Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека icon

Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека





Скачать 312.6 Kb.
Название Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека
Дата конвертации 20.02.2013
Размер 312.6 Kb.
Тип Документы
Происхождение и эволюция человека.


Формирование представлений о происхождении человека. Вопрос о происхождении человека всегда волновал человечество. В древности некоторые племена считали себя потомками растений или животных.

В дальнейшем распространились взгляды о божественном происхождении человека.

С развитием науки естествоиспытатели убеждались в сходстве строения тела и отдельных органов человека и животных. К. Линней, веривший в божественное происхождение человека, поместил его в группу приматов вместе с обезьянами. Ж. Б. Ламарк предложил гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к прямохождению.

В 1871 г. опубликована работа Ч. Дарвина "Происхождение человека и половой отбор", в которой он доказывает родство человека с человекообразными обезьянами, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии. В то же время Дарвин считал, что ни одна ныне живущая обезьяна не может считаться прямым предком человека.


^ Место человека в системе животного мира.


Царство Животные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Семейство Люди

Род Человек

Вид Человек разумный

Признаки типа Хордовые у человека начинают проявляться в процессе эмбриогенеза:

● закладка хорды;

● развитие над хордой нервной трубки;

● закладка под хордой кишечной трубки, передний конец которой( глотка ) пронизан жаберными щелями;

● развитие сердца на брюшной стороне.


^ Признаки подтипа Позвоночные у человека – наличие черепа и позвоночника.


Признаки класса Млекопитающие у человека –

наличие:

● млечных, сальных и потовых желез;

● волосяного покрова и теплокровности;

● дифференцированных зубов;

● четырех камерного сердца и левой дуги аорты;

● диафрагмы;

● хорошо развитой коры головного мозга;

● внутриутробного развития зародыша.


^ Признаки отряда Приматы у человека ( особенно сходны человек и человекообразные обезьяны ):

● относительно большая масса головного мозга, хорошо развитая кора переднего мозга;

● бинокулярное зрение;

● общие группы крови и белезни;

● конечности хватательного типа, противопоставление большого пальца на руке;

● редукция хвостового отдела позвоночника;

● наличие капиллярных узоров на пальцах, ладонях, стопах, ногтей, пальцев;

● продолжительность беременности около девяти месецев;

● сходство кариотипов.


^ Научные данные

Примеры

Сравнительно - Анатомические

Общие черты строения

Клеточное строение организма; сходство строения систем органов; наличие млечных желез и ушных раковин, строение зубов; среднее ухо – три слуховые косточки.

Рудименты

(недоразвитые органы, имевшиеся у отдаленных предков, но утратившие свое

свое значение)

Третье веко, волосяной покров тела, аппендикс, копчик, мышцы ушной раковины, небные валики, и т. д.

Атавизмы

( появление у некоторых особей вида признаков, имевшихся у отдаленных

предков )

Рождение людей с хвостом, лишними сосками, и т. д.

Эмбриологические

Общая схема развития зародыша

Оплодотворенное яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм.

Сходство зародышей

Зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и т. д.



^ Отличие человека от животных.


1. Высокий уровень головного мозга ( особенно коры переднего мозга с большим количеством борозд и извилин; значительное развитие теменных, лобных и височных долей, где сосредоточены важнейшие центры психической деятельности и речи. С развитием мозга тесно связана способность к абстрактному мышлению, появление сознания и речи и значительное преобладание мозгового черепа над лицевым )


2. Прямохождение ,что обусловило ряд изменений в строении скелета ( изгибы позвоночника, широкий таз, сводчатая стопа, широкая грудная клетка) и мускулатуры ( сильное развитие мышц пояса и самих нижних конечностей ).


3. Противопоставление большого пальца на руке остальным.


Антропогенез – ( от гр." антропос" – человек + гр. "генезис"- присхождение) – процесс историка – эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также сложения общества.


Факторы эволюции человека




Биологические Социальные


Борьба за Естественный Трудовая Общественный Речь и

существо - отбор деятель - образ жизни мышление

вание ность


Парапитеки


Дриопитеки Проплиопитеки


Шимпанзе Горилла Гиббон Орангутан

Австралопитек


Древнейшие люди

( питекантроп, синантроп )




Древние люди

( неандертальцы)




Современные люди

( кроманьонцы )


^ Направления эволюции человека.



Предшественники

современных людей

^ Особенности строения

Образ жизни

Орудия труда

Дриопитеки 18 млн лет

Размеры небольшие; лазающие и ходящие в полувыпрямленном положении; рука способна к хватанию и бросанию предметов.

Стадный образ жизни помогал в защите от хищников, передача опыта.

Орудия труда отсутствуют.

Австралопитеки 5 млн лет

Рост 120-150 см, масса 20-50 кг; объем мозга 430-550 см прямохождение, рука- хватательный орган; зубы по форме сходны с человеческими; употребляли мясную пищу.

Стадный образ жизни, совместная охота.

Кость, палка.

Человек умелый 2,6 млн лет

Рост 1,5 м; масса 50 кг; объем мозга 650 см ; надглазничный валик; плоский нос; выступающие вперед челюсти; первые проблески сознания.

Сооружал простейшие хижины

Грубые рубила, скребла, каменные молотки.

Человек прямоходящий

Рост около 170 см; массивный костяк; объем мозга 700-1250 см ; череп низкий; кости очень толстые; выраженные надбровные дуги; массивные челюсти.

Общественный образ жизни; поддерживали огонь.

Изготовляют примитивные каменные орудия труда ( копье, сколотый камень, скребок, рубило)

Неандерталец 250 тыс лет

Рост 155-158 см; массивный костяк; коренастый; походка согнутая; череп более высокий; лоб низкий; скошенный; сильно развитые надбровные дуги; объем мозга 1400 см;

Общественный образ жизни; использование огня; строительство очагов и жилья; первые захоронения.

Изготовляют обработанные каменные орудия труда( острия, скребки, ножи)

Кроманьонец 40 тыч лет

Рост до 180 см; физический вид современного человека; череп высокий; лоб прямой; без сплошного надбровного валика; развит подбородочный выступ; объем мозга 1000- 1600 см; прямая походка; хорошо развита членораздельная речь.

Родовая община; строительства поселений; появление обрядов; ; возникновение искусства; гончарного дела; земледелия.

Изготовляют сложные составные орудия труда из кости и камня.



^ Человеческие расы – это исторически сложившиеся группы людей, объединенные общностью происхождения и сходством некоторых морфологических признаков.


Европеоидная

Монголоидная

Негроидная

население Европы, Южной Азии и Северной Африки

Население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири.

Население Центральной и Южной Африки, Австралии.

- узкое лицо;

- сильно выступающий нос;

- мягкие волосы;

- светлый или смуглый цвет кожи;

- губы обычно тонкие;

- сильно растущие борода и усы.

- уплощенное широкое лицо;

- уплощенный нос;

- жесткие, прямые темные волосы;

- кожа темная, с желтоватым оттенком;

- глаза узкие;

-сильно выступающие скулы;

- борода и усы растут слабо.


- лицо узкое и низкое;

- широкий нос;

- курчавые черные волосы;

- темная кожа;

- широкие открытые карие глаза;

- губы толстые;

- борода и усы растут слабо.





Раса

Значение признаков

Негроидная

Защита организма от перегрева, ультрафиолетового излучения; увеличение теплоотдачи

Монголоидная

Защита организма от ультрафиолетового излучения, сильных ветров, пыльных бурь.

Европеоидная

Уменьшение теплоотдачи; обеспечение проникновение в организм ультрафиолетовых лучей, необходимых для образования витамина Д.



"Происхождение человека" Вариант № 1

Часть А

А 1. Впервые поместил человека в отряд приматов вместе с полуобезьянами и обезьянами:


1) К. Линней

2) Ч. Дарвин

3) Ф. Энгельс

4) Ж. Б. Ламарк


А 2. Признаки, определяющие систематическую принадлежность человека к классу млекопитающих:


1) теплокровность, хорда, парные конечности

2) позвоночник, волосяной покров, два круга кровообращения

3) волосяной покров, млечные железы, внутриутробное развитие

4) млечные железы, парные конечности два круга кровообращения


А 3. Родство человека и животных подтверждается:


1) прямохождением

2) сходством эмбрионов

3) крупным головным мозгом

4) способностью к абстрактному мышлению


А 4. К рудиментам у человека относятся:


1) ушные мышцы, копчиковые кости, третье веко

2) копчиковые кости, развитые клыки, аппендикс

3) аппендикс, мимические мышцы, добавочные соски

4) третье веко, обильный волосяной покров на лице, ушные мышцы


А 5. К атавизмам у человека относятся:


1) добавочные соски, аппендикс, копчиковые кости

2) развитые клыки, копчиковые кости, добавочные соски

3) копчиковые кости, обильный волосяной покров на лице, третье веко

4) обильный волосяной покров на лице, добавочные соски, развитые клыки


А 6. Сходство человека с человекообразными обезьянами состоит в:


1) телосложении, редукции хвоста, наличие ногтей

2) строении головного мозга и сложном поведении

3) изгибах позвоночника и плоской форме грудной клетки

4) развитии широкого таза и мускулатуры нижних конечностей


А7. Среди современных человекообразных обезьян наибольшим сходством с человеком по пропорциям тела, строении кисти, стопы и таза обладает:


1) гиббон

2) горилла

3) шимпанзе

4) орангутан


А 8. Важнейшие отличия в строении тела человека от человекообразных обезьян связаны :


1) наличием головного мозга

2) способностью к мышлению

3) прямохождением и крупными размерами

4) прямохождением, развитием мозга и руки


А 9. Основной предпосылкой антропогенеза было:


1) прямохождение

2) трудовая деятельность

3) овладение речью

4) развитие головного мозга


А10. Движущими силами антропогенеза были:


1) только социальные факторы

2) только биологические факторы

3) биологические и социальные факторы

4) на одних этапах только биологические, на других только социальные факторы


А 11. Биологическими факторами эволюции человека были:


1) борьба за существование, сознание и труд

2) наследственная изменчивость, речь и естественный отбор

3) естественный отбор, борьба за существование и общественная жизнь

4) наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор


А12. Социальными факторами эволюции человека были:


1) прямохождение и речь

2) борьба за существование и сознание

3) изготовление и применение орудий труда

4) наследственная изменчивость и развитие головного мозга


А 13. Биологические и социальные факторы в антропогенезе действовали:


1) совместно

2) независимо

3) по разному, биологические преобладали над социальными

4) по разному, социальные преобладали над биологическими

А14. Правильная последовательность основных эволюционных этапов становления человека как биологического вида следующая:

1) древнейшие люди, австралопитеки, древние люди, люди современного типа

2) австралопитеки, древнейшие люди, древние люди, люди современно

3)австралопитеки, древние люди, древнейшие люди, люди современного типа

4) древние люди, австралопитеки, древнейшие люди, люди современного типа

А15. 0бщими предками человека и человекообразных обезьян были:

1) дриопитеки

2) питекантропы

3) австралопитеки

4) дриопитеки и питекантропы

А16. Время существования дриопитеков в млн лет назад:

1) 1-2

2) 2-8

3) 8-18

4) 20-40

А17. Ископаемые остатки австралопитеков были найдены в:

1) Африке

2) Австралии

3) Африке и Азии

4) Африке и Европе

А18. Время существования австралопитеков в млн лет назад:

1) 0,5-1,5

2) 1,5-5,5

3) 5,5-8

4) 8-12

А19. Человека умелого как биологический вид относят к:

1) дриопитекам

2) древнейшим и древним людям

3) австралопитекам и древним людям

4) австралопитекам и древнейшим людям

А 20. 0бъем головного мозга у Человека умелого достигал в см3:

1) 450

2) 650

3) 800

4) 1000

А 21. Древнейшие люди относятся к биологическому виду:

1) Австралопитек

2) Человек умелый

3) Человек разумный

4) Человек прямоходящий

А 22. Стадии древнейших людей в эволюции человека соответствуют:

1) неандертальцы

2) только питекантропы

3) питекантропы и синантропы

4) синантропы и неандертальцы

А 23. Ископаемые остатки питекантропов впервые найдены в:

1) Азии

2) Европе

3) Африке

4) Африке и Азии

А 24. Время существования питекантропов в млн лет назад:

1) 0,5-2

2) 2-5

3) 5-8

4) 12-14

А 25. 0бъем головного мозга у древнейших людей достигал в см3:

1) 450-650

2) 650-800

3) 800-900

4) 800-1250

А 26. Неандертальцы в эволюции человека соответствуют стадии:

1) древнего человека

2) древнейшего человека

3) людей современного типа

4) предшественника человека

А 27. Первые ископаемые остатки древних людей были найдены в:

1) Азии

2) Европе

3) Африке

4) Азии и Африке

А 28. 0бъем головного мозга неандертальцев достигал в см3:

1) 800

2) 1000

3) 1200

4) 1400

А 29. Ископаемые люди современного типа относятся к биологическому виду:

1) Человек умелый

2) Человек разумный

3) Человек ископаемый

4) Человек прямоходящий

А 30. Объем головного мозга кроманьонцев достигал в см3:

1) 1000

2) 1200

3) 1400

4) 1600

А З1. Правильная последовательность эволюционных преобразований у предковых форм человека следующая:

1) прямохождение, речь, трудовая деятельность

2) прямохождение, трудовая деятельность, речь

3) трудовая деятельность, прямохождение, речь

4) речь, прямохождение, трудовая деятельность

А З2. Формирование речи и овладение огнем в антропогенезе произошло на .стадии:

1) древнего человека

2) древнейшего человека

3) людей современного типа

4) предшественника человека

А 33. 0рудия в виде камней-галек с отбитыми режущими краями, изготавливал и использовал:

1) неандерталец

2) питекантроп

3) кроманьонец

4) Человек умелый

А 34. В настоящее время на эволюцию современного человека существенное влияние оказывает:

1) изоляция

3) мутационный процесс

2) волны численности

4) борьба за существование

А35. 0сновная причина возникновения человеческих рас-

1) адаптация к среде

2) мутационный процесс

3) свободное скрещивание

4) общность происхождения

Часть В

В 1. Процесс эволюционного формирования человека, развития его трудовой деятельности и речи - ....

В 2. Основной предпосылкой превращения обезьяны в человека было ....

В 3. Группа вымерших человекообразных обезьян, считающихся предками современных обезьян-антропоидов и человека - ....

В 4. Ископаемые предшественники человека, существовавшие в Африке около 1,5-5,5 млн лет назад - ....

В 5. Обобщенное название питекантропов и синантропов - второй этап в эволюции человека - ....

В 6. Ископаемые люди современного типа, существовавшие на территории Западной Европы около 30-50 тыс. лет назад - ....

В 7. Процесс смешения рас современного человека в результате межрасовых браков - ....


^ Ключ к тесту. Часть А


№ зад

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

ответ

1

3

2

1

4

1

2

4

1

3

4

3

№ зад

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

ответ

1

2

1

3

1

2

4

2

4

3

1

1

№ зад

А25

А26

А27

А28

А29

А30

А31

А32

А33

А34

А35




ответ

4

1

2

4

2

4

2

2

4

3

1






Часть В


В 1 – антропогенез В 5 – древнейшие люди


В 2 – прямохождение В 6 - кроманьонцы


В 3 – дриопитеки В 7 - метисация


В 4 – автралопитеки

" Происхождение человека " Вариант № 2.

Часть А


А 1. Впервые показал, что изготовление и применение орудий труда привело к превращению обезьяны в человека:

1) К.Линней

2) Ч.Дарвин

З) Ф.Энгельс

4) Ж.Б Ламарк

А 2. Признаки, определяющие систематическую принадлежность человека к классу

млекопитающих:

1) головной мозг, диафрагма, ушные раковины

2) ушные раковины, парные конечности, головной мозг

З) диафрагма, внугриугробное развитие, ушные раковины

4) головной мозг, позвоночник, два круга кровообращения

А З. Родство человека и животных подтверждается:

1) общностью плана строения

2) крупным головным мозгом

З) способностью к трудовой деятельности

4) способностью к абстрактному мышлению

А 4. К рудиментам у человека относятся:

1) аппендикс, ушные мышцы, копчиковые кости

2) развитые клыки, третье веко, мимические мышцы

З) обильный волосяной покров на лице, зубы трех родов, хвост.

4) ушные мышцы, аппендикс, обильный волосяной покров на лице

А5. К атавизмам у человека относятся:

1) развитые клыки, копчиковые кости, ушные мышцы

2) аппендикс, третье веко, обильный волосяной покров на лице

З) мимические мышцы, развитые клыки, добавочные соски

4) развитые клыки, добавочные соски, обильный волосяной покров на лице

А 6. Сходство человека с человекообразными обезьянами состоит в:

1) редукции хвоста, одинаковом числе·зубов

2) изгибах позвоночника и плоской форме грудной клетки

3) развитии широкого таза и мускулатуры нижних конечностей

4) строении головного мозга и способности изготавливать орудия

А 7. Среди современных человекообразных обезьян наибольшим сходством с человеком по строению черепа и размерам конечностей обладает:

1) гиббон

2) горилла

З) шимпанзе

4) орангутан

А 8. Отличия в строении тела человека от человекообразных обезьян связаны с:

1) развитием мозга

2) прямохождением

3) развитием кисти руки 4) все верно

А 9. Основной предпосылкой антропогенеза было:

1) прямохождение

2) развитие сознания

3) совершенствование руки

4) изменение строения черепа

А I0. Движущими силами антропогенеза были:

1) только социальные факторы

2) только биологические факторы

3) биологические и социальные факторы

4) на одних этапах только биологические, на других только социальные факторы

А l1.Биологическими факторами эволюции человека были:

1) естественный отбор, общественная жизнь и сознание

2) борьба за существование, изготовление орудий труда и речь

3) наследственная изменчивость, развитие головного мозга и сознание

4) наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор

А l2. Социальными факторами эволюции человека были:

1) сознание и общественная жизнь

2) трудовая деятельность и естественный отбор

3) прямохождение, борьба за существование и развитие руки

4) развитие головного мозга, наследственная изменчивость и речь

А l3.Биологические факторы в антропогенезе:

1) подавлялись социальными факторами

2) преобладали над социальными факторами

3) действовали независимо от социальных факторов

4) действовали совместно с социальными факторами

А l4. Правильная последовательность основных эволюционных этапов становления человека как биологического вида следующая:

1) австралопитеки, древнейшие люди, древние люди, люди современного типа

2) древнейшие люди, австралопитеки, древние люди, люди современного типа

3) австралопитеки, .древние люди, древнейшие люди, люди современного типа

4) древние люди, австралопитеки, древнейшие люди, люди современно

А l5. 0бщими предками человека и человекообразных обезьян были:

1) дриопитеки

2) парапитеки

3) австралопитеки

4) парапитеки и австралопитеки

А 16. Время существования дриопитеков в млн лет назад:

1) 2-5

2) 5-8

3) 8-18

4) 18-20

А 17. Ископаемые остатки австралопитеков были найдены в:

1) Европе 2) Африке

3) Азии и Африке

4) Африке и Австралии

А18. Время существования австралопитеков в млн лет назад:

1) 1,5-5,5

2) 5,5-8

3) 8-12

4) 14-18

А 19. Человека умелого как биологический вид относят к:

1) дриопитекам

2) древним людям

3) австралопитекам и древним людям

4) австралопитекам и древнейшим людям

А 20. 0бъем головного мозга у Человека умелого достигал в см3:

1) 650

2) 800

3) 1000

4) 1200

А 21. Питекантропы относятся к биологическому виду:

1) Австралопитек

2) Человек умелый

3) Человек разумный

4) Человек прямоходящий

А 22. Синантропы в эволюции человека соответствуют стадии:

1) австралопитека

2) древнего человека.

3) древнейшего человека

4) предшественника человека

А 23. Ископаемые остатки синантропов были найдены в:

1) Азии 2) Европе

3) Африке

4) Африке и Азии

А 24. Время существования синантропов в млн лет назад:

1) 0,5-2

2) 2-5

3) 5-8

4) 12-14

А 25. 0бьем головного мозга у питекантропов достигал в см3:

1) 450-650

2) 650-800

3) 900-1100

4) 1100-1200

А 26. Древние люди относятся к биологическому виду:

1) Австралопитек

2) Человек умелый

3) Человек разумный

4) Человек прямоходящий

А 27. Ископаемые остатки неандертальцев были найдены:

1) только в Европе

2) только в Азии и Европе

3) только в Азии и Африке

4) в Европе, Азии и Африке

А 28. 0бъем головного мозга древних людей достигал в смЗ:

1) 800

2) 1000

3) 1200

4) 1400

А 29.Кроманьонцы в эволюции человека соответствуют стадии:

1) древнего человека 2) древнейшего человека

3) людей современного типа 4) предшественника человека

А 30. 0бъем головного мозга ископаемых людей современного типа достигал в см):

1) 1000

2) 1200

3) 1400

4) 1600

А 31. Правильная последовательность эволюционных преобразований у предковых форм человека следующая:

1 )прямохождение, речь, трудовая деятельность

2) прямохождение, трудовая деятельность, речь

3) трудовая деятельность, прямохождение, речь

4) речь, трудовая деятельность, прямохождение

А 32. Возникновение искусства и религии в антропогенезе произошло на стадии:

1) древнего человека

2) древнейшего человека

3) людей современного типа

4) предшественника человека

А 33. 0рудия в виде ножей, скребел и наконечников из камня, рога и кости, изготавливал и использовал:

1) австралопитек

3) неандерталец

2) кроманьонец

4) Человек умелый

А 34. В настоящее время в эволюции современного человека биологические и социальные факторы действуют:

1) одинаково

2) независимо друг от друга

3) по разному, социальные преобладают над биологическими

4) по разному, биологические преобладают над социальными

А 35. Принадлежность человеческих рас к одному биологическому виду доказывает:

1) общность внешних признаков

2) одинаковое время их возникновения

3) возможность межрасовых браков - метисация

4) существование общего центра их происхождения


Часть В

В 1. Морфологические и физиологические преобразования обезьяноподобных предков человека, вызванные трудовой деятельностью - ....

В 2. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор относятся к ... факторам эволюции человека.

В 3. Переходная ступень от обезьяны к человеку, так называемые «обезьянолюди», ископаемые остатки которых впервые были найдены на О.Ява - ....

В 4. Биологический вид рода Человек, ископаемые остатки которого найдены в Африке, считающийся творцом самых первых орудий из камней-галек - ....

В 5. Ископаемые древние люди, остатки которых впервые были найдены на территории Германии - ....

В 6. Биологический вид рода Человек, к которому большинство ученых относят неандертальцев - ....


^ Ключ к тесту. Часть А

№ зад

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

ответ

3

3

1

1

4

1

3

4

1

3

4

1

№ зад

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

ответ

4

1

1

3

2

1

4

1

4

3

1

1

№ зад

А25

А26

А27

А28

А29

А30

А31

А32

А33

А34

А35




ответ

3

3

4

4

3

4

2

1

2

3

3




Часть В

В 1 – антропоморфозы

В 2 – биологическим

В 3 – питекантропы

В 4 – человек умелый

В 5 – неандертальцы

В 6 – человек разумный


" Происхождение человека" Вариант № 3.

Часть А

А 1. Впервые убедительно доказал, что человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков:

1) К.Линней

2) Ч.Дарвин

3) Ф.Энгельс

4) Ж.Б Ламарк

А 2. Признаки, определяющие систематическую принадлежность человека к классу млекопитающих:

1) парные конечности, позвоночник, млечные железы

2) зубы трех родов, млечные железы, ушные раковины

3) ушные раковины, парные конечности, головной мозг

4) волосяной покров, два круга кровообращения, позвоночник

А З. Родство человека и животных подтверждается:

1) крупным головным мозгом

2) способностью к трудовой деятельности

3) существованием рудиментов и атавизмов

4) способностью к абстрактному мышлению

А 4. К рудиментам у человека относятся:

1) третье веко, аппендикс, копчиковые кости

2) развитые клыки, добавочные соски, ушные мышцы

3) обильный волосяной покров на лице, третье веко, копчиковые кости

4) мимические мышцы, аппендикс, обильный волосяной покров на лице

А 5 . К атавизмам у человека относятся:

1) развитые клыки, аппендикс, копчиковые кости

2) копчиковые кости, третье веко, развитые клыки

З) добавочные соски, копчиковые кости, зубы трех родов

4) добавочные соски, обильный волосяной покров на лице, развитые клыки

А 6. Сходство человека с человекообразными обезьянами состоит в:

1) одинаковом числе зубов и наличии 4-х групп крови

2) строении головного мозга и выраженной заботе о потомстве

3) развитии широкого таза и мускулатуры нижних конечностей

4) распределении волосяного покрова на тела и редукции хвоста

А 7. Среди современных человекообразных обезьян напоминает человека сглаженной формой черепа и плоской грудной клеткой:

1) гиббон

2) горилла

3) шимпанзе

4) opaнгyraн

А 8. Отличия в строении тела человека от человекообразных обезьян связаны с:

1) наличием руки

2) крупными размерами

3) способностью к пользованию орудиями

4) прямохождением, развитием мозга и руки

А 9. Основной предпосылкой антропогенеза было:

1) прямохождение

2) речевое общение

3) совершенствование орудий

4) изменение строения черепа

А I0. Движущими силами антропогенеза были:

1) только социальные факторы

2) только биологические факторы

3) биологические и социальные факторы

4) на одних этапах только биологические, на других только социальные факторы

А 11. Биологическими факторами эволюции человека были:

1) общественная жизнь, сознание и естественный отбор

2) наследственная изменчивость, развитие головного мозга и труд

3) наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

4) изготовление орудий труда, борьба за существование и развитие головного мозга

А 12. Социальными факторами эволюции человека были:

1) трудовая деятельность, сознание и речь

2) борьба за существование и общественная жизнь

3) развитие головного мозга, речь и естественный отбор

4) прямохождение, развитие руки и наследственная изменчивость

А 13. Социальные факторы в антропогенезе:

1) подавлялись биологическими факторами

2) преобладали над биологическими факторами

3) действовали независимо от биологических факторов

4) действовали совместно с биологическими факторами

А l4. Правильная последовательность основных эволюционных этапов становления человека как биологического вида следующая:

1) древнейшие люди, австралопитеки, древние люди, люди современного типа

2) древнейшие люди, древние люди, австралопитеки, люди современного типа

3) австралопитеки, древнейшие люди, древние люди, люди современного типа

4) древние люди, австралопитеки, древнейшие люди, люди современного типа

А l5. 0бщими предками человека и человекообразных обезьян были:

1) дриопитеки

2) австралопитеки

3) дриопитеки и питекантропы

4) дриопитеки и австралопитеки

А 16. Время существования дриопитеков в млн лет назад:

1) 1-2

2) 2-5

3) 5-8

4) 8-18

А l7. Ископаемые остатки Человека умелого были найдены в:

1) Азии

2) Африке

3) Европе

4) Азии и Африке

А l8. Время существования австралопитеков в млн лет назад:

1) 0,2-0,5

2) 1,2-1,5

3) 1,5-5,5

4) 5,5-8

А l9. Человека умелого как биологический вид относят к:

1) дриопитекам

2) древнейшим и древним людям

3) австралопитекам и древним людям

4) австралопитекам и древнейшим людям

А 20. 0бъем головного мозга у Человека умелого достигал в смЗ:

1) 350

2) 450

3) 650

4) 800

А 21. Синантропы относятся к биологическому виду:

1) Австралопитек

2) Человек умелый

3) Человек разумный

4) Человек прямоходящий

А 22. Питекантропы в эволюции человека соответствуют стадии:

1) австралопитека

2) древнего человека

З) древнейшего человека

4) предшественника человека

А 2З. Первые ископаемые остатки древнейших людей были найдены в:

1) Азии

.2) Европе

З) Африке

4) Африке и Азии

А 24. Время существования древнейших людей в млн. лет назад:

1) 0,5-2

2) 2-5

З) 5-8

4) 12-14

А 25.0бъем головного мозга у синантропов достигал в см3:

1) 450-650

2) 650-800

З) 800-1220

4) 1200-1400

А 26. Неандерталъцы относятся к биологическому виду:

1) Австралопитек

2) Человек умелый

З) Человек разумный

4) Человек прямоходящий

А 27. Ископаемые остатки древних людей были найдены:

1) только в Европе

2) только в Азии и Европе

З) только в Азии и Африке

4) в Европе, Азии и Африке

А 28.0бъем головного мозга неандертальцев достигал в см3:

1) 1000

2) 1200

З) 1400

4) 1600

А 29. Кроманьонцы относятся к биологическому виду:

1) Человек умелый

2) Человек разумный

З) Человек ископаемый

4) Человек прямоходящий

А 30. Объем головного мозга кроманьонцев достигал в см3:

1) 1200

2) 1400

З) 1600

4) 1800

А 31. Правильная последовательность эволюционных преобразований у предковых форм человека следующая:

1) речь, трудовая деятельность, прямохождение

2) речь, прямохождение, трудовая деятельность

З) прямохождение, трудовая деятельность, речь

4) речь, трудовая деятельность, прямохождение

А З2 . 0домашнивание животных, окультуривание растений и овладении природной средой произошло в антропогенезе на стадии:

1) древнего человека

2) древнейшего человека

З) людей современного типа

4) предшественника человека

А 33. 0рудия в виде рубил, скребел и наконечников из камня, изготавливал и использовал:

1) австралопитек

3) неандерталец

2) кроманьонец

4) Человек умелый

А 34. В настоящее время на эволюцию современного человека практически не оказывает влияния:

1) изоляция

3) мутационный процесс

2) волны численности

4) борьба за существование

А 35. Важнейшее условие формирования человеческих рас-

1) изоляция

2) мутационный процесс

3) прогрессивное развитие

4) свободное скрещивание

Часть В

В1. Труд, общественная жизнь, сознание и речь относятся к ... факторам эволюции человека ....

В 2. В процессе превращения обезьяны в человека не только органом, но и продуктом труда стала ....

В 3. Ископаемые древнейшие люди, известные по находкам, сделанным на территории Китая вблизи Пекина - ....

В 4. Биологический вид рода Человек, к которому относятся питекантропы, синантропы и ;другие древнейшие люди - ....

В 5. Обобщенное название неандертальцев - третий этап в эволюции человека-

В 6. Биологический вид рода Человек, к которому большинство ученых относят кроманьонцев - ....


^ Ключ к тесту. Часть А

№ зад

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

ответ

2

2

3

1

4

1

1

4

1

3

3

1

№ зад

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

ответ

4

3

1

4

2

3

4

3

4

3

1

1

№ зад

А25

А26

А27

А28

А29

А30

А31

А32

А33

А34

А35




ответ

3

3

4

3

2

3

3

3

3

1

1




Часть В

В 1 – социальным

В 2 – рука

В 3 – синантропы

В 4 – человек прямоходящий

В 5 – древние люди

В 6 – человек разумный






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека icon «Формирование представлений старших дошкольников об организме человека и здоровом образе жизни в

Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека icon Джек Палмер, Линда Палмер
Основными темами книги являются: происхождение человека; эволюция человеческого мозга, сознания и...
Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека icon Тема урока Тип
Темы 1 место человека в системе органического мира. Происхождение человека (1 час)
Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека icon 11 Набор «Происхождение человека»

Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека icon Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями
Целью изучения предмета является формирование у студентов знаний о строении организма человека, как...
Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека icon Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает

Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека icon Задачи: формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения; формирование у детей представлений

Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека icon Задачи : формирование знаний и положительной мотивировки в сохранении и укреплении здоровья через

Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека icon Формирование пространственных представлений

Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека icon Вопросы к экзамену по дисциплине Анатомия и физиология человека
Анатомия и физиология как науки. Методы изучения организма человека. Оси и плоскости тела человека....
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина