Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело» icon

Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело»
страница1/2
В.А.Каранашева
Дата05.03.2013
Размер0.57 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова»

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Декан медицинского Зав. кафедрой нормальной

факультета и патологической анатомии

_________Р.М.Захохов _______В.А. Каранашева


1 сентября 2011 года 31 августа 2011


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«АНАТОМИЯ»
^

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060101. 65 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»



Квалификация выпускника – специалист


Форма обучения – очная


Нальчик 2011


Рецензент: доктор биологических наук, профессор, зав. курсом морфологии и физиологии КБСХА им. В.М. Кокова Пилов А.Х,


Рабочая программа дисциплины «Анатомия» /сост. В.А. Каранашева – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2011. – 38 с.


Рабочая программа предназначена для преподавания базовой части математического, естественно-научного и медико-биологического цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 060101.65 Лечебное дело в 1-3 семестрах, утверждённого приказом министерства образования и науки Российской Федерации «8» ноября 2010 года, №1118


Составитель ______________________ В.А.Каранашева


31.08.2011 г.


Каранашева В.А., 2011

^ ФГБОУ КБГУ, 2011


СОДЕРЖАНИЕ.


1. Цели и задачи освоения дисциплины ……………………………………4

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………………5

3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины………..6

4. Содержание и структура дисциплины…………………………………….9

4.1. Содержание разделов дисциплины………………………………………9

4.2. Структура дисциплины…………………………………………………..16

4.3. Практические занятия……………………………………………………18

4.4. Самостоятельной изучение разделов дисциплины……………………23

5. Образовательные технологии……………………………………………23

5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые

в аудиторных занятиях ………………………………………………….24

^ 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и

промежуточной аттестации ……………………………………………....24

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………….31

7.1. Основная литература…………………………………………………….31

7.2. Дополнительная литература……………………………………………32

7.3. Периодические издания…………………………………………………33

7.4. Интернет-ресурсы…………………………………………………….….33

7.5.Методические указания к практическим занятиям. ………………..33

7.6. Методические указания к самостоятельной работе…………………35

7.7. Программное обеспечение современных информационно-

коммуникационных технологий ………………………………………..35

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………..35

Лист согласования рабочей программы дисциплины ………………..37

Дополнения и изменения к рабочей программе дисциплины


^ 1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе:

Анатомия относится к медико-биологическому циклу дисциплин, обеспечивает логическую связь между теоретическими и клиническими дисциплинами, имеет своей целью формирование у студентов знаний по анатомии человека и топографической анатомии как организма в целом, так и отдельных органов и систем, на основе современных методов макро- и микроскопии; умений использовать полученные данные при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также будущей профессиональной деятельности врача.

^ Задачами анатомии являются:

  1. Изучение студентами строения, функции и топографии органов тела человека, анатомо-топографических взаимоотношении органов, их рентгенологического изображения.

  2. Изучение индивидуальных, половых и возрастных особенностей строения организма, включая пренатальный период развития (органогенез), вариантов изменчивости органов и пороков их развития.

  3. Формирование у студентов знаний о взаимозависимости и единстве структуры и функции как отдельных органов, так организма в целом, а также о взаимосвязи организма с изменяющимися условиями окружающей среды, влиянии экологических и генетических факторов, характера труда, социальных условий на развитие и строение организма.

  4. Формирование у студентов комплексного подхода при изучении анатомии и топографии органов и их систем; синтетического понимания строения тела человека в целом как взаимосвязи отдельных частей организма; представлений о значении фундаментальных исследований анатомической науки для прикладной и теоретической медицины.

  5. Формирование у студентов умений ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела человека, т.е. владению анатомическим материалом: для понимания патологии, диагностики и лечения.

  6. Воспитание у студентов, руководствуясь традиционными принципами гуманизма и милосердия, бережного и уважительного отношения к изучаемому объекту - органам человеческого тела и трупу, которые студенты изучают во имя живого человека; привитие высоконравственных норм поведения в анатомическом театре и секционных залах медицинского факультета.

7. Формирование навыков общения внутри студенческого коллектива и

с преподавателями, а также взаимоотношения с окружающими

людьми.

8. Формирование начальных навыков логического врачебного

мышления.

9. Формирование навыков изучения научной литературы и

официальных статистических обзоров.


^ 2. Место «Анатомии» в ООП.

Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения анатомии формируются:

А) В цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;

Б) В цикле математических и научно-естественных дисциплин, в том числе: физика, химия, биология, гистология, эмбриология и цитология, нормальная физиология.

Анатомия является предшествующей для изучения дисциплин: нормальная физиология, топографическая анатомия и оперативная хирургия, патологическая анатомия, клинические дисциплины.

. Для взаимосвязи анатомии человека с другими дисциплинами необходима интеграция преподавания её с этими дисциплинами.


^ 3. Требования к результатам освоения «Анатомии» (КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ)


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК- 1: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ПК- 3: способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанные на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК-27: способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.

^ ПК-31: способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

ПК-32: способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований


^ Студент должен знать:

  • основные этапы развития анатомической науки, её значение для медицины и биологии;

  • основные направления анатомической науки, традиционные и современные методы анатомических исследований;

  • основы анатомической терминологии в русском и латинском эквивалентах;

  • общие закономерности строения тела человека, структурно-функциональные взаимоотношения частей организма;

  • значение фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины;

  • анатомо-топографические взаимоотношения органов и частей организма у взрослого человека, детей и подростков, проекцию органов на поверхности тела;

  • основные детали строения и топографии органов и частей организма у взрослого человека, детей и подростков.

  • основные этапы развития органов (органогенез);

  • возможные варианты строения и основные пороки развития органов и их систем;

  • прикладное значение полученных знаний по анатомии взрослого человека, детей и подростков для последующего обучения и в дальнейшем для профессиональной деятельности.

  • Правила техники безопасности и работы в физических, химических и биологических лабораториях .

  • общие закономерности происхождения и развития жизни, антропогенез и онтогенез человека; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы .


^ Студент должен уметь:

  • правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем )

  • находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, правильно называть по-русски и по-латыни;

  • находить и выделять методом препарирования мышцы и фасции, крупные сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы;

  • находить и показывать на рентгеновских снимках, компьютерных и магнитно-резонансных томограммах органы и основные детали их строения;

  • находить и прощупывать на теле живого человека основные костные и мышечные ориентиры, наносить проекцию основных сосудисто-нервных пучков областей тела человека; правильно называть и демонстрировать движения суставов в теле человека;

  • пользоваться научной литературой;

  • используя полученные знания, чётко ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела.


^ Студент должен владеть:

  • базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах по анатомии человека;

  • медико-анатомическим понятийным аппаратом

  • простейшими медицинскими инструментами – скальпелем и пинцетом.



^ 4. Содержание и структура дисциплины.

4.1. Содержание разделов дисциплины.


раз-дела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1.

1.Введение в анатомию. Основные этапы развития анатомии как науки. Предмет и задачи анатомии, её значение в медицине. Основные направления и методы изучения анатомии.

Краткая характеристика периодов развития анатомической науки (Александрия, Древний мир, эпоха феодализма, эпоха Возрождения, эпоха капитализма, анатомия в России), Корифеи анатомической науки каждого периода и их заслуги перед наукой. Значение анатомии человека для практической деятельности врача. Высказывания Гиппократа, Н.И. Пирогова, А.П. Губера, О.Е. Мухина и др. о значении анатомии для медицины, Основные методы исследований, которыми пользуется анатомия для изучения строения человеческого тела. Направления анатомической науки: микроскопическая анатомия, возрастная, топографическая, хирургическая, проекционная, пластическая, описательная, систематическая, динамическая, а также функциональная анатомии.

^ Устный опрос

Реферат

2.

Структурная организация тела человека. Понятия о тканях, органах, системах и аппаратах органов. Основные этапы онтогенеза человека

Процесс образования и строения тканей, органов, систем органов и аппаратов организма. Краткая характеристика стадий пренатального и периодам постнатального развития человека

^ Устный опрос и компьютерное тестирование

Реферат

2

Анатомия скелета

Строение и функция, краткие данные фило- и онтогенеза костей, эмбриогенез костей и способы остеогенеза. Классификация костей по форме, строению, развитию и функции. Кость, как орган: компактное и губчатое вещество, надкостница, костный мозг. Химический состав (органический и неорганические вещества) физические и механические свойства костей. Анатомические предпосылки переломов костей и наиболее часто встречающихся аномалий, возрастные особенности костей. Работы П.Ф. Лесгафта, показывающие влияние механических нагрузок, труда, физической культуры на строение костей. Роль социальных и биологических факторов и экологии на развитие костей. Детали строения отдельных костей скелета.

^ Устный опрос и компьютерное тестирование

Коллоквиум

(ДЗ)

3

Анатомия черепа

Краткие данные о фило- и онтогенезе черепа, закономерности закладки мозгового и лицевого черепа, их изменения в процессе антропогенеза. Анатомия черепа в целом, возрастные особенности черепа: череп новорождённого, роднички, сроки их зарастания; постнатальное развитие с указанием периодов интенсивного роста, формирования воздухоносных пазух черепа, образования швов и их закрытия, старческие изменения, половые и индивидуальные (типовые) особенности строения черепа (формы черепа). Основы краниометрии, лженаучность расовой теории о форме черепа. Детали строения костей черепа

^ Устный опрос и компьютерное тестирование коллоквиум

(ДЗ)

4

Артросиндесмология

Функция и роль соединений в организме человека, фило- и онтогенез соединений. Классификация соединений костей и характеристика видов непрерывного соединения (синдесмозов, синхондрозов, синостозов). Виды и формы суставов, движения в суставах и их элементарный анализ, оси вращения, плоскости движения. Характеристика главных (суставные поверхности, суставные хрящи, суставная капсула, суставная полость с синовиальной жидкостью) и вспомогательных (связки, хрящевые губы, диски, мениски, бурсы) элементов.

Детали строения отдельных суставов.

^ Устный опрос и компьютерное тестирование коллоквиум

(ДЗ)

5

Миология.

Развитие мышц, анатомо-физиологические данные. Мышца как орган, её строение, подразделение на части, сухожилия (апоневроз). Классификация мышц по форме, строению и функциям. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, синовиальные влагалища сухожилий, синовиальные сумки, сухожильные дуги, блоки для сухожилий мышц, костно-фиброзные каналы. Анатомические основы распространения воспалительного процесса по межфасциальным пространствам и практическое значение фасций по Н.И.Пирогову. Костно-мышечный аппарат как система рычагов. Формы изменчивости и аномалии мышц. Работы П.Ф. Лесгафта о влиянии функции и профессии на строение и развитие суставов мышц. детали строения отдельных мышц: начало, прикрепление, функция.

^ Устный опрос и компьютерное тестирование коллоквиум

(ДЗ)

6

Пищеварительная система

Краткая характеристика и разделение внутренних органов по особенностям строения и функции на отдельные системы органов. Общий обзор пищеварительной трубки, особенностей слизистой и мышечной оболочек, а также наружного слоя стенки её различных отделов, зависимость строения этих отделов от их функций. Развитие (онтогенез) пищеварительной системы и основные аномалии. Детали строения и развития отдельных органов пищеварительной системы. Топография органов пищеварительной системы и отношение к брюшине. Ход брюшины, этажи брюшной полости, каналы и пазухи среднего этажа, брюшина малого таза , большой и малый сальник, брыжейки и связки брюшины.



^ Устный опрос и компьютерное тестирование коллоквиум

(ДЗ)

7

Дыхательная система

Развитие и характеристика органов дыхательных путей., особенности органов верхних и нижних дыхательных путей ( полость носа, гортань, трахея, бронхи). Закономерности строения бронхиального и альвеолярного дерева и связь их с функциями данных образований. Топография корней и ворот лёгких. Плевра и средостение. Границы лёгких и плевральных мешков по существующим вертикальным линиям грудной клетки

^ Устный опрос и компьютерное тестирование коллоквиум

(ДЗ)

8

Мочеполовая система

Закладка и развитие мочевых и половых органов. Детали строения и топография мочевых и половых органов. Пороки развития: Морфологические отличия мужской уретры и женской. Положение матки в полости таза, строение промежности, прямокишечно-седалищные ямки .

^ Устный опрос и компьютерное тестирование (ДЗ)

коллоквиум


9

Эндокринный аппарат

Классификация желез внутренней секреции по происхождению (эктодермального, мезодермального и эндодермального происхож-дения) и топографии (железы краниальные, бронхиальные, абдоминальные). форма, макро- и микроскопическое строение каждой железы, название гормона и последствие их гипер- и гипофункции. Гипоталамо-гипофизарная система.

^ Устный опрос и компьютерное тестирование коллоквиум

(ДЗ)

10

ЦНС

Функциональная характеристика нервной системе в свете учения И.П. Павлова и Анохина. Значение для функций органов и организма в целом. Филогенез и онтогенез нервной системы. Элементы строения нервной системы: нейрон, нервные волокна, нейроглия, серое и белое вещество, ядра и узлы, нервные пучки и корешки. Классификация нервной системы. Детальное строение спинного и головного мозга: форма, топография, серое и белое вещество. Функциональное освещение ядер и ретикулярной формации. Оболочки спинного и головного мозга, ликворобращение.

Проводящие пути головного и спинного мозга.

^ Устный опрос и компьютерное тестирование

Коллоквиум

(ДЗ)


Письменная работа

11

ПНС

Периферическая часть нервной системы: спинномозговые и черепные нервы, узлы и сплетения. Краткая история изучения нервов. Состав и строение нервных стволов, закономерности образования спинномозговых нервов, их ходов и ветвлений. Развитие и строение 12 пар черепных нервов, их отличие от спинномозговых, ядра, их топография, места выхода из мозга, места выхода из черепа, основные ветви, зона иннервации.


^ Устный опрос и компьютерное тестирование коллоквиум

(ДЗ)

12

Вегетативная нервная система

Характеристика вегетативной нервной системы, её составных частей. Экстраорганные и интраорганные нервные сплетения. Заслуги отечественных ученых И.П. Павлова и академика Воробьева, детально изучивших своими методиками функциональное значение и морфологические особенности нервных сплетений сердца (нервы И.П. Павлова), а также заслуги Н.С. Кондратьева, Ауэрбаха, А.С. Догеля и Мейснера в исследовании интраорганных сплетений .Иннервация внутренних органов. Анатомия симпатического ствола, его отделы, сплетения грудной и брюшной полостей и полости таза. Парасимпатическая иннервация отдельных органов.


^ Устный опрос и компьютерное тестирование коллоквиум

(ДЗ)

13

Органы чувств

Определение органам чувств, согласно учению И.П. Павлова, Функциональное единство периферического или рецепторного, проводникового и центрального отделов анализаторов. Развитие, морфология органов чувств, их проводящие пути.


^ Устный опрос и компьютерное тестирование коллоквиум

(ДЗ)

14

Сердце

Особенности развития сердца в онтогенезе, его форма и топография, особенности стенок сердца и проводящей системы. Камеры и клапанный аппарат сердца. кровообращение плода и приводятся основные аномалии развития сердца.



^ Устный опрос и компьютерное тестирование коллоквиум

(ДЗ)

15

Кровеносные сосуды

Развитие сосудистой системы. Подробная характеристика каждого звена кровообращения, МЦР. Закономерности хода и ветвления артериальных сосудов в паренхиматозных и трубчатых органов. Магистральные артерии, их ветви, бассейн кровоснабжения. Формирование вен, их притоки, место впадения. Внутрисистемные и межсистемные венозные анастомозы.


^ Устный опрос и компьютерное тестирование коллоквиум

(ДЗ)

16

Лимфатическая система

Лимфатическая система- вторая трубчатая система, связанная с образованием и передвижением лимфы. Состав лимфы. Детальная характеристика лимфокапилляров, интраорганных лимфатических сосудов, коллекторов, лимфатических стволов, протоков. Регионарные лимфатические узлы и сосуды отдельных органов.



^ Письменная работа и компьютерное тестирование

(ДЗ)

17

Иммунная система

Закономерности развития и строения органов иммунной системы. Возрастные особенности и детали строения центральных и периферических органов иммунной системы (красный костный мозг, тимус, селезёнка, миндалины, лимфоидные узелки, Пейеровы бляшки, диффузная лимфоидная ткань).



Устный опрос и компьютерное тестирование

(ДЗ)



^ 4.2. Структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 10 зачётных единиц (360 часов).



Виды работ

Всего часов

Первый

Семестр

Второй

Семестр

Третий семестр

^ Аудиторные занятия

208

51

85

72

В том числе:









Лекций (Л)

52

17

17

18

Практических занятий (ПЗ)

156

34

68

54

^ Самостоятельная работа

125

22

59

45

Вид промежуточной аттестации

Экзамен







27

Общая трудоёмкость

10 з.ед

360

2

72

4

144

4

144



^ 4.2. Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре




раз-

дела

Наименование разделов



Количество часов

Всего

Аудиторная

Работа

Вне-

ауд.

работа

СР

Л

ПЗ

ЛР

1

Введение в анатомию. Основные этапы развития анатомии как науки. Предмет и задачи анатомии, её значение в медицине. Основные направления и методы изучения анатомии.

8

4







4

2

Структурная организация тела человека. Понятия о тканях, органах, системах и аппаратах органов. Основные этапы онтогенеза человека

4

2







2

3

Анатомия скелета

22

2

12




8

4

^ Анатомия черепа

22

2

12




8

5

Артросидесмология

18

2

8




8

6

^ Мышцы, фасции и топография мышц туловища, головы и шеи

34

5

19




10




Итого:

108

17

51




40
  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины фтизиопульмонология Для специальности 060101 лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 060101 Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 060101-Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 060101 Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 060101-Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 060101-Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 060101-Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101

Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия

Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины «поликлиническая терапия» для специальности 060101 (040100)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы