Содержание
Цель занятияЗадачи занятия Требования к исходному уровню знаний Учебный материал Пульпэктомия во временных зубах с некротизированной пульпой. Создание эндодонтического доступа Удаление распада пульпы, механическая и медикаментозная обработка корневого канала временного зуба Для реставрации временных зубов Наблюдение за временными зубами после консервативного лечения. Задание для самостоятельной работы студентов Ситуационные задачи На рентгенограмме |
Тема: Лечение апикального периодонтита временных зубов. Показания к выбору метода лечения, техника выполнения. Прогноз исхода, профилактика осложнений. Общее время занятий: Мотивационная характеристика темы: Среди детского населения Республики Беларусь кариес диагностируется у 25% двухлетних детей и с возрастом этот показатель увеличивается. При этом доля преждевременно удаленных временных зубов составляет 3,6%. Преждевременная утрата временных зубов может вызвать патологию прикуса, нарушение функции речи, жевания, стать причиной социальной дизадаптации ребенка. Хронический очаг воспаления в апикальном периодонте временного зуба может стать причиной нарушения развития (гибели) зачатка постоянного зуба или причиной дентального хрониосепсиса. Анатомо-морфологические особенности временных зубов, а также ограниченное сотрудничество ребенка влияют на проведение эндодонтического лечения временных зубов. ^ научиться выбирать оптимальный метод лечения апикального периодонтита временных зубов, оказывать неотложную помощь при остром апикальном периодонтите временных зубов, проводить эндодонтическое лечение временных зубов, прогнозировать и предупреждать возможные ошибки и осложнения при лечении апикального периодонтита временных зубов. ^ В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:
В ходе практической части занятия студент должен уметь:
^ для полного усвоения темы студентам необходимо повторить: - Из анатомии – анатомию временных и постоянных зубов; - гистологии - строение тканей периодонта; - патологической физиологии - патофизиологические процессы воспаления в тканях периодонта; - рентгенологии - рентгенологические особенности челюстных костей и зубов у детей в норме и при патологии; - профилактики стоматологических заболеваний – клинические методы обследования в стоматологии, сроки прорезывания временных и постоянных зубов; - терапевтической стоматологии – этиологию, патогенез, клинику, методы лечения апикального периодонтита; - стоматологии детского возраста – особенности временных и постоянных зубов, стадии формирования корней, сроки формирования и резорбции корней временных зубов; - общей стоматологии – эндодонтические инструменты, методы препарирования корневого канала, материалы для пломбирования корневых каналов, методы обтурации корневых каналов, техника установки коффердама; - из фармакологии – анестетики, антисептики, антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты, аналгетики – показания к применению, концентрацию препаратов, дозировку. Контрольные вопросы из смежных дисциплин
Контрольные вопросы по теме занятия
Основными методами лечения апикального периодонтита временных зубов являются хирургический метод (удаление зубов) и консервативный (пульпэктомия). Целью консервативного лечения периодонтита временных зубов является: ликвидация воспаления в тканях периодонта и восстановление функциональной ценности зуба. ^ Техника пульпэктомии заключается в полном удалении некротизированной пульпы с последующим пломбированием корневых каналов рассасывающейся пастой. ^ . Эндодонтический доступ для лечения временных зубов фронтальной группы традиционно выполняют на оральной поверхности. В верхних центральных резцах допустимо использовать вестибулярный доступ с последующим композитным восстановлением. Эндодонтический доступ к каналам временных моляров аналогичен доступу в постоянных зубах. ^ проводится с соблюдением тех же принципов и с использованием тех же методов, что и в постоянных зубах, но при этом учитывают некоторые особенности:
^ после эндодонтического лечения используют коронки из нержавеющей стали (композитные, пластмассовые, металлические с вырезанным «вестибулярным окном»), композиты. ^ Результат лечения необходимо контролировать клинически и рентгенологически. Критериями успешного эндодонтического лечения временных зубов считают: сохранение функции зуба, отсутствие боли, закрытие свища, физиологическая подвижность зуба, восстановление костной ткани в зоне фуркации корней или в периапикальной области, физиологическая резорбция корней в соответствии со средними сроками резорбции корней витального зуба. ^ Прием пациентов проводится в терапевтическом кабинете стоматологической поликлиники. Студент должен принять 1-2 тематических пациентов: - провести обследование ребенка: выяснить жалобы, собрать анамнез жизни и заболевания, провести полное обследование челюстно-лицевой области, провести обследование причинного зуба, обосновать необходимость рентгенологического обследования, провести анализ рентгенограммы; - поставить диагноз на основании полученных данных клинических и дополнительных методов обследования, составить план лечения и профилактических мероприятий; - оказать неотложную помощь ребенку с острым или хроническим апикальным периодонтитом в стадии обострения; - провести эндодонтическое лечение временного зуба с апикальным периодонтитом; - оформить стоматологическую амбулаторную карту. Самоконтроль усвоения темы. После изучения темы для контроля усвоения учебного материала предлагается решить следующие ситуационные задачи: ^ Задача 1. Ребенку 6 лет. Жалобы на постоянную ноющую боль, усиливающуюся при накусывании на зуб 7.5, «припухлость» десны, повышение температуры тела до 37,6° С. Со слов матери, на десне иногда появлялся «гнойничок», который исчезал без лечения. К врачу не обращались. Зуб заболел 2 дня назад, боль усиливается. Объективно: лицо симметричное, подчелюстные лимфоузлы слева увеличены, болезненные при пальпации. Status lokalis: на дистальной поверхности зуба 7.5 глубокая кариозная полость, выполненная размягченным пигментированным дентином. Обнаружено сообщение кариозной полости с полостью зуба, зондирование коронковой пульпы безболезненное, перкуссия болезненная, зуб подвижен (1 степень). Слизистая десны и переходной складки в области зубов 7.4,7.5 гиперемирована, отечна, пальпация десны в области проекции корней зуба 74 и по переходной складке болезненная. РLI=2,3; КПИ=1,5; КПУз+ кпуз=0+10. На рентгенограмме зуба 7.5: корни сформированы, в области верхушек корней зуба 7.5 определяется очаг деструкции костной ткани размером 3×3 мм с нечеткими контурами, целостность кортикальной пластинки зачатка зуба 3.5 не нарушена. Сформулируйте диагноз, составьте план лечения. Задача 2. Ребенка 5 лет на прием привела бабушка для профилактического осмотра, жалоб на боль нет. Ребенок спокоен, лечить зубы не боится, имеет II группу здоровья. Status lokalis: на медиальной поверхности зуба 6.4 глубокая кариозная полость. При зондировании кариозной полости обнаружено сообщение с полостью зуба, зонд глубоко проникает в полость зуба. Зуб устойчив. Перкуссия безболезненная. Отпрепарирована кариозная полость, раскрыта полость зуба, удален распад коронковой пульпы, после чего в устье небного корневого канала обнаружена ткань красного цвета, болезненная и кровоточащая при зондировании. Зондирование в устьях щечных корневых каналов безболезненное. PLI=3,0; кпуз=6; РМА=20%. Сформулируйте диагноз. Нужны ли дополнительные методы обследования? Составьте план лечения. Задача 3. Ребенку 3 года. Со слов матери жалуется на острую боль в зубе 5.5, усиливающуюся при прикосновении к зубу. Из истории болезни: 12 дней назад в зуб 5.4 наложена девитализирующая паста (Depulpin) по поводу хронического фиброзного пульпита. В назначенный врачом срок на прием не явились. Вечером появилась боль, интенсивность боли нарастает. Status lokalis: на окклюзионной поверхности зуба 5.4 временная повязка, перкуссия зуба резко болезненная. Десна в области зуба 5.4 гиперемирована, отечна, болезненная при пальпации. Сформулируйте диагноз. Составьте план лечения. Задача 4. Ребенку 5 лет, находится на лечении в кардиологическом отделении, направлен к стоматологу для санации полости рта. Из истории болезни: врожденный порок сердца. Status lokalis: на медиальной поверхности зуба 8.5 неглубокая кариозная полость, выполненная пигментированным размягченным дентином, после удаления которого обнаружено сообщение с полостью зуба, зондирование пульпы безболезненное, термопробы отрицательные. ^ корни зуба 8.5 сформированы, признаки резорбции корней отсутствуют, в области верхушки дистального корня разрежение костной ткани 1×2 мм с нечеткими контурами, кортикальная пластинка фолликула зуба 4.5 сохранена. Поставьте диагноз. Составьте план лечения. Задача 5. Ребенку 2 года. Мама обратила внимание на «болячку» на десне в области зуба 6.2. Со слов мамы ребенок на боль не жаловался. Status lokalis: на десне в области проекции корня зуба 6.2 свищ, на медиальной поверхности зуба 6.2 кариозная полость, выполненная пигментированным мягким дентином, сообщение с полостью зуба не определяется. Перкуссия зуба безболезненная. После удаления инфицированного дентина зондирование дна кариозной полости резко болезненное в одной точке. PLI 2,1; кпуз=8. Какие дополнительные данные необходимы для постановки диагноза? Поставьте диагноз. Составьте план лечения. Задача 6. Ребенку 6 лет, обратились с жалобами на наличие кариозных полостей. Из анамнеза: кариозная полость в зубе 7.4 появилась около полугода назад, к врачу не обращались. Ребенок соматически здоров. Status lokalis: коронка зуба 7.4 серого цвета, на медиальной поверхности зуба 7.4 глубокая кариозная полость, сообщающаяся с полостью зуба. Вход в полость зуба безболезненный, перкуссия зуба безболезненная. Прикус нейтральный. КПУЗ+кпуз =0+8, PLI=2,3. Сформулируйте предварительный диагноз. Нужны ли дополнительные методы обследования? Составьте план лечения. Литература Основная
Дополнительная
|
![]() |
Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности Тема: Кариес временных и постоянных зубов с незавершенным формированием корней. Закономерности клинического... |
![]() |
Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию Тема: Травматические повреждения зубов у детей. Клинические проявления, диагностика. Лечение травматических... |
![]() |
Задачи занятий: После изучения темы студент должен знать: Цели и задачи при лечении периодонтитов |
![]() |
Задачи занятий: После изучения темы студент должен знать: Цели и задачи при лечении периодонтитов |
![]() |
Задачи занятия: Врезультате теоретического изучения данной темы студент должен знать Тема: переломы костей лицевого скелета у детей. Особенности клиники, диагностики и лечения в условиях... |
![]() |
Задачи занятия: Врезультате теоретического освоения темы данного занятия студент должен знать : Особенности |
![]() |
Лечение апикального периодонтита постоянных зубов с незаконченным формированием корней. Методы лечения: |
![]() |
Лечение пульпита временных зубов. Показания к выбору метода. Планирование лечения, техника выполнения, |
![]() |
Лечение апикального периодонтита постоянных зубов с незаконченным формированием корней. Методы лечения: Тема: Лечение апикального периодонтита постоянных зубов с незаконченным формированием корней. Методы... |
![]() |
Лечение апикального периодонтита постоянных зубов с незаконченным формированием корней. Показания |