|
Скачать 2.73 Mb.
|
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ҚАРАҒАНДЫ МЕМЛЕКЕТТІК МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНТЕГРАЛДЫ ОҚЫТУ: ЖАҒДАЙЫ ЖӘНЕ ДАМУ БАҒЫТТАРЫ 2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Материалы республиканской научно-практической конференции 28-29 апреля 2011 г. Караганда, 2011 УДК ББК Интегралды оқыту: жағдайы және даму бағыттары: республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары. – Қарағанды: ҚММУ баспаханасы, 2011. – 106 б. Интегрированое обучение: состояние и направления развития: Материалы республиканской научно-практической конференции.- Караганда: изд-во КГМУ, 2011.-106с. Сборник содержит работы ученых Казахстана и России, в которых рассматриваются актуальные вопросы медицинского образования: проблемы интеграции до- и последипломной подготовки специалистов, интеграция образовательных программ и формирование компетентности выпускников медицинского вуза, подход к изучению базовых и клинических дисциплин, оценка достижений обучающихся в медицинском вузе, а также проблемы обучения и компетенции преподавателей Рассчитан на широкий круг медицинских и педагогических работников, преподавателей и студентов. Под общей редакцией ректора КГМУ профессора М. К. Телеуова Редакционная коллегия И ![]() М. К. Телеуов, Р. С. Досмагамбетова, Ш. С. Калиева ^ Карагандинский государственный медицинский университет Главной целью медицинского образования является повышение качества подготовки специалистов для системы здравоохранения на основе высоких клинических, научных и этических стандартов в медицинском образовании, внедрения и развития инновационных образовательных технологий. Современные тенденции развития медицинского образования, а именно необходимость перехода от традиционных образовательных программ к интегрированным программам, ориентации образовательных программ на потребности системы здравоохранения и на достижение конечных результатов обучения, внедрения эффективных образовательных стратегий требуют изменения принципов подготовки медицинских специалистов как на додипломном, так и на последипломном уровне, что тесно взаимосвязано с формированием и развитием основных компетентностей преподавателей медицинских вузов и изменением отношения студентов к освоению медицинской образовательной программы. Учитывая данные тенденции, медицинские учебные заведения по всему миру постепенно переходят от традиционного дисциплинарно-ориентированного учебного плана к интегрированному, так как дисциплинарно-ориентированное обучение поддерживает пассивное преподавание и обучение, способствуя изучению каждой дисциплины отдельно, без связи с другими дисциплинами и клиническим контекстом обучения. Интегрированное обучение предназначено для обеспечения взаимосвязи между фундаментальными и клиническими науками, что очень важно для формирования у студентов мотивации и интереса к изучаемым базовым биомедицинским дисциплинам через призму приложения полученных знаний к решению конкретной клинической проблемы. Интегрированное обучение помогает будущим врачам собирать факты в единую цепь, с тем, чтобы получить полную картину о клинической ситуации и разработать целостный подход к лечению каждого конкретного пациента. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, он является ведущим при разработке целей и конечных результатов обучения, определения содержания, форм и методов обучения. Интегрированный подход к обучению и преподаванию означает реализацию принципа интеграции на любом этапе образовательного процесса, обеспечивая его целостность и системность. Медицинская образовательная программа должна быть разработана и структурирована так, чтобы помочь обучающимся понять и освоить ключевые компетентности через объединение собственных знаний и навыков в единое целое на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Grundy (1994) установил различие между подходом к интеграции и содержанием интеграции. Существуют два традиционных подхода к разделению интеграции: горизонтальная и вертикальная интеграция. Горизонтальная интеграция предусматривает интеграцию между различными дисциплинами в пределах года или курса обучения. Горизонтальной интеграцией является интеграция между параллельными дисциплинами, такими, как: анатомия, физиология, биохимия или хирургия, терапия, педиатрия, которые обычно преподаются на одном и том же этапе учебного плана. В вертикальной интеграции дисциплины преподаются на различных этапах или в различные годы обучения. Раннее ведение клинических навыков и их развитие с основными и клиническими науками хороший пример вертикальной интеграции. В зарубежных медицинских вузах большое внимание уделяется интеграции фундаментальных медицинских наук в первые годы обучения и клинической, медицинской практике в последующие годы. Чтобы получить максимальную пользу, необходимо объединить горизонтальный и вертикальный планы для достижения полной интеграции. В 2006 году Правительством Республики Казахстан одобрена Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования, разработанная в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Одним из важных составляющих указанной Концепции явились новые стандарты подготовки медицинских специалистов, ориентированные на международные стандарты и требующие нового подхода к планированию, организации и обеспечению образовательного процесса. До начала реализации Концепции в системе медицинского образования республики существовала традиционная модель обучения, ориентированная на дисциплинарный подход и основанная на односторонней передаче знаний от преподавателя к студенту. Преподавание и обучение, в основном, было ориентировано на преподавателя, при этом студент часто оставался пассивным участником образовательного процесса. Вместе с тем, существовало понимание, что наряду с достоинствами, этот метод имеет ряд принципиальных недостатков и не удовлетворяет потребностям сегодняшнего дня. Новые стандарты подготовки медицинских кадров требовали внедрения нового подхода к организации учебного процесса, а именно внедрению интегрированного обучения, инновационных методов обучения, преподавания и оценки знаний, ориентированных на обучающихся, способствующих формированию и развитию основных компетентностей студентов медицинских вузов республики. С 2007 года Карагандинский государственный медицинский университет (КГМУ), как и все медицинские вузы республики начал обучение студентов согласно новых ГОСО по медицинским специальностям, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Казахстан (МЗ РК) в 2006 году. Новыми элементами и преимуществами ГОСО-2006 являются внедрение интегрированного обучения, основанного на системном подходе; введение новых дисциплин – коммуникативные навыки, введение в клинику, молекулярная биология, биостатистика, доказательная медицина, визуальная диагностика, общественное здоровье и здравоохранение; внедрение новых методов обучения, преподавания и оценки знаний, навыков и клинической компетентности; интерактивных компьютерных программ обучения; усиление роли самостоятельного и самонаправленного обучения; внедрение обучения, основанного на симуляции, расширение компонента по выбору. Для эффективного внедрения и реализации новых ГОСО в КГМУ Советом по медицинскому образованию сформирована концепция развития основных компетентностей студента и выпускника вуза, которая единогласно принята и утверждена всем профессорско-преподава-тельским составом университета. В данной концепции отражено понимание последовательного, поэтапного введения студента в круг профессиональных навыков. Основные сферы компетентностей выпускника КГМУ представлены следующими: знания биомедицинских наук, клинические навыки (для выпускников специальности «Общая медицина»), навыки в сфере лекарственного обеспечения (для выпускников специальности «Фармация»), навыки профилактической медицины и управления общественным здоровьем (для выпускников специальностей ««Общественное здравоохранение» и «Медико-профилактическое дело»), коммуникативные навыки, навыки научных исследований, навык постоянного самосовершенствования, навык работы в команде, профессионализм. Разумное сочетание знаний базовых фундаментальных и клинических дисциплин соответственно ГОСО 2006 с внедрением инновационных форм и методов обучения, информационных технологий – условие для реализации основных компетентностей и успешности выпускника КГМУ. Внедрение интегрированного обучения согласно ГОСО возможно на старших курсах обучения. Интеграция по горизонтали между базовыми и клиническими науками, изучаемые студентами на 3 курсе по специальности «Общая медицина», предполагает последовательное изучение базовых биомедицинских дисциплин и пропедевтики внутренних болезней по отдельно взятой системе организма. В основу положен принцип модулей по восьми системам органов человека: сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, нервная, мочеполовая, эндокринная, опорно-двигательная с кожей и придатками, система кроветворения (рис.1). П ![]() Фармакология Пропедевтика Визуальная диагностика Рис. 1. Горизонтальная интеграция Разработанные типовые программы семи базовых дисциплин – анатомия-2, гистология-2, физиология-2, патологическая анатомия-2, патологическая физиология-2, визуальная диагностика – ориентированы на программу дисциплины пропедевтика внутренних болезней, включающей изучение особенностей не только взрослого, но и детского возраста. При разработке рабочих программ указанных дисциплин произведена интеграция всех видов учебных занятий – лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов, таким образом, чтобы избежать дублирования и параллелизма. В основу интеграции положен принцип одновременного изучения систем человека с позиций всех интегрированных дисциплин, иллюстрирующий рациональное сочетание и последовательность изучения базовых биомедицинских и клинических дисциплин с целью получения студентом более целостных знаний об анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологических и патоморфологических аспектах развития основных синдромов, использования пропедевтических, визуальных приемов их диагностики и медикаментозной терапии. Ознакомиться с интегрированным учебным планом и расписанием можно на сайте университета www.kgmu.kz в рублике «для студента, учебный процесс» (табл. 1). Возможность такого подхода реализована через расписание занятий и применение инновационных образовательных технологий: чтение лекций-симпозиумов, проведение обучения, основанного на решении клинических проблем, командное обучение, работа в малых группах, использование симуляционных технологий, проблемно-ориенти-рованного обучения (ПОО), способствующих дальнейшему развитию, углублению и применению фундаментальных знаний в процессе решения конкретных клинических задач. Таблица 1. Расписание по интегрированному обучению для студентов 3 курса, специальность «Общая медицина» (ГОСО 2006), модуль «Нервная система» ![]() Основа проблемного обучения является очень полезным способом интеграции обучения (Barrous, 1985). ПОО проводится в рамках изучения биомедицинских дисциплин и пропедевтики внутренних болезней как метод обучения, позволяющий интегрировать знания биомедицинских дисциплин через решение клинической проблемы. Горизонтальная и вертикальная интеграция фундаментальных наук и клинической медицины в условиях ПОО дает основу для глубокого, а не поверхностного обучения, и тем самым стимулирует углубленное понимание важных биомедицинских принципов (Deyl, 2002). У студентов формируются теоретические знания, закладывающие фундамент для дальнейшего освоения клинических умений и навыков, а именно морфогенеза, патоморфоза заболеваний, функционирования систем организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах, визуальной диагностики, принципов применения лекарственных препаратов. Интеграция по вертикали базовых биомедицинских и клинических дисциплин представлены в рабочих программах с указанием пререквизитов и постреквизитов и протоколах согласованиях рабочих программ по дисциплинам. Однако, такое понимание вертикальной интеграции является однонаправленным, учитывая опыт зарубежных медицинских вузов в достижении вертикальной интеграции учебного плана. Вертикально интегрированные дисциплины должны прослеживаться на протяжении всей образовательной программы от 1 года обучения до последнего с постепенным переходом на последипломное обучение. Например, такие дисциплины как коммуникативные навыки, основы доказательной медицины должны прослеживаться в течение всего континуума медицинского образования. Постоянно совершенствовать коммуникативные навыки, уметь критически оценивать медицинскую информацию перед применением ее у постели больного, применять принципы доказатель-ной медицины на практике - приоритетная задача додипломного и последипломного образования (рис. 2). ![]()
Рис. 2. Вертикальная интеграция Внутри каждой темы, могут быть подтемы или блоки, которые обеспечивают основу для интеграции в течение всего периода обучения в медицинском вузе. Изучение данных дисциплин с каждым годом должно возобновляться и расширяться к более высокому уровню и большей сложности, обеспечивая так называемый спиральный подход к созданию вертикального учебного плана. Каждый завиток спирали представляет расширение изучения от предыдущего витка. Создание правильной вертикальной интеграции – вопрос будущих усилий каждого медицинского вуза, стремящегося улучшить собственный образовательный процесс, ориентированный на достижение конечных результатов и основных компетентностей своих выпускников. В КГМУ разработано содержание вертикальной интеграции для формирования и развития всех сфер компетентностей выпускников. Например: в формирование компетентности Коммуникативные навыки вносят вклад все дисциплины образовательной программы с 1 по 7 курс по ГОСО 2006 года, начиная с дисциплины Коммуникативные навыки1 и 2, продолжая на пропедевтике внутренних болезней, общей хирургии и последующих клинических дисциплинах (рис. 3). Для проведения интегрированного обучения очень важно уделить особое внимание подготовке интегрированного календарно-тематичес-кого плана и комплексного расписания Выбор тем должен быть тщательным, так как они определяют последовательность занятий в рамках учебной деятельности. Очередность тем должно быть логичным и каждая новая тема должна основываться на предыдущих знаниях. По каждой теме, предполагающей освоение определенных знаний и навыков, преподаватель должен быть способен выбрать наиболее подходящий эффективный метод преподавания, например: проблемная лекция или лекция-симпозиум, дидактическая лекция или обзорная, работа в малых группах или командное обучение, ПОО или обучение, основанное на решении клинических задач или проблем, самообучение (СРС). Для дальнейшего развития интегрированного обучения необходимо улучшать учебно-методические материалы по каждой дисциплине. Каждая дисциплина должна иметь схему интегрированного учебного плана, т.е. список тем, которые будут раскрыты, навыки, которые должны быть отработаны каждой дисциплиной, вовлеченной в интеграцию в рамках модуля. Содержание каждого учебного занятия должно быть четко определено и сформулировано. Для углубления интеграции фундаментальных и клинических наук, содержание должно разрабатываться с участием клиницистов, лучше на примере решения конкретных клинических проблем. Содержание должно быть достаточным и интересным, непосредственно связанным с клиническим контекстом, чтобы увлечь студентов, участвующих в процессе обучения, чтобы студенты увидели "общую" картину и оценили актуальность изучения фундаментальных наук для их будущей практической деятельности. ![]() |