|
Скачать 128.14 Kb.
|
3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы: Поражения СОПР травматического генеза возникают вследствие действия на нее механических. физических, химических факторов, когда интенсивность их влияния превышает физиологический запас прочности тканей слизистой. В практике врача -стоматолога травматические поражения слизистой оболочки полости рта является одной из наиболее частых причин обращения пациентов за помощью. Степень повреждения, клиническая картина, течение патологического процесса при этом зависят от многих факторов: силы, времени действия и природы раздражителя, локализация очага поражения, общего состояния организма и резистентности СОПР, индивидуальных особенностей, возраста пациента и т.д. Часто травматические повреждения подобны проявлениям на СОПР заболеваний крови, специфических инфекций, которые стали наиболее острой проблемой современности. Поэтому врач-стоматолог должен иметь достаточный уровень знаний, чтобы своевременно поставить диагноз, провести дальнейшее углубленное обследование и назначить адекватное лечение больному. ^ Общая цель: Уметь установить окончательный клинический диагноз травматических повреждений СОПР, определить тактику ведения больного, принципы лечения, провести адекватное лечение этой группы больных.
^ Задания для определения исходного уровня знаний-умений Задание № 1. К врачу-стоматологу обратилась женщина 34 лет с жалобами на наличие болезненной язвы на красной кайме нижней губы. Из анамнеза установлено что во время работы на химзаводе пациентка получила химическую травму. Врач установил наличие колликвационного некроза. Какой из перечисленных агентов скорее всего привел к повреждению губы в этом случае? А. Кислота В. Щелочи С.Лучевое повреждение Д. Высокая температура Е. Электрический ток Задание №2. В санпропускник стоматологического отделения доставлен пациент с термическим ожогом губы ІІ степени. Какой из перечисленных клинических признаков дал возможность врачу поставить диагноз? А. Глубокий некроз тканей В. Гиперемированная отекшая поверхность С. Образование пузырей Д. Геморрагические корки Е. Обугливание Задание № 3. Девушку 18 лет укусила собака за участок верхній губы. Каким из перечисленных растворов, впервую очередь, необходимо обработать рану? А. 3% р-ром перекиси водорода В . 1:5000 р-ром перманганата калия С. 3% р-ром соды Д. 0.05% р-ром хлоргексидина Е. 10 % р-ром хозяйственного мыла ^ При лечении травматической эрозии языка у пациента 54 лет врач-стоматолог применил кератопластики. Какой препарат из перечисленных принадлежит к этой группе? А. Ируксол В. Троксевазин С. Винилин Д. Деперзолон Е. Пиромекаин ^ Задание №1: А Задание №2: С Задание №3: Е Теоретические вопросы темы:
Источники информации Основная литература 1. Терапевтична стоматологія у 4-х томах / За ред. проф. А.В. Борисенка. – Т.4. – За - хворювання слизової оболонки порожнини рота. – К.: Медицина. – 2010. – С.109-129. 2. Данилевский М.Ф., Несин О.Ф., Рахний Ж.И.. Заболевания слизистой оболочки полости рта. – Киев.Здоровье. – 1998. - С. 79-93. 3. Машкиллейсон А.Л., Боровский Е.В. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ. – Москва, 1984. – С. 25-46. 4. Боровский Е.В., Данилевский Н.Ф. Атлас заболеваний слизистой оболочки полости рта. – Москва, Медицина. - 1981. – С. 66-85 Дополнительная литература
Граф логической структуры по теме: «Травматические повреждения СОПР» Травматические повреждения СОПР Классификация ![]() ![]() по течению по факторам ![]() ![]() ![]() ![]() Физические: - термические ожоги - воздействие электри- ческого тока - высокие дозы ионизи- рующего излучения - гальванические токи в полости рта Химические: - воздействие кислот - воздействие щелочей Механические: - острые края зубов - съемные\несъемные конструкции - вредные привычки - отложения зубного камня - острые - хронические ![]() Клинические проявления ![]() Травматическая эритема, пузыри, язвы, эрозии, ке-ратоз, хейлит, неркрозы, геморрагические изменения ![]() Диф.диагностика ![]() ![]() ![]() ![]() м/у собой Раковая, туберку-лезная, сифилити-ческая язвы Хронический язвенно-не-кротический гингивостома-тит Венсана Трофическая язва ![]() Дополнительные методы исследования ![]() Предварительный диагноз ![]() Тактика ведения больного ![]() ![]() ![]() Медикаментозная терапия Физиотерапия Устранение местных факторов Диагностический алгоритм при синдроме язва
Диагностический алгоритм при синдроме эрозия
Наличие воспалительного инфильтрата в основании ![]() ![]() Да 8 Нет 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Острое начало, нарушение общего состояния ![]() ![]() Да 3, 4 Нет 1, 2, 5, 6, 7 ![]() Наличие гиперкератоза вокруг эрозии ![]() ![]() ![]() Да 6, 7 Нет 1, 2, 5 ![]() Папулы в виде кружева ![]() ![]() Да 7 Нет 6 ![]() ![]() Полициклические края эрозии ![]() ![]() Да 4 Нет 3 ![]() Положительный симптом Никольского ![]() ![]() Да 1 Нет 2, 5 Рецедивирующие течение ![]() ![]() Да 2 Нет 5 Диагностический алгоритм при синдроме хроничесая трещина
![]() Тактический алгоритм местного лечение химической травмы
Задание №1. Женщина 51 года явилась к врачу-стоматологу с жалобами на ощущение жжения слизистой оболочки языка, щек, привкус металла во рту. Жалобы появились месяц тому назад после ортопедического лечения. Объективно: слизистая оболочка языка, щек гиперемирована. отекшая. Есть глубокие пародонтальные карманы, большое количество назубных отложений. На 21, 25 зубах – металлопластмассовые коронки, на 36, 37 – золотые. Мостовидный протез на верхней челюсти частичный съемный протез. Какова причина возникновения таких явлений у этой пациентки. А. Недостаточная гигиена полости рта. В. Несанированная полость рта С. Реакция на акриловые пластмассы Д. Токсическое действие мономера Е. Наличие разнородных металлов ^ У молодого человека 17 лет после сеанса трансканального электрофореза 16 зуба с 5% раствором йода на слизистой оболочке твердого неба справа появилась область поражения штриховидной формы с беловато-серой поверхностью. Что из перечисленного стало причиной поражения слизистой оболочки твердого неба у этого больного? А. Гальванизм В. Механическая травма С. Термическое повреждение Д. Химическая травма Е. Электротравма ^ Мужчина 57 лет жалуется на боль в полости рта во время приема пищи. Объективно: на нижней челюсти полный съемный протез. В области переходной складки слева по краю протеза – язва размером 0,7Х0,9 см, покрыта белым налетом, болезненная при пальпации. Окружающая слизистая гиперемированная, отекшая. Какой наиболее вероятный диагноз у этого больного? А. Декубитальная язва. В. Трофическая язва С. Раковая язва Д. Туберкулезная язва Е. Твердый шанкр ^ Во время препаровки кариозной полости 27 зуба врач случайно травмировал слизистую оболочку левой щеки бором. Образовался дефект эпителия размерами 0,6Х0,9 см. Каким из перечисленных ниже средств необходимо обработать очаг поражения в данном случае? А. 3% р-р перекиси водорода В. 3,4% масляный р-р витамина А С. 1% р-р метиленового синего Д. 0,1% р-р калия перманганата Е. Р-р трипсина на 0,25% р-ре новокаина ^ Мужчина 39 лет обратился к врачу-стоматологу с целью санации полости рта. Объективно: на слизистой оболочке щеки справа в проекции разрушенных моляров определяется очаг неправильной формы серовато-белого цвета, не снимется при поскабливании. Какой из витаминов целесообразно включить в комплекс терапии этому больному? А. Ретинола ацетат В. Никотиновую кислоту С. Токоферола ацетат Д. Тиамина бромид Е. Аскорбиновую кислоту Эталоны ответов: Задание №1: Е Задание №2: Е Задание №3: А Задание №4: В Задание №5: А ^
В начале занятия после определения актуальности темы, цели занятия проводится проверка исходного уровня знаний-умений с помощью тестов. Далее студенты приступают к самостоятельной работе - приему больных (желательно тематических) в клиническом зале под контролем преподавателя: проводят опрос пациентов, целенаправленно собирают анамнез заболевания и жизни, проводят осмотр и инструментальные методы обследования, выделяют ведущий клинический синдром, с помощью диагностических алгоритмов проводят дифференциальную диагностику, анализируют результаты дополнительных методов обследования. В результате тщательного клинического разбора с помощью врача в присутствии всей группы устанавливают предварительный или окончательный диагноз, определяют тактику ведения больного, план общего и местного лечения, проводят местное лечение очага поражения, дают рекомендации о лечении дома. При необходимости пациент может быть направлен на консультацию к другому специалисту. Студент заполняет медицинскую карту стоматологического больного, журнал ежедневного учета. Далее проводится разбор и коррекция проведенной самостоятельной работы, акцентируется внимание на допущенных ошибках. При отсутствии тематических больных студенты решают ситуационные задачи, в том числе и визуализированные. В конце занятия студенты решают задания для итогового контроля. Выставляются оценки. |