|
Скачать 0.97 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКЙЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»Кафедра ортопедической стоматологииМЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ 4-ГО КУРСА 8 СЕМЕСТРА Методические разработки утверждены на методическом совещании кафедры________________________________ Зав.кафедрой ортопедической стоматологии, д.м.н., профессор______________С.А.Наумович «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой, профессор ____________С. А. Наумович Протокол заседания кафедры № _12__ от «__1__» ____02__________ 2011г. ^
Лекции – 8 (10 часов). Практические занятия – 70 часов Количество часов всего - 80 Количество недель – 14 «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой, профессор ____________С. А. Наумович Протокол заседания кафедры № _12__ от «__1__» _____02___ 2011г. ^ для студентов 4 курса 8 семестра по ортопедической стоматологии (8 лекций, 10 часов) Лекция 1. Заболевания периодонта: альвеолярная пиорея, амфодонтоз, пародонтоз, пародонтопатии, периодонтиты. Методы обследования. Классификации заболеваний периодонта. Очаговое и генерализованное поражение периодонта. Этиология. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лекция 2. Теории и механизм развития различных форм заболеваний периодонта. Ортопедическая профилактика (избирательное пришлифовывание зубов). Целенаправленность шинирования. Роль ортопедического лечения и показания к шинированию зубов. Принципы шинирования. Виды стабилизации зубных рядов. Лекция 3. Показания к временному и постоянному шинированию зубов. Конструкции шин, применяемых для временного и постоянного шинирования. Лекция 4. Показания к применению съемных и несъемных конструкций шин. Непосредственное протезирование, ортодонтическое лечение и их роль при лечении заболеваний периодонта. Лекция 5. Функциональная патология зубочелюстной системы, определение. Макро- и микроморфологические изменения в зубочелюстной системе после утраты зубов. Деформация зубных рядов и прикуса. Формы проявления функциональной патологии зубочелюстной системы: феномен Попова-Годона, травматический узел (формы), механизм развития. Лекция 6. Диагностика, клиника и методы ортопедического лечения деформаций зубных рядов и прикуса. Лекция 7. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и методы ортопедического лечения. Лекция 8. Заболевания, связанные с действием на организм протезов и материалов, из которых они изготовлены. Непереносимость к пластмассам. Гальванозы и аллергии на протезные материалы. Профилактика, клиника, диагностика и лечение. ^ СТОМАТОЛОГИИ Общие требования и особенности проведения практических занятий со студентами следующие: а) студент к каждому занятию должен хорошо теоретически готовиться, использовать новейшие литературные источники; б) чутко и внимательно относиться к больному; в) для определения диагноза обязательно использовать субъективные, объективные и дополнительные методы обследования ортопедических больных; г) логические обосновать клинические симптомы и топографию дефекта зубных рядов, научиться правильно давать оценку предложенной конструкции изготовления зубных протезов; д) научить студентов ведению медицинской документации; е) по возможности овладеть соответствующими мануальными навыками в лечении тематических больных. Оценку знаний ассистент проводит посредством опроса, решения ситуационных клинических задач, а также по результатам приема студентами больных и овладению ими мануальными навыками и выставляет оценку в книжку преподавателя и кафедральный журнал. Отработка пропущенных занятий должна проводится согласно составленного графика на кафедре с указанием фамилии ассистента, числа и времени. ^ 10 баллов – десять: - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; - точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; - безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; - выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; - полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин; - творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; - точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; - способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы; - полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку; - самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; - использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; - способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы; - усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку; - самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - систематизированные и полные знания по всем разделам учебной программы; - использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; - свободное владение типовыми решениями в рамках учебной программы; - усвоение основной и необходимой дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; - самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы; - использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; - способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; - активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - достаточные знания в объеме учебной программы; - использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; - способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; - самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач; - умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи; - умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку; - работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий. ^ - недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта; - знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - использование научной терминологии, изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками; - слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; - неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплине; - пассивность на практических, лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий. Уровень недостаточный для текущей и итоговой аттестации, допускается повторная текущая аттестация при соответствующей самостоятельной работе студента. ^ - фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; - знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины; - неумение использовать научную терминологию дисциплины наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок; - пассивность на практических, лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий. Уровень недостаточный для текущей и итоговой аттестации, допускается повторная текущая аттестация при значительной самостоятельной работе студента. ^ - отсутствие приращения знаний и компетентности в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа; - использование запрещенный (несанкционированных) материалов и методов. Студент повторно не аттестуется и представляется к отчислению из высшего учебного заведения. 4 курс 8 семестр ^ 1. Лекционный материал. 2. Гаврилов Е.И.,Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. - М. - 1984, 544 с. 3. Величко, О.И. Иванова, О.И. Цвирко Психологическая подготовка пациентов в клинике ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2004г. 4 Л.С. Величко, Л.В. Белодед, С.В. Ивашенко Принципы лечения вертикальных зубоальвеолярных деформаций у взрослых Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2004г. 5. Величко Л.С. Профилактика и лечение артикуляционной перегрузки пародонта. Минск, 1985 6. Величко, И.И. Гунько, В.С. Улащик Применение магнитотерапиии в комплексном лечении зубочелюстных аномалий в сформированном прикусе Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2004г. 7. Л.С. Величко, О.И. Иванова, О.И. Цвирко Психологическая подготовка пациентов в клинике ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2004г. 8. Л.С. Величко, Л.В. Белодед, С.В. Ивашенко Принципы лечения вертикальных зубоальвеолярных деформаций у взрослых Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2004г. 9. Дойников А.И., Синицин В.Д. Зуботехническое материаловеде ние, М. - 1986. 208 с. 10. Жулев Е.Н. Материаловедение в ортопедической стоматологии – ГИИ. – Н.Новгород, 1997.-24 экз. 11. Копейкин В.Н., Демнер Л.М. Зубопротезная техника. М.1985, - 400 с. 12. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. М.1988. - 511 с. 13. Копейкин В.Н., Бушан М.Г., Воронов А.И. и др. Руководство по ортопедической стоматологии. М., 1993. 495 с. 14. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. М.1977. 415с. 15. Курляндский В.Ю. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии. – М,1973 –320 экз. 16. Наумович С.А., Коцюра Ю.И., Гунько И.И. и др. Штифтовые конструкции Метод.рекомендации.. Мн. МГМИ, 1998. - 17 с. 17. Наумович С.А., Гунько И.И., Горбачев А.Н., Клинические особенности протезирования металлокерамическими конструкциями: Метод.рекомендации. Мн., МГМИ, 1999. - 30 с. 18. Наумович С.А. Круглик Ю.Н., Гунько И.И., Безопасные режимы препарирования зубов: Метод. Рекомендации. Мн.МГМИ. 1998. - 18с. 19.Наумович С.А., Гунько И.И., Берлов Г.А. Диагностика и комплексное лечение вертикальных аномалий зубочелюстной системы. Монография. Мн.: БГЭУ, 2001г. 20.Наумович С.А., Крушевский В.Е. Биомеханика системы зуб- периодонт. Монография. Мн. 2000г. 21. Наумович С.А., Величко Л.С. Принципы деонтологии в ортопедической стоматологии. 2002г. 22. Наумович С.А. Диагностика и методы лечения дефектов твердых тканей зубов. М. 2003г. 23. . Наумович С.А. и др. Организация и содержание работы врача стоматолога-ортопеда. 1999г. 24. Наумович С.А. и др. Особенности ортопедического лечения при заболеваниях слизистой оболочки полости рта Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 25. Наумович С.А. и др. Реставрация металлокерамических протезов Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 26. Наумович С.А. и др. Правила эксплуатации и техническое обслуживание стоматологических установок Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 27 Наумович С.А. и др. Протезирование частичной вторичной адентии съёмными пластиночными протезами Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 28. Наумович С.А. и др. Непосредственное протезирование в ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 29. Наумович С.А. и др. Препарирование зубов под современные виды ортопедических конструкций Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 30. Наумович С.А. и др. Ортопедические методы лечения болезней мышечного и височно-нижнечелюстного суставного комплекса Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 31 Наумович С.А. и др. Бюгельные протезы (основные конструктивные элементы)Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 32. Наумович С.А. и др. Бюгельные протезы (клинико-лабораторные этапы)Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 33. Наумович С.А. и др. Применение лазерной сварки в ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 34. Наумович С.А. и др. Телескопические коронки Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 35. Наумович С.А. и др. Методика определения центральной окклюзии (при дефектах зубных рядов) и центрального соотношения челюстей (при полной потере зубов). Ошибки Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 36. Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н., Жулев Е.Н. Ортопедическая стоматология. Санкт-Петербург. 1998. - 565 с. ^ 1. Бушан М.Г., Каламкаров Х.А. Осложнения при зубном протезировании и их профилактика. Кишинев, 1983 2. Величко Л.С. Профилактика и лечение артикуляционной перегрузки пародонта. М., 1985. 3. Далиневский Н.Ф. и др. Заболевания пародонта. М., 1993 г. 4. Копейкин В.Н. Ортопедическое лечение заболеваний пародонта. 1977 . 5. Курляндский В.Ю. Керамические и цельнолитые зубные протезы.М., 1978. 6. Наумович С.А., Величко Л.С., Ивашенко С.В. Методы ортопедического лечения заболеваний тканей периодонта. 2002. 7. Наумович С.А., Коцюра Ю.И. и др. Избирательное пришлифовывание зубов при заболеваниях периодонта. (2002г. 8..Шугар Л., Балоци Й., Рац И., Шаллаи К. Заболевания полости рта. 1980. ^
Общая продолжительность занятий – 5,0 академических часов. ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Классификация заболеваний периодонта. Этиология и патогенез, клиника, методы обследования, дифференциальная диагностика. Роль экзогенных и одонтогенных факторов в развитии заболевание периодонта ^ Научить студентов дифференциальной диагностике заболеваний периодонта, деонтологическим правилам приема больных с заболеваниями периодонта. ^
ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная:
3. Величко Л.С. Профилактика и лечение артикуляционной перегрузки пародонта. Минск, 1981, с. 105-107, 111-112
^
^
![]() ^ XVI Пленум Всесоюзного научного общества стоматологов /10 - 12.Х.83 г., г. Ереван 1. Гингивит - воспаление десны, обусловленное неблагоприятным воздействием местных и общих факторов и протекающее без нарушения целостности зубодесневого соединения. ФОРМА: катаральный, язвенный, гипертрофический. ТЯЖЕСТЬ: легкий, средний, тяжелый. ТЕЧЕНИЕ: острый, хронический, обострившийся. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ: локализованный, генерализованный. 2. Периодонтит - воспаление тканей пародонта, характеризующееся прогрессирующей деструкцией пародонта и кости альвеолярного отростка челюстей. ТЯЖЕСТЬ: легкий, средний, тяжелый. ТЕЧЕНИЕ: острый, хронический, обострение, абсцесс, ремиссия. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ: локализованный, генерализованный.
