|
Скачать 494.27 Kb.
|
Методические подходы использования принципа межпредметности в обучении химии как средства развития критического мышления учащихся. Предложенные методические рекомендации помогут учителям химии эффективно использовать принцип межпредметности для развития критического мышления учащихся, отслеживать динамику изменений. В приложении приведены примеры уроков с использованием межпредметного материала; диагностика для исследования общеучебных умений, способствующих развитию критического мышления учащихся. Рекомендации размещены на Портале «Сеть творческих учителей» www.it-n.ru (сообщество учителей химии «Химоза», раздел библиотеки «Теоретические основы практической деятельности»); представлены педагогам, экспертам, жюри на районном конкурсе «Учитель года-2007», областном конкурсе «Учитель Оренбуржья-2008», II Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок». В сокращённом варианте рекомендации опубликованы в сборнике материалов итоговой НПК преподавателей и студентов ОГТИ (филиала) ОГУ (2008 год). ![]()
Российскому обществу нужны инициативные, самостоятельные, творческие, склонные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, то есть по-настоящему компетентные люди. Компетентностный подход может быть реализован с помощью различных педагогических технологий, в том числе технологии развития критического мышления. Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Технология развития критического мышления (ТРКМ) представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:
Несомненно, в реализации компетентностного подхода, развитии критического мышления только интегрированное знание всех наук может привести к ожидаемому результату: усилению осознанных потребностей в получении знаний, переносе теоретических знаний в практическую деятельность и их использование в нестандартных ситуациях. Достичь этого можно только в том случае, если учитель и ученик совместными усилиями пытаются разгадать загадки не отдельных наук физики, химии, биологии и т.п., а окружающего мира в целом. Поэтому очевидна необходимость проведения целенаправленной работы по развитию у школьников навыков критического мышления средствами различных предметов. Принцип межпредметности - это принцип обучения, который ориентирует на целенаправленное и систематическое применение межпредметных связей в образовательной практике для эффективного достижения целей и решения задач обучения. Реализация идеи межпредметной интеграции через принцип межпредметности должна охватывать все этапы учебного процесса: целевой, содержательный, процессуально - деятельностный, организационно – управленческий, результативно - оценочный. Иначе говоря, определив цели обучения на основе принципа межпредметности, необходимо отобрать материал, достаточный для их достижения, а затем адекватное этому материалу дидактико-методическое обеспечение. Наконец, нужно подготовить задания для контроля качества обучения, чтобы определить, удалось ли достичь поставленных целей. Цели обучения (целевой этап) должны задавать очерёдность, преемственность учебных тем и уроков, быть гибкими, реалистичными, диагностируемыми. Чтобы достичь цели, необходимо определить, какие мыслительные операции и общеучебные интеллектуальные умения будут ведущими для каждого года изучения химии в школе. На основании выбранной логики развития приоритетных мыслительных операций и общеучебных интеллектуальных умений по годам обучения учитель определяет развивающие цели конкретных тем и уроков курса. Именно на их достижение будет направлен принцип межпредметности. При отборе материала для изучения (содержательный этап) важно помнить о единстве материального мира, взаимосвязи явлений природы и отношениях между окружающей средой и обществом. Межпредметный материал к уроку должен не препятствовать усвоению собственно предметного – химического материала, но органично дополнять его и интегрироваться в единую систему содержания школьного курса. Необходимо применять такие методические приёмы реализации межпредметных связей, как постановка межпредметных вопросов; выполнение комплексных заданий; решение межпредметных задач и домашних заданий; использование комплексных наглядных пособий; решение межпредметных учебных проблем; постановка и решение межпредметных экспериментальных и теоретических задач; обращение к жизненному опыту учащихся; постановка межпредметных вопросов и поиск правильных ответов на уроках других дисциплин; обращение к историческому материалу и литературным произведениям, содержащим химическую информацию и т.д. Наиболее значимыми направлениями реализации межпредметных связей являются следующие. Химия – физика:
Химия и география:
Химия – биология:
Химия и экология:
Таблица 1 ^ при изучении основ общей химии
Таблица 2 ^ при изучении неорганической химии
Таблица 3 ^ при изучении органической химии
Химия – математика:
Химия – русский язык и литература:
Помимо подготовки к жизни и реализации личности, целью образования являются эстетическое развитие и интеллектуальный рост личности ребёнка. Ещё Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно. Нужно убедить ребят, что химию надо принимать не только умом, но и сердцем. Образная, яркая речь художественного произведения не только способствует пробуждению и поддержанию познавательного интереса, оживлению рассказа учителя, привлечению внимания учащихся, выявлению химических явлений в окружающей жизни, повышению эмоционального восприятия, но и развитию критического мышления учащихся, развитию приёмов умственной деятельности. Сфера использования художественной литературы на уроках химии безгранична: отрывки и примеры из художественных произведений могут быть приведены в качестве иллюстративного материала при изучении новой темы, при опросе, при закреплении изученного материала. При выборе отрывка нужно обращать особое внимание на то, чтобы этот материал содержал как можно меньше посторонних, не относящихся к теме урока фактов. Химические сюжеты или упоминания о веществах и химических превращениях встречаются во многих изданиях, специально химии не посвящённых. К сожалению, часто авторы проявляют некомпетентность в вопросах химии. Химические ошибки нередко допускают журналисты и комментаторы. Также можно использовать отрывки и цитаты из различных литературных источников с неверным описанием химических явлений, ошибками в названиях веществ, неправильными трактовками свойств веществ. В задании требуется прокомментировать отрывок с точки зрения химической науки или ответить на вопрос. Таблица 4 ^ для развития критического мышления учащихся
Химия – история:
Химия – повседневная жизнь человека:
Таким образом, содержание курса химии предоставляет учителю обширные возможности для установления межпредметных связей с содержанием смежных дисциплин как основы развития личности учащегося, его критического мышления. Принцип межпредметности в обучении химии можно реализовать через следующие методические приёмы технологии развития критического мышления. Кластеры – графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. ^ – пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают по теме. Для этого задания устанавливается жесткий лимит времени, обычно 5 минут. Парная мозговая атака помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией ^ - обучающимся предлагается составить в тетради таблицу: ЗХУ, затем называется тема и предлагается заполнить колонку «Знаю», куда учащиеся вносят сведения известные им по этой теме. В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы. Затем учащиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения предлагается заполнить колонку «Узнал (а)». Ответы в таблице располагаются напротив поставленных вопросов. Учащимся предлагается сравнить, что они знали раньше, с информацией полученной из текста. «Толстые» и «тонкие» вопросы - толстые вопросы требуют неоднозначного, подробного, развернутого ответа, это, как правило, проблемные вопросы. Тонкие вопросы требуют простого, односложного ответа. Таблица толстых и тонких вопросов может быть использована на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация понимания пройденного. ^
^ (верные или неверные утверждения) используют с целью мотивации предстоящей деятельности и подготовки учащихся к выполнению последующей работы. Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение. Обсуждение ответов идет в рабочих группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всего класса. Можно каждой группе для обсуждения предложить по 2—З вопроса. Прием «Сравнительная таблица» («Концептуальная таблица») – этот прием предполагает сравнение трех и более аспектов или вопросов. Строится так: по горизонтали то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. ^ – заключается в том, что учитель предлагает учащимся в течение 10-15 мин проработать текст, используя специальные пометки:
После этого учащиеся выписывают информацию из текста в таблицу, которая состоит из пяти столбцов (в соответствии с пятью видами пометок). Это позволяет им проанализировать текст повторно. Далее учащиеся в группах обсуждают заполненные таблицы и под руководством учителя сравнивают содержание таблицы со своими предположениями, сделанными на стадии вызова. На данной стадии особенно важно обратить внимание учащихся на информацию, требующую пояснения, т.к. она может инициировать стадию вызова следующего урока или домашнего задания. Синквейн – рефлексивное лирическое произведение, типа японских танку, хокку, построенное по правилам пятистишья. Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, учителю – в качестве среза понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности, эмоциональной. По сути синквейн - это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему, притом, упражнение интересное и увлекательное. ^ Особенности использования лекции в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Развитию критического мышления способствуют в наибольшей степени следующие общеучебные мыслительные навыки:
Все упражнения на развитие критического мышления сводятся к упражнениям на развитие этих операций. В частности, в содержании курса химии рассматриваются важнейшие причинно – следственные связи понятия о веществе: Схема 1 ^ получение вещества состав вещества ![]() нахождение и роль в природе свойства вещества ![]() ![]() ![]() ![]() применение вещества строение вещества ![]() ![]() Для достижения цели необходимо определить, какие мыслительные операции, способствующие развитию критического мышления, будут ведущими для каждого года изучения химии в школе. Затем на основании выбранной логики развития приоритетных мыслительных по годам обучения нужно выделить развивающие цели конкретных тем и уроков курса. Именно на их достижение будет направлен принцип межпредметности. Несомненно, выбор конкретных приёмов реализации межпредметных связей зависит от особенностей изучаемого материала, уровня подготовки класса, материально – технической базы кабинета химии, а также от потребностей и интересов учащихся. Конкретные примеры реализации методики помещены в приложении 1. Приложение 2 содержит задания для диагностики уровня сформированности общеучебных умений, способствующих развитию критического мышления учащихся. Приложение 1. Примеры уроков с использованием межпредметного материала для развития критического мышления учащихся. 9 класс. Тема. Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в ПС ХЭ ^ Цели урока.
Оборудование. Коллекция образцов металлов; образцы монет и медалей. Презентация в программе Power Point (репродукции, фотографии, иллюстрации из Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/75742/?interface=pupil&class=51&subject=31 и др.) ^ учащиеся в группах готовят сообщения и презентации по темам «Век медный», «Век бронзовый», «Век железный». Литература:
Структура. I.Оргмомент. II.Анализ результатов проверочной работы по предыдущей теме. III. Актуализация знаний. Известный русский революционер, ученый-химик, академик Н.А. Морозов написал:
Назовите эти металлы (медь, железо, серебро, золото, олово, свинец, ртуть). Их можно назвать «доисторическими», т.к. они применялись человеком ещё до изобретения письменности. Тем самым Морозов подчёркивал особую значимость металлов в жизни человека. И это не случайно. Без металлов человек вряд ли смог выжить среди суровой природы. Никакая человеческая деятельность невозможна без металлов: будь то добыча пищи древним человеком, возделывание земли, возведение жилищ, шитьё одежды. Целые эпохи в истории человечества назывались в честь металлов: медный век, бронзовый век, железный век. Сегодня мы посмотрим на металлы глазами историка, литератора, физика; поговорим о роли металлов в истории человечества, положении металлов в ПС и строении их атомов. ^
^ . К концу каменного века человек открыл возможность использования металлов для изготовления орудий труда. Первым таким металлом была медь. Период распространения медных орудий датируется концом четвёртого - началом третьего тысячелетия до н.э. Это объясняется тем, что в медном веке медные орудия труда не вытеснили каменные. Медь обрабатывалась с помощью каменных орудий методом холодной ковки. Самородки меди превращались в изделия под тяжёлыми ударами молота. В начале медного века из меди делали лишь мелкие орудия, украшения, предметы домашней утвари, поскольку этот металл слишком мягкий в чистом виде, чтобы изготавливать из него крупные режущие орудия. Именно с открытием меди и других металлов стала зарождаться профессия кузнеца. К людям этой профессии разные племена относились по-разному: где-то их уважали, где-то боялись. Например, в России кузнецов недолюбливали, испытывали суеверный страх, это подтверждает этимология слова «кузнец», которое произошло от слова «козни». Позже появилось литьё, а потом человек стал добавлять к меди олово или сурьму, делать бронзу, более долговечную, прочную, легкоплавкую. ^ В археологии это древнейший период употребления металлов, когда железо ещё не было известно.Бронза – сплав меди и олова. Хронологические границы бронзового века датируются с начала третьего до начала первого тысячелетия до н.э. Большими преимуществами бронзы по сравнению с медью и другими известными металлами является более низкая температура плавления (700-900оС) и в особенности её более высокие литейные качества и значительно большая прочность. Медные руды встречаются часто, а оловянные - значительно реже, поэтому бронза получила распространение там, где имелись оба эти металла, например в Хорасане (Иран), Малой Азии и северо-западной Аравии, а в Европе - в Испании, Англии и Чехии. Бронза использовалась для изготовления орудий труда, скульптур и других произведений искусства. ^ По археологической классификации третий и последний период первобытной эпохи, характеризующийся распространением железной металлургии и железных орудий, начался в первом тысячелетии до н.э. Учёные предполагают, что первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем». В составе метеоритов на долю железа приходится 91%. Уже в древности из этих небесных тел, т.к. они были прочными и твёрдыми, изготавливались различные предметы. Около 4 тыс. лет назад возросла потребность людей в железных предметах - мечах, плугах. Руды железа широко распространены и часто встречаются даже на поверхности земли. Вероятно, человек заметил, что после горения костра в некоторых случаях наблюдается образование железа из тех кусков руды, которые случайно оказались в костре. При горении костра восстановление железа идёт за счёт реакции руды как непосредственно с углём, так и с образующимся при горении угарным газом. Получение железа с помощью сыродутного процесса было изобретено в Древнем Египте в 1-ом тысячелетии до н. э. В железоделательный костёр слоями закладывали руду и древесный уголь. Мастера пользовались либо собственными лёгкими, либо ветром, искусно регулируя его порывы при помощи определённым способом расположенных больших камней. Затем естественную тягу сменили меха, и железоделательный костёр превратился в низкошахтную печь - домницу. В Западной Европе и России в средние века в домницах стали выплавлять чугун. В нашей области железорудная промышленность стала развиваться в 18 веке, а в начале 20 века появились небольшие металлургические заводы. В Америке, Австралии и на большинстве островов Тихого океана железо стало известно лишь во втором тысячелетии н.э. вместе с появлением в этих областях европейцев. Когда начался железный век, этот металл ценился дороже золота. Но с развитием металлургии стоимость железа неуклонно снижалась, но всё больше возрастала его роль в жизни человеческого общества. Очевидно, железный век длится и по сей день, т.к. примерно 90 % всех используемых человеком сплавов - это сплавы на основе железа.
Положение металлов в ПС и строение атомов.
Физические свойства металлов
- В кристаллах металлов действует…( металлическая связь). - В узлах металлических кристаллических решеток располагаются…(катионы и атомы металлов, связанные посредством обобществленных внешних электронов, которые принадлежат всему кристаллу). - Эти электроны компенсируют силы электростатического отталкивания между положительными ионами и тем самым связывают их, обеспечивая…(устойчивость металлической решетки). - Металлическая связь обусловливает все важнейшие …(физические свойства металлов).
Примерное содержание таблицы № 4 с.25-26
V. Закрепление.
^ : § 4-6, № 1, 2 с.29, № 5 с.33 устно; № 5 с.27 по выбору. 9 класс. Раздел «Металлы» |