|
Скачать 1.04 Mb.
|
УДК 811.124 (076.5) ББК 81.2 Ш 22 Рецензент: профессор кафедры терапии и фармакологии Хахов Л.А. Шантыз А.Ю. Практикум по латинскому языку/ А.Ю. Шантыз Д.П. Винокурова, Н.А. Ромбандирова/ Краснодар: КГАУ - 2012 г. 106 с. Ш 22 Учебный материал изложен в 15 темах и содержит вопросы исходного и итогового уровней знаний, грамматические правила, упражнения, таблицы, список терминообразующих элементов, афоризмов и пословиц. Подробно излагаются правила оформления латинской части рецепта. Содержит дополнительный дидактический материал, знакомство с которым позволяет повысить как терминологическую грамотность, так и общую языковую культуру студентов. Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очных, заочных отделений ветеринарных вузов и факультетов. Предисловие При составлении настоящего учебного пособия авторы исходили из задач, что латинский язык будет изучаться студентами ветеринарного факультета не как базовая лингвистическая дисциплина, а с акцентом на усвоение латинской ветеринарной анатомической, клинической и фармакологической терминологии. Для полноценного владения любой профессией человек должен обязательно владеть терминологией своей специальности. К ветеринарии и медицине это относится в полной мере, более того, именно в этих областях латинская и латинизированная греческая терминологии используются наиболее широко. Латинский относится к числу мертвых языков, так как сейчас нет живого народа – носителя этого языка. Но было время, когда он был языком огромной Римской империи, простирающейся от Португалии до Закавказья. История Европы развивались так, что базовая терминология большинства наук основывается на словах латинского и греческого языков. В своей культуре римляне плодотворно использовали достижения культуры, науки и языка Греции, которую они завоевали в середине II века до н.э., в связи с чем от греков в эпоху возрождения было унаследовано около семисот анатомических названий. Современный врач, даже когда на профес-сиональную тему говорит по-русски, употребляет более 60% слов латинского и греческого происхождения. У медиков и фармацевтов издавна существует поговорка: Invia est in medicina via sine lingua Latina (путь в медицину непроходим без латинского языка). Изучение латинского отличается от других иностранных языков (немецкого, английского, французского) тем, что последние могут усваиваться практически, а латинский язык требует исключительно теоретического изучения. В данном пособии грамматический материал дается в последовательном порядке изучения, со специальными текстами по ветеринарным и смежным с ними дисциплинам. Особенностью пособия является наличие дополнительных упражнений и заданий студентам, а также, что каждая тема снабжена вопросами исходного и контрольного уровней знаний, к ответам на которые студент готовиться самостоятельно во внеаудиторное и аудиторное время с преподавателем. Каждое занятие предусматривает коррекцию исходного уровня знаний и получение ответов от преподавателя на неусвоенные вопросы. профессор Шантыз А.Ю. ^ Содержание, приемы и последовательность проведения занятия: I. Организационной момент а) проверка присутствующих б) инструктаж по технике безопасности ^ 1. Какие этапы выделяют в истории латинского языка? 2. Какую роль играет латинский язык в современной гуманитарной науке? 3. Дайте определение слову «термин». 4. Что такое номенклатура и какие ее виды вы знаете? III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы. ^ 1. Латинский алфавит; 2. Произношение гласных, дифтонги; 3. Произношение согласных, диграфы; 4. Выполнить упражнение № 1; 5. Выполнить упражнение № 2. ^ А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы; ^ В. Задание для самостоятельной работы Первый вопрос нового материала - латинский алфавит. Первоначально латинский алфавит включал только 21 букву. Буква Z была исключена из алфавита в 312 г. до н. э. Буква C использовалась для обозначения звуков [k] и [g]; в 234 г. до н. э. была создана отдельная буква G путем добавления к C поперечной черточки. В I веке до н. э. были добавлены буквы Y и Z для записи слов, заимствованных из греческого языка. В итоге получился классический латинский алфавит из 23 букв. Уже в новое время произошла дифференциация слоговых и неслоговых вариантов букв I и V (I/J и U/V), а также стал считаться отдельной буквой диграф VV, использующийся в письме германских языков. В итоге получился современный алфавит из 24 букв. Древние римляне использовали только заглавные формы букв; современные строчные буквы появились на рубеже античности и средних веков; в целом буквы в своем современном виде оформились около 800 года н.э. Таблица № 1 ^
* Буква J позднейшего происхождения. ^ В латинском языке звуки делятся на согласные и гласные. Согласным звукам соответствуют буквы: b, с, d, f, g, h, k, 1, m, n, p, q, r, s, t, v, x, z. Гласным звукам соответствуют буквы: а, е, i, о, u, у. Помимо гласных и согласных в латинском языке имеются устойчивые сочетания гласных — двугласные (дифтонги): ае, ое, аu, еu; сочетание согласных – диграфы – ch, ph, rh, th. ^ произношение гласных, дифтонги. Аа, Оо, Uu — произносятся как русские гласные [а], [о], [у]: caput (капут) — голова opticus (оптикус) — зрительный genu (гэну) — колено ^ vertebra (вэртэбра) — позвонок nervus (нэрвус) — нерв dens (дэнс) — зуб Ii — произносится как русский и, но в начале слова перед гласным или в середине слова между гласными произносится как русский [й]: digitus (дигитус) — палец iodum (йодум) — йод maior (майор) — большой ^ larynx (ляринкс) — гортань pharynx (фаринкс) — глотка ^ Сочетание двух гласных, которые составляют один слог называется - дифтонгом. В латинском языке четыре дифтонга: ^ praeparatum (прэпаратум) — препарат laesus (лэзус) — поврежденный aeger (эгер) — больной diaeta (диэта) – диета 2. ое — как немецкое [о], или как русское [э]: oedema (оэдэма) — отек foetus (фоэтус) — плод oesophagus (оэзофагус) — пищевод amoeba – (амоэба) - амеба 3. аu — как сочетание русских гласных [ay] с кратким у: trauma (траума) — повреждение auris (аурис) — ухо aurum (аурум) — золото audio (аудио) — слушать ^ с кратким у: pleura (плэура) — плевра pneumonia (пнэумониа) — воспаление легких В тех случаях, когда ае, ое не составляют дифтонга, т. е. каждый гласный произносится раздельно, над вторым гласным ставятся две точки: аёr (аэр) — воздух dyspnoё (диспноэ) — одышка ^ произношение согласных, диграфы. Сс — перед гласными е, i, у, а также перед дифтонгами ае, ое произносится как русский согласный [ц]: cerebrum (цэрэбрум) — головной мозг acidum (ацидум) — кислота cytus (цитус) — клетка caecum (цэкум) — слепая кишка coelia (целиа) — брюшная полость В остальных случаях с произносится как русский согласный [к]: caput (капут) — голова crista (криста) — гребень lac (ляк) — молоко cor (кор) — сердце vacca (вакка) — корова cura (кура) — забота, уход clavicula (клявикуля) — ключица ^ например: animal (анималь) — животное collum (кольлюм) — шея labium (лябиум) — губа lamina (лямина) — пластина ^ aqua (аква) — вода liquor (ликвор) — жидкость quercus (квэркус) — дуб quinque (квинквэ) — пять ^ но в положении между гласными, а также между гласным и согласными m или n произносится как [з]: septum (сэптум) — перегородка scapula (скапуля) — лопатка basis (базис) — основание plasma (плязма) — плазма mensio (мэнзио) — измерение ^ (между гласными обычно (кз): radix (радикс) — корень apex (апекс) — верхушка exitus (экзитус) — исход ^ в словах греческого происхождения: zygoma (зигома) — скула zona (зона) — пояс eczema (экзэма) — заболевание кожи В словах негреческого происхождения z произносится как русский [ц]: zincum (цинкум) — цинк influenza (инфлюэнца) — грипп Сочетание букв ngu перед гласными произносится [нгв]: lingua (лингва) — язык unguis (унгвис) — ноготь sanguis (сангвис) — кровь Сочетание букв ngu перед согласными произносится [нгу]: ungula (унгуля) – копыто angustus (ангустус) - узкий Сочетание ti перед гласными произносится [ци]: substantia (субстанция) — вещество operatio (опэрация) — операция Сочетание ti перед гласными, но после согласных s, x произносится как [ти]: mixtio (микстио) — смешивание ostium (остиум) — вход bestia (бэстиа) — дикое животное ^ Следующие сочетания встречаются в словах греческого происхождения и произносятся как один звук: ch — как русский [х]: chirurgus (хирургус) — хирург chamomilla (хамомилля) — ромашка schola (схоля) — школа machinа (махина) — машина ph — как русский [ф]: encephalon (энцэфалон) — мозг (головной) sphincter (сфинктэр) — сжиматель phalanx (фалянкс) — фаланга rh — как русский [р]: rhaphe (рафэ) — шов rhythmus (ритмус) — чередование th — как русский [т]: thorax (торакс) — грудная клетка therapia (тэрапиа) — лечение ^ выполнить упражнение № 1. а) Прочитайте термины, обращая внимание на произношение гласных и согласных: Abdomen, abdominalis, abducens, abductor, abomasus, accessorius, acutus, adductor, anterior, apertura, apex, apophysis, articulatio, ascendens, auris, auricula, avis. Basis, basilicus, biceps, bicornis, bifurcatio, bigeminus, blastus, brachium, brevis, bucca, bulla, bursa. Caecum, caecalis, calcaneus, canis, caninus, caput, capitulum, cartilago, cauda, caudalis, cerebellum, cervix, cervicalis, clavicula, clavicularis, colon, collum, columna, compositus, coxa, cranium, cutis, cystis, cytus. Dens, densus, dentalis, derma, descendens, dexter, diaphysis, dilatator, distalis, dorsum, dorsalis, duodenum, duodenalis, digestio. Encephalon, enteron, endocardium, epidermis, epicardium, epigastricus, epigastrium, epiphysis, epithelium, equinus, esophagus, externus, extremitas, epiglottis, epiglotticus. Facies, facialis, fascia, femur, femoralis, fibrosus, fibula, fissura, flexor, fundus, flexura, foramen, fossa, fovea Ganglion, gangliosus, gaster, gastricus, genu, glandula, gluteus, granulatio, granulum, gyrus. Haema, hepar, hepaticus, hilus, humerus, humeralis, hypogastrium, hypoglossus, hypophysis. Ileum, impressio, incisura, infrasternalis, infratemporalis, intestinum, intraarticularis, ischium, ischiadicus, incisivus, inferior, intraoccipitalis. б) Напишите латинскими буквами слова, данные в русской тран-скрипции: корпус, цэрэбрум, фурункулюс, фистуля, гангрэна, фэмина, калиум, аудирэ, наркозис, лятэралис, рабиэс, оксигениум, ринитис (диграф), клявикуля, аэрозолюм, аква, бутирум (греч.), ликвор, ампулля, инфузум, афта (два диграфа). в) Подберите русскую транскрипцию к данным латинским терминам: 1) gastrĭcus (желудочный) 1) унгвэнтум 2) therapia (лечение) 2) этэр 3) digĭtus (палец) 3) цинкум 4) cavernōsus (пещеристый) 4) кавэрнозус 5) fractūra (перелом) 5) гастрикус 6) pharynx (глотка) 6) тэрапия 7) aether (эфир) 7) цёлия 8) Althaea (алтей) 8) фаринкс 9) unguentum (мазь) 9) фиссура 10) Zincum (цинк) 10) канцэр 11) fissūra (щель) 11) альтэа 12) coelia (брюшная полость) 12) анималь 13) cancer (рак) 13) дигитус 14) anĭmal (животное) 14) фрактура г) Прочитайте. Обратите внимание на дифтонги: Costae verae, costae spuriae, aegrotus, aegrotae, auditivae, foveae costales, caecus, caeca, caecum, auricula, aponeurosis, oedema, incisurae costales, inaequales, linea transversae, alae sacri, cellulae mastoideae, semicanalis tubae auditivae, aeger, cartilagineae juncturae. ^ выполнить упражнение № 2. а) Прочитайте термины, обращая внимание на произношение гласных и согласных: Labium, labialis, labyrinthus, lac, lamina, larynx, laryngeus, latissimus, lingua, lingualis, lingula, liquor, lobus, lobulus, lympha, lymphaticus. Mandibula, mastoideus, maxilla, maxillaris, medulla, medullaris, meninx, meningeus, mesoderma, metaphysis, metatarsus, multiplex. Nucleus, nucleolus, nutricius, nasus, neoplasma, nervus, nodus, nodulus, nuclearis. Occiput, occipitalis, oculus, omasus, omentum, opticus, osseus, ossiculum, ossificatio, osteoma, ostium, oticus, ovum. Palatum, palpebra, palatinus, pancreas, papilla, papillaris, paries, parietalis, pectus, pectoralis, pediculus, pharynx, posterior, processus, pronator, pterygoideus, pulmo, pulmonalis, pylorus, polynuclearis. Quercus, quadriceps, quartus, quintus, quadrimensis, quadrigeminus, quadratus, quadrangularis. Radius, radialis, radicularis, radix, regio, respiratirius, reticulum, rotator, rumen, reconvalescentia. Sacrum, sacralis, scaphoideus, scapula, scapularis, septum, septulum, sphenoidalis, spongiosus, stomachus, strictura, structura, styloideus, superior, supinatio, sanguis, succus, sulcus, supraarticularis, sympathicus, symphysis, sutura, synovialis. Thorax, thoracalis, tibia, tibialis, transversus, trapezius, triceps, trochanter, trochantericus, truncus, tuber, tuberosum, tuberosus, tunica. Vacca, vaccae, vagina, vaginalis, valvula, venter, ventralis, ventriculus, vertebra, vertebrae, vertebralis, vesica, vesicula, vesicularis, vitulus. Zoon, zoonosis, zootomia, zootoxinum, zygoma, zygomaticus, zona, zonula. б) Напишите латинскими буквами слова, данные в русской тран-скрипции: процессус, криста галли, субкутанэус, ос сфеноидале (греч.), спинозус, ляринкс (греч.), зигома, этмоидалис (греч.), петрозэ (дифтонг), колюмна, дорсум, дэкстэр, артэриа, форамен, фациэс, плексус, фовэа, фиброза, артикуляцио, диафрагматикус, клавикуля, капут, орбиталис. в) Обратите внимание на буквосочетания qu и ngu: Aquaeductus, inaequalis, linguae, angulus mandibulae, fovea sublingualis, Lingual, linea oblique, squama, quadratus, pars squamosa, triangularis, sanguis, lingularis, frequens. ^ 1. Сколько букв в латинском языке? 2. Перечислите гласные и согласные буквы. 3. Правила произношения гласных и согласных. 4. Что такое дифтонги? И какие правила их чтения? 5. Что такое диграфы? Правила чтения диграфов и сочетаний согласных и гласных. VII. Подведение итогов самостоятельной работы VIII. Задание на дом 1. Выучить латинский алфавит; 2. Выучить правила чтения (вопросы 2 и 3); 3. Выполнить упражнение № 2. ^ Содержание, приемы и последовательность проведения занятия: ^ 1. Что такое диграф? 2. Что такое дифтонг? 3. Перечислите дифтонги латинского языка. III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы. ^ 1. Особенности постановки ударения в латинских терминах; 2. Правила долготы и краткости слогов; 3. Выполнить упражнение № 3; 4. Существительные в анатомической терминологии. ^ А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы; ^ В. Задание для самостоятельной работы Первый вопрос нового материала - особенности постановки ударения в латинских терминах. Для понимания правила ударения в латинском языке очень важно уметь делить слова на слоги и определять длительность слогов. Гласные звуки могут быть долгими или краткими. Различать долготу или краткость в слове необходимо, т. к. от долготы или краткости слога зависит правильная постановка ударения В латинском языке ударение (accentus) не ставится на последнем слоге. Слоги отсчитываются от конца слова. Количество слогов определяется по количеству гласных (дифтонги составляют один слог). ^ 1) на втором слоге от конца, если он долгий; 2) на третьем слоге от конца, если второй слог краткий (долгота или краткость третьего слога не имеет значения): li-ga-men-tum — связка; ve-rte-bra — позвонок. В двусложных словах ударение всегда стоит на первом слоге: co-sta — ребро, ca-put — голова. Примечание: Некоторые слова греческого происхождения с окончанием -ia сохраняют греческое ударение на втором кратком слоге, например: hypertonia — повышенное кровяное давление, pneumonia — воспаление легких ^ - правила долготы и краткости слогов. Правила долготы слога: 1.Гласный считается долгим перед двумя и более согласными, а также перед х и z: ma-xil-la — верхняя челюсть co-Ium-na — столб re-fle-xus — рефлекс gly-cy-rrhi-za — солодковый корень 2.Дифтонги от природы являются долгими: ae-ger — больной foe-tus — плод cau-da — хвост pleu-ra — плевра Правила краткости слога: 1.Гласный перед гласным, а также перед h является кратким: ex-tra-ho — извлекаю ti-bi-a — большеберцовая кость pte-ry-go-i-de-us — крыловидный 2. Гласный перед сочетаниями ch, th, rh, ph является кратким: sto-ma-chus — желудок 3. Гласный всегда краткий перед группой согласных из немого и плавного (bl, -br, -pl, -pr, -dl, -dr, -tl, -tr, -cl, -cr, -gl, -gr): ver-te-bra — позвонок сe-re-brum — мозг (головной) pal-pe-bra (веко). Гласный перед одним согласным может быть и долгим, и кратким. В таких случаях в словаре над гласным ставится знак долготы (-) или краткости (""): tu-ni-са — оболочка ve-si-ca — пузырь. Примечание. Нижеследующие суффиксы существительных и прилагательных долгие: ur fissura — щель, tinctura — настойка, natura - природа in palatinus — небный, medicina – медицина , gallina – курица at destilatus— дистиллированный, ut solutus — растворенный os tuberosus — бугристый, necrosis – омертвление ar ulnaris — локтевой, al tibialis — большеберцовый Нижеследующие суффиксы краткие: ul pilula — пилюля, ungula – копыто ol malleolus — лодыжка, areola – венчик il, bil gracilis — нежный, solubilis — растворимый id fluidus — жидкий (экстракт), liquidus — жидкий ic toxica – яды, medicus – врач Третий вопрос нового материала – выполнить упражнения № 3. а) Определите долготу или краткость предпоследнего слога: Patella, inferius, epigastrium, vertebra, concha, processus transversus, cochlea, corpus maxillae, osteologia, peronаeus, quadruplex, periosteum, cerebrum, incisura, labyrinthus, uvula, substantia, labium, ligamentum, sutura, malleolus, jugum, folium, cuticula, processus, columna. б) Учитывая долготу и краткость суффиксов, расставьте ударения: Processus,sutura, oblongatus, venosus, incisivus, fractura, apertura, temporalis, progressivus, orbitalis, maxillaris, thyreoideus, foveola, ventriculus, zygomaticus, alaris, globulus, molaris, conjunctivus, nasalis, pupilla, premolaris, massetericus, cervicalis, clavicularis, alveolus. Четвертый вопрос нового материла - существительные в анатоми-ческой терминологии. 1.Позвонок vertebra 2.Отверсти foramen 3.Канал canalis 4.Тело corpus 5. Гребень crista 6. Головка сaput 7. Ямка fоssa 8. Дуга arcus 9. Вырезка incisura 10.Отросток, выступ processus 11.Пространство spatium 12.Грудная клетка thorax 13. Ребро costa 14. Кость os 15. Бугорок tuberculum 16. Желоб sulcus 17. Грудина sternum 18. Рукоятка manubrium 19.Хрящ cartilago 20. Шея cervix 21. Атлант atlas 22. Крыло ala 23. Масса massa 24. Эпистрофей axis 25. Зуб dens 26. Поверхность facies 27. Поясница lumbus 28. Крестец sacrum 29. Основание basis 30. Мыс promantorium 31. Хвост cauda 32. Череп cranium 33. Затылок occiput 34. Часть pars 35. Мышца musculus 36. Вдавление impressio, 37. Мыщелок condylus 38. Нерв nervus 39. Чешуя squama 40. Ость spina 41. Седло sella 42. Спинка dorsum 43. Щель fissura 44. Клюв, хоботок rostrum 45. Крючок hamulus 46. Ход meatus 47. Пузырь bulla 48. Пазуха sinus 49. Пластинка lamina 50. Лабиринт labyrinthus 51. Hoс nasus 52. Край margo 53. Альвеола alveolum 54. Сошник vomer 55. Скула zygoma 56. Хоаны choanae 57. Ветвь ramus 58. Угол angulus 59. Рог cornu 60. Верхняя челюсть maxilla 61. Нижняя челюсть mandibula 62. Висок tempus 63. Лоб frons 64. Блок trochlea 65. Шероховатость tuberositas 66. Плечо humerus(brachii) 67. Предплечье antebrachii 68. Кисть manus 69. Окружность circumferential 70. Стопа pedis ^ 1. Как определить количество слогов в латинском слове? 2. Почему в некоторых случаях удерение может быть на первом слоге? 3. Перечислите краткие слоги. 4. Перечислите долгие суффиксы. VII. Подведение итогов самостоятельной работы VIII. Задание на дом 1. Выучить правила постановки ударения в латинских терминах (задания 1,2); 2. Выписать из методических указаний существительные анатомические термины и расставить в них ударения; 3. Выучить существительные анатомические термины. ^ Содержание, приемы и последовательность проведения занятия: ^ 1. Как поставить ударение в латинском слове? 2. Правила долготы слога. 