^
гиперпластический язвенный десквамативный другие
сложный другие
К05 Гингивит и болезни периодонта Включает: заболевания беззубого альвеолярного гребня К05.0 Острый гингивит Исключая: острый перикоронарит (К05. 22), острый некротический язвенный гингивит (гингивит Венсана) (А69.10), герпетический гингивостоматит (В00.2Х) К05.00 Острый стрептококковый гингивостоматит К05.08 Другие острые специфические гингивиты К05.09 Острый неспецифический гингивит К05.1 Хронический гингивит К05.10 Простой маргинальный К05.11 Гиперпластический К05.12 Язвенный Исключая: язвенно-некротический гингивит (А69.10) К05.13 Десквамативный К05.18 Другие хронические специфические гингивиты К05.19 Хронический неспецифический гингивит К05.2 Острый периодонтит К05.20 Периодонтальный абсцесс (пародонтальный абсцесс) десневого происхождения без свища Исключая: острый апикальный периодонтит пульпарного происхождения (К04.4), острый периапикальный абсцесс пульпарного происхождения (К04.6, К04.7) К05.21 Периодонтальный абсцесс (пародонтальный абсцесс) десневого происхождения со свищем Исключая: острый апикальный периодонтит пульпарного происхождения (К04.4), острый периапикальный абсцесс пульпарного происхождения (К04.6, К04.7) К05.22 Острый перикоронарит К05.28 Другие острые специфические периодонтиты К05.29 Острый неспецифический периодонтит К05.3 Хронический периодонтит К05.30 Простой К05.31 Сложный К05.32 Хронический перикоронарит К05.33 Утолщение фоликулы К05.38 Другие хронические специфические периодонтиты К05.39 Хронический неспецифический периодонтит К05.4 Периодонтозис Ювенильный периодонтит К05.5 Другие болезни периодонта К06 Другие поражения десны и беззубого альвеолярного гребня Исключая: атрофию беззубого альвеолярного гребня (К08.2), гингивиты (К05.0, К05.1) К06.0 Рецессия десны Включая: постинфекционная, постоперационная К06.00 Локализованная К06.01 Генерализованная К06.09 Неспецифическая рецессия десны К06.1 Гингивальная гипертрофия < Включафр: бугристость К06.10 Гингивальный фиброматоз К06.18 Другая специфическая гипертрофия десны К06.19 Неспецифическая гингивальная гипертрофия К06.2 Поражения десны и беззубого альвеолярного гребня ассоциирующиеся с травмой К06.20 Вследствии травматической окклюзии К06.21 Вследствии чистки зубов К06.22 Фрикционный (функциональный) кератоз К06.23 Дентальная гиперплазия К06.28 Другие специфические поражения десны и беззубого альвеолярного гребня ассоциирующиеся с травмой К06.29 Неспецифические поражения десны и беззубого альвеолярного гребня ассоциирующиеся с травмой К06.8 Другие специфические поражения десны и беззубого альвеолярного гребня К06.80 Гингивальная киста у взрослых Исключая: гингивальную кисту новорожденных (К09.82) К06.81 Периферическая гигантоклеточная гранулема (гигантоклеточный эпулис) К06.82 Фиброзный эпулис К06.83 Пиогенная гранулема Исключая: пиогенную гранулему других участков десны и беззубого альвеолярного гребня К06.84 Болтающийся гребень К06.88 Другие ^
Внешний осмотр без особенностей, движения в ВНЧС в полном объёме, безболезненны. 4 3 3 0 0 0 0 0 0 0 0 3 3 3 0 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 8 0 0 3 3 0 0 0 0 0 0 0 0 3 3 8 При осмотре полости рта отмечается гиперемия, отёчность слизистой оболочки в области фронтальных зубов нижней челюсти, отмечается скученность зубов во фронтальном участке нижней челюсти. На одонтопародонтограмме резорбция костной ткани альвеолярного отростка верхней и нижней челюсти не отмечается. Поставьте диагноз.
Внешний осмотр без особенностей. Движения в ВНЧС в полном объёме, безболезненны. 4 0 4 4 0 3 3 0 0 3 0 3 3 4 0 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 3 4 4 0 0 0 0 0 0 0 3 3 4 4 3 При осмотре полости рта отмечается гиперемия, отёчность слизистой оболочки в области зубов верхней и нижней челюстей. Патологическая подвижносить зубов отсутствует. На одонтопародонтограмме признаки резорбции костной ткани альвеолярного отростка отсутствуют. Поставьте диагноз.
Внешний осмотр без особенностей Движения в ВНЧС в полном объёме, безболезненны. 8 0 4 0 0 0 3 3 3 3 0 0 0 0 4 8 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 0 4 0 3 3 0 0 0 0 0 3 0 3 3 4 При обследовании полости рта отмечается гиперемия, отёчность слизистой оболочки в области зубов 31,32,33,41,42,43, имеют место патологические зубодесневые карманы глубиной до 3 мм, отмечается патологическая подвижность 1-2 степени. Рентгенологически отмечается резорбция альвеолярного отростка в области зубов 31,32,33,41,42,43от 1\4 до 1\2. Поставите диагноз
При внешнем осмотре отмечается снижение высоты нижней трети лица. Движения в ВНЧС в полном объёме, безболезненна. 4 4 4 4 3 3 0 0 0 0 0 4 4 3 4 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 4 4 4 4 0 3 0 0 0 4 3 4 4 4 4 При осмотре полости рта отмечается гиперемия, отёчность слизистой оболочки в области сохранившихся зубов, наличие патологических карманов от 3 до 5 мм., патологическая подвижность 2-3 степени. Веерообразное расположение зубов верхней и нижней челюсти, во фронтальном участке наличие диастем и трем. Зубы верхней и нижней челюстей I степени подвижности. Десневые карманы углублены. Имеются поддесневой и наддесневой зубной камень. В области передних зубов тремы и диастемы. На одонтопародонтограмме определяется неравномерная атрофия альвеолярного отростка от 1./2 до 3/.4. Поставьте диагноз
Внешний осмотр без особенностей Движения в ВНЧС в полном объёме, безболезненны. 4 0 4 4 3 0 0 0 0 0 0 3 4 3 4 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 0 3 3 3 0 3 0 0 0 0 4 3 4 0 4 При осмотре полости рта слизистой оболочки в области зубов атрофичная, бледная, отмечается оголение корней зубов, патологическая стёртость 1 степени. их карманов от 3 до 5 мм., патологическая подвижность 2-3 степени. На одонтопародонтограмме отмечается равномерная атрофия альвеолярного отростка до 1/.2 Поставьте диагноз ЛИТЕРАТУРА
6. Щербаков А.С, Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н., Жулев Е.Н. Ортопедическая стоматология. С.Петербург. 1988. Дополнительная:
ЗАНЯТИЕ 3 Тема: Одонтопародонтограмма как показатель функционального состояния и выносливости периодонта. Резервные силы периодонта и их изменения в зависимости от степени атрофии альвеолярного отростка. Взаимосвязь степени воспаления в тканях периодонта и подвижности зубов. Цель занятия: Научить методам обследования больных с заболеваниями периодонта. Научить методике определения резервных сил и выносливости периодонта, анализ одонтопародонтограммы при заболевании периодонта. ^
ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная: 1. Копейкин В.Н. Ортопедическое лечение заболеваний пародонта. М., 1977, с. 33-57. Наглядную картину состояния зубных рядов опорного аппарата сохранившихся зубов, антагонирующих соотношений зубных рядов, функционального состояния зубочелюстной системы и течения процесса (при сопоставлении динамических записей) дает одонтопародонтограмма. Одонтопародонтограмму получают путем занесения сведений о каждом зубе и его опорном аппарате в специальный чертеж. На чертеже даны обозначения каждого зуба. Два ряда клеток над зубной формулой предназначены для записи данных о состоянии опорного аппарата зубов верхней челюсти, а два ряда клеток под зубной формулой - для записи данных о состоянии опорного аппарата зубов нижней челюсти. Полученные данные о состоянии зуба и его опорного аппарата заносят в чертеж с помощью условных обозначений. Во первых, от зубной формулы графах приводят сведения о состоянии тканей зуба, во вторых – сведения о состоянии опорного аппарата зуба. Условные обозначения следующие: N – патологических изменений нет;
¼ - атрофия I степени; ½ - атрофия II степени; ¾ - атрофия III степени; более ¾ - атрофия IV степени; Ø – зуб или корень имеется, но подлежит удалению. Одонтопародонтограмму заполняют в присутствии больного. Запись ведут последовательно: от правого зуба мудрости нижней челюсти до левого зуба мудрости нижней челюсти и от левого зуба мудрости верхней челюсти до правого зуба мудрости верхней челюсти. Выносливость опорного аппарата зуба к давлению определяется гнатодинамометром. При атрофии лунки выносливость периодонта снижается, причем тем больше, чем больше атрофия. Обычно одновременно с атрофическими процессами в лунке зуба происходят значительные изменения в рецепторном аппарате периодонта. В связи с этим, а также вследствие появившейся патологической подвижности зуба, обусловленной атрофией, установить фактическую выносливость периодонта к давлению не удается. Поэтому выносливость периодонта к нагрузке при атрофии исчисляют с помощью условных коэффициентов. Эти коэффициенты составлены на основе пропорциональных соотношений выносливости периодонта различных зубов к нагрузке, что определялось гнатодинамометрией при непораженном периодонте. Коэффициент выносливости периодонта к нагрузке соответственно снижен при разных степенях атрофии лунки у различных зубов. При атрофии IV степени периодонт выносливостью к нагрузке не обладает (зуб подлежит удалению). В практике принято считать, что периодонт зуба в состоянии вынести нагрузку вдвое большую, чем нагрузка при обработке пиши. В этом случае резервных сил не остается, следовательно, периодонт зуба уже не в состоянии ответить адекватной реакцией, если раздражение при дроблении пищи окажется выше средних величин. При III степени атрофии имеется выраженная функциональная недостаточность периодонта. Клинические наблюдения показывают, что при сохранении резервных сил в периодонте патологические процессы, характеризующиеся дистрофией периодонта, протекают бессимптомно. После исчезновения резервных сил патологические процессы протекают особенно остро. ^
Ситуационные задачи к зан. 3 1.. Больной Т, 42 лет, обратился в клинику с жалобами на частичную потерю зубов на нижней челюсти, подвижность сохранившихся зубов, нарушение функции жевания. За ортопедической помощью ранее не обращался. Внешний осмотр без особенностей, движения в ВНЧС безболезненны, в полном объёме. 4 3 3 0 3 0 0 3 3 0 0 3 3 3 0 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 4 4 0 3 0 0 4 4 0 0 3 3 4 4 4 При осмотре гиперемия слизистой оболочки полости рта в области зубов нижней челюсти, подвижность 1-2 степени. Дефект зубного ряда 1 класса по Кеннеди На рентгенограмме выявлена резорбция костной ткани в области зубов нижней челюсти – 42,32, 34 1./2, 43,44,45,33,34 на 1/.4., признаки резорбции на верхней челюсти отсутствуют. Поставьте диагноз, проанализируйте функциональное состояние зубов, составьте план лечения. 2. Пациент П, 45 лет, обратился в клинику с жалобами на кровоточивость дёсен при чистке зубов, подвижность зубов. нижней челюсти во фронтальном участке, эстетический недостаток – отсутствие 11 зуба.. За ортопедической помощью ранее не обращался. Внешний осмотр без особенностей, движение в ВНЧС в полном объёме, безболезненно. 4 0 3 0 0 3 0 4 0 3 3 3 3 0 0 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 3 0 0 0 3 3 0 3 3 0 0 3 3 0 4 При осмотре отмечается гиперемия слизистой оболочки в области фронтальных зубов ВНЧС. Подвижность– 11,21,22,31,32,41,42 1-2 степени. Дефект зубного ряда 3 класса по Кеннеди. На рентгенограмме отмечается резорбция альвеолярного отростка в нижней челюсти в области 11,21,22,31,41 на 1./2, в области 13,23,32,33,42,43 на 1./4. Поставьте диагноз. Оцените функциональное состояние зубов, составьте план лечения. 3. Пациентка Ж, 71 год, направлена на консультацию врачом-стоматологом-парадонтологом. Жалобы на потерю зубов, болезненность при пережёвывании пищи, подвижность оставшихся зубов. Ранее не лечилась. При внешнем осмотре снижение высоты нижней трети лица, западание щёк и губ, выраженность носогубных складок. Движения в ВНЧС в полном объёме, безболезненны. 4 4 3 4 4 4 4 4 0 0 4 4 4 4 4 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 0 4 4 4 0 4 4 4 4 0 4 5 4 4 4 При осмотре слизистая гиперемирована, отёчна, отмечается наличие патологических зубодесневых карманов от 3до 5 мм. Подвижность зубов 3-4 степени, дефект зубного ряда верхней и нижней челюсти 4 класса по Гаврилову. На рентгенограмме резорбция костной ткани 16,22,23,35,43 более 3/4., 33,34 - 3/4. Поставьте диагноз, оцените функциональное состояние зубов, составьте план лечения.
Внешний осмотр без особенностей, движения в ВНЧС безболезненны, в полном объёме. 0 3 4 4 3 0 3 4 4 3 0 4 4 3 3 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 3 0 4 4 0 0 4 4 4 3 4 0 3 3 4 При осмотре отмечается гиперемия слизистой, подвижность зубов 1-2 степени. Дефект зубного ряда верхней и нижней челюсти 3 класса по Кеннеди. – 11. На рентгенограмме резорбция костной ткани 12,14,18,22,26,27,42,47 до 1./2, в области 13,17,23,33,33,34,36,37,43,46 на 1./4. Поставьте диагноз. Проведите оценку функционального состояние зубов, составьте план лечения.
Внешний осмотр без особенностей, движения в ВНЧС в полном объёме, безболезненны. 4 4 3 4 0 0 3 3 3 3 0 3 4 4 0 0 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 0 0 0 3 3 0 3 3 0 0 3 3 0 0 0 0 При осмотре слизистая оболочка в удовлетворительном состоянии, подвижность 25,27,41 1-2 степени. Дефект зубного ряда верхней 3 класса по Кеннеди. На рентгенограмме резорбция костной ткани в области 16,27 до 1./2, в области 24,28 до 1./4. В области оставшихся зубов резорбции не отмечается. Поставьте диагноз. Оцените функционального состояние зубов, составьте план лечения. ЗАНЯТИЕ 5 Тема: Роль окклюзионных соотношений в развитии заболеваний периодонта. Избирательное пришлифовывание, как первый этап ортопедического лечения заболеваний периодонта. Непосредственное протезирование, как средство профилактики перегрузки периодонта. Цель занятия: Научить причинам перегрузки зубов и методы их выявления, методике избирательного пришлифовывания зубов. Осложнения возникающие в процессе пришлифовывания. Изучить цели и задачи непосредственного протезирования, освоить методики изготовления непосредственных протезов. ^
ЛИТЕРАТУРА 1. Лекционный материал. 2. Дойников А.Н., Синицин В.Д. Зуботехническое материаловедение. М., 1986.
Дополнительная:
3. Величко Л.С. Профилактика и лечение артикуляционной перегрузки пародонта. Минск, 1981, с. 105-107, 111-112 4.Данилевский Н.Ф. и др. Заболевания пародонта. М., 1993. 5.Иванов B.C. Заболевания пародонта. М., 1989.
^ :
^
^
^ :
В результате обобщения клинического опыта многих стоматологов сложились две наиболее рациональные методики непосредственного протезирования. Первая методика (Г.П.Соснин, А.А.Котляр, Е.И.Гаврилов) заключается в следующем. До удаления зубов снимают оттиски челюстей. Затем отливают рабочие и вспомогательные модели и готовят восковые шаблоны с прикусными валиками, если без них нельзя составить модели в центральной окклюзии. После этого модели загипсовывают в артикулятор и производят специальную подготовку их. Она заключается в следующем. Зубы, подлежащие удалению срезают на моделях на уровне их шеек. Затем с вершины альвеолярного отростка снимают тонкий слой гипса (не более 2 мм) и придает ей закругленную форму. В участках, прилегающих к шейкам остающихся естественных зубов, отступая от них на 3-4 мм, гипс снимать не следует. Так поступают предупреждения отслойки будущим протезом десны естественного зуба. Нельзя снимать много гипса с язычной и особенно с небной сторон: здесь имеется плотная, малоподатливая слизистая оболочка, не сразу подвергающаяся ретрации после операции. Слой снимаемого гипса может быть несколько увеличен, если удаление зубов проводится по поводу пародонтоза или пародонтита с атрофией лунки более чем на 2/3 ее длины и отеком тканей десны. При подготовке альвеолярного отростка боковых зубов с вершины снимают слой гипса не толще 1 мм и края его слегка закругляют. В результате такой подготовки на вершине альвеолярного гребня образуется небольшая плоскость. Не следует в этом случае проявлять, что при обработке альвеолярного отростка лучше снять меньше гипса и через некоторое время произвести перебазировку протеза. После подготовки альвеолярного гребня делают постановку зубов и заканчивают изготовление протеза. Затем следует операция удаления зубов и наложение протеза. Наложение протеза имеет свои особенности. Отек слизистой оболочки в ране и вокруг нее мешает точному прилеганию протеза к тканям протезного ложа и часто вызывает повышен6ие межальвеолярной высоты на искусственных зубах. Поэтому в первый сеанс не следует заниматься исправлением окклюзии. Это надо сделать в последующие дни, когда воспалительный отек исчезает. Вторая методика непосредственного протезирования (И.М.Оксман, М.Н.Шитова) отличается от описания тем, что протез готовят в два этапа. Вначале по восковому шаблону, сформированному на рабочей модели, изготавливают из пластмассы базис будущего протеза с обычными границами. Затем его проверяют в полости рта и снимают оттиск вместе с базисом. При получении модели, базис переводят на модель и последнюю загипсовывают в артикулятор. После этого приступают к подготовке альвеолярного отростка. По этой методике гипсовые зубы срезают так, что на поверхности альвеолярного отростка остается культя высотой 1 мм. Затем производят обычную постановку зубов и заканчивают изготовление протеза, как при починке, когда необходимо приварить несколько новых зубов. Поскольку базис непосредственного протеза принимают участие в формировании альвеолярного отростка, в непосредственных протезах постановка зубов делается почти всегда на искусственной десне. Протез, изготовленный по описанной методике, не прилегает своим базисом к операционной ране и не нарушает в ней процессов заживления. Предварительное изготовление базиса и проверка его в полости рта облегчают наложение съемного протеза после операции. ^ 1. Пациент А, 21 год, обратился в клинику с жалобами на периодически возникающую боль и кровоточивость десны в области 31,32,44 зубов. За помощью ранее не обращался. Внешний осмотр без особенностей, движения в ВНЧС безболезненны, в полном объёме. 4 3 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 0 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 0 3 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 3 3 0 При осмотре выявлена гиперемия слизистой в области 31,32,33,41,42,43, подвижность 1 степени 31,32,41,42. На окклюзиограмме отмечаются преждевременные контакты на 31,32,41,42 до 1/4. резорбция костной ткани 12,14,18,22,26,27,42,47 до 1./2, в области 13,17,23,33,33,34,36,37,43,46 до 1/4. Поставьте диагноз. Проверьте оценку функционального состояние зубов, составьте план лечения. 2. Пациент А, 44 года, обратился с жалобами на неудобства при смыкании зубов и движении нижней челюсти в области 14,15,16,24,25,26,34,35,36,44,45,46, периодически возникающую боль и кровоточивость десны в области 31,32,44 зубов. За помощью ранее не обращался. Внешний осмотр без особенностей, движения в ВНЧС безболезненны, в полном объёме. 4 3 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 0 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 0 3 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 3 3 0 При осмотре выявлена гиперемия слизистой в области 31,32,33,41,42,43, подвижность 1 степени 31,32,41,42. На окклюзиограмме отмечаются преждевременные контакты на 31,32,41,42 до 1/4. резорбция костной ткани 12,14,18,22,26,27,42,47 до 1./2, в области 13,17,23,33,33,34,36,37,43,46 до 1/4. Поставьте диагноз. Проверьте оценку функционального состояние зубов, составьте план лечения. 3. Пациент З, 43 лет, обратился с жалобами на кровоточивость дёсен в области фронтальных зубов, болезненность при приёме пищи, подвижность 11,12,21,22,31,32,41,42.Ранее за ортопедической помощью не обращался. Внешний осмотр без особенностей, движения в ВНЧС безболезненны, в полном объёме. 4 4 4 0 3 0 0 3 3 0 0 3 3 3 3 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 4 3 4 4 3 3 3 0 0 0 4 3 4 3 4 При осмотре отмечается гиперемия и отёчность слизистой оболочки, подвижность 11,12,21,22,31,32,41,42. III степени. Дефект зубного ряда верхней челюсти 2 класса, нижней челюсти 3класса по Кеннеди. На рентгенограмме резорбция костной ткани в области 11,12,21,22,31,32,41,42 ¾, в области остальных зубов от ¼ до ½ . Поставьте диагноз, составьте план лечения. 4. Пациент Ф, 47 лет, обратился в клинику с жалобами на подвижность зубов в боковых отделах, боль при приёме пищи. Ранее не протезировался. Внешний осмотр без особенностей, движения в ВНЧС безболезненны, в полном объёме. 4 0 0 3 3 0 0 3 0 0 0 3 3 3 4 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 3 4 4 3 3 0 0 0 0 0 0 3 3 0 4 4 При осмотре слизистая оболочка в области 16,17, 26,35,36,48 гиперемирована, отёчна, имеют место патологические зубодесневые карманы от 3 до 5 мм. Подвижность 1-2 степени. Дефект зубного ряда нижней челюсти 3 класса по Кеннеди. На рентгенограмме резорбция костной ткани в области 16,17, 26,,36,48 – ¾, области 26,35,45 более ½ в области остальных зубов – до ½. . Поставьте диагноз, составьте план лечения.
Какая ошибка допущена при изготовлении протеза и пути её устранения?
Какова причина жалоб пациентки и какие пути устранения? ЗАНЯТИЕ 7 Тема: Ортодонтическое лечение при заболеваниях периодонта и его роль в устранении травматической окклюзии. Временное шинирование, показания. Виды и характеристика шин для временного шинирования. ^ Научить определять показания и противопоказания к ортодонтическому лечению при заболеваниях периодонта, особенностям ортодонтического лечения, возможные ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении. Изучить цели и задачи временного шинирования, показания и требования к временным шинам, характеристику и конструктивные особенности временных шин. Контрольные вопросы
^ ОРТОДОНГИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕРИОДОНТА: Ортодонтическое лечение проводится при степени атрофии не более х/г Вторичные деформации: а) тремы и диастемьг, обусловленные смещением зубов; б) снижение окклюзионной высоты, осложненное глубоким резцовым перекрытием и дистальным смещением нижней челюсти. ^ а) глубокий прикус; б) прогения, осложненная уменьшением оккякшюнмой высоты; в) глубокий прикус, прогения, осложненные вторичной деформацией зубных рядов. ^
^ - надежно фиксировать все зубы; легко накладываться и сниматься с зубных рядов;
^
^
![]() Произвольный метод е Метод параллелометрии тод парадлелометрии ^ Метод выявления среднего наклона длинных осей опорных зубов с помощью угломерных механизмов М ![]() ![]() опорных зубов с помощью угломерных механизмов Метод выявления среднего наклона длинных осей опорных зубов по Новаку-Березовскому ![]() ![]() ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная:
Ситуационные задачи к занятию № 7 1. Больной С, 47 лет, обратился с жалобами на кровоточивость и отёчность дёсен, неприятный запах изо рта, подвижность зубов на верхней и нижней челюсти. При осмотре полости рта выявлена следующая клиническая картина: высота нижнего отдела лица снижена, слизистая оболочка в области 34,31, 32,33,34,41,42,43,44 зубов гиперемирована, отёчна, болезненна при пальпации, при надавливании на десну из зубодесневых каналов выделяется гнойное содержимое. Подвижность зубов 1-2 степени. Между 41 и 31 зубами сломана пластмассовая шина. На рентгенограмме отмечается атрофия костной ткани на ½ длины корней 11,12,13,14,15,21,22,23,24,25,31,32,33,34,41,42,43 зубов. Временная шина из пластмассы была изготовлена около полугода назад. Поставьте диагноз. Ваша тактика. Назовите возможные ошибки врача. 2. Больная Н., 45 лет, обратилась к врачу с жалобами на наличие трения между зубами верхней челюсти, подвижность зубов нижней челюсти. При внешнем осмотре в нижнем отделе полости рта выявлена следующая клиническая картина: 4 0 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4 0 0 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 4 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4 4 4 Клинически выявлена подвижность зубов нижней челюсти 2 степени, на верхней челюсти – веерообразное расхождение зубов с образованием тремы между зубами. На рентгенограмме в области 11,12,13,21,22,23,24,41,42,31,32 отмечается атрофия костной ткани на ¼ длины корней. Поставьте диагноз. Составьте план лечения. 3. Больная И, 41 год, обратилась с жалобами на кровоточивость и отёчность дёсен, боли при приёме пищи, запах изо рта. При осмотре полости рта 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Слизистая оболочка в области фронтальных зубов верхней челюсти гиперемирована, отёчна, болезненна при пальпации. На зубах верхней и нижней челюсти фиксированы аппараты Энгля. На рентгенограмме отмечается атрофия костной ткани на 1/2 длины корней зубов в области 41,42,43,31,32,33. Какие ошибки допущены на предыдущих этапах лечения, ваши действия по их устранению. 4. Больная К., 40 лет, обратилась с жалобами на травмирование слизистой оболочки твёрдого нёба зубами нижней челюсти, появление диастем и трем между зубами верхней челюсти, появление трещин в углу рта. Ранее после осмотра и проведения рентгендиагностики поставлен диагноз и назначено ортодонтическое лечение брекетт – системой. Через год ортодонтического лечения был достигнут положительный результат: устранена диастема и тремы, исчезли трещины в углах рта, после чего лечение было завершено. Через 6 месяцев пациентка обратилась с жалобами на вновь возникшие тремы между зубами, травмирование нижними зубами слизистой оболочки твёрдого нёба. Почему возник рецидив? Что не было проведено с целью его профилактики? 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 ЗАНЯТИЕ 9 Тема: Постоянное шинирование. Показания к постоянному шинированию. Требования к постоянным шинам. Клинические критерии для перехода на постоянное шинирование. ^ Научить определять цели, задачи и показания к постоянному шинированию, требования к постоянным шинам, клинические критерии для протеза на постоянное шинирование. ^
^ Стабилизация: - фронтальная
^
^
^ 1. Больной Г., 55 лет, обратилась с жалобами на резкую боль А кровоточивость и припухлость десен, невозможность приема пищи и подвижность всех зубов на нижней челюсти. При осмотре полости рта отмечается подвижность зубов на нижней челюсти П-Ш степени у всех зубов. Объективно: 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Диагноз, план лечения и выбор конструкции протеза на нижнюю челюсть? 2.Больному М., 46 лет, изготовлена цельнолитая шина с многозвеньевым оральным кламмером без вестибулярных отростков при лечении генерализованного пародонтоза. Обладает ли в денном случае шина шинирующим эффектом? 3. Больная С, 50 лет, обратилась с жалобами на кровоточивость и припухлость десен, боли при приеме пищи, запах из полости рта, подвижность зубов на верхней и нижней челюстях. При осмотре полости рта выявлена следующая клиническая картина: Объективно: 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Слизистая оболочка в области 11,12,13,21,22,23,24,31,32,33,34,35,41,42,43,44 гиперемирована, отёчна, болезненна при пальпации. При надавливании на десну из зубо-десневых карманов выделяется гнойное содержимое. Межзубные сосочки изъязвлены в области 11,12,13,21,22,23. На рентгенограммах отмечается атрофия длины стенки лунки более ½ длины корня. У 11,12,13,21,22,31,32,33,34,41,42, подвижность П-Ш степени. Диагноз? План лечения? 4. Б-ой М., 47 лет, обратился два года назад в поликлинику с ^ жалобами на резкую боль, кровоточивость и припухлость десен, невозможность приема пищи, подвижность зубов, При осмотре ju. полости рта выявлено следующая клиническая картина. Объективно: 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 На рентгенограмме - атрофия длины стенки лунки более ½ длины корня. У 11,12,13,16,21,22,23,26,27 - подвижность I-II степени. Было проведено лечение: снятие зубного камня, физиологические, инъекции Алоэ, осуществлены фронтальная и сагиттальная стабилизация зубов нижней челюсти несъемными шинами. За два года наблюдались обострения, которые купировались терапевтическими приёмами. В настоящее время при осмотре полости рта отмечается_гиперемия, о ![]() Какая была допущена ошибка при ортопедическом лечении больного? Методы ее устранения. 5. Б-ая С, 55 лет, обратилась год назад к стоматологу с жалобами на кровоточивость десен и болезненность при приёме пищи, подвижность зубов на верхней и нижней челюстях. Отмечалась следующая клиническая картина. Объективно 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4 Зубная формула:18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Подвижность зубов 13,14,15,23,24,26,27,31,32,33,34,41,42,43 I-II степени. На рентгенограмме - атрофия длины стенки лунки более ½ длины корня. Было проведено терапевтическое лечение и изготовлены несъемные шины на 23,24,26.27 и 31,32,33,41,42,43,44 зубы. В настоящее время слизистая оболочка в области 13,23,24,26,27,31.32,33.41,42,43 гиперемирована, отечна, подвижность зубов П-Ш степени. В чем заключается неправильность протезирования в данной ситуации? ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная:
5. Величко Л.С, Профилактика и лечение артикуляционной перегрузки пародонта. Минск, 1981, с. 105-107, 111-112
ЗАНЯТИЕ 11 Тема: Виды стабилизации. Показания к применению съемных и несъемных шин, их сравнительная характеристика ^
^
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|