|
Скачать 1.2 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКЙЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»Кафедра ортопедической стоматологииМЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ 3-ГО КУРСА 6 СЕМЕСТРА Методические разработки утверждены на методическом совещании кафедры________________________________ Зав.кафедрой ортопедической стоматологии, д.м.н., профессор______________С.А.Наумович Минск БГМУ 2010 УТВЕРЖДАЮ зав. каф., д.м.н., профессор _____________ С.А. Наумович Протокол заседания кафедры №__12__ от «__1__»__02_______ 20_11__г. ^ по ортопедической стоматологии для студентов 3 курса 6 семестра 1. Частичное отсутствие зубов (частичная вторичная адентия). Этиология, патогенез, клиника, классификация дефектов. Особенности обследования и лабораторные методы исследования при частичном отсутствии зубов, обоснование диагноза. 2. Характеристика частичных съемных протезов и их элементов. Показания и противопоказания к применению частичных съемных протезов. 3 Методы фиксации и стабилизации съемных протезов. Кламмерная линия, виды кламмеров. 4. Методика получения оттисков, характеристика оттискных масс. Получение гипсовых моделей. Определение границ протезного ложа. Последовательность и правила изготовления восковых базисов с окклюзионными валиками. 5. Методы определения центральной окклюзии и клинических ориентиров для подбора и постановки зубов при частичных дефектах зубных рядов. 6. Проверка конструкции частичных съемных пластиночных протезов. Методика и последовательность проведения, критерии клинической оценки. 7. Окончательное моделирование базисов частичных съемных пластиночных протезов на верхнюю и нижнюю челюсти. Гипсовка восковой композиции протеза в кювету. Этапы замещения воска пластмассой. Обработка, шлифовка и полировка съемных пластиночных протезов. 8. Припасовка и наложение частичных съемных пластиночных протезов. Правила пользования съемными протезами. Процесс адаптации к протезам. 9. Коррекция частичных съемных пластиночных протезов. Клинические и лабораторные ошибки, возникающие в процессе изготовления протезов. 10. Итоговое занятие. Клинико-лабораторные этапы изготовления частичных съемных пластиночных протезов. 11. Бюгельные протезы. Показания к применению. Конструкционные элементы, их назначение и расположение по отношению к тканям протезного ложа. Методика получения оттиска. 12. Кламмерная система бюгельной конструкции. Анатомическая форма зубов. Клинический экватор зуба. Параллелометрия. Топография общей экваторной линии. Понятие пути введения и выведения протеза. Закономерности выбора кламмерной системы и конструкции кламмеров. Конструкционные элементы бюгельного протеза, снижающие жевательное давление на периодонт опорных зубов. 13. Методика изготовления паянных бюгельных протезов, цельнолитых со снятием с модели и по методике профессора Величко Л.С. Основные технологические приемы, вспомогательные и основные материалы, инструментарий и оборудование, применяемые при изготовлении бюгельных протезов. 14. Методика изготовления цельнолитых каркасов бюгельных протезов на огнеупорных моделях. Основные технологические приемы, основные и вспомогательные материалы, инструменты и оборудование. 15. Припасовка и проверка каркаса бюгельного протеза в клинике. Критерии оценки качества его изготовления. Конструирование зубных рядов. Проверка правильности фиксации центральной окклюзии, границ базиса, постановки зубов. 16. Методика наложения бюгельного протеза при частичном отсутствии зубов. Критерии клинической оценки протезов. Правила пользования протезами. 17. Диф. зачет. Тестовый контроль. Лекции – 10 (14 ч.) Практические занятия - 85 ч Количество часов 99 Количество недель - 17. «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой, профессор ____________С. А. Наумович Протокол заседания кафедры № _12__ от «__1__»____02___ 2011___г. ^ для студентов 3 курса 6 семестра по ортопедической стоматологии (10 лекций, 14 часов) Лекция 1. Протезирование съемными протезами при частичном отсутствии зубов. Разновидности съемных протезов. Показания к изготовлению съемных пластиночных протезов (относительные и абсолютные). Границы частичных съемных пластиночных протезов. Лекция 2. Элементы фиксации частичных съемных пластиночных протезов (кламмера, аттачмены, телескопические коронки, система Румпеля). Показания к покрытию опорных зубов искусственными коронками. Виды кламмеров. Положительные и отрицательные качества пластиночных протезов. Лекция 3. Клинико-лабораторная последовательность изготовления частичных съемных пластиночных протезов: получение оттисков, изготовление моделей и восковых базисов с окклюзионными валиками, определение центральной окклюзии. Лекция 4. Продолжение лекции № 3. Особенности изгибания кламмеров, подбор и постановка искусственных зубов. Проверка конструкции протезов, замена восковой репродукции на базисный материал, окончательная отделка протеза, припасовка и наложение протезов. Процесс адаптации к частичным съемным пластиночным протезам (ЧСПП). Рекомендации по уходу. Перебазировка и починка ЧСПП. Лекция 5. Бюгельные (опирающиеся) протезы. Характеристика. Показания к изготовлению бюгельных протезов. Биологические и клинические основы выбора различных конструкций бюгельных протезов. Кламмерная система в опирающихся протезах (система кламмеров Нея). Лекция 6. Параллелометрия. Лекция 7. Клинико-лабораторная последовательность изготовления паяных и цельнолитых бюгельных протезов (литье со снятием с модели; литье через пластмассовую модель - по методике проф. Величко Л. С.). Лекция 8. Клинико-лабораторная последовательность изготовления цельнолитых бюгельных протезов на огнеупорных моделях. Лекция 9. Клинико-лабораторная последовательность изготовления цельнолитых бюгельных протезов на огнеупорных моделях с фиксацией на аттачменах. Лекция 10. Ошибки и осложнения при изготовлении частичных съемных пластиночных и бюгельных протезов. ^ 10 баллов – десять: - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; - точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; - безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; - выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; - полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин; - творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; - точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; - способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы; - полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку; - самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; - использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; - способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы; - усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку; - самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - систематизированные и полные знания по всем разделам учебной программы; - использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; - свободное владение типовыми решениями в рамках учебной программы; - усвоение основной и необходимой дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; - самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы; - использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; - способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; - активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - достаточные знания в объеме учебной программы; - использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; - способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; - самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач; - умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи; - умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку; - работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий. ^ - недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта; - знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - использование научной терминологии, изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками; - слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; - неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплине; - пассивность на практических, лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий. Уровень недостаточный для текущей и итоговой аттестации, допускается повторная текущая аттестация при соответствующей самостоятельной работе студента. ^ - фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; - знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины; - неумение использовать научную терминологию дисциплины наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок; - пассивность на практических, лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий. Уровень недостаточный для текущей и итоговой аттестации, допускается повторная текущая аттестация при значительной самостоятельной работе студента. ^ - отсутствие приращения знаний и компетентности в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа; - использование запрещенный (несанкционированных) материалов и методов. Студент повторно не аттестуется и представляется к отчислению из высшего учебного заведения. ^
Применение: занятия проводятся в ортопедическом кабинете. Общая продолжительность занятий – 5 академических часов. ЛИТЕРАТУРА Основная1. Лекционный материал. 2. Абалмасов Н.Г., Абалмасов Н.Н., Быков В.А., Аль-Хаким А. Ортопедическая стоматология. М. М.едпресс-информ, 2002 3. Дойников А.И., Синицин В.Д. Зуботехническое материаловеде ние, М. - 1986. 208 с. 4. Жулев Е.Н. Материаловедение в ортопедической стоматологии – ГИИ. – Н.Новгород, 1997 5. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. М.1988. - 511 с. 6. Копейкин В.Н., Бушан М.Г., Воронов А.И. и др. Руководство по ортопедической стоматологии. М., 1993. 495 с. 7. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. М.1977. 415с. 8. Наумович С.А. и др. Протезирование частичной вторичной адентии съёмными пластиночными протезами Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 9. Наумович С.А. и др. Непосредственное протезирование в ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 10. Наумович С.А. и др. Бюгельные протезы (основные конструктивные элементы). Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 23. Наумович С.А. и др. Бюгельные протезы (клинико-лабораторные этапы). Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 11. Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н., Жулев Е.Н. Ортопедическая стоматология. Санкт-Петербург. 1998. - 565 с. Дополнительная
3. Евдокимов А.И. Руководство по ортопедической стоматологии. 1974 4. Величко, О.И. Иванова, О.И. Цвирко Психологическая подготовка пациентов в клинике ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2004г. 5. Величко Л.С., Белодед Л.В., Ивашенко С.В. Принципы лечения вертикальных зубоальвеолярных деформаций у взрослых Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2004г. 6. Гаврилов Е.И.,Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. - М. - 1984, 544 с. Гаврилов Е.И. Теория и клиника протезирования частичными съемными протезами. М., 1973 7. Ирошникова Е.С., Шевченко В.И. Параллелометрия в ортопедии 8. Каламкаров Х.А., Бушан М.Г. Осложнения при зубном протезировании Киев, 1975 9. Копейкин В.Н., Демнер Л.М. Зубопротезная техника. М.1985. 10. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. 1988 г. 11. Кулаженко В.И., Березовский С.С. Бюгельное протезирование. 12. Курляндский В.Ю. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии. – М,1973 –320 экз. 13. Наумович С.А., Коцюра Ю.И., Гунько И.И. и др. Штифтовые конструкции Метод.рекомендации.. Мн. МГМИ, 1998. - 17 с. 14. Наумович С.А., Гунько И.И., Горбачев А.Н., Клинические особенности протезирования металлокерамическими конструкциями: Метод.рекомендации. Мн., МГМИ, 1999. - 30 с. 15. Наумович С.А. Круглик Ю.Н., Гунько И.И., Безопасные режимы препарирования зубов: Метод. Рекомендации. Мн.МГМИ. 1998. - 18с. 16. Наумович С.А. и др. Реставрация металлокерамических протезов Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 17. Наумович С.А. и др. Правила эксплуатации и техническое обслуживание стоматологических установок Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 18. Наумович С.А. и др. Препарирование зубов под современные виды ортопедических конструкций Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 19. Наумович С.А. и др. Ортопедические методы лечения болезней мышечного и височно-нижнечелюстного суставного комплекса Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 20. Наумович С.А., Мойсейчик П.Н., Ивашенко С.В. Протезирование частичной вторичной адентии съемными пластиночными протезами. 2002г. 21. Наумович С.А., МатвеевА.М., Титов П.Л. и др. Применение замковых креплений в клинике ортопедической стоматологии. 2003г. 22. Наумович С.А. и др. Применение лазерной сварки в ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 23. Наумович С.А. и др. Телескопические коронки Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 24. Наумович С.А. и др. Методика определения центральной окклюзии (при дефектах зубных рядов) и центрального соотношения челюстей (при полной потере зубов). Ошибки Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г. 25. Перзашкевич Л.М. Опирающиеся зубные протезы. М., 1974 протезы. М., 1982 26.Свирин Б.В., Свирин В.В. Конструктивные цельнолитые съемные протезы в ортопедической стоматологии. М., 1989. 27. Соснин Г.П. Бюгельное протезирование. Мн., 1980. - 350 с. ЗАНЯТИЕ 1Тема: Частичное отсутствие зубов (частичная вторичная адентия). Этиология, патогенез, клиника, классификация дефектов. Особенности обследования и лабораторные методы исследования при частичном отсутствии зубов, обоснование диагноза. Цель занятия: Изучить этиологию, патогенез, клинику вторичной частичной адентии. Уметь провести обследование пациента, поставить правильный диагноз. ^
^
Схема ООД к теме «Определение показаний к применению ортопедических конструкций при частичных дефектах зубных рядов»
Основываясь на результатах обследования пациента, врач может рекомендовать ему устранение дефекта зубного ряда с помощью дентальной имплантации, мостовидного протеза, частичного съемного бюгельного или пластиночного протеза. ^ 1. Пациент Е. 62 лет, обратился с жалобами на затрудненное пережевывание пищи, боли в области десны нижней челюсти слева. Из анамнеза зубы удалены 25 лет назад вследствие апикального периодонтита, за ортопедической помощью не обращался Объективно: зубная формула: З П П П З З З П П З З З З П П З 18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 О О О П З З З З З З З О О О О О В зубах 17,16,26,27 – пломбы (ИРОПЗ > 80%) частично восстанавливают их форму, в 45 имеется пломба в пришеечной области, в 11, 21 зубах пломбы в удовлетворительном состоянии, имеется в области 17,16,26,27,28 - денто-альвеолярное выдвижение зубов с обнажением шеек до бифуркации, подвижность зубов Ш степени. В положении центральной окклюзии 28 контактирует со слизистой десны нижней челюсти. Прикус ортогнатический. Поставьте диагноз дефекта зубного ряда с учетом классификации Кеннеди. Составьте план лечения. 2. Пациентка 47 лет, обратилась с жалобами на затрудненное пережевывание пищи, эстетический недостаток, боли в области височно-нижнечелюстного сустава. Из анамнеза: зубы удалены вследствие осложненного кариеса 12 лет назад, боли в области суставов начали беспокоить более интенсивно последние полгода. Объективно: зубная формула: О О О О З З З П П З З З О О О О 18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 О О О О О З З З З З З З О О П О - пломбы 11,21,37 в удовлетворительном состоянии, на зубах нижней челюсти имеются кратерообразные углубления до уровня эмалево-дентинной границы, высота нижнего отдела лица снижена по сравнению с состоянием физиологического покоя на 6 мм. Поставьте диагноз с учетом классификации Кеннеди. Составьте план лечения 3. У пациента Объективно: зубная формула: О О О О О З З З З З З О О О О О 18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 О О О О З З З З З З З З О О О О Поставьте диагноз. Как распределяется нагрузка, возникающая во время акта жевания и какие осложнения могут возникнуть со стороны височно-нижнечелюстного сустава? 4. У пациента: зубная формула: О О З З З З З З З З З З З З О О 18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 О О О О О О З З З З З О О О О О В положении центральной окклюзии имеется денто-альвеолярное удлинение верхних зубов в месте дефекта зубного ряда нижней челюсти. Поставьте диагноз. Каковы причины возникшей деформации? 5. Объективно: зубная формула: О О О О О З О О О О О О О О О О 18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 О О О О О О О О О О З З О О О О К какому классу отнесёте имеющийся дефект зубных рядов? Назовите автора классификации дефекта зубных рядов. ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная:
ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Характеристика частичных съемных протезов и их элементов. Показания и противопоказания к применению частичных съемных протезов. Цель занятия: Изучить частичные съемные протезы и их элементы, научить правильно обосновать показания и противопоказания к их применению. ^
^
|