3. Правила краткости слога. III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы. ^ 1. Согласованные и несогласованные определения; 2. Выполнить упражнение № 4; 3. Прилагательные в анатомической терминологии; 4. Выполнить упражнение № 5. ^ А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы; ^ В. Задание для самостоятельной работы Первый вопрос нового материала – согласованные и несогласованные определения В анатомической и других номенклатурах могут использоваться термины, состоящие из одного слова (cranium - череп), из двух слов (costa prima – первое ребро) или нескольких слов (fovea costalis cranialis et caudalis - краниальные и каудальные реберные ямки). В латинском языке, как и в русском, обязательно строгое согласование в роде, числе и падеже. Порядок слов в многочленном термине, как правило, строгий. На первом месте по-латыни стоит существительное (определяемое слово) - общий термин, затем следуют определения. Каждое определение сужает объём общего термина, конкретизирует его, если в термин входит несколько определений, то на первое место ставится то из них, которое наиболее ярко и чётко отделяет общий термин от числа однородных понятий. Например: arteria coronaria dextra - артерия венечная правая. В латинском языке различают два вида определений: согласованное и несогласованное определение. ^ отвечает на вопросы: какой? который? чей? сколько? При этом определением может быть прилагательное, причастие, числительное и местоимение. Например: caput costalis - головка рёберная crista vertebralis - гребень позвоночный ^ выражено существительным в родительном падеже. Например: caput costae - головка ребра crista vertebrae - гребень позвонка Второй вопрос нового материала – выполнить упражнение № 4. а) Перевести на латинский язык словосочетания: 1. Пальцевые вдавления 2. Тело позвонка 3. Дужка позвонка 4. Головка позвонка 5. Ямка позвонка 6. Вентральный гребень 7. Ножка дужки позвонка 8. Пластинки дужки позвонка 9. Отверстия дужки позвонка 10. Краниальная позвоночная вырезка 11. Каудальная позвоночная вырезка 12. Остистый отросток 13. Поперечные отростки 14. Реберные отростки 15. Краниальный суставной отросток 16. Каудальный суставной отросток 17. Добавочный отросток 18. Сосцевидный отросток 19. Костное ребро 20. Реберный хрящ 21. Вертебральный конец. 22. Тело ребра 23. Стернальный конец 24. Нервно-сосудистый желоб 25. Мышечный желоб б) Постройте двухсловные термины с согласованным или несогласованным определением, используя словарные формы данных существительных и прилагательных: 1) Жёлтый воск cera, ae f flavus, a, um 2) Целебное средство remedium, i n saluber, bris, bre 3) Сухой лист folium, i n siccus, a, um 4) Зелёное растение planta, ae f viridis, e 5) Длинная луковица bulbus, i m longus, a, um 6) Сладкий плод fructus, us m dulcis, e 7) Зигоморфный цветок flos, floris m zeugomorphĭcus, a, um 8) Красный кристалл crystallus, i f ruber, bra, brum 9) Шейный позвонок vertebra, ae f cervicalis, e 10) Свежий отвар decoctum, i n recens, ntis 11) Оболочка семени testa, ae f semen, ĭnis n 12) Корень валерианы radix, īcis f Valeriana, ae f 13) Кости скелета os, ossis n scelĕtum, i n 14) Крылья бабочки ala, ae f papilio, ōnis m 15) Дуга позвонка arcus, us m vertebra, ae f Третий вопрос нового материала – прилагательные в анатомической терминологии 1. Парасагитальный parasagittalis 2. Ростральный rostralis 3. Назальный nasalis 4. Аборальный aboralis 5. Передний anterior 6. Задний posterior 7. Верхний superior 8. Нижний inferior 9. Яремный jugularis 10. Зрительный opticus 11. Круглый rotundus 12. Овальный ovalis 13. Сонный caroticus 14. Блоковый trochlearis 15. Локтевой ulnaris 16. Добавочный accessorius 17. Пальмарный palmaris 18. Путовый compedalis 19. Копытный ungularis 20. Когтевой unguicularis 21. Разгибательный extensorius 22. Сгибательный flexorius 23. Притенный parietalis 24. Подошвенный plantaris 25. Сесамовидный sesamoides 26. Подвздошный iliacus 27. Лонный pubicus 28. Седалищный ischiadicus 29. Запертый obturatorius 30. Мечевидный xiphoideus 31. Истинный verus 32. Ложный spurius 33. Ушковидный auricularis 34. Выйный nuchales 35. Рванный laceratus 36. Продырявленный cribrosa 37. Перпендикулярный perpendicularis 38. Обонятельный olfactorius 39. Раковинный conchalis 40. Беззубый edentulus 41. Дистальный distalis 42. Проксимальный proximalis 43. Плоский (гладкий) placidus 44. Фиброзный fibrosus 45. Радиальный radialis 46. Хирургический chirurgicus 47. Дельтовидный deltoideus 48. Связочный ligamentosus 49. Синовиальный synovialis 50. Шиловидный styloides 51. Ладонный palmaris Четвертый вопрос нового материала – выполнить упражнение № 5. а) Перевести на латинский язык словосочетания: 1. Полость грудной клетки 2. Рёберная дуга 3. Межрёберное пространство 4. Турецкое седло 5. Спинка турецкого седла 6. Гипофизарная ямка 7. Борозда перекреста 8. Петуший гребень 9. Воздухоносные ячейки 10. Наружные завитки 11. Шиловидный отросток 12. Мышечно-трубный канал 13. Внутренний слуховой проход 14. Наружное отверстие водопровода преддверия 15. Наружное отверстие канальца улитки 16. Угол нижней челюсти 17. Ямка железы 18. Перелом ребра 19. Мышца головы 20. Корень зуба 21. Область колена 22. Гребень лопатки 23. Борозда пазухи 24. Шов черепа 25. Бугор верхней челюсти б) Переведите двухсловные анатомические термины: vertebra dorsālis, vertebrae dorsāles, columna vertebrālis, aorta abdominālis, cellŭlae ethmoidāles, regio parietālis, os temporāle, dorsum rectum, muscŭlus rectus, costa longa, ramus sanguifer, bucca dextra, muscŭlus transversus, facies externa, ligamentum flavum. ^ 1. Какой порядок слов в латинском определении? 2. Что такое согласованное определение и какой частью речи оно выражено? 3. Что такое несогласованное определение и какой частью речи оно выражено? VII. Подведение итогов самостоятельной работы VIII. Задание на дом 1. Выучить правила согласованных и несогласованных определений (задания 1); 2. Выписать из методических указаний прилагательные анатомические термины и выучить их; 3. Выполнить упражнение № 5 . ^ Содержание, приемы и последовательность проведения занятия: ^ 1. На какой вопрос отвечают согласованные определения? 2. Приведите примеры согласованных пределений. 3. На какой вопрос отвечают несогласованные определения? 4. Приведите примеры несогласованных определений. III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы. ^ 1. Склонения существительных; 2. Выполнить упражнение № 6; 3. Выполнить упражнение № 7. V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы; ^ В. Задание для самостоятельной работы Первый вопрос нового материала- склонения существительных. В латинском языке пять склонений (declinatio) имён существительных. Принадлежность к склонению определяется формой родительного падежа (т. е. падёжным окончанием) единственного числа и родом (genus) существительного. Имена существительные бывают мужского (masculinum), женского (feminina) и среднего (neutrum) родов и изменяются по шести падежам единственного (singularis) и множественного (pluralis) числа. ^ Nominativus именительный Accusativus винительный Genetivus родительный Ablativus творительный Dativus дательный Vocativus звательный Примечание. Vocativus (звательный падеж) по форме почти всегда сходен с именительным (nominativus), по смысловому значению он выражает обращение. Vocativus соответствует в русском языке звательному языку. ^ I склонение feminina II склонение masculinum, neutrum III склонение feminina, masculinum, neutrum IV склонение masculinum, neutrum V склонение feminina Свободная таблица падежных окончаний имен существительных именительного и родительного падежей единственного и множественного числа.
Признаки рода существительных: Род существительных определяется по окончанию существитель-ного в именительном падеже единственном числе: К мужскому роду относятся существительные с окончанием – us К женскому роду относятся существительные с окончанием – a, -es К среднему роду относятся существительные с окончанием -u, -en,-um,-on Второй вопрос нового материала – выполнить упражнение № 6. Перевести существительные и определить к какому склонению и роду они относятся: 1. Артерия 2. Бедро 3. Бешенство 4 Болезнь 5. Борозда 6. Бугорок 7. Вертел 8. Верхняя челюсть 9. Верхушка 10. Врач 11. Вырезка 12. Глаз 13. Голень 14. Голова 15. Гребень 16. Грудина 17. Грудь 18. Дуга 19. Желудок 20. Животное 21. Животное 22. Затылок 23. Карман 24. Кисть 25. Клетка 26. Ключица 27. Книжка 28. Колено 29. Кора 30. Корень 31. Костоеда 32. Кость 33. Край 34. Крыло 35. Легкое 36. Лоб 37. Локтевая кость 38. Лопатка 39. Матка 40. Мешок 41. Мышца 42. Нерв 43. Нижняя челюсть 44. Область 45. Ость Третий вопрос нового материала – выполнить упражнение № 7. Перевести существительные и определить к какому склонению и роду они относятся: 46. Отверстие 47. Отросток 48. Пазуха 49. Пазуха 50. Палец 51. Перегородка 52. Перелом 53. Пластинка 54. Плечевая кость 55. Поверхность, лицо 56. Поверхность, сторона 57. Позвонок 58. Полость 59. Проток 60. Проход 61. Пузырь 62. Пульс 63. Пяточная кость 64. Рана 65. Ребро 66. Рог 67. Рубец 68. Сбор 69. Связка 70. Сетка 71. Слух 72. Спина 73. Спинной мозг 74. Сплетение 75. Стенка 76. Столб 77. Стопа 78. Сустав 79. Сухожилие 80. Сычуг 81. Таз 82. Тело 83. Угол 84. Хвост 85. Хрящ 86. Череп 87. Чесотка 88. Шейка 89. Шея 90. Шов 91. Щель ^ 1. Сколько склонений в латинском языке? 2. Перечислите роды существительных на латинском и русском языках. 3. Перечислите окончания существительных относящихся к 1 склонению. 4. Перечислите окончания существительных относящихся к 2 и 3 склонениям. 5. Перечислите окончания существительных относящихся к 4 и 5 склонениям. VII. Подведение итогов самостоятельной работы VIII. Задание на дом 1. Выучить правила склонения существительных (задания 1); 2. Выполнить упражнение № 7; 3. Выучить слова из упражнений № 6 и 7; 4. Подготовиться к коллоквиуму. ^ Содержание, приемы и последовательность проведения занятия: ^ а) проверка присутствующих б) разное II. Индивидуальные задания по вопросам коллоквиума и ответы студентов на дифференцированную оценку 1.Латинский алфавит. 2.Классификация звуков в латинском языке. 3.Произношение гласных и дифтонгов. 4.Произношение согласных. 5.Сочетания согласных. 6.Правила чтения диграфов. 7.Состав слова. 8.Правила долготы слога. 9.Правила кратности слога. 10.Долгие и краткие суффиксы. 11.Правила ударения в латинском языке. 12. Существительные в анатомической терминологии. 13. Образование определений в латинском языке. 14. Согласованные определения. 15. Несогласованные определения. 16. Прилагательные в латинском языке. 17.Окончания именительного и родительного падежа единственного и множественного числа существительных 1 склонения. 18. Окончания именительного и родительного падежа единственного и множественного числа существительных II склонения. 19. Окончания именительного и родительного падежа единственного и множественного числа существительных III склонения. 20. Окончания именительного и родительного падежа единственного и множественного числа существительных IV склонения. 21. Окончания именительного и родительного падежа единственного и множественного числа существительных V склонения. 22. Признаки рода существительных. 23. Афоризмы и крылатые выражения 1часть. III. Подведение итогов коллоквиума ^ Тема 6: Прилагательные 2 часть. Числительные. Содержание, приемы и последовательность проведения занятия: ^ 1. Как относятся роды существительных и склонения в латинском языке? 2. Как определить к какому склонению относится существите-льное? 3. Перечислите признаки рода существительных. III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы. ^ 1. Числительные в латинской терминологии; 2. Выполнить упражнение № 8; 3. Прилагательные в анатомической терминологии 2 часть; 4. Выполнить упражнение № 9. ^ А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы; ^ В. Задание для самостоятельной работы Первый вопрос нового материала - числительные в латинской терминологии. Имя числительное (nomen numerale): Имена числительные в латинском языке разделяются на: ^ числительные (numeralia cardinalia), отвечающие на вопрос: сколько? Например: пять —quinque семь—septem 2) порядковые числительные (numeralia ordinalia), отвечающие на вопрос: который? Например: первый — primus четвертый — quartus двадцатый — vicesimus 3)разделительные числительные (numeralia distributiva), отвечающие на вопрос: по скольку? Например: по три — terni по шести — seni ^ 1. Числа, составляющие десятки в соединении с 8 или 9 (например, 18, 19, 28, 29, 48, 49 и т. д.), обозначаются через вычитание из следующего полного десятка, например: 18 — duo-de-viginti = 20 — 2 48 — duo-de-quinquaginta = 50—2 19 — un-de-viginti = 20 — 1 49 — un-de-quinquaginta = 50 — 1 2. Двузначные числа от 21 до 99 обозначаются двояко: или сначала называется число единиц, а затем число десятков, присоединяемое союзом et, или на первое место ставят число десятков, а затем число единиц без союза. Например: 27 обозначается или viginti septem или septem et viginti 63 — tres et sexaginta или sexaginta tres 3. В числительных более 100 соблюдается такой порядок обозначения: большее числительное ставится впереди и затем следуют меньшие числительные в порядке постепенности без союза, например: 333 — trecenti triginta tres 555 — quingenti quinquaginta quinque 4. В сложных порядковых числительных в русском языке только последняя цифра выражается порядковым числительным, в латинском же языке все цифры последовательно обозначаются порядковыми числительными, например: двести тридцать четвертый— ducentesimus tricesimus quartus anno millesimo nongentesimo quinquagesimo secundo — в 1952 году. ^
^
В русском языке для закрепления в памяти буквенных обозначений цифр в порядке убывания существуют мнемонические правила: Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. Mы Dаем Cоветы Lишь Xорошо Vоспитанным Iндивидуалам Соответственно: M, D, C, L, X, V, I Для правильной записи больших чисел римскими цифрами необходимо сначала записать число тысяч, затем сотен, затем десятков и, наконец, единиц. При этом некоторые из цифр (I, X, C, M) могут повторяться, но не желательно более трех раз, таким образом с их помощью можно записать любое целое число не более 3999 (MMMCMXCIX). В ранние периоды существовали знаки для обозначения бо́льших цифр — 5000, 10000, 50000 и 100000 (тогда максимальное число по упомянутому правилу равно 399999). При записи чисел в римской системе счисления меньшая цифра может стоять справа от большей; в этом случае она прибавляется к ней. Например: число 283 по-римски записывается как CCLXXXIII, то есть 200+50+30+3=283. Здесь цифра, изображающая сотню, повторена два раза, а цифры, изображающие соответственно десяток и единицу, повторены по три раза. число 1988. Одна тысяча M, девять сотен CM, восемь десятков LXXX, восемь единиц VIII. Запишем их вместе: MCMLXXXVIII. Довольно часто, чтобы выделить числа в тексте, над ними рисовали черту: LXIV. Иногда черту рисовали и сверху, и снизу: XXXII — в частности, так принято выделять римские цифры в русском рукописном тексте (в типографском наборе это не используют из-за технической сложности). У других авторов черта сверху могла обозначать увеличение значения цифры в 1000 раз: VM = 6000. Повсеместно записывать число «четыре» как «IV» стали только в XIX веке, до этого наиболее часто употреблялась запись «IIII». Однако запись «IV» можно встретить уже в документах манускрипта «Forme of Cury», датируемых 1390 годом. На циферблатах часов в большинстве случаев традиционно используется «IIII» вместо «IV», главным образом, по эстетическим соображениям: такое написание обеспечивает визуальную симметрию с цифрами «VIII» на противоположной стороне, а перевёрнутую «IV» прочесть труднее, чем «IIII». Меньшая цифра может быть записана и слева от большей, тогда её следует вычесть из большей. В этом случае повторения меньшей цифры не допускаются. По-римски число 94 будет XCIV=100-10+5-1=94 — так называемое «правило вычитания» (появилось в эпоху поздней античности, а до этого римляне писали число 4 как IIII, а число 40 — как XXXX). Существует шесть вариантов использования «правила вычитания»:
Необходимо отметить, что другие способы «вычитания» не допустимы; так, число 99 должно быть записано как XCIX, но не как IC. Однако, в наши дни в некоторых случаях используется и упрощенная запись римских чисел. Упрощение состоит в том, что для уменьшения какой-либо цифры слева от неё может писаться любая другая цифра:
С помощью римских цифр можно записывать и большие числа. Для этого над теми цифрами, которые обозначают тысячи, ставится черта, а над цифрами, которые обозначают миллионы, — двойная черта. Например: число 123123 будет выглядеть так CXXIIICXXIII миллион как I, но только не с одной, а с двумя чертами во главе. Второй вопрос нового материла – выполнить упражнение № 8. а) Перевести на латинский: 1. Первая пястная (плюсневая) кость - 2. Вторая пястная (плюсневая) кость - 3. Третья пястная (плюсневая) кость – 4. Четвертая пястная (плюсневая) кость – 5. Пятая пястная (плюсневая) кость – б) Написать цифры на римском:
Третий вопрос нового материала - прилагательные в анатомии-ческой терминологии 2 часть. 1. Срединный medianus 2. Стреловидный sagittalis 3. Сегментальный segmentalis 4. Фронтальный frontalis 5. Поперечный transversalis 6. Медиальный medialis 7. Боковой lateralis 8. Вентральный ventralis 9. Спинной dorsalis 10. Черепной cranialis 11. Хвостовой caudalis 12. Промежуточный intermedins 13. Средний medius 14. Внутренний internus 15.Наружный externus 16. Правый dexter 17.Левый sinister 18. Поверхностный superficialis 19. Глубокий profundus 20. Длинный longus 21. Сосцевидный mastoideus 22. Губчатый spongiosus 23. Чешуйчатый squamosus 24. Волокнистый fibrosus 25. Хрящевой cortilagineus 26. Косой obliquus 27. Костный osseus 28.Нёбный palatinus 29. Каменистый petrosus 30. Крыловидный pterygoideus 31. Крыловой alaris 32. Скуловой zygomaticus 33. Лицевой facialis 34. Суставной articularis 35. Решётчатый ethmoidalis 36. Лобный frontalis 37. Слёзный lacrimalis 38. Затылочный occipitalis 39. Глазничный orbitalis 40. Горизонтальный horizontalis 41. Короткий brevis 42. Рёберный costalis 43. Ключичный clavicularis 44. Мышечный muscularis 45. Позвоночный vertebralis 46. Шейный cervicalis 47. Поясничный lumbalis 48. Носовой nasalis 49.Теменной parietalis 50. Крестцовый sacralis 51. Клиновидный sphenoidalis 53.Височный temporalis Прилагательные, сравнительная степень которых в анатомической терминологии употребляется в качестве положительной степени: m,f n 54.Верхний, яя, ее superior, superius 55.Нижний, яя, ее inferior, inferius 56. Передний, яя, ее anterior, anterius 57. Задний, яя, ее posterior, posterius 58. Большой, ая, ое maior, maius 59. Малый, ая, ое minor, minus Эти прилагательные склоняются по III . склонению. Прилагательные maior и minor используются в анатомии для обозначения парных образований. Для обозначения непарных образований употребляется положительная степень этих прилагательных: m f n 60. Большой, ая, ое magnus, а, um 61. Малый, ая, ое parvus, а, um Четвертый вопрос нового материла – выполнить упражнение № 9. а) Перевести на латинский: 1. Первая запястная (заплюсневая) кость - 2. Вторая запястная (заплюсневая) кость - 3. Третья запястная (заплюсневая) кость – 4. Четвертая запястная (заплюсневая) кость – 5. Пятая запястная (заплюсневая) кость – б) Написать цифры на римском:
^ 1. Какие бывают числительные? 2. Перечислите порядковые числительные по латински. 3. Перечислите количественные числительные по латински. VII. Подведение итогов самостоятельной работы VIII. Задание на дом 1. Выучить правила числительных (задание 1); 2. Переписать прилагательные часть 2 (задание 3) и выучить их; 3. Выполнить упражнение № 9. ^ Содержание, приемы и последовательность проведения занятия: ^ 1. Что такое сложные числительные и как их писать римскими цифрами? 2. На какой вопрос отвечают количественные числительные? 3. На какой вопрос отвечают порядковые числительные? 4. На какой вопрос отвечают разделительные числительные? III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы. ^ 1. Общая характеристика предлогов в латинском языке; 2. Латинские приставки и предлоги; 3. Выполнить упражнение № 10; 4. Вполнить упражнение № 11. ^ А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы; ^ В. Задание для самостоятельной работы Первый вопрос нового материала - общая характеристика предлогов в латинском языке. |