|
Скачать 215.41 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССАЖ /Учебно-методический комплекс дисциплины/ Специальность 033100 (050720)– «Физическая культура». Чебоксары 2007 ББК 75.092 53.541Л … Лечебная физическая культура и массаж : учебно-методический комплекс дисциплины : специальность 050720 «Физическая культура» / составитель Т. И. Волкова – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 20 с.Печатается по решению учёного совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Рецензенты: О. А Маркиянов, д-р. пед. наук, профессор, зав. кафедрой физического воспитания и спорта ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова; М. Т. Ракеева, д-р мед наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Волкова Т. И., составление, 2007 ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2007 Специальность 050720 Физическая культура ^ ДПП.Ф.12 Лечебная физическая культура и массаж Выпускник, получивший квалификацию педагога по физической культуре, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения. По завершении обучения студентов курса «Лечебная физическая культура и массаж» выпускник должен знать общие и частные методики ЛФК при различных заболеваниях и повреждениях. Владеть приемами классического, сегментарного, точечного и спортивного массажа и использовать их в практической деятельности. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ^ - коррекции нарушений в физическом развитии и состоянии здоровья у школьников, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и основной группам, но имеющих отдельные дефекты здоровья; - физического воспитания школьников специальной группы и учащихся специальных школ-интернатов для детей с различными заболеваниями;
Содержание программы излагается по темам, в каждой из которых материал распределяется по формам занятий. Учебная работа проводится в форме лекций, практических и самостоятельных занятий, консультаций и экзаменов. На лекциях студентов знакомят: - с понятиями, задачами, средствами и организацией лечебной физкультуры (ЛФК) и лечебного массажа в лечебно-профилактических учреждениях России; - с общими правилами выполнения процедур ЛФК и массажа; - с механизмом действия ЛФК и массажа; - со средствами ЛФК и массажа и их классификациями; - с частными методиками лечебной физкультуры и лечебного массажа; - с 2 методиками гигиенического, спортивного массажа. На практических занятиях студенты овладевают знаниями и умениями: - выполнять процедуры ЛФК и массажа соответственно общим и частным методическим правилам; - контролировать и индивидуализировать программы ЛФК и массажа, ориентируясь на переносимость пациентом лечебных воздействий и консультируясь с врачом. В лекционном курсе вопросы ЛФК и массаж преподносятся по тематическому принципу. На практических занятиях студенты обучаются основным методам проведения занятий ЛФК и массажа. ^
^ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
^ 1. Введение. Общие основы лечебной физической культуры и массажа Общие основы лечебной физической культуры и массажа. Особенности ЛФК и массажа как лечебных методов. Значение ЛФК и массажа в комплексном лечении заболеваний и травм. Лечебная физкультура и массаж в детских лечебно-профилактических учреждениях. Краткий очерк развития ЛФК и массажа. Организация ЛФК и массажа в лечебно-профилактических учреждениях. Роль врача, методиста ЛФК и массажиста в оздоровлении детей. Помещение, инвентарь кабинета лечебной физкультуры, массажного кабинета, гигиенические требования к ним. Средства и формы лечебной физкультуры. Гигиенические упражнения, спортивно-прикладные упражнения, подвижные игры, упражнения в воде, упражнения на тренажерах, трудотерапия, естественные факторы природы. Утренняя гигиеническая гимнастика, процедуры ЛФК; групповые, самостоятельные занятия, консультативные формы занятий. Классификация физических упражнений в лечебной физкультуре: общетонизирующие, специальные, упражнения на растяжения, на расслабления. Дозировка и критерии величины нагрузки (интенсивность, объем) в лечебной физкультуре: исходное положение, темп выполнения, амплитуда, величина отягощений, упражнения с предметами, величина сопротивления на тренажерах, количество повторений, серий, продолжительность пауз отдыха, продолжительность процедуры, длительность и сложность маршрута пешеходной прогулки, терренкура, количество шагов в минуту, самочувствие, визуальные признаки утомления; подсчет дыханий; пульсометрия, измерение артериального давления; двойное произведение, физиологическая кривая урока, плотность занятия, электрокардиография, мониторное наблюдение, уровень толерантности (переносимости) к нагрузке, кратность процедур в течение дня; продолжительность курса ЛФК. Приемы и техника массажа. Средства, приемы и техника массажа. Приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, ударные приемы. Массаж отдельных частей тела. Инструментальный массаж: вибрационный, вакуумный и баночный, гидромассаж. Точечный массаж, способы воздействия: пальцем, специальным массажером, прижиганием, электротоком и др.; приемы пальцевого массажа: вибрация, вращение, давление. Методика пальцевого массажа. Сегментарный массаж. Гигиенический массаж. Спортивный массаж; подготовительный (разминочный), восстановительный, стимулирующий (электростимуляция). Косметический массаж. Самомассаж: техника самомассажа, методика самомассажа отдельных частей тела. Контроль за переносимостью процедур ЛФК и массажа: самочувствие; пульсометрия; измерение АД; визуальные признаки утомления; мониторное ЭКГ наблюдения, контроль за эффективностью ЛФК и массажа по кумулятивному эффекту; изменение клинических показателей и функционального состояния. Документация в кабинете ЛФК и массажа. ^ Понятие о травматологии, организация травматологической помощи в России. Травматический шок, причины, степени, краткая характеристика и принципы лечения. Травматический токсикоз, причины, характеристика. Классификация травм. Задачи и общие принципы лечебной физкультуры и массажа в лечении травм. Механизмы лечебного действия физических упражнений при травмах: общее и местное влияние. Переломы костей, классификация, клиника, первая помощь, современные методы лечения переломов костей. Частные методики лечебной физкультуры и массажа при переломах костей плечевого пояса, позвоночника, таза и нижних конечностей. Методика физического воспитания учащихся, имеющих остаточные явления травм, на уроках физической культуры в школе. ^ Роль сердечно-сосудистой патологии в заболеваемости, инвалидности и смертности населения. Краткая характеристика основных заболеваний сердца и сосудов: атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни и ее осложнений: стенокардии, инфаркта миокарда, нарушений мозгового кровообращения артериальной недостаточности нижних конечностей. «Факторы риска» в развитии ишемической болезни. Роль гиподинамии как одного из основных «факторов риска». Осложнения ишемической болезни сердца: коронарная недостаточность, инфаркт миокарда, аневризма сердца, нарушения ритма. Осложнения ишемической болезни мозга: нарушения мозгового кровообращения, парезы и параличи; осложнения ишемической болезни нижних конечностей: «перемежающаяся хромота», гангрена ног, современные методы (включая хирургические) лечения ишемической болезни. Механизмы лечебного действия физических упражнений и массажа при ишемической болезни. Кардинальные и экстракардинальные факторы кровообращения и воздействие на них физических упражнений. Двигательные режимы и ЛФК при инфаркте миокарда. Лечебная физкультура и массаж при гипертонической болезни с учетом ее стадий, лечебная физкультура и массаж при ишемической болезни сердца и инфаркте миокарда с учетом осложняющих факторов. Лечебная физкультура и массаж при ишемической болезни нижних конечностей. Ревматизм, этиология, патогенез, периоды обострений и ремиссии. Ревматические пороки сердца. Компенсированные и декомпенсированные пороки. Степени недостаточности кровообращения. Хирургические методы лечения ревматических пороков сердца. Лечебная физкультура и физическое воспитание школьников, болеющих ревматизмом, с учетом активности процесса, наличия порока сердца и степени компенсации. Врожденные пороки сердца. Общая клиническая характеристика; хирургическое лечение; лечебная физкультура до и после оперативного лечения. ^ Краткая характеристика заболеваний органов дыхания: бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма. Хроническая пневмония и бронхиальная астма у детей. Механизм нарушения дыхания при заболеваниях: нарушения кровотока в легком, бронхиальной проходимости, регуляции и механики дыхания. Дыхательная недостаточность, классификация. Механизм лечебного действия физических упражнений и массажа при заболеваниях органов дыхания и общие принципы методики лечебной физкультуры и массажа. Методики лечебной физкультуры и массажа при острых и хронических бронхитах и пневмониях, при бронхиальной астме. Произвольная регуляция дыхания (по Бутейко); методика дыхательной гимнастики Стрельниковой. Физическое воспитание школьников с хронической бронхопневмонией и бронхиальной астмой. ^ Ожирение, этиология и патогенез. Механизм лечебного действия физических упражнений и массажа при ожирении. Задачи лечебной физкультуры и массажа при ожирении. Особенности физического воспитания школьников с ожирением. Упражнения и массаж для повышения энергозатрат, стимуляции периферического кровообращения, для воздействия на жировые депо. Сочетание ЛФК, массажа и лечебного питания. Характеристика заболеваний суставов воспалительного и дегенеративного характера. Заболевания суставов и околосуставных тканей. Механизм лечебного действия и задачи физических упражнений и массажа при заболеваниях суставов в различные периоды заболеваний. Виды физических упражнений при заболеваниях суставов; упражнения с разгрузкой суставов, на растяжение, лечебное плавание, сочетание упражнений, массажа, компрессов, согревающих процедур, магнитотерапии, растирок. ЛФК и массаж при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушениях обмена веществ и др.
Характеристика двигательных и чувствительных нарушений при травмах и заболеваниях различных структур нервной системы. Вялые и спастические параличи, задачи и методика лечебной физкультуры и массажа при данных заболеваниях. Заболевания и травмы головного мозга: методика лечебной физкультуры и массажа. Заболевания и травмы спинного мозга и периферических нервов; методика лечебной физкультуры и массажа. Детские церебральные параличи. Организация лечения детей с детскими церебральными параличами в России. Методики лечебной физкультуры: аналитическая, эволюционная, функциональная; методика массажа. Физическое воспитание школьников с детскими церебральными параличами. ^
^ 5.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ:
Д. В. Волков / Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т , 2003. – 66 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
^ Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании», решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», новый антидопинговый кодекс, программные и электронные средства по дисциплине. ^ Для обеспечения данной дисциплины необходимо иметь аудиторию, оборудованную шведскими стенками, гимнастическими снарядами, зеркалами, массажными столами, ростомерам, весами, сантиметровыми лентами, спирометрами, динамометрами, сфигмоманометрами, секундомерами, эспандерами и др., для показа видеофильмов нужна видеоаппаратура, а также учебные таблицы, слайды. ^ 7.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
^
^
^ № 1.
№ 2.
№ 3.
№ 4.
№ 5.
№ 6.
6. Противопоказания к ЛФК ^ Преподавание строится с учетом знаний студентов о морфофункциональных критериях нормального состояния организма, о структуре физических упражнений, полученных в курсах биологии, анатомии, физиологии, ОБЖ и ТМФВС. ^ не предусмотрена Содержание
^ Специальность 050720 «Физическая культура» Составитель Волкова Татьяна Ивановна Подписано в печать 27.04.07 Формат 60Х 84/16. Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 1.1: Тираж 50 экз. Заказ № . ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38 Отпечатано на участке оперативной полиграфии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38 |