|
Скачать 0.5 Mb.
|
министерство здравоохранения республики БеларусьГосударственное учреждение «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию» Учреждение образования «белорусский государственный медицинский университет» УТВЕРЖДАЮМинистр здравоохраненияРеспублики Беларусь __________ Л.А. Постоялко «____»_____________2004г. Рег. № __________________ Учебная программапо ортодонтииспециальность – 1-79 01 07 – Стоматология Количество аудиторных часов: 242 МИНСК 2004 Типовая учебная программа по дисциплине «Ортодонтия» для специальности 1-79 01 07 Стоматология высшего медицинского образования Республики Беларусь составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Высшее образование. Специальность М.02.01.00 Стоматология» от 30.12.1998г., регистрационный № РД РБ 02100.5.216.98. Авторы: зав. кафедрой ортодонтии, доцент Токаревич И.В., ассистент Кипкаева Л.В. Рецензенты - Заведующий кафедрой ортопедической стоматологии Белорусского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор Наумович С.А; заведующий кафедрой ортопедической стоматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, доцент, к.м.н. Лобко В.А. Программа по дисциплине «Ортодонтия» прошла согласование в Республиканском методическом центре по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Программу разрешается размножить в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту. ^ Ортодонтия – раздел стоматологии, посвященный изучению вопросов этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики аномалий и деформаций зубочелюстной системы.Программа определяет объем теоретического материала и практических навыков, которые должны получить студенты по ортодонтии. Основу дисциплины составляют знания и умения, полученные на теоретических, медико-биологических, клинических кафедрах. ^ Цель преподавания дисциплины: обеспечить адекватные знания и практические навыки для выявления зубочелюстных аномалий, определения показаний к проведению ортодонтического лечения детей, подростков и взрослых, проведения профилактики деформаций зубочелюстной системы. Задачи:
Обучение студентов проводится на основе интеграции с соблюдением принципов преемственности и профилизации знаний, полученных на теоретических и медико-биологических кафедрах:
Преподавание курса ортодонтии начинается с VI семестра заканчивается в X семестре и изучается по семестрам следующим образом: VI семестр – преклиническая ортодонтия. Студенты осваивают технологию снятие слепков, изготовления рабочих и диагностических моделей, одночелюстных аппаратов, изучают методы анализа диагностических моделей челюстей, диагностику особенностей строения лица. В конце курса студенты сдают дифференцированный зачет; VII семестр - раздел клинической ортодонтии, включающий в себя изучение общих принципов диагностики и лечения аномалий зубочелюстной системы. В начале цикла проводится входной тестовый контроль, после завершения цикла студенты сдают курсовой экзамен. IX семестр - раздел клинической ортодонтии; студенты изучают этиологию, патогенез, диагностику, методы профилактики и лечения основных нозологических форм аномалий зубочелюстной системы. В начале цикла проводится входной тестовый контроль, после завершения цикла студенты сдают дифференцированный зачет. X семестр – раздел клинической ортодонтии; студенты изучают вопросы участия врача ортодонта в реабилитации пациентов с врожденными расщелинами челюстно-лицевой области, знакомятся с общими принципами лечения зубочелюстных аномалий мультибондинг системой, а также с применением новых технологий в изготовлении ортодонтических аппаратов, в лечении и профилактике зубочелюстных аномалий. В начале цикла проводится входной тестовый контроль. По окончании X семестра студенты сдают государственный выпускной экзамен (теоретический и практический). Контроль подготовленности студентов по всем разделам практических занятий проводится в виде опроса и предшествует клиническому разбору и приему больных. С VI по X семестр включительно читаются лекции по соответствующим разделам ортодонтии. ^
II. Тематический план 1. Тематический план лекций:
^ лабораторных ЗАНЯТИЙ
^
1.1 Ортодонтия. История развития специальности. Цель, задачи, направление развития специальности. Ортодонтия как раздел стоматологии. Развитие новых разделов специальности. Взаимодействие ортодонтии с другими стоматологическими дисциплинами. 1.2.Эстетика лица. Методы изучения эстетики лиц. Оценка профиля лица. Оценка формы лица. Морфологический индекс лица. 1.3.Виды ортодонтических аппаратов. Технология изготовления ортодонтических аппаратов. Общие представления об ортодонтических аппаратах, раскладка сил при их применении, способах фиксации, принципах опоры. Виды ортодонтических аппаратов. 1.4.Понятие о норме и патологии в ортодонтии. Классификация зубочелюстных аномалий. Понятие норма, средняя норма, средняя индивидуальная норма, целостная норма, оптимальная индивидуальная норма. Норма прикуса в различные периоды его формирования. Схема постановки ортодонтического диагноза, ее обоснование. 1.5.Классификация зубочелюстных аномалий. Порядок постановки ортодонтического диагноза. Классификация аномалий прикуса Энгля. Клинико-морфологическая классификация зубочелюстных аномалий Калвелиса. Классификация окклюзии зубных рядов Персина. Схема постановки ортодонтического диагноза, ее обоснование. 1.6. Методы исследования в ортодонтии. Рентгенологический метод. Миотонометрия, электромиография жевательных и мимических мышц. Антропометрический метод исследования в ортодонтии. Изучение диагностических моделей челюстей. Внутриротовая рентгенография зубов, ортопантомография челюстей, внутриротовая рентгенография срединного небного шва, телерентгенография лицевого скелета. Измерение диагностических моделей челюстей по методам Пона, Коркхауза, Шмудта, Герлаха, Снагиной, Джонстона-Танака, Болтона. 1.7. Методы лечения зубочелюстных аномалий. Аппаратурный метод. Условия, необходимые для перемещения зубов. Классификация ортодонтических аппаратов. Общие принципы лечения зубочелюстных аномалий в зависимости от возраста и степени выраженности нарушений. Особенности конструкций ортодонтических аппаратов; показания к применению различных ортодонтических аппаратов. 1.8. Принципы функционального лечения аномалий прикуса. Функционально-действующие аппараты. Особенности действия, конструкции, применения. 1.9. Комплексный и протетический методы лечения зубочелюстных аномалий. Хирургический метод лечения зубочелюстных аномалий. Отличия от комплексного метода. Показания к комплексному и протетическому методам лечения. Планирования ортопедической помощи детям с дефектами зубных рядов и зудов. 1.10. Аномалии положения и формы отдельных зубов Этиология, клиника, диагностика, лечение. Аномалии зубных рядов. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Частота распространенности аномалий зубов и зубных рядов у детей. Связь с другими видами аномалий зубочелюстной систем. 1.11Дистальный прикус. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Основные признаки дистального прикуса. Основы диагностики, принципы лечения с учетом периода формирования прикуса и степени его выраженности. Возможные ошибки при лечении дистального прикуса. 1.12. Мезиальный прикус. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Основные признаки мезиальный прикус. Основы диагностики, принципы лечения с учетом периода формирования прикуса и степени его выраженности. Типичные ошибки при лечении мезиального прикуса. 1.13. Глубокий прикус. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Открытый прикус. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Основные признаки глубокого и открытого прикуса. Основы диагностики, принципы лечения с учетом периода формирования прикуса и степени его выраженности. Ошибки при лечении глубокого и открытого прикуса. 1.14. Перекрестный прикус. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Классификация перекрестного прикуса. Формы перекрестного прикуса. Дифференциальная диагностика форм перекрестного прикуса. Ошибки при лечении перекрестного прикуса. 1.15. Реабилитация детей с врожденными изолированными расщелинами челюстно-лицевой области у ортодонта. Реабилитация детей с врожденными сквозными расщелинами челюстно-лицевой области у ортодонта. Распространенность врожденных расщелин челюстно-лицевой области. Этиология. Классификация врожденных расщелин верхней губы и неба. Этапы реабилитации детей с врожденными расщелинами челюстно-лицевой области. 1.16. Протезирование дефектов зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков и челюстей в детском возрасте. Подготовка полости рта к протезированию. Планирование ортопедической помощи детям. 1.17. Контроль и управление пространством в зубном ряду у детей. Частота дефектов зубных рядов у детей этиология. Показания к проведению контроля пространства в зубном ряду у детей. Показания к проведению управления пространством в зубном ряду у детей в смешанном прикусе. 1.18. Общие принципы применения современных несъемных ортодонтических аппаратов (мультибондинг системы). Различия между съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами. Ключи окклюзии по Эндрюсу. 1.19. Этапы проведения лечения зубочелюстных аномалий с помощью мультибондинг системы. Особенности проведения этапов лечения. Ретенция достигнутых результатов лечения. Ошибки при лечении. 1.20. Организация ортодонтической помощи в Республике Беларусь. Новые методы диагностики и лечения зубочелюстных аномалий. ^ 2.1. Ортодонтия. Цель, задачи, направления развития специальности. Оснащение ортодонтического кабинета. Эстетика лица. Методы изучения эстетики лица. Организация работы и материально-техническое обеспечение ортодонтического кабинета. Отличия его от ортопедического. Ортодонтический инструментарий. Антропометрические точки в области головы и лица, место их расположения. Измерение высотных и поперечных размеров в области головы и лица. Оценка профиля лица, формы лица, методика вычисления и оценка морфологического индекса лица. 2.2. Оттиски. Виды, материалы для получения оттисков. Рабочие модели челюстей. Виды оттискных материалов. Требования, предъявляемые к оттискным материалом. Техника получения оттисков современными оттискными материалами. 2.3.Диагностические модели челюстей. Методы изучения диагностических моделей челюстей. Требования, предъявляемые к диагностическим моделям челюстей. Методы изучения размеров коронок временных и постоянных зубов, оценка результатов. Измерение диагностических моделей челюстей по методам Пона, Коркхауза, Шмудта, Герлаха, Снагиной, Джонстона-Танака, Болтона. 2.4.Виды ортодонтических аппаратов. Классификация ортодонтических аппаратов. Раскладка сил при их применении. Способы фиксации. Виды опоры, применяемые в ортодонтических аппаратах. Анатомическая ретенция и адгезия. 2.5.Общие представления о конструкции ортодонтического аппарата, раскладке сил при его применении, способах его фиксации, принципах опоры. Проволока, применяемая в ортодонтии. Кламмера. Виды. Принцип действия. Особенности изготовления круглого кламмера и кламмера Адамса. Вестибулярные дуги. Виды. Принципы действия, особенности их изготовления. Пружины. Виды пружин. Особенности изготовления. Ортодонтическая проволока, применяемая для изготовления кламмеров, вестибулярных дуг, пружин. 2.6. Базис ортодонтического аппарата. Изготовление в условиях зуботехнической лаборатории. Особенности изготовления ортодонтических коронок. Последовательность изготовления съемного одночелюстного ортодонтического аппарата. Клинико-лабораторные этапы изготовления двучелюстного ортодонтического аппарата. 2.7. Винты. Виды. Особенности установки в ортодонтические аппараты. Классификация винтов, их строение, особенности установки в базисе ортодонтического аппарата в зависимости от нозологической формы зубочелюстной аномалии. 2.8. Понятие о норме и патологии в ортодонтии. Норма прикуса в различные периоды его формирования. Определение понятия норма, средняя норма, индивидуальная средняя норма, целостная норма, индивидуальная оптимальная норма. Периоды формирования прикуса. 2.9. Классификация зубочелюстных аномалий. Порядок постановки ортодонтического диагноза. Классификация аномалий прикуса Энгля. Клинико-морфологическая классификация зубочелюстных аномалий Калвелиса, классификация окклюзии зубных рядов Персина. Схема постановки ортодонтического диагноза. Критерии стоматологического эстетического индекса(DAI). 2.10. Методы исследования в ортодонтии. Рентгенологические методы диагностики нарушений строения зубочелюстной системы. Электромиография и миотонометрия жевательных и мимических мышц. Показания к применению различных методов рентгенологического обследования и функциональной диагностики при зубочелюстных аномалиях. рентгенография зубов, срединного небного шва. Ортопантомограмма челюстей, телерентгенография лицевого скелета. Особенности проведения, показания к применению. Электромиография, миотонометрия. Применение в ортодонтии. 2.11.Лечение зубочелюстных аномалий в различные периоды формирования прикуса. Методы лечения. Применение миогимнастики в ортодонтии. Общие принципы лечения зубочелюстных аномалий в зависимости от возраста и выраженности нарушения. Цели и задачи миотерапии. Общие правила при проведении миотерапии. 2.12.Аппаратурный метод лечения зубочелюстных аномалий. Классификация ортодонтических аппаратов. Аппараты механического и функционально – направляющего действия. Особенности конструкций ортодонтических аппаратов. Показания к применению различных ортодонтических аппаратов. 2.13. Принципы функционального лечения зубочелюстных аномалий. Функционально–действующие и комбинированные ортодонтические аппараты. Особенности действия, конструкции, применение. Показания к применению различных конструкций функционально-действующих и комбинированных аппаратов в зависимости от возраста и вида аномалии. 2.14. Комплексный метод лечения зубочелюстных аномалий Показания к применению комплексного метода лечения зубочелюстных аномалий. Метод Хотца. Показания к применению. 2.15 Протетический метод лечения. Показания к протезированию во временном, смешанном и постоянном прикусах. Виды протеза, применяемые в детской практике. 2.16. Абсолютные ортодонтические показания к удалению постоянных зубов. 2.17. Аномалии развития зуба (прорезывания, структуры твердых тканей, формы, размеры) Частота распространенности аномалий отдельных зубов, разновидности аномалий положений зубов, принципы диагностики, методы профилактики и лечения 2.18. Аномалии количества зубов, положения в зубном ряду. Причины аномалии. Клиника. Диагностика. Методы лечения и ошибки. Частота распространенности аномалий отдельных зубов, разновидности аномалий положений зубов, принципы диагностики, методы профилактики и лечения. 2.19. Аномалии зубных рядов. Этиология, клиника, диагностика, методы лечения. Ошибки и осложнения. Аномалии зубных рядов в сагиттальной плоскости. Этиология, диагностика и лечение. Аномалии зубных рядов в вертикальной плоскости. Этиология, диагностика и лечения. Аномалии зубных рядов в трансверзальном плоскости. Этиология, диагностика и лечения. 2.20. Аномалии развития и деформации зубов, зубных рядов, челюстных костей и заболевания височно–нижнечелюстного сустава, приводящие к формированию дистального прикуса. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Исходы. Ошибки и осложнения. Частота распространенности дистального прикуса. Основные признаки дистального прикуса. Основные принципы лечения дистального прикуса. 2.21. Аномалии развития и деформации, приводящие к формированию мезиального прикуса. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Исходы ортодонтического лечения. Ошибки и осложнения. Частота распространенности дистального прикуса. Основные признаки дистального прикуса. Основные принципы лечения дистального прикуса. 2.22. Аномалии развития и деформации, приводящие к формированию глубокого прикуса. Причины развития. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Исходы ортодонтического лечения. Ошибки и осложнения. Частота распространенности дистального прикуса. Основные признаки дистального прикуса. Основные принципы лечения дистального прикуса. 2.23. Аномалии развития и деформации, приводящие к формированию открытого прикуса. Причины развития. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. Исходы ортодонтического лечения. Ошибки и осложнения. Частота распространенности дистального прикуса. Основные признаки дистального прикуса. Основные принципы лечения дистального прикуса. 2.24. Аномалии развития и деформации зубных рядов, челюстных костей и заболевания височно–нижнечелюстного сустава, приводящие к формированию перекрестного прикуса. Ошибки и осложнения. Классификация перекрестного прикуса. Морфологические нарушения при перекрестном прикусе. Дифференциальная диагностика форм перекрестного прикуса. 2.25. Дифференцированный зачет. 2.26. Реабилитация детей с врожденными изолированными расщелинами в челюстно–лицевой области. Роль врача – ортодонта в восстановлении зубочелюстной системы таких пациентов. Этиология врожденных изолированных расщелин челюстно-лицевой области. Классификация. Этапы реабилитации детей с врожденными изолированными расщелинами в челюстно–лицевой области. 2.27. Реабилитация детей с врожденными сквозными расщелинами в челюстно–лицевой области. Роль врача-ортодонта в восстановлении зубочелюстной систем таких пациентов.Этиология врожденных сквозных расщелин челюстно-лицевой области. Классификация. Этапы реабилитации детей с врожденными сквозными расщелинами в челюстно–лицевой области. 2.28. Протезирование дефектов зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков и челюстей в детском возрасте. Показания, противопоказания, особенности, виды детских протезов. Виды протезов, применяемые в детской практике. Показания к применению съемных и несъемных конструкций протезов. Особенности изготовления временных и постоянных коронок. 2.29. Контроль и управление пространством в зубном ряду. Морфологические и функциональные нарушения зубочелюстной системе при ранней потере временных зубов у детей. Показания к проведению контроля пространства в зубном ряду. Выбор конструкций аппаратов для проведения управления пространством в зубном ряду. 2.30. Мультибондинг системы. Виды. Показания к применению. Отличия от съемных аппаратов. 6 ключей окклюзии по Эндрюсу. 2.31. I и II этапы проведения лечения зубочелюстных аномалий с применением мультибондинг системы. Особенности проведения. Возможные ошибки. 2.32. III, IV этапы проведения лечения с применением мультибондинг системы. Особенности проведения. Возможные ошибки. 2.33 V этапы проведения лечения с применением мультибондинг системы. Ретенция достигнутых результатов. Ошибки при лечении с применением мультибондинг системы. 2.34. Новые ортодонтические аппараты и приспособления в ортодонтии. ^ знаний и практических навыков, которыми должен владеть студент-выпускник стоматологического факультета по ортодонтии Должен знать:
Должен уметь:
Перечень практических павыков, которыми должен владеть студент– выпускник стоматологического факультета ^
3. Овладение современными методами лечения зубочелюстных аномалий:
а) снятие слепков с верхней и нижней челюсти альгинатными оттискными массами, б) припасовка и сдача ортодонтических аппаратов, в) коррекция ортодонтических аппаратов.
а) определение ортодонтических показаний к удалению зубов, б) определение показаний к проведению амбулаторных хирургических манипуляций.
а) роль врача-ортодонта в проведении реабилитации пациентов после хирургических реконструктивных операций на челюстях.
а) определение показаний к применению, б) снятие слепков для изготовления ортодонтических аппаратов, в) определение конструктивного прикуса, г) сдача и коррекция ортодонтического аппарата.
а) несъемные протезы, б) съемные протезы.
6. Применение методов профилактики кариеса, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта в процессе ортодонтического лечения. V. Список рекомендуемой литературы
^
Типовая учебная программа обсуждена на заседании кафедры ортодонтии. Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» Авторы: 1. Доцент Токаревич И.В. Зав. кафедрой ортодонтии доц. Токаревич И.В. 2. Ассистент Кипкаева Л.В. 15.09.2004 г. 15.09.2004 г. Одобрена и рекомендована научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» для согласования и утверждения в установленном порядке. Председатель научно-методического совета канд. мед. наук, профессор С.Д. Денисов «____» _______________200_г. СОГЛАСОВАНО Главное управление кадровой политики, учреждений образования и внешних связей Министерство здравоохранения Республики Беларусь «___»________________200_г. Е.С.Зятиков Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию «___»________________200_г. П.Н. Михалевич Оформление типовой учебной программы и сопровождающих материалов действующим требованием Министерства образования Республики Беларусь соответствует Эксперт-методист «___»________________200_г. Н.В.Фомченко |
![]() |
Рабочая программа по ортодонтии на 2010/11 учебный год Дисциплина Ортодонтия Специальность 060105. 65 стоматология |
![]() |
Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» |
![]() |
Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 Стоматология Минск 2007 |
![]() |
Учебная программа Специальность: 1 79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов |
![]() |
Учебная программа Специальность : 1-79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов |
![]() |
Учебная программа Специальность : 1 79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов |
![]() |
Учебная программа Специальность : 1-79 01 07 «Стоматология». Общее количество учебных часов |
![]() |
Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 07 "Стоматология" Общее количество учебных часов: |
![]() |
Учебная программа для специальности 1-79 01 07 Стоматология Факультет «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 07 Стоматология», утвержденным и введенным... |
![]() |
Исторический очерк развития ортодонтии Понятие об ортодонтии. Цели и задачи ортодонтии. Взаимосвязь ее с другими |