МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова»
КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Декан медицинского Зав. кафедрой нормальной факультета и патологической анатомии _________Р.М.Захохов _______В.А. Каранашева
1 сентября 2011 года 31 августа 2011
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «АНАТОМИЯ» ^
Квалификация выпускника – специалист
Форма обучения – очная
Нальчик 2011
Рецензент: доктор биологических наук, профессор, зав. курсом морфологии и физиологии КБСХА им. В.М. Кокова Пилов А.Х,
Рабочая программа дисциплины «Анатомия» /сост. В.А. Каранашева – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2011. – 38 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания базовой части математического, естественно-научного и медико-биологического цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 060101.65 Лечебное дело в 1-3 семестрах, утверждённого приказом министерства образования и науки Российской Федерации «8» ноября 2010 года, №1118
Составитель ______________________ В.А.Каранашева
31.08.2011 г.
Каранашева В.А., 2011 ^
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Цели и задачи освоения дисциплины ……………………………………4 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………………5 3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины………..6 4. Содержание и структура дисциплины…………………………………….9 4.1. Содержание разделов дисциплины………………………………………9 4.2. Структура дисциплины…………………………………………………..16 4.3. Практические занятия……………………………………………………18 4.4. Самостоятельной изучение разделов дисциплины……………………23 5. Образовательные технологии……………………………………………23 5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях ………………………………………………….24 ^ промежуточной аттестации ……………………………………………....24 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………….31 7.1. Основная литература…………………………………………………….31 7.2. Дополнительная литература……………………………………………32 7.3. Периодические издания…………………………………………………33 7.4. Интернет-ресурсы…………………………………………………….….33 7.5.Методические указания к практическим занятиям. ………………..33 7.6. Методические указания к самостоятельной работе…………………35 7.7. Программное обеспечение современных информационно- коммуникационных технологий ………………………………………..35 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………..35 Лист согласования рабочей программы дисциплины ………………..37 Дополнения и изменения к рабочей программе дисциплины
^ Анатомия относится к медико-биологическому циклу дисциплин, обеспечивает логическую связь между теоретическими и клиническими дисциплинами, имеет своей целью формирование у студентов знаний по анатомии человека и топографической анатомии как организма в целом, так и отдельных органов и систем, на основе современных методов макро- и микроскопии; умений использовать полученные данные при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также будущей профессиональной деятельности врача. ^ Изучение студентами строения, функции и топографии органов тела человека, анатомо-топографических взаимоотношении органов, их рентгенологического изображения. Изучение индивидуальных, половых и возрастных особенностей строения организма, включая пренатальный период развития (органогенез), вариантов изменчивости органов и пороков их развития. Формирование у студентов знаний о взаимозависимости и единстве структуры и функции как отдельных органов, так организма в целом, а также о взаимосвязи организма с изменяющимися условиями окружающей среды, влиянии экологических и генетических факторов, характера труда, социальных условий на развитие и строение организма. Формирование у студентов комплексного подхода при изучении анатомии и топографии органов и их систем; синтетического понимания строения тела человека в целом как взаимосвязи отдельных частей организма; представлений о значении фундаментальных исследований анатомической науки для прикладной и теоретической медицины. Формирование у студентов умений ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела человека, т.е. владению анатомическим материалом: для понимания патологии, диагностики и лечения. Воспитание у студентов, руководствуясь традиционными принципами гуманизма и милосердия, бережного и уважительного отношения к изучаемому объекту - органам человеческого тела и трупу, которые студенты изучают во имя живого человека; привитие высоконравственных норм поведения в анатомическом театре и секционных залах медицинского факультета. 7. Формирование навыков общения внутри студенческого коллектива и с преподавателями, а также взаимоотношения с окружающими людьми. 8. Формирование начальных навыков логического врачебного мышления. 9. Формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.
^ Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин. Основные знания, необходимые для изучения анатомии формируются: А) В цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык; Б) В цикле математических и научно-естественных дисциплин, в том числе: физика, химия, биология, гистология, эмбриология и цитология, нормальная физиология. Анатомия является предшествующей для изучения дисциплин: нормальная физиология, топографическая анатомия и оперативная хирургия, патологическая анатомия, клинические дисциплины. . Для взаимосвязи анатомии человека с другими дисциплинами необходима интеграция преподавания её с этими дисциплинами.
^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК- 1: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; ПК- 3: способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанные на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности. ПК-27: способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций. ^ способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования. ПК-32: способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований
^ основные этапы развития анатомической науки, её значение для медицины и биологии; основные направления анатомической науки, традиционные и современные методы анатомических исследований; основы анатомической терминологии в русском и латинском эквивалентах; общие закономерности строения тела человека, структурно-функциональные взаимоотношения частей организма; значение фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины; анатомо-топографические взаимоотношения органов и частей организма у взрослого человека, детей и подростков, проекцию органов на поверхности тела; основные детали строения и топографии органов и частей организма у взрослого человека, детей и подростков. основные этапы развития органов (органогенез); возможные варианты строения и основные пороки развития органов и их систем; прикладное значение полученных знаний по анатомии взрослого человека, детей и подростков для последующего обучения и в дальнейшем для профессиональной деятельности. Правила техники безопасности и работы в физических, химических и биологических лабораториях . общие закономерности происхождения и развития жизни, антропогенез и онтогенез человека; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы .
^ правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем ) находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, правильно называть по-русски и по-латыни; находить и выделять методом препарирования мышцы и фасции, крупные сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы; находить и показывать на рентгеновских снимках, компьютерных и магнитно-резонансных томограммах органы и основные детали их строения; находить и прощупывать на теле живого человека основные костные и мышечные ориентиры, наносить проекцию основных сосудисто-нервных пучков областей тела человека; правильно называть и демонстрировать движения суставов в теле человека; пользоваться научной литературой; используя полученные знания, чётко ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела.
^ : базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах по анатомии человека; медико-анатомическим понятийным аппаратом простейшими медицинскими инструментами – скальпелем и пинцетом.
^ 4.1. Содержание разделов дисциплины.
№ раз-дела | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля | 1. | 1.Введение в анатомию. Основные этапы развития анатомии как науки. Предмет и задачи анатомии, её значение в медицине. Основные направления и методы изучения анатомии. | Краткая характеристика периодов развития анатомической науки (Александрия, Древний мир, эпоха феодализма, эпоха Возрождения, эпоха капитализма, анатомия в России), Корифеи анатомической науки каждого периода и их заслуги перед наукой. Значение анатомии человека для практической деятельности врача. Высказывания Гиппократа, Н.И. Пирогова, А.П. Губера, О.Е. Мухина и др. о значении анатомии для медицины, Основные методы исследований, которыми пользуется анатомия для изучения строения человеческого тела. Направления анатомической науки: микроскопическая анатомия, возрастная, топографическая, хирургическая, проекционная, пластическая, описательная, систематическая, динамическая, а также функциональная анатомии. | ^ Реферат | 2. | Структурная организация тела человека. Понятия о тканях, органах, системах и аппаратах органов. Основные этапы онтогенеза человека | Процесс образования и строения тканей, органов, систем органов и аппаратов организма. Краткая характеристика стадий пренатального и периодам постнатального развития человека | ^ Реферат | 2 | Анатомия скелета | Строение и функция, краткие данные фило- и онтогенеза костей, эмбриогенез костей и способы остеогенеза. Классификация костей по форме, строению, развитию и функции. Кость, как орган: компактное и губчатое вещество, надкостница, костный мозг. Химический состав (органический и неорганические вещества) физические и механические свойства костей. Анатомические предпосылки переломов костей и наиболее часто встречающихся аномалий, возрастные особенности костей. Работы П.Ф. Лесгафта, показывающие влияние механических нагрузок, труда, физической культуры на строение костей. Роль социальных и биологических факторов и экологии на развитие костей. Детали строения отдельных костей скелета. | ^ Коллоквиум (ДЗ) | 3 | Анатомия черепа | Краткие данные о фило- и онтогенезе черепа, закономерности закладки мозгового и лицевого черепа, их изменения в процессе антропогенеза. Анатомия черепа в целом, возрастные особенности черепа: череп новорождённого, роднички, сроки их зарастания; постнатальное развитие с указанием периодов интенсивного роста, формирования воздухоносных пазух черепа, образования швов и их закрытия, старческие изменения, половые и индивидуальные (типовые) особенности строения черепа (формы черепа). Основы краниометрии, лженаучность расовой теории о форме черепа. Детали строения костей черепа | ^ (ДЗ) | 4 | Артросиндесмология | Функция и роль соединений в организме человека, фило- и онтогенез соединений. Классификация соединений костей и характеристика видов непрерывного соединения (синдесмозов, синхондрозов, синостозов). Виды и формы суставов, движения в суставах и их элементарный анализ, оси вращения, плоскости движения. Характеристика главных (суставные поверхности, суставные хрящи, суставная капсула, суставная полость с синовиальной жидкостью) и вспомогательных (связки, хрящевые губы, диски, мениски, бурсы) элементов. Детали строения отдельных суставов. | ^ (ДЗ) | 5 | Миология. | Развитие мышц, анатомо-физиологические данные. Мышца как орган, её строение, подразделение на части, сухожилия (апоневроз). Классификация мышц по форме, строению и функциям. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, синовиальные влагалища сухожилий, синовиальные сумки, сухожильные дуги, блоки для сухожилий мышц, костно-фиброзные каналы. Анатомические основы распространения воспалительного процесса по межфасциальным пространствам и практическое значение фасций по Н.И.Пирогову. Костно-мышечный аппарат как система рычагов. Формы изменчивости и аномалии мышц. Работы П.Ф. Лесгафта о влиянии функции и профессии на строение и развитие суставов мышц. детали строения отдельных мышц: начало, прикрепление, функция. | ^ (ДЗ) | 6 | Пищеварительная система | Краткая характеристика и разделение внутренних органов по особенностям строения и функции на отдельные системы органов. Общий обзор пищеварительной трубки, особенностей слизистой и мышечной оболочек, а также наружного слоя стенки её различных отделов, зависимость строения этих отделов от их функций. Развитие (онтогенез) пищеварительной системы и основные аномалии. Детали строения и развития отдельных органов пищеварительной системы. Топография органов пищеварительной системы и отношение к брюшине. Ход брюшины, этажи брюшной полости, каналы и пазухи среднего этажа, брюшина малого таза , большой и малый сальник, брыжейки и связки брюшины. | ^ (ДЗ) | 7 | Дыхательная система | Развитие и характеристика органов дыхательных путей., особенности органов верхних и нижних дыхательных путей ( полость носа, гортань, трахея, бронхи). Закономерности строения бронхиального и альвеолярного дерева и связь их с функциями данных образований. Топография корней и ворот лёгких. Плевра и средостение. Границы лёгких и плевральных мешков по существующим вертикальным линиям грудной клетки | ^ (ДЗ) | 8 | Мочеполовая система | Закладка и развитие мочевых и половых органов. Детали строения и топография мочевых и половых органов. Пороки развития: Морфологические отличия мужской уретры и женской. Положение матки в полости таза, строение промежности, прямокишечно-седалищные ямки . | ^ коллоквиум
| 9 | Эндокринный аппарат | Классификация желез внутренней секреции по происхождению (эктодермального, мезодермального и эндодермального происхож-дения) и топографии (железы краниальные, бронхиальные, абдоминальные). форма, макро- и микроскопическое строение каждой железы, название гормона и последствие их гипер- и гипофункции. Гипоталамо-гипофизарная система. | ^ (ДЗ) | 10 | ЦНС | Функциональная характеристика нервной системе в свете учения И.П. Павлова и Анохина. Значение для функций органов и организма в целом. Филогенез и онтогенез нервной системы. Элементы строения нервной системы: нейрон, нервные волокна, нейроглия, серое и белое вещество, ядра и узлы, нервные пучки и корешки. Классификация нервной системы. Детальное строение спинного и головного мозга: форма, топография, серое и белое вещество. Функциональное освещение ядер и ретикулярной формации. Оболочки спинного и головного мозга, ликворобращение. Проводящие пути головного и спинного мозга. | ^ Коллоквиум (ДЗ)
Письменная работа | 11 | ПНС | Периферическая часть нервной системы: спинномозговые и черепные нервы, узлы и сплетения. Краткая история изучения нервов. Состав и строение нервных стволов, закономерности образования спинномозговых нервов, их ходов и ветвлений. Развитие и строение 12 пар черепных нервов, их отличие от спинномозговых, ядра, их топография, места выхода из мозга, места выхода из черепа, основные ветви, зона иннервации.
| ^ (ДЗ) | 12 | Вегетативная нервная система | Характеристика вегетативной нервной системы, её составных частей. Экстраорганные и интраорганные нервные сплетения. Заслуги отечественных ученых И.П. Павлова и академика Воробьева, детально изучивших своими методиками функциональное значение и морфологические особенности нервных сплетений сердца (нервы И.П. Павлова), а также заслуги Н.С. Кондратьева, Ауэрбаха, А.С. Догеля и Мейснера в исследовании интраорганных сплетений .Иннервация внутренних органов. Анатомия симпатического ствола, его отделы, сплетения грудной и брюшной полостей и полости таза. Парасимпатическая иннервация отдельных органов.
| ^ (ДЗ) | 13 | Органы чувств | Определение органам чувств, согласно учению И.П. Павлова, Функциональное единство периферического или рецепторного, проводникового и центрального отделов анализаторов. Развитие, морфология органов чувств, их проводящие пути.
| ^ (ДЗ) | 14 | Сердце | Особенности развития сердца в онтогенезе, его форма и топография, особенности стенок сердца и проводящей системы. Камеры и клапанный аппарат сердца. кровообращение плода и приводятся основные аномалии развития сердца.
| ^ (ДЗ) | 15 | Кровеносные сосуды | Развитие сосудистой системы. Подробная характеристика каждого звена кровообращения, МЦР. Закономерности хода и ветвления артериальных сосудов в паренхиматозных и трубчатых органов. Магистральные артерии, их ветви, бассейн кровоснабжения. Формирование вен, их притоки, место впадения. Внутрисистемные и межсистемные венозные анастомозы.
| ^ (ДЗ) | 16 | Лимфатическая система | Лимфатическая система- вторая трубчатая система, связанная с образованием и передвижением лимфы. Состав лимфы. Детальная характеристика лимфокапилляров, интраорганных лимфатических сосудов, коллекторов, лимфатических стволов, протоков. Регионарные лимфатические узлы и сосуды отдельных органов.
| ^ (ДЗ) | 17 | Иммунная система | Закономерности развития и строения органов иммунной системы. Возрастные особенности и детали строения центральных и периферических органов иммунной системы (красный костный мозг, тимус, селезёнка, миндалины, лимфоидные узелки, Пейеровы бляшки, диффузная лимфоидная ткань).
| Устный опрос и компьютерное тестирование (ДЗ) |
^ Общая трудоёмкость дисциплины составляет 10 зачётных единиц (360 часов). Виды работ | Всего часов | Первый Семестр | Второй Семестр | Третий семестр | ^ | 208 | 51 | 85 | 72 | В том числе: | | | | | Лекций (Л) | 52 | 17 | 17 | 18 | Практических занятий (ПЗ) | 156 | 34 | 68 | 54 | ^ | 125 | 22 | 59 | 45 | Вид промежуточной аттестации | Экзамен |
|
| 27 | Общая трудоёмкость | 10 з.ед 360 | 2 72 | 4 144 | 4 144 |
^
№ раз- дела | Наименование разделов
| Количество часов | Всего | Аудиторная Работа | Вне- ауд. работа СР | Л | ПЗ | ЛР | 1 | Введение в анатомию. Основные этапы развития анатомии как науки. Предмет и задачи анатомии, её значение в медицине. Основные направления и методы изучения анатомии. | 8 | 4 | | | 4 | 2 | Структурная организация тела человека. Понятия о тканях, органах, системах и аппаратах органов. Основные этапы онтогенеза человека | 4 | 2 | | | 2 | 3 | Анатомия скелета | 22 | 2 | 12 | | 8 | 4 | ^ | 22 | 2 | 12 | | 8 | 5 | Артросидесмология | 18 | 2 | 8 | | 8 | 6 | ^ | 34 | 5 | 19 | | 10 | | Итого: | 108 | 17 | 51 | | 40 | |