|
Скачать 152.76 Kb.
|
Содержание
Исходный уровень знаний - уменийОпределение и обеспечение исходного уровня знаний-умений. Краткие методические указания к работе на практическом занятии. |
2. Методы обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта. Элементы пораженияАктуальность темы: Заболевания слизистой оболочки полости рта (СОПР) объединяются в чрезвычайно богатую группу различных по этиологии и патогенезу патологий. Изменения слизистой оболочки связаны не только с locus morbi, а чаще являются отражением тех процессов, которые определяют состояние организма в целом, что требует от врача уметь правильно диагностировать болезни (речь идет о заболеваниях крови и поражении кроветворной системы, патологии органов пищеварения, поражении сердечно-сосудистой и эндокринной систем, нарушении обмена веществ и др.). Поэтому обследование больных с патологией СОПР предполагает не только тщательное и последовательное исследование органов зубочелюстной системы, но и определение функционального состояния внутренних органов и систем организма. Первостепенное значение имеет изучение элементов поражения. Знание элементов сыпи дает возможность правильно ориентироваться в многочисленных заболеваниях СОПР. А соотношение клинической картины местных изменений с состоянием всего организма, с факторами внешней среды, неблагоприятно влияющими как на участок поражения, так и на организм в целом, дает возможность правильно поставить диагноз. Таким образом, своевременный и адекватный диагноз может быть установлен только тогда, когда врач владеет методами обследования и может интерпретировать их результаты. Цели обучения Общая цель: Уметь проводить комплексное обследование больных с заболеваниями СОПР. Уметь распознавать элементы поражения СОПР.
^ Задания для проверки исходного уровня. Задание №1. Женщина обратилась к врачу стоматологу по поводу заболевания слизистой оболочки полости рта. Какой из методов обследования вы премените в первую очередь?
Задание №2. Женщине 50 лет, которая была на приеме у врача стоматолога, поставлен диагноз: акантолитическая пузырчатка. Какой из дополнительных методов обследования необходимо назначить этой больной для постановки окончательного диагноза?
Задание №3. При обследовании мужчины 37 лет на слизистой оболочке нижней губы слева с переходом на красную кайму обнаружено пятно серовато-белого цвета с четкими неровными контурами размером 1,5-2см. При поскабливании пятно не снимается. Какой патогистологический процесс лежит в основе образования пятна у этого больного?
Задание №4. Женщина 25 лет жалуется на болезененность при жевании, потерю веса в течение 6 месяцев, диарею в течение месяца, общее недомогание. Считает себя больной около года. Об-но: межзубные сосочки и маргинальная десна некротизирована, резко болезненна при пальпации. Какой метод исследования необходим для уточнения диагноза?
Задание №6. Врач-стоматолог получил эаключение гистолога после биопсии участка поражения на слизистой оболочке щеки справа: утолщение шиповатого слоя, удлинение межсосочковых выростов эпителия. Какой патогистологический процесс был описан гистологом?
Задание №7. Мужчина 30 лет жалуетмя на жжение и сухость в полости рта в течение трех дней после перенесенной пневмонии. Об-но: слизистая полости рта гиперемирована с участками белого крошковатого налета. Какое исследование необходимо провести в этом случае для подтверждения диагноза?
Задание №8. Мужчина 40 лет обратился к врачу –стоматологу с жалобами на боль и наличие «ран» во рту. Боль усиливается во время приема пищи и при разговоре. Болеет в течение месяца. Обьективно: слизистая оболочка без признаков воспаления. На этом фоне определяются эрозии ярко-красного цвета, слегка болезненные при дотрагивании, полигональной формы. По краям эрозий обрывки пузырей. Какое из перечисленных клинических исследований необходимо провести больному в первую очередь для установления диагноза?
Задание №9. У мужчины 40 лет, который обратился с жалобами на кровоточивость и парестезию десен, изменение цвета кожных покровов, врач стоматолог заподозрил эритремию. Какие изменения в общем анализе крови будут выявлены у этого больного в случае подтверждения диагноза?
Эталоны ответов : Задание № 1 – А Задание № 2 – Е Задание № 3 – В Задание № 4 – А Задание № 5 – А Задание № 6 – А Задание № 7 – А Задание № 8 –Е Задание № 9 – А Источники информации
Содержание обучения в соответствии с целями Теоретические вопросы темы
Основная литература.
Дополнительная литература.
![]() ![]() ![]() ![]() Алгоритм диагностики первичных элементов поражения СОПР при клинико-морфологическом признаке «Изменение цвета»
Пятно Красного или синюшного цвета 1, 2 Синюшно-черные, зеленоватые, желтоватые 3, 4, 5 Коричневые Черный, серый, синеватый, зеленый Белого цвета 6 7 8 Неограниченные, без четких контуров, крупные Да 2 Нет 1 Исчезают при диаскопии Точечные 3 Крупные 5 Небольшие, множественные 4 Не исчезают при диаскопии ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Алгоритм диагностики первичных элементов поражения при клинико-морфологическом признаке «Изменение рельефа»
Да 5, 6, 7, 8, 9, 10 Нет 1, 2, 3, 4 С гнойным содержим Поверхностный в пределах сосочкового слоя Нет 5, 6, 7, 10 Да 8, 9, 10 Да 1, 4 Нет 2, 3 ![]() Поверхностно расположен Да 5 Нет 6, 7, 10 Нет 9, 10 ![]() Быстро возникает и исчезает Больших размеров в подслизистом слое Без четких границ Внутри эпителия На уровне базальной мембраны 6 7 Глубоко в тканях 10 Да 9 ![]() Да 4 Нет 1 ![]() Нет 2 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения. Задание №1. Врач-стомматолог заподозрил у пациента 40 лет отравление свинцом. Для подтвержения этой клинической гипотезы необходимо провести анализ крови. Какое из предлагаемых изменений крови подтвердит отравление свинцом?
Задание №2. У мужчины 50 лет во время профосмотра на слизистой оболочке углов рта выявлены беловатые участки, возвышающиеся над уровнем слизистой оболочки, с четкими контурами. При поскабливании они не снимаются. Окружающая слизистая оболочка без патологических изменений. Какой элемент поражения найден врачом у этого пациента?
Задание №3. У мужчины 51 года на красной кайме нижней губы выявлен белесоватый участок, который не снимается при поскабливании. Какое дополнительное исследование поможет установить диагноз?
Задание №4. У пациента 60 лет при лечении моляра на нижней челюсти на слизистой оболочке в ретромолярной области выявлены беловатые точки, сливающиеся в в ажурный рисунок, при поскабливании не снимаются. Гистологически: неравномерный акантоз и гранулез, гиперпаракератоз, удлинение межсосочковых выростов эпителия в слизистую оболочку. В сосочковом слое собственной пластинки слизистой оболочки-диффузный инфильтрат. Какие элементы поражения обнаружил врач?
Задание №5. При обследовании женщины 26 лет на слизистой оболочке нижней губы по центру обнаружен округлой формы дефект тканей в пределах средних слоев собственно слизистой размером до 1 см. Какой элемент поражения обнаружил врач?
Задание №6. Женщина 75 лет жалуется на боль во рту, которая усиливается во время приема пищи. Обьективно: на слизистой оболочке альвеолярного отростка по переходной складке справа и слева определяются эрозии, расположеные на видимо неизмененном фоне. Механическое раздражение слизистой оболочки вокруг эрозий (потирание ватным тампоном) приводит к образованию новой эрозии. Какой первичный элемент поражения предшествует образованию новой эрозии в этом случае?
Задание №7. Пациентка 70 лет жалуется на боли, которые усиливаюся во время приема пищи, наличие «ранок » во рту. Об-но: на видимо неизмененной слизистой оболочке щек по линии смыкания зубов определяются 3 округле эрозии ярко-красного цвета слабоболезненные при дотрагивании. Симптом Никольского позитивный. Какой патогистологический механизм лежит в основе образования эрозии у данной больной?
Задание № 8. При обследовании молодого человека на красной кайме нижней губы справа с переходом на кожу выявлены мелкие полостные элементы поражения с прозрачным содержимым, сливающиеся между собой в очаг размером 1,0×1,5 см с гиперемией вокруг. Какие элементы поражения обнаружил врач?
Задание №9. Пациент 50 лет лечится у пародонтолога в течение полугода. Обратился с жалобами на наличие «ранок» во рту, боль, которая усиливается при приеме пищи. Об-но: слизистая оболочка без патологических изменений, в ретромолярной области слева определяются 2 ярко-красные эрозии округлой формы. Симптом Никольского – позитивный. Какое исследование необходимо провести этому больному в первую очередь?
Задание №10. Больной 20 лет жалуется на резкую боль при приеме пищи, неприятный запах изо рта, общую слабость, быструю утомляемость. Об-но: межзубные сосочки и маргинальный край десен покрыты грязно-серой пленкой, прикосновение к ним резко болезненно. Температура тела 37,5ºС. Какое дополнительное исследование необходимо провести в первую очередь для исключения фоновой патологии?
Эталоны ответов: Задание №1 – А Задание №2 – А Задание №3 – В Задание №4 – С Задание №5 – Е Задание №6 – Д Задание №7 – А Задание №8 –Д Задание №9 – А Задание №10 –Д ^ В начале занятия после определения преподавателем актуальности темы и целей занятия проводится проверка исходного уровня знаний-умений с помощью тестовых заданий. Далее студенты приступают к самостоятельной работе – приему больных (желательно тематических) в клиническом зале под контролем преподавателя: проводят осмотр и инструментальные методы обследования, определяют элементы поражения на СОПР и красной кайме губ, выделяют ведущий клинический синдром, анализируют результаты дополнительных методов исследования. В результате тщательного клинического разбора с помощью преподавателя устанавливается предварительный или окончательный диагноз, определяется план дальнейшего обследования. Далее проводится разбор и коррекция проведенной самостоятельной работы, акцентируется внимание на допущенных ошибках. После этого студент заполняет амбулаторную карту стоматологического больного, направление на обследование или консультацию другого специалиста. При отсутствии тематических больных студенты решают ситуационные задачи, в том числе визуализированные. В конце занятия студенты решают тесты для итогового контроля, подводится общий итог занятия, выставляются оценки. |