3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы icon

3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы





Скачать 128.14 Kb.
Название 3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы
Дата 22.02.2013
Размер 128.14 Kb.
Тип Документы
3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта


Актуальность темы: Поражения СОПР травматического генеза возникают вследствие действия на нее механических. физических, химических факторов, когда интенсивность их влияния превышает физиологический запас прочности тканей слизистой.

В практике врача -стоматолога травматические поражения слизистой оболочки полости рта является одной из наиболее частых причин обращения пациентов за помощью. Степень повреждения, клиническая картина, течение патологического процесса при этом зависят от многих факторов: силы, времени действия и природы раздражителя, локализация очага поражения, общего состояния организма и резистентности СОПР, индивидуальных особенностей, возраста пациента и т.д. Часто травматические повреждения подобны проявлениям на СОПР заболеваний крови, специфических инфекций, которые стали наиболее острой проблемой современности. Поэтому врач-стоматолог должен иметь достаточный уровень знаний, чтобы своевременно поставить диагноз, провести дальнейшее углубленное обследование и назначить адекватное лечение больному.

^ Цели обучения

Общая цель: Уметь установить окончательный клинический диагноз травматических повреждений СОПР, определить тактику ведения больного, принципы лечения, провести адекватное лечение этой группы больных.



Конкретные цели

Исходный уровень знаний-умений

Уметь:

1. Выделить из жалоб и из анамнестических данных сведения, которые отображают наличие травматических повреждений СОПР

1. Собирать и оценивать жалобы и анамнез (каф. внутренних болезней, каф. пропедев- тической стоматологии).

2. Выделять из жалоб и данных анамнеза сведения, которые характеризуют наличие травматических повреждений (каф. общей хирургии, каф. стоматологии).

2. Составить индивидуальную схему диагностического поиска

3. Определить необходимый объем и последовательность методов обследова-ния:

- физических (каф. внутренних болезней,

каф. пропедевтической стоматологии),

- цитологических и морфологических

(каф. гистологии и патологической анато-

мии)


3. Выявить наиболее информативные признаки травматических повреждений СОПР при объективном исследовании больного (осмотр, инструментальные методы) и лабораторном (цитология, гистология)

4. Проводить физическое обследование (каф. внутренних болезней, каф. пропедев-тической стоматологии), оценивать результаты лабораторных обследований (каф. общей хирургии, каф. хир. стомато-логии)

4. Провести дифференциальную диагно-стику между проявления в полости рта травматиеских повреждений различного генеза и друними заюолеваниями СОПР

5. Распознать синдромы (каф. общей хи-рургии, каф. хир. стоматологии) и морфологический субстрат заболевания (каф. патологической анатомии)

5. Установить предварительный клини-ческий диагноз




6. Составить план местной и общей терапии травматических поражений слизистой оболочки полости рта

6. Определить тактику ведения больных и принципы лечения травматических поражений (каф. общей хирургии, каф. хир. стоматологии)

7. Провести местное лечение травмати-ческих поражений СОПР

7. Назначить средства этиотропной, патогенетической, симптоматической терапии:

- устранение местных раздражающих фак-

торов (каф. пропедевтической стомато-

логии),

- медикаментозной (каф. фармакологии),

- физиотерапии (каф. физиотерапии)

8. Интерпретировать значение реактив-ности организма, иммунологических нару-шений в развитии травматических поражений (каф. пат. физиологии, каф. микробиологии).

8. Определить необходимый режим работы и диеты при лечении травматических повреждений СОПР

9. Определить необходимый режим труда и диеты при лечении травматических поражений ( каф. хирургической стома-тологии)

9. Заполнить медицинскую карту стоматологического больного с травматическими повреждениями СОПР, направление на дополнительное обследование.


10. Заполнить медицинскую карту стома-тологического больного (каф. пропедевти-

ческой стоматологии).


^ Определение и обеспечение исходных знаний-умений

Задания для определения исходного уровня знаний-умений


Задание № 1. К врачу-стоматологу обратилась женщина 34 лет с жалобами на наличие болезненной язвы на красной кайме нижней губы. Из анамнеза установлено что во время работы на химзаводе пациентка получила химическую травму. Врач установил наличие колликвационного некроза. Какой из перечисленных агентов скорее всего привел к повреждению губы в этом случае?

А. Кислота

В. Щелочи

С.Лучевое повреждение

Д. Высокая температура

Е. Электрический ток


Задание №2. В санпропускник стоматологического отделения доставлен пациент с термическим ожогом губы ІІ степени. Какой из перечисленных клинических признаков дал возможность врачу поставить диагноз?

А. Глубокий некроз тканей

В. Гиперемированная отекшая поверхность

С. Образование пузырей

Д. Геморрагические корки

Е. Обугливание

Задание № 3. Девушку 18 лет укусила собака за участок верхній губы. Каким из перечисленных растворов, впервую очередь, необходимо обработать рану?

А. 3% р-ром перекиси водорода

В . 1:5000 р-ром перманганата калия

С. 3% р-ром соды

Д. 0.05% р-ром хлоргексидина

Е. 10 % р-ром хозяйственного мыла


^ Задание №4. При лечении травматической эрозии языка у пациента 54 лет врач-стоматолог применил кератопластики. Какой препарат из перечисленных принадлежит к этой группе?

А. Ируксол

В. Троксевазин

С. Винилин

Д. Деперзолон

Е. Пиромекаин

^ Эталоны ответов:

Задание №1: А

Задание №2: С

Задание №3: Е


Теоретические вопросы темы:


  1. Клинические проявления травматических поражений слизистой оболочки полости рта: механических, химических, физических.

  2. Дифференциальная диагностика травматических повреждений слизистой оболочки полости рта между собой та другими заболеваниями СОПР.

  3. Общая терапия, режим работы и диеты при травматических повреждениях слизистой оболочки полости рта.

  4. Местная терапия травматических повреждений слизистой оболочки полости рта.


Источники информации


Основная литература

1. Терапевтична стоматологія у 4-х томах / За ред. проф. А.В. Борисенка. – Т.4. – За -

хворювання слизової оболонки порожнини рота. – К.: Медицина. – 2010. – С.109-129.

2. Данилевский М.Ф., Несин О.Ф., Рахний Ж.И.. Заболевания слизистой оболочки

полости рта. – Киев.Здоровье. – 1998. - С. 79-93.

3. Машкиллейсон А.Л., Боровский Е.В. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ. – Москва, 1984. – С. 25-46.

4. Боровский Е.В., Данилевский Н.Ф. Атлас заболеваний слизистой оболочки полости рта. – Москва, Медицина. - 1981. – С. 66-85


Дополнительная литература

  1. Терапевтическая стоматология в 2-х томах / За ред. проф. А.К. Николишина. – Т.2- олтава, Дивосвіт. – 2007. – C.76-82.

  2. Боровский Е.В.. Терапевтическая стоматология М.: «МИА», 1997. – с.375-392.

  3. Заболевания слизистой оболочки полости рта. / Под ред. Л. М. Лукиных. – Н.Новгород,1995. – С. 20-31,34-52.

  4. Заболевания полости рта. / Шугар Л., Рац И., Шаллан К. – Будапешт: Изд-во Академии наук Венгрии, 1980. – С. 141-148.


Граф логической структуры по теме: «Травматические повреждения СОПР»

Травматические повреждения СОПР


Классификация



по течению

по факторам








Физические:

- термические ожоги

- воздействие электри-

ческого тока

- высокие дозы ионизи-

рующего излучения

- гальванические токи в

полости рта

Химические:

- воздействие кислот

- воздействие щелочей

Механические:

- острые края зубов

- съемные\несъемные

конструкции

- вредные привычки

- отложения зубного

камня

- острые

- хронические



Клинические проявления





Травматическая эритема, пузыри, язвы, эрозии, ке-ратоз, хейлит, неркрозы, геморрагические изменения





Диф.диагностика







м/у собой

Раковая, туберку-лезная, сифилити-ческая язвы

Хронический язвенно-не-кротический гингивостома-тит Венсана


Трофическая язва



Дополнительные методы исследования



Предварительный диагноз



Тактика ведения больного






Медикаментозная терапия

Физиотерапия

Устранение местных факторов

Диагностический алгоритм при синдроме язва

  1. декубитальная язва

  2. трофическая язва

  3. раковая язва

  4. туберкулезная язва

  5. сифилитическая язва

  6. афта Сеттона

  7. язвенно-некротический стоматит Венсана

  8. лейкоз



Диагностический алгоритм при синдроме эрозия

  1. пузырчатка

  2. ХРАС

  3. многоформная эксудативная эритема

  4. ОГС

  5. травматическая эрозия

  6. лейкоплакия эрозивная форма

  7. КПЛ эрозивная форма

  8. сифилис


Наличие воспалительного инфильтрата в основании

Да

8

Нет

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Острое начало, нарушение общего состояния

Да

3, 4

Нет

1, 2, 5, 6, 7

Наличие гиперкератоза вокруг эрозии

Да

6, 7

Нет

1, 2, 5

Папулы в виде кружева


Да

7

Нет

6

Полициклические края эрозии

Да

4

Нет

3

Положительный симптом Никольского

Да

1

Нет

2, 5

Рецедивирующие течение

Да

2

Нет

5

Диагностический алгоритм при синдроме

хроничесая трещина

  1. хроническая трещина губы

  2. метерологический хейлит

  3. красная волчанка

  4. рак нижней губи





Тактический алгоритм местного лечение химической травмы


Цель

Используемые средства

  1. Удаление химического агента

Орошение, полоскание - вода

  1. Нейтрализация химического агента:




    • Нейтрализация щелочи (едкий натр, аммиак, нитрат серебра)

0,5% р-р лимонной кислоты

0,5% р-р уксусной кислоты

0,1% р-р соляной кислоты

0,1% р-р хлористоводородной кислоты

  • Нейтрализация кислот

1% мыльная вода

0,1% р-р нашатырного спирта

1% р-р карбоната кальция

1-2% р-р пищевой соды

  • Ожог 30% р-ром нитрата серебра

3-5% р-р хлорида натрия

р-р Люголя

  • При ожоге фенолом (карбоновой кислоты)

50% этиловый спирт

касторовое масло

  • Ожог мышьяковистой кислотой

5% унииол

1% йодинол

р-р Люголя

30% тиосульфат натрия

  1. Профилактика присоединение вторичной инфекции

Антисептическая оброботка (орошение, ротовый ванночки)

    • Перекись водорода

    • Фурацилин

    • Хлоргексидин

  1. Обезболивание очагов

Апликации анестезирующих веществ

    • Дикаин, анестезин, бензокаин

    • Лидокаин

  1. Лизис некротических масс

Апликации протеалетических ферментов

    • Трипсин

    • Хемотрипсин

  1. Дезинтоксикационная терапия

Сорбенты:

    • Полисорб

    • Энтерогель

    • Кремний органические сорбенты

  1. Противовоспалительная терапия

Фитопрепараты

    • Ротокан

    • Отвар ромашки, календулы

    • Салвин

  1. Стимуляция эпителизации

Кератопластики

    • Масло шиповника, облепихи

    • Аевит

    • Vit A, Vit E



Задание №1. Женщина 51 года явилась к врачу-стоматологу с жалобами на ощущение жжения слизистой оболочки языка, щек, привкус металла во рту. Жалобы появились месяц тому назад после ортопедического лечения. Объективно: слизистая оболочка языка, щек гиперемирована. отекшая. Есть глубокие пародонтальные карманы, большое количество назубных отложений. На 21, 25 зубах – металлопластмассовые коронки, на 36, 37 – золотые. Мостовидный протез на верхней челюсти частичный съемный протез. Какова причина возникновения таких явлений у этой пациентки.

А. Недостаточная гигиена полости рта.

В. Несанированная полость рта

С. Реакция на акриловые пластмассы

Д. Токсическое действие мономера

Е. Наличие разнородных металлов


^ Задание №2. У молодого человека 17 лет после сеанса трансканального электрофореза 16 зуба с 5% раствором йода на слизистой оболочке твердого неба справа появилась область поражения штриховидной формы с беловато-серой поверхностью. Что из перечисленного стало причиной поражения слизистой оболочки твердого неба у этого больного?

А. Гальванизм

В. Механическая травма

С. Термическое повреждение

Д. Химическая травма

Е. Электротравма


^ Задание №3. Мужчина 57 лет жалуется на боль в полости рта во время приема пищи. Объективно: на нижней челюсти полный съемный протез. В области переходной складки слева по краю протеза – язва размером 0,7Х0,9 см, покрыта белым налетом, болезненная при пальпации. Окружающая слизистая гиперемированная, отекшая. Какой наиболее вероятный диагноз у этого больного?

А. Декубитальная язва.

В. Трофическая язва

С. Раковая язва

Д. Туберкулезная язва

Е. Твердый шанкр


^ Задание №4. Во время препаровки кариозной полости 27 зуба врач случайно травмировал слизистую оболочку левой щеки бором. Образовался дефект эпителия размерами 0,6Х0,9 см. Каким из перечисленных ниже средств необходимо обработать очаг поражения в данном случае?

А. 3% р-р перекиси водорода

В. 3,4% масляный р-р витамина А

С. 1% р-р метиленового синего

Д. 0,1% р-р калия перманганата

Е. Р-р трипсина на 0,25% р-ре новокаина


^ Задание №5. Мужчина 39 лет обратился к врачу-стоматологу с целью санации полости рта. Объективно: на слизистой оболочке щеки справа в проекции разрушенных моляров определяется очаг неправильной формы серовато-белого цвета, не снимется при поскабливании. Какой из витаминов целесообразно включить в комплекс терапии этому больному?

А. Ретинола ацетат

В. Никотиновую кислоту

С. Токоферола ацетат

Д. Тиамина бромид

Е. Аскорбиновую кислоту


Эталоны ответов:

Задание №1: Е

Задание №2: Е

Задание №3: А

Задание №4: В

Задание №5: А


^ Краткие методические указания к работе студентов на практическом занятии

  1. Методика проведения занятия


В начале занятия после определения актуальности темы, цели занятия проводится проверка исходного уровня знаний-умений с помощью тестов.

Далее студенты приступают к самостоятельной работе - приему больных (желательно тематических) в клиническом зале под контролем преподавателя: проводят опрос пациентов, целенаправленно собирают анамнез заболевания и жизни, проводят осмотр и инструментальные методы обследования, выделяют ведущий клинический синдром, с помощью диагностических алгоритмов проводят дифференциальную диагностику, анализируют результаты дополнительных методов обследования. В результате тщательного клинического разбора с помощью врача в присутствии всей группы устанавливают предварительный или окончательный диагноз, определяют тактику ведения больного, план общего и местного лечения, проводят местное лечение очага поражения, дают рекомендации о лечении дома. При необходимости пациент может быть направлен на консультацию к другому специалисту. Студент заполняет медицинскую карту стоматологического больного, журнал ежедневного учета.

Далее проводится разбор и коррекция проведенной самостоятельной работы, акцентируется внимание на допущенных ошибках. При отсутствии тематических больных студенты решают ситуационные задачи, в том числе и визуализированные. В конце занятия студенты решают задания для итогового контроля. Выставляются оценки.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы icon Заболевания слизистой оболочки и мягких тканей полости рта: травматические повреждения, аутоиммунные

3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы icon Слизистой оболочки полости рта и языка
Т 65 : Злокачественные опухоли органов слизистой оболочки полости рта и языка. Учеб метод пособие./...
3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы icon 6. Вирусные заболевания слизистой оболочки полости рта Актуальность темы
Под влиянием провоцирующих факторов, что приводят к снижению иммунологической реактивности организма...
3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы icon Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ
А. И. Рыбаковым выделены при них отдельные нозологические формы поражения язы­ка, десен, губ. По...
3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы icon Приказ 11. 05. 2012 №1020 Волгоград Оведении стоматологического больного с заболеваниями слизистой
О ведении стоматологического больного с заболеваниями слизистой оболочки полости рта
3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы icon 8. Специфические поражения слизистой оболочки полости рта (сифилис, туберкулез, лепра). Проявления

3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы icon Общий план строения пищеварительного тракта. Понятие о слизистой оболочке пищеварительной трубки.
Гистологическое строение альвеолярной слизистой оболочки и слизистой дна полости рта
3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы icon Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре
Тема: «Лейкозы и злокачественные лимфомы; поражение лимфатических узлов шеи, слизистой оболочки полости...
3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы icon Заболевания слизистой оболочки полости рта

3. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта Актуальность темы icon Заболевания слизистой оболочки полости рта

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы