Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология icon

Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология





Скачать 0.5 Mb.
Название Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология
Токаревич И.В
Дата 21.01.2013
Размер 0.5 Mb.
Тип Программа

министерство здравоохранения республики Беларусь



Государственное учреждение

«Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию»


Учреждение образования

«белорусский государственный медицинский университет»


УТВЕРЖДАЮ

Министр здравоохранения


Республики Беларусь

__________ Л.А. Постоялко «____»_____________2004г.

Рег. № __________________


Учебная программа

по ортодонтии



специальность – 1-79 01 07 – Стоматология

Количество аудиторных часов: 242


МИНСК 2004

Типовая учебная программа по дисциплине «Ортодонтия» для специальности 1-79 01 07 Стоматология высшего медицинского образования Республики Беларусь составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Высшее образование. Специальность М.02.01.00 Стоматология» от 30.12.1998г., регистрационный № РД РБ 02100.5.216.98.


Авторы: зав. кафедрой ортодонтии, доцент Токаревич И.В.,

ассистент Кипкаева Л.В.


Рецензенты - Заведующий кафедрой ортопедической стоматологии

Белорусского государственного медицинского

университета, д.м.н., профессор Наумович С.А;

заведующий кафедрой ортопедической стоматологии

Белорусской медицинской академии последипломного

образования, доцент, к.м.н. Лобко В.А.


Программа по дисциплине «Ортодонтия» прошла согласование в Республиканском методическом центре по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Республики Беларусь.


Программу разрешается размножить в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту.


^

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ортодонтия – раздел стоматологии, посвященный изучению вопросов этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики аномалий и деформаций зубочелюстной системы.

Программа определяет объем теоретического материала и практических навыков, которые должны получить студенты по ортодонтии. Основу дисциплины составляют знания и умения, полученные на теоретических, медико-биологических, клинических кафедрах.

^ Цели и задачи программы.

Цель преподавания дисциплины: обеспечить адекватные знания и практические навыки для выявления зубочелюстных аномалий, определения показаний к проведению ортодонтического лечения детей, подростков и взрослых, проведения профилактики деформаций зубочелюстной системы.

Задачи:

  • изучить вопросы организации оказания ортодонтической помощи населению;

  • изучить вопросы профилактики зубочелюстных аномалий. Вопросы диспансеризации населения у ортодонта;

  • изучить этиологию, патогенез, методы диагностики, особенности клинических проявлений, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий.

Обучение студентов проводится на основе интеграции с соблюдением принципов преемственности и профилизации знаний, полученных на теоретических и медико-биологических кафедрах:

  • кафедре нормальной анатомии человека

  • кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии

  • кафедре нормальной физиологии

  • кафедре медицинской и биологической физики

  • кафедре биологической химии

  • кафедре общей гигиены

  • кафедре патологической физиологии

  • кафедре медицинской биологии

  • кафедре педиатрии

  • кафедре организации здравоохранения

  • кафедре лучевой диагностики и терапии

  • кафедре челюстно-лицевой хирургии

  • кафедре терапевтической стоматологии

  • кафедре ортопедической стоматологии

  • кафедре общей стоматологии

  • кафедре ЛОР болезней

Преподавание курса ортодонтии начинается с VI семестра заканчивается в X семестре и изучается по семестрам следующим образом:

VI семестр – преклиническая ортодонтия. Студенты осваивают технологию снятие слепков, изготовления рабочих и диагностических моделей, одночелюстных аппаратов, изучают методы анализа диагностических моделей челюстей, диагностику особенностей строения лица.

В конце курса студенты сдают дифференцированный зачет;

VII семестр - раздел клинической ортодонтии, включающий в себя изучение общих принципов диагностики и лечения аномалий зубочелюстной системы.

В начале цикла проводится входной тестовый контроль, после завершения цикла студенты сдают курсовой экзамен.

IX семестр - раздел клинической ортодонтии; студенты изучают этиологию, патогенез, диагностику, методы профилактики и лечения основных нозологических форм аномалий зубочелюстной системы.

В начале цикла проводится входной тестовый контроль, после завершения цикла студенты сдают дифференцированный зачет.

X семестр – раздел клинической ортодонтии; студенты изучают вопросы участия врача ортодонта в реабилитации пациентов с врожденными расщелинами челюстно-лицевой области, знакомятся с общими принципами лечения зубочелюстных аномалий мультибондинг системой, а также с применением новых технологий в изготовлении ортодонтических аппаратов, в лечении и профилактике зубочелюстных аномалий.

В начале цикла проводится входной тестовый контроль.

По окончании X семестра студенты сдают государственный выпускной экзамен (теоретический и практический).

Контроль подготовленности студентов по всем разделам практических занятий проводится в виде опроса и предшествует клиническому разбору и приему больных.

С VI по X семестр включительно читаются лекции по соответствующим разделам ортодонтии.


^

Учебный план по дисциплине «Ортодонтия»





Специальность

Семестр

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Лекции


лабораторные

Стоматология

VI

57

6

51

дифф. зачет

VII

57

4

53

курсовой

экзамен

IX

68

6

62

дифф. зачет

X

60

4

66

Зачет, ГЭ

ИТОГО:

-

242

20

222

-



II. Тематический план

1. Тематический план лекций:




^ Наименование раздела, темы, элементы

Кол-во


часов




VI семестр







1.1.

Ортодонтия. История развития специальности.

Цель, задачи, направление развития специальности.

2




1.2.

Эстетика лица. Методы изучения эстетики лица.




1.3.

Виды ортодонтических аппаратов. Технология изготовления ортодонтических аппаратов.

2




1.4.

Понятие о норме и патологии в ортодонтии.




1.5.

Классификация зубочелюстных аномалий.

Порядок постановки ортодонтического диагноза.




VII семестр




1.6

Методы исследования в ортодонтии.

Рентгенологический метод. Миотонометрия,

электромиография жевательных и мимических

мышц. Антропометрический метод исследования

в ортодонтии. Изучение диагностических

моделей челюстей.

2







1.7.

Методы лечения зубочелюстных аномалий.

Аппаратурный метод. Условия, необходимые

для перемещения зубов. Классификация

ортодонтических аппаратов.

1.8

Принципы функционального лечения аномалий прикуса.














Наименование раздела, темы, элементы

кол-во

часов




1.9.



Комплексный и протетический методы лечения

зубочелюстных аномалий. Хирургический метод лечения зубочелюстных аномалий. Отличия от комплексного метода.

2




^ IХ семестр




1.10.



Аномалии положения и формы отдельных

зубов Этиология, клиника, диагностика, лечение.

Аномалии зубных рядов.

Этиология, клиника, диагностика, лечение.


2





1.11.



Дистальный прикус. Этиология, клиника,

диагностика, лечение.


2




1.12.

Мезиальный прикус. Этиология, клиника,

диагностика, лечение.




1.13.

Глубокий прикус. Этиология, клиника,

диагностика, лечение. Открытый прикус. Этиология, клиника, диагностика, лечение.

2











1.14.

Перекрестный прикус. Этиология, клиника,

диагностика, лечение.







X семестр




1.15

Реабилитация детей с врожденными изолированными расщелинами челюстно-лицевой области у ортодонта. Реабилитация детей с врожденными сквозными расщелинами челюстно-лицевой области у ортодонта.


2





1.16

Протезирование дефектов зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков и челюстей в детском возрасте.








Наименование раздела, темы, элементы

кол-во

часов




1.17.

Контроль и управление пространством в зубном ряду у

детей.


2






1.18.

Общие принципы применения современных несъем-ных ортодонтических аппаратов (мультибондинг системы).






1.19.

Этапы проведения лечения зубочелюстных аномалий

с помощью мультибондинг системы


2





1.20.

Организация ортодонтической помощи в Республике Беларусь. Новые методы диагностики и лечения зубочелюстных аномалий.




ВСЕГО

20





^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лабораторных ЗАНЯТИЙ





Наименование раздела, темы, элементы

кол-во

часов

VI семестр

2.1.

Ортодонтия. Цель, задачи, направления развития

специальности. Оснащение ортодонтического кабинета.

Эстетика лица. Методы изучения эстетики лица.



6

2.2.

Оттиски. Виды, материалы для получения оттисков. Рабочие модели челюстей.


6

2.3.

Диагностические модели челюстей. Методы изучения диагностических моделей челюстей.


6

2.4.

Виды ортодонтических аппаратов.

6

2.5.

Общие представления о конструкции ортодонтического

аппарата, раскладке сил при его применении, способах его фиксации, принципах опоры. Проволока, применяемая в ортодонтии. Кламмера. Виды. Принцип действия. Особенности изготовления круглого кламмера и кламмера Адамса. Вестибулярные дуги. Виды. Принципы действия, особенности их изготовления. Пружины. Виды пружин. Особенности изготовления.


6



2.6.

Базис ортодонтического аппарата. Изготовление в условиях зуботехнической лаборатории. Особенности изготовления ортодонтических коронок.



6

2.7.

Винты. Виды. Особенности установки в ортодонтические

аппараты.


6

2.8.

Понятие о норме и патологии в ортодонтии. Норма прикуса в различные периоды его формирования.

6

VII семестр

2.9.

Тестовый контроль исходного уровня знаний. Классификация зубочелюстных аномалий. Порядок постановки ортодонтического диагноза.



6

2.10.

Методы исследования в ортодонтии. Рентгенологические методы диагностики нарушений строения зубочелюстной системы. Электромиография и миотонометрия жевательных и мимических мышц.



6

2.11.

Лечение зубочелюстных аномалий в различные периоды формирования прикуса. Методы лечения. Применение миогимнастики в ортодонтии.



6

2.12.

Аппаратурный метод лечения зубочелюстных аномалий. Классификация ортодонтических аппаратов. Аппараты механического и функционально – направляющего действия.




6

2.13.

Принципы функционального лечения зубочелюстных

аномалий. Функционально – действующие и комби-нированные ортодонтические аппараты. Особенности действия, конструкции, применение.



6


2.14.

Комплексный метод лечения зубочелюстных аномалий.

6

2.15.

Протетический метод лечения зубочелюстных аномалий.

6

2.16.

Ортодонтические показания к удалению постоянных зубов. Курсовой экзамен.

6



^

Наименование раздела темы, элементы


кол-во

часов

IХ семестр


2.17.

Тестовый контроль исходного уровня знаний. Аномалии

развития зуба (прорезывания, структуры твердых тканей,

формы, размеры).



7


2.18.

Аномалии количества зубов, положения в зубном ряду.

Причины аномалии. Клиника. Диагностика. Методы

лечения и ошибки.


7

2.19.

Аномалии зубных рядов. Этиология, клиника. диагностика,

методы лечения. Ошибки и осложнения.

7

2.20.

Аномалии развития и деформации зубов, зубных рядов,

челюстных костей и заболевания височно–нижнечелюстного сустава, приводящие к формированию дистального прикуса. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Исходы. Ошибки и осложнения.


7



2.21.

Аномалии развития и деформации, приводящие к формированию мезиального прикуса. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Исходы ортодонтического лечения. Ошибки и осложнения.


7

2.22.

Аномалии развития и деформации, приводящие к формированию глубокого прикуса. Причины развития. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Исходы ортодонтического лечения. Ошибки и осложнения.



7



2.23.

Аномалии развития и деформации, приводящие к формированию открытого прикуса. Причины развития. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Исходы ортодонтического лечения. Ошибки и осложнения.




7




^

Наименование раздела темы, элементы


кол-во

часов

2.24.

Аномалии развития и деформации зубных рядов, челюстных костей и заболевания височно–нижнечелюстного сустава, приводящие к формированию «перекрестного» прикуса. Ошибки и осложнения.

7



2.25.

Итоговое занятие. Дифференцированный зачет.


7




Х семестр



2.26.

Тестовый контроль исходного уровня знаний. Реабилита-

ция детей с врожденными изолированными расщелинами
^

в челюстно–лицевой области. Роль врача – ортодонта в восстановлении зубочелюстной системы таких пациентов.


7




2.27.

Реабилитация детей с врожденными сквозными

расщелинами в челюстно–лицевой области. Роль врача-

ортодонта в восстановлении зубочелюстной систем таких

пациентов.



7




2.28.


Протезирование дефектов зубов, зубных рядов.

Альвеолярных отростков и челюстей в детском возрасте.

Показания, противопоказания, особенности, виды

детских протезов.



7

2.29.

Контроль и управление пространством в зубном ряду.

7

2.30.

Мультибондинг системы. Виды. Показания к применению.

Отличия от съемных аппаратов. 6 ключей окклюзии по

Эндрюсу.

7



2.31.

I и II этапы проведения лечения с применением

мультибондинг системы.

7


2.32.

III, IV этапы проведения лечения с применением

мультибондинг системы.


7

2.33.

V этапы проведения лечения с применением мультибондинг системы. Ретенция достигнутых результатов лечения.

7



^

Наименование раздела темы, элементы


кол-во

часов

2.34.

Новые ортодонтические аппараты и приспособления

в ортодонтии. Зачет.


7

Всего 222



^




Ш. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Содержание лекций


1.1 Ортодонтия. История развития специальности. Цель, задачи, направление развития специальности.

Ортодонтия как раздел стоматологии. Развитие новых разделов специальности. Взаимодействие ортодонтии с другими стоматологическими дисциплинами.

1.2.Эстетика лица. Методы изучения эстетики лиц.

Оценка профиля лица. Оценка формы лица. Морфологический индекс лица.

1.3.Виды ортодонтических аппаратов. Технология изготовления ортодонтических аппаратов.

Общие представления об ортодонтических аппаратах, раскладка сил при их применении, способах фиксации, принципах опоры. Виды ортодонтических аппаратов.

1.4.Понятие о норме и патологии в ортодонтии. Классификация зубочелюстных аномалий.

Понятие норма, средняя норма, средняя индивидуальная норма, целостная норма, оптимальная индивидуальная норма. Норма прикуса в различные периоды его формирования. Схема постановки ортодонтического диагноза, ее обоснование.

1.5.Классификация зубочелюстных аномалий. Порядок постановки ортодонтического диагноза.

Классификация аномалий прикуса Энгля. Клинико-морфологическая классификация зубочелюстных аномалий Калвелиса. Классификация окклюзии зубных рядов Персина. Схема постановки ортодонтического диагноза, ее обоснование.

1.6. Методы исследования в ортодонтии. Рентгенологический метод. Миотонометрия, электромиография жевательных и мимических мышц. Антропометрический метод исследования в ортодонтии. Изучение диагностических моделей челюстей.

Внутриротовая рентгенография зубов, ортопантомография челюстей, внутриротовая рентгенография срединного небного шва, телерентгенография лицевого скелета. Измерение диагностических моделей челюстей по методам Пона, Коркхауза, Шмудта, Герлаха, Снагиной, Джонстона-Танака, Болтона.

1.7. Методы лечения зубочелюстных аномалий. Аппаратурный метод. Условия, необходимые для перемещения зубов. Классификация ортодонтических аппаратов.

Общие принципы лечения зубочелюстных аномалий в зависимости от возраста и степени выраженности нарушений. Особенности конструкций ортодонтических аппаратов; показания к применению различных ортодонтических аппаратов.

1.8. Принципы функционального лечения аномалий прикуса.

Функционально-действующие аппараты. Особенности действия, конструкции, применения.

1.9. Комплексный и протетический методы лечения зубочелюстных аномалий. Хирургический метод лечения зубочелюстных аномалий. Отличия от комплексного метода.

Показания к комплексному и протетическому методам лечения. Планирования ортопедической помощи детям с дефектами зубных рядов и зудов.

1.10. Аномалии положения и формы отдельных зубов Этиология, клиника, диагностика, лечение. Аномалии зубных рядов. Этиология, клиника, диагностика, лечение.

Частота распространенности аномалий зубов и зубных рядов у детей. Связь с другими видами аномалий зубочелюстной систем.

1.11Дистальный прикус. Этиология, клиника, диагностика, лечение.

Основные признаки дистального прикуса. Основы диагностики, принципы лечения с учетом периода формирования прикуса и степени его выраженности. Возможные ошибки при лечении дистального прикуса.

1.12. Мезиальный прикус. Этиология, клиника, диагностика, лечение.

Основные признаки мезиальный прикус. Основы диагностики, принципы лечения с учетом периода формирования прикуса и степени его выраженности. Типичные ошибки при лечении мезиального прикуса.

1.13. Глубокий прикус. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Открытый прикус. Этиология, клиника, диагностика, лечение.

Основные признаки глубокого и открытого прикуса. Основы диагностики, принципы лечения с учетом периода формирования прикуса и степени его выраженности. Ошибки при лечении глубокого и открытого прикуса.

1.14. Перекрестный прикус. Этиология, клиника, диагностика, лечение.

Классификация перекрестного прикуса. Формы перекрестного прикуса. Дифференциальная диагностика форм перекрестного прикуса. Ошибки при лечении перекрестного прикуса.

1.15. Реабилитация детей с врожденными изолированными расщелинами челюстно-лицевой области у ортодонта. Реабилитация детей с врожденными сквозными расщелинами челюстно-лицевой области у ортодонта.

Распространенность врожденных расщелин челюстно-лицевой области. Этиология. Классификация врожденных расщелин верхней губы и неба. Этапы реабилитации детей с врожденными расщелинами челюстно-лицевой области.

1.16. Протезирование дефектов зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков и челюстей в детском возрасте.

Подготовка полости рта к протезированию. Планирование ортопедической помощи детям.

1.17. Контроль и управление пространством в зубном ряду у детей.

Частота дефектов зубных рядов у детей этиология. Показания к проведению контроля пространства в зубном ряду у детей. Показания к проведению управления пространством в зубном ряду у детей в смешанном прикусе.

1.18. Общие принципы применения современных несъемных ортодонтических аппаратов (мультибондинг системы).

Различия между съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами. Ключи окклюзии по Эндрюсу.

1.19. Этапы проведения лечения зубочелюстных аномалий с помощью мультибондинг системы.

Особенности проведения этапов лечения. Ретенция достигнутых результатов лечения. Ошибки при лечении.

1.20. Организация ортодонтической помощи в Республике Беларусь. Новые методы диагностики и лечения зубочелюстных аномалий.


^ 2. Содержание лабораторных занятий.


2.1. Ортодонтия. Цель, задачи, направления развития специальности. Оснащение ортодонтического кабинета. Эстетика лица. Методы изучения эстетики лица.

Организация работы и материально-техническое обеспечение ортодонтического кабинета. Отличия его от ортопедического. Ортодонтический инструментарий. Антропометрические точки в области головы и лица, место их расположения. Измерение высотных и поперечных размеров в области головы и лица. Оценка профиля лица, формы лица, методика вычисления и оценка морфологического индекса лица.

2.2. Оттиски. Виды, материалы для получения оттисков. Рабочие модели челюстей.

Виды оттискных материалов. Требования, предъявляемые к оттискным материалом. Техника получения оттисков современными оттискными материалами.

2.3.Диагностические модели челюстей. Методы изучения диагностических моделей челюстей.

Требования, предъявляемые к диагностическим моделям челюстей. Методы изучения размеров коронок временных и постоянных зубов, оценка результатов. Измерение диагностических моделей челюстей по методам Пона, Коркхауза, Шмудта, Герлаха, Снагиной, Джонстона-Танака, Болтона.

2.4.Виды ортодонтических аппаратов.

Классификация ортодонтических аппаратов. Раскладка сил при их применении. Способы фиксации. Виды опоры, применяемые в ортодонтических аппаратах. Анатомическая ретенция и адгезия.

2.5.Общие представления о конструкции ортодонтического аппарата, раскладке сил при его применении, способах его фиксации, принципах опоры. Проволока, применяемая в ортодонтии. Кламмера. Виды. Принцип действия. Особенности изготовления круглого кламмера и кламмера Адамса. Вестибулярные дуги. Виды. Принципы действия, особенности их изготовления. Пружины. Виды пружин. Особенности изготовления.

Ортодонтическая проволока, применяемая для изготовления кламмеров, вестибулярных дуг, пружин.

2.6. Базис ортодонтического аппарата. Изготовление в условиях зуботехнической лаборатории. Особенности изготовления ортодонтических коронок.

Последовательность изготовления съемного одночелюстного ортодонтического аппарата. Клинико-лабораторные этапы изготовления двучелюстного ортодонтического аппарата.

2.7. Винты. Виды. Особенности установки в ортодонтические аппараты.

Классификация винтов, их строение, особенности установки в базисе ортодонтического аппарата в зависимости от нозологической формы зубочелюстной аномалии.

2.8. Понятие о норме и патологии в ортодонтии. Норма прикуса в различные периоды его формирования.

Определение понятия норма, средняя норма, индивидуальная средняя норма, целостная норма, индивидуальная оптимальная норма. Периоды формирования прикуса.

2.9. Классификация зубочелюстных аномалий. Порядок постановки ортодонтического диагноза.

Классификация аномалий прикуса Энгля. Клинико-морфологическая классификация зубочелюстных аномалий Калвелиса, классификация окклюзии зубных рядов Персина. Схема постановки ортодонтического диагноза. Критерии стоматологического эстетического индекса(DAI).

2.10. Методы исследования в ортодонтии. Рентгенологические методы диагностики нарушений строения зубочелюстной системы. Электромиография и миотонометрия жевательных и мимических мышц.

Показания к применению различных методов рентгенологического обследования и функциональной диагностики при зубочелюстных аномалиях. рентгенография зубов, срединного небного шва. Ортопантомограмма челюстей, телерентгенография лицевого скелета. Особенности проведения, показания к применению. Электромиография, миотонометрия. Применение в ортодонтии.

2.11.Лечение зубочелюстных аномалий в различные периоды формирования прикуса. Методы лечения. Применение миогимнастики в ортодонтии.

Общие принципы лечения зубочелюстных аномалий в зависимости от возраста и выраженности нарушения. Цели и задачи миотерапии. Общие правила при проведении миотерапии.

2.12.Аппаратурный метод лечения зубочелюстных аномалий. Классификация ортодонтических аппаратов. Аппараты механического и функционально – направляющего действия.

Особенности конструкций ортодонтических аппаратов. Показания к применению различных ортодонтических аппаратов.

2.13. Принципы функционального лечения зубочелюстных аномалий. Функционально–действующие и комбинированные ортодонтические аппараты. Особенности действия, конструкции, применение.

Показания к применению различных конструкций функционально-действующих и комбинированных аппаратов в зависимости от возраста и вида аномалии.

2.14. Комплексный метод лечения зубочелюстных аномалий

Показания к применению комплексного метода лечения зубочелюстных аномалий. Метод Хотца. Показания к применению.

2.15 Протетический метод лечения.

Показания к протезированию во временном, смешанном и постоянном прикусах. Виды протеза, применяемые в детской практике.

2.16. Абсолютные ортодонтические показания к удалению постоянных зубов.

2.17. Аномалии развития зуба (прорезывания, структуры твердых тканей, формы, размеры)

Частота распространенности аномалий отдельных зубов, разновидности аномалий положений зубов, принципы диагностики, методы профилактики и лечения

2.18. Аномалии количества зубов, положения в зубном ряду. Причины аномалии. Клиника. Диагностика. Методы лечения и ошибки.

Частота распространенности аномалий отдельных зубов, разновидности аномалий положений зубов, принципы диагностики, методы профилактики и лечения.

2.19. Аномалии зубных рядов. Этиология, клиника, диагностика, методы лечения. Ошибки и осложнения.

Аномалии зубных рядов в сагиттальной плоскости. Этиология, диагностика и лечение. Аномалии зубных рядов в вертикальной плоскости. Этиология, диагностика и лечения. Аномалии зубных рядов в трансверзальном плоскости. Этиология, диагностика и лечения.

2.20. Аномалии развития и деформации зубов, зубных рядов, челюстных костей и заболевания височно–нижнечелюстного сустава, приводящие к формированию дистального прикуса. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Исходы. Ошибки и осложнения.

Частота распространенности дистального прикуса. Основные признаки дистального прикуса. Основные принципы лечения дистального прикуса.

2.21. Аномалии развития и деформации, приводящие к формированию мезиального прикуса. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Исходы ортодонтического лечения. Ошибки и осложнения.

Частота распространенности дистального прикуса. Основные признаки дистального прикуса. Основные принципы лечения дистального прикуса.

2.22. Аномалии развития и деформации, приводящие к формированию глубокого прикуса. Причины развития. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Исходы ортодонтического лечения. Ошибки и осложнения.

Частота распространенности дистального прикуса. Основные признаки дистального прикуса. Основные принципы лечения дистального прикуса.

2.23. Аномалии развития и деформации, приводящие к формированию открытого прикуса. Причины развития. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Исходы ортодонтического лечения. Ошибки и осложнения.

Частота распространенности дистального прикуса. Основные признаки дистального прикуса. Основные принципы лечения дистального прикуса.

2.24. Аномалии развития и деформации зубных рядов, челюстных костей и заболевания височно–нижнечелюстного сустава, приводящие к формированию перекрестного прикуса. Ошибки и осложнения.

Классификация перекрестного прикуса. Морфологические нарушения при перекрестном прикусе. Дифференциальная диагностика форм перекрестного прикуса.

2.25. Дифференцированный зачет.

2.26. Реабилитация детей с врожденными изолированными расщелинами в челюстно–лицевой области. Роль врача – ортодонта в восстановлении зубочелюстной системы таких пациентов.

Этиология врожденных изолированных расщелин челюстно-лицевой области. Классификация. Этапы реабилитации детей с врожденными изолированными расщелинами в челюстно–лицевой области.

2.27. Реабилитация детей с врожденными сквозными расщелинами в челюстно–лицевой области. Роль врача-ортодонта в восстановлении зубочелюстной систем таких пациентов.


Этиология врожденных сквозных расщелин челюстно-лицевой области. Классификация. Этапы реабилитации детей с врожденными сквозными расщелинами в челюстно–лицевой области.

2.28. Протезирование дефектов зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков и челюстей в детском возрасте. Показания, противопоказания, особенности, виды детских протезов.

Виды протезов, применяемые в детской практике. Показания к применению съемных и несъемных конструкций протезов. Особенности изготовления временных и постоянных коронок.

2.29. Контроль и управление пространством в зубном ряду.

Морфологические и функциональные нарушения зубочелюстной системе при ранней потере временных зубов у детей. Показания к проведению контроля пространства в зубном ряду. Выбор конструкций аппаратов для проведения управления пространством в зубном ряду.

2.30. Мультибондинг системы. Виды. Показания к применению. Отличия от съемных аппаратов. 6 ключей окклюзии по Эндрюсу.

2.31. I и II этапы проведения лечения зубочелюстных аномалий с применением мультибондинг системы.

Особенности проведения. Возможные ошибки.

2.32. III, IV этапы проведения лечения с применением мультибондинг системы.

Особенности проведения. Возможные ошибки.

2.33 V этапы проведения лечения с применением мультибондинг системы. Ретенция достигнутых результатов. Ошибки при лечении с применением мультибондинг системы.

2.34. Новые ортодонтические аппараты и приспособления

в ортодонтии.


^

IV. Перечень


знаний и практических навыков, которыми должен владеть студент-выпускник стоматологического факультета по ортодонтии


Должен знать:








6

семестр

7

семестр

9

семестр

10

семестр

1.

Историю развития ортодонтии в РБ и мире.

+

+

+

+

2.

Терминологию, принятую на кафедре.

+

+

+

+

3.

Международную терминологию.

+

+

+

+

4.

Международную классификацию аномалий зубочелюстной системы.

+

+

+

+

5.

Взаимосвязь ортодонтии с другими стоматологическими дисциплинами.

+

+

+

+

6.

Необходимость консультаций смежных специалистов (хирург-стоматолог, терапевт, лор-врач, логопед).

+

+

+

+

7.

Организация работы и оснащение ортодонтического кабинета.

+



+



+



+



8.

Норму прикуса в различные возрастные периоды.

+

+

+

+

9.

Основные классификации зубочелюстных аномалий.

+

+

+

+

10.

Порядок постановки ортодонтического диагноза.

+

+

+

+

11.

Классификацию оттискных материалов, применяемых в ортодонтии.

+

+

+

+

12.

Требования, предъявляемые к диагностическим моделям челюстей.

+

+

+

+

13.

Методы изучения диагностических моделей челюстей.

+

+

+

+

14.

Классификацию ортодонтических аппаратов.

+

+

+

+

15.

Основные принципы конструирования ортодонтических аппаратов.

+

+

+

+

16.

Особенности изготовления одночелюстных и двучелюстных ортодонтических аппаратов.

+

+

+

+

17.

Особенности изготовления ортодонтических коронок.

+

+

+

+

18.

Диагностику зубочелюстных аномалий:













18.1.

показания к применению методов рентгенологического обследования в ортодонтии ортопантомограмм, телерентгенограмм, томограмм височно-нижнечелюстного сустава.



-

+

+

+

18.2.

клинические функциональные пробы.

-

+

+

+

19.

Методы профилактики аномалий зубочелюстной системы:













19.1.

применение методов миотерапии при нарушенных функциях зубочелюстной системы.

-

+

+

+

19.2.

сроки проведения пластики уздечек верхней губы, языка.

-

+

+

+

19.3.

показания к проведению пришлифовки бугров временных зубов.

-

+

+

+

20.

Общие принципы лечения зубочелюстных аномалий в зависимости от периода формирования прикуса.


-

+

+

+

21.

Принципы лечения аномалий отдельных зубов, зубных рядов, прикуса.


-

-

+

+

22.

Общие принципы функционального лечения зубочелюстных аномалий.


-

-

+

+

23.

Тактику врача-ортодонта по реабилитации детей с расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба в различные периоды формирования прикуса.

-

-

-

+

24.

Показания к протезированию дефектов зубов, зубных рядов у детей во временном, смешанном и постоянном прикусе.

-

-

+

+

25.

Виды протезов, применяемых в детской практике.

-

-

+

+

26.

Показания к проведению контроля пространства в зубном ряду у детей.

-

-

+

+


27.


Конструкции местосохраняющих аппаратов.













28.

Особенности проведения управления пространством в зубном ряду у детей.

-

-

+

+


29.


Общие принципы лечения зубочелюстных аномалий в период постоянного прикуса современными несъемными ортодонтическими аппаратами (мультибондинг-системой).


-


-


-


+

30

Учетно-отчетную документацию, применяемую в ортодонтии.

-

+

+

+

31.

Современные направления научных исследований по ортодонтии в РБ и за рубежом.

-

-

-

+



Должен уметь:







6

семестр

7

семестр

9

семестр

10

семестр

1.

Организовать рабочее место врача-ортодонта с учетом требований эргономики, правил асептики и антисептики, соблюдения техники безопасности.

-

+

+

+

2.

Вести учетно-отчетную документацию по ортодонтии, принятую в лечебных стоматологических учреждениях.

-

+

+

+

3.

Добиваться взаимопонимания с пациентом, соблюдая врачебные этические принципы в общении.

-

+

+

+


4.

Учитывать психологическое состояние пациента при планировании и проведении ортодонтических вмешательств.


-


+


+


+

5.

Провести обследование пациента с аномалией зубочелюстной системы на ортодонтическом приеме:

-

+

+

+

5.1.

Оценить общее состояние.

-

+

+

+

5.2.

Выявить жалобы.

-

+

+

+

5.3.

Собрать анамнез жизни.

-

+

+

+

5.4.

Внешний осмотр.

-

+

+

+

5.5.

Осмотр полости рта (оценка состояния гигиены - OHIS, СОПР, периодонты - КПИ, твердых тканей зубов).

-

+

+

+

5.6.

Клинические функциональные пробы при различных аномалиях зубочелюстной системы.

-

+

+

+

6.

Поставить симптоматический ортодонтический диагноз.

-

+

+

+

7.

Получить оттиск у детей и подростков.

-

+

+

+

8.

Изготовить диагностическую и рабочую модели челюстей.

+

+

+

+

9.

Проводить измерение диагностических моделей челюстей по методам Джонстона-Танака, Moyers, Nance.

+

+

+

+

10.

Овладеть практическими навыками по изготовлению кламмеров, вестибулярных дуг, пружин, базиса одночелюстного ортодонтического аппарата.

+

+

+

+

11.

Дифференцировать различные виды ортодонтических аппаратов.

+

+

+

+


12.

Правильно применять различные виды конструкций ортодонтических аппаратов.


-


+


+




13.

Провести анализ данных рентгенологического обследования пациентов.

-

+

+

+

14.

Иметь общее представление о проведении и анализе боковой ТРГ головы.

-

+

+

+

15.

Составить примерный план лечения зубочелюстных аномалий.

-

+

+

+

16.

Провести необходимые профилактические мероприятия:



-

+

+

+

16.1.

выявить нарушение функций зубочелюстной системы.

-

+

+

+

16.2.

назначить комплекс лечебно-гимнастических упражнений при нарушении функций зубочелюстной системы.


-

+

+

+

16.3.

провести сошлифовку нестершихся бугров временных зубов.


-

+

+

+

16.4.

назначить массаж уздечек верхней губы, нижней губы, языка для увеличения их эластичности.

-

+

+

+

17.

Провести управление пространства в зубном ряду:


-


-

+

+

17.1.

провести прогностическое измерение диагностических моделей по методу Джонстона-Танака.

+

+

+

+

17.2.

определить конструкцию аппарата для проведения управления пространством в зубном ряду.


-

-

+

+

18.

Планировать ортопедическую помощь детям с дефектами зубов и зубных рядов.

-

-

+

+

19.

Осуществить выбор конструкции местосохраняющего аппарата в зубном ряду у детей в зависимости от величины дефекта зубного ряда.


-

-

+

+

20.

Сдать местосохраняющий аппарат при ранней потере временных зубов.

-

-

+

+

21.

Определить целесообразность проведения и сроки начала ортодонтического лечения.

-

+

+

+

22.

Определить конструкцию ортодонтического аппарата.

-

+

+

+

23.

Провести припасовку одночелюстного ортодонтического аппарата, сделать его починку.


-

+

+

+

24.

Провести активацию ортодонтического аппарата.


-

+

+

+

25.

Провести коррекцию двучелюстного ортодонтического аппарата.


-

+

+

+

26.

Сменить дугу, подклеить брекет у пациента при лечении зубочелюстных аномалий мультибондинг-системой.

-

-

-

+

27.

Дать рекомендации по особенностям адаптации пациента к ортодонтическому аппарату, правилам его ношения.


-

+

+

+

28.

Дать рекомендации по гигиене полости рта пациентам с ортодонтическими аппаратами.


-

+

+

+

29.

Оценить результат ортодонтического лечения.


-

-

+

+



Перечень практических павыков,

которыми должен владеть студент– выпускник стоматологического факультета
^

по ортодонтии:





  1. Клиническое обследование пациента с постановкой симптоматического диагноза:

  • клинические и функциональные пробы;

  • изучение особенностей формы и размеров лица пациентов с аномалиями прикуса;

  • изучение диагностических моделей челюстей;

  • рентгенологический метод исследования для уточнения нарушений строения лицевого скелета.

  1. Изготовление механически–действующих, функционально-направляющих, функционально-действующих, комбинированных аппаратов в зуботехнической лаборатории:

  • изготовление индивидуальных ортодонтических колец;

  • изготовление одночелюстных ортодонтических аппаратов методом горячей полимеризации;

  • изготовление функционально-действующих аппаратов методов холодной полимеризации.

3. Овладение современными методами лечения зубочелюстных аномалий:

  • миотерапия - метод профилактики и лечения зубочелюстных аномалий в период временного и смешанного прикуса;

  • аппаратурный метод:

а) снятие слепков с верхней и нижней челюсти альгинатными оттискными массами,

б) припасовка и сдача ортодонтических аппаратов,

в) коррекция ортодонтических аппаратов.

  • комплексный метод лечения:

а) определение ортодонтических показаний к удалению зубов,

б) определение показаний к проведению амбулаторных хирургических манипуляций.

  • хирургический метод:

а) роль врача-ортодонта в проведении реабилитации пациентов после хирургических реконструктивных операций на челюстях.

  • освоение принципов лечения аномалий прикуса функционально-действующими и комбинированными аппаратами:

а) определение показаний к применению,

б) снятие слепков для изготовления ортодонтических аппаратов,

в) определение конструктивного прикуса,

г) сдача и коррекция ортодонтического аппарата.

  • владение основами протезирования дефектов зубов, зубных рядов и челюстей у детей:

а) несъемные протезы,

б) съемные протезы.

  1. Реабилитация детей с пороками развития челюстно-лицевой области в различные периоды формирования прикуса;

  2. Овладение принципами контроля и управление пространством в зубном ряду у детей во временном и смешанном прикусе.

6. Применение методов профилактики кариеса, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта в процессе ортодонтического лечения.

V. Список рекомендуемой литературы

  1. Основная литература

  1. Токаревич И.В. Ортодонтическое лечение зубочелюстных аномалий в период раннего постоянного прикуса с применением несъемных аппаратов. – Минск: ООО «ИПЛ», 1998. – 40 с.

  2. Учебно-методические разработки для самостоятельной работы студентов Ш - IV курсов стоматологического факультета по разделу «Ортодонтия». – Минск: МГМИ, 1991. – 96 с.

  3. Хорошилкина Ф.Я. Устранение функциональных, морфологических и эстетических нарушений при лечении зубочелюстно-лицевых аномалий. /Учебное пособие. – М., 1995. – 182 с.




  1. Дополнительная литература




  1. Варава Г.М., Стрелковский К.М. Ортодонтия и протезирование в детском возрасте. – М.: Медицина, 1999. – 136 с.



^ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ



Токаревич Игорь Владиславович

Зав. кафедрой, доцент

г. Минск, ул. Куйбышева 69-141

сл. 2234763



Кипкаева Лариса Владимировна

Ассистент

кафедры

г.Минск, ул. Новгородская 7-145

сл. 2265497



Типовая учебная программа обсуждена на заседании кафедры ортодонтии.

Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет»

Авторы:

1. Доцент Токаревич И.В. Зав. кафедрой ортодонтии


доц. Токаревич И.В.

2. Ассистент Кипкаева Л.В.


15.09.2004 г. 15.09.2004 г.


Одобрена и рекомендована научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» для согласования и утверждения в установленном порядке.

Председатель научно-методического совета

канд. мед. наук, профессор С.Д. Денисов

«____» _______________200_г.

СОГЛАСОВАНО

Главное управление кадровой политики,

учреждений образования и внешних связей

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

«___»________________200_г. Е.С.Зятиков


Республиканский методический центр по высшему

и среднему медицинскому и фармацевтическому

образованию

«___»________________200_г. П.Н. Михалевич


Оформление типовой учебной программы и сопровождающих материалов действующим требованием Министерства образования Республики Беларусь

соответствует

Эксперт-методист

­«___»________________200_г. Н.В.Фомченко


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология icon Рабочая программа по ортодонтии на 2010/11 учебный год
Дисциплина Ортодонтия Специальность 060105. 65 стоматология
Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология icon Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология»

Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология icon Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 Стоматология Минск 2007

Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология icon Учебная программа Специальность: 1 79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов

Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология icon Учебная программа Специальность : 1-79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов

Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология icon Учебная программа Специальность : 1 79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов

Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология icon Учебная программа Специальность : 1-79 01 07 «Стоматология». Общее количество учебных часов

Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 07 "Стоматология" Общее количество учебных часов:

Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология icon Учебная программа для специальности 1-79 01 07 Стоматология Факультет
«Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 07 Стоматология», утвержденным и введенным...
Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология icon Исторический очерк развития ортодонтии
Понятие об ортодонтии. Цели и задачи ортодонтии. Взаимосвязь ее с другими
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы