|
Скачать 72.41 Kb.
|
Содержание
Плавательный пузырьКровеносная система. Выделительная система. Нервная система и органы чувств. Значение рыб для человека Презентация «Позвоночные. Класс рыбы» |
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ Автор: Биканова Наталья Викторовна, учитель биологии МОУ №5, г. Дубна, 2006 год. Автор награждён дипломом «За лучший урок с применением информационных технологий» в Московском областном конкурсе «Компьютер и школа - 2006» Тема урока: «Позвоночные. Класс рыбы». Тип урока: формирование и закрепление новых знаний. Цели:
Форма урока: урок-практикум Методы обучения: По источнику передачи и восприятия учебной информации:
По степени управления учебной работой:
Форма организации учебной деятельности учащихся:
Оборудование:
Планируемые результаты: учащиеся должны знать:
учащиеся должны уметь:
Этапы урока:
Фронтальный опрос. - Каких животных относят к типу хордовые? - Почему ланцетник носит такое название? - Как ланцетники приспособлены к жизни на морском дне? - Какие признаки ланцетника являются общими с беспозвоночными животными? - Какие особенности строения характерны для миног? - Как миксины приспособлены к выживанию? 3. Изучение нового материала. (беседа с использованием презентации и мультимедиа) (слайд) Рыбы- позвоночные животные, живущие только в воде.(запись определения в тетради) Появились более 400 млн лет назад в пресных водоемах, а затем освоили и морскую воду. (слайд) Сегодня известно около 20 тыс. видов рыб, различающихся по форме тела, размерам, массе. Большинство из них имеют хрящевой или костный скелет, хорошо развитый головной мозг, плавательный пузырь, жабры, косную чешую, парные грудные и брюшные плавники. (слайд) Рыбы делятся на 2 класса (запись схемы в тетрадь) Хрящевые (акулы, скаты, химеры) – большинство обитатели морских водоемов, сохранили в строении ряд примитивных признаков: хрящевой скелет, жаберные щели, поперечное ротовое отверстие на нижней стороне головы. Костные (сельдь, карась, щука, сом, судак, треска) – самая многочисленная группа рыб, обитающая в морях, океанах, в реках, озерах, в постоянных и временных водоемах. Составляют 96% от всех современных рыб на Земле. (слайд) Форма тела разнообразна – вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная. (слайд) Тело большинства рыб вытянутой формы, различают голову, туловище, хвост, плавники, покрыто чешуей. Чешуи могут быть величиной с ладонь или микроскопическими, располагаются на теле черепицеобразно. Её функция: предохраняет тело рыбы от механических повреждений. (слайд) Особенности внутреннего строения (работа с раздаточным материалом) Рыбы имеют внутренний скелет, состоящий из черепа, позвоночника, скелета плавников. Строение черепа: костная черепная коробка, челюсти, жаберные дуги и жаберные крышки. Позвоночник состоит из туловищных и хвостовых позвонков. Скелет плавников состоит из мелких косточек и костных лучей. Скелет парных плавников прикрепляется к костям поясов. Непарные плавники состоят из костных лучей. (слайд) Пищеварительная система рыб: рот, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа), анальное отверстие. ^ хоть и не имеет отношения к перевариванию пищи, но является выростом кишечного канала. Форма пузыря различна у разных рыб. Газ, которым наполнен пузырь, выделяется из состава крови через стенки мягких капилляров, ветвящихся в стенках пузыря. ^ Сердце двухкамерное. От желудочка брюшная аорта направляется вперед и разветвляется к жабрам, где сосуды дробятся до капилляров. Жаберные листочки оплетены капиллярами. Через стенки жаберных листочков происходит газообмен. Кровь, насыщенная кислородом, собирается в крупный сосуд - спинную аорту. Она проходит под позвоночником и по пути дает ответвления во все части тела, снабжая их артериальной кровью. После газообмена в тканях венозная кровь попадает в предсердие, а затем, после сокращения стенок предсердия, - в желудочек. Кровь течет в одном направлении, так как в сердце есть клапаны, которые не позволяют крови двигаться в обратном направлении. ^ Под позвоночником проходят две красно-бурые ленты - это почки. От почек идут протоки - мочеточники, впадающие в мочевой пузырь. Выводное отверстие находится позади анального. Заднюю часть тела у рыбы занимают органы размножения. В яичниках самки развиваются икринки, в семенниках (молоках) самца - сперматозоиды. ^ На дне черепной коробки помещается мозг. Задний отдел, переходящий в спинной мозг, - продолговатый. Над ним находится мозжечок, затем идет средний мозг - самый крупный отдел мозга у рыб; передний мозг состоит из двух маленьких полушарий, а спереди от полушарий отходят две обонятельные доли. У рыб имеется так называемая боковая линия — особый орган чувств, которого нет у других животных. Он представляет собой продольную полоску по бокам тела с каждой стороны. Чешуи, расположенные здесь, пронизаны отверстиями, которые ведут вглубь кожи. С помощью боковой линии рыба чувствует давление воды, направление течения, может плавать ночью и в мутной воде. Внутреннее ухо у рыбы помещается в черепе по бокам головного мозга. Звук передается такому внутреннему уху через кости черепа. Возможность передачи звука подобным образом можно доказать на опыте. Для этого необходимо плотно заткнуть ушные отверстия, а затем приблизить к самому лицу механические часы. Будет слышен звук тикающих часов. Затем часы приложить к зубам - тиканье часов будет слышно яснее. Органы зрения – глаза, располагаются по бокам головы, приспособлены к четкому видению предметов на близком расстоянии. Органы обоняния – 2 обонятельные ямки, расположенные на кончике морды, рыбы воспринимают в воде различные запахи. Органы вкуса располагаются в ротовой полости, в коже и даже в хвосте. Рыбы различают горькое, соленое, сладкое, кислое. Некоторые рыбы, например, сомы и налимы различают вкус пищи, не дотрагиваясь до неё, т.к. сначала «ощупывают» её предротовыми усиками. 4.Закрепление изученного материала. Проведение лабораторной работы с использованием компьютера и диска «Лабораторный практикум по зоологии. 7 класс» (парная работа учащихся при наличии 12 компьютеров в классе)
5. Работа с учебником (прочитать статью учебника «Хозяйственное значение рыб» стр.101-102, составить схему в тетради). ^ ![]() 6. Подведение итогов урока (краткий обзор изученного материала, выставление оценок за работу на уроке в журнал, в дневник). Используемые источники:
Примечание: Биканова Н. В., учитель биологии МОУ №5 г. Дубны, является членом авторского коллектива, разработавшего программный продукт «Лабораторный практикум по зоологии. 7 класс». ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() |