Белорусский государственный медицинский университет
Учреждение образования
«Белорусский государственный медицинский университет»
Утверждаю Ректор Белорусского государственного
медицинского университета
П.И.Беспальчук
« ___» ___________________ 200 ___ г.
Регистрационный № ТД _________/тип.
Профилактика
стоматологических заболеваний
Рабочая учебная программа
Специальность: 1 - 79 01 07 – «Стоматология»
Общее количество учебных часов: 196 часов
Минск 2006
Рабочая учебная программа по профилактике стоматологических заболеваний для специальности 1 - 79 01 07 – «Стоматология» высшего медицинского образования составлена в соответствии с типовой учебной программой по профилактике стоматологических заболеваний для студентов стоматологических факультетов медицинских факультетов, утвержденной 04.08.2004 года, рег. № 02-09/80
Авторы:
|
зав. кафедрой, д.м.н., профессор Т.Н.Терехова; доцент, к.м.н. Т.В.Попруженко
|
Рабочая учебная программа по профилактике стоматологических заболеваний для специальности 1 - 79 01 07 – «Стоматология» высшего медицинского образования одобрена методической комиссией стоматологических дисциплин Белорусского государственного медицинского университета и рекомендована к утверждению «____» _____________ 200__г., протокол №
Рабочую учебную программу по профилактике стоматологических заболеваний для специальности 1 - 79 01 07 – «Стоматология» высшего медицинского образования разрешается тиражировать в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту.
-
^
Профилактика стоматологических заболеваний – одна из важнейших задач здравоохранения, так как предупреждение болезней зубов и мягких тканей полости рта в свою очередь является профилактикой общих заболеваний, возникновение которых нередко связано с расположением очагов инфекции в полости рта. Поэтому профилактика стоматологических заболеваний является общегосударственной задачей и проводится как составная часть комплексной программы оздоровления населения. В связи с вышеизложенным, каждый стоматолог должен принимать участие в целом ряде мероприятий по осуществлению профилактических программ, обладая не только теоретическими знаниями, но и владея умениями и навыками.
Учебная программа определяет объем теоретического материала и практических навыков, которые должны получить студенты по профилактике стоматологических заболеваний. Основу дисциплины составляют знания и умения, полученные на теоретических, медико-биологических кафедрах.
Цель и задачи программы.
Цель преподавания дисциплины: обеспечить адекватные знания и практические навыки для оказания профилактической стоматологической помощи населению.
Задачи:
изучить основы мониторинга стоматологического статуса и факторов риска развития стоматологических заболеваний у различных возрастных групп населения;
изучить средства, методы, и основы организации профилактики кариеса зубов и другой патологии твердых тканей зубов на индивидуальном и групповом уровнях;
изучить методы, средства основы организации профилактики заболеваний периодонта;
изучить методы, средства основы организации профилактики зубочелюстных аномалий.
Программа предусматривает изучение теоретических основ и прикладных аспектов первичной профилактики основных стоматологических заболеваний: кариеса зубов, патологии прикуса, патологии периодонта. Наибольшее внимание уделено теории и практике профилактики наиболее распространенной в республике стоматологической патологии - кариеса зубов (12 лекций и 21 практическое занятие). В дополнение к предыдущей программе в перечень предупреждаемых патологических состояний включены пороки формирования зубов, некариозные и травматические поражения зубов, галитоз, уделено более пристальное внимание профилактике стоматологических заболеваний у лиц, страдающих соматическими заболеваниями и/или имеющими особенные условия в полости рта. В настоящей программе отведено место для освоения студентами методов санитарно-просветительской работы, направленной на формирование здорового образа жизни пациентов, воспитание у них здоровых привычек стоматологической самопомощи.
Основу дисциплины составляют знания студентов:
о формировании, биохимическом составе, макро- и микроскопическом строении, функциях тканей и органов полости рта (изучено на кафедрах биологической химии, медицинской и биологической физики, нормальной анатомии, гистологии, цитологии и эмбриологии, биологической химии, нормальной физиологии, общей стоматологии, ортодонтии);
о функциональных системах сохранения гомеостаза, принципах здорового питания (изучено на кафедрах нормальной физиологии, биологической химии, общей гигиены);
о сущности патологических и защитных процессов, составляющих основу патологии полости рта (изучено на кафедрах патологической физиологии, патологической анатомии, микробиологии, вирусологии и иммунологии);
о биологических свойствах инфекционных агентов, инициирующих стоматологическую патологию (изучено на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии);
о патогенезе и оральных симптомах соматической патологии (изучены на кафедре внутренних болезней);
о фармакологических средствах, используемых в профилактике стоматологической патологии (материал изучен на кафедре фармакологии).
Программа предусматривает лекционный курс и практические занятия на клинических базах. В практическом курсе предусмотрены следующие виды контроля знаний:
входной контроль (в начале первого семестра блоков);
периодический (в конце каждого из трех семестров обучения);
итоговый.
Контроль знаний осуществляется в нескольких формах: тестовый контроль, устный опрос, контрольные письменные работы, самостоятельные работы, дифференцированный зачет, государственный экзамен. Обучение студентов данной дисциплине завершается комплексным государственным экзаменом, включающим в себя теоретическую часть (тестирование и собеседование) и практическую часть (профилактический прием пациента).
Профилактика стоматологических заболеваний преподается в объеме часов (лекций и практических занятий) в V, VI и VII семестрах (см. Таблицу1).
Таблица 1
Название
|
семестр
|
Всего
|
В том числе
|
Экзамен
|
факультета
|
|
часов
|
лекции
|
практические занятия
|
Зачет
|
стоматологический
|
V
|
|
10
|
76
|
зачет
|
|
VI
|
|
12
|
38
|
зачет
|
|
VII
|
|
|
60
|
диф. зачет
|
|
X
|
|
|
|
гос. экзамен
|
Итого:
|
|
196
|
22
|
174
|
|
Материал, предлагаемый Программой для изучения, разделяется на проблемные блоки:
организация профилактического приема;
стоматологическое обследование на профилактическом приеме;
санитарное просвещение и воспитание как методы первичной профилактики заболеваний;
профилактика кариеса зубов;
профилактика патологии формирования зубов, некариозной патологии и травмы;
профилактика зубочелюстных аномалий;
профилактика патологии периодонта и галитоза;
планирование и организация индивидуальной и групповой профилактики стоматологических заболеваний;
8) обязанности врача-стоматолога по выполнению Национальной программы профилактики кариеса зубов и заболеваний периодонта среди населения РБ.
По завершении изучении дисциплины в соответствии с действующим образовательным стандартом студенты должны знать:
методы обследования стоматологического статуса;
методы пропаганды здорового образа жизни;
методы определения гигиены полости рта;
средства и методы для гигиенического содержания полости рта;
средства и препараты для профилактики кариеса зубов;
методы профилактики заболеваний тканей периодонта;
методы профилактики зубочелюстных аномалий; содержание директивных документов по профилактике стоматологических населения страны.
По завершении изучения дисциплины студенты должны уметь:
провести обследование челюстно-лицевой области и оценить стоматологический статус пациента;
планировать, организовывать и осуществлять санитарно-просветительские проекты, направленные на формирование здорового образа жизни;
определить уровень гигиены полости рта;
сделать выбор средств и методов для гигиенического содержания полости рта пациента и обучить их правильному использованию;
сделать выбор средства и препараты для профилактики кариеса зубов, методически правильно применять их и/или организовать их эффективное и безопасное применение в семье или в группе;
грамотно применять методы профилактики заболеваний тканей периодонта;
осуществлять мероприятия, предупреждающие формирование патологического прикуса;
выполнять обязанности врача-стоматолога по предупреждению основных стоматологических заболеваний, предписанные директивными документами.
^
лекций и практических занятий.
Тематический план лекций.
№ п/п
|
Наименование раздела, темы, элемента
|
|
^
|
|
Раздел: Профилактика стоматологических заболеваний
|
1.
|
Профилактика основных стоматологических заболеваний
|
2.
|
Методы оценки эффективности профилактики кариеса зубов
|
3.
|
Первичная профилактика кариеса зубов.
|
4.
|
Преэруптивная профилактика кариеса зубов.
|
5.
|
Системная фторпрофилактика кариеса зубов
|
6.
|
Зубные отложения.
|
7.
|
Средства и методы для индивидуального ухода за полостью рта
|
8.
|
Санитарное просвещение в профилактике кариеса зубов
|
^
Тема: Профилактика основных стоматологических заболеваний
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов.
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1.Понятие о здоровье и патологии.
6.2.Медицинская профилактика. Цели и содержание первичной, вторичной и третичной профилактике в стоматологии.
6.3.Понятие о факторах риска, причинах и условиях возникновения патологии. Понятие об этиотропной и патогенетической профилактике.
6.4.Основные патологические состояния в стоматологии.
6.5.Научные основы первичной профилактики стоматологических заболеваний.
6.6.Основные практические методы профилактики стоматологических заболеваний.
6.7.Организационные принципы первичной профилактики. Понятие об индивидуальной, групповой и популяционной профилактике. Понятие о коммунальной, офисной и домашней профилактике стоматологических заболеваний.
7.Технические средства: мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
8. Литература: [3, 4, 5, 33, 45]/
9. Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Методы оценки эффективности профилактики кариеса зубов
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов.
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1.Предназначение статистических исследований в стоматологии. Понятие о заболеваемости.
6.2.Особенности кариеса как объекта медицинской статистики. Признаки прошлого и актуального кариеса. Правила учета кариеса в эпидемиологических и клинических исследованиях.
6.3.Учет заболеваемости кариесом на различных уровнях (человек, зуб, поверхность зуба, очаг).
6.4.Понятие об интенсивности и распространенности кариеса. Динамика кариозного процесса (пророст, редукция). Форма активности кариеса, уровень интенсивности кариеса: значение для прогноза развития кариеса. Ключевые возрастные группы для оценки заболеваемости кариесом на популяционном уровне.
Технические средства :мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 5, 43, 45, 66].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Первичная профилактика кариеса зубов.
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1.История исследования этиологии и патогенеза кариеса зубов.
6.2.Соматическая, паразитарная и физико-химическая версии в динамике развития.
6.3.Современная концепция этиологии и патогенеза кариеса.
6.4.Объекты, основные направления и методы первичной профилактики кариеса.
6.5.Роль стоматолога в организации и реализации первичной профилактики кариеса/
Технические средства :мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [1, 2, 3, 4, 9, 56,78].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Преэруптивная профилактика кариеса зубов.
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1. Этапы формирования твердых тканей зубов и критические периоды жизни ребенка.
6.2. Роль генетики, пластических, энергетических веществ, макро- и микроэлементов, качества гомеостаза в формировании качества твердых тканей зубов.
6.3. Системная профилактика кариеса: цели, задачи, средства и методы (коррекция рациона, применение препаратов фтора и кальция, медикаментозная коррекция соматического состояния).
6.4. Эффективность применения системной фторпрофилактики в профилактических программах различных странах мира и Беларуси.
Технические средства :мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 10, 50, 52, 69, 80].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Системная фторпрофилактика кариеса зубов Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1. Этапы формирования твердых тканей зубов и критические периоды жизни ребенка.
6.2. Роль генетики, пластических, энергетических веществ, макро- и микроэлементов, качества гомеостаза в формировании качества твердых тканей зубов.
6.3. Системная профилактика кариеса: цели, задачи, средства и методы (коррекция рациона, применение препаратов фтора и кальция, медикаментозная коррекция соматического состояния).
6.4. Эффективность применения системной фторпрофилактики в профилактических программах различных странах мира и Беларуси.
Технические средства: мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 21, 24, 38, 42].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Зубные отложения.
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1.Состав, механизмы образования, биохимия и кариесогенные эффекты зубных отложений
6.2.Принципы минимизации кариесогенного потенциала зубного налета на различных этапах его формирования
6.3.Рацион и режим питания как факторы, определяющие риск кариеса
6.4.Стратегия гигиены полости рта а различных возрастных группах: цели, задачи, средства и методы, эффективность.
Технические средства: мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 29,52, 55, 57, 63].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Средства и методы для индивидуального ухода за полостью рта
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов.
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1.Цели и задачи индивидуальной гигиены.
6.2.Протирание и полоскание как вспомогательные методы гигиены полости рта.
6.3.Ручная щетка: устройство, характеристика головки, ручки и стебля.
6.4.Зубные порошки, пасты, гели.
6.5.Моторные щетки: устройство, методы использования.
6.6.Флоссы, ершики, зубочистки.
Технические средства :мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 40, 52].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Санитарное просвещение в профилактике кариеса зубов
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов.
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1.Структура поведения человека.
6.2.Побудительное поведение и мотивация: структура, механизмы формирования.
6.3.Понятие об иерархии ценностей личности.
6.4.Этапы формирования привычки как компонента мотивации.
6.5.Общение, воспитание и обучение как методы формирования и коррекции мотивации.
6.6.Принципы формирования мотивации к стоматологической самопомощи в различных возрастных группах.
Технические средства: мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 25, 35, 40, 49, 52, 64, 70, 77].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
№ п/п
|
Наименование раздела, темы, элемента
|
|
^
|
|
Раздел: Профилактика стоматологических заболеваний
|
1.
|
Кариесрезистентность эмали: биохимические основы, методы оценки, принципы постэруптивной коррекции.
|
2.
|
Слюна как кариеспротективный фактор.
|
3.
|
Средства и методы повышения и сохранения кариесрезистентности эмали зуба после его прорезывания (полоскания, аппликации, гели, лаки, минерализующие силанты и реставрационные материалы).
|
4.
|
Средства и методы повышения и сохранения кариесрезистентности эмали зуба после его прорезывания (зубные пасты и гели для индивидуальной гигиены полости рта).
|
5.
|
Профилактика кариеса в естественных складках и ямках эмали зубов: особенности условий возникновения кариозного процесса и принципиальные возможности первичной профилактики.
|
6.
|
Современные технологии профилактики кариеса фиссур.
|
7.
|
Профилактика ненаследственных пороков формирования зубов, некариозной патологии твердых тканей зубов и травмы.
|
8.
|
Профилактика заболеваний периодонта.
|
9.
|
Профилактика патологии прикуса.
|
^
Тема: Кариесрезистентность эмали: биохимические основы, методы оценки, принципы постэруптивной коррекции.
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1.Кариесрезистентность: биохимические основы.
6.2.Кариесрезистентность эмали: диагностика, принципы коррекции.
6.3.Местная минерализующая профилактика: принципы, средства и методы; ведущая роль в созревании и сохранении устойчивой к кариесу эмали зуба после его прорезывания, эффективность при применении в различных профилактических программах.
Технические средства: мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 30, 47, 61, 69].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Слюна как кариеспротективный фактор.
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1. Слюна: состав и биохимические свойства.
6.2. Слюна как кариеспротективный фактор: клиренс, буферные и минерализующие возможности слюны различных слюнных желез.
6.3. Диагностика кариеспротективных свойств ротовой жидкости.
6.4. Причины патологии слюноотделения, стратегия и тактика коррекции патологии.
Технические средства: мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 30, 47, 61, 63].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Средства и методы повышения и сохранения кариесрезистентности эмали зуба после его прорезывания (полоскания, аппликации, гели, лаки, минерализующие силанты и реставрационные материалы).
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1. Механизмы постэруптивного созревания эмали.
6.2.Факторы, определяющие эффективность местной фторпрофилактики.
6.3. Соединения фторидов для местной фторпрофилактики.
6.4. Растворы: концентрация, способы применения, режимы, эффективность.
6.5. Лаки: соединения и концентрация фторидов, варианты основы, способы применения, режимы, эффективность.
Носители фторидов с длительным периодом эмиссии.
Пломбировочные материалы, эмиттирующие фториды.
Технические средства: мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 5, 72, 73, 79].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Средства и методы повышения и сохранения кариесрезистентности эмали зуба после его прорезывания (зубные пасты и гели для индивидуальной гигиены полости рта).
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1. Соединения фторидов, используемые в зубных пастах.
6.2.Сочетания фторидов с абразивами.
6.3.Эффективность зубных паст в связи с концентрацией фторидов.
6.4. Способы использования фторсодержащих зубных паст для повышения их эффективности.
6.5. Показания к примнению фторсодержащих паст в детском возрасте.
Технические средства :мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 5, 72, 73, 79].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Профилактика кариеса в естественных складках и ямках эмали зубов: особенности условий возникновения кариозного процесса и принципиальные возможности первичной профилактики.
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов.
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1. Статистика кариеса ямок и фиссур.
6.2. Морфология фиссур.
6.3. Факторы риска развития кариеса в фиссурах .
6.4. Принципиальные возможности минимизации факторов риска.
Технические средства :мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 5, 72, 73, 79.]
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Современные технологии профилактики кариеса фиссур.
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1. Особенности патогенеза кариеса фиссур и возможности его диагностики.
6.2. Выбор стратегии.
6.3. Методы подготовки зубов к герметизации.
6.3. Материалы, используемые для герметизации фиссур.
6.4.Технгологии герметизации фиссур.
Технические средства :мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 5, 72, 73, 79].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Профилактика ненаследственных пороков формирования зубов, некариозной патологии твердых тканей зубов и травмы.
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов.
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1. Патология формирования зубов: причины, эффекты действия повреждающих факторов, нозологические формы, этиотропная первичная профилактика ненаследственной патологии.
6.3. Патология твердых тканей зубов после их прорезывания: нозологические формы, причинные факторы и методы их минимизации и устранения.
6.4.Травма зубов: факторы риска различных категорий травмы, роль стоматолога в ее предупреждении.
Технические средства: мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 4, 19, 28].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Профилактика заболеваний периодонта
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1. Понятие о норме и патологии периодонта.
6.2. Современная концепция этиологии и патогенеза патологии периодонта.
6.3. Периодонтопатогенная микрофлора: номенклатура, биохимические свойства и механизмы воздействия на ткани периодонта.
6.4. Гигиена полости рта как основное средство первичной профилактика патологии периодонта.
6.5. Роль оральных и соматических условий в сохранении здоровья и развитии патологии периодонта.
6.6. Обязанности стоматолога по выявлению и устранению основных факторов риска патологии периодонта.
Технические средства: мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4,11, 27, 33, 69, 71].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
Тема: Профилактика патологии прикуса.
Контингент обучающихся: студенты стоматологического факультета, V семестра.
Продолжительность: 1,3 часа.
Цель: ознакомить студентов
Вид лекции: информационная.
План лекции:
6.1.Факторы, обуславливающие формирование нормального прикуса.
6.2.Управляемые факторы риска формирования патологии функций челюстно-лицевой области (дыхания, сосания, глотания, жевания, речи) и прикуса: механизмы воздействия, методы диагностики и методы минимизации патогенного воздействия.
6.3.Миогимнастика: цели, задачи, механизмы профилактического и корректирующего воздействия на мышечные комплексы.
Технические средства: мультимедийный проектор, графпроектор, таблицы.
Литература: [2, 3, 4, 10, 13, 14, 16, 48, 62, 65, 75, 77].
Контроль знаний: вопросы на практических занятиях, зачете и экзамене.
^
№ п/п
|
Наименование раздела, темы, элемента
|
Объем в часах
|
^
|
Раздел: Профилактика стоматологических заболеваний
|
|
Организация рабочего места.
|
4
|
|
Стоматологическое обследование
|
4
|
|
Стоматологическое обследование
|
4
|
|
Оценка интенсивности кариеса на индивидуальном уровне
|
4
|
|
Оценка интенсивности кариеса на групповом и популяционном уровне. Редукция кариеса. Распространенность кариеса.
|
4
|
|
Причины и условия развития кариеса эмали и цемента зубов как объекты первичной профилактики.
|
4
|
|
Роль оптимальных естественных условий формирования кариесрезистентной эмали зубов в период их закладки, формирования и минерализации. Оценка и коррекция рациона питания.
|
4
|
|
Преэруптивная профилактика кариеса зубов
|
4
|
|
Зубные отложения как основной кариесогенный фактор: диагностика
|
4
|
|
Способы снижения кариесогенной активности бляшки.
|
4
|
|
Оценка кариесогенной активности зубной бляшки
|
4
|
|
Оценка и коррекция режима питания.
|
4
|
|
Методы оценки гигиенического состояния полости рта
|
4
|
|
Основные методы удаления зубных отложений
|
4
|
|
Основные методы чистки зубов зубной щеткой
|
4
|
|
Средства для гигиенического ухода за полостью рта.
|
4
|
|
Выбор методов и средств гигиены для конкретного пациента.
|
4
|
|
Психологические и педагогические основы стоматологического просвещения и обучения населения самопомощи.
|
4
|
|
Просветительные проекты в профилактике кариеса зубов
|
4
|
|
VI семестр
^
|
1.
|
Рубежный контроль знаний. Демонстрация учебного фильма «Урок гигиены».
|
2
|
2.
|
Обсуждение студенческих санпросветпроектов.
|
2
|
3.
|
Урок гигиены в детском учреждении
|
2
|
4.
|
Кариесрезистентность эмали: физико-химические основы формирования и диагностики.
|
2
|
5.
|
Клинические методы диагностики (СRT, ТЭР) и параклинические методы диагностики кариесрезистентности эмали.
|
2
|
6.
|
Слюна: протективные свойства и их диагностика
|
2
|
7.
|
Гипосаливация и ксеростомия: риск для здоровья зубов, причины, возможности коррекции, особенности профилактики кариеса зубов.
|
2
|
8.
|
Механизмы влияния фторидов, кальция и фосфатов в околозубной среде на де- и реминерализацию эмали.
|
2
|
9.
|
Кариеспрофилактические средства для индивидуального применения.
|
2
|
10.
|
Кариеспрофилактические средства для офисного и коммунального применения
|
2
|
11.
|
Альтернативные методы и средства для повышения кариесрезистентности эмали зубов. Итоговый контроль по теме «Минерализующая профилактика кариеса зубов».
|
2
|
12.
|
Факторы риска развития кариеса в ямках и фиссурах зубов.
|
2
|
13.
|
Стратегия и тактика профилактики кариеса в ямках и фиссурах зубов.
|
2
|
14.
|
Герметизация ямок и фиссур зубов. Материалы для герметизации. Неинвазивная герметизация.
|
2
|
15.
|
Инвазивная герметизация. Превентивная реставрация. Итоговый контроль по теме «Профилактика кариеса в ямках и фиссурах зубов».
|
2
|
16.
|
Профилактика ненаследственной патологии формирования тканей зубов.
|
2
|
17.
|
Профилактика некариозной патологии твердых тканей зубов.
|
2
|
18.
|
Профилактика травмы зубов и ЧЛО
|
2
|
19.
|
Зачетное занятие.
|
2
|
|
VII семестр
^
|
1.
|
Рубежный контроль знаний.
|
6
|
2.
|
Факторы риска развития зубочелюстных аномалий: диагностика, врачебная тактика.
|
6
|
3.
|
Миогимнастика: методы, цели, механизм воздействия на нарушенные функции и вредные привычки; методика организации занятий.
|
6
|
4.
|
Периодонт: возрастная норма, патогенез и симптомы патологии. Методы индексной оценки состояния периодонта.
|
6
|
5.
|
Факторы риска возникновения патологии периодонта, стратегия и тактика их минимизации и устранения.
|
6
|
6.
|
Профессиональная гигиена полости рта. Индивидуальная гигиена полости рта лиц с риском и патологией периодонта.
|
6
|
7.
|
Галитоз.
|
6
|
8.
|
Индивидуальная профилактика и групповая профилактика стоматологических заболеваний
|
6
|
9.
|
Профилактика стоматологических заболеваний у лиц с соматической и стоматологической патологией.
|
6
|
10.
|
Дифференцированный зачет
|
6
|
^
Организация профилактического приема.
Цель изучения блока: формирование знаний и умений, необходимой для проведения профилактического приема в различных условиях, с выполнением требований безопасности и эргономики.
После изучения темы студент должен знать:
перечень минимального и оптимального оснащения для проведения различных профилактических мероприятий;
способы обеспечения физической, химической и инфекционной безопасности персонала и пациентов на профилактическом приеме; требования контролирующих служб;
правила эргономики для организации рабочего места и проведения мероприятий в рамках профилактики стоматологических заболеваний.
После изучения темы студент должен уметь организовать в любых реальных условиях профилактический прием, соответствующий требованием безопасности и эргономики.
Блок содержит материал по нескольким взаимосвязанным вопросам.
1.1.Условия, необходимые для проведения различных форм профилактической работы; минимальный и оптимальный объем средств и оборудования. Гигиенические требования к кабинету профилактики.
1.2. Потенциальные опасности, связанные с приемом потока пациентов и использованием технических средств и фармакологических препаратов. Требования физической, химической и инфекционной безопасности. Методы дезинфекции и стерилизации материалов, инструментов и оборудования. Методы организации приема инфекционных больных.
1.3. Организация рабочего места в соответствии с требованиями эргономики. Взаиморасположение пациента и врача при стоматологическом обследовании.
1.4. Распределение обязанностей при организации профилактического приема в команде, состоящей из врача, гигиениста, ассистента.
Стоматологическое обследование на профилактическом приеме.
Цель изучения блока: формирование у студентов знаний и умений, необходимых для оценки диагностики локальных факторов риска развития стоматологических заболеваний и для оценки стоматологического статуса пациента.
После изучения темы студент должен знать признаки нормы, отклонений и патологии:
физического и психического развития;
функции челюстно-лицевой области;
состояния слизистой оболочки полости рта;
архитектоники мягких тканей полости рта;
твердых тканей зубов;
тканей периодонта;
прикуса.
После изучения темы студент должен уметь определить, оценить и описать в принятой терминологии, в том числе при помощи индексов:
уровень физического и психического развития пациента;
состояние функций челюстно-лицевой области;
состояния слизистой оболочки полости рта;
архитектоники мягких тканей полости рта;
состояние твердых тканей зубов;
состояние тканей периодонта;
прикуса.
Материал блока разделен на две темы:
2.1. Расспрос, внешний осмотр пациента, исследование функций челюстно-лицевой области. Анализ полученной информации для целью выявления факторов риска развития стоматологических заболеваний и диагностики стоматологической патологии. Требования к регистрации полученной информации.
2.2. Обследование тканей и органов полости рта пациента. Признаки нормы и патологии слизистой оболочки полости рта, уздечек губ и щечных тяжей, десны. Последовательность исследования прикуса, признаки нормы и патологии сформированного постоянного прикуса. Распознавание временных и постоянных зубов. Признаки нормы и патологии твердых тканей зубов. Регистрация зубной формулы пациента.
^
Цель изучения блока: формирование у студентов навыков эффективного воздействия на поведение пациента для воспитания привычек стоматологической профилактической самопомощи.
После изучения блока студент должен знать:
структуру поведения человека;
структуру мотивации человека;
этапы формирования привычки;
основные приемы воспитания и обучения;
формы обучения;
требования к содержанию санпросветпроектов.
После изучения блока студент должен уметь:
оценить уровень потребностей пациента в профилактической помощи;
оценить исходный уровень знаний пациента/аудитории по вопросам стоматологической профилактики;
разработать проект санитарно-просветительной работы;
проводить планомерную воспитательную работу с пациентами для формирования у них привычек стоматологической самопомощи.
Материал блока излагается в следующей последовательности:
3.1.Образ жизни и его значение в формировании здоровья, соматической и стоматологической патологии. Санитарное просвещение и воспитание как оптимальный способ предупреждения стоматологических заболеваний.
3.2. Структура поведения человека. Мотивация как фактор инициации поведения: структура, сознательные и бессознательные компоненты (в т.ч. потребности, знание, привычки). Иерархия потребностей человека по Маслоу. Уровни стоматологических потребностей человека и методы их диагностики.
3.3. Знание как компонент мотивации. Требования к качеству информации, предлагаемой в рамках стоматологического санпросветпроекта. Способы обучения в разном возрасте. Формы обучения методам стоматологической самопомощи.
3.4. Воспитание как способ изменить мотивацию поведения. Способы воздействия на личность пациента. Требования к врачу как к педагогу и воспитателю.
3.5. Этапы формирования привычки. Роль врача в формировании привычек стоматологической самопомощи.
3.6. Самостоятельное создание и практическая реализация санпросветпроектов для детей и взрослых (выполняется отдельно от основного блока, по мере накопления специальных знаний по профилактике стоматологических заболеваний).
^
Цель изучения блока: формирование у студентов знаний и умений, достаточных для организации мероприятий по профилактике кариеса зубов.
После изучения блока студент должен знать:
принципиальную схему этиологии и патогенеза кариеса;
функциональную схему защитных функций полости рта при кариесогенной ситуации;
способы регистрации индивидуальной активности кариеса у людей всех возрастов;
способы расчета показателей интенсивности кариеса у индивидуума, в группе и популяции;
способы определения активности кариеса;
способы регистрации динамики интенсивности кариеса;
принципы расчета показателей распространенности кариеса
показатели интенсивности и их оценку у себя, в студенческой группе, в республике, в регионах мира;
сроки закладки, формирования, минерализации временных и постоянных зубов, а также роль микро- и макроэлементов, жиров, белков, углеводов, витаминов в развитии зубов;
причины формирования кариесвосприимчивой эмали;
методы коррекции последствий действия неблагоприятных факторов;
состав и патогенетическую роль зубных отложений;
методы индикации зубных отложений: гигиенические индексы;
способы и средства механического очищения зубов от налета: щетки, зубочистки, флоссы, зубные порошки и гигиенические пасты, протирание, полоскания;
основные методы чистки зубов зубной щеткой (стандартный, Марталерра и вспомогательные);
показания к различным методам чистки зубов;
психологические и физиологические особенности детей и взрослых в связи с обучением чистки зубов;
основы построения урока гигиены;
методы оценки активности бляшки;
химические средства и способы снижения агрессивности зубной бляшки (антисептики, ферменты, иммунотерапия, коррекция диеты);
способы оценки кариесрезистентности эмали;
способы и средства экзогенного повышения кариесрезистентности эмали соединениями фтора и кальция;
методы применения фтор- и кальцийсодержащих наружных средств профилактики;
роль ротовой жидкости в кариесрезистентности, способы и средства оценки и улучшения свойств ротовой жидкости;
принципы защиты фиссур и ямок методом герметизации, свойства герметиков и технология применения.
После изучения блока студент должен уметь:
определить потенциальные «мишени» первичной профилактики кариеса, корректирующих то или иное звено функциональной системы защиты от кариеса;
рассчитать и оценить показатели интенсивности и распространенности кариеса у индивидуума, в группе и популяции;
дать оценку эффективности профилактических программ на основании показателей динамики интенсивности кариеса в группах;
оценить по данным анамнеза характер питания ребенка и провести его коррекцию с целью устранения кариесогенных факторов;
дать рекомендации по режиму и питанию будущей матери и ребенку;
определить показания к назначению средств эндогенной профилактики кариеса;
назначить средства эндогенной профилактики кариеса;
диагностировать различные виды зубных отложений;
оценить гигиеническое состояние полости рта индексации;
выбрать и обучить технике использования средств и методов механической чистки зубов от мягких зубных отложений пациента;
уметь чистить зубы стандартным методом, методом Марталлера и вспомогательными методами;
подобрать метод чистки зубов соответственно состоянию полости рта пациента;
обучить пациента чистке зубов соответственно возрасту и состоянию;
подготовить и повести урок гигиены в дошкольном учреждении и в школе;
выбрать и обучить применению различных средств и способов химического воздействия на агрессивность зубной бляшки;
выбрать и применить минерализующие препараты и средства;
оценить кариесрезистентные свойства ротовой жидкости;
выбрать и применить способы повышения кариесрезистентных свойств ротовой жидкости;
определить показания, выбрать материал и провести герметизацию фиссур.
Блок содержит учебный материал по пяти основным темам.
1.4.1. Современная концепция этиологии и патогенеза кариеса. Факторы, определяющие состояние твердых тканей зубов в потенциально кариесогенной ситуации.
1.4.2. Кариесрезистентность: химические основы; механизмы формирования; факторы, обуславливающие уровень кариесрезистентности на этапах формирования зубов. Диагностика и минимизация факторов, обуславливающих риск низкого уровня кариесрезистентности. Методы, средства, стратегия и тактика системной (эндогенной) профилактики кариеса зубов.
1.4.3.Кариесогенные зубные отложения: микробиология и биохимия зубного налета в связи с его клиническим значением, диагностика различных видов зубных отложений, оценка риска развития кариеса на основании их количественных и качественных характеристик. Средства и методы, снижающие агрессивность кариесогенных зубных отложений на разных этапах их формирования. Способы предупреждения ранней колонизации полости рта детей кариесогенной микрофлорой. Применение антисептиков. Коррекция режима и рациона питания. Применение индивидуальных средств и методов для механического удаления мягких зубных отложений (полоскание, протирание, чистка зубной щеткой и зубной пастой, флоссами).
1.4.4.Кариесрезистентность прорезавшихся зубов; способы диагностики эмали, естественные гомеостатические механизмы повышения и поддержания уровня кариесрезистентности. Кариеспротективные свойства слюны, методы их оценки, причины снижения защитных эффектов, способы коррекции (компенсации) негативных эффектов повышенной вязкости слюны, гипосаливации и т.д. Минерализующие препараты, содержащие фториды, кальций и фосфаты, изучаются методы и режимы применения
1.4.5.Профилактика кариеса в естественных ямках и складках эмали: особенности патогенеза, возможности профилактики; неинвазивная и инвазивная герметизация фиссур, превентивная реставрация.
^
Цель изучения блока: формирование у студентов знаний и навыков по прогнозированию, минимизации и устранению факторов риска нарушения формирования тканей зубов, некариозной патологии твердых тканей зубов, травмы зубов.
После изучения блока студент должен знать:
причины и механизмы нарушения формирования зубов негенетического характера;
факторы, обуславливающие патологическую убыль тканей зубов;
факторы, приводящие к окрашиванию зубов после их прорезывания;
причины и условия травмы зубов в различных возрастных группах.
После изучения блока студент должен уметь:
аргументированно мотивировать беременных женщин и молодых матерей к предупреждению патологии формирования зубов детей;
грамотно планировать лечение временных зубов, обеспечивая таким образом патологию развития постоянных зубов;
строго контролировать фторнагрузку детей при проведении мероприятий фторпрофилактики кариеса;
диагностировать и корректировать поведенческие факторы риска развития некариозной патологии при стоматологическом обследовании пациентов;
предотвращать ятрогенное окрашивание зубов;
диагностировать повышенный риск травмы и принимать эффективные меры по его минимизации.
Материал блока разделен на две темы:
5.1. Причины и механизмы нарушения формирования зубов. Роль системных и локальных инфекционных, химических и физических факторов. Принципы предупреждения адентии, неэндемической крапчатости эмали зубов и гипоплазии тканей постоянных зубов, связанной с патологией временных зубов. Причины, механизмы и способы предотвращения развития эндемической крапчатости, соседского и ятрогенного флюороза зубов; методы контроля системной фторнагрузки при использовании фторсодержащих препаратов для профилактики кариеса.
5.2. Причины и механизмы патологической убыли твердых тканей зубов. Предотвращение, диагностика, методы минимизации факторов риска убыли тканей зубов, связанного с соматической патологией и ее лечением, профессиональными, бытовыми, пищевыми, гигиеническими привычками пациентов. Значение тщательного выполнения требований, предъявляемых к выбору и осуществлению лечебно-профилактических мероприятий, для сохранения нормальной окраски тканей зуба. Выявление факторов риска травмы зубов детей различных возрастных групп, просвещение родителей и учителей в вопросах профилактики травмы зубов детей, стоматологические средства защиты зубов от спортивной травмы.
^
Цель изучения блока: формирование у студентов знаний и навыков, необходимых для просвещения родителей в отношении профилактики зубочелюстных аномалий и проведения офисной профилактики патологии прикуса.
После изучения блока студент должен знать:
механизмы формирования временного, смешанного и постоянного прикуса;
роль функций челюстно-лицевой области и других локальных воздействий в формировании прикуса;
условия для нормального формирования функций челюстно-лицевой области;
методы коррекции нарушенных функций челюстно-лицевой области;
причины формирования и методы коррекции непищевых оральных привычек;
роль локальных факторов в нарушении формирования прикуса и методы их устранения.
После изучения блока студент должен уметь:
различать норму и патологию дыхания, глотания, сосания, глотания, жевания и речи на стоматологическом приеме детей различного возраста и взрослых;
мотивировать родителей ребенка к изменению бытовых условий и поведенческих привычек, влияющих на формирование функций челюстно-лицевой области ребенка;
планировать, обучать ребенка и его родителей, проводить профилактическую и корректирующую миогимнастику для мышц челюстно-лицевой области;
планировать мероприятия первичной, вторичной и третичной профилактики кариеса с учетом их влияния на формирование прикуса;
диагностировать и устранять локальные факторы риска формирования патологии прикуса.
Учебный материал блока состоит из двух тем.
6.1. Механизмы формирования прикуса. Роль локальных механических воздействий на зубы и костные ткани в формировании прикуса. Условия для нормального формирования дыхания, глотания, жевания, речи. Роль сосания в формировании патологических непищевых оральных привычек. Нарушенные функции как причина формирования патологического прикуса. Особенности архитектоники мягких тканей полости рта и риск патологии прикуса. Кариес временных и постоянных зубов и его осложнения как факторы риска формирования патологического прикуса; выбор врачебной тактики, сохранение места при раннем удалении временных зубов.
6.2. Методы коррекции нарушенных функций челюстно-лицевой области. Миогимнастика как метод нормализации тонуса круговой мышцы рта, мышц языка и дна полости рта, мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Выбор упражнений миогимнастики для коррекции нарушенных функций. Организация урока и курса миогимнастики для пациента и для группы детей.
^
Цель изучения блока: формирование у студентов знаний и умений, необходимых для диагностики и минимизации поведенческих и оральных факторов риска возникновения заболеваний периодонта и галитоза.
После изучения блока студент должен знать:
инфекционные, локальные и системные факторы, обуславливающие развитие патологических процессов в периодонте;
стратегию минимизации факторов риска развития патологии периодонта;
методы регистрации состояния периодонта детей и взрослых;
цели, задачи, содержание профессиональной гигиены;
правила планирования курса профессиональной гигиены в соответствии с индивидуальными показаниями;
тактику формирования мотивации пациентов с факторами риска развития патологии периодонта к индивидуальному уходу за полостью рта;
методы индивидуальной ухода за полостью рта лиц с признаками патологии периодонта;
средства и методы профессионального ручного удаления зубных отложений;
средства и методы удаления зубных отложений при помощи ротационных инструментов и ультразвуковых скелеров.
инфекционные, локальные и системные факторы, обуславливающие развитие патологических процессов в периодонте;
стратегию минимизации факторов риска развития патологии периодонта;
методы регистрации состояния периодонта детей и взрослых;
цели, задачи, содержание профессиональной гигиены;
правила планирования курса профессиональной гигиены в соответствии с индивидуальными показаниями;
тактику формирования мотивации пациентов с факторами риска развития патологии периодонта к индивидуальному уходу за полостью рта;
методы индивидуальной ухода за полостью рта лиц с признаками патологии периодонта;
средства и методы профессионального ручного удаления зубных отложений;
средства и методы удаления зубных отложений при помощи ротационных инструментов и ультразвуковых скелеров;
причины, симптомы, методы предупреждения галитоза.
После изучения блока студент должен уметь:
выявлять локальные и системны факторы риска развития патологии периодонта;
планировать мероприятия, направленные на минимизацию факторов риска развития патологии периодонта;
регистрировать состояние периодонта детей и взрослых при помощи десневых и периодонтальных индексов;
планировать курс профессиональной гигиены в соответствии с индивидуальными показаниями;
мотивировать пациентов с факторами риска развития патологии периодонта к индивидуальному уходу за полостью рта;
выбирать адекватные средства, предметы и методы индивидуального ухода за полостью рта лиц с признаками патологии периодонта, обучать методам использования этих средств;
удалять зубные отложения ручными инструментами с соблюдением требований эргономики;
удалять зубные отложения при помощи ротационных инструментов и ультразвуковых скелеров;
анализировать стоматологический статус пациента с точки зрения риска развития галитоза, обучать пациентам приемам гигиенического ухода за полостью рта для устранения этих факторов.
Учебный материал блока состоит их трех тем.
7.1. Современная концепция этиологии и патогенеза развития патологии периодонта как основа первичной профилактики. Механизмы формирования периодонтопатогенных зубных отложений, их микробиология и биохимия. Роль гигиены полости рта в предупреждении культивирования анаэробной микрофлоры. Локальные факторы риска развития патологии периодонта (нарушения прикуса и архитектоники мягких тканей полости рта, кариозные разрушения зубов, ятрогенные факторы), механизмы их влияния на ткани периодонта, стратегия минимизации.
7.2. Профессиональная гигиена полости рта как основной метод профилактики наиболее распространенных заболеваний периодонта.
Базовое содержание курса профессиональной гигиены, индивидуальное планирование. Особенности мотивации лиц с риском развития патологии периодонта к стоматологической самопомощи. Средства, предметы и правила ухода за полостью рта лиц с признаками поражения периодонта. Стратегия и тактика ручного профессионального удаления зубных отложений. Машинные средства способы удаления зубных отложений. Ультразвуковые скелеры: варианты технического устройства, особенности воздействия на зубные отложения и ткани полости рта; показания и противопоказания к использованию; технология применения.
7.3. Галитоз: химическая основа патологического явления, оральные и соматические источники. Методы само- и профессиональной диагностики галитоза. Особенности гигиенического ухода за полостью рта в профилактике галитоза. Применение медикаментозных средств для профилактики галитоза.
^
Цель изучения блока: формирование у студентов знаний и умений, необходимых для организации эффективной профилактики стоматологических заболеваний на индивидуальном уровне и в группах.
После изучения блока студент должен знать:
методы определения индивидуального уровня риска развития кариеса зубов, патологии прикуса и периодонта;
правила выбора средств и методов профилактики, адекватных уровню риска развития стоматологической патологии;
принципы организации мероприятий индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний;
принципы выбора средств и методов домашней и офисной стоматологической профилактики в связи с соматической и предсуществующей стоматологической патологией.
После изучения блока студент должен уметь:
определять индивидуальный уровень риска развития кариеса зубов, патологии прикуса и периодонта;
делать адекватный уровню риска выбор средств и методов профилактики;
планировать и организовывать мероприятия индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний с учетом уровня риска развития стоматологических заболеваний, соматического и стоматологического фона.
Блока состоит из двух тем.
8.1. Тактика определения уровня индивидуального риска развития стоматологической патологии в связи с анатомо-физиологическими, возрастными, поведенческими факторами. Содержание, методы организации программы домашней и офисной профилактики в соответствии с уровнем риска.
8.2. Соматические и стоматологические заболевания как факторы, требующие модификации домашней и офисной профилактики заболеваний полости рта. Особенности выбора средств и методов для ухода за полостью рта, планирование и организация домашней и офисной профилактики патологии твердых тканей зубов, периодонта и прикуса.
^
Цель изучения блока: формирование у студентов знаний и умений, необходимых для организации и реализации мероприятий в соответствии с требованиями Национальной программы профилактики среди населения РБ.
После изучения блока студент должен знать:
цели и задачи Программы;
основные методы профилактики кариеса зубов и заболеваний периодонта, предусмотренные Программой;
перечень исполнителей Программы и их роли;
перечень профилактических мероприятий в различных возрастных группах населения;
обязанности стоматолога, работающего в государственном учреждении, по организации и реализации Программы;
обязанности стоматолога, работающего в негосударственном учреждении, по организации и реализации Программы.
После изучения блока студент должен уметь:
планировать профилактические мероприятия, предусмотренные Программой для различных возрастных групп населения;
организовывать и реализовывать профилактические мероприятия, предусмотренные Программой, в рамках служебных обязанностей врача-стоматолога государственных и негосударственных лечебно-профилактических учреждений.
При изучении блока студенты осваивают содержание Программы, применяют ее указания для практической работы на профилактическом приеме, в группах детей, беременных женщин и т.д.
перечень вопросов,
изученных студентами в курсе профилактики стоматологических заболеваний,
для применения в программах
смежных стоматологических дисциплин
Определение стоматологического статуса и выявление факторов риска стоматологических заболеваний в ходе стоматологического обследования пациента.
Организация санитарного просвещения пациентов на стоматологическом приеме.
Планирование, организация и осуществление индивидуальных и групповых программ профилактики патологии твердых тканей зубов.
Планирование, организация и осуществление индивидуальных и групповых программ профилактики патологии периодонта и галитоза.
Планирование, организация и осуществление индивидуальных и групповых программ профилактики зубочелюстных аномалий.
Требования к планированию и техническому выполнению терапевтических, ортодонтических, хирургических и ортопедических манипуляций с точки зрения первичной, вторичной и третичной профилактики патологии полости рта.
^
1.Основная и дополнительная литература
Основная литература
|
Боровский Е.В., Копейкин В.А., Колесов А.А., Шаргородский А.Г. «Стоматология». – М., 1987.
|
|
Колесов А.А. «Стоматология детского возраста». – М., 1991.
|
|
Мельниченко Э.М. «Профилактика стоматологических заболеваний». – Мн., 1990.
|
|
Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний.- Мн.: Беларусь, 2004. – 526 с.
|
Дополнительная литература
5
|
«Методы и программа профилактики стоматологических заболеваний». Серия технических докладов ВОЗ – М., 1986
|
6
|
Бальчюнене И.А., Олешкявичене Б.К. Морфологическое обоснование рациональной профилактики кариеса жевательных поверхностей// Стоматология. –1985. - №5. – С. 64-65.
|
7
|
Бондарик Е.А., Полянская Л.Н., Свириденко О.А. и соавт. Распространенность привычек питания и их взаимосвязь со стоматологическим статусом// Современная стоматология. –2000. - №3. – С.46-48.
|
8
|
Брей К. Новое в области удаления зубных отложений // Дент-Арт. – 2000. – №3. – С.13-21.
|
9
|
Воронин В.Ф. Обоснование основных направлений развития кариесологии с позиций системного подхода: Автореф. дис. … докт. мед. наук. – М., 2000. - 44 с.
|
10
|
Воропаева М.И. Взаимосвязь состояния зубочелюстной системы ребенка с особенностями антенатального периода развития: Автореф. дис. … канд. мед. наук.– М., 1998. – 28 с.
|
11
|
Григорьян А.С. Роль и место повреждения в патогенезе заболевания пародонта//Стоматология. – 1999. - №1. – С.16-20.
|
12
|
Григорьян А.С. Роль и место повреждения в патогенезе заболевания пародонта//Стоматология. – 1999. - №1. – С.16-20.
|
13
|
Дистель В.А., Сунцов В.Г., Вагнер В.Д. Пособие по ортодонтии. – М.: Медицинская книга; Н.Н: Изд-во НГМА, 2000. – 216 с.
|
14
|
Зубкова Л.П., Хорошилкина Ф.Я. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. –Киев, 1993. – 168 с.
|
15
|
Иванова Г.Г., Коноваленко О.Б., Храмцова С.В. Эффективность профилактических мероприятий в сравнительном аспекте// Институт стоматологии. – 1999. - № 3. – С.42-44.
|
16
|
Кармалькова Е.А., Кушнер А.Н. Использование местосохраняющих конструкций для предупреждения развития зубочелюстных аномалий//Современная стоматология. –2001. - №3. – С.17-23.
|
17
|
Кендельман Д. Взаимосвязь сахара, альтернативны подсластителей и частоты приема пищи с предупреждением кариеса – новые перспективы //Стоматология для всех. – 1998. - №4. – С.56-58.
|
18
|
Кисельникова К.П. Фиссурный кариес (диагностика, клиника, прогнозирование, лечение): Автореф. дис. … докт. мед. наук.– Екатерининбург, 1996. – 43 с.
|
19
|
Козел О.А. Пятнистая гипоплазия эмали зубов//Современная стоматология. – 1999. - №1. – С.13-15.
|
20
|
Козичева Т.А. Клиническое обоснование применения средств профилактики основных стоматологических заболеваний в различных возрастных группах населения: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 1991. – 24 с.
|
21
|
Колесник А.Г, Персиц М.М. Физиологические уровни суточного поступления фторида в организм человека и методика его определения по экскреции фторида с мочой у детей при внедрении системных методов фторидопрофилактики кариеса зубов: Метод. рекомендации. – М., 1996. - 22 с.
|
22
|
Концепция сохранения и укрепления здоровья населения методами и средствами гигиенического обучения и воспитания// Росс. педиатр. журн. – 1998. - №3. – С.73-78.
|
23
|
Котов Г.А., Киселева Е.Г., Абрамова А.А. Профилактика кариеса фиссур// Новое в стоматологии. –1998. - №8. – С. 3-25.
|
24
|
Кузьминская О.Ю. Профилактика кариеса зубов и гингивита у детей с использованием фторированного молока: Автореф. дис. … канд. мед. наук.– Смоленск, 2000. – 21 с.
|
25
|
Купец Т.В., Мателло С.К. Учебные программы по профилактике кариеса для детей начальной школы// Детская стоматология. –2000. - №1-2. – С. 32-38.
|
26
|
Курякина Н.В. Патология твердых тканей зубов, ее профилактика и лечение с учетом алиментарного фактора: Автореф. дис. … докт. мед. наук.– М., 1992. – 29 с.
|
27
|
Латышева С.В., Лобко С.С. Роль биологической системы полости рта в профилактике болезней периодонта// Современная стоматология. –1999. - №1. – С.9-13.
|
28
|
Лебедева Г.К. Эрозия твердых тканей зуба//МРЖ «Стоматология. –1991. - №4. – С.10-12
|
29
|
Левицкий А.П., Мизина И.К. Зубной налет. - Киев: Здоров'я, 1987.– 80 с.
|
30
|
Леонтьев В.К., Петрович Ю.А.. Биохимические методы исследования в клинической и экспериментальной стоматологии: Методическое пособие. – Омск, 1976. – 80с.
|
31
|
Леус П.А. Жевательные резинки стоматологическое здоровье//Современная стоматология. – 1998. - №4. – С.2-6.
|
32
|
Леус П.А., Лобко С.С, Эффективность профессиональной гигиены полости рта в профилактике болезней периодонта//Клиническая стоматология. - №3. – С. 70-73.
|
33
|
Леус П.А., Михайлов А.С., Борисенко Л.Г. Некоторые методы прогнозирования кариеса и индексной диагностики болезней пародонта: Метод. рекомендации. – Мн., 1992.- 44 с.
|
34
|
Лобко С.С., Казеко Л.А., Юдина Н.А. Мотивация больного с заболеваниями периодонта: Учебно-методическое пособие. – Мн., 1998. – 42 с.
|
35
|
Лукиных Л.М., Кузина Ю.Г. К вопросу о мотивации на уход за полстью рта//Актуальные вопросы стоматологии. – Нижний Новгород, 1998 – С.18-20.
|
36
|
Луцкая И.К. и соавт. Возрастные обоснования метода профилактики кариеса: Метод. рекомендации. – М., 1999. - 15 с.
|
37
|
Маркова А.Н. Новые подходы к гигиеническому воспитанию населения в условиях поликлиники// Здравоохр. Рос. Федерации. – 1998. - №2. – С.28-31.
|
38
|
Мельниченко Э. М., Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Системное применение фторидов в профилактике кариеса зубов. – Мн.: МГМИ, 1999. – 158 с.
|
39
|
Мельниченко Э.М., Попруженко Т.В., Кармалькова Е.А., Яцук А.И.. «Современные технологии профилактики кариеса ямок и фиссур зубов: герметизация и профилактическое пломбирование». - Мн., 1998.
|
40
|
Мельниченко Э.М., Терехова Т.Н. Профилактика стоматологических заболеваний у детей раннего возраста: Метод. рекомендации. – Мн., 1989. - 24 с.
|
42
|
Мельниченко Э.М., Терехова Т.Н., Попруженко Т.В., Шугля Л.В. «Фтор в профилактической стоматологии». – Мн., 1997. – 20 с.
|
43
|
Методы и программы профилактики основных стоматологических заболеваний. - ВОЗ, 1986. – 46с.
|
44
|
Микробиология и иммунология в стоматологии/ Под ред. проф. Л.Б.Борисова. – Ленинград, 1987. - 125 с..
|
45
|
Мониторинг и оценка оздоровления полости рта. – ВОЗ, 1991. – 73 с.
|
46
|
Недосеко Н.Е., Питаева А.Н. О роли некоторых свойств пищевых углеводов при ретенции их в полости рта // Новые методы лечения и профилактики в стоматологии. – Омск, 1984. – С.15-19.
|
47
|
Овруцкий Г.Д., Водолацкий М.П., Водолацкая А.М.. Прогнозирование и дозонологическая диагностика кариеса зубов. - Ставрополь,1990. – 72 c
|
48
|
Окушко В.П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками, и их лечение. – М., 1975. – 110 с.
|
49
|
Организация гигиенического обучения и воспитания детей и подростков в программах комплексной профилактики стоматологических заболеваний: Метод. рек. – М., 1991. – 57 с.
|
50
|
Падалка И.А, Клинико-патогенетические аспекты кариеса и обоснование его профилактики у детей при кариесогенной ситуации: Автореф. дис. … докт. мед. наук.– Полтава, 1992. – 32 с.
|
51
|
Парпалей Е.А., Лепорская Л.Б., Савчук Н.О. Профессиональная и персональная гигиена ротовой полости как метод профилактики стоматологических заболеваний// Современная стоматология. –1999. - №4. – С.63-67.
|
52
|
Пахомов Г.Н. «Первичная профилактика в стоматологии». - М., 1982.
|
53
|
Пилат Е.Л. Местное кариеспрофилактическое действие продуктов питания//Вопросы питания. – 1988. - №1. – С.9-12.
|
54
|
Пилат Т.Л., Прокушева О.А. Химические средства профилактики зубных отложений// Стоматология. –1987. - №2. – С. 89-91.
|
55
|
Пилат Т.Л., Фатахов Ю.Б. Кинетика формирования минерализованных зубных отложений//Стоматология. – 1988. - №3. – С.11-14.
|
56
|
Поллард М.А., Дуггал М.С. Стратегии в профилактике кариеса. – ILSI, Belgium,1995/ - 25p.
|
57
|
Попруженко Т.В., Терехова Т.Н., Кленовская М.И. «Мягкие зубные отложения: свойства, методы оценки и снижения кариесогенной активности». - Мн., 2003.
|
58
|
Попруженко Т.В., Терехова Т.Н., Шаковец Н.В. «Современные методы и средства индивидуальной гигиены полости рта». - Мн., 2003.
|
59
|
Рациональное питание и предупреждение хронических заболеваний. – ВОЗ, 1998. – 208 153 с.
|
60
|
Рединова Т.Л. Углеводный фактор в патогенезе кариеса зубов: Автореф. дис. … докт. мед. наук.– М., 1991. – 39 с.
|
61
|
Рединова Т.Л., Поздеев А.Р. Клинические методы исследования слюны при кариесе зубов: Метод. рекомендации для субординаторов, интернов и врачей-стоматологов. - Ижевск, 1994. - С.24.
|
62
|
Руководство по ортодонтии / Под редакцией проф. Ф.Я.Хорошилкиной. – М., 1999.
|
63
|
Румянцев В.А. Закономерности кислотно-основных процессов в полости рта и межзубных промежутках: Автореф. дис. … докт. мед. наук.– М.,1999. – 44 с.
|
64
|
Самоделкина В. Я. Система гигиенического воспитания взрослого населения в профилактики воспалительных заболеваний периодонта: Автореф. дис. … канд. мед. наук.– Пермь, 1991. – 25 с.
|
65
|
Сеферян Н.Ю. Клиника и комплексное лечение парафункций жевательной, мимической мускулатуры и мышц языка: Автореф. дис. … канд. мед. наук.– Тверь, 1997. – 19 с.
|
66
|
Стерилизация на практике// Квинтэссенция. – 1996. - №1. – С.12-15.
|
67
|
Стоматоловалеология и здоровье подрастающего поколения// Детская стоматология. –2000. - №1-2. – С.11-16.
|
68
|
Страха М. Пародонтология 2000. Этиопатогенез заболеваний периодонта // Новое в стоматологии. –2000. - №4 (спец. выпуск) – С. 36-48.
|
69
|
Сунцов В.Г., Гонцова Э.Г. Влияние факторов онтогенеза на формирование кислотоустойчивости или кислотоподатливости эмали детских зубов// Стоматология. – 1988. - №4. – С.70-72.
|
70
|
Сунцов В.Г., Леонтьев В.К., Дистель В.А. Первичная стоматологическая профилактика кариеса у детей. – Омск, 1997. – 315 с.
|
71
|
Суражев Б.Ю. Критерии определения размеров десны, мелкого преддверия полости рта и уровня прикрепления уздечек губ// Труды VI съезда СтАР. – М., 2000. – С.251-253.
|
72
|
Улитовский С.Б. Зубные пасты. – С.-П., 2001. – 115 с.
|
73
|
Улитовский С.Б. Практическая классификация жидких средств гигиены полости рта//Пародонтология. – 1999. - №1. – С 37-38.
|
74
|
Улитовский С.Б. Эволюция зубной щетки // Новое в стоматологии. –1999. - №9. – С. 30 – 34.
|
75
|
Уракова Е.В. Морфо-функциональная оценка языка и ее клиническое значение: Автореф. дис. … канд. мед. наук.– Казань, 1998. – 23 с.
|
76
|
Ушаков Р.В., Царев В.Н. Проблема выбора антисептика в стоматологии// Стоматология для всех. –1998. - №4. – С. 50-51.
|
77
|
Фолкнер Ф. Предупреждение в детском возрасте состояний, приводящих к заболеваниям взрослых. – ВОЗ, 1982. – 87 с.
|
78
|
Хельвиг Э., Климек И., Аттин Т. Терапевтическая стоматология: пер. с нем. – Львов: Галдент, 1999. – 409 с.
|
79
|
Хоменко Л.А., Биденко Н.В., Остапко Е.И., Шматко В.И.. Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта. – К.: Книга плюс, 2001. – 208 с.
|
80
|
Хуснутдинов В.В. Индивидуализированная профилактика кариеса у детей: Автореф. дис. … канд. мед. наук.– Краснодар, 1992. – 20 с.
|
81
|
Цимбалистов А.В., Соболева Т.Ю. Особенности гигиены полости рта при наличии зубных протезов и ортодонтических конструкций// Труды VI съезда СтАР. – М., 2000. – С.98-107.
|
2.Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам.
-
2.1
|
методические разработки к практическим занятиям для студентов и преподавателей;
|
2.2
|
методические рекомендации для самоподготовки студентов;
|
2.3
|
наборы слайдов к темам занятий;
|
2.4
|
наборы фотографий к темам занятий;
|
2.5
|
наборы схем и таблиц к практическим занятиям по профилактике стоматологических заболеваний;
|
2.6
|
набор схем и таблиц к лекциям по профилактике стоматологических заболеваний;
|
2.7
|
набор моделей челюстей к практическим занятиям по профилактике стоматологических заболеваний;
|
2.8
|
набор аппаратов для миогимнастики к практическим занятиям по профилактике стоматологических заболеваний
|
2.9
|
учебный фильм «Урок гигиены».
|
|