|
Скачать 1.83 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКЙЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»Кафедра ортопедической стоматологииМЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ 5-го КУРСА 9 СЕМЕСТРА Методические разработки утверждены на методическом совещании кафедры ортопедической стоматологии Зав.кафедрой ортопедической стоматологии, д.м.н., профессор______________С.А.Наумович Минск БГМУ 2010 УТВЕРЖДАЮзав. кафедрой, д.м.н., профессор _____________ С.А. Наумович Протокол заседания кафедры №1 от «____»_________ 20___г. ^
Лекции – 8 (10 ч.) Практические занятия - 95 ч Количество часов 105 ч. Количество недель - 16. ^ 10 баллов – десять: - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; - точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; - безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; - выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; - полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин; - творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; - точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; - способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы; - полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку; - самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; - использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; - способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы; - усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку; - самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - систематизированные и полные знания по всем разделам учебной программы; - использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; - свободное владение типовыми решениями в рамках учебной программы; - усвоение основной и необходимой дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; - самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы; - использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; - способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; - активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - достаточные знания в объеме учебной программы; - использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; - способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; - самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. ^ - достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок; - владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач; - умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи; - умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку; - работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий. ^ - недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта; - знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - использование научной терминологии, изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками; - слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; - неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплине; - пассивность на практических, лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий. Уровень недостаточный для текущей и итоговой аттестации, допускается повторная текущая аттестация при соответствующей самостоятельной работе студента. ^ - фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; - знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины; - неумение использовать научную терминологию дисциплины наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок; - пассивность на практических, лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий. Уровень недостаточный для текущей и итоговой аттестации, допускается повторная текущая аттестация при значительной самостоятельной работе студента. ^ - отсутствие приращения знаний и компетентности в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа; - использование запрещенных (несанкционированных) материалов и методов. Студент повторно не аттестуется и представляется к отчислению из высшего учебного заведения. ^
Применение: занятия проводятся в ортопедическом кабинете. Общая продолжительность занятий – 15 учебных занятий по 6 академических часов, 1 занятие – 5 академических часов ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная
Занятие 1 Тема: Классификация аномалий зубов, зубных рядов и прикуса. Цель занятия: изучить аномалии зубов, зубных рядов и прикуса у подростков и взрослых. Вопросы, необходимые для усвоения темы:
Контрольные вопросы:
^ Существуют следующие аномалии положения зубов по отношению к трем взаимоперпендикулярным плоскостям: – вестибулярное (лабиальное/буккальное); – оральное (лингвальное); – медиальное; – дистальное; – высокое (супраокклюзия); – низкое (инфраоккюзия); – поворот зубов вокруг оси (тортоокклюзия); – транспозиция. Следует отличать отклонения коронок зубов при относительно правильном расположении верхушек их корней, корпусное смещение зубов при относительно правильном расположении верхушек их корней и корпусное смещение зубов, т.е. смещение и коронки и корня зуба. Неправильно могут быть расположены отдельные зубы или группы зубов. Аномалии их расположения могут проявляться как самостоятельные отклонения или как симптом неправильного прикуса. ^ Вестибулярное отклонение чаще наблюдается в области передних зубов в результате недостатка для них места в зубном ряду, вредных привычек и несоответствия размеров зубов и их апикального базиса, а также размеров базисов челюстей. Среди аномалий положения зубов в отдельную группу выделяют вестибулярное положение клыков и обозначают его следующими терминами: высокое стояние верхних клыков, вестибулярное положение клыков, губощечное прорезывание зубов или супралябиоаномалия. Причинами вестибулярного положения клыков могут быть сужение зубных рядов; медиальное смещение боковых зубов в результате раннего кариозного разрушения; латеральное смещение резцов вследствие диастемы, наличие сверхкомплектных зубов и других причин; неправильная закладка зачатков клыков; несоответствие ширины коронки зубов ширине апикального базиса; задержка смены вторых молочных моляров и др. Различают оральное расположение зуба или оральный наклон его коронки. В таком положении чаще находятся резцы, клыки, вторые премоляры в результате недостатка для них места, сужения зубного ряда, наличия сверхкомплектных зубов или задержки смены молочных зубов, вредных привычек и других причин. После создания места в зубном ряду для орального расположения зуба или группы зубов, учитывают степень обратного фронтального перекрытия. ^ Медиальное положение зубов может быть следствием кариозного разрушения коронок зубов, ранней потери молочных или постоянных зубов, адентии и других причин. В результате медиального перемещения боковых зубов получается укорочение зубного ряда. Латеральное положение передних зубов и дистальное положение боковых, бывает обусловлено препятствием для медиального перемещения этих зубов (сверхкомплектные зубы, задерживающиеся молочные моляры, широкий небный шов и другое). Наиболее часто встречающиеся аномалии этой группы – щель между центральными резцами. ^ Первый вид – латеральное отклонение коронок центральных резцов при правильном расположении верхушек их корней. Причинами такого вида диастем часто бывают сверхкомплектные зубы, прорезывание которых предшествовало прорезыванию центральных резцов, вредные привычки, сосание пальцев, языка и др., давление кончиком языка на зубы, что способствует появлению диастемы и трем между зубами. Вредная привычка прикусывания ногтя, карандаша или других предметов нередко является причиной поворота верхних центральных резцов по оси. Неправильное положение нижнего центрального резца, в частности, его поворот по оси препятствует установлению верхнего резца в зубной ряд, что также может быть причиной диастемы. Врожденная расщелина альвеолярного отростка обуславливает поворот центрального резца по оси и отклонение его в сторону дефекта. При диастеме расположение коронок центральных резцов может быть различным: 1) без поворота по оси; 2) с поворотом по оси медиальной поверхности в вестибулярном направлении; 3) с поворотом по оси медиальной поверхности в оральном направлении. Такие разновидности положения центральных резцов встречаются при всех видах диастемы. Второй вид – корпусное латеральное смещение резцов. Причинами такого вида диастем могут быть частичная адентия – отсутствие зачатков одного или двух верхних боковых резцов, значительное уплотнение костной ткани в области срединной межальвеолярной перегородки, низкое прикрепление уздечки верхней губы, потеря бокового резца, клыка или аномалий их положения, наличие сверхкомплектных зубов – в области центральных резцов (ретенированных или прорезавшихся). Второй вид – нередко является семейной особенностью. Третий вид – медиальный наклон коронок центральных резцов и латеральное отклонение их корней. Обычно наблюдается при наличии нескольких сверхкомплектных зубов между корнями центральных резцов или сверхкомплектного зуба, расположенного поперечно при одонтоме, множественной адентии. Иногда диастема возникает под влиянием не одной, а нескольких причин. Первые и вторые виды диастемы встречаются чаще, чем третий вид. Виды диастемы различают на основании клинического обследования, изучения диагностических моделей челюстей и рентгенограмм области резцов по отклонению к срединной плоскости – равномерного или неравномерного или латерального отклонения или смещения поворотов по оси и учета этиологических и патологических факторов. ^ Расположение зубов выше или ниже окклюзионной плоскости относится к числу вертикальных аномалий положения зубов. Недопрорезывание зуба может быть обусловлено недостатком для него места в зубном ряду, вредными привычками и другими механическими препятствиями на пути его прорезывания, нарушением формирования корня зуба или альвеолярного отростка и другими причинами. Зубоальвеолярное укорочение и зубоальвеолярное удлинение в переднем или боковых отделах зубных рядов, обуславливают открытый или глубокий прикус. ^ Это обмен местами двух рядов расположенных зубов, например: боковых резцов и клыков, клыков и первых премоляров (встречается относительно редко). Этиологическим фактором такой аномалии является неправильное положение зачатков зубов. ^ По отношению к трем взаимно перпендикулярным плоскостям различают следующие аномалии зубных дуг: 1) в сагиттальном направлении: а) удлинение зубных дуг; б) укорочение зубных дуг; 2) в вертикальном направлении: а) зубоальвеолярное укорочение в отдельных сегментах зубных дуг; б) зубоальвеолярное удлинение в отдельных сегментах зубных дуг; 3) в трансверзапьном направлении: а) сужение зубных дуг; б) расширение зубных дуг. ^ Удлинение зубных рядов выявляют по их общей длине и длине переднего отрезка зубной дуги. Причины этой аномалии ― нарушение носового дыхания или ротовое дыхание, вредные привычки (сосание пальца, карандаша и др.), макродентия, сверхкомплектные зубы (расположенные в зубной дуге), нарушение глотания, неправильная артикуляция языка и протрузия передних зубов. Передние зубы выступают из-под губы, между ними нередко имеются тремы или зубы, расположенные тесно, губа находится в области сагиттальной щели между резцами. Нарушения обычно сочетаются с сагиттальными, трансверзальными и вертикальными аномалиями прикуса. ^ Укорочение зубного ряда может быть следствием аномалий формы, величины, числа и расположения зубов, а также недоразвития челюсти. Оно может быть односторонним или двусторонним. Из этиологических факторов следует назвать вредные привычки. Медиальное смещение премоляров и последующее укорочение зубного ряда чаще всего бывает обусловлено несколькими причинами: кариозным разрушением проксимальных поверхностей коронок зубов, ранней потерей молочных моляров или постоянных зубов, частичной адентией, ретенцией зубов, неправильным расположением зачатков постоянных зубов или прорезыванием вне зубной дуги, что приводит к перемещению зубов в медиальном направлении. При этих нарушениях артикуляция зубных рядов может получиться скученной группой зубов с вытеснением отдельных зубов из зубного ряда или ретенция их. Такие аномалии способствуют возникновению кариеса и периодонтитов, а также нарушению функции жевания, глотания и речи. Укороченный нижний зубной ряд нередко наблюдается при дистальном прикусе, укороченный верхний зубной ряд – при медиальном прикусе. ^ Зубоальвеолярное укорочение или зубоальвеолярное удлинение выявляется в отдельных сегментах зубных дуг. Такие нарушения сочетаются с вертикальными аномалиями прикуса ― открытым и глубоким. Следует подчеркнуть, что в различных сегментах одного зубного ряда могут совмещаться различные виды нарушений. Например, при открытом прикусе в переднем участке зубных дуг, обусловленном зубоальвеолярным укорочением, может наблюдаться зубоальвеолярное удлинение в боковых участках верхней зубной дуги, а при глубоком прикусе – наоборот. Наиболее частая причина зубоальвеолярного удлинения в переднем сегменте зубного ряда –кариозное или некариозное поражение твердых тканей боковых зубов, в том числе неравномерная их стираемость, ранняя потеря молочных моляров, первых постоянных моляров или других боковых зубов. Вредные привычки сосания или прикусывания пальцев, различных предметов вызывают отклонение передних зубов, нарушение их проксимальных контактов с противостоящими зубами, что приводит к снижению высоты прикуса, установлению первых постоянных моляров на неправильном окклюзионном уровне и недоразвитию альвеолярных отростков в боковых участках. Нарушение контактов между передними зубами приводит к зубоальвеолярному удлинению в этой области. Причины нарушения роста альвеолярных отростков по вертикали – протрузия или ретрузия передних зубов на одной челюсти, изменение их расположения на обеих челюстях, смещение нижней челюсти, неравномерное развитие базисов челюстей, укорочение ветвей нижней челюсти, уменьшение ее углов. Функциональные нарушения при зу6оальвеолярном удлинении выражаются в снижении эффективности жевания, перегрузке пародонта передних зубов и, нередко, травмировании слизистой оболочки, что способствует возникновению и развитию заболеваний пародонта, стиранию режущих краев резцов и бугров других зубов. Ротовое дыхание, неправильное глотание и нарушение речи способствуют сужению зубных дуг, изменению расположения передних зубов и углублению резцового перекрытия. ^ Сужение зубных рядов характеризуется изменением их формы, обусловленным уменьшением расстояния между срединной плоскостью и латерально расположенными от нее зубами. Трансверзальные аномалии прикуса определяются на верхней челюсти по отношению к плоскости, проходящей через срединный небный шов, на нижней челюсти – по отношению к срединной плоскости лица и верхней челюсти. Сужение зубных рядов наблюдается при нейтральном, дистальном или медиальном соотношении боковых зубов, а также при вертикальных аномалиях прикуса. Принято различать сужение зубной дуги альвеолярной, базальной или сочетанной формы. Эти нарушения особенно четко выявляются на поперечных распилах диагностических моделях челюстей. Различают также общее сужение зубного ряда, V-образную форму (сужение выражено больше в области моляров), оно может быть симметричным (односторонним) и, нередко, сочетаться с тесным положением фронтальных зубов, поворотами их по оси, вытеснением одного или нескольких зубов из зубного ряда в вестибулярном или небном направлениях с ретенцией отдельных зубов. По степени выраженности различают сужение зубных рядов первой, второй и третьей степени. Сужение зубных рядов и недостаток места для передних зубов можно объяснить слабым давлением на зубы малоподвижного языка при его укороченной уздечке и превалирующим воздействием мышц губ и щек. Верхняя зубная дуга без достаточного давления языка суживается в области премоляров и клыков и обычно удлиняется в переднем участке. ^
Различают несколько видов сужения верхней зубной дуги: 1) с протрузией передних зубов без трем между ними; 2) с протрузией передних зубов и скученным их наложением; 3) с протрузией передних зубов и тремами между ними. ^ Расширение зубных дуг характеризуется увеличением расстояния между срединной плоскостью и латерально расположенными от нее зубами. Основные этиологические факторы расширения зубных рядов и их апикального базиса следующие: при зубоальвеолярных формах патологии – вредные привычки, неправильная закладка зачатков зубов, задержка смены временных зубов, при гнатических формах – макрогнатия наследственная или приобретенная, опухоли (например: тератома), смещение нижней челюсти в сторону, аномалийное положение нижних боковых зубов. Расширение зубной дуги встречается значительно реже, чем сужение; наблюдается при сагиттальных и вертикальных аномалиях прикуса. Оно может быть односторонним, двусторонним, симметричным, асимметричным, на одной челюсти, на обеих челюстях, без нарушения смыкания зубных рядов или с нарушением. ^ ![]() Рис. 1. Классификация аномалий прикуса по Энглю: а — нейтральный прикус (I класс); б — дистальный прикус (II класс — I подкласс); в — дистальный прикус (II класс—II подкласс); г — мезиальный прикус (III класс). ^ Если челюсти находятся в мезио-дистальной гармонии к моменту прорезывания первых постоянных моляров, то аномалии зубных дуг относятся к первому классу, то есть при нейтральном соотношении шестых зубов, когда мезиально-щечный бугорок верхнего первого моляра находится в межбугорковой фиссуре одноименного нижнего. К этому классу можно отнести аномалии зубных рядов в переднем участке, аномалии отдельных зубов и другие отклонения от нормы, если они находятся мезиальнее первых моляров при их нейтральном смыкании. ^ Относится к сагиттальным аномалиям прикуса и характеризуется несоответствием верхней и нижней челюстей в сагиттальном направлении. Степень сагиттального смещения определяется по орбитальной (фронтальной) плоскости. Прогнатия довольно распространенная аномалия, встречающаяся в период молочного, сменного и постоянного прикуса. Причины возникновения прогнатии — внутриутробные и нейрогуморальные факторы, нарушение функционального равновесия мышц, искусственное вскармливание, болезни раннего детского возраста (особенно рахит), воспалительные процессы челюстей, нарушенное носовое дыхание, вредные привычки, раннее удаление молочных зубов. Прогнатия может быть обусловлена чрезмерным развитием верхней челюсти или верхней зубной и альвеолярной дуг, недоразвитием нижней челюсти или нижней зубной дуги, дистальным положением или смещение всей нижней челюсти с ее зубным рядом при чрезмерно развитой верхней челюсти. Соотношение боковых зубов в сагиттальном направлении характеризуется тем, что медиально-щечный бугор верхней челюсти смыкается с одноименным нижним или ложится в промежуток между вторым премоляром и передне-щечным бугром первого моляра. Существуют различные формы прогнатии. Как самостоятельная прогнатия встречается редко. Чаще всего она сочетается с аномалиями положения отдельных зубов, открытым или глубоким прикусом, сужением челюстей, которые в свою очередь усугубляют прогнатию. Характерные признаки: ^ – прогнатия имеет несоответствие между верхними и нижними зубными рядами в сагиттальном направлении, которое выражается различными расстояниями между небной поверхностью верхних резцов и губной поверхностью нижних. Верхние передние зубы веерообразно выступают вперед. В одном случае нижние резцы выдвигаются вверх и травмируют слизистую оболочку неба (глубокий травмирующий прикус), в другом – отклоняются наружу, но между верхними и нижними резцами появляется пространство. Отмечается также сужение, сдавливание или искривление зубных дуг, дистальное положение нижней челюсти. К первой форме прогнатии также относится сужение верхней челюсти или зубного ряда с вестибулярным отклонением передних зубов, нередко вместе с альвеолярным отростком. При этой форме наблюдаются характерные лицевые изменения – укороченная верхняя губа, обычно выступает вперед, из-под нее видны зубы, которые иногда ложатся на нижнюю губу, оставляя отпечаток на ней. Губы не смыкаются, а нижняя челюсть отодвинута назад. При наличии глубокого прикуса усилена подбородочная складка. Напряженное выражение лица и сглаженность его контуров наблюдается при сочетании прогнатии с открытым прикусом. Функциональные расстройства выражаются в затруднении откусывания и разжевывания пищи, нарушены функции дыхания и речи. ^ – при этой форме прогнатии зубные дуги уплощены в переднем участке. Верхние передние зубы вместе с альвеолярным отростком наклонены орально и их режущие края повреждают слизистую оболочку десны около шеек нижних зубов. Альвеолярный отросток часто хорошо выражен, достаточно развит и апикальный базис. Иногда не все верхние передние зубы, а только некоторые из них, например, центральные резцы, наклонены в небную сторону, боковые же отклонены вестибулярно даже с поворотом по оси. Нижняя челюсть и нижний зубной ряд обычно сужены, зубы стоят тесно. Нижние резцы чаще всего находятся в положении супраокклюзии и касаются слизистой оболочки неба, на которой нередко видны отпечатки их режущих краев. Отмечается слабое развитие альвеолярных отростков в боковых участках обеих челюстей. При данной форме также может наблюдаться зубной или скелетный тип дистального прикуса. Вторая форма прогнатии всегда сочетается с глубоким прикусом. Ее еще называют глубоким блокирующим или перекрывающим прикусом. Нарушением функции выражается в затруднении сагиттальных и трансверзальных движений нижней челюсти. В основном преобладают шарнирные движения. При односторонней и двусторонней гингивоокклюзии резко нарушена функция жевания, речь иногда бывает неясной. При второй форме прогнатии отмечается нарушение внешнего вида, верхняя губа выступает вперед, нижняя вывернута и отодвинута назад, резко выражена подбородочная складка. Это создает впечатление, что нижняя часть лица как бы укорочена. Укорочение или уменьшение нижней челюсти лица наблюдается при значительной потере зубов или при их патологической стираемости. ^ Относится к сагиттальным аномалиям и характеризуется медиальным (передним) расположением нижней челюсти. Причинами, вызывающими эту аномалию является болезни матери в период беременности, недоразвитие межчелюстной кости, атипичное положение зубов, болезни раннего детского возраста (рахит и др.), нарушение функции эндокринных желез, нарушение носового дыхания, макроглоссия, вредные привычки, остеомиелиты верхней челюсти, расщелины твердого и мягкого неба. Причиной прогении, особенно истинной, является наследственность. При осмотре отмечается нарушение конфигурации лица, что особенно заметно по профилю: верхняя губа и средняя часть лица западают, подбородок и нижняя губа выступают вперед, угол нижней челюсти развернут, зубной ряд нижней челюсти смещен вперед по сравнению с зубным рядом верхней челюсти, а нижние передние зубы перекрывают верхние. При сохранении контакта между ними фронтальное перекрытие может быть нормальным или глубоким. Если отсутствует контакт, то в области передних зубов определяется щель. В боковых участках чаще всего отмечается нарушение соотношение коренных зубов, медиально-щечный бугор первого постоянного моляра верхней челюсти располагается позади межбугорковой бороздки первого постоянного моляра верхней челюсти (третий класс по Энглю). Соотношение боковых зубов в трансверзальном направлении может быть нормальным. При резко выраженной прогении наблюдается обратное (перекрестное) соотношение зубных рядов. Прогения нередко сочетается с недоразвитием и сужением верхней челюсти, чрезмерным развитием нижней, аномалийным положением отдельных зубов, глубоким или открытым прикусом, а также со смещением нижней челюсти в сторону. Различают 2 основные формы прогении – истинную и ложную. Истинная прогения возникает вследствие чрезмерного развития нижней челюсти. При этом резко выступает вперед подбородок и нижняя губа. Над верхней губой под носом выражена поперечная складка, отмечается западение средней части лица и верхней губы. В большинстве случаев эта форма прогении характеризуется длинным телом нижней челюсти, развертыванием ее угла (от 1200 до 1400 и более), а восходящие ветви могут быть удлинены или укорочены. Верхняя челюсть при этом бывает нормального размера или недоразвита, или сужена. Однако, во всех случаях верхняя зубная дуга меньше нижней, а зубы нижней челюсти обычно наклонены вперед. В переднем участке обнаруживаются различные варианты обратного перекрытия: от глубокого с наличием контактов, до открытого прикуса, с различной степенью сагиттального расхождения между передними зубами. Различают так называемую физиологическую истинную прогению, которая характеризуется множественными контактами в области как боковых, так и передних зубов. Эта форма прогении лечению не подлежит. Ложная прогения развивается вследствие нарушения (задержки) роста всей верхней челюсти или только ее переднего участка при наличии нормальной верхней челюсти. Этому способствует раннее удаление молочных зубов или адентия постоянных, травмы, атипичное положение нижней челюсти. Прогения может также возникнуть вследствие смещения всей челюсти (нижней) вперед. При прогении функциональные нарушения сводятся в основном к затруднению откусывания пищи и ее разжевыванию. Преобладают шарнирные движения нижней челюсти. Нарушение нормальной артикуляции может способствовать возникновению артропатий. При прогении отмечается также нарушение функции дыхания, глотания и произношения, звуков речи. ^ При перекрестном прикусе щечные бугры верхних боковых зубов укладываются в продольные бороздки нижних или проскальзывают мимо них с язычной стороны. Обратное соотношение верхнего и нижнего зубного ряда чаще всего начинается от клыков, иногда от резцов. Различают односторонний и двусторонний перекрестный прикус. Выделяют следующие его формы. ^ – букальный или перекрестный прикус: – без смещения нижней челюсти в сторону; – односторонний, обусловлен односторонним сужением верхней челюсти или расширением нижней челюсти, или сочетанием этих признаков; со смещением нижней челюсти в сторону: – параллельно серединно-сагиттальной плоскости; – диагонально. ^ – лингвальный перекрестный прикус: – односторонний, обусловлен неравномерно расширенным верхним зубным рядом или неравномерно суженным нижним или сочетанием этих признаков; – двусторонний, чрезмерно широкая верхняя челюсть или резко сужена нижняя или сочетание этих признаков. Третья форма – смешанный буккально-лингвальный: перекрестный прикус, обусловлен сочетанием признаков разновидностей буккального и лингвального перекрестного прикуса. Возникновению перекрестного прикуса могут способствовать следующие факторы: наследственность, неправильное положение во время сна (подкладывание руки, кулака или подушки под щеку), вредные привычки, нарушение носового дыхания, атипичное положение зачатков отдельных зубов, заболевания раннего детского возраста (рахит), нарушение последовательности прорезывания зубов, неправильная их артикуляция, травма, остеомиелиты, воспалительные процессы в области височно-нижнечелюстного сустава. Обусловлен несоответствием ширины и нижнего зубных рядов в трансверзальном направлении. При всех формах перекрестного прикуса значительно нарушена функция жевания. При лингвальном перекрестном прикусе исключается возможность боковых движений нижней челюсти. Отмечается также нарушение речи. При буккальном перекрестном прикусе со смещением нижней челюсти в сторону нарушения, нормальная функция ВНЧС, что в дальнейшем может явиться причиной их заболевания в виде деформирующего артроза. ^ Перекрытие нижних передних зубов верхними более чем на 1/3 высоты коронок, при сохранении режуще-бугоркового контакта, называют глубоким резцовым перекрытием. Глубокое перекрытие наблюдается в молочном, сменном и постоянном прикусе при нейтральном взаимоотношении зубных рядов, а также при прогнатии или прогении. Оно может быть обусловлено недоразвитием и сужением нижней челюсти, дистальным ее смещением или тесным положением нижних передних зубов. При глубоком резцовом перекрытии без его сочетания с другими аномалиями прикуса не отмечается значительных эстетических или функциональных нарушений и лечение в постоянном прикусе проводится не всегда. При правильном соотношении челюстей и интактных зубах лечение не обязательно, за исключением сочетания глубокого перекрытия с заболеванием ВНЧС. После потери одного или нескольких боковых зубов на нижней челюсти необходимо протезирование для предупреждения глубокого прикуса. Если глубокое перекрытие наблюдается на фоне прогнатии, то необходимо комплексная терапия основной деформации. Глубокое резцовое перекрытие следует устранять еще в молочном и сменном прикусе, чтобы предупредить дальнейшее его закрепление и возможность перехода в глубокий прикус. ^ Глубокий прикус – это такое соотношение зубных рядов в переднем участке, когда верхние резцы перекрывают нижние более чем на 1/3 высоты их коронок, при отсутствии режуще-бугоркового контакта. Режущие края нижних резцов в состоянии центральной окклюзии проскальзывают мимо зубных бугорков верхних передних зубов и соприкасаются с их небными поверхностями у шеек. В более тяжелых случаях нижние передние зубы своими режущими краями касаются слизистой оболочки твердого неба, оставляя на ней отпечатки (глубокий травмирующий прикус). При этом в переднем участке отмечается различной величины расхождение между верхними и нижними зубными рядами в сагиттальном направлении. Во фронтальном отделе диагностируется зубоальвеолярное удлинение, в боковых участках – зубоальвеолярное укорочение. Этиология и патогенез глубокого прикуса мало изучен. Окклюзионная кривая нижнего зубного ряда имеет атипичную форму в области боковых зубов, она низка и резко искривляясь, поднимается кверху в области передних зубов. Нижняя челюсть иногда бывает суженной, зубы могут располагаться тесно. Относится к вертикальным аномалиям. ^ Наблюдается при молочном, сменном, постоянном прикусе. Может выступать как самостоятельная форма аномалии и как симптом, осложняющий другие деформации прикуса, в частности, прогнатию и прогению. Причинами являются наследственность, болезни матери во время беременности, активное положение зачатков зубов, болезни раннего детского возраста (особенно рахит), нарушение функции эндокринных желез, минерального обмена, носового дыхания, функции и величины языка, неправильное положение ребенка во время сна, вредные привычки. В этиологии и патогенезе открытого прикуса большое внимание уделяется рахиту и деформирующему действию жевательной мускулатуре на патологически измененную костную ткань. Нижняя челюсть при этом изгибается кверху у места расположения моляров вследствие воздействия мышц, поднимающих челюсть. В области подбородка она прогибается книзу за счет тяги мышц опускающих нижнюю челюсть. Верхняя челюсть при этом может сдавливаться в боковых участках и вытягиваться вперед. Нарушение акта глотания также участвует в развитии открытого прикуса, зубы разомкнуты, и кончик языка отталкивается для отправного толчка от губ и щек. Это приводит к чрезмерному сокращению нижней губы, подбородочной и др. мимических мышц. При осмотре между передними зубами имеется щель до 1 см и более. В одних случаях щель является следствием недоразвития верхней челюсти в области межчелюстной кости, в других – следствием выраженной деформации нижней челюсти. Относится к вертикальной аномалии, но может проявляться как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. ^
Определить форму аномалии. Дать ее характеристику.
Определить форму аномалии и дать ее характеристику.
Определить форму аномалии и дать ее характеристику. ЛИТЕРАТУРА
ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Методы обследования ортодонтических пациентов. Постановка диагноза, определение плана и задач ортодонтического лечения. Цель занятия: научить студентов методам обследования ортодонтических пациентов, постановке диагноза и составлению плана ортодонтического лечения. Вопросы, необходимые для усвоения темы:
Контрольные вопросы:
а) изучение диагностических моделей; б) рентгенологическое исследование зубов, челюстей и ВНЧС; в) кефалометрические методы исследования пациентов.
^
![]() ![]()
![]() ![]()
При осмотре больного обращается внимание на телосложение, физическое развитие, форму рук, головы. Изучаются особенности конфигурации лица: выраженность носогубных и подбородочных складок, сглаженность контуров лица, зияние ротовой щели, выстояние альвеолярной части, губ и подбородка, укорочение нижней части лица, асимметрии лица. Путем пальпации определяется мышечный тонус губ и толщина слоя мягких тканей. Осанка больного и его манера держаться, осанка также должны быть учтены врачом. Следующим этапом осмотра является пальпация височно-нижнечелюстных суставов, в частности, через наружные слуховые проходы. Обращается внимание на возможное щелканье и хруст во время открывания рта, а также на характер щелчка (в начальный или конечный момент открытия рта). Полезно обратить внимание на характер движения нижней челюсти (прямо, равномерно, поступательно, толчкообразно, ступенчато, со смещением в сторону) при открывании и закрывании рта, а также возможность перемещения ее вперед, назад или в сторону. Обращается также внимание на смещение или, наоборот, выравнивание межрезцовых линий во время открывания рта. Врач оценивает высоту ротовой щели при максимально открытом рте. При необходимости проводится аускультация височно-нижнечелюстных суставов. Затем исследуют полость рта пациента: слизистую оболочку, положение и степень развития уздечек верхней и нижней губ, языка, форму и величину языка, размах его движений, глубину свода твердого неба, развитие альвеолярных частей челюстей и апикального базиса по сравнению с зубной и альвеолярной дугой. Подробному изучению подлежит форма, величина и количество зубов, их состояние и расположение в зубных рядах, форма зубных дуг, соотношение челюстей и зубных рядов, вид прикуса. Практически безразлично, в каком порядке обследовать: начать с верхней или нижней челюсти, с правой или левой стороны, но следует приучаться проводить обследование по определенной системе. Обычно начинают с групп резцов, дальше осматривают клыки, премоляры и, наконец, моляры. После этого заполняют зубную формулу. Представляет интерес вид прикуса близких родственников, так как возможно наследование зубочелюстных аномалий. Данные анамнеза, клинического осмотра и специальных исследований заносятся в соответствующие графы амбулаторной карты.
а) изучение гнатостатических моделей; б) измерения на лице больного; в) фотограмметрия.
а) жевательная проба; б) электромиография; в) мастикоциография; г) риноскопия, ринометрия, ринопневлеография. ^ :
Измерения на моделях проводят при помощи циркулей различных конструкций, симметроскопов, симметрографов и других приборов. ^
А. Внутриротовая рентгенография зубов предназначена для изучения состояния зубов, тканей периодонта и их изменений, наличия зачатков зубов, направления их прорезывания, степени формирования их коронок и корней, соотношения корней молочных и коронок постоянных зубов, а также для уточнения наличия аномалий числа и формы зубов. Такие снимки производятся с помощью дентальных рентген-аппаратов. ^ производится для определения его строения, степени окостенения, оценки изменений, происходящих при медленном или быстром раскрытии шва в процессе расширения верхней челюсти. Кроме того, такие снимки позволяют уточнить показания к хирургической пластике уздечки верхней губы (если ее волокна вплетаются в срединный небный шов и препятствуют устранению диастемы). Рентгенография срединного небного шва производится с помощью дентальных рентгеновских аппаратов. ^ . На панорамной рентгенограмме верхней челюсти можно получить отображение ее зубной, альвеолярной и базальной дуг, полостей носа, верхнечелюстных пазух, скуловых костей; на снимке нижней челюсти – отображение ее зубной, альвеолярной и базальной дуг, края нижней челюсти, ее углов, ветвей. В связи со значительной областью обзора можно получить ценные диагностические сведения. Снимки производят специальным аппаратом. Они получаются в среднем в 2 раза больше. Лучевая нагрузка при этом виде исследования почти в 10 раз меньше, чем при внутриротовой рентгенографии. Преимущество этой методики – возможность идентификации получаемых снимков, что позволяет производить динамическое наблюдение. Ортопантомография челюстей (панорамная томография) производится с помощью ортопантомографа, принцип действия, которого заключается в получении изображения изогнутой поверхности на плоской пленке. Достигается одновременным круговым движением рентгеновской трубки и пленки. На этих снимках можно получить:
Г. Рентгенография и томография височно-нижнечелюстных суставов. Для рентгенологического изучения суставов предложено более 30 методов. Наиболее популярный метод Шюллера и метод Парма. Это близкофокусная рентгенография. Кассету с пленкой устанавливают на исследуемой стороне головы больного, рентгеновскую трубку – с противоположной стороны. Суставная головка нижней челюсти лучше видна, если снимок сделан при открытом рте. С помощью рентгенограмм можно определить отклонения в соотношении элементов сустава. Однако для дифференциальной топической диагностики необходимо изучение томограмм сустава. Изучают срезы на глубине 2см от наружной поверхности головы. Методика получения томограмм такая же, как и ортопантомограмм. Известно, что при физиологических видах прикуса и центральной окклюзии суставные головки располагаются в середине суставной ямки. Изучение томограмм проводят по методике Рабухиной. Проводят горизонтальную линию АВ. Из различных точек опускают перпендикуляры на линию АВ и определяют высоту, ширину и величину суставной впадины. ^ – ведущий метод (из специальных) обследования в ортодонтии. Этот метод позволяет определить размеры и расположение челюстей по отношении к основанию черепа, изучить направление и динамику роста челюстей, проследить изменения, происходящие в процессе ортодонтического лечения. Метод имеет такое название за счет значительного отстояния рентгеновской трубки от головы (2м) обследуемого пациента, что сделано для снижения искажения изображения, получаемого на рентгенограмме. Для получения необходимой информации на телерентгенограмме головы производят измерение линейных и угловых параметров. ^ Эти методы исследования позволяют выявить закономерности строения лицевого и мозгового черепа, пропорциональность соотношения различных отделов и отношения их к определенным плоскостям. Целью исследований является выяснение связей зубочелюстных аномалий с лицом, головой. Эта связь изучается на гнатостатических моделях челюстей, на лице больного, на фотографиях и на телерентгенограммах. Измерения на лице пациента. В ортодонтии проводят различные измерения на лице пациента (определения типов и высоты частей лица, величины углов нижней челюсти длины ее тела и ветвей) с помощью циркулей и миллиметровых линеек. Лицо человека чаще всего определяется как прямоугольное, коническое или обратноконическое в зависимости от соотношения ширины между углами нижней челюсти и между передними участками козелка. Измерения частей лица (верхней, средней и нижней) полезно проводить до и после лечения. Эти измерения позволяют выявить соотношение отдельных частей при различных зубочелюстных аномалиях и установить изменение высоты нижней части лица по отношению к другим после проведенного лечения. Углы нижней челюсти (справа и слева) измеряют у больных, чтобы установить их величину при различных зубочелюстных аномалиях. Измерения проводят до и после лечения. Для прямого измерения на лице применяют измерители — угломеры. Косвенным способом угол нижней челюсти измеряют на фотографии, телерентгенограмме, на рентгенограмме или томограмме угла нижней челюсти. Данные, полученные при измерении частей лица и углов нижней челюсти прямым или косвенным способами, условны, так как не всегда можно установить их настоящую величину, из-за толщины слоя мягких тканей, неодинаковой выраженности углов нижней челюсти и возможных проекционных искажений. Несмотря на относительную достоверность этих данных, они все же способствуют более подробному изучению конфигурации лица и жевательно-речевого аппарата. Соотношение верхней, при аномалиях средней и нижней трети лица. Некоторые измерения можно провести на масках лица. Для изучения конфигурации лица до ортодонтического лечения и после него пользуются фотоснимками фаса и профиля (размером 9x12 см). Фотографии фаса лица имеют диагностическое значение при сужении челюстей, резко выраженной протрузии переднего участка верхнего зубного ряда, при глубоком или открытом прикусе, в случаях асимметрии лица. Фотографии профиля помогают уточнить степень выраженности таких аномалий, как дистальный, медиальный, глубокий или открытый прикус. Больных фотографируют в трех проекциях: в фас с сомкнутыми губами, в фас с обнаженными и сомкнутыми в положении центральной окклюзии зубными рядами и в профиль. Голову при взгляде вперед устанавливают прямо, чтобы воображаемая сагиттальная и орбитальная плоскости были перпендикулярны полу фотокабинета, а франкфуртская горизонталь — параллельна ему. Губы и мышцы подбородка не должны быть напряжены. Не всегда можно придать голове описанное положение, так как при различных асимметриях лица и неодинаковой глубине и высоте залегания височно-нижнечелюстных суставов меняется направление франкфуртской горизонтали. На фотографиях также изучают форму, величину носа, подбородка, лба, высоту и выраженность губ, профиль рта (по линии от точки «nasion» к подбородку). Фотографии во многих случаях облегчают диагностику и составление плана лечения. Однако этот метод не дает представления о форме и строении лицевого скелета и расположении в нем челюстей, а также взаимоотношении костной основы и мягких тканей. Недостатком фотографий является пространственные искажение, а также плоское изображение лица пациента, поэтому фотографии следует сопоставлять с телерентгенограммами, дополнять использованием стереофотограмметрии или голографии. Но, несмотря на это, фотографирование пациента перед ортодонтическим лечением в профиль, в фас с сомкнутыми губами, в фас при улыбке, а также фотографирование сомкнутых зубных рядов в передней проекции, справа и слева, фотографирование изображений верхнего и нижнего зубных рядов, полученных с помощью специального зеркала, является обязательной процедурой. Так как полученные фотографии, наряду с ортопантомограммой, телерентгенограммой и диагностическими моделями являются необходимой документацией перед началом лечения. Подобная информация должна также быть собрана и после завершения ортодонтического лечения пациента. ^ При изучении функционального состояния мышц челюстно-лицевой области используются электромиографические и электромиотонометрические методы исследования. Исследования жевательной и мимической мускулатуры в норме и при аномалиях развития зубочелюстной системы имеют большое значение: они помогают выявить индивидуальные особенности функции мышц, обусловленные зубочелюстными аномалиями. Электромиография. Под электромиографией понимают исследование жевательно-речевого аппарата путем регистрации биопотенциалов скелетных (жевательных) мышц. Миотонометрия – метод основан на определении функциональной активности мышц по измерению их тонуса специальным прибором — электромиотонометром. Артрофонометрия – метод, определяющий состояние сустава по шумам, возникающим при его функционировании. Реография – метод, позволяющий судить о состоянии гемодинамики ВНЧС. Мастикоциография — графическая регистрация движений нижней челюсти. Кроме того, функциональное состояние жевательно-речевого аппарата можно оценить путем проведения функциональных жевательных проб, ринопневмометрии (изучение нарушения носового дыхания), периотестометрии (изучение функционального состояния периодонта). Для исследования величины, формы и положения языка, а также его функции во время разговора или глотания при различных аномалиях прикуса и установления их взаимосвязи пользуются телерентгенографией (покрывают спинку языка контрастным веществом), палатографией, глоссографией, рентгенокинематографией. ^ Обоснование диагноза и плана лечения.На основании обобщения обследования больных формируется диагноз и избирается план лечения. Лечение сложных зубочелюстных аномалий может быть длительным и многоэтапным. В историю болезни должны быть внесены все намеченные врачом мероприятия и их последовательность. В процессе работы этот план может быть изменен. Однако в таких случаях необходимо сделать мотивированную запись в истории болезни. В ортодонтии сохраняется тот же принцип построения диагноза. Таким образом, диагноз должен состоять из двух частей: 1) основное заболевание и его осложнения; 2) сопутствующие заболевания — стоматологические и общие. В первой части диагноза должны быть определены морфологические, функциональные и эстетические нарушения в зубочелюстной области, а также, по возможности, указана их этиология. К основным заболеваниям относятся те, которые подлежат лечению ортодонтическими методами. Осложнениями следует считать те, которые патогенетически связаны с основными заболеваниями. К сопутствующим стоматологическим заболеваниям (вторая часть диагноза) относятся те, которые должны лечить врачи-стоматологи других профилей — ортопеды, терапевты и хирурги. Из общих сопутствующих заболеваний в диагноз вносятся те, которые следует учитывать в процессе ортодонтического лечения. К морфологическим нарушениям относятся аномалии или деформации всех элементов зубочелюстной системы — зубных рядов, челюстей, прикуса, ВНЧС, а также дефекты зубов и зубных рядов, заболевания периодонта, слизистой оболочки полости рта. К функциональным нарушениям относятся: неэффективное жевание, неправильное глотание, ротовое дыхание, нечеткое произношение звуков речи, парафункция мышц ротовой и околоротовой областей, в том числе языка, связанная с перечисленными выше нарушениями и различными вредными привычками. К эстетическим нарушениям относятся такие, которые отрицательно влияют на внешний вид зубов, прикуса и лица. ^ :
2) дополнительные аномалии (сужение зубных рядов, неправильное положение зубов и др.); 3) морфологические отклонения со стороны мягких тканей (языка, губ, щек, уздечек); 4) дефекты зубов и зубных рядов, сопутствующие нарушения и их этиология; 5) нарушения функций (по возможности этиология и патогенез, в том числе вредные привычки); 6) эстетические нарушения. Пример: медиальный (антериальный) прикус со смещением нижней челюсти (ложная прогения, принужденная); оральный наклон верхних передних зубов, вестибулярное отклонение нижних зубов с наличием трем. Отсутствие зубов 16, 26, 36, 46 вследствие кариеса, укорочение уздечки языка. Неправильная речевая артикуляция (шепелявость), нарушение внешнего вида — «капризное» выражение лица. Сопутствующие заболевания: кариес, хронический ринит. План лечения: рассечь уздечку языка, назначить гимнастику для языка и занятия с логопедом, переместить нижнюю челюсть дистально, верхние резцы поставить вестибулярно, нижние — орально аппаратом Брюкля, заместить отсутствующие зубы 16, 26, 36, 46. В процессе лечения в первоначальный план при необходимости могут быть внесены изменения, о которых должна быть сделана мотивировка — запись в историю болезни. Этим повышается ответственность врача за выполнение намеченного плана и обеспечивается возможность последовательного продолжения лечения в случае его перерыва по тем или иным причинам. ^
Поставьте диагноз и обоснуйте его. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести для уточнения диагноза? ЛИТЕРАТУРА
|