Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент icon

Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент





Скачать 1.29 Mb.
Название Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент
страница 1/7
А. Н.Ковалю
Дата 07.04.2013
Размер 1.29 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Предисловие


Данное пособие состоит из двух частей, соответствует программе по биохимии для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденной Минздравом Республики Беларусь, и предназначено для студентов 2-го курса, изучающих биохимию.

Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 – во второй.

Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент.

В практической части приведены ситуационные задачи и лабораторные работы. Подробное описание лабораторных работ включает такие важные для понимания и усвоения методов биохимических исследований элементы, как принцип метода, ход работы, в ряде случаев меры предосторожности, необходимые для выполнения работы, клинико-диагностическое значение данной работы, которое завершается выводами, основанными на полученных результатах.

В первой части пособия описаны темы практических занятий, касающихся общих вопросов биохимии, в частности, таких разделов, как введение в биохимию, современные методы биохимических исследований, строение и функции белков, энзимология, биоэнергетика, биохимия углеводов, липидов, белков и нуклеиновых кислот.

Во второй части рассматриваются темы, непосредственно касающиеся проблем клинической биохимии: биохимия гормонов и витаминов, а также отдельных органов, тканей и систем организма, биохимия крови, почек, печени, нервной, мышечной системы, миокарда и соединительной ткани.

В конце каждого раздела имеется перечень вопросов для контроля и самоконтроля, что поможет студенту в закреплении знаний по конкретной изучаемой теме и подготовке к сдаче контрольных занятий и экзаменов.

Раздел "Биохимия липидов" написан совместно с доцентом кафедры биохимии ГГМИ, канд. биол. наук В. Т. Свергун

Автор выражает признательность аспиранту кафедры биохимии А. Н.Ковалю, а также всем, кто помогал в подготовке рукописи к изданию.

  1. ^ Введение в биохимию


Занятие 1

Введение в биохимию. Современные методы исследования. Строение и функции белков

Цель занятия: сформировать представление о биохимии как фундаментальной медико-биологической науке. Изучить структуру и физико-химические свойства белков. Научиться определять содержание общего белка в плазме крови биуретовым методом.


Исходный уровень знаний и навыков


Студент должен знать:

  1. Основные правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

  2. Строение и классификацию альфа-аминокислот.

  3. Кислотно-основные свойства аминокислот. Реакции на их функциональные группы.

  4. Уровни структурной организации белка.

  5. Особенности строения пептидной связи.

  6. Качественные реакции на белки и пептиды.

  7. Комплексные соединения (комплекс меди в биуретовой реакции).


Студент должен уметь:

  1. Проводить качественные реакции на белки и пептиды.


Структура занятия


  1. Теоретическая часть

    1. Введение в биохимию. Краткая история биохимии. История отечественной биохимии. Общая характеристика обмена веществ. Понятие об анаболизме, катаболизме и метаболизме. Значение биохимии для врача.

    2. Характеристика основных биохимических методов, используемых в эксперименте и клинике:

а) на уровне целого организма:

  • наблюдение за организмом:

- при удалении органа;

- изменении диеты (голодание или усиленное питание);

- приеме лекарств;

- введении специфических ядов и токсинов;

  • наблюдения за человеком и животными со специфическими заболеваниями;

  • использование ЯМР-спектроскопии и др.;

б) перфузия изолированного органа;

в) использование тканевых срезов;

г) использование целых клеток;

д) использование гомогенатов;

е) выделение изолированных клеточных органелл;

ж) метод субфракционирования клеточных органелл;

з) выделение метаболитов и ферментов;

и) клонирование генов, кодирующих ферменты и другие белки.

    1. Белки – важнейшие компоненты организма. Функции белков, строение, классификация и свойства аминокислот. Обзор уровней структурной организации белковой молекулы. Молекулярная масса белков. Форма и размеры белковой молекулы.




  1. Практическая часть

    1. Особенности работы в биохимической лаборатории.

    2. Инструктаж по технике безопасности.

    3. Применение Международной системы единиц (СИ) в международной лабораторной практике.

    4. Решение задач.

    5. Лабораторные работы.

    6. Проведение контроля конечного уровня знаний.


Задачи

  1. Рассмотрите указанные группы аминокислот и отметьте, какие из них являются гидрофобными: а) тир, асп, глу; б) ала, лиз, сер; в) иле, лей, лиз; г) вал, лей, ала; д) арг, гли, цис?

  2. Многие белки, содержащие 2 и более доменов, обнаруживают гомологию аминокислот. Эти белки образуются путем: а) посттрансляционной модификации (процессинга); б) генетических изменений; в) дупликации генов и их слияния; г) аллостерической кооперации; д) транспептидных образований.

  3. Остатки каких аминокислот в белках-гликопротеидах ковалентно связывают углеводы? Напишите пентапептид с этими аминокислотами (-ала-X-трп-Y-гли), где X и Y – названные аминокислоты.

  4. Остатки каких аминокислот в белках-гистонах обладают положительным зарядом? Напишите пентапептид с этими аминокислотами (-ала-X-мет-Y-гли), где X и Y   названные аминокислоты.

  5. Из приведенных обозначений аминокислот

Асп-Асн-Глн-Сер-Глу-Вал-Тир-Лиз-Гис-Гли-Ала

а б в г д е ж з и к л

выберите и напишите формулы тех из них, которые:

а) могут образовывать водородные связи; б) могут участвовать в гидрофобных взаимодействиях; в) остальные.


^ Лабораторные работы


Лабораторные работы 1 и 2 выполняются по соответствующим инструкциям.


Лаборатоpная работа № 3. Количественное определение общего белка в сыворотке крови биуретовым методом (УИРС)


ВНИМАНИЕ! Соблюдать меры безопасности при работе с гидроксидом натрия.


^ Принцип метода. В щелочной среде пептидные связи белка образуют с ионами двухвалентной меди комплекс фиолетового цвета. Интенсивность окраски раствора прямо пропорциональна концентрации белка, определяемой фотометрически.

^ Ход работы. В пробирку наливают 0,05 мл сыворотки крови, затем добавляют 2,5 мл биуретового реактива. Содержимое пробирки осторожно перемешивают, избегая пенообразования, и через 30 мин фотометрируют в кюветах 5 мм при 540 нм (зеленый светофильтр) против контрольного раствора (дистиллированная вода). Измерив экстинкцию исследуемого раствора, по калибровочной кривой определяют концентрацию белка.

^ Клинико-диагностическое значение. Нормальное содержание белка в сыворотке крови у взрослых людей – 65–85 г/л, у детей – 58–85 г/л.

Повышенное содержание белка в сыворотке крови (гиперпротеинемия) встречается редко. Это наблюдается при ревматизме, миеломной болезни. Кратковременная относительная гиперпротеинемия отмечается при сгущении крови из-за значительных потерь жидкости, например, при усиленном потоотделении, неукротимой рвоте, профузных поносах, несахарном диабете, холере, тяжелых ожогах.

Снижение уровня белка в крови (гипопротеинемия) наблюдается при нефритах, злокачественных опухолях, длительном голодании и др.

Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагно­стическую оценку.


Рекомендуемая литература

Основная

  1. Материал лекций.

  2. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1990. С. 16–64; 1998. С. 19–77.

  3. Николаев А. Я. Биологическая химия. М.: Высшая школа, 1989. С. 5–53.

Дополнительная

  1. Марри Р. и др. Биохимия человека. М.: Мир, 1993. Т. 1. С. 13–50.

  2. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. М.: Высшая школа, 1993. С. 13–92.

  3. Ленинджер А. Л. Основы биохимии. М.: Мир, 1985. Т. 1. С. 107–225.

  4. Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И. Биоорганическая химия. М.: Медицина, 1991. С. 313–376.

  5. Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки, М.: Мир, 1994. Т. 1. С. 113–171.




  1. Энзимология и биологическое окисление


Занятие 2

Строение и функции белков.
Строение и свойства ферментов



Цель занятия: закрепить знания по структуре белков, сформировать представления о строении и свойствах ферментов. Научиться выполнять качественные реакции на активность некоторых гидролитических ферментов.


^ Исходный уровень знаний и навыков


Студент должен знать:

  1. Характеристику уровней структурной организации белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры).

  2. Жизненно незаменимые микроэлементы.

  3. Витамины B1, B2, B3, B6, PP.

  4. Строение коферментов NAD+, NADP+.

  5. Понятия: коагуляция, порог коагуляции, коллоидная защита.


Студент должен уметь:

  1. Проводить качественные реакции на белки и пептиды.


Структура занятия


  1. Теоретическая часть

    1. Понятие о ферментах. История энзимологии. Особенности ферментативного катализа. Строение ферментов. Доказательства белковой природы ферментов.

    2. Характеристика уровней структурной организации белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры) и связей, удерживающих ее. Высаливание, денатурация, причины, механизм и признаки.

    3. Кофакторы ферментов: ионы металлов и коферменты. Участие витаминов в построении коферментов.

    4. Структурно-функциональная организация ферментов: активный (субстратный) центр, каталитический, аллостерический участки.

  2. Практическая часть

    1. Решение задач.

    2. Лабораторные работы.

    3. Проведение контроля конечного уровня знаний.


Задачи

  1. Напишите формулу пептида Глу-Тир-Про-Гис-Сер. Какие из перечисленных цветных реакций будут положительными с данным пептидом: а) би­уретовая, б) Фоля, в) ксантопротеиновая, г) Милона?

  2. О чем свидетельствуют цветные реакции на белки:

а) о наличии белка в биологической жидкости;

б) о первичной структуре белка;

в) о конформации белка;

г) о наличии некоторых аминокислот в структуре белка;

д) о функции белка;

е) о наличии числа уровней структурной организации?

  1. Причиной различий в кривых насыщения кислородом между Hb и мио­глобином является:

а) количество кислорода, переносимое этими гемопротеидами;

б) заметные различия структур;

в) конформационные переходы субъединиц;

г) различиями pH окружающей среды;

д) различное значение pCO2 крови и ткани?

  1. Зимогены превращаются в ферменты путем реакций: а) аденилирования; б) фосфорилирования; в) метилирования; г) ограниченного протеолиза?

  2. Примером ковалентных сшивок белков рубцовой ткани являются: а) де­смозин; б) лизил-альдольная связь; в) солевые мостики; г) водородные связи; д) дисульфидные связи?

  3. Активный центр фермента:

а) содержит каталитические и вспомогательные аминокислоты;

б) создает благоприятное окружение для взаимодействия фермента и субстрата;

в) является основным в формировании свойств третичной структуры фермента;

г) может содержать дополнительные сайты небелкового строения, необходимые для каталитического действия;

д) обязательно содержит SH-группы?

^ Лабораторные работы


Лабораторная работа № 1. Цветные реакции на белки
и аминокислоты



Биуретовая реакция.

Принцип метода. В щелочной среде пептидные связи белка образуют с ионами двухвалентной меди комплекс фиолетового цвета (см. уравнение).




^ ВНИМАНИЕ! Соблюдать меры безопасности при работе с гидроксидом натрия.

Ход работы. В три пробирки наливают по 5 капель растворов: в 1-ю – яичного белка, во 2-ю – желатина, в 3-ю – миозина. В каждую пробирку добавляют по 5 капель 10 %-го раствора гидроксида натрия и по 1 капле 1 %-го раствора медного купороса. Во всех пробирках наблюдают устойчивое сине-фиолетовое окрашивание.

^ Выводы по результатам работы.


Нингидриновая реакция.


Принцип метода. Основан на образовании димера нингидрина и азота аминогруппы сине-фиолетового цвета (комплекс Руэмана   см. уравнение).

^ Ход работы. К 5 каплям раствора белка прибавить 5 капель раствора нингидрина и прокипятить 1–2 мин. Появляется сине-фиолетовое окрашивание.





^ Выводы по результатам работы.


Ксантопротеиновая реакция (Мульдера).

Принцип метода. Основан на образовании нитросоединений ароматических и гетероциклических аминокислот, окрашенных в ярко-желтый цвет (см. уравнение).


^ ВНИМАНИЕ! Соблюдать меры безопасности при работе с концентрированной азотной кислотой.





^ Ход работы. В три пробирки наливают по 5 капель растворов: в 1-ю – яичного белка, во 2-ю – желатина, в 3-ю – миозина. В каждую пробирку добавляют по 3 капли концентрированной азотной кислоты и осторожно кипятят. В первой пробирке образуется осадок желтого цвета, а во второй – слабое окрашивание, т. к. желатин не содержит циклических аминокислот. В 3 й пробирке образуется осадок белого цвета, переходящий в желтый цвет. Пробирки охлаждают и добавляют в каждую по 10–15 капель 20 %-го едкого натра до изменения окраски растворов вследствие образования натриевой соли динитротирозина.

^ Выводы по результатам работы.


Реакция на тирозин (Миллона).

Принцип метода. Основан на образовании осадка ртутной соли динитротирозина кроваво-красного цвета (см. уравнение).





^ ВНИМАНИЕ! Соблюдать меры безопасности при работе с реактивом Миллона (содержит Hg и HNO3).


Ход работы. В три пробирки наливают по 5 капель растворов: в 1-ю – яичного белка, во 2-ю – желатина, в 3-ю – миозина. В каждую пробирку добавляют по 3 капли реактива Миллона (раствор ртути в азотной кислоте) и осторожно нагревают. Отмечают изменение цвета в пробирках, характеризующее наличие в указанных белках тирозина.

^ Выводы по результатам работы.


Реакция Фоля (на аминокислоты, содержащие слабосвязанную серу).

Принцип метода. Основан на щелочном гидролизе сульфгидрильных групп SH белка с последующим отщеплении серы в виде сульфида свинца (PbS) черно-бурого цвета (см. уравнение).

^ ВНИМАНИЕ! Соблюдать меры безопасности при работе с реактивом Фоля (содержит NaOH и Na2PbO2).





^ Ход работы. В три пробирки наливают по 5 капель растворов: в 1-ю – яичного белка, во 2-ю – желатина, в 3-ю – миозина. В каждую пробирку добавляют по 5 капель реактива Фоля. Затем интенсивно кипятят и дают постоять 1–2 мин. При этом в 1-й и в 3-й пробирках образуется черный или бурый осадок сульфида свинца. Желатин осадка не образует, т. к. в нем нет серосодержащих аминокислот.

^ Выводы по результатам работы.


Лабораторная работа № 2. Реакции осаждения белков

Принцип метода. Основан на денатурации и осаждении белков различными факторами.

Осаждение белков при кипячении.

^ ВНИМАНИЕ! Соблюдать меры безопасности при работе с нагреванием пробирок.


Ход работы. В 5 пробирок наливают по 5 капель раствора белка. Первую пробирку нагреть до кипения. Жидкость мутнеет, т. к. разрушаются водные оболочки вокруг молекулы белка, и происходит укрупнение его частиц. Мицеллы белка несут заряд и удерживаются во взвешенном состоянии.

Во 2-й пробирке нагреть раствор до кипения и добавить 2 капли 1 %-го раствора уксусной кислоты до слабого подкисления. При отстаивании выпадает осадок белка. Частицы белка теряют заряд и приближаются к изоэлектрическому состоянию.

В 3-ю пробирку добавить 5 капель уксусной кислоты для сильнокислой реакции среды. При кипячении жидкости осадка не образуется, поскольку белковые мицеллы перезаряжаются и несут положительный заряд, что повышает их устойчивость.

В 4-ю пробирку налить 5 капель раствора уксусной кислоты, 2 капли насыщенного раствора хлористого натрия и нагреть. Выпадает белый хлопьевидный осадок, т. е. частицы белка теряют заряд.

В 5-ю пробирку добавить 2 капли раствора гидроксида натрия. При кипячении осадок не образуется, т. к. в щелочной среде отрицательный заряд на частицах белка увеличивается.

^ Выводы по результатам работы.


Осаждение белков концентрированными минеральными кислотами.


ВНИМАНИЕ! Соблюдать меры безопасности при работе с концентрированными азотной и серной кислотами.


Ход работы. В 2 пробирки наливают по 10 капель концентрированных кислот: азотной и серной. Наклонив пробирки под углом 45 градусов, осторожно по стенке пробирки приливают равный объем раствора белка так, чтобы обе жидкости не смешивались. На границе двух жидкостей образуется осадок в виде небольшого белого кольца. При добавлении избытка азотной кислоты осадок не исчезает, а при добавлении серной кислоты осадок растворяется.

^ Выводы по результатам работы.


Осаждение белков органическими растворителями.

Ход работы. В 2 пробирки вносят по 5 капель раствора белка и прибавляют по 15–20 капель этилового спирта и ацетона.

^ Выводы по результатам работы.


Осаждение белков органическими кислотами.


ВНИМАНИЕ! Соблюдать меры безопасности при работе с трихлоруксусной кислотой.


Ход работы. В две пробирки наливают по 5 капель раствора белка и добавляют по 2 капли раствора ТХУ (трихлоруксусной кислоты) в одну и 2 капли сульфосалициловой – в другую. Следят за изменением растворов.

^ Выводы по результатам работы.


Лабораторная работа № 3. Разделение альбуминов и глобулинов методом высаливания (УИРС)


Принцип метода. Основан на обратимой реакции осаждения белков из растворов с помощью высоких концентраций нейтральных солей (NaCl, NH4Cl, MgSO4 и др.).

^ Ход работы. К 1 мл неразведенного яичного белка добавляют 1 мл насыщенного раствора сульфата аммония и перемешивают. Получается полунасыщенный раствор сульфата аммония, в котором выпадает осадок яичного глобулина. Через 5 мин осадок отфильтровывают, в фильтрате остается яичный альбумин. Для высаливания альбуминов к фильтрату добавляют порошок сульфата аммония до полного насыщения, т. е. пока новая порция порошка остается нерастворенной. Выпавший осадок альбумина отфильтровывают. С фильтратом проделывают биуретовую реакцию. Отрицательная реакция указывает на отсутствие белка.

Выводы по результатам работы.


Рекомендуемая литература

Основная

  1. Материал лекций.

  2. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1990. С. 92–102; 1998. С. 114–143.

  3. Николаев А. Я. Биологическая химия. М.: Высшая школа, 1989. С. 5–92.

Дополнительная

  1. Марри Р. и др. Биохимия человека. М.: Мир, 1993. Т. 1. С. 63–75.

  2. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. М.: Высшая школа, 1993. С. 93–99.

  3. Ленинджер А. Л. Основы биохимии. М.: Мир, 1985. Т. 1. С. 226–302.

  4. Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И. Биоорганическая химия, М.: Медицина, 1991. С. 313–376.

  5. Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. М.: Мир, 1994. Т. 1. С. 113–171.



Занятие 3

Механизм действия ферментов


Цель занятия: закрепить знания по структуре ферментов, сформировать представления о механизме действия ферментов.


Исходный уровень знаний и навыков


Студент должен знать:

  1. Теоретические основы химической кинетики.

  2. Строение моносахаридов. Качественные реакции на альдегидные и спиртовые группы.

  3. Строение полисахаридов. Свойство и качественные реакции.

  4. Механизм образования шиффовых оснований.

  5. Строение и механизм катализа коферментами NAD+ и NADP+.


Студент должен уметь:

  1. Проводить качественные реакции на продукты ферментативного гидролиза.

Структура занятия


  1. Теоретическая часть

    1. Свойства ферментов (термолабильность, специфичность и др.). Механизм действия ферментов. Этапы взаимодействия фермента и субстрата. Гипотезы Э. Фишера, Д. Кошланда и современные взгляды.

    2. Теория промежуточных соединений. Основы термодинамики катализа. Энергия активации. Энергетический барьер.

    3. Кинетика ферментативных реакций (факторы, влияющие на скорость ферментативных реакций: природа фермента и субстрата, их концентрация, pH, температура, лекарственные препараты и др.). Km – определение, физиологическое значение.

    4. Регуляция активности ферментов. Роль гормонов, цАМФ, активаторов, ингибиторов. Регуляция активности путем химической модификации ферментов (ограниченный протеолиз, фосфорилирование, метилирование и др.). Виды ингибирования. Аллостерическая регуляция и свойства аллостерических ферментов.

  2. Практическая часть

    1. Решение задач и проведение контроля конечного уровня знаний.

    2. Лабораторные работы.


Задачи

1 Аскорбиновая кислота необходима для синтеза и функционирования коллагена и потребляется в реакциях, катализируемых: а) лизил-гидрокси­лазой; б) лизил-оксидазой; в) пролил-гидроксилазой; г) АСТ?

2 Каталитическое действие ферментов связано:

а) с увеличением энергии активации;

б) уменьшением энергии активации;

в) увеличением свободной энергии реакции;

г) уменьшением свободной энергии реакции?

3 Какие ферменты активируются из зимогенов: а) карбоксипептидаза; б) химотрипсин; в) пепсин; г) трипсин; д) ЛДГ; е) АСТ?

4 В катализируемой реакции фермент:

а) увеличивает скорость реакции в обоих направлениях;

б) смещает равновесие по направлению к продукту реакции;

в) снижает энергию активации;

г) уменьшает значение свободной энергии;

д) изменяет константу Михаэлиса?

^ Лабораторные работы


Лаборатоpная работа № 1. Изучение действия ферментов


Действие липазы.

Липаза входит в состав сока поджелудочной железы. В желудочном соке она содержится в небольшом количестве и действует только на предварительно эмульгированные жиры. В кишечнике желчные кислоты и белки способствуют эмульгированию липидов. Действие липазы можно обнаружить, добавив ее раствор к молоку, предварительно слабо подщелоченному раствором карбоната натрия в присутствии фенолфталеина, дающего бледно-розовую окраску.

^ П
ринцип метода.
Липаза ускоряет гидролиз нейтрального жира на глицерин и жирные кислоты (см. уравнение), что приводит к снижению pH и исчезновению розовой окраски индикатора – фенолфталеина.


^ Ход работы. В две пробирки наливают по 10 капель молока. В 1-ю пробирку добавляют 5 капель панкреатина, содержащего липазу, во 2-ю – 5 капель воды. В обе пробирки наливают по 1 капле 0,5 %-го раствора фенолфталеина и по каплям 1 %-го раствора карбоната натрия до появления бледно-розовой окраски при pH 8,0 (нельзя приливать избыток раствора карбоната натрия). Пробирки помещают в термостат при температуре 38 °С на 30 мин. Наблюдают обесцвечивание раствора в пробирке, содержащей липазу.

^ Выводы по результатам работы.


Действие уреазы.

Принцип метода. Уреаза катализирует гидролиз мочевины на двуокись углерода и аммиак (см. уравнение), что приводит к увеличению pH, которое регистрируется индикатором – фенолфталеином.





^ Ход работы. Берут две пробирки. В 1-ю отмеривают 1мл 1 %-го раствора мочевины, а во 2-ю   1мл 1 %-го раствора тиомочевины. В каждую пробирку добавляют по 2 капли фенолфталеина и по 1 мл раствора уреазы. Содержимое обеих пробирок встряхивают, оставляют на несколько минут при комнатной температуре и наблюдают за появлением розовой окраски в пробирке с мочевиной и отсутствием окраски в пробирке с тиомочевиной. Содержимое 1-й пробирки приобретает розовую окраску вследствие смещения pH раствора в щелочную сторону за счет образования аммиака.

^ Выводы по результатам работы.


Лаборатоpная работа № 2. Изучение влияния различных факторов на скорость ферментативных реакций (УИРС).


Скорость ферментативных реакций зависит от многих факторов: концентрации субстрата и фермента, pH среды, наличия активаторов и ингибиторов, коферментов и концентрации ионов в реакционной среде.

Фермент -амилаза содержится в слюне и катализирует гидролиз (1-4) гликозидной связи крахмала и гликогена до дисахарида мальтозы. Кроме того, в слюне имеется фермент мальтаза, расщепляющий мальтозу до глюкозы. Гидролиз крахмала под действием -амилазы происходит до стадии образования декстринов. Нерасщепленный крахмал с йодом дает синее окрашивание. Декстрины в зависимости от размера дают с йодом синее окрашивание, амилодекстрины – фиолетовое, эритродекстрины – красно-бурое, ахродекстрины и мальтоза – желтое. Конечные продукты гидролиза крахмала – мальтоза и глюкоза имеют свободные альдегидные группы и могут быть обнаружены реакцией Троммера, в основе которой лежит окислительно-восстановительная реакция. При этом альдегидная группа окисляется до глюконовой кислоты, а медь – в гидрат окиси меди желтого цвета. При дальнейшем нагревании гидрат закиси меди переходит в красную закись меди.

Одним из характерных свойств ферментов является термолабильность, т. е. чувствительность фермента к температуре, при которой протекает ферментативная реакция. Для многих ферментов температурный оптимум составляет 38–40 °С.

При нагревании выше 70 °C вследствие тепловой денатурации белковой молекулы ферменты утрачивают свои свойства. Степень инактивации зависит от длительности теплового воздействия. При низких температурах ферменты хорошо сохраняются, но скорость ферментативного процесса резко снижается. В термолабильности ферментов можно легко убедиться на примере действия амилазы слюны. О действии фермента судят по исчезновению субстрата или появлению продуктов реакции.


Реакция Троммера.


^ ВНИМАНИЕ! Соблюдать меры безопасности при работе с гидроксидом натрия и нагреванием.

Ход работы. К 5 каплям неразведенной слюны прибавляют 3 капли крахмала, 5 капель 10 %-го раствора едкого натра и 3 капли 1 %-го раствора сульфата меди. Дают постоять при комнатной температуре 15 мин. Затем осторожно нагревают до закипания. Появление красного окрашивания указывает на положительную реакцию Троммера.

^ Выводы по результатам работы.


Влияние температуры на активность амилазы.

Расщепление крахмала амилазой можно наблюдать, используя реакцию с йодом.


^ ВНИМАНИЕ! Соблюдать меры безопасности при работе с кипящей водяной баней.


Ход работы.

1 Наливают в 4 пробирки по 0,5 мл раствора крахмала. Еще в 4 пробирки наливают по 0,5 мл разбавленной (1 : 10) слюны.

2 Берут первую пару пробирок (одна – с ферментом, другая – с крахмалом) и помещают на баню со льдом. Вторую пару оставляют при комнатной температуре. Третью пару помещают в термостат (40 °C), а четвертую – в кипящую водяную баню.

3 Через 10 мин содержимое каждой пары пробирок сливают вместе, тщательно перемешивают и оставляют стоять еще 10 мин в тех же условиях.

4 Из 3-й пробирки отбирают 3 капли жидкости и проделывают реакцию с каплей йода на стекле. Если появляется синее окрашивание, растворы оставляют стоять еще 10 мин, и после этого повторяют реакцию с йодом на стекле. Затем добавляют 2 капли раствора йода во все пробирки и наблюдают за появлением окрашивания.

^ Выводы по результатам работы.


Влияние активаторов и ингибиторов на активность амилазы.


Ход работы.

1 В одну пробирку вносят 10 капель дистиллированной воды, а во 2-ю – 8 капель воды и 2 капли 1 %-го раствора хлорида натрия, в 3-ю – 8 капель воды и 2 капли раствора сульфата меди.

2 В каждую пробирку добавляют по 20 капель разведенной слюны (1 : 10), пробирки перемешивают, добавляют по 5 капель раствора крахмала и оставляют стоять при комнатной температуре 5 мин.

3 Тем временем готовят 3 пробирки с водой (по 1 мл), подкрашенной каплей раствора йода, и добавляют в них по 3 капли содержимого опытных проб. Наблюдают окрашивание в зависимости от степени расщепления крахмала амилазой. В 1-й пробирке появляется фиолетовая или красно-бурая окраска, во 2-й пробирке, где ионы хлора играют роль активатора, появляется желтая окраска, а в 3-й, где ионы меди тормозят действие амилазы, – окраска остается синей. Если описанная картина не наблюдается, то опыт повторяют через 10–15 мин.

^ Выводы по результатам работы.


Влияние pH на активность амилазы слюны.

Оптимум pH для действия амилазы слюны можно определить при взаимодействии ее с крахмалом при различных значениях pH среды. О степени расщепления крахмала можно судить по реакции крахмала с йодом в течение времени. При оптимальном значении pH расщепление крахмала произойдет полностью (окраска с йодом отсутствует). По мере удаления от точки pH в кислую или щелочную сторону произойдет лишь частичное расщепление крахмала до стадии декстринов (красно-бурая или фиолетовая окраска) или крахмал вообще расщепляться не будет (синяя окраска).

^ Ход работы.

1 В 4 пронумерованные пробирки отмеривают отдельными пипетками по 2 мл фосфатного буфера с различным значением pH (6,0; 6;4, 6,8; 7,4).

2 В каждую пробирку добавляют по 1 мл раствора крахмала и по 0,5 мл разбавленной (1 : 10) слюны, которые помещают в термостат на 10 мин при 38 °С.

3 Из каждой пробирки каплю жидкости смешивают с каплей раствора йода на предметном стекле и сравнивают окрашивание в каждой пробирке. Повторяют эту пробу через 1-2 мин до тех пор, пока проба из 5-й пробирки даст с йодом на стекле красно-бурое окрашивание. Через 1-2 мин после этого во все пробирки добавляют по 2-3 капли раствора йода (начинать с 1-й пробирки). Содержимое пробирок хорошо взбалтывают. Сравнивают между собой окрашивание во всех пробирках и делают вывод о степени расщепления крахмала, а следовательно, об активности фермента при этом значении pH среды.

^ Выводы по результатам работы.

  1   2   3   4   5   6   7

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент icon Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : показания

Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент icon Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности
Тема: Кариес временных и постоянных зубов с незавершенным формированием корней. Закономерности клинического...
Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент icon Задачи занятия: Врезультате теоретического изучения данной темы студент должен знать
Тема: переломы костей лицевого скелета у детей. Особенности клиники, диагностики и лечения в условиях...
Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент icon Задачи занятия: Врезультате теоретического освоения темы данного занятия студент должен знать : Особенности

Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент icon Темы первых занятий 6 курс кардиология дифференциальная диагностика и лечение боли в области сердца

Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент icon Задачи занятия студент должен иметь представление  Очастоте и месте данной патологии в структуре

Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент icon Перечень практических умений, которые должен выполнять студент после окончания курса травматологии,

Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент icon Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию
Тема: Травматические повреждения зубов у детей. Клинические проявления, диагностика. Лечение травматических...
Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент icon Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия

Весь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй. Теоретическая часть включает перечень учебных вопросов, рассматриваемых по данной теме, которые должен знать студент icon Учебные вопросы занятия: теоретическая часть занятия

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы