Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» icon

Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология»





Скачать 270.05 Kb.
Название Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология»
П.А. Леус
Дата 12.02.2013
Размер 270.05 Kb.
Тип Документы
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Государственное учреждение

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ВЫСШЕМУ И СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КОММУНАЛЬНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ


Учебная программа


Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология»


Общее количество учебных часов: 164 часа.


Минск 2005

Типовая учебная программа по дисциплине «Коммунальная стоматология» для специальности 1-79 01 07 «Стоматология» высшего медицинского образования Республики Беларусь составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Высшее образование. Специальность М.02.01.00 «Стоматология»» от 30.12.1998, регистрационный № РД РБ 02100.5.216-98.


Авторы: д-р мед. наук, проф. П.А. Леус; канд. мед. наук, доц. Л.А. Казеко; канд. мед. наук, доц. Н.А. Юдина


Рецензенты: зав. каф. терапевтической стоматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, проф. И.К. Луцкая; зав. каф. стоматологии детского возраста Белорусского государственного медицинского университета, проф. Т.Н. Терехова; зав. каф. ортопедической стоматологии Белорусского государственного медицинского университета, проф. С.А. Наумович


Типовая учебная программа по дисциплине «Коммунальная стоматология» для специальности 1-79 01 07 «Стоматология» высшего медицинского образования согласована и рекомендована к утверждению государственным учреждением «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию».


Типовую учебную программу по дисциплине «Коммунальная стоматология» для специальности 1-79 01 07 «Стоматология» высшего медицинского образования разрешается тиражировать в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту.





^ Пояснительная записка


Программа по коммунальной стоматологии разработана в соответствии с новым типовым учебным планом, квалификационной характеристикой врача-стоматолога, с учетом замечаний рабочих совещаний ВОЗ по проблемам стоматологического образования в Республике Беларусь (1993, 1996 г.), требований к профессиональной компетенции врача-стоматолога в странах Европейского Союза (ELI) и «стоматологических директив» 78/687/УУС (1986).


^ Коммунальная стоматология — наука, изучающая эпидемиологию стоматологических заболеваний, стоматологическое здоровье общества, методы планирования коммунальных программ профилактики, стоматологической помощи и обеспечения здоровья населения, а также методы оценки эффективности общественных программ.


^ Цель преподавания дисциплины: сформировать систематические знания в области коммунальной стоматологии и научить применять методы научно обоснованного планирования лечебно-профилактической помощи населению на практике.


^ Задачи обучения (квалификационная характеристика).

После изучения предмета студент должен знать (обладать устойчивым знанием о предметах, явлениях и действиях, относящихся к коммунальной стоматологии настолько, чтобы получить положительную оценку независимого компетентного экзаменатора):

  1. Методы эпидемиологических исследований в стоматологии и планирование эпидемиологических исследований.

  2. Тенденции стоматологических заболеваний в Республике Беларусь и в мире в свете глобальных целей ВОЗ, а также методы прогнозирования заболеваемости кариесом.

  3. Ситуационный анализ в стоматологии, компоненты, этапы проведения.

  4. Этапы планирования коммунальной профилактики стоматологических заболеваний, определение измеримых задач первичной профилактики. критерии оценки эффективности коммунальных программ профилактики.

  5. Основные компоненты долгосрочного планирования стоматологи ческой помощи на коммунальном уровне, мониторинг и оценку качества стоматологической помощи с использованием белорусских и международных критериев.

^ Должен уметь (осуществить самостоятельное безошибочное действие, в результате которого будет достигнут желаемый результат, поддающийся объективной оценке):

  1. Разработать план массовых стоматологических исследований в соответствии с условием предложенной ситуационной задачи и провести эпидемиологическое стоматологическое исследование.

  2. Прогнозировать заболеваемость кариесом зубов на индивидуальном, групповом, коммунальном уровнях и провести анализ данных кариограмм.

  3. Провести ситуационный анализ по игровым данным.

  4. Разработать программу коммунальной профилактики на основании предложенных данных и оценить эффективность предложенной коммунальной программы профилактики.

  5. Оценить качество стоматологической помощи на индивидуальном и коммунальном уровнях с использованием белорусских и международных критериев оценки и оценить уровень стоматологической помощи на групповом и коммунальном уровнях.



^ ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН С УКАЗАНИЕМ ТЕМ, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Стоматология детского возраста, курс профилактики стоматологических заболеваний

Тема: Методы профилактики кариеса и болезней периодонта у детей.

Тема: Методы системной и местной фторпрофилактики кариеса.


^ Терапевтическая стоматология

Тема: Медицинская этика и деонтология в терапевтической стоматологии.

Тема: Методы диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний.

Тема: Методы профилактики кариеса и болезней периодонта среди взрослого населения на индивидуальном уровне.


^ Общая гигиена

Тема: Санитарно-гигиенические нормы окружающей среды, воды и пищи.


Общественное здоровье и здравоохранение

Тема: Основы организации здравоохранения, закон о здравоохранении, организация работы лечебно-профилактических учреждений, штатные нормативы.

Тема: Методы медицинской статистики в стоматологии.


^ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ:

  1. Знание санитарно-гигиенических норм окружающей среды, воды и пищи.

  2. Знание основ организации здравоохранения, закона о здравоохранении, организации работы лечебно-профилактических учреждений, штатных нормативов.

  3. Владение методами системной и местной фторпрофилактики кариеса и методами профилактики болезней периодонта.

  4. Владение методами диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний.

  5. Владение методами медицинской статистики.

В основу типовой программы по коммунальной стоматологии положены:

  1. Леус, П. А. Коммунальная стоматология : учеб.-метод. пособие для студ. стомфака / П. А. Леус. Мн.: МГМИ, 1997. 241 с.

  2. Леус, П. А. Коммунальная стоматология : производ.-практ. изд. для стоматологов и зубных врачей / П. А. Леус. Брест: ОАО «Брестская типография», 2000. 284 с.

  3. Пахомов, Г. Н. Основы организации стоматологической помощи населению / Г. Н. Пахомов. М.: Медицина, 1983. 207 с.

  4. Рекомендации совещания экспертов ВОЗ по проблемам стоматологического образования в Российской Федерации, Беларуси, Латвии (1993, 1996 гг.)

  5. Community Oral Health. Edited by Cynthia M Pine / Linacre House, Jordan Hill. Oxford. 1997. 305 p.

  6. Geoffrey, L. Slack. Dental Public Health. An Introduction to Community Dentistry / Geoffrey L. Slack. Second Edition. Wright Bristol, 1981. 343p.

  7. Colin, R. Corwell. Promoting Dental Health / Colin R. Corwell, Aubrey Sheiham. King Edward's Hospital Fund for London, 1981. 124 p.

  8. Petersen, P. E. Utilization of dental health services / P. E. Petersen,
    D. Holst. In.: Cohen L., Gift HC, editors. Disease prevention and oral health promotion Copenhagen: Munksgaard, 1995.


Приступая к изучению коммунальной стоматологии, студент должен показать знания и умения, полученные на профильных стоматологических кафедрах.

Согласно новому учебному плану, утвержденному Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь для стоматологического факультета Белорусского государственного медицинского университета, преподавание коммунальной стоматологии проводится в следующем порядке:


^ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ


Лекции читаются по расписанию один раз в две недели.

Семинары и целеориентированные групповые дискуссии проводятся в течение времени, отведенного на одно практическое занятие (4 ч). После вводной беседы преподавателя по теме, студенты делятся на группы по 2–3 человека для тематической активной целеориентированной дискуссии под контролем преподавателя. Вслед за групповой дискуссией следует семинар, основная цель которого — контроль знаний студентов по теме. Количество студентов в группе для семинара — 7–8 человек.

^ Практические занятия проводятся в учебных комнатах, стоматологических кабинетах Республиканской клинической стоматологической поликлиники, стоматологических учреждениях г. Минска.

^ Самостоятельная работа под контролем преподавателя заключается в индивидуальной разработке проектов (программ) согласно рекомендованной тематике и объему. Из двух планируемых проектов студенты обязаны защитить один проект (отчет о выполненной практической работе) в беседе с преподавателем, а другой (научно-исследовательский) в присутствии группы во время семинара. Лучшие проекты и домашние задания будут представлены в виде докладов на СНО, останутся на кафедре в качестве учебных материалов.

^ Виды контроля: текущий контроль уровня знаний, практических навыков — на каждом занятии, после изучения определенного раздела дисциплины, этапная аттестация — дифференцированный зачет, итоговая аттестация — ГЭ по практическим навыкам и ГЭ «Стоматология».

В течение всего цикла студент имеет возможность самоконтроля уровня знаний и умений по специальной оценочной шкале. Студенты, не прошедшие положительную аттестацию текущего семестра по предмету, к занятиям на следующем семестре не допускаются. Студенты, не прошедшие положительную аттестацию на 10 семестре, к ГЭ по практическим навыкам и ГЭ «Стоматология» не допускаются.

^ Таблица 1

Бюджет учебного времени


Название

факультета

Семестр

Всего часов

В том числе

Вид итогового контроля

Лекции

Практические

Стоматологический

9

84

14

70

диф. зачет

10

80

6

74

зачет

ГЭ по практическим навыкам

ГЭ «Стоматология»

Всего



164

20

144



Предмет включен в Государственный экзамен по стоматологии.


Таблица 2

Тематический план лекций
по дисциплине «Коммунальная стоматология»


^ Код и наименование темы

Кол-во часов

3. Методы эпидемиологических исследований в стоматологии.

1

4. Тенденции стоматологических заболеваний в мире и Республике Беларусь в свете глобальных целей ВОЗ.

1

5. Методы выявления факторов риска и прогнозирование стоматологических заболеваний. Программа «Кариограмма» в прогнозировании кариеса зубов.

2

7. Ситуационный анализ в стоматологии.

2

9. Национальная программа профилактики кариеса и болезней периодонта среди населения Республики Беларусь.

1

11. Здоровый образ жизни и коммунальные программы профилактики стоматологических заболеваний.

1

12. Роль питания в коммунальных программах профилактики стоматологических заболеваний.

1

13. Фториды в коммунальных программах профилактики стоматологических заболеваний.

1

14. Планирование коммунальной профилактики стоматологических заболеваний.

1

16. Основные компоненты долгосрочного планирования стоматологической помощи на коммунальном уровне.

1

17. Планирование стоматологической помощи населению. Планирование персонала.

2

Окончание табл. 2

^ Код и наименование темы

Кол-во часов

20. Системы стоматологической помощи населению. Общественная и страховая системы стоматологической помощи.

1

21. Частная система стоматологической помощи. Основы организации деятельности врача-стоматолога частной практики в Республике Беларусь.

2

22. Показатели обеспеченности стоматологической помощью.

1

23. ВОЗовская модель стоматологического обслуживания. Профилактика стоматологических заболеваний в рамках первичной медико-санитарной помощи населению.

2

Всего

20


^ Таблица 3

Тематический план лабораторных занятий
по дисциплине «Коммунальная стоматология»


^ Код и наименование темы

Кол-во часов

1.Этика врача-стоматолога. Изучение этических проблем в практике врача-стоматолога.

4

2. Планирование научных исследований в стоматологии.

4

2.1. разработка индивидуальных научно-исследовательских проектов студентами.

4

3.1. Изучение методов эпидемиологических исследований в стоматологии, основные этапы разведочного метода исследования.

4

3.2. Разработка индивидуальных планов эпидемиологического исследования.

4

3.3. Проведение эпидемиологического обследования населения на базе РКСП.

4

3.4. Статистическая обработка и анализ данных, полученных в ходе эпидемиологического обследования на базе РКСП.

4

4.1. Изучение тенденций стоматологических заболеваний в мире и Республике
Беларусь.

4

5.1. Изучение методов прогнозирования кариеса зубов.

4

5.2. применение программы «Кариограмма» в прогнозировании кариеса зубов

4

6. Итоговое занятие по теме «Методы эпидемиологических исследований в стоматологии. Тенденции стоматологических заболеваний в свете глобальных целей ВОЗ».

4

7.1. Изучение компонентов и методики проведения основных этапов ситуационного анализа.

4

7.2. Проведение ситуационного анализа.

4

^ 8. Итоговое занятие по теме «Ситуационный анализ в стоматологии».

4

9.1. Результаты реализации Национальной программы профилактики кариеса и болезней периодонта среди населения Республики Беларусь.

4

10. Защита индивидуальных научно-исследовательских проектов студентов.

4

11.1. Проведение анкетирования населения с целью выявления и устранения факторов нездорового образа жизни, влияющих на стоматологические здоровье.

4

12.1. Проведение анализа дневника питания и разработка рекомендаций по коррекции питания с целью профилактики кариеса зубов.

4

13.1. Использование методов фторпрофилактики в коммунальных программах профилактики, изучение стратегий фторпрофилактики.

4

14.1. Изучение этапов планирования коммунальных программ профилактики стоматологических заболеваний.

4


Окончание табл. 3

^ Код и наименование темы

Кол-во часов

14.2. Критерии оценки эффективности коммунальных программ профилактики стоматологических заболеваний.

4

14.3. Разработка коммунальной программы профилактики на основании данных ситуационного анализа, оценка ее эффективности.

4

^ 15. Итоговое занятие по теме «Планирование коммунальной профилактики стоматологических заболеваний».

4

16.1. Изучение основных компонентов долгосрочного планирования стоматологической помощи на коммунальном уровне.

4

17.1. Изучение основных этапов планирования стоматологической помощи населению. Этапы планирования персонала.

4

18. Критерии качества стоматологической помощи населению.

4

^ 19. Итоговое занятие по теме «Планирование стоматологической помощи
населению».

4

20.1. Оценка уровня стоматологической помощи населению в условиях общественной, частной и страховой систем стоматологической помощи.

4

20.2. Посещение государственной стоматологической поликлиники, подготовка отчета.

4

21.1. Ознакомление с основами организации деятельности врача-стоматолога
частной практики.

4

21.2. Посещение частного стоматологического кабинета (клиники), подготовка
отчета.

4

22.1. Изучение основных показателей обеспеченности стоматологической помощью.

4

23.1. Изучение профилактики стоматологических заболеваний в рамках первичной медико-санитарной помощи (ВОЗовская модель стоматологического обслуживания).

4

23.2. Оценка качества оказания стоматологической помощи населению Республике Беларусь по отчетам о посещении лечебно-профилактических стоматологических учреждений.

4

^ 24. Итоговое занятие по теме «Системы стоматологической помощи».

4

25. Защита индивидуальных научно-исследовательских проектов.

4

Всего

144



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОММУНАЛЬНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»



1. Этика врача-стоматолога. Изучение этических проблем в практике врача-стоматолога. Определение понятий «Этика», «Медицинская деонтология». Формы этических проблем в стоматологии. Профессионально-этические проблемы, их формы. Истоки профессионально-этических проблем. Научно обоснованные подходы в устранении этических проблем.

^ 2. Планирование научных исследований в стоматологии. Сущность научного исследования в области медицины (стоматологии): объект исследования, предмет, задачи. Структура научного исследования. Особенности разработки индивидуальных научно-исследовательских проектов.

^ 2.1. Разработка индивидуальных научно-исследовательских проектов студентами. Обоснование актуальности исследования, определение цели и задач, материалов и методов исследования. Обсуждение предполагаемых результатов. Анализ, выводы, возможные практические рекомендации.

^ 3. Методы эпидемиологических исследований в стоматологии. Эпидемиология в стоматологии. Определение, основные методы эпидемиологических исследований в стоматологии.

^ 3.1. Изучение методов эпидемиологических исследований в стоматологии. Сплошной, выборочный, «разведочный» методы эпидемиологических исследований, их преимущества, недостатки. Основные этапы “разведочного» исследования по ВОЗ.

^ 3.2. Разработка индивидуальных планов эпидемиологического исследования. Определение целей и задач исследования. Выборка населения для осмотров (возрастные группы, структура выборки, размер выборки, метод выборки). Определение состава эпидемиологической бригады для проведения исследования. Организация осмотров. Сбор и анализ данных эпидемиологических исследований.

^ 3.3. Проведение эпидемиологического исследования населения на базе РКСП. Сбор информации о стоматологическом статусе 10 пациентов, заполнение индивидуальных карт стоматологического обследования, оформление сводной таблицы по результатам обследования.

^ 3.4. Статистическая обработка и анализ данных, полученных в ходе эпидемиологического исследования на базе РКСП. Определение средних величин, среднеквадратичного отклонения, ошибки по данным проведенного эпидемиологического обследования индивидуально.

^ 4. Тенденции стоматологических заболеваний в мире и Республике Беларусь в свете глобальных целей ВОЗ. Информационная система ВОЗ по стоматологии. Глобальные цели стоматологического здоровья к 2010 г. (ВОЗ, 1993 г.), к 2020 г. (ВОЗ, 1999 г.). Критерии стоматологического здоровья, рекомендованные ВОЗ. Применение критериев стоматологического здоровья ВОЗ к ситуации в Беларуси. Достижение целей ВОЗ в различных странах (Западная, Центральная, Восточная Европа, Беларусь, Россия, средне азиатские государства СНГ).

^ 4.1. Изучение тенденций стоматологических заболеваний в мире и Республике Беларусь. Тенденции заболеваемости кариесом зубов в мире. Результаты стоматологического исследования населения Беларуси (центр ВОЗ, 1995–2003 гг.). Стоматологическое здоровье населения Беларуси (2002–2003 гг.). Тенденции стоматологической заболеваемости в Республике Беларусь.

^ 5. Методы выявления факторов риска и прогнозирование стоматологических заболеваний. Программа «Кариограмма» в прогнозировании кариеса зубов. Методы выявления факторов риска развития кариеса зубов. УИК (уровень интенсивности кариеса) как прогностический метод. Индекс «Наивысшая интенсивность кариеса». Метод «Клинического прогнозирования кариеса». Интерактивная компьютерная программа «Кариограмма».

^ 5.1. Изучение методов прогнозирования кариеса зубов. Прогнозирование кариеса зубов на основе определения кариесогенных микроорганизмов и буферной емкости слюны. Преимущества и недостатки методов прогнозирования кариеса зубов. Прогнозирование кариеса зубов с использованием УИК и метода «Клинического прогнозирования».

^ 5.2. Применение программы «Кариограмма» в прогнозировании кариеса зубов на коммунальном и индивидуальном уровнях. Интерпретация факторов «рацион питания», «частота питания», «зубной налет», «фторирование», «интенсивность кариеса», «общие заболевания» и «клиническая оценка». Определения уровня риска возникновения кариозной болезни с помощью программы «Кариограмма».

^ 6. Итоговое занятие по теме «Методы эпидемиологических исследований в стоматологии. Тенденции стоматологических заболеваний в свете глобальных целей ВОЗ».

^ 7. Ситуационный анализ в стоматологии. Определение «Ситуационный анализ». Компоненты (составляющие) ситуационного анализа. Этапы ситуационного анализа.

^ 7.1. Изучение компонентов и методики проведения основных этапов ситуационного анализа. Данные о стоматологическом статусе населения. Демографические данные. Данные о стоматологической помощи населению. Оценка уровня стоматологической помощи. Интерпретация данных ситуационного анализа. Выводы из ситуационного анализа и заключение.

^ 7.2. Проведение ситуационного анализа. Анализ демографических данных, эпидемиологических данных и данных о стоматологической помощи. Определение тенденций заболеваемости, выявление факторов риска. Выводы и
заключение.

^ 8. Итоговое занятие по теме «Ситуационный анализ в стоматологии».

9. Национальная программа профилактики кариеса зубов и болезней периодонта среди населения Республики Беларусь. Национальная программа профилактики кариеса зубов и болезней периодонта среди населения
Республики Беларусь: принципы, долгосрочные цели, методы профилактики, персонал.

^ 9.1. Реализация Национальной программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта среди населения Республики Беларусь. Промежуточные результаты Национальной программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта в Республике Беларусь. Виды и методы оценок результатов программы.

^ 10. Защита индивидуальных научно-исследовательских проектов студентов.

11. Здоровый образ жизни и коммунальные программы профилактики стоматологических заболеваний. Определение «образ жизни», «здоровый образ жизни», «качество жизни». Факторы здорового образа жизни. Типы программ профилактики стоматологических и неинфекционных заболеваний. Программа СИНДИ.

Стоматологическое просвещение (задачи, формы и средства). Обеспечение здоровья населения (задачи, формы и средства). Основные этапы процесса приобретения здоровых привычек. Организационные формы стоматологического просвещения и обеспечения здоровья.

^ 11.1. Проведение анкетирования населения с целью выявления и устранения факторов риска нездорового образа жизни, влияющих на стоматологическое здоровье. Факторы нездорового образа жизни и стоматологические болезни. Анкетирование населения с целью выявления факторов риска, влияющих на стоматологическое здоровье. Подготовка и разработка научно обоснованных материалов для проведения бесед по здоровому образу жизни.

^ 12. Роль питания в коммунальных программах профилактики стоматологических заболеваний. Питание. Определение и роль для здоровья человека. Системное и местное действие пищи на органы полости рта. Роль питания, как фактора риска развития кариеса зубов. Кариесогенность пищи, методы ее определения. Ферментируемые углеводы (моно- и дисахара, крахмалы). Сахарозаменители и подсластители, виды, свойства, влияние на органы полости рта. Влияние жевательной резинки на стоматологическое здоровье. Рекомендации стоматолога по использованию жевательной резинки.

^ 12.1. Проведение анализа дневника питания и разработка рекомендаций по коррекции питания с целью профилактики кариеса зубов. Анализ дневника питания. Тактика врача-стоматолога по коррекции режима питания с целью профилактики кариеса зубов.

^ 13. Фториды в коммунальных программах профилактики стоматологических заболеваний. Значение фторидов в профилактике кариеса зубов. Механизмы действия фтора. Методы фторпрофилактики. Системное фторирование: питьевая вода, пищевая соль, молоко, таблетки/капли. Местное (локальное) фторирование: зубные пасты, гели, лаки, растворы.

^ 13.1. Использование методов фторпрофилактики в коммунальных программах, изучение стратегий фторпрофилактики в коммунальных программах. Опыт применения фторидов на коммунальном уровне, используемые концентрации фтора, эффективность и стоимость методов, преимущества и недостатки. Стратегии фторпрофилактики, рекомендованные ВОЗ.

^ 14. Планирование коммунальной профилактики стоматологических заболеваний. Спираль развития программы профилактики. Определение измеримых задач первичной профилактики. Методы устранения ошибок в планировании коммунальной профилактики. Методы коммунальной профилактики кариеса и болезней периодонта, рекомендованные ВОЗ.

^ 14.1. Изучение этапов планирования коммунальных программ профилактики. Этапы планирования коммунальной профилактики. Разработка и внедрение программы коммунальной профилактики. Расчеты стоимости программы коммунальной профилактики.

^ 14.2. Критерии оценки эффективности коммунальных программ профилактики стоматологических заболеваний. Эффективность программы первичной профилактики: медицинская и экономическая. Критерии медицинской эффективности программы профилактики. Экономическая эффективность и экономическая выгода программы профилактики.

^ 14.3. Разработка коммунальной программы профилактики на основании данных ситуационного анализа. Постановка целей и измеримых задач программ коммунальной профилактики на основании выводов из ситуационного анализа. Выбор методов профилактики. Определение контингента участников. Определение персонала для проведения программы. Расчет стоимости программы. Критерии медицинской и экономической эффективности программы.

^ 15. Итоговое занятие по теме «Планирование коммунальной профилактики стоматологических заболеваний».

16. Основные компоненты долгосрочного планирования стоматологической помощи на коммунальном уровне. Планирование систематической стоматологической помощи детям. Типы программ систематической стоматологической помощи школьникам (ВОЗ, 1980). Стоматологическая помощь взрослому населению по обращаемости.

^ 16.1. Изучение основных компонентов долгосрочного планирования стоматологической помощи населению. Основные компоненты долгосрочного планирования стоматологической помощи: первичная профилактика, систематическая помощь детям, стоматологическая помощь взрослому населению по обращаемости, планирование и подготовка персонала. Финансовое обеспечение компонентов системы, информационная система.

^ 17. Планирование стоматологической помощи. Планирование персонала. Подготовка персонала. Этапы планирования персонала. Нормативы обеспечения персоналом в Республике Беларусь. Нормативы обеспечения персоналом, рекомендованные ВОЗ. Модель стоматологического персонала по ВОЗ.

^ 17.1. Изучение основных этапов планирования стоматологической помощи. Этапы планирования стоматологической помощи взрослому и детскому населению. Материальное и финансовое обеспечение стоматологической помощи населению.

^ 18. Критерии качества стоматологической помощи населению. Мониторинг системы стоматологической помощи. Количественные и качественные критерии качества стоматологической помощи. Критерии качества стоматологической помощи на индивидуальном и коммунальном уровнях, рекомендованные ВОЗ (КПУ, CPITN, GI, % здоровых детей и т. д.), их характеристика.

^ 19. Итоговое занятие по теме «Планирование стоматологической помощи населению».

20. Системы стоматологической помощи.
Определение понятия «Система стоматологической помощи». Классификация систем стоматологической помощи населению. История развития систем стоматологической помощи.

^ 20.1. Оценка уровня стоматологической помощи населению в условиях общественной, частной, страховой систем стоматологической помощи. Преимущества и недостатки различных систем стоматологической помощи населению (общественная, страховая, частная, смешанная системы).

^ 20.2. Посещение государственной стоматологической поликлиники. Ознакомление со структурой поликлиники, оснащением и оборудованием кабинетов, кадровым обеспечением, используемыми материалами и методами лечения. В ходе посещения поликлиники студенты изучают планирование лечения, количественные и качественные показатели деятельности стоматологической поликлиники, материально-финансовое обеспечение поликлиники. В отчете о посещении указывают преимущества и недостатки в работе поликлиники, как представителя общественной системы стоматологической помощи.

^ 21. Частная система стоматологической помощи. Основы организации деятельности врача-стоматолога частной практики в Республике Беларусь. Индивидуальная (частная) стоматологическая помощь в системе здравоохранения. Задачи частной практики. Маркетинг, его типы и задачи в свете требований повышения качества стоматологического лечения. Стоимость лечения. Лицензирование и сертификация материалов и оборудования в Республике Беларусь.

^ 21.1. Ознакомление с основами организации деятельности врача-стоматолога частной практики. Стоматологическое оборудование. Фактор пациента и фактор врача-стоматолога в частной практике. Система регистрации и учета пациентов в частном кабинете. Планирование стоматологического лечения в условиях частного кабинета. Тактика в назначении пациентов. Перечень оборудования, инструментов и материалов для организации эффективного рабочего места врача-стоматолога. Расходы в частном кабинете.

^ 21.2. Посещение частного стоматологического кабинета (клиники). Ознакомление со структурой кабинета, его оснащением и оборудованием, персоналом, с системой учета и регистрации пациентов, используемыми материалами и методами лечения. В ходе посещения поликлиники студенты изучают планирование лечения, материально-финансовое обеспечение кабинета. В отчете о посещении указывают преимущества и недостатки в работе поликлиники, как представителя частной системы стоматологической помощи.

^ 22. Показатели обеспеченности стоматологической помощью. Определение понятий «наличие», «доступность», «использование». ВОЗовская модель стоматологического обслуживания.

^ 22.1. Изучение основных показателей обеспеченности стоматологической помощью. Мониторинг стоимости и качества стоматологической службы.

23. ВОЗовская модель стоматологического обслуживания. Профилактика стоматологических заболеваний в рамках первичной медико-санитарной помощи. Организационная схема практической реализации системы стоматологической помощи: структура  процесс действия  результат. Структура стоматологической помощи. Факторы ожидания населения согласно рекомендациям ВОЗ.

^ 23.1. Изучение профилактики стоматологических заболеваний в рамках медико-санитарной помощи. Основной персонал для оказания первичной медико-санитарной помощи. Рекомендации ВОЗ по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению.

^ 23.2. Оценка качества оказания стоматологической помощи населению Республики Беларусь по отчетам о посещении лечебно-профилак-тических стоматологических учреждений. Проведение совместного обсуждения предложенных вариантов организации системы стоматологической помощи, на основании отчетов о посещении лечебно-профилактических учреждений. Оценка качества и уровня стоматологической помощи в условиях частной и государственной системы. Разработка альтернативной структуры организации системы стоматологической помощи населению.

^ 24. Итоговое занятие по теме «Системы стоматологической помощи».

25. Защита индивидуальных научно-исследовательских проектов.



Требования к уровню подготовленности
(знаниям, умениям) студентов, прошедших курс
по коммунальной стоматологии



Студент должен знать:

  1. Этику врача-стоматолога.

  2. Методы эпидемиологических исследований в стоматологии.

  3. Методы статистической обработки данных массовых стоматологических исследований.

  4. Тенденции стоматологических заболеваний в Республике Беларусь и в мире в свете глобальных целей ВОЗ.

  5. Методы прогнозирования заболеваемости кариесом.

  6. Ситуационный анализ в стоматологии, компоненты, этапы проведения.

  7. Роль здорового образа жизни в коммунальных программах профилактики стоматологических заболеваний.

  8. Роль питания в коммунальных программах профилактики кариеса зубов.

  9. Применение фторидов в коммунальных программах профилактики стоматологических заболеваний.

  10. Этапы планирования коммунальной профилактики стоматологических заболеваний, определение измеримых задач.

  11. Критерии оценки эффективности коммунальных программ профилактики.

  12. Основные компоненты долгосрочного планирования стоматологической помощи на коммунальном уровне.

  13. Планирование стоматологической помощи населению, этапы планирования персонала, нормативы обеспечения персоналом. Модель стоматологического персонала по ВОЗ.

  14. Мониторинг и оценку качества стоматологической помощи.

  15. Системы стоматологической помощи населению.

  16. Показатели обеспеченности стоматологической помощью.

  17. Значение индивидуальной медицинской деятельности в системе стоматологической помощи.

  18. Белорусские и международные критерии оценки качества стоматологической помощи на индивидуальном и коммунальном уровнях.



Студент должен уметь:

  1. Разработать индивидуальный научно-исследовательский проект.

  2. Разработать план массовых стоматологических исследований в соответствии с условием предложенной ситуационной задачи.

  3. Провести эпидемиологическое стоматологическое исследование.

  4. Провести статистическую обработку результатов собственного эпидемиологического исследования либо предложенного игрового табличного материала.

  5. Прогнозировать заболеваемость кариесом зубов на индивидуальном, групповом, коммунальном уровнях.

  6. Провести анализ данных кариограммы.

  7. Провести ситуационный анализ по игровым данным.

  8. Разработать и использовать научно обоснованные материалы по воспитанию здорового образа жизни.

  9. Составить вопросник для оценки образа жизни, провести анкетирование и проанализировать результаты.

  10. Провести анализ дневника питания.

  11. Разработать программу фторпрофилактики для детей дошкольного возраста (5–6 лет), школьников (12–15 лет), взрослых.

  12. Разработать программу коммунальной профилактики на основании предложенных данных.

  13. Оценить эффективность предложенной коммунальной программы профилактики.

  14. Оценить качество стоматологической помощи на индивидуальном и коммунальном уровнях с использованием белорусских и международных критериев оценки.

  15. Разработать перечень стоматологического оборудования, материалов, медикаментов для организации эффективного рабочего места стоматолога-терапевта.

  16. Оценить уровень стоматологической помощи на групповом и коммунальном уровне.

  17. Предложить альтернативную структуру лечебно-профилактического стоматологического учреждения коммунального уровня на основании анализа отчетов о посещении государственной стоматологи ческой поликлиники и частного стоматологического кабинета.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Леус, П. А. Коммунальная стоматология : учеб.-метод. пособие для студ. стомфака / П. А. Леус. Мн.: МГМИ, 1997. 241с.

  2. Леус, П. А. Коммунальная стоматология : производ.-практ. изд. для стоматологов и зубных врачей / П. А. Леус. Брест: ОАО «Брестская типография», 2000. 284 с.

Дополнительная

  1. Альтернативные системы развития стоматологической помощи : докл. комитета экспертов ВОЗ : пер. с англ. М.: Медицина, 1987. 63 с. (сер. техн. докл. /ВОЗ; 750).

  2. Лекционный материал.

  3. Леус, П. А. Новые методы мониторинга первичной профилактики кариеса зубов
    / П. А. Леус. Сотр. центр ВОЗ. Ереван, 1990. 22 с.

  4. Леус, П. А. Профилактика стоматологических заболеваний : справ.-метод. матер. для врачей и студентов / П. А. Леус. Филиал сотр. центра ВОЗ. Ереван, 1993. 46 с.

  5. Леус, П. А. Ситуационный анализ и планирование первичной профилактики стоматологических заболеваний / П. А. Леус. Сотр. центр ВОЗ. Мн., 1996. 84 с.

  6. Леус, П. А. Стоматологическое здоровье населения Республики Беларусь в свете глобальных целей ВОЗ и в сравнении с другими странами / П. А. Леус. // Соврем. стоматология. 1997. № 2. С. 3–12.

  7. Методы и программы профилактики основных стоматологических заболеваний : докл. комитета экспертов ВОЗ : пер. с англ. М.: Медицина, 1986. 47 с. (сер. техн. докл. / ВОЗ; 713).

  8. Мониторинг и оценка оздоровления полости рта : докл. комитета экспертов ВОЗ : пер. с англ. М.: Медицина, 1991. 72 с. (сер. техн. докл. / ВОЗ; 782).

  9. Пахомов, Г. Н. Основы организации стоматологической помощи населению
    / Г. Н. Пахомов. М.: Медицина, 1983. 207 с.

  10. СИНДИ : протокол и практ. руководство. ВОЗ. Европ. регион. бюро : пер. с англ. М., 1994. 102 с.

  11. Современные достижения в стоматологии : докл. комитета экспертов ВОЗ : пер. с англ. М.: Медицина, 1994. 51 с. (сер. техн. докл. / ВОЗ; 826).

  12. Стоматологическое обследование : основн. методы. 3-е изд. ВОЗ. Женева, 1989.

  13. Фториды и гигиена полости рта : докл. комитета экспертов ВОЗ : пер. с англ. М., 1995. (сер. техн. докл. / ВОЗ; 846).

  14. Эпидемиология, этиология, профилактика болезней периодонта : докл. науч. группы ВОЗ / Сер. технич. докл. 621, ВОЗ. Женева, 1980. 51 с.

  15. Beck, J. Epidemiological principles in studying periodontal diseases / J. Beck, H. Loe
    // Periodontology. 2000. 1993. Vol. 2. P. 34–35.

  16. Community Oral Health / Ed. M. Pine. Linacre House. Jordan Hill. Oxford, 1997. 305 p.

  17. Nutrition, diet and Oral Health: Report of an Working group // Int. Dept. I. 1994.
    Vol. 44. P. 599–612.

  18. Petersen, P. E. Utilization of dental health services / P. E. Petersen, D. Holst / Ed. Disease prevention and oral health promotion. Copenhagen: Munksgaard, 1995.

  19. Planning Oral Health services. WHO. Geneva, 1980. 49 c.

  20. Reich, E. Trends in caries and periodontal health epidemiology in Europe / E. Reich
    // Intern. Dental J. 2001. Vol. 51. P. 392–398.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» icon Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 Стоматология Минск 2007

Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» icon Учебная программа Специальность : 1 79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов

Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» icon Учебная программа Специальность : 1-79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов

Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» icon Учебная программа Специальность : 1-79 01 07 «Стоматология». Общее количество учебных часов

Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» icon Учебная программа Специальность: 1 79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов

Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» icon Учебная программа по ортодонтии специальность 1-79 01 07 Стоматология
«Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию»
Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 07 "Стоматология" Общее количество учебных часов:

Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» icon Учебная программа для специальности 1-79 01 07 Стоматология Факультет
«Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 07 Стоматология», утвержденным и введенным...
Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» icon Рабочая программа по курсу: «Ортопедическая стоматология» Специальность: 040400 стоматология

Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» icon Рабочая программа по курсу: «Ортопедическая стоматология» (специальность: 04. 04. 00 стоматология)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы