2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение icon

2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение





Скачать 2.73 Mb.
Название 2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение
страница 1/13
Дата 12.02.2013
Размер 2.73 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ

САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ҚАРАҒАНДЫ МЕМЛЕКЕТТІК МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИНТЕГРАЛДЫ ОҚЫТУ:

ЖАҒДАЙЫ ЖӘНЕ ДАМУ БАҒЫТТАРЫ


2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары


ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ:

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ


Материалы республиканской научно-практической конференции

28-29 апреля 2011 г.


Караганда, 2011

УДК

ББК


Интегралды оқыту: жағдайы және даму бағыттары: республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары. – Қарағанды: ҚММУ баспаханасы, 2011. – 106 б.


Интегрированое обучение: состояние и направления развития:

Материалы республиканской научно-практической конференции.-

Караганда: изд-во КГМУ, 2011.-106с.


Сборник содержит работы ученых Казахстана и России, в которых рассматриваются актуальные вопросы медицинского образования: проблемы интеграции до- и последипломной подготовки специалистов, интеграция образовательных программ и формирование компетентности выпускников медицинского вуза, подход к изучению базовых и клинических дисциплин, оценка достижений обучающихся в медицинском вузе, а также проблемы обучения и компетенции преподавателей


Рассчитан на широкий круг медицинских и педагогических работников, преподавателей и студентов.


Под общей редакцией ректора КГМУ

профессора М. К. Телеуова


Редакционная коллегия


И. С. Азизов, З. З. Бектурганов, Н. К. Дюсембаева (ответ. секретарь орг. комитета), Р. С. Досмагамбетова, Б. С. Имашева, Р. Б. Исаева, А. З. Муратова, Н. Н. Наурызов, К. Б. Оспанова, Е. С. Сербо (ответ. секретарь сборника), Д. Ж. Тайжанова, М. С. Шабдарбаева, Ф. М. Шайзадина, Т. А. Шакаева, Н. У. Танкибаева (ответ. секретарь орг. комитета)

М. К. Телеуов, Р. С. Досмагамбетова, Ш. С. Калиева

^ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Карагандинский государственный медицинский университет


Главной целью медицинского образования является повышение качества подготовки специалистов для системы здравоохранения на основе высоких клинических, научных и этических стандартов в медицинском образовании, внедрения и развития инновационных образовательных технологий.

Современные тенденции развития медицинского образования, а именно необходимость перехода от традиционных образовательных программ к интегрированным программам, ориентации образовательных программ на потребности системы здравоохранения и на достижение конечных результатов обучения, внедрения эффективных образовательных стратегий требуют изменения принципов подготовки медицинских специалистов как на додипломном, так и на последипломном уровне, что тесно взаимосвязано с формированием и развитием основных компетентностей преподавателей медицинских вузов и изменением отношения студентов к освоению медицинской образовательной программы.

Учитывая данные тенденции, медицинские учебные заведения по всему миру постепенно переходят от традиционного дисциплинарно-ориентированного учебного плана к интегрированному, так как дисциплинарно-ориентированное обучение поддерживает пассивное преподавание и обучение, способствуя изучению каждой дисциплины отдельно, без связи с другими дисциплинами и клиническим контекстом обучения. Интегрированное обучение предназначено для обеспечения взаимосвязи между фундаментальными и клиническими науками, что очень важно для формирования у студентов мотивации и интереса к изучаемым базовым биомедицинским дисциплинам через призму приложения полученных знаний к решению конкретной клинической проблемы. Интегрированное обучение помогает будущим врачам собирать факты в единую цепь, с тем, чтобы получить полную картину о клинической ситуации и разработать целостный подход к лечению каждого конкретного пациента.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, он является ведущим при разработке целей и конечных результатов обучения, определения содержания, форм и методов обучения. Интегрированный подход к обучению и преподаванию означает реализацию принципа интеграции на любом этапе образовательного процесса, обеспечивая его целостность и системность. Медицинская образовательная программа должна быть разработана и структурирована так, чтобы помочь обучающимся понять и освоить ключевые компетентности через объединение собственных знаний и навыков в единое целое на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Grundy (1994) установил различие между подходом к интеграции и содержанием интеграции. Существуют два традиционных подхода к разделению интеграции: горизонтальная и вертикальная интеграция. Горизонтальная интеграция предусматривает интеграцию между различными дисциплинами в пределах года или курса обучения. Горизонтальной интеграцией является интеграция между параллельными дисциплинами, такими, как: анатомия, физиология, биохимия или хирургия, терапия, педиатрия, которые обычно преподаются на одном и том же этапе учебного плана. В вертикальной интеграции дисциплины преподаются на различных этапах или в различные годы обучения. Раннее ведение клинических навыков и их развитие с основными и клиническими науками хороший пример вертикальной интеграции. В зарубежных медицинских вузах большое внимание уделяется интеграции фундаментальных медицинских наук в первые годы обучения и клинической, медицинской практике в последующие годы. Чтобы получить максимальную пользу, необходимо объединить горизонтальный и вертикальный планы для достижения полной интеграции.

В 2006 году Правительством Республики Казахстан одобрена Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования, разработанная в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Одним из важных составляющих указанной Концепции явились новые стандарты подготовки медицинских специалистов, ориентированные на международные стандарты и требующие нового подхода к планированию, организации и обеспечению образовательного процесса.

До начала реализации Концепции в системе медицинского образования республики существовала традиционная модель обучения, ориентированная на дисциплинарный подход и основанная на односторонней передаче знаний от преподавателя к студенту. Преподавание и обучение, в основном, было ориентировано на преподавателя, при этом студент часто оставался пассивным участником образовательного процесса. Вместе с тем, существовало понимание, что наряду с достоинствами, этот метод имеет ряд принципиальных недостатков и не удовлетворяет потребностям сегодняшнего дня. Новые стандарты подготовки медицинских кадров требовали внедрения нового подхода к организации учебного процесса, а именно внедрению интегрированного обучения, инновационных методов обучения, преподавания и оценки знаний, ориентированных на обучающихся, способствующих формированию и развитию основных компетентностей студентов медицинских вузов республики.

С 2007 года Карагандинский государственный медицинский университет (КГМУ), как и все медицинские вузы республики начал обучение студентов согласно новых ГОСО по медицинским специальностям, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Казахстан (МЗ РК) в 2006 году. Новыми элементами и преимуществами ГОСО-2006 являются внедрение интегрированного обучения, основанного на системном подходе; введение новых дисциплин – коммуникативные навыки, введение в клинику, молекулярная биология, биостатистика, доказательная медицина, визуальная диагностика, общественное здоровье и здравоохранение; внедрение новых методов обучения, преподавания и оценки знаний, навыков и клинической компетентности; интерактивных компьютерных программ обучения; усиление роли самостоятельного и самонаправленного обучения; внедрение обучения, основанного на симуляции, расширение компонента по выбору.

Для эффективного внедрения и реализации новых ГОСО в КГМУ Советом по медицинскому образованию сформирована концепция развития основных компетентностей студента и выпускника вуза, которая единогласно принята и утверждена всем профессорско-преподава-тельским составом университета. В данной концепции отражено понимание последовательного, поэтапного введения студента в круг профессиональных навыков. Основные сферы компетентностей выпускника КГМУ представлены следующими: знания биомедицинских наук, клинические навыки (для выпускников специальности «Общая медицина»), навыки в сфере лекарственного обеспечения (для выпускников специальности «Фармация»), навыки профилактической медицины и управления общественным здоровьем (для выпускников специальностей ««Общественное здравоохранение» и «Медико-профилактическое дело»), коммуникативные навыки, навыки научных исследований, навык постоянного самосовершенствования, навык работы в команде, профессионализм.

Разумное сочетание знаний базовых фундаментальных и клинических дисциплин соответственно ГОСО 2006 с внедрением инновационных форм и методов обучения, информационных технологий – условие для реализации основных компетентностей и успешности выпускника КГМУ. Внедрение интегрированного обучения согласно ГОСО возможно на старших курсах обучения. Интеграция по горизонтали между базовыми и клиническими науками, изучаемые студентами на 3 курсе по специальности «Общая медицина», предполагает последовательное изучение базовых биомедицинских дисциплин и пропедевтики внутренних болезней по отдельно взятой системе организма. В основу положен принцип модулей по восьми системам органов человека: сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, нервная, мочеполовая, эндокринная, опорно-двигательная с кожей и придатками, система кроветворения (рис.1).


Пат. анатомия Гистология Анатомия Физиология Пат. Физиология


Фармакология Пропедевтика Визуальная

диагностика


Рис. 1. Горизонтальная интеграция

Разработанные типовые программы семи базовых дисциплин – анатомия-2, гистология-2, физиология-2, патологическая анатомия-2, патологическая физиология-2, визуальная диагностика – ориентированы на программу дисциплины пропедевтика внутренних болезней, включающей изучение особенностей не только взрослого, но и детского возраста. При разработке рабочих программ указанных дисциплин произведена интеграция всех видов учебных занятий – лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов, таким образом, чтобы избежать дублирования и параллелизма. В основу интеграции положен принцип одновременного изучения систем человека с позиций всех интегрированных дисциплин, иллюстрирующий рациональное сочетание и последовательность изучения базовых биомедицинских и клинических дисциплин с целью получения студентом более целостных знаний об анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологических и патоморфологических аспектах развития основных синдромов, использования пропедевтических, визуальных приемов их диагностики и медикаментозной терапии. Ознакомиться с интегрированным учебным планом и расписанием можно на сайте университета www.kgmu.kz в рублике «для студента, учебный процесс» (табл. 1).

Возможность такого подхода реализована через расписание занятий и применение инновационных образовательных технологий: чтение лекций-симпозиумов, проведение обучения, основанного на решении клинических проблем, командное обучение, работа в малых группах, использование симуляционных технологий, проблемно-ориенти-рованного обучения (ПОО), способствующих дальнейшему развитию, углублению и применению фундаментальных знаний в процессе решения конкретных клинических задач.

Таблица 1.

Расписание по интегрированному обучению для студентов 3 курса, специальность «Общая медицина» (ГОСО 2006),

модуль «Нервная система»




Основа проблемного обучения является очень полезным способом интеграции обучения (Barrous, 1985). ПОО проводится в рамках изучения биомедицинских дисциплин и пропедевтики внутренних болезней как метод обучения, позволяющий интегрировать знания биомедицинских дисциплин через решение клинической проблемы. Горизонтальная и вертикальная интеграция фундаментальных наук и клинической медицины в условиях ПОО дает основу для глубокого, а не поверхностного обучения, и тем самым стимулирует углубленное понимание важных биомедицинских принципов (Deyl, 2002). У студентов формируются теоретические знания, закладывающие фундамент для дальнейшего освоения клинических умений и навыков, а именно морфогенеза, патоморфоза заболеваний, функционирования систем организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах, визуальной диагностики, принципов применения лекарственных препаратов.

Интеграция по вертикали базовых биомедицинских и клинических дисциплин представлены в рабочих программах с указанием пререквизитов и постреквизитов и протоколах согласованиях рабочих программ по дисциплинам.

Однако, такое понимание вертикальной интеграции является однонаправленным, учитывая опыт зарубежных медицинских вузов в достижении вертикальной интеграции учебного плана. Вертикально интегрированные дисциплины должны прослеживаться на протяжении всей образовательной программы от 1 года обучения до последнего с постепенным переходом на последипломное обучение. Например, такие дисциплины как коммуникативные навыки, основы доказательной медицины должны прослеживаться в течение всего континуума медицинского образования. Постоянно совершенствовать коммуникативные навыки, уметь критически оценивать медицинскую информацию перед применением ее у постели больного, применять принципы доказатель-ной медицины на практике - приоритетная задача додипломного и последипломного образования (рис. 2).




^ Коммуникативные навыки, ОДМ




НПР

^ Годы обучения

7

6

5

4

3

2

1



Рис. 2. Вертикальная интеграция

Внутри каждой темы, могут быть подтемы или блоки, которые обеспечивают основу для интеграции в течение всего периода обучения в медицинском вузе. Изучение данных дисциплин с каждым годом должно возобновляться и расширяться к более высокому уровню и большей сложности, обеспечивая так называемый спиральный подход к созданию вертикального учебного плана. Каждый завиток спирали представляет расширение изучения от предыдущего витка. Создание правильной вертикальной интеграции – вопрос будущих усилий каждого медицинского вуза, стремящегося улучшить собственный образовательный процесс, ориентированный на достижение конечных результатов и основных компетентностей своих выпускников.

В КГМУ разработано содержание вертикальной интеграции для формирования и развития всех сфер компетентностей выпускников.

Например: в формирование компетентности Коммуникативные навыки вносят вклад все дисциплины образовательной программы с 1 по 7 курс по ГОСО 2006 года, начиная с дисциплины Коммуникативные навыки1 и 2, продолжая на пропедевтике внутренних болезней, общей хирургии и последующих клинических дисциплинах (рис. 3).

Для проведения интегрированного обучения очень важно уделить особое внимание подготовке интегрированного календарно-тематичес-кого плана и комплексного расписания Выбор тем должен быть тщательным, так как они определяют последовательность занятий в рамках учебной деятельности. Очередность тем должно быть логичным и каждая новая тема должна основываться на предыдущих знаниях. По каждой теме, предполагающей освоение определенных знаний и навыков, преподаватель должен быть способен выбрать наиболее подходящий эффективный метод преподавания, например: проблемная лекция или лекция-симпозиум, дидактическая лекция или обзорная, работа в малых группах или командное обучение, ПОО или обучение, основанное на решении клинических задач или проблем, самообучение (СРС).

Для дальнейшего развития интегрированного обучения необходимо улучшать учебно-методические материалы по каждой дисциплине. Каждая дисциплина должна иметь схему интегрированного учебного плана, т.е. список тем, которые будут раскрыты, навыки, которые должны быть отработаны каждой дисциплиной, вовлеченной в интеграцию в рамках модуля. Содержание каждого учебного занятия должно быть четко определено и сформулировано. Для углубления интеграции фундаментальных и клинических наук, содержание должно разрабатываться с участием клиницистов, лучше на примере решения конкретных клинических проблем. Содержание должно быть достаточным и интересным, непосредственно связанным с клиническим контекстом, чтобы увлечь студентов, участвующих в процессе обучения, чтобы студенты увидели "общую" картину и оценили актуальность изучения фундаментальных наук для их будущей практической деятельности.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение icon Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары 9-10 маусым 2011ж

2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение icon Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференцияның материалдары 23-24 ақпан 2012 ж

2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение icon 2011 года в г. Самаре пройдет научно-практическая конференция кардионеврология’2011

2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение icon 22-23 сентября 2011 г. Конференция состоится в Туле и проходит в соответствии с Планом научно-практических

2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение icon Тема: Интегрированное ведение болезней детского возраста. Организация работы фап

2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение icon «Қазақстан Республикасы Президенті Іс басқармасы Медициналық орталығының ауруханасы» шаруашылық жүргізу

2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение icon И спортивной реабилитации vмеждународная конференция 28-29 апреля 2011 г

2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение icon Научно-техническая конференция 2011 года секция физической культуры и спорта

2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение icon Инклюзивное и интегрированное образование детей с овз предполагает, что ребенок с различными видами

2011 жылғы 28-29 сәуір республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары интегрированное обучение icon Январь конференция Научная конференция «Проблемы современной неврологии» (лекция)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы