|
Скачать 366.46 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ФК д.п.н. профессор___________ В.И. Андреев «___»_____________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА» НАПРАВЛЕНИЕ 034300 – Физическая культура ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРОГРАММА): педагогический, тренерский, рекреационный, реабилитационный, организационно-управленческий, научно-исследовательский, культурно-просветительский. КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЁМА - 2010 г. КУРС 3 СЕМЕСТР 5 – Лечебная физическая культура ^ КУРС 3 СЕМЕСТР 6 - Спортивная медицина КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ - 4 ПРЕРЕКВИЗИТЫ: анатомия, естественно-научные основы физической культуры и спорта, биомеханика двигательной деятельности, биохимия человека, психология физической культуры, теория и методика физической культуры, информатика. КОРЕКВИЗИТЫ: безопасность жизнедеятельности, физиология человека, основы спортивного массажа. ^ Лекции 20 час. Практические и семинарские занятия - 66 час. АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ - 86 час. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - 42 час. ИТОГО: 128 часов ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - очная ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: зачёт – 5 семестр, экзамен – 6 семестр ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - кафедра СД ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ СД _____________к.п.н., доцент А.В. Белоусов РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _____________ к.п.н., доцент А.В. Белоусов ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________д.м.н., профессор В.К. Пашков 2011г ^ Цель обучения - овладение теоретическими и практическими навыками по вопросам лечебной физкультуры (ЛФК) и спортивной медицины (СМ), с помощью которых специалист мог бы проводить оценку функционального состояния спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой и спортом, решать вопросы профилактики спортивного травматизма и в рамках своей компетентности участвовать в восстановительной терапии больных с различной патологией методами физической реабилитации. Задачи преподавания – научить студента: - организовывать проведение врачебного контроля с целью оценки функционального состояния спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой; - уметь составлять программы физической подготовки лиц, занимающихся физической культурой и спортом с учётом их функциональных возможностей; - учитывать факторы, ухудшающие состояние здоровья и физическую работоспособность лиц, занимающихся физической культурой и спортом и уметь применять физические факторы для повышения у них работоспособности; - организовывать проведение восстановительного лечения больным на разных этапах методами физической реабилитации; - составлять больным с различной патологией программу физической реабилитации и комплекс физических упражнений (ФУ); - выполнять лечебную процедуру средствами лечебной физкультуры в различных лечебно-профилактических, образовательных и спортивных учреждениях и проводить оценку её эффективности; - составлять программы физической реабилитации для спортсменов-инвалидов; - организовывать и оказывать доврачебную медицинскую помощь при экстренных показаниях; - выступать в роли консультанта по отбору лиц для занятий физической культурой и спортом, а также самостоятельному проведению средств физической реабилитации. - анализировать и обобщать факторы и причины травматизма, заболеваний, функциональных нарушений в процессе учебной, профессиональной и спортивной деятельности; - способствовать осознанному использованию средств физической культуры как средства восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни. ^ КОД УЧЕБНОГО ПЛАНА ООП – Б3.В2.13 «Лечебная физкультура и спортивная медицина» Коды формируемых компетенций по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО): ОК1-19, ПК1-7,13,18-34. Дисциплина «Лечебная физическая культура и спортивная медицина» относится к вариативной части профессионального цикла и связана со следующими учебными дисциплинами специальности «Физическая культура и спорт»: Пререкфизиты: анатомия, естественно-научные основы физической культуры и спорта, теория физической культуры и спорта, биохимия человека, психология физической культуры, биомеханика двигательной деятельности, информатика. Кореквизиты: безопасность жизнедеятельности, физиология человека, основы спортивного массажа. ^ В результате освоения дисциплины бакалавр должен развить следующие компетенции
*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 032100 (62) «Физическая культура». В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются: 1.Универсальные (общекультурные) компетенции:
2. Профессиональные компетенции:
^
При сдаче отчётов проводится устное собеседование.
Раздел 1. Медицинское освидетельствование лиц, занимающихся физическими упражнениями. Физическая работоспособность. Методы определения. Врачебно-педагогические наблюдения. ^ Понятие о врачебном контроле. Цель и задачи медицинского освидетельствования лиц, занимающихся физическими упражнениями. Правовые нормативные документы. Врачебно-контрольная карта оценки физического состояния. Виды анамнеза (жизни, наследственный, спортивный, болезни) и их значение при планировании методов проведения врачебного контроля. Методы проведения и оценки уровня физического развития. Назначение нагрузочных тестов. Оценка состояния здоровья. Оценка функционального состояния. Подготовка пациентов к проведению нагрузочных тестов. Цель, техника выполнения и оценка проб Мартинэ-Кушелевского, Штанге-Серкина, динамической спирометрии. Медицинские группы для занятий физическими упражнениями. Принципы комплектования оздоровительных групп. Показания и противопоказания. Самоконтроль. Роль педагога (инструктора ЛФК) во врачебном контроле. Понятие о физической работоспособности. Компоненты физической работоспособности. Состояние здоровья. Физическое состояние. Внутримышечная координация. Межмышечная координация. Нейромышечная координация. Энергопродукция. Психическое состояние. Методы определения физической работоспособности. Субмаксимальный нагрузочный тест. Тест PWC170, тест Руффье. Определение врачебно-педагогического наблюдения, цель и задачи. Оценка санитарно-гигиенических условий зала для проведения лечебной гимнастики. Оценка структуры занятия ФУ. Оценка адекватности применяемой системы ФУ. Оценка моторной плотности занятия. Оценка эффективности занятия ФУ. Особенности врачебно-педагогического контроля за занимающимися ФУ в детском, среднем и пожилом возрасте. ^ Лекция. Семинар Определение ЛФК. История развития лечебной физкультуры. Роль ЛФК в восстановительной терапии больных на разных этапах. Клинико-физиологическое обоснование. Назначения на ЛФК. Формы и средства ЛФК. Классификация ФУ. Дозировка ФУ. Лечение положением. Подвижные игры. Закаливание. Принципы проведения процедуры ЛФК. ^ Физическая реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Лекция. Семинар. ЛФК при ишемической болезни сердца. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. Этапная реабилитация больных инфарктом миокарда. ЛФК при гипертонической болезни Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при гипотонической болезни и нейроциркуляторной дистонии. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при дистрофии миокарда. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при пороках сердца. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при болезнях периферических сосудов. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ^ Семинар. ЛФК при остром бронхите и острой пневмонии. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при хронических неспецифических болезнях лёгких (хронический бронхит, хроническая пневмония, бронхоэктатическая болезнь, бронхиальная астма и др.). Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при туберкулёзе лёгких. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ^ Семинар. ЛФК при гастритах. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при язвенной болезни желудка и двенадцатипёрстной кишки. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при колитах. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при опущении желудка и энтероптозе. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при болезнях печени и желчевыводящих путей. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при болезнях крови. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при хронической лучевой болезни. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ^ Семинар. ЛФК при нарушениях жирового обмена. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при сахарном диабете. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при нефритах, пиелонефритах, почечнокаменной болезни, недержании мочи, простатитах. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ^ Семинар. Этапы реабилитации больных с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Методика проведения ЛФК. Механотерапия. Занятия на тренажёрах. Трудотерапия. Физические упражнения в воде. ^ . Лекция. Семинар. Значение ЛФК в предоперационном и послеоперационном периодах. ЛФК при операциях на органах грудной, брюшной полостях, органов малого таза, сосудах, грудной железе, Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при ожоговой болезни, пластических операциях, в нейрохирургии: на головном и спинном мозге. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ^ Семинар. Физическая реабилитация больных при болезнях центральной нервной системы. ЛФК при нарушениях мозгового кровообращения. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК при различных двигательных нарушениях (при спастических и вялых параличах и парезах). Лечение положением. Профилактика синкенезий. Обучение ходьбе. Трудотерапия. Физическая реабилитация в учреждениях соцобеспечения. Методика ЛФК при различных формах невроза. Значение трудотерапия при лечении неврозов. Психофизическая тренировка. ЛФК при наследственных дегенеративно-дистрофических заболеваниях нервной системы. (миастения, миопатия и др.). Методика проведения ЛФК при органических и функциональных нарушениях нервной системы и при последствиях черепно-мозговой травмы. Физическая реабилитация больных при заболеваниях и травмах периферической нервной системы. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК при полиневрите, поражениях лучевого, локтевого, срединного, бедренного, малоберцового и лицевого нервов. ^ Семинар. Методика ФУ при беременности, родах и послеродовом периодах. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика физических упражнений при неправильном положении плода. Физическая реабилитация больных в гинекологии: ЛФК при опущении матки, недержании мочи, воспалительных процессах матки и придатков, при неправильных положениях матки, Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах челюстно-лицевой области. Показания и противопоказания к применению ЛФК в стоматологии. Профилактика и лечение контрактур, рубцовых изменений, парезов. ЛФК при травмах и врождённых деформациях челюстно-лицевой области. Методика проведения ЛФК при пластических операциях лицевой области. Физическая реабилитация в офтальмологии. Методика применения ЛФК при миопии. Показания, противопоказания. Физическая реабилитация в оториноларингологии. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ^ Лекция. Семинар. Организация проведения ЛФК в детских лечебно-профилактических учреждениях: стационаре, поликлиниках, в детских дошкольных и школьных учреждениях, детских домах. Нормативные документы. Особенности организации ЛФК в зависимости от возраста детей и нозологических форм заболевания. Влияние ФУ на организм детей. Гипокинезия как фактор нарушения физического развития и здоровья детей. Значение подвижных игр в реабилитации детей. Методы закаливания детей. Физическое воспитание и ЛФК у недоношенных детей. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при детском центральном параличе. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при гипотрофии, рахите. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. Особенности ЛФК у детей при заболеваниях внутренних органов, травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при деформациях опорно-двигательного аппарата, в детской хирургии. ЛФК при кривошее у детей. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ЛФК при врождённом вывихе тазобедренного сустава у детей. Клинико-физиологическое обоснование. Показания и противопоказания. Методика проведения ЛФК. ^ Лекция. История возникновения и этапы развития спортивной медицины. История развития медицинского обеспечения олимпийских игр и спорта в мире и России. Понятие о спортивной медицине. Определение. Цель и задачи. Организация медицинского обеспечения спортсменов. Обязанности и нормы нагрузки врача спортивной медицины. Медико-биологическое обеспечение в условиях тренировок, учебно-тренировочных сборов и соревнований. Организация медицинского обеспечения физического восстановления здоровья в дошкольных учреждениях, школах, вузах. Организация медицинской помощи спортсменам и населению в условиях массовых спортивных мероприятиях и физкультурных праздников. Применение требований этики и деонтологии в практике спортивной медицины. ^ Лекция. Физиология мышечной деятельности: адаптация организма к физическим нагрузкам, нервно-рефлекторная регуляция двигательной деятельности, гуморально-эндокринная регуляция мышечной деятельности, моторно-висцеральные рефлексы в норме и при патологии, морфофункциональные изменения организме при спортивных тренировках, гипокинезия, как фактор нарушения здоровья и физического состояния. Биохимия мышечной деятельности: биохимия мышечного сокращения, источники энергии мышечного сокращения, аэробные и анаэробные механизмы энергообеспечения при физической работе, характеристика и механизм энергообеспечения при физической работе, соотношение аэробных и анаэробных процессов при работе различной мощности. Физиология развития детей и их двигательная активность: анатомо-физиологические особенности детей, периоды возрастного развития, формирование двигательных навыков, возрастные нормы двигательной активности, значение оптимального уровня двигательной активности для физического развития и здоровья детей и подростков гипокинезия, как фактор нарушения физического развития и здоровья детей. ^ Лекция. Семинар. Организация обследования лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом. Особенности методов врачебного обследования в зависимости от занятий отдельными видами спорта: спортивный анамнез, оценка здоровья и функциональное состояние организма при физических нагрузках систем кровообращения, дыхательной, нервно-мышечной, газообмена, нервно-мышечного аппарата с учётом спортивной специализации. Методы тестирования: велоэргометрия, степ-тест, тест на тредмиле. Критерии оценки результатов тестирования. Методы биохимического и иммунологического контроля в спорте. Особенности врачебного контроля за детьми и подростками, занимающимися спортом. Анатомо-физиологические особенности женского организма и реакций на физическую нагрузку. Женский спортивный морфотип. Медико-биологические проблемы отбора в спорте. Организация и содержание диспансерного наблюдения спортсменов. Содержание и организация проведения углублённых медицинских обследований с учётом специфики различных видов спорта. Методы функциональных и биохимических исследований с учётом специфики спорта. Рекомендации по тренировочному режиму и лечебно-профилактическим мероприятиям. Оценка врачебно-педагогических наблюдений и коррекция физических нагрузок. Экспресс-диагностика функционального состояния и переносимости физических нагрузок. Организация лечебно-профилактических мероприятий на этапах годового тренировочного цикла. ^ Семинар. Понятие о допинговых препаратах. Классификация допинговых препаратов, их действие на организм. Организация антидопингового контроля на соревнованиях. Методы определения допинг препаратов. Профилактика приёма допинга, наркотиков, распространения ВИЧ-инфекции среди занимающихся физкультурой и спортом. Правовые аспекты распространения и приёма допингов и наркотических средств. ^ Лекция. Семинар. Современные представления о механизме утомления. Утомление при мышечной работе разной интенсивности. Гетерохронизм восстановительных процессов вегетативных и двигательных функций. Зависимость восстановительных процессов от характера интенсивности мышечной деятельности и возраста. Классификация средств восстановления и повышения спортивной работоспособности. Педагогические, психологические и медико-биологические средства восстановления. Физиологические и фармакологические средства повышения работоспособности. ^ Семинар. Понятие об иммунитете. Иммунологический контроль в спорте. Иммунодифецитные состояния у спортсменов. Система восстановления иммунодифецитных состояний. Профилактика иммунодифецитных состояний. ^ Семинар. Причины заболеваний у спортсменов. Профессиональная заболеваемость. Физиологическое перенапряжение, как физиологический фактор заболеваний спортсменов. Значение санаций очагов хронической инфекции в профилактике заболеваний. Дистрофия миокарда вследствие физического перенапряжения. Гипертонические и гипотонические состояния. Нарушение ритма сердца. Перенапряжение центральной нервной системы. Нарушение функции печени (печёночно-болевой синдром). Эрозивно-язвенные изменения желудка и двенадцатипёрстной кишки. Изменения функции почек. Изменения системы крови. Особенности клинического течения заболеваний опорно-двигательного аппарата у спортсменов (остеохондроза, артралгий и артрозов суставов). Противопоказания к занятиям спорта. Причины и профилактика спортивных травм. Классификация спортивных травм. Организация первой помощи спортсменам при острых травмах в условиях тренировок и соревнований. Содержание системы реабилитации спортсменов. Этапы и средства реабилитации. Сроки возобновления занятий спортом после острых заболеваний. Значение динамических наблюдений на тренировке после заболевания. ^ Лекция. Семинар. Медико-биологическое обеспечение в условиях тренировок, учебно-тренировочных сборов и соревнований инвалидов разных групп: слепых, глухих, с поражением опорно-двигательного аппарата, умственно отсталых. ^ Семинар. Энерготраты спортсменов в различных видах спорта. Регулирование веса спортсмена. Питание в процессе тренировочных нагрузок. Понятие о биоритмах. Биоритмы физиологических процессов и тренировочные нагрузки. Влияние биоритмов на спортивную работоспособность и их значение в управлении тренировочным процессом. ^ Семинар. Современные аспекты о патологии. Причины возникновения предпатологических состояний у спортсменов. Физическое перенапряжение: определение, причины, диагностика, лечение, профилактика. Поражения ЦНС, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, системы крови. Перетренированность: определение, стадии, методы обследования, профилактика. Печёночный болевой синдром. Неврозы и неврозоподобные состояния. ^ Семинар. Система комплексной реабилитации спортсменов. Средства восстановления спортивной работоспособности: физические факторы, гидро-бальнеотерапия, массаж и ЛФК, сауна, применение тейпа, оксигенотерапия, криотерапия, баротерапия, применение мазей, кремов и гелей, музыка и светомузыка,. Питание и режим работы и отдыха - как главные факторы восстановления. ^ Семинар. Организация диспансерного наблюдения за спортсменами в условиях врачебно-физкультурного диспансера. Цель, задачи, методы исследования. Распределение спортсменов по клинико-функциональным группам. Роль тренера в организации диспансеризации спортсменов. Документация. Структура врачебно-физкультурного диспансера, организационно-методическая работа, врачебно-спортивная консультация, медицинское обеспечение массовой физкультурной работы, тренировок и соревнований. Допинг-контроль. ^ Семинар. Цель и задачи доврачебной помощи. Организация мероприятий при оказании неотложных состояний. Методы доврачебной помощи при нарушениях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, травмах и переломах опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, ожогах, отморожениях, утоплении и других состояниях, требующих оказания неотложных мер. ^ Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения
* Формируемые компетенции в соответствии с ФГС ВПО. ^ Методы и формы организации обучения (ФОО)
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
^ , направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:
^ направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала бакалавров и заключается в:
6.2.1. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований:
^ Оценка успеваемости бакалавров осуществляется по результатам: - самостоятельного (под контролем преподавателя) выполнения практической работы; - взаимного рецензирования бакалаврами работ друг друга; - анализа подготовленных магистрантами рефератов; - устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий, защите отчётов по практическим работам и во время экзамена в 6 семестре (для выявления знания и понимания теоретического материала дисциплины). ^ Экзаменационные билеты включают три типа заданий:
^
^ - текущий контроль -70 баллов; - положительная оценка: от 10 до 30 баллов. ИТОГО: максимально 100 баллов. Форма оценивания – рейтинговая по трёхмерной шкале: более 85 баллов - «отлично»; 85 - 71 баллов - «хорошо»; 70 - 55 баллов - «удовлетворительно». ^
Дополнительная литература:
Интернет-ресурсы: Разделы: врачебный контроль, лечебная физкультура, спортивная медицина. ^ При изучении основных разделов дисциплины, выполнении практических работ бакалавры используются технические средства и лабораторное оборудование кафедры СД: тонометр, ростомер, динамометры ручной и становой, спирометр, велоэргометр, спортивные сооружения ФФК, областной физкультурный диспансер, профилакторий ТПУ. Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС-2010 по направлению и профилю подготовки 034300 – «Физическая культура». Автор: В.К. Пашков Рецнзент: Программа одобрена на заседании кафедры СД ФФК (протокол № ____ от «___» _______ 2011 г.). Заведующий кафедрой А.В. Белоусов |