Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах. icon

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах.





Скачать 398.27 Kb.
НазваниеЗадачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах.
Дата15.12.2012
Размер398.27 Kb.
ТипДокументы
Тема: Кариес временных и постоянных зубов с незавершенным формированием корней. Закономерности клинического проявления и течения. Дифференциальная диагностика. Рожковый кариес.

Общее время занятия: 6 часов

Мотивационная характеристика темы: кариес зубов является одним из самых распространенных заболеваний человека и нередко начинается сразу после прорезывания зубов. Особенности клинического течения кариеса зубов у детей связаны с характером структуры твердых тканей зубов и реактивными свойствами организма. Знание этих особенностей необходимо врачу-стоматологу для своевременной диагностики и оказания качественной стоматологической помощи.

Цель: научиться диагностировать кариес временных и постоянных зубов с учетом особенностей клинического течения в разные периоды их формирования, дифференцировать различные формы кариеса между собой и со сходными заболеваниями.
^

Задачи занятия


В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:

  1. Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах.

  2. Основные и дополнительные методы диагностики и дифференциальной диагностики кариеса временных зубов.

  3. Особенности клинического течения кариеса в первый и второй периоды формирования постоянных зубов после их прорезывания.

  4. Степени активности кариозного процесса в зубах с несформированными корнями.

  5. Причины возникновения, особенности течения и клинического проявления раннего детского кариеса.

В ходе практической части занятия студент должен уметь:

  1. Проводить диагностику различных форм кариеса.

  2. Сформулировать диагноз с учетом особенностей анамнеза, клинического течения в детском возрасте.

  3. Дифференцировать различные формы кариеса между собой и со сходными заболеваниями.

  4. Прогнозировать течение кариозного процесса, учитывая анамнез жизни ребенка, исходный уровень минерализации зубов и форму течения кариеса.

Требования к исходному уровню знаний: Для полного усвоения темы студентам необходимо повторить:

  • ^ Из гистологии - морфологию развития зуба.

  • Профилактики стоматологических заболеваний - методику эпидемиологического обследования детского населения по ВОЗ, причины и условия развития кариеса зубов, оценку активности и форму течения кариеса.

  • ^ Из терапевтической стоматологии - классификации кариеса, основные и дополнительные методы диагностики.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин

  1. Необходимым условием для развития кариеса является наличие в полости рта микроорганизмов:

    • str. Mutans;

    • str. Sanguis;

    • herpes simplex;

    • candida albicans;

    • lactobacillus;

    • actinomyces viscosus.

  2. Этиология кариеса:

    • вирусная;

    • травматическая;

    • микробная;

    • лучевая.

      1. Какие методы используются для диагностики кариеса:

    • гистаминовая проба;

    • ЭОД-метрия;

    • сиалография;

    • рентгенография;

    • трансиллюминация;

    • термодиагностика.

4.С какими заболеваниями проводят дифференциальную диагностику кариеса:

    • различные формы кариеса между собой;

    • пульпитом

    • периодонтитом

    • гингивитом

    • стоматитом

    • некариозными поражениями

  1. Назовите жалобы характерные для среднего кариеса:

    • боль усиливающаяся от термических раздражителей и ночью

    • острая самопроизвольная боль

    • жалоб нет

    • кратковременная боль от термических, механических, химических раздражителей, быстро проходящая после устранения раздражителя.

  1. Есть ли изменения состояния периодонта на рентгенограмме при кариесе?

    • да

    • нет

  1. Ребенку 8 лет, КПУ + кпу = 5, это:

    • компенсированная форма

    • субкомпенсированная форма

    • декомпенсированная форма

  1. Дифференциальную диагностику среднего кариеса необходимо проводить с:

    • гипоплазией

    • глубоким кариесом

    • хроническим фиброзным пульпитом

    • поверхностным кариесом

    • флюорозом

    • апикальным периодонтом

  1. Зондирование кариозной полости болезненно по всему дну – это:

    • средний кариес

    • хронический пульпит

    • глубокий кариес

    • хронический периодонтит

    • начальный кариес

Контрольные вопросы по теме занятия:

      1. Особенности клинического проявления кариеса во временных зубах.

      2. Методы диагностики кариеса у детей в различные возрастные периоды.

      3. Клиническая картина кариеса в стадии пятна, поверхностного, среднего, глубокого во временных зубах у детей в зависимости от характера клинического течения, дифференциальная диагностика.

      4. Причины развития и особенности течения раннего детского кариеса.

      5. Характеристика первого периода формирования постоянных зубов после прорезывания.

      6. Особенности клинического течения кариеса в периоде незрелой эмали.

      7. Особенности клинического течения кариеса постоянных зубов в период минерализации при различной активности кариозного процесса у детей и уровня минерализации эмали первых постоянных моляров.

      8. Дифференциальная диагностика кариеса во временных зубах и постоянных зубах с незавершенным формированием корней.


Учебный материал

К моменту рождения ребенка необызвествленными остаются фиссуры и контактные поверхности моляров, пришеечная область. Минерализация этих участков зубов происходит после рождения ребенка в течение 2,5 лет, что объясняет наиболее частую локализацию кариозного процесса в этих областях.

Кариозный процесс может приобретать острое или хроническое течение кариозного процесса у детей.


^ Особенности клинического течения острого (острейшего) кариеса

во временных зубах у детей:

  1. Встречается часто.

  2. Быстрый переход одной формы кариеса в другую и неосложненного кариеса в осложненный.

  3. Распространение кариозного процесса идет в ширину и глубину.

  4. Пораженные ткани мягкие, влажные (светло-желтого, серовато-белого оттенка), легко удаляются экскаватором.

  5. Типично появление кариозных полостей одновременно в нескольких зубах.

  6. Нередко у таких детей обнаруживают несколько кариозных полостей в одном зубе характерно поражение «иммунных» зон.

  7. В резцах, реже клыках наблюдается циркулярный кариес, захватывающий вестибулярную, контактные и небную поверхности зуба, что может привести к отлому коронки зуба.

  8. Наблюдается у детей, рожденных от матерей с токсикозами беременности, находившихся на искусственном вскармливании, часто болеющих.

Особенности клинического течения хронического кариеса во временных зубах:

  1. Медленное течение кариеса во временных зубах встречается реже, чем острое.

  2. Распространение кариозного процесса идет, в основном, в плоскостном направлении.

  3. Пораженные ткани твердые, пигментированные, коричневого и темно-коричневого цвета.

  4. Типичны единичные поражения зубов.

  5. Кариозные полости чаще локализуются на жевательных или апроксимальных поверхностях.

  6. Наблюдается у практически здоровых детей.



Клиническая картина кариеса у детей во временных зубах.
^

Острое (острейшее) течение


Хроническое течение

1

2

^ Начальный кариес

Жалоб на боли нет. Выявляют начальный кариес во время профилактического осмотра. Иногда могут родители предъявлять жалобы на изменение цвета эмали.

Для начального кариеса характерно: наличие пятен в виде участков помутнения эмали белого или меловидного цвета с нечеткими контурами, лишенных естественного блеска, без нарушения целостности эмали. Чаще начальный кариес выявляется в пришеечной области на вестибулярной поверхности любой группы зубов. При зондировании определяется шероховатость.

Пигментированные кариозные пятна наблюдаются у детей редко.



Окрашивается очаг поражения 2% раствором метиленового синего, интенсивность которого находится в прямой зависимости от степени деминерализации эмали.




^ Поверхностный кариес

Жалобы на кратковременную боль от химических раздражителей, но может протекать бессимптомно. При локализации на апроксимальной поверхности жалобы на попадание пищи между зубами. При осмотре выявляют неглубокую кариозную полость, локализующуюся в пределах эмали.

Эмаль, окружающая кариозную полость, хрупкая, мягкая, белого цвета.

Кариозная полость в пределах эмали имеет четкие пигментированные стенки и твердое дно.

Дефекты эмали обширные с неровными краями, т.к. процесс распространяется вширь. Характерна пришеечная локализация («циркулярный» кариес).

Характерна локализация в фиссурах и других естественных углублениях зубов, на контактных и пришеечных поверхностях.

1

2
^

Средний кариес


Может протекать бессимптомно, но могут быть боли от химических, температурных раздражителей (быстропроходящие). Локализуется на жевательной, апроксимальной и пришеечной поверхности.

Образуется кариозная полость в дентине, с неровными контурами, подрытыми краями. Эмаль хрупкая, белесоватого цвета. Кариозная полость выполнена большим количеством светлого (желтоватого или сероватого цвета) дентина, который легко удаляется экскаватором, нередко пластами. Зондирование или препарирование стенок чувствительно.

Характерны кариозные полости с ровными краями, дентин стенок и дна полости пигментированный,

плотный, трудноподдающийся экскавации.

^ Глубокий кариес

Жалобы на боли от термических и механических раздражителей, быстро проходящие после их устранения.

Встречается крайне редко, т.к. прогрессирование процесса относительно рано осложняется воспалением пульпы.

Глубокая кариозная полость с неровными, подрытыми краями, образованными ломкой и хрупкой эмалью. Дентин стенок и дна кариозной полости размягчен настолько, что легко снимается пластами. Околопульпурный слой дентина тонкий, зондирование дна кариозной полости болезненно, иногда даже резко, по всей поверхности. Стремление убрать со дна размягченный дентин часто приводит к вскрытию полости зуба.

Глубокая кариозная полость с четкими краями. Стенки кариозной полости плотные, пигментированные. Дентин трудно снимается экскаватором. При зондировании дно полости чувствительно по всей поверхности.


Ранний детский кариес (синонимы: рожковый, «бутылочный», «кариес вскармливания») встречается в Беларуси у 36% детей младше двух лет и 53% трехлетних детей. От других вариантов кариеса зубов ранний детский кариес отличает очевидная связь с неразумным использованием сосок-рожков для искусственного вскармливания детей, особо высокой вирулентностью кариесогенных микроорганизмов и очень сложными условиями для реставрации.

Рожковый кариес является ярким примером современной концепции развития кариеса, в соответствии с которой разрушение тканей зубов является результатом жизнедеятельности кариесогенных микроорганизмов в условиях высокой обеспеченности углеводами и низкой кариесрезистентности хозяина.

Основным микроорганизмом зубного налета, порождающим рожковый кариес, является Streptococcus mutans (SM). Основным источником, из которого SM поступает в полость рта ре­бенка, является его мать. Доказано, что чем выше число кариозных зубов и концен­трация SM в ротовой жид­кости матери, тем чаще и раньше определяется высокий уровень кон­центрации SM в полости рта ребенка и, соответственно, отме­чается более высокая интенсив­ность кариеса его зубов. Передача кариесогенных мик­роорганизмов происходит посредством «слюнного контакта»: ротовая жидкость матери попадает к ребен­ку при пробе питья из его буты­лочки или пищи с его ложки, при облизывании («очищении») упав­шей соски-пустышки и т.д. В полости рта детей младше 6-месячного воз­раста SM не задерживает­ся, являясь до поры лишь транзит­ным микроорганизмом. Колониза­ция полости рта этим микроорга­низмом становится возможной при сочетании нескольких факторов:

  • появление в полости рта про­резавшихся зубов, предоставляю­щих твердую поверхность для фик­сации SM и формирования зубной бляшки;

  • отсутствие конкуренции за площадь заселения со стороны ре­зидентной микрофлоры (Str. sanguis, Str.mitis, Str.salivarius);

  • отсутствие иммунных сил, эффективно препятствующих ко­лонизации (иммунодефицит, свя­занный с утратой материнского иммунитета и незрелостью соб­ственного, наиболее выражен у детей в возрасте от 9 до 24 меся­цев жизни);

  • обеспечение микроорганиз­мов пищевыми углеводами как субстратом, необходимым для жизнедеятельности и селекции кислотообразующих микроорга­низмов, а также для склеивания компонентов зубного налета;

  • условие для созревания зуб­ного налета — отсутствие эффек­тивного механического очищения зубов.

Исследования показывают, что у большинства детей, страдающих рожковым кариесом, колонизация полости рта SM произошла в возрасте от 9 до 18 месяцев.

Вскармливание. Основная часть управляемых факторов риска, обеспечивающих «процветание» SM и развитие рожкового кариеса, связана с особенностя­ми вскармливания ребенка. В свя­зи с риском рожкового кариеса вскармливание следует рассматри­вать в нескольких аспектах:

  • наличие углеводов в пище;

  • продолжительность и частота приема пищи;

  • способ приема пищи;

  • время суток, когда осуществ­ляется прием пищи, и состояние ребенка во время приема пищи (бодрствование или сон).

Сре­ди продуктов, которыми матери в разных странах традиционно на­полняют детские бутылочки, опас­ными для здоровья зубов малышей признаны коровье молоко, фрук­товые соки и молочные смеси для детского питания, с потреблени­ем которых связывают распрост­раненность рожкового кариеса, равную соответственно 50, 40 и 10%. К числу продуктов, нежела­тельных для рожкового питания, относят также готовые подслащен­ные детские чаи, домашние ком­поты, морсы и т. д.

Следует отметить, что среди страдающих рожковым кариесом часто встречаются дети, вскорм­ленные грудным молоком. Объяс­нение этому факту находят в том, что женское молоко содержит мо­лочный сахар — β-лактозу, кото­рая легко распадается на галакто­зу и глюкозу, и потому является подходящим субстратом для мик­робного гликолиза. Доказано, что рожковый кариес развивается на фоне естественного вскармли­вания, как правило, у детей, по­лучавших грудное молоко «по пер­вому требованию» и кормленных им дольше года.

В целом риск рожкового кари­еса возрастает в связи с продол­жительностью грудного/рожково­го вскармливания: Так, у детей, пользовавших­ся рожками до одного года, до по­лутора или двух лет, кариес обна­ружен соответственно в 6, 25 и 38% случаев. Однако, не только углеводсодержащее питье в рожках, но и лю­бые сладкие «перекуски» усугуб­ляют тяжесть рожкового кариеса, при этом частота «перекусок» оказывается более значимым фактором риска, чем количество съеденных сладостей. Высокий риск рожкового кариеса связан с современными лекарственными средствами (содержащие сахар сиропы, драже, таблетки для сосания и т.д.). Наиболее опасны эти медикаменты для зубов часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, а также для тех, кто постоянно принимает витамины. Стоматологам следует убеждать педиатров делать выбор в пользу лекарственных средств, не содержащих сахара.

Фактором высокого риска рож­кового кариеса является также со­сание груди или рожка перед сном, во время дневного сна и в течение 10 -14 ночных часов, когда ребенок, не просыпаясь, периодически сосет грудь спящей рядом матери или рожок, остав­ленный в его кроватке. Во всех этих ситуациях уровень риска рож­кового кариеса многократно воз­растает в связи с резким ухудше­нием кариеспротективных свойств слюны во время сна: скорость са­ливации снижается (соответствен­но замедляется клиренс углеводов из полости рта), буферная емкость и минерализующий потенциал слюны падают.

Установ­лена прямая связь между распрос­траненностью рожкового кариеса и сроками начала чистки зубов де­тей. В группах трехлетних детей, у которых оральная гигиена была на­лажена на 12,18 и 24-м месяцах жиз­ни, кариес диагностирован соответ­ственно в 11, 22 и 25% случаев.

Прак­тика показывает, что даже при на­личии перечисленных условий рожковый кариес развивается не у каждого ребенка, так как в ряде случаев заболеванию успешно противостоит высокая кариесре­зистентность тканей зубов ребен­ка. И наоборот, чем хуже условия преэруптивного формирования временных зубов, тем выше риск возникновения рожкового кари­еса. По этой причине, вероятно, рожковый кариес резцов чаще всего начинается на так называе­мой «линии рождения», проходя­щей в средней или пришеечной трети коронки — в эмали, фор­мировавшейся в перинатальный, наиболее стрессовый период жиз­ни ребенка.

Ранний детский кариес поражает зубы ребенка в очередности, соответствующей их прорезыванию. Первыми страдают резцы верхней челюсти, затем в патологический процесс могут быть последовательно вовлечены первые моляры верхней челюсти, первые моляры нижней челюсти, клыки верхней челюсти, вторые моляры нижней и верхней челюстей, клыки нижней челюсти. Резцы нижней челюсти поражаются рожковым кариесом редко, так как они защищены при сосании языком, а также слюной из подчелюстных слюнных желез.

Первые кариозные поражения обычно обнаруживаются на вестибулярной поверхности верхнечелюстных резцов вблизи десневого края в виде участка декальцинации беловатого цвета. Затем поражаются апроксимальные поверхности, чаще – медиальные. Сразу после утраты эмали и при быстром прогрессировании кариеса дентин светлый и рыхлый, при условии оздоровления полости рта он может со временем уплотниться и окраситься в темные тона - от коричневого до черного. За 6-12 месяцев процесс распространяется в глубину и по окружности зуба, приводя к патологическому отлому коронки.
^

Кариес постоянных зубов


Выделяют два периода формирования постоянных зубов после их прорезывания.

  • 1-ый период - «незрелой» или неминерализованной эмали

  • 2-ой период - законченной минерализации постоянных зубов

^ Особенности первого периода

В течение 6-7 лет после прорезывания постоянного зуба происходит окончательная минерализация эмали. Осуществляется рост и формирование корней постоянных зубов. В этот период эмаль постоянного зуба отличается наличием микропор, вариабельностью структур. Вследствие повышенной проницаемости эмали для ионов и молекул органических и неорганических соединений из пульпы зуба и смешанной слюны происходит процесс минерализации.

Наиболее интенсивно минерализация постоянных зубов происходит в течение первого года после прорезывания. Плотность эмали за этот период увеличивается на 93%. В течение последующих 2-3 лет после прорезывания скорость минерализации значительно уменьшается. Плотность эмали увеличивается на 74-82 %.

Наблюдается различие в степени минерализации разных поверхностей постоянных зубов. Так наибольшая степень минерализации наблюдается в области бугров, режущих поверхностей, а наименьшая степень минерализации наблюдается в фиссурах и пришеечной области зубов.

Кисельникова Л.П. предложила уровень минерализации твердых тканей зуба оценивать по их электропроводности. Установлено, что значение силы тока, проходящего через полностью минерализованные твердые ткани зуба, равно нулю. Электропроводность твердых тканей зуба на стадии незавершенной минерализации всегда больше нуля.

У детей с высоким уровнем минерализации эмали максимальное значение силы тока, проходящего через твердые ткани прорезывающихся первых моляров, не превышает 8 мкА. Эмаль зубов у этих детей плотная, блестящая. Зонд скользит по поверхностям зуба, в фиссурах не задерживается.

У детей со средним уровнем минерализации эмали предельные значения силы тока, проходящего через твердые ткани составляют от 9 до 20 мкА. Эмаль у них блестящая. Единичные фиссуры первых моляров имеют меловидный цвет с матовым оттенком, иногда отмечается задержка зонда в 1-2 фиссурах.

У детей с низким уровнем минерализации эмали значение силы тока больше 20 мкА. Эмаль жевательной поверхности лишена блеска, почти все фиссуры меловидного цвета с матовым оттенком. Зонд задерживается в 2-3 наиболее глубоких фиссурах.

Исходный уровень минерализации фиссур прорезывающихся моляров определяет не только характер их созревания, но и динамику возникновения в них кариеса. Фиссуры с высоким уровнем минерализации – наиболее кариесрезистентные, в этих молярах кариес не возникает в течение длительного времени (7 лет после прорезывания). Гипоминерализованные фиссуры поражаются кариесом практически сразу же после прорезывания, причем уровень распространенности кариеса на стадии созревания эмали достигает 100%. Этому способствует и то, что в несформированных зубах дентин имеет более широкие дентинные канальцы, слой его тоньше, минерализация меньше. Степень «зрелости» эмали, скорость ее созревания существенно снижены у детей, имевших множественный кариес молочных зубов и при дисгармоническом физическом развитии

^ Особенности кариеса в период формирования постоянных зубов.

Постоянные зубы прорезываются, как правило, в условиях кариесогенной ситуации, которая ведет к ухудшению созревания эмали, а также способствует ее деминерализации. Поэтому кариес постоянных зубов может проявиться сразу после прорезывания. Наиболее интенсивно кариозным процессом поражаются первые постоянные моляры на первом году после прорезывания: в 68,2 % случаев кариес возникает в течение первого года. Спустя 2 года распространенность кариеса постоянных зубов у детей в странах СНГ достигает 86 % (Парпалей Е.А., 1989).

Клиническое течение кариеса постоянных зубов в период минерализации имеет ряд особенностей, обусловленных морфологической «незрелостью» твердых тканей зубов. Это быстрое течение кариозного процесса, переход одной стадии кариеса в другую составляет 2-3 недели.

Кариозный процесс не имеет тенденций к ограничению, распространяется преимущественно в ширину без признаков пигментации. Твердые ткани на дне и стенках, как правило, светлые, мягкие, легко убираются экскаватором. Наиболее часто кариозный процесс у детей с несформированными постоянными зубами локализуется в области фиссур первых постоянных моляров, на контактных и вестибулярной поверхностях резцов верхней челюсти. Апроксимальный кариес как фронтальных, так и жевательных зубов обычно не развивается до полного формирования боковых контактов зубов. Тем не менее, кариес контактных поверхностей развивается быстрее и чаще приводит к вскрытию пульпарной камеры, чем кариес других поверхностей. Поэтому после формирования боковых контактов моляров целесообразно периодически делать рентгенографию. С целью раннего выявления возникающего кариеса.

^ Методы обследования при кариесе зубов

Обследование полости рта детей и подростков с кариесом зубов включает в себя опрос и осмотр. Опрос ребенка или его матери начинается с выявления основных жалоб, устанавливается начало, причина болезни, характер течения, особенности температурной реакции, проводимое ранее лечение и его результаты. Анамнез жизни включает сведения об антенатальном и постнатальном периодах развития. Оценивается общее состояние ребенка. После сбора анамнеза проводится тщательный визуальный осмотр. Должны быть осмотрены все поверхности зубов. Необходимыми условиями точной диагностики является хорошее освещение, высушивание и отсутствие пищевых остатков и / или зубной бляшки на поверхностях зубов, поэтому перед обследованием моляров и премоляров ямки и фиссуры необходимо очистить от налета и просушить. Из вспомогательных методов при диагностике кариеса все чаще используется увеличение (лупа).

При осмотре зубов обращается внимание на цвет, блеск эмали. Необходимо помнить, что острым зондом можно вызывать нарушение целостности «незрелой» эмали и интактной поверхности эмали при ранних кариозных поражениях. Неразумное зондирование по вине врача может перевести приостановившийся кариозный процесс в полость с большей вероятностью деструктивного процесса, чем это было до обследования. Зондирование следует проводить с таким усилием, которое нужно приложить зондом для побеления ногтя, при этом не вызывая боли или повреждения. Не следует использовать острый металлический зонд, так как он может повредить поверхностный слой эмали (в фиссуре его толщина может составлять 0,2 мм) и может застревать в глубоких здоровых фиссурах. Для зондирования фиссур несформированных зубов можно использовать деревянную зубочистку, вставленную в держатель для кисточки. Ряд авторов отмечают, что с помощью зондирования можно выявить не более 24% случаев кариеса фиссур зубов.

Для визуальной диагностики кариеса фиссур используются критерии, разработанные K. Ekstrand (1998).


^ Критерии визуальной диагностики кариеса фиссур

Критерии гистологической диагностики кариеса фиссур

Отсутствие или незначительное изменение оптических свойств эмали после продолжительного (более 5 сек) высушивания


Отсутствие деминерализации эмали

Наличие опаковости или изменения цвета фиссуры, которые едва видны на влажной поверхности, однако, хорошо определяются визуально после высушивания фиссуры

Деминерализация эмали, захватывающая верхнюю треть ее толщины

Наличие опаковости или изменения цвета фиссуры, хорошо видимые визуально без высушивания фиссуры

Деминерализация захватывает всю толщину эмали и верхнюю треть дентина

Наличие опаковости или изменения цвета фиссуры с локализованным разрушением поверхности эмали и/или изменение цвета подлежащего дентина сероватого оттенка

Деминерализация, ограничивающаяся средней третью дентина

Наличие опаковости или изменения цвета фиссуры с наличием кариозной полости, достигающей дентина

Деминерализация, вовлекающая пульпарную треть дентина


Для облегчения обследования при диагностике кариеса на апроксимальных поверхностях используются флоссы (для удаления зубного налета и обнаружения шероховатости поверхности). Существует ряд косвенных признаков апроксимального кариеса: изменение окраски эмали (меловидный ореол по периферии полости), наличие серой тени под интактной эмалью, застревание пищи или флосса между зубами, воспаление межзубного сосочка).

Также для диагностики кариеса на апроксимальных поверхностях боковых зубов рекомендуется временная избирательная сепарация зубов. Для этого используется ортодонтический эластомерный сепаратор, который помещается между боковыми зубами в интересующей врача области на 3 дня для премоляров и на 5 дней для моляров. За это время образуется межзубное пространство шириной примерно 1 мм, которое можно осмотреть при помощи косо удерживаемого зеркала и оценить состояние поверхности. При необходимости можно осторожно прозондировать поверхность, избегая давления на зонд. Этот метод дает возможность не проводить повторную рентгенографию, когда на подозрительную поверхность наложилось другое изображение.

Хотя традиционное обследование с использованием зеркала и осторожным зондированием остаются основными методами, в последние годы все шире применяются дополнительные методы диагностики.

С целью диагностики и дифференциальной диагностики начального кариеса от гипоплазии и флюороза используют методику прижизненной (витальной) окраски поверхности зуба (проба Аксамит) и метод люминесцентной диагностики. При проведении витальной окраски производится тщательная очистка поверхностей зубов, исследуемая поверхность высушивается и изолируется ватными валиками от слюны. Ватным тампоном наносится 2% водный раствор метиленового синего на 3 минуты, после чего излишки краски удаляются и регистрируется степень окрашивания (легкая, средняя, высокая) или по 10-бальной шкале (Аксамит Л.А., 1979). Участки здоровой эмали красителем не окрашиваются. Метод основан на способности красителя проникать вглубь и фиксироваться в пораженной кариесом эмали, проницаемость которой при кариесе увеличивается.

Метод люминесцентной стоматоскопии основан на способности здоровой ткани зуба излучать бело-голубой свет. При кариесе происходит гашение люминесценции тканей зуба. Это гашение тем заметнее, чем выраженнее патологические изменения в эмали. Исследование проводится в затемненном кабинете. Пациент усаживается в кресло, и после световой адаптации в течение 5-7 минут на очищенную и высушенную поверхность зуба направляется пучок ультрафиолетового света.

^ Метод лазерной флюоресцентной диагностики кариеса зубов. Спектральные исследования зубов с кариозным поражением выявили, что наилучший контраст между кариозным поражением и здоровым зубом может быть получен, когда флюоресценция испускается в красном свете, обнаруживаемом возле инфракрасного спектрального диапазона. При таком состоянии флюоресценция намного интенсивнее в области кариозного поражения по сравнению со здоровыми тканями зуба. Это позволяет осуществить оптическое зондирование зуба. С этой целью был разработан прибор для обнаружения ранних форм кариеса на окклюзионной, щечной и язычной поверхностях зубов – DIAGNOdent (KaVo, Германия). Данный прибор содержит лазерный диод (длина волны 655 нм), как активирующее световое устройство, и фотодиод, комбинированный с длиннофокусным фильтром, как обнаружитель. Органические и неорганические молекулы твердых тканей зуба абсорбируют свет, и происходит флюоресценция в инфракрасном диапазоне спектра. Активирующий свет пропускается при помощи оптического волокна на зуб, а длиннофокусный фильтр поглощает обратно возбуждение и другой коротковолновой свет и передает длинноволновое флуоресцентное свечение, которое регистрируется прибором. Цифровой дисплей прибора показывает количественно обнаруживаемую интенсивность флюоресценции. Прибор имеет конический фиброоптический наконечник для обнаружения фиссурного кариеса. Перед началом исследования зуб необходимо очистить от налета и высушить. После этого измеряется флюоресценция здоровой области на гладкой поверхности зуба для получения базового значения. Это значение затем вычитается из флюоресценции оцениваемой области. Оценка состояния всей фиссуры проводится путем вращения инструмента. Это обеспечивает регистрацию прибором флюоресценции наклоненных стенок фиссур, где кариозный процесс, как правило, берет начало. Лазерный прибор DIAGNOdent за счет его высоких уровней чувствительности особенно пригоден для диагностики ранних форм окклюзионного кариеса, когда визуальная диагностика вызывает подозрение.

Выбор подхода к лечению кариеса зубов при использовании прибора DIAGNOdent:

0-13 – неактивная помощь

14-20 – активная профилактическая помощь

21-29 – активная профилактическая помощь или оперативное вмешательство (зависит

от риска возникновения кариеса и интервалов повторных осмотров)

30 – оперативное вмешательство и активная профилактическая помощь.

Данный прибор может быть полезен для длительного мониторинга кариозной болезни и оценки результатов профилактических вмешательств.

Метод фиброоптической трансиллюминации основан на оценке тенеобразований, появляющихся при прохождении через зуб холодного пучка света. Используется в качестве дополнительного метода диагностики апроксимального кариеса. Наконечник световода диаметром 0,5 мм вводится со щечной к язычной поверхности в межзубной промежуток под контактным пунктом. Затем выключают свет стоматологической установки и осматривают зуб в трансиллюминационном освещении с жевательной стороны. Темные тени под маргинальными гребнями указывают на деминерализацию. Однако, трансиллюминация – только вспомогательный метод диагностики апроксимального кариеса, т.к. с его помощью невозможно выявить малые апроксимальные поражения до тех пор, пока не произойдет существенное вовлечение дентина в патологический процесс. Чувствительность данного метода составляет 67%. Если в зубе имеются пломбы, ценность этого метода ограничена.

Из вспомогательных методов исследования в детской практике также применяют термометрическое и рентгенографические методы исследования. Лучшим способом выявления кариеса пришеечной области и проксимальных поверхностей зубов является интерпроксимальная внутриротовая рентгенография (bite-wing). На рентгенограммах отражаются одновременно коронки и краевые участки альвеолярных отростков зубов верхней и нижней челюстей. Этот вид съемки исключает проекционные искажения и наслоения контактных поверхностей зубов. При использовании этого метода увеличивается выявление апроксимальных поражений. Также этот метод дает превосходную информацию о кариозных полостях в дентине, прилежащих к окклюзионной поверхности.

В последние 2-3 десятилетия произошли изменения в рекомендациях по частоте проведения интерпроксимальной внутриротовой рентгенографии. Это обусловлено следующими факторами:

а) снижение распространенности кариеса в развитых странах;

б) медленный прирост кариеса в популяции с регулярным применением фторидов;

в) пересмотр оценок влияния малых доз ионизирующей радиации на здоровье людей, особенно детей.

Данные факторы привели к изменению взглядов на то, когда и как часто проводить рентгенологическое исследование у детей. В результате интерпроксимальная рентгенография используется в настоящее время для:

    • диагностики кариеса, который невозможно выявить другим путем

    • оценки степени и глубины поражения

    • мониторинга поражений.

Рекомендуемые возрастные периоды для проведения интерпроксимальной рентгенографии.

Временный прикус. Даже в популяции с низкой распространенностью кариеса, например, более 1/3 шведских детей имеют апроксимальные поражения, которые не определяются при визуальном осмотре. Поэтому считают, что в 5-летнем возрасте имеются основания для проведения интерпроксимальной рентгенографии.

^ Смешанный прикус. В 9-летнем возрасте около 1/3 шведских детей имеют кариозную полость, достигающую дентина, на дистальной поверхности 2-го временного моляра, выявленную рентгенографически. Исследования подтверждают, что наличие кариеса эмали или дентина на дистальной поверхности 2-го временного моляра увеличивает риск развития кариеса на медиальной поверхности 1 постоянного моляра в 15 раз. Проведение интерпроксимальной рентгенографии в возрасте 8 лет также позволяет принять решение о необходимости и времени следующего рентгенологического обследования: дети, не имеющие кариозных полостей на апроксимальных поверхностях во временных зубах в этом возрасте, имеют шанс сохранить 1-е моляры здоровыми до 12-летнего возраста. Поэтому интерпроксимальную рентгенографию имеет смысл проводить в 8-9-ленем возрасте.

^ Постоянный прикус. В постоянном прикусе интерпроксимальную рентгенографию рекомендуется проводить в 12-14 лет, то есть через 1-2 года после прорезывания премоляров и 2-го постоянного моляра. Необходимо помнить, что не следует проводить рентгенографию только с целью планового обследования, и детям с низким риском кариеса этот метод исследования не показан.

Интервал между проведением рентгенологического исследования определяется на основании полученных данных о количестве и степени апроксимальных кариозных поражений. Выделяются следующие категории:

А – низкий риск (отсутствие кариеса на апроксимальных поверхностях или единичные поражения без других указаний на высокий риск). Bite-wing рентгенографию следует проводить с интервалом 2-3 года.

В – высокий риск (поражения эмали/дентина на апроксимальных поверхностях). Bite-wing рентгенографию следует проводить с интервалом в 1 год.

Примеры высокого риска:

      • смешанный прикус (6-12 лет). Первый постоянный моляр с кариесом эмали;

      • в 12-13 лет имеется как минимум 1 кариозная полость в дентине или пломба на апроксимальной поверхности или 3 и более кариозных поражений эмали;

      • нелеченный апроксимальный кариес дентина;

      • апрксимальная поверхность, находящаяся в контакте с недавно восстановленной поверхностью (риск развития на этой поверхности кариеса в 4 раза выше по сравнению с противоположной поверхностью). В возрасте 6-12 лет 20% поверхностных поражений эмали на медиальной поверхности первого моляра переходит в дентин в течение года.




^ Основное интерпроксимальное рентгенологическое исследование

Интервал между интерпроксимальной рентгенографией

Возраст

Низкий риск

Высокий риск


5 лет

3 года

1 год

8 или 9 лет

3-4 года

1 год

с 12 до 16 лет

2 года

1 год

16 лет

3 года

1 год


Следует помнить, что качество рентгенограммы гораздо важнее частоты проведения рентгенографии.

Панорамная рентгенография является внеротовым методом. В практике детского стоматолога этот метод дает более полное видение состояния зубов и челюстей, однако, качество изображения более низкое, чем при внутриротовых методах. Этот метод удобен для использования, и доза облучения при этом значительно ниже. Однако при проведении данного метода съемки требуется время для экспозиции, а встревоженные пациенты могут переместиться во время процедуры, что приведет к снижению качества изображения.

Показанием к проведению панорамной рентгенографии может служить выявление на внутриротовых снимках необычных структур или изменений, которые не могут быть объяснены анатомией. На панорамном снимке можно увидеть перелом венечного отростка н/чел, кисты и другие образования, которые не видны при проведении периапикальной рентгенографии.

Наряду с апроксимальным кариесом особое место в диагностике различных по локализации полостей занимает фиссурный кариес. Трудности клинической диагностики связаны с тем, что кариес фиссуры начинается, как правило, на ее стенках или на дне. Процесс быстро распространяется вдоль эмалево-дентинной границы и активно внедряется в дентин, вызывая его размягчение. Поэтому около 80% клинически здоровых постоянных моляров имеют скрытые кариозные очаги, и одним из технически более сложных, но доступных методов профилактики и диагностики является инвазивная герметизация, которая позволяет увидеть состояние ткани на всем протяжении фиссуры и поставить окончательный точный диагноз.

Процент «правильных» диагнозов при использовании различных методов диагностики окклюзионного кариеса на визуально интактных поверхностях (A.Lussi, 1996):

Визуальный осмотр – 12%;

Визуальный осмотр + лупа – 20%;

Визуальный осмотр + зондирование – 14%;

Интерпроксимальная рентгенография – 45%;

Визуальный осмотр + интерпроксимальная рентгенография – 49%;

DIAGNOdent – 83-84%.

^ Клиническое течение и проявление кариеса в период минерализации постоянных зубов

Виноградова Т.Ф. (1978) на основе клинического анализа динамики развития кариеса постоянных зубов у детей, с учетом количества кариозных зубов и полостей, их локализации, прироста кариеса предложила классификацию, которая предусматривает 3 степени активности кариеса:

    • I степень активности кариеса (компенсированная) форма;

    • II степень активности кариеса (субкомпенсированная) форма;

    • III степень активности кариеса (декомпенсированная) форма.

Первую степень активности кариеса имеют около 51% детей. Эмаль зубов у них блестящая, белая, плотная. Очаги деминерализованной эмали не выявляются. Скорость перехода одной формы кариеса в другую 13 месяцев.

Преимущественно поражаются первые постоянные моляры с локализацией кариеса на жевательной поверхности зубов. У детей после 14 лет могут присоединиться поражения вторых постоянных моляров и премоляров. Характерны единичные поражения зубов.

Кариозный процесс протекает медленно. Фиссуры пигментированные, плотные при зондировании, при препарировании не податливы. Кариозные полости пигментированные, края их сглажены, разрушенный дентин суховатый, плотный при зондировании. После обработки полости дно и стенки хотя и пигментированы, но плотные, болезненные при зондировании.

При среднем кариесе кариозные полости пигментированы, края кариозных полостей плотные, сглаженные. Дентин желто-коричневый, коричневый, плотный при зондировании, легко высушивается.

^ Вторая степень активности кариеса встречается приблизительно у 25 % детей. Эмаль зубов у этих детей менее резистентна к кариозному процессу, плотная, имеет меловидный цвет, блеск сохраняется. Скорость перехода одной формы кариеса в другую 7 месяцев. Кариес локализуется на жевательных поверхностях первых и вторых постоянных моляров, на апроксимальных поверхностях резцов и моляров. Отмечается относительно острое течение кариеса. Начальные формы кариеса характеризуются наличием единичных участков тусклой меловидной эмали, без пигментации; неправильной формы с неровными контурами. Фиссуры имеют матовый оттенок, зонд задерживается в 1-2 фиссурах одного зуба, определяется шероховатость. Зубы, как правило, покрыты зубным налетом, при среднем кариесе края дефектов эмали светлые, хрупкие. Дентин светлый мягкий, легко удаляется экскаватором. Кариозный процесс распространяется в ширину. Глубокий кариес в постоянных зубах с незаконченным периодом формирования практически не встречается.

^ Третья степень активности кариеса встречается около 12 %. Эмаль лишена блеска, меловидного цвета с матовым оттенком. Течение кариозного процесса острое. Характерно симметричное поражение всех групп зубов, в том числе клыков и нижних резцов с поражением иммунных поверхностей. Скорость перехода одной формы кариеса в другую составляет 3,3 месяца. При начальных формах кариеса наблюдаются меловидные пятна в области шеек моляров, резцов, премоляров. При зондировании наблюдается шероховатость. Пятна легко окрашиваются. Кариозные полости обширные с острыми, подрытыми краями. Дентин в большом количестве светлый, влажный, размягченный, убирается пластами. При обработке кариозной полости дно не становится более твердым, плохо высушивается. После раскрытия пигментированных фиссур в них практически в 100% случаев обнаруживается кариозная полость.

^ Период законченной минерализации эмали постоянных зубов

Спустя 6-7 лет после прорезывания заканчивается минерализация эмали постоянных зубов. Это соответствует для 6-ых, 1-ых зубов - 12-13 годам; 2-ых - 14-15 годам, 4-ых - 15-16 годам; 5,3-их - 16-18 годам; 7-ых - 18-20 годам.

В этом периоде эмаль зуба имеет гомогенную структуру. Кислотоустойчивость эмали зависит от ее структуры и химического состава. В этот период корни постоянных зубов сформированы. Кариозный процесс протекает как у взрослых.


^ Схема ориентировочной основы действия

Диагностика кариеса


Этапы диагностики

Средства и условия обследования

^ Критерии и формы самоконтроля

  1. Жалобы

а) боль



Опрос родителей и ребенка

Жалобы детей и родителей не всегда дают полную информацию о заболевании. У детей может отсутствовать.

б) ее локализация




Ребенок не всегда может указать больной зуб.

в) быстропроходящая боль от химических раздражителей




Возможна при поверхностном кариесе. Чаще при среднем и глубоком.

г) боль от термических раздражителей




При кариесе кратковременная, от холодного.

д) появление пятен на зубах

Выяснить, как давно появились

Белые - начальный быстропроте-кающий кариес или просвечивание кариозных полостей через эмаль. Пигментированные – медленноте-кущий кариес

е) появление полостей в зубах




Характерно для поверхностного, среднего и глубокого кариеса.

2. Анамнез заболевания

Опрос родителей и ребенка, сведения из истории болезни

Информация о проводимом ранее лечении и течении заболевания.

3. Анамнез жизни







а) болезни матери в период беременности, нерациональное питание

Важно выявить факторы риска развития кариеса с целью прогнозирования течения и выбора метода профилактики

Все эти факторы формируют предрас­положенность к множественному кариесу и, исходя из полученных данных составляется и план профилактики.

б) нерегулярная гигиена полости рта







в) мягкая пища, избыточное употребление сахара, недостаточное употребление молочно-растительной пищи







г) болезни ребенка, лечение антибиотиками







д) использование средств профилактики кариеса, фторсодержащих продуктов

Опрос, история болезни

Формируют резистентность к кариесу при длительном систематическом применении. Можно оценить их эф­фективность.

4. Объективное исследование

Хорошее освещение, инструменты для осмотра




а) осмотр зубов

Зонд, зеркало

Осмотреть все поверхности каждого зуба.

б) запись зубной формулы




Буквенные и цифровые обозначения.

в) определение интенсивности кариеса




Формы активности кариеса

г) состояние тканей кариозного очага

Осмотр, зондирование

Дентин светлый при остром течении.

Дентин пигментированный – при хроническом течении.

д) локализация

Запись в истории болезни

Название поверхностей коронки зуба. Белые пятна зондировать осторожно.

е) полость




Определение глубины, болезненности дна или стенок полости.

ж) боль при зондировании

Зонд, зеркало

Может быть мало выраженной или острой. Усиливается по мере углубления полости.

з) болезненность стенок




Средний кариес

и) болезненность по всему дну




Глубокий кариес

к) термодиагностика

Использовать при затруднении в диагностике

Для кариеса характерна кратковременная боль от холодного быстропрходящая после устранения раздражителя.

л) состояние гигиены полости рта

Красители в виде раствора или таблеток

Гигиенические индексы, оценка. Можно выявить связь с активностью кариеса.

5. Дополнительные методы исследования

Аппараты, устройства, красители.

При использовании знать методики проведения и принципы оценки результатов.

а) витальное окрашивание







б) люминесцентная диагностика







в) электрометрия







г) рентгенография




Помнить об опасности лучевой нагрузки.

6. Обследование у других специалистов

Детская поликлиника

3-я степень активности кариеса.

7. Дифференциальная диагностика начального кариеса.

Осмотр, витальное окрашивание, анамнез

С заболеваниями, имеющими сходную картину.

а) гипоплазия




Возникает до прорезывания зубов. Поражаются чаще симметричные зубы одного периода минерализации. Пятно светлого цвета, поверхность блестящая, гладкая. Стабильность поражения. Отсутствие витального окрашивания и гашения люминес-ценции.

б) флюороз




Поражаются все поверхности всех зубов. Множественные пятна матового или коричневого цвета без убыли эмали, с гладкой поверхностью. Сведения о содержании фтора в питьевой воде и участии в профилактических программах (нерациональное применение эндо- и экзогенных средств профилактики). Стабильность поражения. Отсутствие витального окрашивания и гашения люминес-ценции.

8. Формулирование диагноза

История болезни

Грамотное оформление истории болезни включает обоснование диагноза, план лечения, эффективное лечение.

а) вид патологии

Классификация

Кариес

б) стадия




Начальный, поверхностный, средний, глубокий.

в) степень активности




Первая, вторая, третья степень.


^ Задания для самостоятельной работы студентов


При подготовке для лучшего усвоения материала в рабочей тетради необходимо составить таблицу «Дифференциальная диагностика кариеса временных зубов со сходными заболеваниями».


^ Самоконтроль усвоения темы: После изучения темы для контроля качества усвоения и выявления неясных моментов предлагается выполнить задание и решить ситуационные задачи.

Задача 1. Ребенку 4 года. Мать жалуется на наличие кариозных полостей на передних зубах верхней челюсти.

Объективно: на медиальных поверхностях зубов 51,61 кариозные полости в пределах эмали. Стенки кариозной полости пигментированные, границы четкие. Зондирование безболезненно. PLI=1,8, кпуз=2.

^ Поставьте диагноз. Проведите дифференциальную диагностику.


Задача 2. Ребенку 1,8 года. Со слов матери на верхних передних зубах появились темно-желтые пятна. Из анаменза: несколько месяцев назад на вестибулярных поверхностях 52, 51, 61, 62 зубов появились меловидные пятна, которые быстро увеличивались в размере и приобрели темно-желтую окраску. Ребенок спит беспокойно, поэтому 2-3 раза за ночь пьет кефир из бутылочки.

Объективно: в пришеечной области 52, 51, 61, 62 участки отсутствия эмали в виде циркулярного поражения зубов. Дентин размягчен, экскаватором снимается пластами. Интенсивность кариеса 4, зубы покрыты обильным мягким налетом.

^ Поставьте диагноз. Проведите дифференциальную диагностику.


Задача 3. Ребенку 4 года. Направлен педиатром для профосмотра. Родители жалоб не предъявляют.

Объективно: на жевательной поверхности зубов 75, 85 кариозные полости в пределах эмали и дентина. При зондировании кариозной полости дно плотное, чувствительность по эмалево-дентинной границе. Интенсивность кариеса - 2. На зубах обильный мягкий налет.

^ Поставьте диагноз. Проведите дифференциальную диагностику.


Задача 4. Ребенку 6 лет. Явился с целью санации полости рта. Жалобы на быстропроходящую боль от химических и механических раздражителей в области 55 зуба.

Объективно: на апроксимально-медиальной поверхности 55 зуба глубокая кариозная полость, выполненная размягченным, инфицированным дентином. Дно кариозной полости светлое, мягкое, дентин легко удаляется экскаватором. Зондирование болезненно по всему дну кариозной полости. Интенсивность кариеса - 6. OHI-S = 2,1.

Поставьте диагноз. Проведите дифференциальную диагностику. Какие дополнительные методы обследования необходимы?


Задача 5. Ребенку 8 лет. Жалоб на боли не предъявляет. Родители привели ребенка на консультацию.

Объективно: на вестибулярной поверхности в пришеечной области 11, 21 зубов имеются меловидные пятна. При зондировании эмаль гладкая, после высушивания мутная, боли нет. Со слов матери, пятна появились месяц назад.

КПУ + кпу = 24, ИГ по Грину-Вермильону 1,7, КПИ = 1,3.

^ Поставьте диагноз, обоснуйте его. Какие данные анамнеза и дополнительные методы исследования вам необходимы?


Задача 6. Ребенку 11 лет. Жалобы на кратковременную боль 46 зуба от холодного.

Объективно: на жевательной поверхности 46 зуба глубокая кариозная полость, выполненная светлым размягченным дентином, который легко снимается пластами с помощью экскаватора. При зондировании отмечается болезненность по всему дну.

КПУ + кпу = 13, КПИ = 2, ИГ по Грину-Вельмильону 2,2.

^ Поставьте и обоснуйте диагноз.


Задача 7. Ребенку 10 лет. Жалобы на боль при приеме сладкой пищи.

Объективно: на жевательных поверхностях 16, 26 зубов неглубокие кариозные полости, выполненные размягченным пигментированным дентином. Зондирование стенок кариозных полостей чувствительно в области эмалево-дентинной границы, дна - безболезненно.

КПУ + кпу = 6, КПИ = 1, ИГ РLI  1,4.

^ Поставьте диагноз, обоснуйте его.


Задача 8. Ребенку 9 лет. Жалоб нет, явился с целью санации.

Объективно: на окклюзионной поверхности 46 зуба фиссуры коричневого цвета, при зондировании определяется шероховатость. После редакции фиссур – кариозная полость локализуется в пределах эмали, зондирование безболезненно. Реакция на температурные раздражители отрицательная.

КПУ + кпу =13, ИГ по Грину-Вермильону 1,0, КПИ = 0,8.

^ Поставьте и обоснуйте диагноз. Нужны ли дополнительные методы диагностики?


Задача 9. Ребенку 13 лет, пришел с целью санации полости рта.

Объективно: на апроксимально-дистальной поверхности 24 зуба кариозная полость, выполненная размягченным пигментированным дентином. Зондирование кариозной полости болезненно по всему дну. Перкуссия зуба безболезненна.

КПУ = 4, КПИ = 2, ИГ по Грину-Вермильону 1,5.

Обоснуйте диагноз.

^

Дифференциальная диагностика острого и хронического течения


кариеса временных зубов

^

Острое течение


Хроническое течение (приостановившийся кариес)

Локализация


Апроксимальная поверхность

Окклюзионная поверхность (моляры)

Вестибулярные и апроксимальные поверхности резцов и клыков
^

Распространение заболевания


Очень редко бывает на уровне эмали



распространяется в глубину



образование полости рта



некроз пульпы


Распространяется по плоскости



относительно большая деструкция коронки
^

Вторичный дентин


не образуется

образуется

Окраска дентина


светлый, неизмененный

выражена коричнево-черная окраска
^

Структура минерализованных тканей


неустойчивые (мягкие)

твердые

Чувствительность


болезненны

безболезненны



Литература

Основная


  1. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. М.: Медицина, 1991. - С.115-120.

  2. Лекционный материал.

Дополнительная


  1. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. М.:Медицина, 1987. - С. 198-209.

  2. Кисельникова Л.П. Кариес первых постоянных моляров у детей (диагностика, клиника, прогнозирование): Автореф. дис. ... канд. мед.наук. – Омск, 1990. - 22 с.

  3. Парпалей Е.А. Особенности минерализации постоянных зубов у детей и ее роль в формировании резистентности к кариесу: Автореф. дис. ... канд. мед.наук. – Киев,1989. – 17 с.

  4. Попруженко Т.В. Рожковый кариес / Современная стоматология. – 2004. - №1. – С.37-43.

  5. Попруженко Т.В., Герасимович Т.И. Особенности кариеса фиссур постоянных моляров у детей и выбор метода герметизации // Современная стоматология. – 2001, №1. – С.19-20.

  6. Сайфуллина Х.М. Кариес зубов у детей и подростков: Учебное пособие. - Казань, 1999. - С. 14-20, 36-45.

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах. iconЗадачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : показания

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах. iconЗадачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию
Тема: Травматические повреждения зубов у детей. Клинические проявления, диагностика. Лечение травматических...
Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах. iconЗадачи занятия: Врезультате теоретического освоения темы данного занятия студент должен знать : Особенности

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах. iconЗадачи занятия: Врезультате теоретического изучения данной темы студент должен знать
Тема: переломы костей лицевого скелета у детей. Особенности клиники, диагностики и лечения в условиях...
Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах. iconЗадачи занятий: После изучения темы студент должен знать: Цели и задачи при лечении периодонтитов

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах. iconЗадачи занятий: После изучения темы студент должен знать: Цели и задачи при лечении периодонтитов

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах. iconВесь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй.

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах. iconИзучить этиологию, патогенез, особенности клинического течения, а также основные принципы диагностики

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах. iconКурс, 5семестр Великий Новгород 2006 Студент должен знать. Теории возникновения кариеса. Классификация

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности клинического проявления и течения кариеса во временных зубах. iconЗадачи занятия студент должен иметь представление  Очастоте и месте данной патологии в структуре

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы