|
Скачать 227.21 Kb.
|
![]() СоставителИ: Л.А.Казеко, заведующая 1-й кафедрой терапевтической стоматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; О.А.Козел, доцент 1-й кафедры терапевтической стоматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра терапевтической стоматологии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»; И.К.Луцкая, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор ^ 1-й кафедрой терапевтической стоматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 10 от 01.03.2011 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 25.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 5 от 26.05.2011 г.) Пояснительная записка Коммунальная стоматология – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об эпидемиологии стоматологических заболеваний, стоматологическом здоровье общества, методах планирования коммунальных программ профилактики, стоматологической помощи и обеспечения здоровья населения, а также методах оценки эффективности общественных программ. Типовая учебная программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Типовая учебная программа дисциплины «Коммунальная стоматология» включает новейшие научные данные по планированию лечебно-профилактической стоматологической помощи населению, оценке эпидемиологических данных, выявлению потребности в профилактике и лечении основных стоматологических заболеваний, определению качества стоматологической помощи. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения дисциплины - сформировать систематизированные научные знания по коммунальной стоматологии и научить применять на практике методы научно обоснованного планирования медицинской помощи населению. Задачи преподавания и изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляют знания:
Преподавание и успешное изучение дисциплины «Коммунальная стоматология» осуществляется на основе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ . Медицинская этика и деонтология в терапевтической стоматологии. Методы диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний. Методы профилактики кариеса и болезней периодонта среди взрослого населения на индивидуальном уровне. ^ Влияние внешней среды на возникновение и течение патологических процессов в органах и тканях полости рта. Профессиональные вредности и их влияние на органы и ткани полости рта. Санитарно-гигиенические нормы окружающей среды, воды и пищи. Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний. Методы определения гигиенического состояния полости рта. Методы системной и местной профилактики кариеса и болезней периодонта. Средства и методы гигиены полости рта.Общественное здоровье и здравоохранение. Основы организации здравоохранения, закон Республики Беларусь «О здравоохранении» (20 июня 2008 г. № 363-З), организация работы учреждений здравоохранения, штатные нормативы. Методы медицинской статистики в стоматологии.^ Студент должен знать:
уметь:
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Практические занятия рекомендуется проводить в учебных и лечебных кабинетах стоматологической поликлиники, оснащенных стоматологическими установками, пригодными для лечения пациента в эргономичных условиях (в 4 руки: один студент выполняет функцию врача, другой - функцию помощника врача). Основная цель практических занятий – совершенствование навыков по проведению методов профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний. Практическое занятие состоит из теоретической и практической части:
В течение всего занятия преподаватель контролирует и оценивает правильность обследования пациента, выполнения лечебно-диагностических манипуляций, а также полноту записи в стоматологической амбулаторной карте. В конце занятия подводится итог. Для каждого учебного семестра определяется практический минимум:
Выполнение практического минимума студент подтверждает отчетом (дневником), который заверяется преподавателем после каждого практического занятия. Самостоятельная работа студентов включает:
Контроль подготовки студентов рекомендуется осуществлять путём устного опроса и выполнения письменных контрольных заданий (в том числе, тестовых) в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов. Итоговая аттестация: вопросы по дисциплине «Коммунальная стоматология» включены в Программу государственного экзамена «Стоматология». Распределение бюджета учебного времени по семестрам
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ учебного материала 1. Эпидемиология 1.1. Методы эпидемиологических исследований в стоматологии Эпидемиология в стоматологии. Определение, основные методы эпидемиологических исследований в стоматологии. 1.2. Изучение методов эпидемиологических исследований в стоматологии, основные этапы разведочного метода исследования. Разработка индивидуальных планов эпидемиологического исследования Сплошной, выборочный, разведочный методы эпидемиологических исследований, их преимущества, недостатки. Основные этапы разведочного исследования по ВОЗ. Определение целей и задач исследования. Выборка населения для осмотров (возрастные группы, структура выборки, размер выборки, метод выборки). Определение состава эпидемиологической бригады для проведения исследования. Организация осмотров. Сбор и анализ данных эпидемиологических исследований. ^ Информационная система ВОЗ по стоматологии. Глобальные цели стоматологического здоровья (ВОЗ). Критерии стоматологического здоровья, рекомендованные ВОЗ. Применение критериев стоматологического здоровья ВОЗ к ситуации в Беларуси. Достижение целей ВОЗ в различных странах мира. ^ Программа «Кариограмма» в прогнозировании кариеса зубов. Методы выявления факторов риска развития кариеса зубов. Индекс «Наивысшая интенсивность кариеса». Метод «Клинического прогнозирования кариеса». Интерактивная компьютерная программа «Кариограмма». Преимущества и недостатки методов прогнозирования кариеса зубов. 1.5. Изучение тенденций стоматологических заболеваний в мире и Республике Беларусь. Изучение методов прогнозирования кариеса зубов. Применение программы «Кариограмма» в прогнозировании кариеса зубов Тенденции заболеваемости кариесом зубов в мире. Результаты эпидемиологических исследований стоматологического статуса населения Республики Беларусь. Тенденции стоматологической заболеваемости в Республике Беларусь. Прогнозирование кариеса зубов на основе определения кариесогенных микроорганизмов и буферной емкости слюны. Прогнозирование кариеса зубов методом «Клинического прогнозирования». Интерпретация факторов «рацион питания», «частота питания», «зубной налет», «фторирование», «интенсивность кариеса», «общие заболевания» и «клиническая оценка». Определения уровня риска возникновения кариозной болезни с помощью программы «Кариограмма». ^ Определение понятия «ситуационный анализ». Компоненты (составляющие) ситуационного анализа. Этапы ситуационного анализа. ^ Данные о стоматологическом статусе населения. Демографические данные. Данные о стоматологической помощи населению. Оценка уровня стоматологической помощи. Интерпретация данных ситуационного анализа. Выводы из ситуационного анализа и заключение. ^ Анализ демографических данных, эпидемиологических данных и данных о стоматологической помощи. Определение тенденций заболеваемости, выявление факторов риска. Выводы и заключение. 3. Планирование коммунальной профилактики стоматологических заболеваний ^ Спираль развития программы профилактики. Определение измеримых задач первичной профилактики. Методы устранения ошибок в планировании коммунальной профилактики. Методы коммунальной профилактики кариеса и болезней периодонта, рекомендованные ВОЗ. Значение фторидов в профилактике кариеса зубов. Механизмы действия фтора. Методы фторпрофилактики. Системное фторирование: питьевая вода, пищевая соль, молоко, таблетки/капли. Местное (локальное) фторирование: зубные пасты, гели, лаки, растворы. Питание. Системное и местное действие пищи на органы полости рта. Роль питания как фактора риска развития кариеса зубов. Кариесогенность пищи, методы ее определения. Сахарозаменители и подсластители, виды, свойства, влияние на органы полости рта. Влияние жевательной резинки на стоматологическое здоровье. Рекомендации врача-стоматолога по использованию жевательной резинки. ^ Опыт применения фторидов на коммунальном уровне, используемые концентрации фтора, эффективность и стоимость методов, преимущества и недостатки. Стратегии фторпрофилактики, рекомендованные ВОЗ. ^ Анализ дневника питания. Тактика врача-стоматолога по коррекции режима питания с целью профилактики кариеса зубов. 3.4. Изучение этапов планирования коммунальных программ профилактики стоматологических заболеваний. Разработка модели коммунальной программы профилактики на основании данных ситуационного анализа. Коммунальные программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта в Республике Беларусь Этапы планирования коммунальной профилактики. Постановка целей и измеримых задач программ коммунальной профилактики на основании выводов из ситуационного анализа. Выбор методов профилактики. Определение контингента участников. Определение персонала для проведения программы. Разработка и внедрение программы. Расчет стоимости программы. Опыт проведения коммунальных программ профилактики кариеса зубов и болезней периодонта в Республике Беларусь. Результаты Национальной программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта среди населения Республики Беларусь. 3.5. Изучение методов профилактики стоматологических заболеваний. Изучение критериев ВОЗ для оценки эффективности коммунальных программ профилактики стоматологических заболеваний Эффективность программы первичной профилактики: медицинская и экономическая. Критерии медицинской и экономической эффективности программы профилактики. Экономическая эффективность и экономическая выгода программы профилактики. ^ Определение «образ жизни», «здоровый образ жизни», «качество жизни». Факторы здорового образа жизни. Типы программ профилактики стоматологических и неинфекционных заболеваний. Интегрированная программа профилактики неинфекционных заболеваний (CINDI). Стоматологическое просвещение (задачи, формы и средства). Обеспечение здоровья населения (задачи, формы и средства). Основные этапы процесса приобретения здоровых привычек. Организационные формы стоматологического просвещения и обеспечения здоровья. ^ 5.1. Основные компоненты долгосрочного планирования стоматологической помощи на коммунальном уровне. Планирование персонала и стоматологической помощи населению Основные компоненты долгосрочного планирования стоматологической помощи: первичная профилактика, систематическая помощь детям, стоматологическая помощь взрослому населению по обращаемости, планирование и подготовка персонала. Финансовое обеспечение компонентов системы, информационная система. Планирование систематической стоматологической помощи детям. Типы программ систематической стоматологической помощи школьникам. Стоматологическая помощь взрослому населению по обращаемости. 5.2. Изучение основных компонентов долгосрочного планирования стоматологической помощи на коммунальном уровне. Планирование обеспеченности отрасли стоматологическим персоналом Этапы планирования стоматологической помощи взрослому и детскому населению. Материальное и финансовое обеспечение стоматологической помощи населению. Подготовка персонала. Этапы планирования персонала. Нормативы обеспечения персоналом в Республике Беларусь. Нормативы обеспечения стоматологическим персоналом и модель стоматологического персонала, рекомендованные ВОЗ. ^ Определение понятий «наличие», «доступность», «использование». Модель стоматологического обслуживания (ВОЗ). Мониторинг стоимости и качества стоматологической помощи. 5.4. Изучение основных показателей обеспеченности стоматологической помощью. Критерии качества стоматологической помощи населению. Модель стоматологического обслуживания (ВОЗ) Мониторинг системы стоматологической помощи. Количественные и качественные критерии качества стоматологической помощи. Критерии качества стоматологической помощи на индивидуальном и коммунальном уровнях, рекомендованные ВОЗ, их характеристика. Организационная схема практической реализации системы стоматологической помощи: структура процесс действия результат. Структура стоматологической помощи. Фактор ожидания населения согласно рекомендациям ВОЗ. ^ Определение понятия «система стоматологической помощи». Классификация систем стоматологической помощи населению. История развития систем стоматологической помощи. ^ Преимущества и недостатки различных систем стоматологической помощи населению (общественная, страховая, частная, смешанная системы). Оценка качества и уровня стоматологической помощи в условиях частной и государственной системы. Разработка альтернативной структуры организации системы стоматологической помощи населению. ИНФОРМАЦИОННо-методическая ЧАСТЬ Литература Основная:
Дополнительная:
Рекомендуемые средства диагностики Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
Фонд технологий контроля обучения включает:
ОГЛАВЛЕНИЕ
![]() |