|
Скачать 0.49 Mb.
|
![]() СоставителИ: Т.Н.Терехова, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; Н.В.Шаковец, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Л.П.Белик, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Т.В.Попруженко, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Т.Г.Белая, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; А.К.Корсак, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра детской стоматологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»; Ю.П.Чернявский, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии Учреждения образования «Витебский ордена Дружбы народов государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 2 от 28.10.2009 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 4 от 23.12.2009 г.); Секцией по специальности 1-79 01 07 Стоматология Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 2 от 28.12.2009 г.) Пояснительная записка Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по диагностике, лечению и профилактике стоматологических заболеваний у детей. Диагностика заболеваний, как и выбор методов лечения патологических процессов челюстно-лицевой области в детском возрасте имеет особенности. Знание и учет этих отличий обеспечивает своевременное и правильное распознавание, выбор врачем-стоматологом адекватных методов лечения и профилактики стоматологических заболеваний. Профилактика стоматологических заболеваний в настоящее время стала ведущим направлением в стоматологии, что отражено программой профилактики кариеса зубов и заболеваний периодонта среди населения Республики Беларусь (приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь №375 от 30 сентября 1998г.) Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Настоящая типовая учебная программа включает новейшие научные данные по профилактике основных стоматологических заболеваний, детской терапевтической стоматологии, поликлинической и госпитальной детской хирургической стоматологии. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. В данной типовой учебной программе, в отличие от предыдущей, учтен международный опыт (в частности, со стандартами Европейской Академии детской стоматологии и стандартами оказания стоматологической помощи детям в США, июнь 2007). Цель преподавания и изучения дисциплины «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» состоит в приобретении студентами знаний, умений, которые обеспечивают формирование профессиональной компетенции, а также необходимый уровень стоматологической помощи детям. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в формировании клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Основные физико-химические свойства стоматологических материалов. Основные механические характеристики зуба, мышечной и костной ткани. Основные понятия о функциональных и патологических динамических статических нагрузках на ткани зубов, реставрации, периодонте. Свойства рентгеновского и лазерного излучения. ^ Биохимия твердых тканей зуба и челюстей. Биохимический состав слюны, обмен фтора, кальция, фосфора в организме. Роль и функция витаминов. ^ Основные закономерности эмбрионального развития человека. Критические периоды развития организма и тератогенез. Клинические проявления генетической патологии челюстно-лицевой области. Эволюция челюстно-лицевой области. ^ Анатомическая терминология. Строение верхней и нижней челюстей. Строение зуба. Развитие мышц лица, шеи, зубной, альвеолярной и базальной дуг. Строение и функции периодонта. Височно-нижний челюстной сустав: строение, функции. Твердое/мягкое небо: строение, формы. Возрастные различия в анатомии органов полости рта. ^ Развитие лица и зубочелюстной системы. Общая морфологическая характеристика зубов (эмаль, дентин, пульпа, периодонт, цемент). Маргинальный периодонт: его строение, клеточный состав. Зубная альвеола: строение, функциональная характеристика. Слизистая оболочка полости рта: гистохимическая и функциональная характеристика. ^ Назначение медицинского инструментария. Препарирование и реставрация твердых тканей зуба. Инструменты, материалы и методы для эндодонтического лечения зубов. ^ Функциональная характеристика органов и тканей челюстно-лицевой области. Микробиология, вирусология, иммунология. Микрофлора полости рта; биоценоз над- и поддесневой дентальной биопленки. Специфические и неспецифические факторы защиты органов полости рта. Методы диагностики микробных, грибковых и вирусных заболеваний. ^ Патоморфология заболеваний зубов, периодонта, костной ткани и слизистой оболочки полости рта. Патологическая физиология. Общее учение о врожденных пороках. Основы патологических процессов, протекающих в эмали, дентине, цементе, периодонте, кости, слизистых оболочках. Фармакология. Лекарственные препараты при лечении заболеваний кариеса, пульпы, периодонта, слизистой оболочки полости рта у детей. Местная анестезия, седация, премедикация, общее обезболивание. ^ Этиология, патогенез, клиника, классификация, диагностика, лечение некариозных заболеваний твердых тканей зуба кариеса, пульпита, апикального периодонтита, гингивита и маргинального периодонтита, заболеваний слизистой оболочки полости рта. ^ Методы местного обезболивания в челюстно-лицевлой области. Одонтогенные воспалительные заболевания, травма, доброкачественные и злокачественные опухоли, патология слюнных желез, актиномикоз челюстно-лицевой области: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Педиатрия. Заболевания внутренних органов у детей. Аллергические заболевания. Болезни крови и кроветворных органов. Гиповитаминозы. ^ Методы и техника рентгенологического исследования челюстей, височно-нижнечелюстного сустава. Оториноларингологя. Взаимосвязь дыхания, глотания, речеобразования при формировании зубочелюстной системы. Взаимосвязь стоматологических заболеваний с патологией ЛОР-органов. ^ Особенности психологии детей и подростков. Инфекционные болезни. Инфекционные заболевания у детей у детей с проявлениями в полости рта, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. ^ Методы изучения распространенности стоматологических заболеваний. Основы планирования стоматологической помощи. Принципы организации стоматологической лечебно-профилактической помощи. Организация экспертизы временной нетрудоспособности. Финансирование учреждений здравоохранения стоматологического профиля. Дерматовенерология. Дерматовенерические заболевания с проявлениями в полости рта: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. ^ «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» состоит из трех разделов: «Профилактика стоматологических заболеваний», «Детская терапевтическая стоматология» и «Поликлиническая и госпитальная детская хирургическая стоматология». ^ Студент должен знать:
уметь:
^ При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы самостоятельной управляемой работы студентов. Самостоятельная работа студентов включает:
Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Студентов знакомят с международными и отечественными юридическими и этическими нормами, важными для проведения стоматологического обследования и лечения детей. К практической работе допускаются студенты, освоившие правила безопасных методов и приемов работы при оказании стоматологической помощи детям. На практических занятиях студенты решают ситуационные задачи, проводят сбор анамнеза и стоматологическое обследование пациента, обучаются методам профилактики и диагностики, овладевают основными мануальными навыками лечения стоматологических заболеваний у детей. Студенты учатся представлять полученные данные в виде записей в истории болезни, обосновывать и формулировать диагноз, составлять план лечебно-профилактических мероприятий и регистрировать его выполнение. Контроль подготовки студентов рекомендуется осуществлять путём устного опроса, проверки выполнения письменных тестовых заданий, решения ситуационных задач в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачетов и экзамена с использованием компьютерного тестового контроля знаний студентов. Итоговая аттестация – государственный экзамен. Распределение бюджета учебного времени по семестрам
Примерный тематический план
Содержание учебного материала ^ Понятие о здоровье и патологии. Медицинская профилактика. Цели и содержание первичной, вторичной и третичной профилактики в стоматологии. Понятие о факторах риска, причинах и условиях возникновения патологии. Понятие об этиотропной и патогенетической профилактике. Основные патологические состояния в стоматологии. Научные основы первичной профилактики стоматологических заболеваний. Основные практические методы профилактики стоматологических заболеваний. Организационные принципы первичной профилактики. Понятие об индивидуальной, групповой и популяционной профилактике. Понятие о коммунальной, офисной и домашней профилактике стоматологических заболеваний. ^ Минимальные и оптимальные условия для организации мероприятий индивидуальной и групповой профилактики стоматологических заболеваний. Требования эргономики и безопасности к организации офисных профилактических процедур. Техника, химической, технической и инфекционной безопасности на профилактическом приеме. ^ Цели стоматологического обследования на профилактическом приеме. Расспрос, внешний осмотр, исследование состояния кожных покровов, лимфатических узлов, оценка основных функций челюстно-лицевой области. Обследование состояния органов полости рта. Регистрация состояния временных и постоянных зубов. Оценка прикуса. ^ История изучения этиологии и патогенеза кариеса зубов. Соматическая, паразитарная и физико-химическая версии в динамике развития. Современная концепция этиологии и патогенеза кариеса зубов. Стратегии стоматологической помощи в соответствии с доминирующими представлениями о природе кариеса; смещение акцента в сторону этиотропной и патогенетической профилактики кариеса зубов. Объекты, основные направления и методы первичной профилактики кариеса. Опыт профилактики кариеса зубов в Беларуси и в мире. ^ Предназначение статистических исследований в стоматологии. Понятие о заболеваемости. Особенности кариеса как объекта медицинской статистики. Признаки «прошлого» и актуального кариеса. Правила учета кариеса в эпидемиологических и клинических исследованиях. Учет заболеваемости кариесом на различных уровнях (человек, зуб, поверхность зуба, очаг). Вычисление и оценка распространенности кариеса зубов и обратного показателя (доли лиц, свободных от кариеса). Понятие об интенсивности кариеса зубов и поверхностей зубов; определение индексов интенсивности кариеса во временном, смешанном и постоянном прикусе (КПУЗ (кпуз), КПУП (кпуп)). Значимый индекс интенсивности кариеса (SiC). Ключевые возрастные группы для оценки заболеваемости кариесом на популяционном уровне. Динамика кариозного процесса (пророст, редукция). Понятия «форма активности кариеса» (компенсированная, суб- и декомпенсированная) и «уровень интенсивности кариеса» (УИК): смысл, правила расчета (определения), значение для прогноза развития кариеса. Уровень оказания стоматологической помощи (УСП). Содержание, регистрация и применение индекса кариозных очагов IS. ^ Классификация зубных отложений. Понятие о дентальной биопленке. Состав, механизмы образования, биохимия и кариесогенные эффекты зубной бляшки. Способы выявления различных зубных отложений и методы их устранения. Оценка кариесогенной активности микрофлоры полости рта (бактериологические, биохимические и биофизические исследования; оценка уровня гигиены полости рта при помощи индексов гигиены: OHI-S, протокола O´Лири, PHP, Силнесс-Лоу). Стратегия и тактика минимизации кариесогенного потенциала зубного налета на различных этапах его формирования:
Понятие о гигиене полости рта. Методы (протирание, полоскание, чистка щеткой и интердентальными средствами), предметы (зубные щетки, ершики, флоссы и ленты, зубочистки, ирригаторы) и средства (ополаскиватели, зубные порошки, пасты, гели, кремы, пенки) индивидуальной гигиены рта. Чистка зубов щеткой: методы, рекомендованные для различных возрастных групп и состояний: основные (стандартный, Марталлера, КАI) и вспомогательные (Макдоналда, Смита-Белла, Рейте, Леонарда, Фонеса, Басса, Стилмана, Чартера). Стратегия гигиены полости рта в различных возрастных группах: цели, задачи, средства и методы, эффективность. Санитарное просвещение и воспитание населения в контексте формирования навыков стоматологической самопомощи для предупреждения кариеса зубов: понятие о механизмах поведения и структуре его мотивации. Общение, воспитание и обучение как методы формирования и коррекции мотивации. Роль знания в формировании мотивации; требования к структуре и содержанию образовательных проектов. Психологические аспекты общения с пациентами на профилактические темы. Стратегия формирования здоровых привычек. Формы и методы воспитания и просвещения в различных возрастных группах. Подготовка и реализация санитарного проекта для дошкольников и (или) их родителей. ^ Природа апатитов эмали. Растворение и преципитация апатитов в околозубной среде. Понятие о кариесрезистентности: химические основы, значение минеральной структуры тканей зуба и свойств околозубной среды, методы оценки кариесрезистентости эмали (CRT, ТЭР, лазерная рефлектометрия, электрометрия, витальная биопсия эмали, определение количества кальция и фосфора в золе, спектрометрия); оценка результатов определения уровня кариесрезистентности и прогноз развития кариеса зубов. Преэруптивный этап формирования резистентности: содержание, факторы риска, критические периоды; оптимизация и коррекция условий (контроль рациона питания беременной и ребенка, назначение препаратов кальция и витамина Д). Системная фторпрофилактика: история метода, понятие о фторнагрузке (природные и ятрогенные источники формирования, методы изучения, биологические эффекты «оптимального» и избыточного уровней), особенности «оптимизации» фторнагрузки при помощи фторированных продуктов (воды, молока, соли) и фармакологических средств (растворов и таблеток); выбор дозы и режима потребления добавок фторида, контроль безопасности по параметрам экскреции фторидов; пре- и постэруптивные профилактические эффекты системных фторидов. Слюна как кариеспротективный фактор: механизмы образования, состав и функции компонентов, методы диагностики количества (определение скорости слюноотделения) и качества слюны (вязкости, кислотности, минерализующего потенциала (МПС), КОСРЭ); проблемы гипосаливации (причины, риски, методы коррекции, особенности профилактики кариеса). Фторпрофилактика кариеса: механизмы, свойства «местных» фторсодержащих препаратов и продуктов в связи с характером включенных в них соединений фтора, концентрацией фторида, физико-химических свойств. Правила назначения и методы применения фторсодержащих средств домашней, офисной и коммунальной профилактики (растворов, гелей, пенок, паст, лаков, фиксированных пилюль, СИЦ-«защиты»); эффективность. Кальций-фосфатные технологии в профилактике кариеса: механизмы, соединения, препараты, методы применения, эффективность. Физические методы повышения резистентности эмали (лазерное облучение, вакуум-обработка, «серебрение»). ^ |
![]() |
Кафедра стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования Витебский И. В. Токаревич, заведующий кафедрой ортодонтии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии с курсом факультета повышения квалификации Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой В. С. Куницкий, заведующий кафедрой оториноларингологии Учреждения образования «Витебский государственный... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой В. И. Шебеко, заведующий кафедрой патологической физиологии Учреждения образования «Витебский государственный... |
![]() |
М. Р. Конорев, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения М. Р. Конорев, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения... |
![]() |
Содержание программы квалификационные требования к врачу-инфекционисту Декан лечебного факультета учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов... |
![]() |
Ук, профессор В. П. Подпалов Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,... |
![]() |
К, профессор В. П. Подпалов Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,... |
![]() |
К, профессор В. П. Подпалов Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,... |
![]() |
К, профессор В. П. Подпалов Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,... |