Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие icon

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие





Скачать 1.04 Mb.
Название Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие
страница 1/5
Дата 13.02.2013
Размер 1.04 Mb.
Тип Учебное пособие
  1   2   3   4   5
УДК 811.124 (076.5)

ББК 81.2

Ш 22


Рецензент: профессор кафедры терапии и фармакологии Хахов Л.А.


Шантыз А.Ю. Практикум по латинскому языку/ А.Ю. Шантыз Д.П. Винокурова, Н.А. Ромбандирова/ Краснодар: КГАУ - 2012 г. 106 с.


Ш 22

Учебный материал изложен в 15 темах и содержит вопросы исходного и итогового уровней знаний, грамматические правила, упражнения, таблицы, список терминообразующих элементов, афоризмов и пословиц. Подробно излагаются правила оформления латинской части рецепта. Содержит дополнительный дидактический материал, знакомство с которым позволяет повысить как терминологическую грамотность, так и общую языковую культуру студентов.

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов.


Предисловие


При составлении настоящего учебного пособия авторы исходили из задач, что латинский язык будет изучаться студентами ветеринарного факультета не как базовая лингвистическая дисциплина, а с акцентом на усвоение латинской ветеринарной анатомической, клинической и фармакологической терминологии.

Для полноценного владения любой профессией человек должен обязательно владеть терминологией своей специальности. К ветеринарии и медицине это относится в полной мере, более того, именно в этих областях латинская и латинизированная греческая терминологии используются наиболее широко. Латинский относится к числу мертвых языков, так как сейчас нет живого народа – носителя этого языка. Но было время, когда он был языком огромной Римской империи, простирающейся от Португалии до Закавказья.

История Европы развивались так, что базовая терминология большинства наук основывается на словах латинского и греческого языков. В своей культуре римляне плодотворно использовали достижения культуры, науки и языка Греции, которую они завоевали в середине II века до н.э., в связи с чем от греков в эпоху возрождения было унаследовано около семисот анатомических названий. Современный врач, даже когда на профес-сиональную тему говорит по-русски, употребляет более 60% слов латинского и греческого происхождения. У медиков и фармацевтов издавна существует поговорка: Invia est in medicina via sine lingua Latina (путь в медицину непроходим без латинского языка).

Изучение латинского отличается от других иностранных языков (немецкого, английского, французского) тем, что последние могут усваиваться практически, а латинский язык требует исключительно теоретического изучения.

В данном пособии грамматический материал дается в последовательном порядке изучения, со специальными текстами по ветеринарным и смежным с ними дисциплинам.

Особенностью пособия является наличие дополнительных упражнений и заданий студентам, а также, что каждая тема снабжена вопросами исходного и контрольного уровней знаний, к ответам на которые студент готовиться самостоятельно во внеаудиторное и аудиторное время с преподавателем. Каждое занятие предусматривает коррекцию исходного уровня знаний и получение ответов от преподавателя на неусвоенные вопросы.


профессор Шантыз А.Ю.


^ Тема 1: Правила чтения букв и буквосочетаний.


Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:


I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) инструктаж по технике безопасности


^ II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний

1. Какие этапы выделяют в истории латинского языка?

2. Какую роль играет латинский язык в современной гуманитарной науке?

3. Дайте определение слову «термин».

4. Что такое номенклатура и какие ее виды вы знаете?


III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.


^ IV. Изложение нового материала

1. Латинский алфавит;

2. Произношение гласных, дифтонги;

3. Произношение согласных, диграфы;

4. Выполнить упражнение № 1;

5. Выполнить упражнение № 2.


^ V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя


А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

^ Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы


Первый вопрос нового материала - латинский алфавит.

Первоначально латинский алфавит включал только 21 букву. Буква Z была исключена из алфавита в 312 г. до н. э. Буква C использовалась для обозначения звуков [k] и [g]; в 234 г. до н. э. была создана отдельная буква G путем добавления к C поперечной черточки. В I веке до н. э. были добавлены буквы Y и Z для записи слов, заимствованных из греческого языка. В итоге получился классический латинский алфавит из 23 букв.

Уже в новое время произошла дифференциация слоговых и неслоговых вариантов букв I и V (I/J и U/V), а также стал считаться отдельной буквой диграф VV, использующийся в письме германских языков. В итоге получился современный алфавит из 24 букв. Древние римляне использовали только заглавные формы букв; современные строчные буквы появились на рубеже античности и средних веков; в целом буквы в своем современном виде оформились около 800 года н.э.


Таблица № 1

^ Буквы латинского алфавита


Начертание

Название

Произношение

А а

a

а

В b

бэ

б

С с

цэ

ц, к

D d

дэ

д

Е е

э

э

F f

эф

ф

G g

гэ

г

Н h

ха

средний между русским г и х, немецкий h

I i (J )*

и (йот)

и (й)

К к

ка

к

L 1

эль

ль

M m

эм

м

N n

эн

н

0 о

о

о

P p

пэ

п

Q q

ку

к

R r

эр

р

S s

эс

с, з

T t

тэ

т

U u

у

у

V v

вэ

в

X x

икс

кс, кз

Y У

Z z

ипсилон

и

зета

з (редко ц)

* Буква J позднейшего происхождения.

^ Классификация звуков:


В латинском языке звуки делятся на согласные и гласные.

Согласным звукам соответствуют буквы: b, с, d, f, g, h, k, 1, m, n, p, q, r, s, t, v, x, z. Гласным звукам соответствуют буквы: а, е, i, о, u, у.

Помимо гласных и согласных в латинском языке имеются устойчивые сочетания гласных — двугласные (дифтонги): ае, ое, аu, еu; сочетание согласных – диграфы – ch, ph, rh, th.


^ Второй вопрос нового материала - произношение гласных, дифтонги.


Аа, Оо, Uu — произносятся как русские гласные [а], [о], [у]:

caput (капут) — голова

opticus (оптикус) — зрительный

genu (гэну) — колено


^ Ее — произносится как русский гласный [э]:

vertebra (вэртэбра) — позвонок

nervus (нэрвус) — нерв

dens (дэнс) — зуб


Ii — произносится как русский и, но в начале слова перед гласным или в середине слова между гласными произносится как русский [й]:

digitus (дигитус) — палец

iodum (йодум) — йод

maior (майор) — большой


^ Yy — встречается только в словах греческого происхождения и произносится как русский гласный [и]:

larynx (ляринкс) — гортань

pharynx (фаринкс) — глотка

^ Дифтонги (двойные гласные)


Сочетание двух гласных, которые составляют один слог называется - дифтонгом. В латинском языке четыре дифтонга:


^ 1. ае — как русский гласный [э]:

praeparatum (прэпаратум) — препарат

laesus (лэзус) — поврежденный

aeger (эгер) — больной

diaeta (диэта) – диета


2. ое — как немецкое [о], или как русское [э]:

oedema (оэдэма) — отек

foetus (фоэтус) — плод

oesophagus (оэзофагус) — пищевод

amoeba – (амоэба) - амеба


3. аu — как сочетание русских гласных [ay] с кратким у:

trauma (траума) — повреждение

auris (аурис) — ухо

aurum (аурум) — золото

audio (аудио) — слушать


^ 4. еu — как сочетание русских гласных [эу] с кратким у:

pleura (плэура) — плевра

pneumonia (пнэумониа) — воспаление легких

В тех случаях, когда ае, ое не составляют дифтонга, т. е. каждый гласный произносится раздельно, над вторым гласным ставятся две точки:

аёr (аэр) — воздух

dyspnoё (диспноэ) — одышка


^ Третий вопрос нового материала – произношение согласных, диграфы.


Сс — перед гласными е, i, у, а также перед дифтонгами ае, ое произносится как русский согласный [ц]:

cerebrum (цэрэбрум) — головной мозг

acidum (ацидум) — кислота

cytus (цитус) — клетка

caecum (цэкум) — слепая кишка

coelia (целиа) — брюшная полость

В остальных случаях с произносится как русский согласный [к]:

caput (капут) — голова

crista (криста) — гребень

lac (ляк) — молоко

cor (кор) — сердце

vacca (вакка) — корова

cura (кура) — забота, уход

clavicula (клявикуля) — ключица


^ L1 — произносится мягко, как русский ль, например:

animal (анималь) — животное

collum (кольлюм) — шея

labium (лябиум) — губа

lamina (лямина) — пластина


^ Qq — встречается только в сочетании с гласным u, которое произносится как сочетание русских согласных [кв]:

aqua (аква) — вода

liquor (ликвор) — жидкость

quercus (квэркус) — дуб

quinque (квинквэ) — пять


^ Ss — произносится как русский согласный [с], но в положении между гласными, а также между гласным и согласными m или n произносится как [з]:

septum (сэптум) — перегородка

scapula (скапуля) — лопатка

basis (базис) — основание

plasma (плязма) — плазма

mensio (мэнзио) — измерение


^ Хх — произносится как сочетание русских согласных [кс] (между гласными обычно (кз):

radix (радикс) — корень

apex (апекс) — верхушка

exitus (экзитус) — исход


^ Zz — произносится как русский [з] в словах греческого происхождения:

zygoma (зигома) — скула

zona (зона) — пояс

eczema (экзэма) — заболевание кожи

В словах негреческого происхождения z произносится как русский [ц]:

zincum (цинкум) — цинк

influenza (инфлюэнца) — грипп

Сочетание букв ngu перед гласными произносится [нгв]:

lingua (лингва) — язык

unguis (унгвис) — ноготь

sanguis (сангвис) — кровь

Сочетание букв ngu перед согласными произносится [нгу]:

ungula (унгуля) – копыто

angustus (ангустус) - узкий

Сочетание ti перед гласными произносится [ци]:

substantia (субстанция) — вещество

operatio (опэрация) — операция

Сочетание ti перед гласными, но после согласных s, x произносится как [ти]:

mixtio (микстио) — смешивание

ostium (остиум) — вход

bestia (бэстиа) — дикое животное


^ Диграфы (двойные согласные):

Следующие сочетания встречаются в словах греческого происхождения и произносятся как один звук:


ch — как русский [х]:

chirurgus (хирургус) — хирург

chamomilla (хамомилля) — ромашка

schola (схоля) — школа

machinа (махина) — машина


ph — как русский [ф]:

encephalon (энцэфалон) — мозг (головной)

sphincter (сфинктэр) — сжиматель

phalanx (фалянкс) — фаланга


rh — как русский [р]:

rhaphe (рафэ) — шов

rhythmus (ритмус) — чередование

th — как русский [т]:

thorax (торакс) — грудная клетка

therapia (тэрапиа) — лечение

^ Четвертый вопрос нового материала – выполнить упражнение № 1.


а) Прочитайте термины, обращая внимание на произношение гласных и согласных:


Abdomen, abdominalis, abducens, abductor, abomasus, accessorius, acutus, adductor, anterior, apertura, apex, apophysis, articulatio, ascendens, auris, auricula, avis.

Basis, basilicus, biceps, bicornis, bifurcatio, bigeminus, blastus, brachium, brevis, bucca, bulla, bursa.

Caecum, caecalis, calcaneus, canis, caninus, caput, capitulum, cartilago, cauda, caudalis, cerebellum, cervix, cervicalis, clavicula, clavicularis, colon, collum, columna, compositus, coxa, cranium, cutis, cystis, cytus.

Dens, densus, dentalis, derma, descendens, dexter, diaphysis, dilatator, distalis, dorsum, dorsalis, duodenum, duodenalis, digestio.

Encephalon, enteron, endocardium, epidermis, epicardium, epigastricus, epigastrium, epiphysis, epithelium, equinus, esophagus, externus, extremitas, epiglottis, epiglotticus.

Facies, facialis, fascia, femur, femoralis, fibrosus, fibula, fissura, flexor, fundus, flexura, foramen, fossa, fovea

Ganglion, gangliosus, gaster, gastricus, genu, glandula, gluteus, granulatio, granulum, gyrus.

Haema, hepar, hepaticus, hilus, humerus, humeralis, hypogastrium, hypoglossus, hypophysis.

Ileum, impressio, incisura, infrasternalis, infratemporalis, intestinum, intraarticularis, ischium, ischiadicus, incisivus, inferior, intraoccipitalis.


б) Напишите латинскими буквами слова, данные в русской тран-скрипции:

корпус, цэрэбрум, фурункулюс, фистуля, гангрэна, фэмина, калиум, аудирэ, наркозис, лятэралис, рабиэс, оксигениум, ринитис (диграф), клявикуля, аэрозолюм, аква, бутирум (греч.), ликвор, ампулля, инфузум, афта (два диграфа).


в) Подберите русскую транскрипцию к данным латинским терминам:


1) gastrĭcus (желудочный) 1) унгвэнтум

2) therapia (лечение) 2) этэр

3) digĭtus (палец) 3) цинкум

4) cavernōsus (пещеристый) 4) кавэрнозус

5) fractūra (перелом) 5) гастрикус

6) pharynx (глотка) 6) тэрапия

7) aether (эфир) 7) цёлия

8) Althaea (алтей) 8) фаринкс

9) unguentum (мазь) 9) фиссура

10) Zincum (цинк) 10) канцэр

11) fissūra (щель) 11) альтэа

12) coelia (брюшная полость) 12) анималь

13) cancer (рак) 13) дигитус

14) anĭmal (животное) 14) фрактура


г) Прочитайте. Обратите внимание на дифтонги:


Costae verae, costae spuriae, aegrotus, aegrotae, auditivae, foveae costales,

caecus, caeca, caecum, auricula, aponeurosis, oedema, incisurae costales, inaequales, linea transversae, alae sacri, cellulae mastoideae, semicanalis tubae auditivae, aeger, cartilagineae juncturae.


^ Пятый вопрос нового материала – выполнить упражнение № 2.


а) Прочитайте термины, обращая внимание на произношение гласных и согласных:

Labium, labialis, labyrinthus, lac, lamina, larynx, laryngeus, latissimus, lingua, lingualis, lingula, liquor, lobus, lobulus, lympha, lymphaticus.

Mandibula, mastoideus, maxilla, maxillaris, medulla, medullaris, meninx, meningeus, mesoderma, metaphysis, metatarsus, multiplex.

Nucleus, nucleolus, nutricius, nasus, neoplasma, nervus, nodus, nodulus, nuclearis.

Occiput, occipitalis, oculus, omasus, omentum, opticus, osseus, ossiculum, ossificatio, osteoma, ostium, oticus, ovum.

Palatum, palpebra, palatinus, pancreas, papilla, papillaris, paries, parietalis, pectus, pectoralis, pediculus, pharynx, posterior, processus, pronator, pterygoideus, pulmo, pulmonalis, pylorus, polynuclearis.

Quercus, quadriceps, quartus, quintus, quadrimensis, quadrigeminus, quadratus, quadrangularis.

Radius, radialis, radicularis, radix, regio, respiratirius, reticulum, rotator, rumen,

reconvalescentia.

Sacrum, sacralis, scaphoideus, scapula, scapularis, septum, septulum, sphenoidalis, spongiosus, stomachus, strictura, structura, styloideus, superior, supinatio, sanguis, succus, sulcus, supraarticularis, sympathicus, symphysis, sutura, synovialis.

Thorax, thoracalis, tibia, tibialis, transversus, trapezius, triceps, trochanter, trochantericus, truncus, tuber, tuberosum, tuberosus, tunica.

Vacca, vaccae, vagina, vaginalis, valvula, venter, ventralis, ventriculus, vertebra, vertebrae, vertebralis, vesica, vesicula, vesicularis, vitulus.

Zoon, zoonosis, zootomia, zootoxinum, zygoma, zygomaticus, zona, zonula.


б) Напишите латинскими буквами слова, данные в русской тран-скрипции:

процессус, криста галли, субкутанэус, ос сфеноидале (греч.), спинозус, ляринкс (греч.), зигома, этмоидалис (греч.), петрозэ (дифтонг), колюмна, дорсум, дэкстэр, артэриа, форамен, фациэс, плексус, фовэа, фиброза, артикуляцио, диафрагматикус, клавикуля, капут, орбиталис.


в) Обратите внимание на буквосочетания qu и ngu:


Aquaeductus, inaequalis, linguae, angulus mandibulae, fovea sublingualis,

Lingual, linea oblique, squama, quadratus, pars squamosa, triangularis, sanguis, lingularis, frequens.


^ VI. Ответы на вопросы итогового уровня знаний

1. Сколько букв в латинском языке?

2. Перечислите гласные и согласные буквы.

3. Правила произношения гласных и согласных.

4. Что такое дифтонги? И какие правила их чтения?

5. Что такое диграфы? Правила чтения диграфов и сочетаний согласных и гласных.


VII. Подведение итогов самостоятельной работы


VIII. Задание на дом

1. Выучить латинский алфавит;

2. Выучить правила чтения (вопросы 2 и 3);

3. Выполнить упражнение № 2.


^ IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.


Тема 2: Долгота и краткость слогов. Существительные.



Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:


^ I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) разное


II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний


1. Что такое диграф?

2. Что такое дифтонг?

3. Перечислите дифтонги латинского языка.


III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.


^ IV. Изложение нового материала

1. Особенности постановки ударения в латинских терминах;

2. Правила долготы и краткости слогов;

3. Выполнить упражнение № 3;

4. Существительные в анатомической терминологии.


^ V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя


А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

^ Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы


Первый вопрос нового материала - особенности постановки ударения в латинских терминах.

Для понимания правила ударения в латинском языке очень важно уметь делить слова на слоги и определять длительность слогов.

Гласные звуки могут быть долгими или краткими. Различать долготу или краткость в слове необ­ходимо, т. к. от долготы или краткости слога зависит пра­вильная постановка ударения

В латинском языке ударение (accentus) не ставится на последнем слоге. Слоги отсчитываются от конца слова. Количество слогов определяется по количеству гласных (диф­тонги составляют один слог).

^ Ударение ставится:

1) на втором слоге от конца, если он долгий;

2) на третьем слоге от конца, если второй слог краткий (долгота или краткость третьего слога не имеет значения): li-ga-men-tum — связка; ve-rte-bra — позвонок.

В двусложных словах ударение всегда стоит на первом слоге:

co-sta — ребро, ca-put — голова.

Примечание: Некоторые слова греческого происхождения с окончанием -ia сохраняют греческое ударение на втором кратком слоге, например: hypertonia — повышенное кровяное давление, pneumonia — воспаление легких


^ Второй вопрос нового материала - правила долготы и краткости слогов.

Правила долготы слога:


1.Гласный считается долгим перед двумя и более со­гласными, а также перед х и z:

ma-xil-la — верхняя челюсть

co-Ium-na — столб

re-fle-xus — рефлекс

gly-cy-rrhi-za — солодковый корень

2.Дифтонги от природы являются долгими:

ae-ger — больной

foe-tus — плод

cau-da — хвост

pleu-ra — плевра


Правила краткости слога:


1.Гласный перед гласным, а также перед h является кратким:

ex-tra-ho — извлекаю

ti-bi-a — большеберцовая кость

pte-ry-go-i-de-us — крыловидный

2. Гласный перед сочетаниями ch, th, rh, ph является кратким:

sto-ma-chus — желудок

3. Гласный всегда краткий перед группой согласных из немого и плавного (bl, -br, -pl, -pr, -dl, -dr, -tl, -tr, -cl, -cr, -gl, -gr):

ver-te-bra — позвонок

сe-re-brum — мозг (головной)

pal-pe-bra (веко).


Гласный перед одним согласным может быть и дол­гим, и кратким. В таких случаях в словаре над глас­ным ставится знак долготы (-) или краткости (""):

tu-ni-са — оболочка

ve-si-ca — пузырь.


Примечание. Нижеследующие суффиксы существительных и прилагательных долгие:

ur fissura — щель, tinctura — настойка, natura - природа

in palatinus — небный, medicina – медицина , gallina – курица

at destilatus— дистиллированный,

ut solutus — растворенный

os tuberosus — бугристый, necrosis – омертвление

ar ulnaris — локтевой,

al tibialis — большеберцовый


Нижеследующие суффиксы краткие:

ul pilula — пилюля, ungula – копыто

ol malleolus — лодыжка, areola – венчик

il, bil gracilis — нежный, solubilis — растворимый

id fluidus — жидкий (экстракт), liquidus — жидкий

ic toxica – яды, medicus – врач


Третий вопрос нового материала выполнить упражнения № 3.

а) Определите долготу или краткость предпоследнего слога:


Patella, inferius, epigastrium, vertebra, concha, processus transversus, cochlea, corpus maxillae, osteologia, peronаeus, quadruplex, periosteum, cerebrum, incisura, labyrinthus, uvula, substantia, labium, ligamentum, sutura, malleolus, jugum, folium, cuticula, processus, columna.


б) Учитывая долготу и краткость суффиксов, расставьте ударения:

Processus,sutura, oblongatus, venosus, incisivus, fractura, apertura, temporalis, progressivus, orbitalis, maxillaris, thyreoideus, foveola, ventriculus, zygomaticus, alaris, globulus, molaris, conjunctivus, nasalis, pupilla, premolaris, massetericus, cervicalis, clavicularis, alveolus.


Четвертый вопрос нового материла - существительные в анатоми-ческой терминологии.


1.Позвонок vertebra

2.Отверсти foramen
3.Канал canalis

4.Тело corpus

5. Гребень crista

6. Головка сaput

7. Ямка fоssa

8. Дуга arcus

9. Вырезка incisura

10.Отросток, выступ processus

11.Пространство spatium

12.Грудная клетка thorax

13. Ребро costa

14. Кость os

15. Бугорок tuberculum

16. Желоб sulcus

17. Грудина sternum

18. Рукоятка manubrium

19.Хрящ cartilago

20. Шея cervix

21. Атлант atlas

22. Крыло ala

23. Масса massa

24. Эпистрофей axis

25. Зуб dens

26. Поверхность facies

27. Поясница lumbus

28. Крестец sacrum

29. Основание basis

30. Мыс promantorium

31. Хвост cauda

32. Череп cranium

33. Затылок occiput

34. Часть pars

35. Мышца musculus

36. Вдавление impressio,

37. Мыщелок condylus

38. Нерв nervus

39. Чешуя squama

40. Ость spina

41. Седло sella

42. Спинка dorsum

43. Щель fissura

44. Клюв, хоботок rostrum

45. Крючок hamulus

46. Ход meatus

47. Пузырь bulla

48. Пазуха sinus

49. Пластинка lamina

50. Лабиринт labyrinthus

51. Hoс nasus

52. Край margo

53. Альвеола alveolum

54. Сошник vomer

55. Скула zygoma

56. Хоаны choanae

57. Ветвь ramus

58. Угол angulus

59. Рог cornu

60. Верхняя челюсть maxilla

61. Нижняя челюсть mandibula

62. Висок tempus

63. Лоб frons

64. Блок trochlea

65. Шероховатость tuberositas

66. Плечо humerus(brachii)

67. Предплечье antebrachii

68. Кисть manus

69. Окружность circumferential

70. Стопа pedis


^ VI. Ответы на вопросы итогового уровня знаний

1. Как определить количество слогов в латинском слове?

2. Почему в некоторых случаях удерение может быть на первом слоге?

3. Перечислите краткие слоги.

4. Перечислите долгие суффиксы.


VII. Подведение итогов самостоятельной работы


VIII. Задание на дом

1. Выучить правила постановки ударения в латинских терминах (задания 1,2);

2. Выписать из методических указаний существительные анатомические термины и расставить в них ударения;

3. Выучить существительные анатомические термины.


^ IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.


Тема 3: Согласованные и несогласованные определения. Прилагательные.



Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:


^ I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) разное


II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний


1. Как поставить ударение в латинском слове?

2. Правила долготы слога.

3. Правила краткости слога.


III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.


^ IV. Изложение нового материала

1. Согласованные и несогласованные определения;

2. Выполнить упражнение № 4;

3. Прилагательные в анатомической терминологии;

4. Выполнить упражнение № 5.

^ V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя


А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

^ Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы


Первый вопрос нового материала – согласованные и несогласованные определения

В анатомической и других номенклатурах могут использоваться термины, состоящие из одного слова (cranium - череп), из двух слов (costa prima – первое ребро) или нескольких слов (fovea costalis cranialis et caudalis - краниальные и каудальные реберные ямки).

В латинском языке, как и в русском, обязательно строгое согласование в ро­де, числе и падеже.

Порядок слов в многочленном термине, как правило, строгий. На первом месте по-латыни стоит существительное (определяемое слово) - общий термин, затем следуют определения. Каждое определение сужает объём общего термина, конкретизирует его, если в термин входит несколько определений, то на первое место ставится то из них, которое наиболее ярко и чётко отделяет общий термин от числа однородных понятий.

Например: arteria coronaria dextra - артерия венечная правая.

В латинском языке различают два вида определений: согласованное и несогласованное определение.

^ Согласованное определение отвечает на вопросы: какой? который? чей? сколько? При этом определением может быть прилагательное, причастие, числительное и местоимение.

Например:

caput costalis - головка рёберная

crista vertebralis - гребень позвоночный

^ Несогласованное определение выражено существительным в


родительном падеже.

Например:

caput costae - головка ребра

crista vertebrae - гребень позвонка


Второй вопрос нового материала – выполнить упражнение № 4.


а) Перевести на латинский язык словосочетания:


1. Пальцевые вдавления

2. Тело позвонка

3. Дужка позвонка

4. Головка позвонка

5. Ямка позвонка

6. Вентральный гребень

7. Ножка дужки позвонка

8. Пластинки дужки позвонка

9. Отверстия дужки позвонка

10. Краниальная позвоночная вырезка

11. Каудальная позвоночная вырезка

12. Остистый отросток

13. Поперечные отростки

14. Реберные отростки

15. Краниальный суставной отросток

16. Каудальный суставной отросток

17. Добавочный отросток

18. Сосцевидный отросток

19. Костное ребро

20. Реберный хрящ

21. Вертебральный конец.

22. Тело ребра

23. Стернальный конец

24. Нервно-сосудистый желоб

25. Мышечный желоб


б) Постройте двухсловные термины с согласованным или несогласованным определением, используя словарные формы данных существительных и прилагательных:


1) Жёлтый воск cera, ae f flavus, a, um

2) Целебное средство remedium, i n saluber, bris, bre

3) Сухой лист folium, i n siccus, a, um

4) Зелёное растение planta, ae f viridis, e

5) Длинная луковица bulbus, i m longus, a, um

6) Сладкий плод fructus, us m dulcis, e

7) Зигоморфный цветок flos, floris m zeugomorphĭcus, a, um

8) Красный кристалл crystallus, i f ruber, bra, brum

9) Шейный позвонок vertebra, ae f cervicalis, e

10) Свежий отвар decoctum, i n recens, ntis

11) Оболочка семени testa, ae f semen, ĭnis n

12) Корень валерианы radix, īcis f Valeriana, ae f

13) Кости скелета os, ossis n scelĕtum, i n

14) Крылья бабочки ala, ae f papilio, ōnis m

15) Дуга позвонка arcus, us m vertebra, ae f

Третий вопрос нового материала – прилагательные в анатомической терминологии

1. Парасагитальный parasagittalis

2. Ростральный rostralis

3. Назальный nasalis

4. Аборальный aboralis

5. Передний anterior

6. Задний posterior

7. Верхний superior

8. Нижний inferior

9. Яремный jugularis

10. Зрительный opticus

11. Круглый rotundus

12. Овальный ovalis

13. Сонный caroticus

14. Блоковый trochlearis

15. Локтевой ulnaris

16. Добавочный accessorius

17. Пальмарный palmaris

18. Путовый compedalis

19. Копытный ungularis

20. Когтевой unguicularis

21. Разгибательный extensorius

22. Сгибательный flexorius

23. Притенный parietalis

24. Подошвенный plantaris

25. Сесамовидный sesamoides

26. Подвздошный iliacus

27. Лонный pubicus

28. Седалищный ischiadicus

29. Запертый obturatorius

30. Мечевидный xiphoideus

31. Истинный verus

32. Ложный spurius

33. Ушковидный auricularis

34. Выйный nuchales

35. Рванный laceratus

36. Продырявленный cribrosa

37. Перпендикулярный perpendicularis

38. Обонятельный olfactorius

39. Раковинный conchalis

40. Беззубый edentulus

41. Дистальный distalis

42. Проксимальный proximalis

43. Плоский (гладкий) placidus

44. Фиброзный fibrosus

45. Радиальный radialis

46. Хирургический chirurgicus

47. Дельтовидный deltoideus

48. Связочный ligamentosus

49. Синовиальный synovialis

50. Шиловидный styloides

51. Ладонный palmaris


Четвертый вопрос нового материала – выполнить упражнение № 5.


а) Перевести на латинский язык словосочетания:


1. Полость грудной клетки

2. Рёберная дуга

3. Межрёберное пространство

4. Турецкое седло

5. Спинка турецкого седла

6. Гипофизарная ямка

7. Борозда перекреста

8. Петуший гребень

9. Воздухоносные ячейки

10. Наружные завитки

11. Шиловидный отросток

12. Мышечно-трубный канал

13. Внутренний слуховой проход

14. Наружное отверстие водопровода преддверия

15. Наружное отверстие канальца улитки

16. Угол нижней челюсти

17. Ямка железы

18. Перелом ребра

19. Мышца головы

20. Корень зуба

21. Область колена

22. Гребень лопатки

23. Борозда пазухи

24. Шов черепа

25. Бугор верхней челюсти


б) Переведите двухсловные анатомические термины:


vertebra dorsālis, vertebrae dorsāles, columna vertebrālis, aorta abdominālis, cellŭlae ethmoidāles, regio parietālis, os temporāle, dorsum rectum, muscŭlus rectus, costa longa, ramus sanguifer, bucca dextra, muscŭlus transversus, facies externa, ligamentum flavum.


^ VI. Ответы на вопросы итогового уровня знаний

1. Какой порядок слов в латинском определении?

2. Что такое согласованное определение и какой частью речи оно выражено?

3. Что такое несогласованное определение и какой частью речи оно выражено?


VII. Подведение итогов самостоятельной работы


VIII. Задание на дом

1. Выучить правила согласованных и несогласованных определений (задания 1);

2. Выписать из методических указаний прилагательные анатомические термины и выучить их;

3. Выполнить упражнение № 5 .


^ IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.


Тема 4: Склонения существительных.



Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:


^ I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) разное


II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний


1. На какой вопрос отвечают согласованные определения?

2. Приведите примеры согласованных пределений.

3. На какой вопрос отвечают несогласованные определения?

4. Приведите примеры несогласованных определений.


III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.


^ IV. Изложение нового материала

1. Склонения существительных;

2. Выполнить упражнение № 6;

3. Выполнить упражнение № 7.


V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя

А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

^ Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы


Первый вопрос нового материала- склонения существительных.


В латинском языке пять склонений (declinatio) имён существительных. Принадлежность к склонению определяется формой родительного падежа (т. е. падёжным окончанием) единственного числа и родом (genus) существительного.

Имена существительные бывают мужского (masculinum), женского (feminina) и среднего (neutrum) родов и изменяются по шести падежам единственного (singularis) и множественного (pluralis) числа.


^ Падежи латинского языка:


Nominativus именительный Accusativus винительный

Genetivus родительный Ablativus творительный

Dativus дательный Vocativus звательный


Примечание. Vocativus (звательный падеж) по форме почти всегда сходен с именительным (nominativus), по смысловому значению он выражает обращение. Vocativus соответствует в русском языке звательному языку.

^ Схема отношения родов существительных к склонениям.


I склонение feminina

II склонение masculinum, neutrum

III склонение feminina, masculinum, neutrum

IV склонение masculinum, neutrum

V склонение feminina


Свободная таблица падежных окончаний имен существительных

именительного и родительного падежей единственного и

множественного числа.


Numerus singularis

Declinacio

I

II

III

IV

V

Genus

f

m

n

m

f

n

m

n

f

^ Casus Nominativus

a

us

um

varia

us

u

es

^ Casus Genetivus

ae

i

is

us

ei

Numerus pluralis

^ Casus Nominativus

ae

i

a

es, a, (ia)

us

us

es

^ Casus Genetivus

arum

orum

um (ium)

uum

erum


Признаки рода существительных:


Род существительных определяется по окончанию существитель-ного в именительном падеже единственном числе:

К мужскому роду относятся существительные с окончанием – us

К женскому роду относятся существительные с окончанием – a, -es

К среднему роду относятся существительные с окончанием -u, -en,-um,-on


Второй вопрос нового материала – выполнить упражнение № 6.

Перевести существительные и определить к какому склонению и роду они относятся:


1. Артерия

2. Бедро

3. Бешенство

4 Болезнь

5. Борозда

6. Бугорок

7. Вертел

8. Верхняя челюсть

9. Верхушка

10. Врач

11. Вырезка

12. Глаз

13. Голень

14. Голова

15. Гребень

16. Грудина

17. Грудь

18. Дуга

19. Желудок

20. Животное

21. Животное

22. Затылок

23. Карман

24. Кисть

25. Клетка

26. Ключица

27. Книжка

28. Колено

29. Кора

30. Корень

31. Костоеда

32. Кость

33. Край

34. Крыло

35. Легкое

36. Лоб

37. Локтевая кость

38. Лопатка

39. Матка

40. Мешок

41. Мышца

42. Нерв

43. Нижняя челюсть

44. Область

45. Ость





Третий вопрос нового материала – выполнить упражнение № 7.

Перевести существительные и определить к какому склонению и роду они относятся:




46. Отверстие

47. Отросток

48. Пазуха

49. Пазуха

50. Палец

51. Перегородка

52. Перелом

53. Пластинка

54. Плечевая кость

55. Поверхность, лицо

56. Поверхность, сторона

57. Позвонок

58. Полость

59. Проток

60. Проход

61. Пузырь

62. Пульс

63. Пяточная кость

64. Рана

65. Ребро

66. Рог

67. Рубец

68. Сбор

69. Связка

70. Сетка

71. Слух

72. Спина

73. Спинной мозг

74. Сплетение

75. Стенка

76. Столб

77. Стопа

78. Сустав

79. Сухожилие

80. Сычуг

81. Таз

82. Тело

83. Угол

84. Хвост

85. Хрящ

86. Череп

87. Чесотка

88. Шейка

89. Шея

90. Шов

91. Щель

^ VI. Ответы на вопросы итогового уровня знаний

1. Сколько склонений в латинском языке?

2. Перечислите роды существительных на латинском и русском языках.

3. Перечислите окончания существительных относящихся к 1 склонению.

4. Перечислите окончания существительных относящихся к 2 и 3 склонениям.

5. Перечислите окончания существительных относящихся к 4 и 5 склонениям.


VII. Подведение итогов самостоятельной работы


VIII. Задание на дом


1. Выучить правила склонения существительных (задания 1);

2. Выполнить упражнение № 7;

3. Выучить слова из упражнений № 6 и 7;

4. Подготовиться к коллоквиуму.


^ IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.

Тема 5: Коллоквиум (включает темы № 1,2,3,4)



Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:


^ I. Организационный момент

а) проверка присутствующих

б) разное


II. Индивидуальные задания по вопросам коллоквиума и ответы студентов на дифференцированную оценку

1.Латинский алфавит.

2.Классификация звуков в латинском языке.

3.Произношение гласных и дифтонгов.

4.Произношение согласных.

5.Сочетания согласных.

6.Правила чтения диграфов.

7.Состав слова.

8.Правила долготы слога.

9.Правила кратности слога.

10.Долгие и краткие суффиксы.

11.Правила ударения в латинском языке.

12. Существительные в анатомической терминологии.

13. Образование определений в латинском языке.

14. Согласованные определения.

15. Несогласованные определения.

16. Прилагательные в латинском языке.

17.Окончания именительного и родительного падежа единственного и множественного числа существительных 1 склонения.

18. Окончания именительного и родительного падежа единственного и множественного числа существительных II склонения.

19. Окончания именительного и родительного падежа единственного и множественного числа существительных III склонения.

20. Окончания именительного и родительного падежа единственного и множественного числа существительных IV склонения.

21. Окончания именительного и родительного падежа единственного и множественного числа существительных V склонения.

22. Признаки рода существительных.

23. Афоризмы и крылатые выражения 1часть.


III. Подведение итогов коллоквиума


^ IV. Задание на дом

1. Подготовить ответы на вопросы исходного уровня знаний по теме № 6.


V. Окончание занятия и уборка рабочих мест.


Тема 6: Прилагательные 2 часть. Числительные.


Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:


^ I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) разное


II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний


1. Как относятся роды существительных и склонения в латинском языке?

2. Как определить к какому склонению относится существите-льное?

3. Перечислите признаки рода существительных.


III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.


^ IV. Изложение нового материала

1. Числительные в латинской терминологии;

2. Выполнить упражнение № 8;

3. Прилагательные в анатомической терминологии 2 часть;

4. Выполнить упражнение № 9.


^ V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя


А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

^ Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы


Первый вопрос нового материала - числительные в латинской терминологии.


Имя числительное (nomen numerale):


Имена числительные в латинском языке разделяются на:

^ 1) количественные числительные (numeralia cardinalia), отвечающие на вопрос: сколько?

Например:

пять —quinque

семь—septem

2) порядковые числительные (numeralia ordinalia), отвечающие на вопрос: который?

Например:

первый — primus

четвертый — quartus

двадцатый — vicesimus

3)разделительные числительные (numeralia distributiva), отвечающие на вопрос: по скольку?

Например:

по три — terni

по шести — seni


^ Сложные числительные:


1. Числа, составляющие десятки в соединении с 8 или 9 (например, 18, 19, 28, 29, 48, 49 и т. д.), обозначаются через вычитание из следующего полного десятка, например:

18 — duo-de-viginti = 20 — 2

48 — duo-de-quinquaginta = 50—2

19 — un-de-viginti = 20 — 1

49 — un-de-quinquaginta = 50 — 1

2. Двузначные числа от 21 до 99 обозначаются двояко: или сначала называется число единиц, а затем число десятков, при­соединяемое союзом et, или на первое место ставят число десят­ков, а затем число единиц без союза.

Например:

27 обозначается или viginti septem или septem et viginti

63 — tres et sexaginta или sexaginta tres

3. В числительных более 100 соблюдается такой порядок обозначения: большее числительное ставится впереди и затем следуют меньшие числительные в порядке постепенности без союза, например:

333 — trecenti triginta tres

555 — quingenti quinquaginta quinque

4. В сложных порядковых числительных в русском языке только последняя цифра выражается порядковым числительным, в латинском же языке все цифры последовательно обозначаются порядковыми числительными, например:

двести тридцать четвер­тый— ducentesimus tricesimus quartus

anno millesimo nongentesimo quinquagesimo secundo — в 1952 году.


^ Таблица числительных количественных и порядковых:


Римские цифры

Арабские цифры

Количественные числительные

Порядковые числительные

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XX

XXX

XL

L

LX

LXX

XXC

XC

C

M

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

1000

Unus, una, unum

Duo, duae, duo

Tres, tria

Quattuor

Quinque

Sex

Septem

Octo

Novem

Decem

Viginti

Triginta

Quadraginta

Quinquaginta

Sexaginta

Septuaginta

Octoginta

nonaginta

centum

mille

Primys, a/um

Secundus.a.um

Tertius

Quartus

Quintus

Sextus

Septimus

Octavus

Nonus

Decimus

Vicesimus

Tricesimus

Quadragesimus

Quinquagesimus

Sexagesimus

Septuagesimus

Octogesimus

Nonagesimus

Centesimus

millesimus


^ Римские цифры:

1

I

лат. unus

5

V

лат. quinque

10

X

лат. decem

50

L

лат. quinquaginta

100

C

лат. centum

500

D

лат. quingenti

1000

M

лат. mille


В русском языке для закрепления в памяти буквенных обозначений цифр в порядке убывания существуют мнемонические правила:

Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх.

Mы Dаем Cоветы Lишь Xорошо Vоспитанным Iндивидуалам

Соответственно: M, D, C, L, X, V, I


Для правильной записи больших чисел римскими цифрами необходимо сначала записать число тысяч, затем сотен, затем десятков и, наконец, единиц.

При этом некоторые из цифр (I, X, C, M) могут повторяться, но не желательно более трех раз, таким образом с их помощью можно записать любое целое число не более 3999 (MMMCMXCIX). В ранние периоды существовали знаки для обозначения бо́льших цифр — 5000, 10000, 50000 и 100000 (тогда максимальное число по упомянутому правилу равно 399999). При записи чисел в римской системе счисления меньшая цифра может стоять справа от большей; в этом случае она прибавляется к ней.

Например:

число 283 по-римски записывается как CCLXXXIII, то есть 200+50+30+3=283. Здесь цифра, изображающая сотню, повторена два раза, а цифры, изображающие соответственно десяток и единицу, повторены по три раза.

число 1988. Одна тысяча M, девять сотен CM, восемь десятков LXXX, восемь единиц VIII. Запишем их вместе: MCMLXXXVIII.

Довольно часто, чтобы выделить числа в тексте, над ними рисовали черту: LXIV. Иногда черту рисовали и сверху, и снизу: XXXII — в частности, так принято выделять римские цифры в русском рукописном тексте (в типографском наборе это не используют из-за технической сложности). У других авторов черта сверху могла обозначать увеличение значения цифры в 1000 раз: VM = 6000.

Повсеместно записывать число «четыре» как «IV» стали только в XIX веке, до этого наиболее часто употреблялась запись «IIII». Однако запись «IV» можно встретить уже в документах манускрипта «Forme of Cury», датируемых 1390 годом. На циферблатах часов в большинстве случаев традиционно используется «IIII» вместо «IV», главным образом, по эстетическим соображениям: такое написание обеспечивает визуальную симметрию с цифрами «VIII» на противоположной стороне, а перевёрнутую «IV» прочесть труднее, чем «IIII».

Меньшая цифра может быть записана и слева от большей, тогда её следует вычесть из большей. В этом случае повторения меньшей цифры не допускаются. По-римски число 94 будет XCIV=100-10+5-1=94 — так называемое «правило вычитания» (появилось в эпоху поздней античности, а до этого римляне писали число 4 как IIII, а число 40 — как XXXX). Существует шесть вариантов использования «правила вычитания»:

  • IV = 4

  • IX = 9

  • XL = 40

  • XC = 90

  • CD = 400

  • CM = 900

Необходимо отметить, что другие способы «вычитания» не допустимы; так, число 99 должно быть записано как XCIX, но не как IC. Однако, в наши дни в некоторых случаях используется и упрощенная запись римских чисел. Упрощение состоит в том, что для уменьшения какой-либо цифры слева от неё может писаться любая другая цифра:

  • 999. Тысяча (M), вычтем 1 (I), получим 999 (IM) вместо CMXCIX. Следствие: 1999 — MIM вместо MCMXCIX

  • 95. Сто (C), вычтем 5 (V), получим 95 (VC) вместо XCV

  • 1950: Тысяча (M), вычтем 50 (L), получим 950 (LM). Следствие: 1950 — MLM вместо MCML

С помощью римских цифр можно записывать и большие числа. Для этого над теми цифрами, которые обозначают тысячи, ставится черта, а над цифрами, которые обозначают миллионы, — двойная черта.

Например:

число 123123 будет выглядеть так CXXIIICXXIII

миллион как I, но только не с одной, а с двумя чертами во главе.


Второй вопрос нового материла – выполнить упражнение № 8.


а) Перевести на латинский:

1. Первая пястная (плюсневая) кость -

2. Вторая пястная (плюсневая) кость -

3. Третья пястная (плюсневая) кость –

4. Четвертая пястная (плюсневая) кость –

5. Пятая пястная (плюсневая) кость –


б) Написать цифры на римском:

0




4




8




9




31




46




99




583




888




1668






Третий вопрос нового материала - прилагательные в анатомии-ческой терминологии 2 часть.


1. Срединный medianus

2. Стреловидный sagittalis

3. Сегментальный segmentalis

4. Фронтальный frontalis

5. Поперечный transversalis

6. Медиальный medialis

7. Боковой lateralis

8. Вентральный ventralis

9. Спинной dorsalis

10. Черепной cranialis

11. Хвостовой caudalis

12. Промежуточный intermedins

13. Средний medius

14. Внутренний internus

15.Наружный externus

16. Правый dexter

17.Левый sinister

18. Поверхностный superficialis

19. Глубокий profundus

20. Длинный longus

21. Сосцевидный mastoideus

22. Губчатый spongiosus

23. Чешуйчатый squamosus

24. Волокнистый fibrosus

25. Хрящевой cortilagineus

26. Косой obliquus

27. Костный osseus

28.Нёбный palatinus

29. Каменистый petrosus

30. Крыловидный pterygoideus

31. Крыловой alaris

32. Скуловой zygomaticus

33. Лицевой facialis

34. Суставной articularis

35. Решётчатый ethmoidalis

36. Лобный frontalis

37. Слёзный lacrimalis

38. Затылочный occipitalis

39. Глазничный orbitalis

40. Горизонтальный horizontalis

41. Короткий brevis

42. Рёберный costalis

43. Ключичный clavicularis

44. Мышечный muscularis

45. Позвоночный vertebralis

46. Шейный cervicalis

47. Поясничный lumbalis

48. Носовой nasalis

49.Теменной parietalis

50. Крестцовый sacralis

51. Клиновидный sphenoidalis

53.Височный temporalis


Прилагательные, сравнительная степень которых в анатомической термино­логии употребляется в качестве положительной степени:

m,f n

54.Верхний, яя, ее superior, superius

55.Нижний, яя, ее inferior, inferius

56. Передний, яя, ее anterior, anterius

57. Задний, яя, ее posterior, posterius

58. Большой, ая, ое maior, maius

59. Малый, ая, ое minor, minus

Эти прилагательные склоняются по III . склонению. Прилагательные maior и minor используются в анатомии для обозначения парных образований. Для обо­значения непарных образований употребляется положительная степень этих прилагательных:

m f n
60. Большой, ая, ое magnus, а, um

61. Малый, ая, ое parvus, а, um


Четвертый вопрос нового материла – выполнить упражнение № 9.


а) Перевести на латинский:

1. Первая запястная (заплюсневая) кость -

2. Вторая запястная (заплюсневая) кость -

3. Третья запястная (заплюсневая) кость –

4. Четвертая запястная (заплюсневая) кость –

5. Пятая запястная (заплюсневая) кость –


б) Написать цифры на римском:

1989




2009




2010




2011




3999




5000




10000





^ VI. Ответы на вопросы итогового уровня знаний

1. Какие бывают числительные?

2. Перечислите порядковые числительные по латински.

3. Перечислите количественные числительные по латински.


VII. Подведение итогов самостоятельной работы


VIII. Задание на дом

1. Выучить правила числительных (задание 1);

2. Переписать прилагательные часть 2 (задание 3) и выучить их;

3. Выполнить упражнение № 9.


^ IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.


Тема 7: Латинские приставки и предлоги, их значение в терминообразовании.



Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:


^ I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) разное


II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний


1. Что такое сложные числительные и как их писать римскими цифрами?

2. На какой вопрос отвечают количественные числительные?

3. На какой вопрос отвечают порядковые числительные?

4. На какой вопрос отвечают разделительные числительные?


III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.


^ IV. Изложение нового материала

1. Общая характеристика предлогов в латинском языке;

2. Латинские приставки и предлоги;

3. Выполнить упражнение № 10;

4. Вполнить упражнение № 11.

^ V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя


А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

^ Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы


Первый вопрос нового материала - общая характеристика предлогов в латинском языке.
  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие icon Данное пособие предназначено для студентов зооинженерных и ветеринарных факультетов вузов специализирующихся

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие icon Учебное пособие составлено в соответствии с программой по биохимии для студентов всех факультетов

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие icon Учебно-методическое пособие для студентов 1, 2 курсов всех факультетов медицинских вузов, преподавателей

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие icon Учебное пособие Ставрополь 2005 удк 577. 1 (075. 8) Бкк 28. 072 Я 73
Учебное пособие предназначено для студентов педиатрического и стоматологического факультетов медицинских...
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие icon Учебно-методическое пособие для студентов 4-5 курсов всех факультетов медицинских вузов и преподавателей,

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие icon Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов Оренбург 2012 год

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие icon Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением для студентов филологических

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие icon Учебное пособие для студентов лечебного, медико-профилактического факультетов и факультета иностранных

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие icon Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, врачей-интернов, клинических ординаторов,

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие icon Учебное пособие предназначено для адъюнктов и слушателей Военного университета рф, военных психологов-исследователей

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы