Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины) icon

Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины)





Скачать 463.85 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины)
Дата20.02.2013
Размер463.85 Kb.
ТипДокументы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


Лечебная физическая культура и массаж

(наименование дисциплины)


Специальность

032101.65 (022300) Физическая культура и спорт

код наименование


Томск-2008


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Лечебная физическая культура и массаж (ОПД.Ф. 07)


АННОТАЦИЯ


1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).


ОПД.Ф. 07 Лечебная физическая культура и массаж

Классификация физических упражнений в лечебной физической культуре. Дозировка и критерии величины физической нагрузки в лечебной физической культуре. Приемы и техника массажа. Средства массажа. Приемы классического массажа. Точечный массаж. Инструментальный массаж. Сегментарный массаж. Гигиенический массаж. Спортивный массаж. Косметический массаж. Самомассаж. Контроль за переносимостью и эффективностью лечебной физической культуры и массажа. Лечебная физическая культура при травмах. Лечебная физическая культура и массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Лечебная физическая культура и массаж при заболеваниях органов дыхания. Лечебная физическая культура и массаж при ожирении и заболеваниях суставов. Лечебная физическая культура и массаж при заболеваниях нервной системы. Лечебная физическая культура и массаж при нарушениях осанки у детей и подростков.


^ 2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Лечебная физическая культура и массаж занимает одно из ведущих мест в программах по физической реабилитации спортсменов и физкультурников с отклонениями в состоянии здоровья и в целом в системе оздоровления населения, поэтому на факультете физической культуры, наряду с другими дисциплинами курс лечебная физическая культура и массаж играет важную роль в системе подготовки специалистов по физической культуре.

^ 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Практический блок: семинарские занятия;

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.


^ 4. Список авторов элементов УМК:

Ачкасов В.В., к.м.н., доцент

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности 032101.65 (022300) – «Физическая культура и спорт»


- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


«Утверждаю»
^
Декан ФФКиС

_______________ О.В. Смирнов


«____» ____________ 2008 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф. 07

Лечебная физическая культура и массаж



  1. Цели и задачи дисциплины.


Цель дисциплины — приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков проведения занятий по лечебной физической культуре и массажу.

Задачи:

— повысить уровень знаний теории создания комплекса ЛФК при различных нарушениях состояния здоровья и реабили­тации после травм;

— ознакомить с теоретическими основами лечебного действия и правилами проведения различных видов и приемов массажа;

  • привить навыки практической деятельности использования ЛФК и массажа для первичной профилактики заболеваний и травм и для реабилитации.




  1. ^ Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент должен знать:

— методику оздоровительных физкультурно-спортивных заня­тий с различными группами населения;

— методы и организацию комплексного физиологического и психопедагогического контроля состояния организма при нагрузках ЛФК;

— методы организации научно-исследовательской работы по ЛФК;

— особенности методической деятельности при массаже и ЛФК;

— анатомо-физиологические особенности реакций организма де­тей, подростков и взрослых при проведении ЛФК и массажа, Студент должен уметь:

— формулировать конкретные задачи ЛФК в физическом вос­питании различных групп населения;

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.



^

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

8

Общая трудоемкость дисциплины

160

160

Аудиторные занятия

60

60

Лекции

30

30

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

30

30

Лабораторные работы







И другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

100

100

Курсовая работа







Расчетно-графические работы







Реферат

-




И другие виды самостоятельной работы

-




Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




экзамен


^ 4. Содержание дисциплины:


4.1. Тематический план


Разделы и темы

Количество часов

Лекции

Семинарские занятия и прак-тические занятия

1. Лечебная физическая культура как фактор функциональной, патогенетической терапии и средство медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

2

2

2. Основные принципы медицинской реабилитации.

2

2

3. Основы методики применения физических упражнений с лечебной целью и в системе физической реабилитации.

2


2


4. Средства и формы лечебной физической культуры.

2

2

5. Методика ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.


4


4

6. Методика ЛФК при заболеваниях дыхательной системы.

2

2


7. Методика ЛФК при заболеваниях органов пищеварения.

2

2

8. Методика ЛФК при нарушениях обмена веществ

2

2

9. Методика ЛФК при заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата и нервной системы

2

2

10. Методика ЛФК при заболеваниях и травмах нервной системы

4

4

11. Методика ЛФК при деформациях опорно-двигательного аппарата у детей.

2

2

12. Спортивный, лечебный и гигиенический массаж.

Приемы и виды спортивного, лечебного и гигиенического массажа

2


2


13. Частные методики массажа в процессе спортивной деятельности, реабилитации.

2

2

Итого


30

30


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

Лекции:

  1. Лечебная физическая культура как фактор функциональной, патогенетической терапии и средство медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

Понятие об ЛФК, Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации. ЛФК – метод патогенетической терапии, способный влиять на реактивность организма и патогенез заболеваний ЛФК – метод активной функциональной терапии, приводящий к функциональной адаптации больного. ЛФК – метод восстановительной терапии, способствующий медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

  1. ^ Основные принципы медицинской реабилитации.

Понятие о реабилитации. Задачи, принципы, средства медицинской реабилитации. Составление реабилитационных программ. Исходы реабилитации и оценка исхода восстановления.

  1. ^ Основы методики применения физических упражнений с лечебной целью и в системе физической реабилитации.

Механизмы лечебного действия физических упражнений: тонизирующее влияние, трофическое действие, механизм формирования компенсаций и нормализация функций. Общие требования к методике применения физических упражнений, принципы применения физических упражнений. Дозировка и оценка величины нагрузки, критерий допустимости нагрузок. Методические приемы дозирования физических нагрузок.

  1. ^ Средства и формы лечебной физической культуры.

Основные средства ЛФК, классификация физических упражнений: гимнастические, спортивно-прикладные игры, естественные факторы, массаж. Дополнительные средства: трудотерапия, механотерапия, формы ЛФК. Периоды ЛФК, соответствующие им режимы двигательной активности.

  1. ^ Методика ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Улучшение кровообращения в органах и тканях под влиянием упражнений ЛФК. Влияние умеренных мышечных нагрузок на микроциркуляцию мышечного кровотока, состояние тканей опорно-двигательного аппарата. Профилактическая роль упражнений

ЛФК при повышенном риске ишемической болезни сердца, ате­росклерозе, нарушениях биохимического состава и свертываю­щей функции крови

Снижение сосудистого тонуса, механизм перераспределения кровяного потока по организму. Нормализация деятельности не­рвной системы, эндокринных желез, функции почек. Снижает­ся возбудимость нервно-мышечного аппарата сосудистой стенки.

  1. ^ Методика ЛФК при заболеваниях дыхательной системы.

Использование ЛФК и массажа для улучшения состояния вер­хних дыхательных путей, проходимости носоглотки, бронхов, нормализации потребления кислорода тканями организма, улуч­шения функции межреберных мышц и диафрагмы, нормализа­ции диффузионной способности легких, улучшения общего газо­обмена. Особенности методике ЛФК при бронхите, пневмонии, бронхиальной астме.

Авторские методики дыхательных упражнений.

  1. ^ Методика ЛФК при заболеваниях органов пищеварения.

Врачебно-педагогический контроль за переносимостью физи­ческих нагрузок. Использование упражнений ЛФК в качестве общетонизирующего средства, для стимуляции крово- и лимфооб­ращения, перистальтики, улучшения секреторной функции. Особенности методики ЛФК при гастритах, язвенной болезни желудка, хроническом холецистите.

  1. ^ Методика ЛФК при нарушениях обмена веществ.

Показания и противопоказания к использованию ЛФК. Мето­дика ЛФК при нарушениях углеводного, белкового, жирового, минерального и гормонального обмена веществ у человека. Локаль­ное и общее воздействие с применением гидромассажа.

  1. ^ Методика ЛФК при заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата.

Выбор упражнений ЛФК с учетом места и характера травма­тического повреждения. Подбор оптимальных тренировочных ре­жимов для поврежденных и здоровых конечностей с целью улуч­шения проприоцептивной чувствительности, кровообращения и лимфооттока, поддержания мышечного тонуса в загипсованных конечностях. Использование механотерапии для сопоставления смещенных отломков костей (репозиции). Особенности методики ЛФК при переломах позвоночника и костей таза.

  1. ^ Методика ЛФК при заболеваниях и травмах нервной системы.

Общие данные о патологии, причины заболеваний и травм периферической центральной нервной системы, характеристика заболеваний. Особенности методики ЛФК при невритах, радикулитах, плекситах. Показания и противопоказания к занятиям ЛФК при заболеваниях и травмах центральной нервной системы.

  1. ^ Методика ЛФК при деформациях опорно-двигательного аппарата у детей.

Остеохондроз и коррекция функционального состояния позвоночника средствами ЛФК и массажа у подростков. Дефекты осанки и отклонения в физиологических изгибах позвоночника. ЛФК и массаж при плоскостопии. Методика лечебной физкультуры и формы занятий при де­формациях стопы (плоскостопии, косолапости). Общие данные о деформациях стопы, причинах и механизмах формирования плос­костопия. Виды сколиозов, их причина, характеристика, методы лечения.

  1. ^ Спортивный, лечебный и гигиенический массаж. Приемы и виды спортивного, лечебного и гигиенического массажа.

Отчетная документация. Лечебные виды массажа. Лечебный и спортивный массаж. Гигиенические основы массажа (помещение и инвентарь), требования к масса­жисту и массируемому, поза массируемого. Смазывающие сред­ства. Противопоказания к массажу. Техника и методика выполне­ния массажных приемов. Механизм физиологического влияния массажных приемов на организм. Виды спортивного массажа. Особенности проведения спортивного массажа.

  1. ^ Частные методики массажа в процессе спортивной деятельности, реабилитации.

Массаж при различных заболеваниях и травмах. Классический массаж, гигиенический (общий и локальный), лечебный (при травмах и заболеваниях), реабилитационный (для восстановления физической работоспособности), массаж при реанимации, спортивный массаж (для снятия утомления и повышения функционального состояния спортсменов сегментарно-рефлекторный (при воздействии на рефлекторные зоны кожи), косметический (при уходе за нормальной кожей) и самомассаж, восточный массаж, аппаратный массаж и др.

^ Практические и семинарские занятия:

  1. Лечебная физическая культура как фактор функциональной, патогенетической терапии и средство медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

Основные этапы возникновения и развития ЛФК. Общие ос­новы лечебных физических упражнений (физическая активность как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма). Особенности исполь­зования методов ЛФК для оздоровления организма. Общие осно­вы лечебной физической культуры. Типы лечебно-профилакти­ческих учреждений и их характеристика. Организация занятий по ЛФК в стационаре, поликлинике, санатории. Организация заня­тий со спецгруппой в школе. Учет эффективности занятий.

  1. ^ Основные принципы медицинской реабилитации

Основное направление и цель медицинской реабилитации, психологический и профессиональный аспекты. Восстановление здоровья и работоспособности посредством комплексного использования различных средств реабилитации. Проблемы медицинской реабилитации.

  1. ^ Основы методики применения физических упражнений с лечебной целью и в системе физической реабилитации.

Особенности и методы ЛФК как восстановительной терапии. Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений. Нервный и гуморальный механизмы регуляции физиологических функций.

  1. ^ Средства и формы лечебной физической культуры.

Классификация физических упражнений по анатомическому признаку, по принципу использования гимнастических предметов и снарядов, механо-гимнастической аппаратуры, по видовому признаку и характеру упражнений: дыхательные упражнения, идеомоторные, корригирующие, изометрические и др.

  1. ^ Методика ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Общие данные о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, механизмы лечебного и реабилитационного действия физических упражнений. Особенности методики ЛФК и массажа при атеросклерозе, ишемической болезни сердца, вегетососудистой дистонии.

  1. ^ Методика ЛФК при заболеваниях дыхательной системы.

Задачи и принципы восстановления организма при заболеваниях органов дыхания с помощью специальных физических упражнений. Частные методики ЛФК при бронхиальной астме, воспалении легких.

  1. ^ Методика ЛФК при заболеваниях органов пищеварения.

Характеристика заболеваний органов пищеварения, их причины. Методы врачебно-педагогического контроля, состояние пациента с учетом вида упражнений ЛФК, дозировке, ритма и темпа выполнения в сочетании с установленной диетой и другими лечебными средствами.

  1. ^ Методика ЛФК при нарушениях обмена веществ.

Общие данные о патологии, этиологические факторы, механизмы лечебного действия физических упражнений. Задачи ЛФК и массажа и особенность методики, при ожирении сахарном диабете, подагре.

  1. ^ Методика ЛФК при заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Характеристика травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, выбор упражнений ЛФК и массажа с учетом места и характера травматического повреждения, общего состояния пациента. Реабилитация больных с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата методами ЛФК, механотерапии, трудотерапии, бальнеотерапии. Показания и противопоказания.

  1. ^ Методика ЛФК при заболеваниях и травмах нервной системы.

Показания и противопоказания к проведению ЛФК и массажа при нарушениях мозгового кровообращения полиомиелите, неврозах, меопатии, невритах и радикулитах.

  1. ^ Методика ЛФК при деформациях опорно-двигательного аппарата у детей.

Причины и характеристика боковых искривлений позвоночника, нарушения осанки, методика лечебной физкультуры и массажа, формы занятий врачебно-педагогический контроль за переносимостью физических нагрузок. Методы лечения: общие, физические, корригирующие, ортопедические.

  1. ^ Спортивный, лечебный и гигиенический массаж. Приемы и виды спортивного, лечебного и гигиенического массажа.

Задачи массажа в зависимости от характера предстоящей работы, вида спорта, физического состояния спортсмена. Показания и цели различных видов массажа: сегментарный, соединительно-тканный периостальный, точечный и аппаратный.

^ 13. Частные методики массажа в процессе спортивной деятельности, реабилитации.

Баночный, дренажный, перкуссионный, крио-массаж для профилактики и лечения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Массаж произвольно - наряженных мышц, как результат рефлекторных влияний на внутренние сосуды, увеличения потока афферентной импульсации с мышц и с целью восстановления их способности.

^ 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Попов, С. Н. Лечебная физическая культура : учеб. для высш. учеб. заведений / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева и др. ; под ред. С. Н. Попова. - М. : Академия, 2004. - 416 с.

  2. Попов, С. Н. Физическая реабилитация : учеб. для высш. учеб. заведений / С. Н. Попов ; под ред. С. Н. Попова. - Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 608 с.

3. Бирюков, А. А. Лечебный массаж : учебник для вузов / А. А. Бирюков. – Изд. 2-е испр. и доп. - М. : Академия, 2007.- 360 с.

б) дополнительная литература

1. Белая, Н.А. Лечебная физкультура и массаж : учебно-методическое пособие для медицинских работников / Н. А. Белая. – Изд. 2-е, испр. и доп.- М. : Советский спорт, 2004.- 270 с.

2. Ванина, О. Г Использование оздоровительного фитнесса в занятиях с женщинами в воз­расте 30-60 лет / О. Г. Ванина, Л. П. Канакова // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спор­том и физической культурой. - Томск, 2003.- С. 257-260

3. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей : методическое пособие для до­школьных, общеобразовательных и дополнительных образовательных учреждений / В. К. Велитченко. - М. : Терра-Спорт, 2000. – 165 с.

4. Верхало, Ю. Н. Тренажеры и устройства для восстановления здоровья и рекреации инвалидов / Ю. Н. Верхало. - М. : Советский спорт, 2004. - 531 с.

5. Дубровский, В. И. Массаж : учебник для средних и высших учебных заведений / В. И. Дуб­ровский. – Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2004. – 494 с.

6. Лечебная физическая культура: справочник / В. А. Епифанов, Д. М. Аронов, Н. А. Белая. – Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Медицина, 2004. - 587 с.


    1. Средства обеспечения дисциплины.

Программы, учебники, методические наглядные пособия, материалы для самостоятельных работ, мультимедийные материалы.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Массажный кабинет, тренажерный зал.

^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


8.1 Методические рекомендации преподавателю

При изучении дисциплины «ЛФК и массаж» следует исходить из того, что она является одним из основополагающих разделов физической реабилитации, и предполагает не только теоретическую, но и практическую подготовку (см. приложение № 1)


^ 8.2 Методические указания для студентов (см. приложение № 2)


8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.




Наименование темы

Часы

^ Форма контроля

1

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой систе­мы

4

*

2

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с заболеваниями системы органов дыхания

4

*

3

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с нарушениями обмена веществ

4

*

4

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с ожирением 1 степени

4

*

5

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с ожирением 2 степени

4

*

6

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с ожирением 3 степени

4

*

7

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с ожирением 4 степени

4

*

8

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов на стадии выздоровления после травмы верхних конечностей с переломами костей скелета

4

*

9

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу: для пациентов на стадии выздоровления после травмы нижних конечностей с переломами костей скелета

4

*

10

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу. для пациентов на стадии выздоровления после травмы верхних и нижних конечностей с переломами костей скелета

4

*

11

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажа для пациентов на стадии выздоровления после травмы грудной клетки с повреждениями органов грудной полости

4

*

12

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для новорожденных детей и детей 1 года жизни

4

*

13

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для детей дошкольного возраста

4

*

14

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для детей младшего школьного возраста

4

*

15

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для детей старшего школьного возраста

4

*

16

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для возбудимых подростков

4

*

17

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для заторможенных подростков

4

*

18

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для людей пожилого возраста с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии

4

*

19

Дать анатомо-физиологическое обоснование и описать мето­дики проведения китайского, точечного, индийского масса­жа

4

*

20

Описать методики проведения гипотермического массажа, ба­ночного и дренажного массажа

4

*

* Устное собеседование


^ 8.2.1.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Не предусмотрено.


8.2.2. Перечень вопросов к экзамену

.

  1. Понятие о лечебной физкультуре и её значение.

  2. Особенности методики ЛФК при инфаркте миокарда.

  3. Механизмы лечебного действия физических упражнений.

  4. Особенности методики ЛФК и массажа при гипертонической болезни.

  5. Формы занятий ЛФК.

  6. Особенности методики ЛФК и массажа при гипотонической болезни.

  7. Принципы дозировки нагрузки при лечебном использовании физических упражнений.

  8. Особенности методики ЛФК и массажа при бронхите.

  9. Классификация гимнастических упражнений и их действие на организм.

  10. Особенности методики ЛФК и массажа при воспалении легких.

  11. Классификация спортивно-прикладных упражнений и их действие на организм.

  12. Особенности методики ЛФК и массажа при бронхиальной астме.

  13. Игры, как средство ЛФК и их действие на организм.

  14. Особенности методики ЛФК и массажа при туберкулезе легких.

  15. Характеристика периодов в ЛФК.

  16. Особенности методики ЛФК и массажа при эмфиземе легких.

  17. Режимы двигательной активности в ЛФК.

  18. Особенности методики ЛФК при язвенной болезни желудка.

  19. Общие требования к методике лечебного применения физических упражнений.

  20. Особенности методики ЛФК и массажа при гастритах с пониженной секрецией.

  21. Учет эффективности ЛФК.

  22. Особенности методики ЛФК и массажа при гастритах с повышенной секрецией.

  23. Лечебная гимнастика – основная форма занятий.

  24. Особенности методики ЛФК и массажа при хроническом холецистите.

  25. Понятие о лечебной физкультуре и её значение.

  26. Особенности методики ЛФК и массажа при неврите лицевого нерва.

  27. Дозированная ходьба в двигательном режиме и её действие и значение.

  28. Особенности методики ЛФК и массажа при неврите седалищного нерва.

  29. Причины травм при занятиях спортом.

  30. Особенности методики ЛФК и массажа при пояснично-крестцовом радикулите.

  31. Организация занятий в специальных медицинских группах и особенность методики.

  32. Особенности методики ЛФК и массажа при инсультах.

  33. Задачи физического воспитания учащихся в специальных медицинских группах.

  34. Особенность методики ЛФК при неврозах.

  35. Режимы двигательной активности, их характеристика.

  36. Методика ЛФК при сахарном диабете.

  37. Что относится к травматическим повреждениям опорно-двигательного аппарата. Что представляет собой травматическая болезнь.

  38. Ожирение, особенности методики ЛФК и массажа.

  39. Раскройте три периода ЛФК при травматических повреждениях.

  40. Особенности методики ЛФК при поясничном остеохондрозе.

  41. Механизмы лечебного действия физических упражнений.

  42. Раскройте периоды ЛФК и методики при компрессионных переломах позвоночника.

  43. Формы занятий лечебной физкультурой.

  44. Раскройте периоды методики ЛФК при переломах костей таза.

  45. Организация занятий ЛФК в лечебных учреждениях.

  46. Особенности методики ЛФК при сколиозах.

  47. Краткая история развития ЛФК.

  48. Особенность методики ЛФК при дефектах осанки.

  49. ЛФК и массаж для коррекции функционального состояния детей до года.

  50. Особенности использования методов ЛФК для оздоровления организма.

  51. Особенности методики ЛФК и массажа при детском церебральном параличе.

  52. Особенности методики ЛФК и массажа при полиомиелите у детей.

  53. Методика ЛФК и массажа для детей до 3-х месяцев.

  54. Методика ЛФК и массажа для детей от 3-х до 6 месяцев.



Приложение 1


Методические рекомендации преподавателю


^ 1. Методические рекомендации преподавателю по чтению лекций.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения и практической демонстрации отдельных упражнений, комплексов ЛФК и приёмов массажа. Необходимо использовать на лекционных занятиях мультимедийную установку с компьютером для демонстрации комплексов лечебной физкультуры и приёмов массажа в виде слайдов, видеороликов и анимации.

Для проверки уровня освоения лекционного материала рекомендуется включать лекционный материал в перечень вопросов для компьютерного тестирования.

^ 2. Методические рекомендации преподавателю по проведению семинарских занятий.

Семинарские занятия рекомендуется проводить в начале в спортивном зале, где студенты на себе должны отработать все тонкости проведения занятий лечебной физкультурой и массажу при конкретных заболеваниях. Затем подключать студентов в помощь действующим инструкторам, методистам ЛФК и массажистам для проведения физических упражнений и сеансов массажа с больными на базе лечебных учреждений города.

Важным аспектом практической подготовки по дисциплине является овладение студентами техникой проведения функциональных проб для контроля эффективности занятий лечебной физкультурой и сеансов массажа.

Особое внимание следует уделять практической отработке вопросов связанных с техникой безопасности и навыкам страховки при проведении студентами занятий с больными людьми.

^ 3. Методические рекомендации преподавателю по формированию вопросов для текущей аттестации и экзамена.

В текущую аттестацию следует включать вопросы, позволяющие оценить практические навыки студента, которые он должен сформировать в ходе освоения дисциплины. В билеты для текущей аттестации следует включать два вида вопросов:

- демонстрация техники проведения функциональных проб для оценки адекватности и эффективности занятий лечебной физкультурой и сеансов массажа при конкретном заболевании;

- демонстрация комплексов лечебной физкультуры и приёмов массажа при конкретном заболевании.

В экзаменационные билеты следует включать вопросы теоретического характера: характеристика заболеваний, обоснование использования лечебной физкультуры и массажа при различных болезнях, методические подходы к подбору физических упражнений и приёмов массажа и т.п.


Приложение 2


Методические указания для студентов


^ 1. Методические указания для студентов по подготовке к семинарским занятиям.

Целью проведения семинарских занятий является практическое закрепление полученных на лекциях теоретических знаний, отработка практических навыков по технике проведения функциональных проб, физических упражнений приёмов массажа и методов страховки больных на занятиях по лечебной физкультуре и сеансах массажа. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с соблюдением техники безопасности.

Семинар обычно включают теоретическую и практическую части. В первой – проводится устное повторение пройденного материала, а также разбираются вопросы связанные и текущей отработкой практических навыков по лечебной физкультуре и массажу. Далее следует практическая работа по освоению техники функциональных проб, физических упражнений и приёмов массажа на себе или на больных.

В конце занятия проводится рефлексия по полученным каждым студентом в ходе урока результатам.

При подготовке к семинарским занятиям, студентам необходимо повторить пройденный материал, а также подготовить соответствующую одежду и обувь в зависимости от места проведения занятия.

Необходим строгий самоконтроль за своим здоровьем, особенно когда занятия проводятся с больными, так как при плохом самочувствии нередко возможно нарушение техники безопасности и как следствие причинение вреда здоровью пациентов.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности – 022300 – «Физическая культура и спорт»

Программу составила:

кандидат медицинских наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры
ФФКиС ТГПУ ______________________ Ачкасов В.В.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры АФК ФФКиС протокол № 1 от 29 августа 2008 года

Заведующий кафедрой АФК

д.м.н. профессор _______________________ С.Б. Нарзулаев

Программа дисциплины одобрена методической комиссией ФФКиС ТГПУ


Председатель методической комиссии ФФКиС ТГПУ _______________ Л.П. Канакова


Согласовано:

Декан ФФКиС ТГПУ __________________ О.В. Смирнов


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Лечебная физическая культура и массаж (ОПД.Ф. 07)


^ СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Специальность

032101.65 (033100) Физическая культура и спорт

код наименование


Томск-2008


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (2 часа)

^ 1. Общие основы лечебной физкультуры и массажа. Отчетная документация. Лечебные виды массажа. Лечебный и спортивный массаж. Гигиенические основы массажа (помещение и инвентарь), требования к масса­жисту и массируемому, поза массируемого. Смазывающие сред­ства. Противопоказания к массажу. Техника и методика выполне­ния массажных приемов. Механизм физиологического влияния массажных приемов на организм. Виды спортивного массажа. Особенности проведения спортивного массажа.

^ 2. Классификация физических упражнений в ЛФК. Методические прин­ципы и формы ЛФК. Систематизация физических упражнений по анатомическому признаку и по степени нагрузки и активности. Формы ЛФК (физические упражнения в воде, ходьба, террен­кур, туризм, механотерапия, спортивно-прикладные упражнения).

^ Дозировка и оценка величины нагрузки в ЛФК по частоте сердечных сокращений

Врачебно-педагогический контроль за переносимостью и эффективностью дозировки лечебно-физкультурных комплексов и массажа по назначению.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (2 часа)

^ 1. Все виды и средства массажа, показания и противопоказания к его проведению. Массаж при различных заболеваниях и травмах. Классический массаж, гигиенический (общий и локальный), лечебный (при травмах и заболеваниях), реабилитационный (для восстановления физической работоспособности), массаж при реанимации, спортивный массаж (для снятия утомления и повышения функционального состояния спортсменов сегментарно-рефлекторный (при воздействии на рефлекторные зоны кожи), косметический (при уходе за нормальной кожей) и самомассаж, восточный массаж, аппаратный массаж и др.

^ Приемы классического, гигиенического, лечебного и реабилитационного массажа.

Реабилитационный массаж для функционального восстановления после травм, опе­раций, тяжелых заболеваний. ЛФК и массаж для коррекции фун­кционального состояния детей до 1 года. Улучшение трофики тка­ней, обмена веществ, формирования опорно-двигательного ап­парата, деятельности нервно-мышечной и нервной систем, повышение иммунитета.

^ 2. Механизм лечебного действия физическими упражнениями и массажем при заболеваниях суставов.Упражнения без отягощений и с отягощениями для улучше­ния биомеханики и объема движений в суставах, увеличения опор­ной функции и силы мышц. Занятия на тренажерах и в воде.

^ Факторы риска заболеваний сердечно-сосудистой системы и роль ЛФК в их профилактике. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней. Клинико-физиологическое обоснование выбора упражнений ЛФК, показания и противопоказания к ЛФК при различных стадиях болезни. Методика ЛФК для больных при инфаркте миокарда, гипертонии, ишемической болезни сердца.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 часа)

Лечебно-профилактическое действие лечебной и физкультуры и массажа в дошкольных детских учреждениях. Методика и особенности проведения занятий ЛФК с детьми по корригирующей гимнастике. Факторы риска хронических заболеваний органов дыхания у детей и роль ЛФК в их профилактике. Использование ЛФК и массажа для улучшения состояния вер­хних дыхательных путей, проходимости носоглотки, бронхов, нормализации потребления кислорода тканями организма, улуч­шения функции межреберных мышц и диафрагмы, нормализа­ции диффузионной способности легких, улучшения общего газо­обмена.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 (2 часа)

Факторы риска гипертонической болезни и роль ЛФК и массажа в их профилактике. Комплексы ЛФК при гипертонии 1 и 2 степени. Виды и способы массажа при гипертонии 3 и 4 степени. Остеохондроз и коррекция функционального состояния позвоночника средствами ЛФК и массажа у подростков и взрослых. Частные методики ЛФК и массажа для коррекции " нарушений осанки у подростков и взрослых.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 (2 часа)

ЛФК и массаж для коррекции функционального состояния организма детей до 1 года. Особенности массажа и ЛФК, показания и противопоказания для их проведения. Методика восстановительного лечения средствами ЛФК. Методика ЛФК и массажа при заболеваниях органов дыхания. Авторские методики дыхательных упражнений.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 (2 часа)

Методика ЛФК и массажа при ожирении 3-й степени и других нарушениях обмена веществ. Упражне­ния с отягощениями, на тренажерах, ЛФК в сочетании с гидро­процедурами, диетой и ограничением потребления жидкостей. Лечебная физическая культура при травмах, спортивный массаж. Виды массажа. Основ­ные приемы массажа, порядок их выполнения. Требования к по­мещению, массажисту, нормы нагрузки.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 (2 часа)


Методика ЛФК при заболеваниях органов пищеварения. Методы врачебно-педагогического контроля состояния пациента с учетом вида упражнений ЛФК, дозировки, ритма и темпа выполнения, сочетания с установлен­ной диетой и другими лечебными средствами. Физиологическая кривая нагрузок ЛФК при групповых занятиях во Врачебно-физкультурных диспансерах. Методика ЛФК и массажа при неврозах, врачебно-педагогический контроль. Методика проведения ЛФК при различных двигательных нару­шениях. Принципы реабилитации больных с травмами головного мозга. Дозирование нагрузок ЛФК при заболеваниях и поврежде­ниях нервной системы.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 (2 часа)

Способы вытяжения, ротации, укрепления мышечного корсета при травмах. Использование специальных тренажеров и биомеханических бло­ков вытяжения поврежденных костей для правильного сопоставле­ния травмированных костей и лучшей регенерации участков тканей. Сегментарно-рефлекторный массаж, точечный массаж, самомассаж, косметический массаж. Использование со­единительно-тканного, периостального, точечного, китайского и др. видов массажа с лечебной и профилактической целями. Кос­метический (лечебно-пластический) массаж.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 (2 часа)

Методика ЛФК и массажа при травмах нижних конечностей со смещением костей. Авторские методики ЛФК и массажа. Способы массажа для профилактики осложнений после острых инфекционных заболеваний. Инструментальный массаж. Использование лечебного и реабилитационного массажа для повышения иммунитета.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10 (4 часа)

ЛФК и методы массажа при заболеваниях почек. Выбор методов проведения ЛФК и массажа с учетом характе­ра, тяжести и локализации поражения почек.

^ Комплекс ЛФК для беременных женщин (в первые 4 месяца). Подбор упражнений ЛФК включает общеукрепляющие упраж­нения для мышц брюшной стенки, органов брюшной полости и улучшения функционального состояния внутренних органов.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11 (2 часа)

^ 1. Комплекс ЛФК для беременных женщин (во второй половине беременности). Подбор упражнений ЛФК с учетом прошлого двигательного опыта женщины, состояния ее здоровья, возраста. Комплекс ЛФК включает упражнения для мышц тазового дна с целью улучшения функционального состояния органов малого таза. Комплекс ЛФК и массажа при травматических повреждениях верхних конечностей. Выбор упражнений ЛФК и массажа с учетом места и характе­ра травматического повреждения, общего состояния здоровья пациента.

^ 2. Комплекс ЛФК и массажа при травмах нижних конечностей. Реабилитация больных с травмами опорно-двигательного аппарата методами ЛФК, ме­ханотерапии, трудотерапии, физическими упражнениями, мас­сажем, бальнеотерапией. Показания и противопоказания.

^ ЛФК и массаж при плоскостопии. Авторские методики коррекции деформаций стопы. Приемы мануальной терапии. Экспресс-диагностика повреждений шейного, грудного, пояснич­ного и крестцового отделов позвоночника. Использование при­емов мануальной терапии с диагностической целью, для стиму­ляции мышечного тонуса мышц, выпрямления позвоночника, снятия мышечной блокировки.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Лечебная физическая культура и массаж (ОПД.Ф. 07)


^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ


Специальность

032101.65 (033100) Физическая культура и спорт

код наименование


Томск-2008


1. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой систе­мы.

2. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с заболеваниями системы органов дыхания.

4. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с нарушениями обмена веществ.

7. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с ожирением 1 степени.

8. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с ожирением 2 степени.

9. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с ожирением 3 степени.

10. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с ожирением 4 степени.

12. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов на стадии выздоровления после травмы верхних конечностей с переломами костей скелета.

13. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу:

для пациентов на стадии выздоровления после травмы нижних конечностей с переломами костей скелета.

14. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу. для пациентов на стадии выздоровления после травмы верхних и нижних конечностей с переломами костей скелета,

15. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажа для пациентов на стадии выздоровления после травмы груд|ной клетки с повреждениями органов грудной полости.

16. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для новорожденных детей и детей 1 года жизни.

17. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для детей дошкольного возраста.

18. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для детей младшего школьного возраста.

19. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для детей старшего школьного возраста.

20. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для возбудимых подростков.

21. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для заторможенных подростков.

22. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для людей пожилого возраста с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии.

23. Дать анатомо-физиологическое обоснование и описать мето­дики проведения китайского, точечного, индийского масса­жа.

24. Описать методики проведения гипотермического массажа, ба­ночного и дренажного массажа.

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Лечебная физическая культура и массаж (ОПД.Ф. 07)


^ ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

(демонстрация практических навыков)


Специальность

032101.65 (033100) Физическая культура и спорт

код наименование


Томск-2008

^ Аттестационное задание № 1

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой систе­мы.


Аттестационное задание № 2


Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов на стадии выздоровления после травмы верхних конечностей с переломами костей скелета.

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Лечебная физическая культура и массаж (ОПД.Ф. 07)


^ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ


Специальность

032101.65 (033100) Физическая культура и спорт

код наименование


Томск-2008



  1. Понятие о лечебной физкультуре и её значение.

  2. Особенности методики ЛФК при инфаркте миокарда.

  3. Механизмы лечебного действия физических упражнений.

  4. Особенности методики ЛФК и массажа при гипертонической болезни.

  5. Формы занятий ЛФК.

  6. Особенности методики ЛФК и массажа при гипотонической болезни.

  7. Принципы дозировки нагрузки при лечебном использовании физических упражнений.

  8. Особенности методики ЛФК и массажа при бронхите.

  9. Классификация гимнастических упражнений и их действие на организм.

  10. Особенности методики ЛФК и массажа при воспалении легких.

  11. Классификация спортивно-прикладных упражнений и их действие на организм.

  12. Особенности методики ЛФК и массажа при бронхиальной астме.

  13. Игры, как средство ЛФК и их действие на организм.

  14. Особенности методики ЛФК и массажа при туберкулезе легких.

  15. Характеристика периодов в ЛФК.

  16. Особенности методики ЛФК и массажа при эмфиземе легких.

  17. Режимы двигательной активности в ЛФК.

  18. Особенности методики ЛФК при язвенной болезни желудка.

  19. Общие требования к методике лечебного применения физических упражнений.

  20. Особенности методики ЛФК и массажа при гастритах с пониженной секрецией.

  21. Учет эффективности ЛФК.

  22. Особенности методики ЛФК и массажа при гастритах с повышенной секрецией.

  23. Лечебная гимнастика – основная форма занятий.

  24. Особенности методики ЛФК и массажа при хроническом холецистите.

  25. Понятие о лечебной физкультуре и её значение.

  26. Особенности методики ЛФК и массажа при неврите лицевого нерва.

  27. Дозированная ходьба в двигательном режиме и её действие и значение.

  28. Особенности методики ЛФК и массажа при неврите седалищного нерва.

  29. Причины травм при занятиях спортом.

  30. Особенности методики ЛФК и массажа при пояснично-крестцовом радикулите.

  31. Организация занятий в специальных медицинских группах и особенность методики.

  32. Особенности методики ЛФК и массажа при инсультах.

  33. Задачи физического воспитания учащихся в специальных медицинских группах.

  34. Особенность методики ЛФК при неврозах.

  35. Режимы двигательной активности, их характеристика.

  36. Методика ЛФК при сахарном диабете.

  37. Что относится к травматическим повреждениям опорно-двигательного аппарата. Что представляет собой травматическая болезнь.

  38. Ожирение, особенности методики ЛФК и массажа.

  39. Раскройте три периода ЛФК при травматических повреждениях.

  40. Особенности методики ЛФК при поясничном остеохондрозе.

  41. Механизмы лечебного действия физических упражнений.

  42. Раскройте периоды ЛФК и методики при компрессионных переломах позвоночника.

  43. Формы занятий лечебной физкультурой.

  44. Раскройте периоды методики ЛФК при переломах костей таза.

  45. Организация занятий ЛФК в лечебных учреждениях.

  46. Особенности методики ЛФК при сколиозах.

  47. Краткая история развития ЛФК.

  48. Особенность методики ЛФК при дефектах осанки.

  49. ЛФК и массаж для коррекции функционального состояния детей до года.

  50. Особенности использования методов ЛФК для оздоровления организма.

  51. Особенности методики ЛФК и массажа при детском церебральном параличе.

  52. Особенности методики ЛФК и массажа при полиомиелите у детей.

  53. Методика ЛФК и массажа для детей до 3-х месяцев.

  54. Методика ЛФК и массажа для детей от 3-х до 6 месяцев.

  55. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой систе­мы.

  56. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с заболеваниями системы органов дыхания.

  57. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с нарушениями обмена веществ.

  58. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с ожирением 1 степени.

  59. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с ожирением 2 степени.

  60. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с ожирением 3 степени.

  61. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с ожирением 4 степени.

  62. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов на стадии выздоровления после травмы верхних конечностей с переломами костей скелета.

  63. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу: для пациентов на стадии выздоровления после травмы нижних конечностей с переломами костей скелета.

  64. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу. для пациентов на стадии выздоровления после травмы верхних и нижних конечностей с переломами костей скелета,

  65. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажа для пациентов на стадии выздоровления после травмы груд|ной клетки с повреждениями органов грудной полости.

  66. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для новорожденных детей и детей 1 года жизни.

  67. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для детей дошкольного возраста.

  68. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для детей младшего школьного возраста.

  69. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для детей старшего школьного возраста.

  70. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для возбудимых подростков.

  71. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для заторможенных подростков.

  72. Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для людей пожилого возраста с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии.

  73. Дать анатомо-физиологическое обоснование и описать мето­дики проведения китайского, точечного, индийского масса­жа.

  74. Описать методики проведения гипотермического массажа, ба­ночного и дренажного массажа.



^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Лечебная физическая культура и массаж (ОПД.Ф. 07)


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


Специальность

032101.65 (033100) Физическая культура и спорт

код наименование


Томск-2008

Профессиональная компетенция будущего педагога по физической культуре обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является сформированная готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего арсенала знаний и умений в области лечебной физической культуры и массажа.

Статус лечебной физической культуры и массажа как одной из наиболее доступных и популярных видов физической реабилитации спортсменов и физкультурников с отклонениями в состоянии здоровья, а также её междисциплинарная универсальность в сфере физической культуры накладывают на будущего педагога по физической культуре особую ответственность. В этой связи существенно важно чтобы студенты, осваивая учебный курс «Лечебная физическая культура и массаж», расширяли багаж специальных знаний и формировали соответствующую культуру движений.

Изучение лечебной физической культуры и массажа в педагогическом вузе предполагает практическую подготовку, реализуемую на семинарских занятиях посредством выполнения практических заданий и упражнений.

Изучение дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций, владение различными технологическими подходами в практической деятельности.

Тематика семинарских занятий связана с существующими программами по физической реабилитации людей с травмами опорно-двигательного аппарата, заболеваниями внутренних органов и нервной системы. Лечебные упражнения и приёмы массажа, осваиваемые на семинарских занятиях, являются основным средством физического восстановления (компенсации) у людей с травмами опорно-двигательного аппарата, заболеваниями внутренних органов и нервной системы. В качестве результата прохождения курса семинарских занятий выступает двигательная оснащённость студентов, выражающаяся в свободном владении комплексами лечебной физической культуры и массажа, используемых у людей с травмами опорно-двигательного аппарата, заболеваниями внутренних органов и нервной системы.

Техника безопасности обеспечивается применением правильно подобранного инвентаря, учётом метеорологических условий (при проведении занятий на улице), а также соответствующими организационными приёмами (чередование поточного и индивидуального методов, страховка и др.).

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Лечебная физическая культура и массаж (ОПД.Ф. 07)


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Специальность

032101.65 (033100) Физическая культура и спорт

код наименование


Томск-2008

В УМК представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы к физической реабилитации людей с травмами опорно-двигательного аппарата, заболеваниями внутренних органов и нервной системы с использованием лечебной физической культуры и массажа; методы и приёмы организации работы и т.п.; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой.

Основная цель курса – формирование профессиональной компетенции будущего педагога по физической культуре.

Специальными целями курса «Лечебная физическая культура и массаж» являются: освоение комплексов ЛФК и приёмов массажа используемых у людей с травмами опорно-двигательного аппарата, заболеваниями внутренних органов и нервной системы, которые также встречаются у спортсменов и физкультурников с развитием особой двигательной культуры у студентов.

Учебная работа реализуется в ходе практической подготовки, которая представлена в планах семинарских занятий практическими заданиями и упражнениями:

  • освоение комплексов ЛФК и приёмов массажа, используемых у людей с травмами опорно-двигательного аппарата, заболеваниями внутренних органов и нервной системы;

  • освоение медико-педагогических тестов для оценки функционального состояния людей с травмами опорно-двигательного аппарата, заболеваниями внутренних органов и нервной системы до, во время и после занятия ЛФК и массажа;

  • моделирование подготовки и самостоятельного проведения занятия по лечебной физкультуре и массажу;

  • повышение ресурсов здоровья студентов.


Техника безопасности на лабораторных занятиях обеспечивается посредством соблюдения учебной дисциплины и точным, неукоснительным выполнением заданий и команд преподавателя.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины) iconУчебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура в травматологии и ортопедии

Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины) iconУчебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура для инвалидов (наименование

Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины) iconУчебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура при заболеваниях внутренних

Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины) iconУчебно-методический комплекс дисциплины массаж (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины) iconУчебно-методический комплекс дисциплины физическая реабилитация (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины) iconУчебно-методический комплекс дисциплины/ Специальность 033100 (050720)- «Физическая культура»

Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины) iconУчебно-методический комплекс дисциплины/ Специальность 033100 (050720) «Физическая культура»

Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины) iconРабочая программа дисциплины «лечебная физическая культура и спортивная медицина» направление 034300

Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины) iconУчебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование

Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины) iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная защита инвалидов (наименование дисциплины)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы