|
Скачать 68.01 Kb.
|
План – конспект урока по теме: «Головной мозг. Строение и функции головного мозга» Учитель биологии ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 901 Алексеева Зинаида Ивановна Урок по теме: «Головной мозг. Строение и функции головного мозга» Цель урока: изучить особенности строения и функций основных отделов головного мозга с учётом индивидуально – типологических особенностей учащихся 8 «б» класса, а именно: интересов, склонностей учащихся, их типов темперамента, свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность). ^
^ : комбинированный Оборудование: таблица «Головной мозг», «Спинной мозг», «Строение нервной системы», раздаточный материал по теме в виде схем. Ход урока
Начерти рефлекторную дугу коленного рефлекса. Укажи части рефлекторной дуги. Какой это рефлекс? О какой функции спинного мозга он говорит? Назови все функции спинного мозга.
Нарисуй схему рефлекторной дуги оборонительного рефлекса отдёргивания человеком руки от горячего предмета. Подпиши части рефлекторной дуги.
Сообщение темы, цели занятия. Зачем нужны знания о строении и функциях головного мозга?
Человеческий мозг – это сложнейший орган, который покрыт тремя оболочками. Внутри мозга находятся полости (желудочки) мозга. От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Масса мозга новорождённых составляет 320 – 390 г, к 13 годам она составляет 1300 – 1400 г. Это почти как у взрослого человека. ^ Почему у всех животных, за небольшими исключениями масса головного мозга меньше, чем у человека? Масса головного мозга гориллы составляет 400 г, шимпанзе 375 г, быка 500г, лошади 650г, дельфина афалины 1700г, слона 6000г, кашалота 9200г. Но по отношению к массе тела мозг человека весит больше. ^ Конечно, не существует. Масса головного мозга одарённых людей превышала среднюю массу у Тургенева – 2012г, Бехтерева – 1720г, Павлова – 1653г, Менделеева – 1571г. Однако у других одарённых людей масса была значительно меньше средней, например у А.Франса – 1017г. Самый тяжёлый мозг оказался у идиота – 2850г. Мозг обильно снабжается кровью, которая приносит кислород и питательные вещества. ^ (К нарушениям в работе мозга, к снижению работоспособности и ухудшению памяти). Что такое инсульт? Связано ли это с избыточным весом, с нерациональным питанием, с курением? (учащиеся дают полный ответ) В головном мозге различают три основные части: мозговой ствол, мозжечок и большие полушария. Мозговой ствол является продолжением спинного мозга. К стволовой части относятся продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг. Мозжечок располагается над продолговатым мозгом и мостом. Большие полушария составляют 78% от общей массы головного мозга. ^ . Составьте схему отделов головного мозга. Прочитайте текст о продолговатом мозге и сравните его со спинным. Серое вещество расположено внутри белого и образует скопления в виде ядер. ^ (чихания, кашля, рвоты, слезотечения, мигания). Продолговатый мозг также участвует в поддержании позы, перераспределении тонуса мышц при вращательных движениях^ �? Возникает нарушение пространственной ориентации, тошнота, рвота. Мост – это место расположения нервных волокон, по которым импульсы идут вверх и вниз. Он состоит из серого и белого вещества. Серое вещество образует ядра. В мосте расположены центры, регулирующие ритм дыхания. Найдите на рисунке мозжечок. Где он расположен? Какой имеет вес? Каково его строение? Каковы основные функции мозжечка? (воспользуйтесь текстом учебника). Мозжечок состоит из червя и двух полушарий, серое вещество как внутри, так и снаружи. Кора мозжечка складчатая, образует борозды и извилины. Мозжечок участвует в регуляции сложных произвольных и непроизвольных движений, обеспечивает координацию движений, поддерживает мышечный тонус и равновесие. ^ В случае удаления или недоразвития мозжечка возможна компенсация его функций, но есть виды движений, в которых мозжечок незаменим. Это броски в цель, бег с препятствиями. ^
Проверка заполнения таблицы. ^ а) рефлексы, поддерживающие равновесие тела (сохраняющие устойчивость) б) ориентировочный рефлекс. в) докажите, что ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю. Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса.
(Проверка выполнения задания, запись вывода в тетрадь) От промежуточного мозга берут начало первая и вторая пары черепно-мозговых нервов. Рядом с промежуточным мозгом находится гипофиз. Таламус – центр анализа ощущений, кроме обонятельных. Гипоталамус – центр вегетативной регуляции, центр голода и жажды. Промежуточный мозг регулирует сон и бодрствование, поддерживает постоянство внутренней среды, фиксирует позы тела. Обладает позным рефлексом: сохраняет позу путём сокращения мышц. Самая молодая в эволюционном отношении часть центральной нервной системы это большие полушария, которые относятся к переднему мозгу. Но эту тему мы с вами рассмотрим на следующем уроке.
Итак, мы познакомились со строением головного мозга. Ответьте на вопросы о строении и функциях головного мозга:
Заполните таблицу «Строение и функции головного мозга»
Подготовить сообщение о жизни и деятельности И.М.Сеченова (задание двум учащимся). Занятия ведутся по учебникам Н.И.Сонина, М.Р.Сапина. Биология. Человек. Используется различная методическая литература для учителя: подготовка к ЕГЭ, контрольные и самостоятельные работы, различные тесты ЕГЭ, организация контроля на уроке, хрестоматия «Анатомия центральной нервной системы» и другие пособия. |