|
Скачать 78.25 Kb.
|
Содержание
Ход урокаГипертоническая болезнь Сердечная астма Ишемическая болезнь сердца (ИБС) – |
«Нужно восхищаться сердцем с его дивным и совершенным методом, первое движение которого предшествует рождению, а последний удар возвещает смерть» Х.Юшар Место проведения: кабинет биологии Целевая аудитория: ученики 8 класса Тип занятия: комбинированный Форма работы: групповая Тема урока: Трансплантация сердца Цель: Обучению групповому решению проблем, способствования анализу различных вариантов ее решения Задачи:
Оборудование: 4 листа бумаги формата А4 с выражениями «согласен», «не согласен», «согласен, но с оговорками», «не знаю, не уверен», магнитофон, ¼ лист бумаги, готовый текст «Сердечно-сосудистая система» ^
В начале урока учитель говорит о том, что это обычный урок, но с элементами здоровьесберегающих технологий. Сегодня мы с вами будем говорить о сердце, но не о его строении, а немножко о другом – о пересадке сердца (трансплантации). Сегодня в мире болезни сердечно-сосудистой системы выходят на первое место. Это связано со многими причинами: наследственные задатки, высокий ритм жизни, раннее употребление ПАВ, гиподинамия и др. Упражнение-активизатор При выполнении этого упражнения не задавать мне вопросов, а выполнять только мои установки:
Сравнивая узоры, полученные на бумаге, мы с вами убеждаемся в том, что все мы разные своим кругозором, мышлением, характером, впечатлениями и др. II. Ученики заранее разделены на группы по 5 человек Задание: Написать на бумаге 3 ассоциации со словом «сердце» Учитель собирает бумажки в коробку, перемешивает, предлагает вытаскивать и зачитывать в слух. Ученики убеждаются в том, что сердце у них ассоциируется со словами «моторчик», «двигатель», «генератор», «насос» и т.д. Учител: Сердце - важный орган в организме человека. Это небольшой моторчик, двигатель в нашем организме, благодаря которому мы радуемся и веселимся, шутим и смеемся, огорчаемся и грустим. Сердце неутомимый труженик, он постоянно стучит тук-тук, тук-тук. Упражнение – энергизатор. Ученики встают. Учитель дает установку. Вы спокойно стоите – сердце работает в спокойном ритме (хлопают в ладоши). На уроке физкультуры легкий бег – сердце начинает работать быстрее (хлопки учащаются). Дистанция 1000 метров – сердце работает еще быстрее (хлопки учащаются еще быстрее). Бег закончили, через некоторое время сердце работает в нормальном ритме. III. КО – кооперативное обучение. Учитель вводит инсерт – чтение текста с пометками : + знаю, - не знаю, ? надо подумать, ! хорошо знаю. Выступление докладчика из каждой группы. Сердечно - сосудистая система Во главе этой системы находится удивительный «насос» - сердце. Когда-то известный французский клиницист Х.Юшер сказал о нем так: «Нужно восхищаться сердцем с его дивным и совершенным механизмом, первое движение которого предшествует рождению, а последний удар вещает смерть. Неутомимо днем и ночью оно бодрствует для блага своего организма и без того, чтобы когда-нибудь отдохнуть». Как верно и красиво сказано! В то же время сердце и приданные ему сосуды так часто страдают по вине человека и без таковой; тому есть множество причин. Болезни сердечно-сосудистой системы. Превосходят другие заболевания по частоте, из-за чего названы болезнями века Заболевания сердечно-сосудистой системы очень многочисленны. Одни из них преимущественно поражают само сердце, другие главным образом – артерии или вены (к примеру атеросклероз), третьи – одновременно и сердце и сосуды (гипертоническая болезнь). Причин возникновения этих заболеваний тоже очень много. Здесь и стрессовые ситуации, и неправильное питание, и воспалительные процессы. Ряд причин носит врожденный, генетический характер (к примеру, врожденные пороки сердца). ^ – одно из самых распространенных заболеваний. Ее считают недугом века. Хроническое заболевание, характеризующееся постоянным или почти постоянным повышением артериального давления (АД) ^ – результат острой сердечной недостаточности, нарушается газообмен. Атеросклероз – хроническая болезнь артерий, постоянно приводящая к сужению просвета и нарушению их функций. Она нарушает ходьбу, ухудшает память. ^ в это понятие включают острые формы заболеваний (стенокардия, инфаркт миокарда). Стенокардия сердца – реализуется сжимающими болями в области сердца. Инфаркт миокарда – сопровождается омертвением сердечной мышцы. Не все болезни излечиваются и тогда остается единственный шанс продлить жизнь – это пересадка сердца. Пересадка – спасение жизней. Долг врача использовать все средства для спасения больного. Операция по пересадке сердца это лечение с неизвестным заранее результатом. Сложен вопрос об определении смерти донора. Здесь главное – борьба со смертью, а не использование смерти в лечебных целях
А Р Г У М Е Н Т Ы за пересадку против пересадки Из каждой группы учащиеся выходят и записывают свои соображения «за» или «против» пересадки со своей аргументацией. Учитель: Безусловно, для которых пересадка сердца остается единственным шансом, то во имя спасения жизни остается его использовать. 03.12.1967г. была сделана первая операция по пересадке сердца человеку профессором Кристианом Бернардом. Весь мир с замиранием сердца ожидал окончания операции. Советские, российские хирурги, академики академии медицинских наук Александр Николаевич Бакулев, Владимир Иванович Бураковский, Леонид Антонович Бокерия проводили и проводят операции на сердце и по пересадке сердца. «Сердечно-ремонтные заводы» - клиники имеются в г.г.Москве, С-Петербурге, Н-Новгороде. Трансплантацию сердца – можно проводить лишь с теми, для кого это единственный шанс продлить жизнь. Операция по пересадке сердца – это лечение с неизвестным заранее результатом Упражнение для глаз
У. В группе обсуждают меры профилактики заболеваний сердца, а затем дают ответы. 1. Разнообразное питание 2. Соблюдение режима дня 3. Занятия физической культурой и спортом 4. Активная ходьба 5. Не курить 6. Не употреблять спиртные напитки 7. Не употреблять ПАВ 8. Вести ЗОЖ Вопрос учителя, с оговоркой «Условно!» Один из ваших близких безнадежно болен, ему поможет только пересадка сердца. Вы попадаете в автомобильную катастрофу, и наступает смерть. Согласились ли бы вы отдать сердце? «Нет», «Не знаю», «Согласен», «Не согласен». Подумайте и подойдите к тем листкам с этими выражениями. Выступление из группы. Вывод по уроку: Здесь главное – борьба со смертью, а не использование смерти в лечебных целях. СЕРДЦЕ – «эмоциональный орган». Сердцем любят, от чистого сердца поздравляют, желают здоровья, всем сердцем страдают и переживают. О сердце написано много стихотворений и сложено песен. Послушаем и споем некоторые песни. Музыкальный итог урока. З А Я В К А на участие в III дистанционном конкурсе профессионального мастерства учителей биологии ЧР
Приложение Урок по теме «Трансплантация сердца» провела в 8 классе в курсе «Человек и его здоровье», а именно при прохождении темы «Строение и работа сердца» как дополнительный урок для расширения знаний учащихся. При проведении этого урока использовала интерактивные методы – КО (кооперативное обучение) в малых группах по 5 человек, где распределены роли ведущего, секретаря, докладчика, хронометриста, лаборанта. Зная психологию учеников, распределила их таким образом, чтобы между ними была положительная психологическая совместимость. К тому же на уроке используются упражнения-энергизаторы. Из ИКТ используется магнитофон для музыкального сопровождения урока. Содержание и план урока прилагается. |