|
Скачать 342.53 Kb.
|
![]() СоставителИ: И.В.Токаревич, заведующий кафедрой ортодонтии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; Н.В.Корхова, доцент кафедры ортодонтии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Витебский ордена Дружбы народов государственный медицинский университет»; М.Е.Зорич, заведующая кафедрой детской стоматологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой ортодонтии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 4 от 20.10.2010 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 4 от 22.12.2010 г.); Секцией по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 1 от 23.12.2010 г.) ^ Ортодонтия – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, профилактике и лечении аномалий и деформаций зубочелюстной системы. Изучение дисциплины «Ортодонтия» позволяет овладеть знаниями о причинах и механизмах развития зубочелюстных аномалий и деформаций, методах их диагностики, профилактики и лечения, что является необходимым условием для успешного усвоения таких дисциплин, как «Терапевтическая стоматология», «Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология», «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний», «Ортопедическая стоматология», «Коммунальная стоматология». В основу данной программы положены следующие нормативные документы:
Настоящая типовая учебная программа включает новейшие научные данные о методиках диагностики, профилактики и лечения аномалий и деформаций зубочелюстной системы. Содержание данной программы отличается от предыдущих программ введением новых тем лекций и практических занятий, включающих современные разработки в области ортодонтии. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения ортодонтии состоит в приобретении студентами научных знаний об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, профилактике и лечении аномалий и деформаций зубочелюстной системы, а также в подготовке врачей-специалистов, обладающих основами клинического мышления, способных провести обследование, поставить и обосновать ортодонтический диагноз, составить план лечения пациентов с патологией зубочелюстной системы в различные периоды формирования прикуса, и владеющих основными мануальными навыками при проведении ортодонтического лечения. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет знание:
Преподавание и успешное изучение ортодонтии осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Химические элементы и их соединения. Химические реакции. Свойства металлов и их сплавов, пластмассы. Биоорганическая химия. Неорганические и органические химические соединения. Элементы аналитической химии, синтез и модификация полезных химических соединений. ^ Медицинские приборы и аппаратура, используемые в стоматологии. Устройство и назначение медицинской аппаратуры, правила техники безопасности работы с электрическими приборами. Рентгеновское излучение и его биофизические механизмы действия. Лазерное излучение, его свойства. Основные понятия механики: внешние и внутренние силы, продольные и поперечные силы, напряжение и деформация, статические и динамические нагрузки. Основы медицинской статистики и информатики. ^ Биологические основы жизнедеятельности человека. Основные закономерности эмбрионального развития человека. Критические периоды развития организма и тератогенез. Наследственность и изменчивость. Эволюция челюстно-лицевой области. Биологические аспекты экологии человека. ^ Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Биохимический состав слюны, обмен фтора, кальция, фосфора в организме. Роль и функция витаминов. ^ Практическое владение грамматикой и принципами словообразования. Знание значений латинских и греческих словообразовательных элементов и определенного минимума специальной терминологии на латинском языке. ^ Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма. Международная анатомическая терминология. ^ Развитие и гистологическое строение зуба и других органов зубочелюстной системы. Гистологическая и функциональная характеристика тканей зуба, периодонта и слизистой оболочки полости рта. ^ Организм и его защитные системы. Принципы формирования и регуляции физиологических функций. Физиологическая роль и значение жевательного аппарата, и его влияние на пищеварение и состояние желудочно-кишечного тракта в целом. Основы биомеханики. ^ Этиология. Учение о патогенезе. Болезнетворное воздействие факторов внешней среды (биологические факторы, вирусы, бактерии, простейшие). Роль реактивности организма в патологии. Аллергическая реактивность организма. Фармакология. Фармакодинамика лекарственных средств. Принципы действия лекарственных веществ. Побочное и токсическое действие лекарственных веществ. Вещества, влияющие на процессы воспаления и аллергии. Противомикробные и противопаразитарные средства: антисептические, дезинфицирующие, химиотерапевтические. Оториноларингология. Взаимосвязь заболеваний органов полости рта, лица, челюстей с патологией ЛОР-органов. Роль функций дыхания, глотания и речеобразования на формирование зубочелюстной системы. ^ . Биология полости рта (строение зуба, окружающих тканей, состав и биологическая роль слюны), анатомо-физиологические особенности строения жевательного аппарата, вопросы биомеханики, окклюзии и артикуляции. Оснащение и оборудование стоматологического кабинета. Инструменты для клинического обследования и стоматологических манипуляций. Основные и дополнительные методы исследования пациента (диагностика). Семиотический анализ выявленных при этом признаков болезни. Клиническое материаловедение и лабораторная техника (методика изготовления протезов и различных ортопедических аппаратов). ^ Особенности психоэмоционального статуса детей, находящихся на лечении у стоматолога. Общие принципы лечения заболеваний твердых тканей зубов, периодонта, слизистой оболочки полости рта и их особенности у детей. Особенности проведения хирургических стоматологических манипуляций у детей. Реабилитация детей с врожденными пороками развития и травмами челюстно-лицевой области. ^ Обследование стоматологических пациентов. Получение оттисков, отливка рабочих моделей из гипса. Клинические особенности припасовки, коррекции и фиксации съемных и несъемных ортопедических конструкций. Механизмы адаптации к протезам. ^ Классификация кариеса, пульпита, апикального периодонтита, маргинального периодонтита. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Заболевания слизистой оболочки полости рта: классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Некариозные поражения твердых тканей зубов: этиология, клиника, диагностика и лечение, профилактика. ^ Типовая учебная программа дисциплины представлена четырьмя разделами ортодонтии: 1. Основы ортодонтии – раздел предклинической ортодонтии, включающий в себя освоение технологии снятия оттисков, изготовления рабочих и диагностических гипсовых моделей челюстей, одночелюстных ортодонтических аппаратов, изучение антропометрических методов диагностики зубочелюстных аномалий, общие представления о диагностике зубочелюстных аномалий. 2. Общая ортодонтия – раздел клинической ортодонтии, включающий в себя изучение общих принципов диагностики и лечения зубочелюстных аномалий. 3. Частная ортодонтия – раздел клинической ортодонтии, включающий в себя изучение этиологии, патогенеза, методов диагностики, лечения и профилактики основных нозологических форм аномалий зубочелюстной системы. 4. Специальные вопросы ортодонтии – раздел клинической ортодонтии, включающий в себя изучение особенностей реабилитации пациентов с врожденными расщелинами челюстно-лицевой области, общих принципов лечения зубочелюстных аномалий мультибондинг системой, а также применение новых ортодонтических аппаратов для профилактики и лечения зубочелюстных аномалий. ^ Студент должен знать:
уметь:
^ При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины – лекции и практические занятия. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий, видеофильмов, диагностических моделей), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Практические занятия со студентами проводятся в учебно-лечебных кабинетах, где развернуты индивидуальные рабочие места для студентов академической группы. Студенты учатся формулировать и правильно вносить в «Стоматологическую амбулаторную карту» медицинскую информацию – диагностические данные, клинический ортодонтический диагноз, план лечения и данные динамического наблюдения стоматологического пациента. Рекомендуется вести индивидуальный учет приобретенных мануальных навыков в специальном дневнике студента. Практическая подготовка обеспечивается также решением ситуационных задач, участием студентов в клиническом разборе и приеме пациентов во время практических занятий и клинических консультаций. Студентов знакомят с техническими приемами, безопасными условиями труда и особенностями работы при использовании стоматологического оборудования. В соответствии с современными международными этическими и деонтологическими нормами обследование и лечение стоматологических пациентов проводится с участием студентов. Самостоятельная работа студентов организуется во время внеаудиторной работы. Организация самостоятельной работы студентов рекомендуется в формах:
Контроль подготовки, качества обучения рекомендуется осуществлять при устном опросе и (или) выполнении студентами письменных контрольных заданий (в том числе тестовых) на учебных занятиях. На первом и последнем занятиях каждого семестра проводится контроль уровня знаний студентов при помощи компьютерного тестирования. Форма текущей аттестации – зачеты в 7, 9 семестрах, экзамен в 8 семестре. Итоговая аттестация – государственный экзамен по специальности 1-79 01 07 «Стоматология», который включает учебную дисциплину «Ортодонтия». Распределение бюджета учебного времени по семестрам
^
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОго материала
Ортодонтия как раздел стоматологии, цель, задачи. История развития специальности. Направления развития ортодонтии, организация ортодонтической помощи в Республике Беларусь. Организация работы и материально-техническое оснащение ортодонтического кабинета, отличия от ортопедического. Ортодонтический инструментарий.
Классификация оттискных материалов. Требования, предъявляемые к оттискным материалам. Техника получения оттисков современными материалами. Особенности получения оттисков у детей. Виды оттискных материалов, применяемых на детском приеме. Рабочие модели челюстей: назначение, требования, техника изготовления.
Эстетика лица, методы изучения эстетики лица. Антропометрические точки в области головы и лица, место их расположения. Вертикальные и горизонтальные параметры головы и лица. Индексная оценка соотношения параметров головы и лица. Угловые параметры лица. Оценка профиля лица: эстетическая плоскость Риккетса, разновидности профиля лица по Ф.Я. Хорошилкиной. Оценка формы лица. Диагностические модели челюстей: назначение, требования, техника изготовления. Методы изучения размеров коронок временных и постоянных зубов, оценка результатов. Измерение диагностических моделей челюстей по методам Л.П. Зубковой, Нансе, Пона, Коркхауза, Шмудта, Герлаха, Н.Г. Снагиной, Болтона, Литтла, Меррифилда, Джонстона-Танака, Мойерса. Геометрически-графический метод Хаулея-Гербера-Гербста. Интерпретация результатов измерения диагностических моделей. Автоматизированные методы изучения диагностических моделей челюстей.
Классификация ортодонтических аппаратов по Ю.М.Малыгину. Виды и раскладка сил при применении ортодонтических аппаратов. Виды перемещения зубов. Способы фиксации ортодонтических аппаратов. Анатомическая ретенция и адгезия. Виды опоры, применяемые в ортодонтических аппаратах.
Общие представления о конструкции ортодонтических аппаратов. Проволока, применяемая в ортодонтии: состав, свойства. Кламмера: назначение, виды, составные части, принцип действия. Особенности изготовления круглого кламмера и кламмера Адамса. Вестибулярные дуги: назначение, виды, составные части, принцип действия. Особенности изготовления вестибулярных дуг с двумя полукруглыми изгибами, двойными полукруглыми изгибами и рукообразными захватами, М-образными изгибами. Пружины: назначение, виды, составные части, принцип действия. Особенности изготовления змеевидной пружины, пружины с завитком. Факторы, обуславливающие действие пружин. Особенности установки проволочных элементов в базис ортодонтического аппарата.
Базис ортодонтического аппарата: границы, особенности моделировки. Клинико-лабораторные этапы изготовления одночелюстных и двучелюстных ортодонтических аппаратов. Методы изготовления ортодонтических аппаратов: горячая, холодная и пневмо-вакуумная полимеризация. Особенности изготовления ортодонтических коронок и колец.
Ортодонтические винты: назначение, виды, конструктивные особенности. Винты для перемещения отдельных зубов и их групп. Винты для влияния на форму зубного ряда. Винты для одномоментного удлинения и расширения верхнего зубного ряда. Винты для межчелюстного воздействия. Особенности установки винтов в базис ортодонтического аппарата.
Понятие о норме и патологии в ортодонтии. Норма прикуса в различные периоды его формирования. Общие представления о диагностике зубочелюстных аномалий. Определение понятия норма, средняя норма, индивидуальная средняя норма, целостная норма, морфо-функциональный и эстетический оптимум. Индексная оценка нарушений строения зубочелюстной системы. Основы ортодонтической терминологии. Системный подход к диагностике в ортодонтии. Классификация зубочелюстных аномалий Э. Энгля. Клинико-морфологическая классификация зубочелюстных аномалий Д.А. Калвелиса. Классификация аномалий окклюзии Л.С. Персина. Схема постановки клинического ортодонтического диагноза по Ф.Я. Хорошилкиной.
Клинический метод обследования в ортодонтии: статическое и динамическое, функциональное исследование. Функциональная проба по Ильиной-Маркосян, клиническая проба Эшлера-Битнера. Функциональный метод диагностики зубочелюстных аномалий. Миотонометрия и электромиография мышц челюстно-лицевой области: показания к проведению, методика, интерпретация полученных результатов. Изучение жевательной эффективности.
Рентгенологические методы диагностики нарушений строения зубочелюстной системы. Внутриротовая рентгенография зубов, срединного небного шва. Ортопантомография челюстей. Телерентгенография лицевого скелета. Рентгенография кисти руки, определение стадий роста лицевого скелета. Показания к применению, особенности проведения рентгенологических методов в ортодонтии. Рентгенологические методы изучения височно-нижнечелюстного сустава. Автоматизированные методы исследования зубочелюстной системы пациента.
Методы лечения зубочелюстных аномалий: определение, показания к применению в различные периоды формирования прикуса. Общие принципы лечения зубочелюстных аномалий в зависимости от возраста пациента и степени выраженности патологии. Применение миотерапии в ортодонтии. Цель, задачи и общие правила проведения миотерапии. Назначение миотерапии при различных видах патологии прикуса.
Аппаратурный метод лечения зубочелюстных аномалий: показания к проведению. Классификация ортодонтических аппаратов по назначению, принципу действия, способу и месту действия, способу фиксации, месту расположения, виду опоры, конструкции. Съемные и несъемные механически действующие аппараты: дуга Энгля, аппарат Герлинга-Гашимова, мультибондинг-система, аппараты для дистализации моляров, аппараты для раскрытия срединного небного шва, небные пружины. Функционально-направляющие ортодонтические аппараты: аппарат Рейхенсбаха-Брюкля, пластинки с окклюзионными накладками и накусочной площадкой. Особенности действия, конструкции. Показания к применению в зависимости от возраста и вида ортодонтической аномалии.
Функционально-действующие ортодонтические аппараты: стандартные и индивидуальные вестибулярные пластинки, преортодонтические трейнеры, ЛМ-активаторы, миобрейсы, регуляторы функций Френкеля, активаторы и бионаторы. Особенности действия, конструкции, применение. Показания к применению различных конструкций функционально-действующих ортодонтических аппаратов в зависимости от возраста и вида ортодонтической аномалии. Ортодонтические аппараты комбинированного действия: особенности действия, конструкции, применение.
Показания к проведению комплексного метода лечения зубочелюстных аномалий. Компактостеотомия: показания к применению, особенности проведения. Пластика уздечек верхней и нижней губ, языка, преддверия полости рта. Ортодонтические показания к проведению. Создание доступа к коронке зуба, задержавшегося в прорезывании: показания к проведению, особенности вытяжения ретенированных зубов. Метод Хотца (последовательное серийное удаление зубов): достоинства и недостатки, показания к применению. Абсолютные и относительные ортодонтические показания к удалению постоянных зубов.
Показания к протезированию в периоды временного, смешанного и постоянного прикуса. Виды съемных и несъемных ортопедических конструкций, применяемых в детском возрасте. Особенности изготовления и применения частичных съемных протезов в детской практике. Особенности подготовки временных и постоянных зубов к фиксации несъемных ортопедических конструкций.
Аномалии структуры твердых тканей и формы зубов. Этиология, клиника, диагностика, методы лечения. Аномалии размеров зубов: макродентия (абсолютная и относительная) и микродентия. Аномалии сроков прорезывания зубов: раннее прорезывание и анэрубция (задержка прорезывания) зубов. Этиология, клиника, диагностика, методы лечения. Аномалии количества зубов: гипердонтия (сверхкомплектные зубы), гиподонтия, адентия. Аномалии положения зубов в зубном ряду в трех взаимоперпендикулярных плоскостях. Этиология, клиника, диагностика, методы лечения. Ортодонтические аппараты для нормализации положения зубов в различные периоды формирования прикуса. Ошибки и осложнения.
Аномалии зубных рядов в сагиттальной (удлинение и укорочение зубных рядов), вертикальной (зубоальвеолярное удлинение и зубоальвеолярное укорочение) и горизонтальной (сужение и расширение зубных рядов) плоскостях. Этиология, клиника, диагностика, методы лечения. Ортодонтические аппараты для нормализации формы зубных рядов в различные периоды формирования прикуса. Ошибки и осложнения.
Этиология дистального прикуса: аномалии развития и деформации зубов, зубных рядов, челюстных костей и заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, приводящие к формированию патологии. Основные клинические признаки и морфологические нарушения при дистальном прикусе. Диагностика и лечение в зависимости от периода формирования прикуса. Исходы ортодонтического лечения, ошибки и осложнения.
Этиология мезиального прикуса: аномалии развития и деформации зубов, зубных рядов, челюстных костей и заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, приводящие к формированию патологии. Основные клинические признаки и морфологические нарушения при мезиальном прикусе. Диагностика и лечение в зависимости от периода формирования прикуса. Исходы ортодонтического лечения, ошибки и осложнения.
Этиология глубокого прикуса: аномалии развития и деформации зубов, зубных рядов, челюстных костей, приводящие к формированию патологии. Основные клинические признаки и морфологические нарушения при глубоком прикусе. Диагностика и лечение в зависимости от периода формирования прикуса. Исходы ортодонтического лечения, ошибки и осложнения.
Этиология открытого прикуса: аномалии развития и деформации зубов, зубных рядов, челюстных костей и заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, приводящие к формированию патологии. Основные клинические признаки и морфологические нарушения при открытом прикусе. Диагностика и лечение в зависимости от периода формирования прикуса. Исходы ортодонтического лечения, ошибки и осложнения.
Этиология перекрестного прикуса: аномалии развития и деформации зубов, зубных рядов, челюстных костей и заболевания височно-нижнечелюстного сустава, приводящие к формированию патологии. Основные клинические признаки и морфологические нарушения при перекрестном прикусе. Виды перекрестного прикуса, дифференциальная диагностика. Лечение в зависимости от вида патологии и периода формирования прикуса. Исходы ортодонтического лечения, ошибки и осложнения.
Этиология и патогенез врожденных пороков развития челюстно-лицевой области. Классификация врожденных расщелин челюстно-лицевой области. Этапы реабилитации детей с врожденными изолированными расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба. Роль врача-ортодонта в восстановлении зубочелюстной системы пациентов с такой патологией.
Классификация врожденных расщелин челюстно-лицевой области. Этапы реабилитации детей с врожденными сквозными расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба. Роль врача-ортодонта в восстановлении зубочелюстной системы пациентов с такой патологией.
Показания и противопоказания к протезированию дефектов зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков и челюстей в различные периоды формирования прикуса. Степени разрушения зубочелюстной системы и тактика протезирования детей и подростков. Виды съемных и несъемных ортопедических конструкций, применяемых в детском возрасте. Особенности изготовления и применения частичных съемных протезов в детской практике. Особенности изготовления и применения временных и постоянных коронок. Особенности подготовки временных и постоянных зубов к фиксации несъемных ортопедических конструкций.
Морфологические и функциональные нарушения зубочелюстной системы при ранней потере временных зубов у детей. Показания к проведению контроля места в зубном ряду. Местосохраняющие аппараты: виды, конструктивные особенности, показания к применению. Управление пространством в зубном ряду: показания и тактика проведения, выбор конструкции аппаратов.
Мультибондинг системы (МБС): виды, показания и противопоказания к применению, составные части. Способы фиксации брекетов на зубах. Отличительные особенности мультибондинг систем от съемных ортодонтических аппаратов. Ключи окклюзии по Л.Эндрюсу.
Этапы проведения лечения зубочелюстных аномалий с применением мультибондинг системы. Последовательность смены проволочных дуг при применении МБС. Первый и второй этапы лечения: выбор опоры и выравнивание зубов по уровню и в ряд. Особенности проведения. Возможные ошибки. Третий и четвертый этапы лечения зубочелюстных аномалий с применением мультибондинг системы: вертикальный контроль положения зубов, закрытие сагиттальной щели и промежутков между зубами. Особенности выбора опоры, дуг. Способы нормализации сагиттального соотношения зубных рядов. Бесколебательное перемещение зубов и механизм скольжения. Пятый этап лечения зубочелюстных аномалий с применением мультибондинг системы: конечные мероприятия. Рецидивы зубочелюстных аномалий: причины, мероприятия по минимизации вероятности возникновения рецидивов. Ретенционные аппараты: виды, показания к применению. Ретенция результатов лечения в зависимости от вида ортодонтической патологии.
Преортодонтические трейнеры, ЛМ-активаторы, миобрейсы: показания и противопоказания к применению, конструктивные особенности, особенности применения. Лингвальные брекеты: показания и особенности применения. Использование микроимплантатов при ортодонтическом лечении. Лицевые маски: виды, показания к применению. Алигнеры (позиционеры): показания и особенности применения. ^ Литература Основная:
Дополнительная:
Оглавление ![]() |
![]() |
Ю. П. Чернявский, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии Учреждения образования Витебский Т. Н. Терехова, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский... |
![]() |
Заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии с курсом факультета повышения квалификации Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой В. И. Шебеко, заведующий кафедрой патологической физиологии Учреждения образования «Витебский государственный... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой В. С. Куницкий, заведующий кафедрой оториноларингологии Учреждения образования «Витебский государственный... |
![]() |
Содержание программы квалификационные требования к врачу-инфекционисту Декан лечебного факультета учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов... |
![]() |
Ук, профессор В. П. Подпалов Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,... |
![]() |
К, профессор В. П. Подпалов Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,... |
![]() |
К, профессор В. П. Подпалов Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,... |
![]() |
К, профессор В. П. Подпалов Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,... |
![]() |
Инструкция по применению учреждение разработчик: учреждение образования «Витебский государственный |