Подготовили учителя-дефектологи ГОУ детский сад №2230:
Корчагина М.Д., Сиканова Н.С., Тарасенко Л.М.
Коррекционно-реабилитационная служба
Цель коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога: стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Задачи:
формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения;
формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
обучение детей использованию полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировки.
Принципы:
учет общих специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
изменение учебных планов и программ, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;
дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
^
-«Программа для специальных корекционно-образовательных учреждений для слабовидящих детей». под ред. Л.И. Плаксиной;
- программа «Воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;
ТЕХНОЛОГИИ(рекомендованные):
- Денискиной В.З., Новичковой И.В., Подколзиной Е.Н., Сековец Л.С., Дружининой Л.А., Морозовой И.А., Пушкаревой М.А., Григорян Л.А.
КОРРЕКЦИОННО-
^
-дидактические игры;
-демонстрационный материал;
-приборы ориентирования;
-игрушки и предметы на развитие общей моторики
^
-программа «Цветок», «Карусель», «Охота»
(Т.А. Подугольниковой);
-занятия на интерактивной доске
  

^
коррекционно-развивающих занятий
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ 

  
^
-«ТИФЛА ВОС»;
-дошкольные образовательные учреждения
РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ:
-родительские клубы;
-консультации индивидуальные и групповые;
-консультации на сайте ГОУ;
-занятия по обучению родителей;
-домашние задания;
-стендовая информация;
-Мини-библиотека для родителей;
-«Дневничок-здоровячок»;
- выставка специальной литературы, игр, пособий, детских работ
    
Специально- организованные:
-подгрупповые;
-индивидуальные
Медицинский персонал
Психолого-социальная служба
^
-спортивные праздники;
-зимние забавы;
-неделя «Игры и игрушки»
Участие в методической работе ГОУ
-посещение общеобразовательных занятий;
-выступление на педагогических советах;
-организация и проведение семинарских занятий;
-консультирование воспитателей и специалистов ГОУ;
-показ открытых занятий с детьми;
-участие в экспериментах
Педагоги, специалисты
^
Комплексные программы
|
Педагогические технологии и методики
|
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида / под ред. Плаксиной Л.И.
Москва, «Экзамен», 2003;
Программа «Воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;
|
.И. Плаксина «Развитие зрительного восприятия»; М, 2003
Л.И. Плаксина «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения»
^
Е.Н. Подколзина «Ориентировка в пространстве» , М, 2003;
Т. И . Нагаева «Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки»
Ростов -на- Дону, Феникс, 2010;
В.З. Динискина, Л.И. Плаксина «Ориентировка в пространстве», М, 2003;
Л.А. Дружинина «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения», М, «ЭКЗАМЕН», 2006;
И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» , М, Мозаика-Синтез, 2009;
Л.С. Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения», М, Школьная Пресса, 2008;
З.П. Малева «Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеоптико-ортоптическому лечению», М, ПАРАДИГМА, 2009
|
^
и коррекционно-педагогической работы ГОУ №2230
(плеоптико-ортоптическое лечение проводится на платной основе)

   
 
 
  


Взаимодействие учителя-дефектолога со специалистами
^
|
Медицинский персонал
|
Воспитатель
|
Педагог- психолог
|
^
|
Музыкальный руководитель
|
Социальный педагог
|
Врач- офтальмолог и медсестра - ортоптистка
|
1.Проведение интегрированных корекц.- развивающих занятий.
2. Рекомендации воспитателям по расположению детей за столами в группе в соответствии с их зрительными диагнозами.
3. Выработка рекомендации по коррекц.- дидактич. играм и зрительной гимнастике.
4. Показ открытых занятий.
|
1.Проведение интегрированных коррекц. развивающих занятий.
2. Подготовка досугов.
3. Выработка совместных стратегий по коррекции эмоционально-волевой сферы отдельных детей.
|
1.Разработка рекомендации по проведению подвижных игр и специальных упражнений в соответствии со зрительными диагнозами.
2. Создание специальной коррекционно-развивающей среды в физкультурном зале.
|
1.Разработка рекомендации по проведению музыкально-ритмических движений в соответствии со зрительными диагнозами.
2.Использование специальных ориентиров в музыкальном зале.
|
1.Получение информации о социальном окружении ребенка, предметно-развивающей среде, созданной для ребенка дома.
2.Рекомендации родителям по созданию зрительного режима, цветового дизайна дома, игровой и предметно-развивающей среды.
|
1. Подготовка детей к лечению на аппаратах через серию специальных подобранных упражнений, игр и заданий.
2. Проведение дидактических игр и специальных упражнений для детей в соответствии с назначенным лечением врача-офтальмолога.
3. Консультации врача-офтальмолога по зрительным диагнозам детей.
|
|