Одобрена Советом стоматологического факультета
2
^
Типовые программы по общей хирургии предусматривают изучение
важнейших теоретических и клинических основ хирургии.
Развитие науки, техники, культуры и производства обогатило общую
хирургию новыми методами обезболивания, новыми антибактериальными
средствами, новыми средствами пред- и послеоперационного периодов на
основе глубокого изучения патофизиологических сдвигов в организме
больного.
В связи с этим все более усложняется процесс преподавания хирургии,
возросла роль преемственности, что и привело в жизнь создание рабочих
программ, позволяющих исключить необоснованное дублирование учебного
материала.
>
^
1.1. Цель преподавания дисциплины - освоение студентами
теоретических основ и практических навыков по общим вопросам общей
хирургии.
^ - научить студентов навыкам:
усвоение основных принципов асептики и антисептики;
овладение методикой переливания крови и кровезаменителей;
изучение основных методов обезболивания;
умение оказать первую врачебную помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях(ранение, травма, кровотечение, переломы и вывихи, синдром длительного сдавления, ожоги, отморожения, тяжелый токсикоз, асфиксия, остановка дыхания и сердечной деятельности, другие терминальные состояния);
знание современных основ диагностики классификации, профилактики и лечения хирургической инфекции, ран, нарушений артериального и венозного кровообращения, трофических язв, свищей и пролежней, доброкачественных и злокачественных опухолей.
Студент должен знать и уметь использовать в практике полученные им в
ходе изучения предмета теоретические знания по:
- асептике и антисептике;
- переливанию крови и ее компонентов;
- обезболиванию;
з
- оказанию первой помощи при ранении, травме, кровотечениях, переломах, вывихах, синдроме сдавления, ожогах, отморожениях и терминальных состояниях;
- этиологии, патогенезу, классификации, клинике, диагностике и лечению гнойных заболеваний мягких тканей, костей и суставов, ран и раневой инфекции, включая анаэробную, заболеваний, вызванных расстройствами кровообращения, опухолей.
^
- стерилизации белья, инструментов, обработке рук перед операцией, работе со стерильными материалами, выполнить инъекции;
- определения группы крови и Rh-фактора, проб на совместимость, различным видам переливания крови, лечению возможных осложнений;
- временной и окончательной остановки наружного кровотечения, лечения кровопотери;
- местного обезболивания при различных патологических состояниях, непрямого массажа сердца, искусственного дыхания;
- оказания неотложной помощи при ожогах, отморожениях и электротравме;
- оказания неотложной помощи при переломах и вывихах, транспортной ммобилизации, наложении различных повязок, сортировке раненых при массовых поражениях;
подготовки больного к операции и уходе за ним в послеоперационном периоде;
по методике обследования хирургического больного;
диагностики различных хирургических заболеваний;
по медикаментозному и хирургическому лечению различных, хирургических заболеваний мягких тканей, костей и суставов с использованием различных физических факторов;
по медикаментозному и хирургическому лечению различных ран и раневой инфекции, включая анаэробную и т.д.
Студент должен иметь представление:
-о новейших достижениях в области асептики и антисептики; переливании крови и ее компонентов;
-об обезболивании;
-об оказании первой помощи при кровотечениях, переломах, вывихах, синдроме сдавления, ожогах, отморожениях и терминальных состояниях;
-при диагностике и лечению различных хирургических заболеваний с использованием различных физических факторов, современных экстракорпоральных методов детоксикации и т.д.
4
^
История философских учений: этика и деонтология в хирургии, мировоззрение и медицина.
Анатомия: анатомические особенности органов и систем.
Гистология: эмбриогенез тканей и систем органов.
Нормальная физиология: физиологические особенности органов и систем.
Биология: генетика, паразитология.
Гигиена: группы здоровья, рациональное питание и режим дня.
Биохимия: клиническая биохимия, открытые повреждения (раны).
Общая химия: применение химических веществ в качестве лечебных средств, токсичность некоторых химических элементов.
Физика'с высшей математикой, информатикой, медицинской техникой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получающих отображение в медицине.
Патологическая физиология: шок, коллапс, обморок; кровотечения, тромбозы, открытые и закрытые повреждения; опухоли, воспаления.
Патологическая анатомия: морфологические изменения при состояниях: омертвения, язвы, свищи; повреждения (травмы); хирургическая инфекция (воспаления); опухоли, ожог, обморожения, электротравмы.
Общественное здоровье и здравоохранение: история хирургии, летальность, смертность, статистические показатели в хирургии, Формирование здорового образа жизни.
Внутренние болезни: методика обследования больных по системам; основы общетерапевтического обследования и воздействия на хирургического больного .
Реаниматология и анестезиология: оказание неотложной и реанимационной помощи при жизнеугрожающих состояниях, основы общего обезболивания (наркоз).
Рентгенология и радиология: рентгенологическая диагностика при гнойных заболеваниях, вызванных хронической специфической инфекцией.
Психиатрия, наркология и медицинская психология: патология, встречающаяся в детском и подростковом возрасте (врожденная и приобретенная), наркомания у детей, психологические аспекты.
ЛФК и ВК: до- и послеоперационный период у хирургического больного.
микробиология: острая гнойная инфекция; хроническая специфическая хирургическая инфекция.
Топографическая анатомия и оперативная хирургия: общие вопросы
5
оперативной хирургии, понятие о хирургической операции, операционный блок, подготовка рук хирурга и операционного поля; обезболивание (наркоз, местная анестезия); основные хирургические инструменты и правила пользования ими; хирургическая обработка ран; пластическая хирургия.
^
Успешное изучение предмета возможно при наличии достаточного методического обеспечения учебного процесса комплексом средств обучения. В комплекс входят учебники, практикумы, методические разработки для преподавателя и студентов, учебные таблицы, диапозитивы, кино- и видеофильмы, муляжи, тренажеры для отработки практических умений, системы программированного обучения
Средства обеспечения освоения дисциплины.
Аудитории
Учебные комнаты
Компьютеры
Слайды
Таблицы
Хирургическое отделение клинической больницы
Травматологическое отделение клинической больницы
Реанимационное отделение клинической больницы
Пациенты
Оснащение перевязочных, процедурных кабинетов отделений
Оснащение приемного, диагностического отделений больницы, оперблока.
Формами обучения студентов являются лекции, практические занятия, написание курсового проекта - истории болезни, рефератов, внеаудиторная самостоятельная работа (решение ситуационных задач, участие в подготовке стендов, участие в клинико-анатомических конференциях, работа в перевязочной, ознакомление с операционным блоком, изучение рентгенограмм, работа с муляжами).
Контроль - текущий, промежуточный, итоговый, с помощью опроса, контроля выполнения практических навыков, тестовых заданий. Итоговый контроль - оценка на зачете, как результирующая трех видов контроля.
6
^
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Факультет
|
Семестр
|
Количество часов
|
Лекци и
|
Практическ ие занятия
|
Самосто ятельна
я работа
|
Экзаме н
|
стоматоло гический
|
IV
|
55
|
10
|
26
|
19
|
зачет
|
V
|
59
|
10
|
30
|
19
|
зачет
|
Всего
|
|
114
|
20
|
56
|
38
|
|
^
Вводное занятие. Студенты должны знать историю хирургии, структуру и организацию работы хирургического стационара. (1 час)
Антисептика и асептика. Студент должен знать и уметь использовать в практике полученные теоретические знания по данной теме с использованием аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. (2 часа)
Переливание крови и её компонентов. Кровотечение и его виды. Студент должен знать и уметь использовать теоретические знания по переливанию крови и её компонентов и оказать первую помощь при кровотечениях используя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (2 часа)
Обезболивание и основы реанимации. Студент должен знать и уметь использовать теоретические знания по видам обезболивания и основам реанимации и оказанию первой помощи при терминальных состояниях, используя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (2 часа)
Переломы и вывихи. Травмы головы, шеи, грудной клетки и живота. Студент должен знать и уметь использовать теоретические знания по указанной патологии и оказать первую помощь при травмах, переломах и вывихах используя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (2 часа)
Операции. Пред- и послеоперационные периоды. Методика обследования хирургического больного. Студент должен знать и уметь использовать теоретические знания и практические наблюдения за больным и методику его обследования. (1 час)
7. Ожоги и обморожения. Электротравмы. Студент должен знать и уметь
использовать теоретические знания по указанной патологии и оказать
первую помощь при ожогах, обморожениях и электротравмах,
7
переломах и вывихах используя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час) S. Общие понятия о хирургической инфекции. Студент должен знать и уметь использовать теоретические знания в практике определения вида хирургической инфекции применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)
Инфекция мягких тканей. Студент должен знать и уметь использовать в практике теоретические знания при лечении гнойных заболеваний мягких тканей применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)
Инфекции костей и суставов. Студент должен знать и уметь использовать в практике теоретические знания в лечении остеомиелита и гнойного артрита применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)
11.Раны, раневая инфекция. Студент должен знать и уметь использовать в практике теоретические знания в лечении ран и раневой инфекции применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)
12.Анаэробная и гнилостная инфекция. Студент должен знать и уметь использовать в практике теоретические знания в лечении анаэробной и гнилостной инфекции применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)
13.Хроническая специфическая инфекция. Студент должен знать и уметь использовать в практике теоретические знания в лечении хронической специфической инфекции применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)
14.Опухоли. Студент должен знать и уметь использовать в практике теоретические знания в диагностике различных видов опухолей применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)
15.Язвы, свищи, пролежни. Студент должен знать и уметь использовать теоретические знания в практике определения вида патологии и оказания первой помощи применяя аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. (1 час)
16.Обследование пациента по органам и системам. Деонтология в хирургии. Оформление медицинской документации. Самостоятельное работа. (9 часов) (1 час)
8
23. Практические занятия, их содержание, объем в часах:
1.
Вступительное занятие. Объём - 1 занятие - 3 часа. Самостоятельная работа 1 час. Семестр - 4
Цель - клиническое приобщение студентов к хирургии.
Курс общей хирургии является первым при изучении хирургии в медицинских институтах. В нём сочетаются важнейшие теоретические и клинические основы хирургии. Содержание (задачи):
Изучить историю хирургии.
Ознакомить студентов (экскурсия по клинике) с принципами организации хирургического отделения, рационального размещения палат, операционно-перевязочного блока, подсобных помещений. Обратить внимание студентов на положительные и отрицательные моменты распределения больных; в дооперационных и послеоперационных палатах.
Совершить экскурсию по больнице в целом, чтобы ознакомить студентов с работой подразделений многопрофильной больницы.
Рассказать студентам о принципах оказания плановой и экстренной хирургической помощи.
О требованиях к студентам, которые они должны соблюдать при посещении занятий по хирургии.
2.
Асептика. Антисептика. Объём - 2 занятия - 6 часов Самостоятельная работа 2 часа Семестр - 4
Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по асептике и антисептике. Содержание (задачи):
Отработать со студентами определение и предназначение асептики.
Изучить виды асептики и показания к их применению.
Практически отработать, продемонстрировать все виды асептики (в перевязочной, операционной, автоклавной, процедурной)
ВИЧ-инфекция. Хирургические аспекты.
Отработать со студентами определение и предназначение антисептики.
Изучить со студентами виды антисептики, показания к их применению.
Практически показать и отработать (в перевязочной, операционной) все виды антисептики.
9
3.
Кровотечения и его виды. Переливание крови. Объём - 2 занятия; в часах - 6
Самостоятельная работа 2 часа
Семестр - 4
Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной теме.
^
Дать общие сведения и изучить классификацию кровотечений.
Изучить и отработать методы остановки кровотечений.
■ Изучить методы окончательной остановки кровотечений:
■ механические методы
■ физические. ■ химические
■ биологические
Изучить показания к применению того или иного метода окончательной остановки кровотечений.
Практически на муляжах и в операционной отработать виды окончательной остановки кровотечений.
Занятие
2-ое.Содержание (задачи):
Изучить со студентами существующие группы крови и резус-фактор.
11зучить со студентами теоретические положения определения группы крови и резус-фактора и возможные при этом ошибки и ложные реакции.
Изучить показания и противопоказания к переливанию крови, методы переливания крови.
Изучить правила переливания крови.
Изучить осложнения, связанные с переливаниям крови и меры борьбы с ними.
Практически научить студентов определению группы крови и резус-фактора, проведению проб перед переливанием крови.
Продемонстрировать переливание крови с проведением проб.
Изучить существующие кровезаменители, их классификацию, показания к их применению, методы переливания с практической демонстрацией.
10
4.
^ Объём - 2 занятия; в часах - 7 Самостоятельная работа 2,5 ч Семестр - 4
Цель - дать теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной теме. Содержание (задачи):
Изучить со студентами виды местного обезболивания и наркоза и фармакологические средства, используемые для их проведения.
Изучить со студентами показания и противопоказания к тому или иному виду анестезии и наркоза, преимущества и недостатки местной анестезии, каждого её вида между собой и в сравнении с общим обезболиванием.
Практически продемонстрировать технику выполнения местной анестезии (в перевязочной или операционной).
Методы реанимации.
Виды смертей.
5.
Переломы и вывихи. Травмы головы, шеи, грудной клетки и живота. Объём: 2 занятия (6 часов) Самостоятельная работа: 2 часа Семестр: 4
Цель: дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
Разобрать виды травматизма
Осложнения травм - обморок, шок, коллапс, кровотечение, инфекция
Изучить классификацию, клинику переломов и вывихов, повреждений мягких тканей, травматического токсикоза, повреждений черепа, грудной клетки и живота. Оказание первой помощи и лечение с позиции доказательной медицины
Изучить принципы десмургии и транспортной иммобилизации
Практически отработать наложение отдельных видов повязок и транспортных шин.
11
6.
Методика обследования хирургического больного. Хирургическая
операция. Предоперационный и послеоперационный периоды.
Объём - 1 занятие;в часах - 3
Семестр - 4
Цель - научить студентов методике обследования хирургического больного,
познакомить студентов с видами операций, соблюдением правил асептики при
операциях, изучить ведение пред. и послеоперационного периода.
Содержание (задачи):
Обучить студентов тактике сбора анамнеза.
Обучить студентов общему исследованию хирургического больного (общий осмотр, исследования по системам)
Обучить студентов методике местного исследования.
Научить студентов методике исследования больных с различными типами хирургических заболеваний.
Разбор определения понятия хирургическая операция, пред. послеоперационный периоды.
Классификация хирургических операций.
Остановиться на вопросах показаний и противопоказаний к операциям.
Указать на обязательное предоперационное заключение.Осветить особенности послеоперационного периода.
Осложнения после операций.
Исходы ближайших и отдаленных результатов консервативного и оперативного лечения с позиций доказательной медицины, вопросы реабилитации больных.
7.
Ожоги, отморожения, электротравма.
Объём - 1 занятие; в часах - 3
Самостоятельная работа 1 час.
Семестр -4
Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические
навыки по указанной патологии.
Содержание (задачи):
Дать понятие и общие сведения по теме.
Изучить классификацию ожогов и отморожений.
Изучить методы определения площади поражения: метод Постникова, правило "ладони" и "девяток".
Изучить расстройства организма при ожогах:
а) ожоговый шок
б) ожоговая токсемия
в) ожоговая септикотоксемия.
Изучить и отработать оказание первой помощи при ожогах, отморожениях, электротравме.
Изучить методы местного, общего лечения указанной патологии с позициии доказательной медицины.
12
8.
^ Объём: 1 занятие (3 часа)
Самостоятельная работа: 2 часа
Семестр: 4
Цель: Дать студентам общее представление о хирургической инфекции с
позиции доказательной медицины.
Содержание (задачи):
Причины развития
Общая реакция организма
Течение хирургической инфекции
Классификация
9.
Инфекция мягких тканей.
Объём - 1 занятие; в часах - 3
Самостоятельная работа 2 часа
Семестр - 4
Цель - показать студентам методику обследования больных с острыми гнойными заболеваниями кожи и подкожной клетчатки. Содержание (задачи):
Указать студентам на необходимость организации гнойного отделения в хирургическом стационаре или выделение отдельных палат.
Разобрать классификацию флегмон, абсцессов, панарициев, маститов, парапроктитов, рожистого воспаления.
Научить студентов методике обследования больного с острой гнойной хирургической инфекцией.
Остановится на тактике хирурга и методах лечения больных с острой гнойной хирургической инфекцией с позиции доказательной медицины.
Разобрать новые методы в лечении данной патологии (обработка гнойной раны пульсирующей струёй антисептика, применение гното-биологических изоляторов).
10.
^ Объём: 1 занятие (3 часа) Самостоятельная работа: 1,5 часа Семестр: 4
Цель: Научить студентов и практически закрепить принципы диагностики указанной патологии. Содержание (задачи):
Разобрать этиологию, клинику, диагностику, лечение острого гематогенного остеомиелита с позиции доказательной медицины.
Разобрать этиологию, клинику, диагностику, лечение травматического остеомиелита с позиции доказательной медицины.
Разобрать этиологию, клинику, диагностику, лечение с позиции доказательной медицины первично-хронического остеомиелита.
Разобрать этиологию, клинику, диагностику, лечение гнойного артрита с позиции доказательной медицины.
13
11 .
^ Объём - 1 занятие; в часах- 3 Самостоятельная работа 3 часа. Семестр - 4
Цель - дать студентам практическое понятие о принципах лечения инфицированных ран с позиции доказательной медицины. Содержание (задачи):
Разобрать со студентами методы местного воздействия в зависимости от фазы раневого процесса.
Разобрать со студентами методы общего воздействия при ранах.
Практически обучить студентов определять вид раны и выполнять соответствующие манипуляции.
Дать студентам основные понятия о принципах лечения свежих ран.
Обратить внимание студентов на первичную хирургическую обработку ран. практическое её выполнение.
Разобрать и практически закрепить виды заживления ран.
Разобрать вопросы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения, профилактики сепсиса, столбняка, сибирской язвы, дифтерии ран с позиций доказательной медицины.
12.
^ Объём: 1 занятие (2 часа) Самостоятельная работа: 1 час Семестр: 4
Цели: разобрать теоретические и практические вопросы по диагностике и лечению указанной патологии. Содержание (задачи):
■ Разобрать этиопатогенез, клинику, диагностику анаэробной гнилостной
инфекции.
■ Разобрать практические вопросы по оказанию первой помощи, лечению и профилактике указанной патологии с позиции доказательной медицины.
14
13.
^ Объем - 1 занятие; в часах - 2 Самостоятельная работа 2 часа Семестр -5
Цель - научить студентов распознавать хирургический туберкулёз, сифилис, актиномикоз. Содержание (задачи):
Разобрать со студентами общие и специфические признаки хронической хирургической инфекции.
Разобрать и показать студентам формы и виды хирургического туберкулёза (этиология, клиника, диагностика, принципы лечения).
Разобрать со студентами этиологию, клинику, диагностику, лечение актиномикоза.
Разобрать^ со студентами этиологию, клинику, диагностику и лечение хирургического сифилиса.
14.
Опухоли. Объем - 1 занятие; в часах - 3 Самостоятельная работа 1 час Семестр - 5
Цель - закрепить знания студентов по разделу "Опухоли". Содержание (задачи):
Определение понятия опухоли, её характерные особенности.
Классификация опухолей, этиология, патогенез.
Клиника и диагностика доброкачественных и злокачественных опухолей.
Современное лечение онкологических больных.
Организация онкологической помощи в
Разбор статистических данных и специальной документации.
15.
Некрозы, язвы, гангрены, свищи Объём - 1 занятие; в часах - 3 Самостоятельная работа 2 часа Семестр - 5
Цель - обучить студентов основным проявлениям некрозов, свищей, гангрен, трофических язв. Содержание (задачи):
Изучить определение понятий: некроз ,гангрена, свищи, трофические язвы, тромбозы, эмболии.
Разобрать этиопатогенез этих заболеваний, обратить внимание студентов на то, что некрозы и гангрены могут быть проявлением ряда инфекционных заболеваний и отравлений ядами, а также облитерирующих заболеваний. Разобрать клинические признаки и методы консервативного и оперативного .течения с позиций доказательной медицины.
15
^
1.
Обследование хирургического больного. Деонтология в хирургии. Оформление медицинской документации. Самостоятельная работа 9 часов. Семестр -5
Цель - обучить студентов основным правилам составления хирургической истории болезни.
Этика и деонтология в хирургии. Обследование хирургического больного по органам и системам. Содержание (задачи):
Изучить ,схему истории болезни при хирургических заболеваниях.
Изучить правила заполнения истории болезни на срочного и планового больного.
Изучить правила составления диагноза ( предварительного, клинического, окончательного).
Изучить правила заполнения истории болезни при текущем осмотре больного и его лечении.
Изучить схему выписного эпикриза.
Изучить понятие о деонтологии в хирургии.
Изучить посистемное обследование хирургического больного.
16