ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема урока
Тип урока
|
Дата
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающегося
|
Измерители
|
^
|
План
|
Факт
|
^
|
1.
|
Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них
|
|
|
Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них.
|
Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.
Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохо-ждением и трудовой деятельностью.
|
^ учебника. Рабочая тетрадь, задания №1,2,3.
|
Д/з: стр. 3, 4 -7, стр. 10-13 учебника, «Подумайте».
|
|
Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^
|
2.
|
Науки о человеке. Методы изучения организма человека.
|
|
|
Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
|
Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
Вопрос №7 на стр. 27 учебника.
Рабочая тетрадь, задание №10.
|
^
стр. 24-27 учебника (по желанию).
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•
|
|
|
^
|
3.
|
Клеточное строение организма.
|
|
|
Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.
|
Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека.
Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.
|
Вопросы №1 -9 на стр. 30 учебника.
Рабочая тетрадь, задания № 12,13, 14.
|
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
^
|
4.
|
Ткани.
|
|
|
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.
|
Давать определения понятию:
ткань.
Изучать микроскопическое строение тканей.
Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека
Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.
|
Вопросы №1 - 9 на стр. 36 учебника.
Рабочая тетрадь, задания №15,16,18,19,20.^ 1 «Изучение микроскопического строения тканей» и выводы к ней.
|
Д/з: стр. 32-35 учебника, «Подумайте».
|
Комбинированный урок.
|
5.
|
Органы. Системы органов.
|
|
|
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
|
Давать определения понятиям:
ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека.
Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.
Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.
|
Вопросы №1 -9 на стр. 40 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 21, 22, 23.
^ «Распознавание на таблицах органов и систем органов-человека».
|
Д/з: стр. 38-39, 42-43 учебника, «Подумайте». Подготовиться к зачету.
|
6.
|
^
|
|
|
Тестовая контрольная работа требованиям к уровню под готе
|
в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих деки обучающихся.
|
^
тающих.
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
|
^
|
7.
|
Гуморальная регуляция.
|
|
|
Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.
|
Называть:
•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.
|
Вопросы №1,2,3,4 на стр. 48 учебника. Описание рисунков на стр.48,49. Рабочая тетрадь, задания № 24,25.
|
Д/з: стр. 44, 45 учебника, задания «Выберите правильный ответ» на стр.49.
|
Комбинированный урок.
|
8.
|
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
|
|
- '
|
Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности
|
Давать определение понятию: гормоны.
Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.
Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. *Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.
|
Вопросы №5,6,7,8,9,10 на стр. 48 учебника.
Рабочая тетрадь, задание №26.
|
^
|
Комбинированный урок.
|
|
|
|
|
желез. Взаимодействие нервной, и гуморальной регуляции.
|
|
|
|
9.
|
^
|
|
|
Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы.
|
Давать определения понятию: рефлекс. Называть:
•особенности строения нервной системы (отделы, органы);
•принцип деятельности нервной системы;
•функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. ^Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.
|
Вопросы №1 ,2, 7 на стр. 54 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 27,28,29.
|
^
|
Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.
|
10.
|
^
|
|
|
Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция.
|
Давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс.
Называть: принцип деятельности нервной системы.
Характеризовать:
•сущность регуляции жизнедеятельности
организма;
•роль нервной системы в организме. доставлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.
|
Вопросы №4,5,6 на стр. 54 учебника. Описание рисунка на стр.55. Рабочая тетрадь, задания №30,31.
|
Д/з: стр. 52-53 учебника, «Подумайте».
|
Комбинированный урок.
|
11.
|
^
|
|
|
Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
|
Называть:
•особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.
|
Вопросы №1 -6 на стр. 58 учебника. Описание рисунка на стр.59. Рабочая тетрадь, задания № 32,33.
|
^
|
Комбинированный урок.
|
12.
|
^
|
|
|
Головной мозг, строение и
|
Называть:
|
Вопросы №1 -
10 на стр. 64
учебника. Описание ри-
сунка на стр.64. Вопросы №2,6,7,8 на стр.
70 учебника.
Описание рисунка на стр.70. Рабочая тетрадь, задания № 4,36,37,38,39. Выполнение лабораторной работы № 3: «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».
|
Д/з: стр. 60- 63,
стр. 66-69 учебника,
«Подумайте».
|
|
строение и функции.
|
|
|
функции. Серое и белое веще-
|
•особенности строения головного мозга;
|
|
|
|
|
ство головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг.
|
•отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга.
|
|
Комбинированный
|
|
|
|
урок.
|
|
|
Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного
|
Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного моз-
|
|
|
|
|
мозга, доли (лобная, теменная,
|
га в регуляции жизнедеятельности и по-
|
|
|
|
|
затылочная, височные). Анали-тико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
|
ведения организма.
|
|
13.
|
^
тативная нервная
система.
|
|
|
Соматическая и вегетативная
нервная система. Функция ав-
тономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы.
Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.
Нарушения деятельности
нервной системы и их предупреждение.
|
Называть:
•отделы нервной системы, их функции;
•подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и
вегетативной нервной системы. Характеризовать:
•сущность регуляции жизнедеятельности
организма;
•роль нервной системы и гормонов в организме.
*Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимуюдля выполнения заданий тестовой контрольной работы.
|
Вопросы №8,9
на стр. 54 учеб-
ника.
Описание рисунка на стр.52.
|
Д/з: стр. 51,52 учеб-
ника,
«Подумайте»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комбинированный
урок.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.
|
Органы чувств, их
роль в жизни чело-
века. Анализаторы.
Органы осязания,
обоняния, вкуса и их
анализаторы.
|
|
|
Органы чувств, их роль в жиз-
ни человека. Анализаторы. Ре-
цепторы, проводящие пути,
чувствительные зоны коры
больших полушарий.
Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат
аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
|
Давать определения понятиям:
орган чувств, рецептор, анализатор.
Называть:
•органы чувств человека;
•анализаторы;
•особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таб-
лицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать: роль органов
чувств и анализаторов в жизни человека.
|
Вопросы №1,2
на стр. 78 учеб-
ника.
Вопросы
№3,4,5,6,7,8,9,1
0 на стр. 90
учебника. Рабочая тетрадь, задания № 40,54,55.
|
Д/з: стр. 72, 86-89
учебника, «Подумай-
те» на стр. 79.
|
|
Комбинированный
|
урок.
|
15.
|
^
тельный анализатор.
|
|
|
Орган зрения. Вспомогатель-
ный аппарат глаза (брови, ве-
ки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Скле-
ра, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.
|
Называть особенности строения органа
зрения и зрительного анализатора.
Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и
зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. *Устанавливать взаимосвязь между
строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.
|
Вопросы №3,4,5,6,7 на
стр. 78 учебника.
Рабочая тетрадь, задания №41,42,43,44.
Описание рисунка на стр. 78.
^ «Изучение изменения размера зрачка».
|
Д/з: стр. 73, 74 учеб-
ника.
|
|
|
|
|
Комбинированный
|
|
урок.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
|
^
их профилактика.
|
|
|
Нарушения зрения, их профи-
лактика. Заболевание и по-
вреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость,
проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.
|
Называть заболевания, связанные с
нарушением работы органов зрения.
Анализировать и оценивать:
•воздействие факторов риска для здорвья;
•влияние собственных поступков на здоровье.
|
Вопросы
№9,10 стр. 78
учебника. Рабочая тетрадь, задание №46.
|
^
|
|
|
|
Комбинированный
урок.
|
|