения и медико-педагогического убеждения детей и их родителей практическими навыками гигиены полости рта в кабинете гигиены полости рта поликлиники.
|
3
|
1.2.1.
1.2.4.
1.3.2.
1.3.4.
|
(5 СЕМЕСТР) 3 курс
|
1
|
Профилактика кариеса. Роль и назначение фтора в организме. Системное и местное применение фторидов. Показания, противопоказания, преимущества и недостатки методов системного применения фторидов.
|
3
|
1.2.9.
1.3.1.
1.3.2.
|
2
|
Очаговая деминерализация. Понятие о проницаемости, минерализации, деминерализации и реминерализации эмали. Методы выявления ранних форм кариеса.
|
|
1.2.2.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.4.
|
3
|
Дифференциальная диагностика с флюорозом, гипоплазией, практическое использование реминерализующих средств и растворов. Профилактика ранних форм кариеса в период прорезывания постоянных зубов.
|
3
|
1.2.2.
1.3.1.
1.3.2.
|
4
|
Профилактика некариозных поражений. Профилактика флюороза. Факторы риска возникновения системной и местной гипоплазии и их устранение.
|
3
|
1.2.2.
1.3.1.
1.3.2.
|
5
|
Индивидуальная профилактика болезней пародонта. Определение факторов риска в возникновении заболеваний пародонта.
|
3
|
1.2.2.
1.3.1.
1.3.3.
1.3.4.
|
6
|
Методика выявления и удаления на зубных отложений, классификация зубных отложений, методы выявления на зубных отложений, значение этих образований в развитии стоматологических заболеваний, средства для предотвращения образования зубного налета.
|
3
|
1.2.2.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.4.
|
7
|
Удаление зубных отложений. Профессиональная чистка зубов, использование дополнительных предметов гигиены полости рта (флоссов, зубочисток).Профессиональное обучение пациента правильному уходу за зубами, рациональному подбору предметов и средств гигиены, удаление студентом зубных отложений, полировка пломб, последуюшее назначение по показаниям реминерализирующих средств.
|
3
|
1.2.1.
1.2.2.
1.3.2.
1.3.4.
|
8
|
Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта у школьников. Организация и проведение групповой профилактики в школе.
|
3
|
1.2.4.
1.2.7.
1.3.1.
1.3.2.
|
9.
|
Санитарное просвещение в организованных коллективах (организация, форма, методы, средства), гигиеническое обучение и воспитание различных групп население
|
3
|
1.2.9.
1.2.2.
1.2.3.
1.3.4.
|
10-11
|
Диспансеризация детей у стоматологов. Санация полости рта. Принципы организации и диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста. Проведение занятий в детском саду, школе.
|
3
|
1.2.7.
1.2.1
1.3.1.
1.3.2.
1.3.4.
|
12-13
|
Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний. Принципы планирования. Анализ ситуации. Контингент. Цель, задачи. Методы и средства. Организационные мероприятия. Оценка эффективности программы.
|
3
|
1.2.6.
1.2.8.
1.3.3..
|
14
|
Тератогенез врожденных пороков лица и их профилактика.
|
3
|
1.2.2.
1.3.1.
|
15
|
Профилактика травм лица и органов полости рта.
|
3
|
1.2.2.
1.3.2.
1.3.3.
|
16.
|
Основные методы профилактики гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.
|
3
|
1.2.2.
1.3.2.
1.3.3.
|
17
|
Дифференцированный зачет.
Экзамен по профилактике стоматологических заболеваний входит в экзамен по детской стоматологии.
|
3
|
1.2.1 1.2.2
1.2.3. 1.2.4.
1.2.5. 1.2.6.
1.2.7. 1.2.8.
1.2.9. 1.3.2.
1.3.3. 1.3.4.
|
(6 СЕМЕСТР) 3 курс
|
1
|
Способы устранения кариесогенной ситуации в полости рта. Профилактика кариеса реминерализующими средствами (задачи, показания к применению, методы реминерализующей терапии). Основные методики применения препаратов в виде аппликаций и полосканий, гелей.
|
3
|
1.2.1.
1.2.3.
1.3.2.
1.3.4.
|
2
|
Экзогенная профилактика кариеса препаратами фтора. Освоение методики применения фторлака.
|
3
|
1.2.1.
1.2.3.
1.3.2.
1.3.4.
|
3-4
|
Герметизация фиссур интактных зубов. Практическое освоение метода «запечатывание фиссур»
|
3
|
1.2.1.
1.2.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.4.
|
5
|
Эндогенная без лекарственная профилактика кариеса. Роль питания в развитии кариесогенной ситуации. Принципы устранения кариесогенных факторов касающихся вопросов питания.
|
3
|
1.2.1.
1.2.3.
1.3.1.
|
6
|
Эндогенная лекарственная профилактика кариеса. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь (занятия проводятся в школе матери, женских консультациях).
|
3
|
1.2.1.
1.2.3.
1.3.1.
1.3.4.
|
7
|
Групповая профилактика кариеса зубов и гигиена полости рта у детей дошкольного возраста. Организация и проведение групповой профилактики в детском саду.
|
3
|
1.2.1.
1.2.5.
1.3.2.
1.3.4.
|
8
|
Кариесогенная ситуация полости рта и способы ее выявления. Общие и местные факторы риска развития кариеса. Структура и свойства эмали после прорезывания зубов. «Зона риска» на зубах. Оценка резистентности зубов к кариесу по кислотоустойчивости эмали.
|
3
|
1.2.1.
1.3.2.
1.3.3.
1.3.4.
|
9
|
Кариесогенная ситуация полости рта и способы ее выявления. Зависимость устойчивости зубов к кариесу от свойств смешанной слюны /количество, вязкости Рн, буферной емкости и др.
|
3
|
1.2.6.
1.3.1.
1.3.3.
|
10
|
Кариесогенной ситуация полости рта и и способы ее выявления. Оценка карисогенности зубного налета /экспресс-метод выявления кариесогенной ситуации в полости рта по В.К. Леонтьеву./ Определение устойчивости зубов к кариесу по степени активности кариозного процесса. Гигиенический индекс в прогнозе кариозного поражения зубов.
|
3
|
1.2.6.
1.3.1.
1.3.3.
1.3.4.
|
11
|
Морфологическая характеристика периодов развития прикуса ребенка.
|
3
|
1.2.2.
1.3.1.
1.3.2.
|
12
|
Функциональная характеристика периодов развития прикуса ребенка.
|
3
|
1.2.2.
1.3.1.
1.3.2.
|
13
|
Вредные привычки у детей их последствия и способы устранения.
|
3
|
1.2.2.
1.2.3.
1.3.2.
|
14
|
Миогимнастика, как метод профилактики и лечения деформаций зубо-челюстной системы ребенка.
|
3
|
1.2.3.
1.3.2.
1.3.4.
|
15.
|
Роль питания в развитии зубо-челюстной системы и формирования зубо-челюстных деформаций.
|
3
|
1.2.1.
1.3.2.
1.3.3.
|
16
|
Взаимосвязь кариеса и его осложнения с зубо-челюстной патологией.
|
3
|
1.2.1.
1.3.2.
1.3.3.
|
17
|
Зачетное занятие, индивидуальный контроль знаний практических навыков у студентов.
|
3
|
1.2.1. 1.2.2.
1.2.3. 1.2.4.
1.2.5. 1.2.6.
1.2.7. 1.2.8.
1.2.9. 1.3.1.
1.3.2. 1.3.3.
|
|
ИТОГО:
|
51
|
|
^
Данный раздел предусматривает работу студентов вне учебных занятий. Студент самостоятельно изучает материал, пользуясь различной специальной литературой, изучая монографии и научные труды по стоматологии. Всего за год обучения 77 часов.
^
(4 СЕМЕСТР).
Сроки
|
Тема
|
Содержание
|
Объем
в час.
|
ГОС и
Цели
|
Февраль
|
1) Обследование больного
|
Методы обследования стоматологического больного. Эпидемиологического обследование гигиенического статуса больного.
|
5
|
1.2.1.
1.2.6.
1.2.8.
1.3.2.
1.3.3.
|
Март
|
2) Обучение гигиене полости рта.
|
Методы обучения гигиены полости рта. Методы правильной чистки зубов.
|
5
|
1.2.1.
1.2.4.
1.2.9.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
|
Апрель
|
3) Подбор средств гигиены полости рта.
|
Предметы гигиены полости рта. Гигиенические, профилактические, лечебные средства гигиены полости рта.
|
5
|
1.2.1.
1.2.4.
1.2.6.
1.2.7.
1.3.1.
|
Май
|
4) Эндогенная профилактика кариеса.
|
Методы и препараты эндогенной профилактики кариеса.
|
5
|
1.2.1.
1.2.3.
1.2.6.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
|
Июнь
|
5) Методы выявления заболеваний твердых тканей зуба.
|
Пробы для выявления кариеса, индексы гигиены полости рта. Выявление заболеваний тканей пародонта.
|
5
|
1.2.1.
1.2.2.
1.2.6.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
|
Итого: 25 часов
^
ДЛЯ 3 КУРСА (5 СЕМЕСТР)
Сроки
|
Тема
|
Содержание
|
Объем
в час.
|
ГОС и цели
|
Сентябрь
|
1) Местное применение фторидов для профилактики кариеса.
|
Препараты местного действия при профилактики кариеса. Минерализация, деминерализация и реминерализация эмали. Практическое использование реминерализирующих средств и растворов.
|
5
|
1.2.1.
1.2.3.
1.2.6.
1.3.1.
1.3.2.
|
Октябрь
|
2) Групповая профилактика кариеса
|
Профилактика кариеса у детей дошкольного и школьного возраста. Методы профилактики ранних форм кариеса.
|
5
|
1.2.1.
1.2.3.
1.2.6.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
|
Ноябрь
|
3) Профилактика некариозных заболеваний твердых тканей зуба.
|
Методы профилактики флюороза. Устранения фактора риска возникновения системной и местной гипоплазии.
|
5
|
1.2.1.
1.2.3.
1.2.6.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
|
Январь
|
4) Профилактика деформаций зубочелюстной системы у ребенка.
|
Этиология зубочелюстных аномалий. Профилактика ЗЧА. Миогимнастика как метод профилактики деформаций ЗЧА у ребенка.
|
5
|
1.2.1.
1.2.3.
1.2.6.
1.3.2.
1.3.3.
|
Итого: 25 часов
^
Сроки
|
Тема
|
Содержание
|
Объем
в час.
|
ГОС и цели
|
Февраль
|
1) Методы индивидуальной профилактики кариеса
|
Герметизация фиссур, показания, противопоказания. Методы и средства для герметизации.
|
5
|
1.2.1.
1.2.2.
1.2.6.
1.2.7.
1.3.2.
1.3.3.
|
Март
|
2) Принципы диспансеризации для профилактики стоматологических заболеваний.
|
Диспансеризация детского и взрослого населения для профилактики кариеса и болезней пародонта, ЗЧА, воспалительных заболеваний.
|
6
|
1.2.5.
1.2.6.
1.2.8.
1.3.2.
|
Апрель
|
3) Профилактика кариеса в эмбриональном периоде.
|
Препараты для антенатальной профилактики кариеса характер питания во время беременности. Санитарно - гигиеническая обучение беременной женщины.
|
6
|
1.2.1.
1.2.4.
1.2.6.
1.3.1.
1.3.2.
|
Май
|
4) Профилактика травм ЧЛО и органов полости рта.
|
Возможные причины возникновения травм ЧЛО, органов полости рта и их профилактика.
|
5
|
1.2.1.
1.2.3.
1.2.6.
1.3.1.
1.3.2.
|
Июнь
|
5) Санитарное просвещение в организованных коллективах.
|
Принципы построения санитарно – просветительной работы. Активные и пассивные методы санитарно – просветительной работы.
|
5
|
1.2.4.
1.2.6.
1.2.9.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
|
Итого: 27 часов
^
3.1. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА ПО ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ:
Обязательно иметь форму врача (халат , шапочки, маску, сменную обувь, перчатки резиновые).
Вести лекционные тетради.
Строго соблюдать дисциплину, являться на лекцию без опозданий.
^
Обязательно иметь форму врача (халат шапочку, маску, сменную обувь, перчатки резиновые).
На занятиях студенты должны освоить правила и порядок работы курса стоматологии, поликлиники, стационара.
Содержать в чистоте аудитории, соблюдать дисциплину и порядок, не опаздывать на занятия. В каждой группе должны быть дежурные, которые по студенческим билетам получают на кафедре препараты, инструменты, расходный материал, таблицы. Методические рекомендации, учебную литературу и отвечают за целостность и сохранность. Каждый студент перед началом цикла проходит инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.
На занятиях студент определяет стоматологию, как науку и ее место среди медицинских специальностей.
Обладает особенностями обследования и лечение больных со стоматологическими заболеваниями, четко ориентироваться и представлять клинику, диагностику, дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний, а также проведение лечебных и профилактических мероприятий.
Показание и противопоказание к различным методам исследования стоматологических больных. Клинические проявления, методы диагностики и лечения кариеса и его осложнений.
^
Студент должен самостоятельно изучать и прорабатывать литературу по профилактики стоматологических заболеваний. Анализировать и делать выводы объединяя теоретические знания и практические навыки. На основе самостоятельного изучения литературы и на основе практических навыков должен писать рефераты.
^
 

^
(промежуточный тестовый контроль)
Профилактика
Составление плана и проведение санитарно-просветительной работы.
 


Вопросы антенатальной профилактики

^
Итоговый контроль

Проверка уровня усвоения программы профилактики и проведения санитарно – просветительной работы.
^
Навыки которыми студент овладевает после прохождении изучении материала
|
Цели
|
обследование стоматологических больных, овладеть методами осмотра стоматологического пациента.
заполнение документации: истории болезни, карта диспансерного больного, различных тестов, эпидемиологической карты, составление программы профилактики.
знать формулы ВОЗ
определение различных тестов, состояния твердых тканей зуба, тканей пародонта гигиены полости рта.
проводить уроки гигиены
проводить санитарно – просветительную работу
практически проводить герметизацию фиссур
выявление и удаление зубных отложений
обучать устранению вредных привычек
подобрать и назначать средства гигиены полости рта
анализировать эффективность программы профилактики заболеваний полости рта
|
1.3.3.
1.3.4.
1.3.3.
1.3.3.
1.3.2.
1.3.3.
1.3.4.
1.3.2.
1.3.3.
1.3.4.
1.3.1.
1.3.3.
1.3.1.
1.3.3.
1.3.4.
1.3.1.
1.3.3.
1.3.4.
1.3.2.
1.3.3.
1.3.2.
1.3.3.
1.3.2.
1.3.3.
|
^
Текущий контроль (образец теста, ситуационный задачи).
Промежуточный контроль.
Итоговый контроль (образец экзаменационного билета).
(образцы в приложении).
^
Основная
Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие, издательство «Поли Медиа Пресс» 2003 год. с. 216.
Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии.// М., Медицина, 1982. – 240с.
Кузьмина Э.М. с соавт. Критирии оценки состояния полости рта и эффективности различных средств профилактики стоматологических заболеваний . // Метод. реком. – М., ММСИ, 1996. – 36с.
Кузьмина Э.М. с соавт. Профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин и детей раннего возраста. – М., ММСИ. 1999. – 36с.
Кузьмина Э.М., Смирнова Т.А. Фториды в клинической стоматологии. // М., МГМСУ, 2001. –32с.
Боровский Е.В., леус П.А. Кариес зубов. // М., «Медицина», 1979, 256с.
5.2. Дополнительная
Васина С.А. Клинико – лабораторное обоснование применения некоторых средств и методов профилактики кариеса зубов и гингивитов у школьников.// Дисс. … канд. мед. наук.. – М., ММСИ, 1984.
Двиняникова Е.Е. Программа профилактики основных стоматологических заболеваний для детей Удмуртии.// Дисс. … канд. мед. наук.. – М., МГМСУ, 2000.
Дорошина В.Ю. Профилактика стоматологических заболеваний у беременных как основа стоматологического здоровья детей раннего возраста.// Дисс. … канд. мед. наук.. – М., ММСИ, 1997.
Зимина В.И. Эффективность профилактики кариеса зубов у детей при использовании фторированного молока. Дисс. … канд. мед. наук.. – М., ММСИ, 1997.
Козичева Т.А. Клиническое обоснование применение средств профилактики основных стоматологических заболеваний в различных возрастных группах населения. // Дисс. … канд. мед. наук.. – М., ММСИ, 1999.
Косюга С.Ю. Эффективность программ профилактики основных стоматологических заболеваний у детей организованных коллективов Нижегородской области. // Дисс. … канд. мед. наук.. – М., МГМСУ, 2001.
Крихели Н.И. Обоснование проведения профилактических мероприятий при отбеливание зубов. . // Дисс. … канд. мед. наук.. – М., МГМСУ, 2001.
Кузьмина И.Н. Профилактика ранних форм кариеса в период прорезывание постоянных зубов у детей. // Дисс. … канд. мед. наук..-М., МГМСУ, 1996г.
Кузьмина Э.М. Ситуационный анализ стоматологической заболеваемости как основа планирование программ профилактики. // Дисс. … докт. Мед. наук. – М ., ММСИ, 1995г.
Лаптева Л.И. Комплексная медико – педагогическая программа профилактики основных стоматологических заболеваний с учетом возрастных психо – физиологических особенностей детей и подростков. // Дисс. …канд. меднаук. – М., МГМСУ, 2001.
Леонтьев В.К. Кариес и процессы минерализации.// Дисс. … докт. Мед. наук. – М., 1978.
Леус П.А. Коммунальная стоматология. Брест, 2000. – 284 с.
Набатова Т.А. Роль стоматологического просвещения родителей в подержании здоровья полости рта детей. // Дисс. Канд. мед. наук. – М., МГМСУ , 2000.
Персин Л.С. Клинико – рентгенологическая и функциональная характеристика зубочелюстной системы у детей с дистальной окклюзией зубных рядов.// Автореферат дисс. … докт. мед. наук. – М, ММСИ, 1989.
Простакова Т.Б. Эффективность профессиональной гигиены полости рта в профилактике заболеваний пародонта у детей с дизокклюзиями. // Дисс. канд. мед. наук. – М., ММСИ, 1994.
^
ТАБЛИЦЫ
Наименование наглядного пособия
|
№ таблицы
|
Запечатывание фиссур зубов для профилактики кариеса зубов.
Направление движений щетки в различных участках зубного ряда.
Применение фторлака для индивидуальной профилактики кариеса.
Определение индекса гигиены по Федорову – Володкиной.
Начальные этапы удаления зубного камня.
Способы применения препаратов фтора для профилактики кариеса зубов.
Стандартный метод чистки зубов.
Пародонтальный индекс (ПИ).
Индекс Федорова – Володкиной.
Индекс РМА – РI.
Индекс распространенности кариеса.
Пародонтальный индекс.
Упражнение для тренировки круговой мышцы рта.
Индекс Рамфьерда.
Гигиена полости рта.
Упражнения по переменной выдвижение нижней челюсти с тренажерами.
Профилактика кариеса.
Профилактика заболеваний пародонта.
Индексы эффективности гигиены полости рта РНП.
Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть.
Поэтапная герметизация фиссур.
Крутой метод Fones.
Способы применения препаратов фтора для профилактики кариеса зубов.
Комплексно – пародонтальный индекс (КПИ).
Пользуйтесь зубными пастами.
Упрощенный индекс по Грину – Вермиллиону (УИГ).
Индекс СРINT.
индекс нуждаемости в лечении пародонта.
Индекс ВОЗ, CPINT
Новые материалы и технологии в лечении стоматологических заболеваний. Показания и клиника. Часть II «Сонодент» () видеокассеты
|
№ 17
№ 18
№ 19
№ 21
№ 22
№ 25
№ 52
№ 53
№ 54
№ 55
№ 56
№ 57
№ 58
№ 61
№ 70
№ 82
№ 89
№ 92
№ 93
№ 95
№ 99
№ 103
№ 115
№ 132
№ 134
№ 138
№ 142
№ 143
№ 11
|
ВИДЕОКАССЕТЫ
№ 9. Уникальные стоматологические материалы для профилактики и
лечения кариеса, его осложнений и болезней пародонта. Показания и
клиника. «Сонодент», 2001 г.
№10. Новые материалы и технологии лечения стоматологических
заболеваний. Показания и клиника. Часть 1. «Сонодент».
№11. Новые материалы и технологии лечения стоматологических
заболеваний. Показания и клиника. Часть 2. «Сонодент».
|