учитель МОУ «Наша школа» г. Томск Буянова Г.В.
Тема занятия «Система опоры и движения.» 8 класс.(2 часа)
Планируемый результат: Учащиеся систематизируют знания о покрытосеменных растениях, об их многообразии и значении в жизни природы и человека.
Личностная значимость : Человек постоянно использует покрытосеменные растения, без них невозможно хорошее качество жизни.
Цель занятия: Знакомство с представителями и признаками семейств Розоцветные, Бобовые, Крестоцветные, Пасленовые, Злаковые.
Задачи занятия:
Познавательные: углубление знаний о покрытосеменные растения; знакомство с их многообразием; ознакомление учащихся с отраслями народного хозяйства, где необходимы знания о растениях.
Развивающие: развитие творческого мышления учащихся, формирование способности к коллективно - распределенной деятельности, умение творчески переработать изучаемый материал, умение построение плана выступления и представить отчет.
Воспитательные: формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся.
Оборудование: таблица численности таксонов Цветковых растений, плакаты с растениями семейств, энциклопедии, учебники ботаники разных авторов. Овощи (картофель, капуста, редька), плоды (пшеница, шиповник), ватман, фломастеры, скотч.^
1 урок
Первая часть – это вступительное слово учителя. Сообщаются основные сведения о классификации Цветковых растений. Распределяются группы, объясняются требования к заданиям, в конце выдается каждой группе детей распечатанные на листках задания.(5 мин)
Вторая часть –Ребята, разбившись на микрогруппы, выполняют задания и оформляют результаты работы на ватмане. Для работы в их распоряжении дополнительная литература по цветвовых растений Учитель активный консультант.(40 мин
Одна группа. Вырабатывает систему оценивания и прорабатывая материал составляет вопросы для групп.
Пример системы оценивания.
Участники группы ставят по 1 баллу за работу по каждому вопросу.
-
Эксперты выставляют максимум 5 баллов
1 балл – за участие всех членов группы в выступлении
1 балл - за правильность ответа
1 балл – за яркость выступления
0,5 балла за ответ на 1 дополнительный вопрос.
Оценка каждого ученика в группе:
Макс 5+6= 11 баллов
оценка: «5» 7-11 б
«4» 4- б,5 б
«3» меньше 4 б.
Модуль 1
^
№
Учебного
элемента
|
Учебный материал с указанием заданий. Деятельность ученика.
1 вариант.
|
Руководство
по усвоению
уч.материала
|
Макс-е кол-во
баллов
|
УЭ -0
|
^ |
|
5
|
УЭ -1
|
^ |
Учебник Сонина
С.-92
|
5
|
УЭ -2
|
^
Вспомните из каких основных частей состоит скелет млекопитающих животных найдите аналогичные части на рисунках.
Задание: Составьте таблицу: (Ученики 1 варианта сравнивают Череп)
Отдел скелета
|
Признаки сходства
|
Признаки отличия
|
Череп
|
|
|
Позвоночник
|
|
|
Плечевой пояс
|
|
|
Тазовый пояс
|
|
|
Конечности
|
|
|
|
Карточка: Скелет Собаки.
Стр. 55
учебник
Цузмера
Рис. 37
|
4
|
УЭ -3
|
^
|
Учебник Сонина
С.-98
|
8
|
УЭ -4
|
^ |
Учебник Сонина
С.-99
|
5
|
УЭ -5
|
ЦЕЛЬ: Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Лист самооценки заполнялся по ходу урока.
|
|
|
Модуль 1
^
№
Учебного
элемента
|
Учебный материал с указанием заданий. Деятельность ученика.
2 вариант.
|
Руководство
по усвоению
уч.материала
|
Макс-е кол-во
баллов
|
УЭ -0
|
^ |
|
5
|
УЭ -1
|
^ |
|
5
|
УЭ -2
|
^ .
Вспомните из каких основных частей состоит скелет млекопитающих животных найдите аналогичные части на рисунках.
Задание: Составьте таблицу: (Ученики 2 варианта сравнивают Позвоночник и Плечевой пояс)
Отдел скелета
|
Признаки сходства
|
Признаки отличия
|
Череп
|
|
|
Позвоночник
|
|
|
^
|
|
|
Тазовый пояс
|
|
|
Конечности
|
|
|
|
Карточка: Скелет Собаки.
учебник
Сонина Стр. 4
рис скелетов
учебник
Цузмера
Рис. 35 Стр. 54
|
4
|
УЭ -3
|
^
|
Учебник Сонина
С.-98
|
8
|
УЭ -4
|
^
1. Грудная клетка образована _______________________________________________.
2. С грудиной соединены _______ пар верхних ребер при помощи ___________________
3. Скелет плечевого пояса состоит из____________________ и _____________________.
4. Скелет верхних конечностей имеет ______ отдела.
5. Отделы верхних конечностей содержат следующие кости:
плечо -_________________________________________________________,
предплечье -____________________________________________________,
кисть -_________________________________________________________.
|
Учебник Сонина
С.-99,100
|
5
|
УЭ -5
|
ЦЕЛЬ: Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Лист самооценки заполнялся по ходу урока.
|
|
|
Модуль 1
^
№
Учебного
элемента
|
Учебный материал с указанием заданий. Деятельность ученика.
3 вариант.
|
Руководство
по усвоению
уч.материала
|
Макс-е кол-во
баллов
|
УЭ -0
|
^ |
|
5
|
УЭ -1
|
^
Задание: Составить схему:

|
|
6
|
УЭ -2
|
^
Отдел скелета
|
Признаки сходства
|
Признаки отличия
|
Череп
|
|
|
Позвоночник
|
|
|
Плечевой пояс
|
|
|
^
|
|
|
Конечности
|
|
|
|
Карточка: Скелет Собаки.
учебник
Цузмера
Рис. 36 Стр. 54
учебник
Сонина
рис скелетов Стр. 4
|
4
|
УЭ -3
|
^
|
Карточка: Скелет Собаки.
Стр. 98
учебник
Сонина
Рис черепа
|
8
|
УЭ -4
|
^
1. Тазовый пояс образован _______________________________________________.
2. Тазовые кости соединены сзади __________________ и спереди ___________________
3. Коленный сустав прикрыт _________________________________________.
4. Головка бедренной кости входит в _____________________________________________.
5. Отделы нижних конечностей содержат следующие кости:
Бедро -_____________________________________________________________________,
Голень -____________________________________________________________________,
Стопа -______________________________________________________________________.
|
Учебник Сонина
С.-100
|
5
|
УЭ -5
|
ЦЕЛЬ: Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Лист самооценки заполнялся по ходу урока.
|
|
|
Модуль 1
^
№
Учебного
элемента
|
Учебный материал с указанием заданий. Деятельность ученика.
^
|
Руководство
по усвоению
уч.материала
|
Макс-е кол-во
баллов
|
УЭ -0
|
^ |
|
5
|
УЭ -1
|
^ |
Вступительное слово учителя о значимости системы опоры и движения
ЕГО состояние определяет
работу многих органов
сколиоз, остеохондроз. Радикулит. Нарушение осанки ведет к заболеваниям
головные боли. вялость. сонливость, неправильное функционирование органов. Нарушение обмена веществ
|
65-6
|
УЭ -2
|
^
Отдел скелета
|
Признаки сходства
|
Признаки отличия
|
^
|
Те же отделы и кости
|
Вытянутая нижняя челюсть, маленький мозговой отдел у животных
|
^
|
Те же отделы и кости
|
Нет изгибов, у жив-х горизонтальное положении, наличие хвоста
|
^
|
Те же отделы и кости
|
Более мощные лопатки у жив-х, ходящих на задних конечностях
|
^
|
Те же отделы и кости
|
Более мощные таз. кости у жив-х,
|
Конечности -3 вариант
|
Те же отделы и кости
|
У многих передние конечности не имеют кисти, а имеют стопу, более вытянутые передн конечн. у приматов
|
|
Карточка: Скелет Собаки.
учебник
Цузмера
Рис. 35, 36, 37 Стр. 54,55
Учебник Сонина
С.-92
|
4
|
УЭ -3
|
^
^
|
Мозговой отдел
|
Носовая, верхнечелюстная, нижнечелюстная, скуловая,
|
Теменная, лобная, затылочная, височная
|
|
Учебник Сонина
С.-98
|
8
|
УЭ -4
|
^
1 вариант
1. Позвонки состоят из: тела, дуги и отростков.
2. Позвоночник обладает гибкостью благодаря хрящевым дискам
3. В позвоночнике различают 5 отделов шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковых позвонков.
4.Позвоночник имеет _4__ изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый
5. Позвоночник состоит из__7__ шейных, __12__ грудных,__5__ поясничных, __5_ сросшихся крестцовых и _4-5_ копчиковых позвонков.
2 вариант
1. Грудная клетка образована Грудными позвонками, 12 ребрами, грудиной.
2. С грудиной соединены 10 пар верхних ребер при помощи эластичных хрящей.
3. Скелет плечевого пояса состоит из 2 лопаток и 2 ключиц.
4. Скелет верхних конечностей имеет 3 отдела.
5. Отделы верхних конечностей содержат следующие кости:
плечо -плечевая,
предплечье –Лучевая, локтевая_,
кисть –запястье, пясть ,фаланги пальцев_.
3 вариант
1. Тазовый пояс образован 2 тазовые кости.
2. Тазовые кости соединены сзади с кресцовым отделом и спереди друг с другом.
3. Коленный сустав прикрыт Коленной чашечкой.
4. Головка бедренной кости входит в шаровидную впадину тазовой кости.
5. Отделы нижних конечностей содержат следующие кости:
Бедро – Бедрянная ,
Голень –большая и малая берцовая_,
Стопа - предплюсна, плюсна, фаланги пальцев
|
Учебник Сонина
С.-99
Учебник Сонина
С.-99,100
Учебник Сонина
С.-100
|
5
|
УЭ -5
|
^
Какой костью нельзя копать? Лопатка
В какую кость не нальешь воды? Тазовая
Какой крест человек несет в себе человек всю жизнь? Крестцовую
В какую клетку никого не посадить? Грудную
Из какой посуды не поешь? Из коленной чашечки
Какие кости имеют отношение к военным действиям? Фаланги пальцев, таранная кость
Какая кость названа в честь мифического героя, который держит небо на каменных руках. Атлант – 1 шейный позвонок.
Дом. Зад. Домашний эксперимент. Сделайте отпечаток ступни.
Принести метр для практических работ.
Читать с.92-97
В раб. тетрадях 3 задания на выбор от -58
Подбирайте литературу для составления комплекса физических упражнений для укрепления осанки. Будет совместный урок с уроком физкультуры.
|
Раздать инструкцию практ. раб. по определе-нию плоско-стопия.
|
|
|