Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология icon

Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология





Скачать 0.7 Mb.
Название Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология
страница 1/3
Дата 24.02.2013
Размер 0.7 Mb.
Тип Рабочая учебная программа
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.


Кафедра гистологии


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе, профессор А.Б. Ходжаян

«____»_____________ 20____ г.










^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


« Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта»

для специальности 060201.65 Стоматология


Всего ЗЕТ 6 кр.ед

Всего часов 216 , из них:

  • аудиторных занятий 120 часов

- лекций 20 часов

- практических занятий 100 часа

  • самостоятельная работа 60 часов

  • формы контроля:

- экзамен в 3 семестре (36 часов)


г. Ставрополь

2012 г.


Рабочая учебная программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060201.65 Стоматология, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 января 2011г. № 1116;

- рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности), 060201.65 Стоматология, утвержденным Ученым советом академии от 31 августа 2011 г. протокол № 1,

- типовой примерной учебной программой по гистологии.


Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гистологии


«___» _______________20____года протокол № _____


Зав. кафедрой _________________ Г.Л. Радцева

Одобрена Цикловой методической комиссией естественно-научных дисциплин.

«___» _______________20____года


Председатель ЦМК _________________ А.А. Коробкеев


Согласована:


Декан факультета Стоматология _____________ Н.И. Ивенский


Начальник УМУ _________________ Н.П. Вышковский

«___» _______________20____года


Руководитель ЦУКО профессор _________________ Ю.В. Первушин


«___» _______________20____года


Рецензенты:


Зав. кафедрой биологии, СтГМА ___________________ А.Б. Ходжаян


Зав. каф. анатомии, физиологии и гигиены человека СГУ

доктор мед. наук, проф., ___________________ О.А. Бутова


^ Пояснительная записка

Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология» изучается в объеме 216 часов (6 зач. единиц), которые включают 20 часов лекций по гистологии ротовой полости, 100 часов практических и 60 часов самостоятельных занятий.

Преподавание гистологии на стоматологическом факультете, ведется с учетом профилизации обучения. По гистологии ротовой полости читаются десять 2-х часовых лекций в третьем семестре. При чтении лекций и проведении практических занятий за основу берется рабочая программа по гистологии. Чтение лекций осущестыляется с учетом современных новейших данных в медицине, биологии и гистологии. Демонстрация лекционного материала происходит с помощью мультимедийной установки.

Для более углубленного изучения материала на кафедре проводится курс лекций и лабораторных занятий дисциплины по выбору. Дисциплина по выбору для стоматологического факультета включает в себя 4 профилизированные лекции: 1. «Строение эмали. Иннервация и кровоснабжение пульпы зуба». 2. «Жаберный аппарат и пороки его развития» 3. «Развитие лица и органов ротовой полости, образование неба, преддверия полости рта, губ и щек и языка и пороки их развития». 4. «Аномалии строения и пороки развития зубов». К каждой лекции подготовлены презентации, которые показываются с помощью мультимедийной установки. Кроме того студентам стоматологического факультета предлагаются .«Основы приготовления гистологического препарата». По этим вопросам читаются 2 лекции и 2 лабораторных занятия.

Практические занятия проводятся согласно плану еженедельно для каждой группы факультета. Занятия 3-часовые во 2-ом и в 3-ем семестрах. Каждая Академическая группа делится на 2 подгруппы по 12-15 человек. Каждый студент имеет закрепленный за ним микроскоп и набор гистологических препаратов. Все учебные комнаты обеспечены плазменной панелью и ноутбуком для показа презентаций к занятию, набором гистологических препаратов, таблиц, слайдов, микроскопов. При подготовке к практическим занятиям студенты знакомятся с материалами темы, согласно контрольным вопросам. Задание по подготовке к новому практическому занятию (контрольные вопросы, изучаемая литература) вывешиваются на стенде, а также помещены в интернете на кафедральном сайте. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа.

На занятиях студенты пользуются методическими разработками для студентов, написанные сотрудниками кафедры, которые постоянно пересматриваются и редактируются и набором ситуационных задач различной степени сложности. Учебный процесс на кафедре основывается на разумном сочетании традиционных методов обучения с методами, рассчитанными на максимум самостоятельной работы. Контроль исходного уровня знаний дополняется обязательным фронтальным опросом и разбором наиболее сложных вопросов тем. После разбора темы и резюме преподавателя дается объяснение к изучению микропрепаратов и их зарисовке, изучаются электроннограммы. Определение конечного уровня знаний в конце занятия включает в себя опрос по препаратам, (решение визуализированных и других задач), оценку умения использовать данные микроскопического строения органов для суждения о функции изучаемых тканей и opганов.

Самостоятельная работа студентов складывается из внеаудиторной работы и самостоятельной работы на практических занятиях. В связи с увеличением времени, отведенного на самостоятельную работу, этот раздел введен в учебный план и осуществляется его контроль. Самостоятельная работа заключается в следующем: при подготовке к практическим занятиям студент ориентируется на контрольные вопросы, вывешенные для данного занятия на стенде, или в интернете, рекомендуемую основную и дополнительную литературу, демонстрацию гистологических препаратов в интернете. На практических занятиях студенты самостоятельно с помощью методических разработок изучают гистологические препараты, детали их строения (под контролем преподавателя). Кроме того, выделяется по 30 минут для изучения некоторых препаратов, выделенных только для самостоятельного изучения, «чтения» препаратов органов человека. На кафедре имеются методические разработки для практических занятий для студентов стоматологического факультета. На практических занятиях применяются элементы УИРС: чтение «немых» препаратов, электроннограмм, приготовление временных гистологических препаратов (окраска гемотоксилин-эозином и заключение срезов), приготовление мазков крови, подготовка реферативных докладов. В дни отработок студентам выдаются микроскоп и набор гистологических препаратов для самостоятельной работы. В комнате самоподготовки оформлен стенд для самостоятельной работы студентов. В нем отражены все темы практических занятий за год, литература, контрольные вопросы, рисунки с препаратов, задание, ситуационные задачи. Консультации в течение 2 и 3 семестров обучения проводятся всеми преподавателями кафедры в определенные дни недели. Во 2-ом семестре студенты сдают 2 итоговых занятия: 1-е по общей гистологии, 2-е по отдельным темам частной гистологии (нервная, сердечно-сосудистая системы, органы кроветворения, дыхательная система, кожа с придатками, органы чувств, эндокринная и мочевыделительная системы). Зачет проводится по теоретическим вопросам и деталям строения «немых» препаратов. В 3-ем семестре 2 итоговых занятия. 1- е включает следующие темы: «Гистология ротовой полости». Второе- пищеварительная, половая система, особенности развития зародыша человека. Затем итоговый тест- контроль в конце каждого семестра. При этом каждый студент отвечает письменно на вопросы 50 ситуационных задач. На кафедре используется балльно-рейтинговая система. За занятие выводится средняя оценка, включающая контроль «на входе», опрос по теоретическим вопросам темы и контроль «на выходе». Ежемесячно средняя балльно-рейтинговая оценка вывешивается на стенде и на сайте кафедры. В январе каждого учебного года проводится экзамен. Перед экзаменом на кафедральном совещании подводятся итоги учебного года. Студентам, обучающимся на кафедре гистологии с рейтинговой оценкой 4,7 и выше, выставляется оценка без проведения экзамена. По теоретическим вопросам проводят консультации зав. кафедрой и доцент, консультации по препаратам и демонстрации слайдов проводят ст. преподаватели и ассистенты. На экзамене студент после подготовки сначала отвечает по деталям строения «немых» препаратов, затем на 3 теоретических вопроса билета. Оценка слагается из оценок по всем теоретическим вопросам, оценки знаний микропрепаратов, тест-контроля и средне-годовой балльно-рейтинговой оценки.

Изучение дисциплины согласуется с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является совместный протокол согласования. Ряд студентов активно посещает лекции и занятия дисциплины по выбору..

Большую роль в более углубленном освоении предмета играет участие в работе научного студенческого кружка. Впоследствии из таких студентов формируется резерв кадров кафедры.

Самостоятельная работа с литературой, написание рефератов, подготовка сообщений (докладов) формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать их на практике достижения естественно-научных дисциплин, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи, логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.

Различные виды учебной деятельности формируют способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии.


  1. ^ Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель дисциплины - сформировать у студентов знания о микро- функциональной морфологии строения и развития клеточных, тканевых и органных систем человека, и особенно органов полости рта, обеспечивающих базис для изучения клинических дисциплин и способствующих формированию врачебного мышления. На­ряду с другими биологическими науками она решает главную задачу- изучение структурной организации в процессах жизнедеятельности и в связи с этим - возможность целенаправленного воздействия на них.

Задачами дисциплины _ являются:

- изучение общих и специфических структурно-функциональных свойств клеток и всех тканей организма, закономерностей их эмбрионального и постэмбрионального развития;

- изучение гистофункциональных характеристик основных систем организма, в том числе органов ротовой полости, закономерностей их эмбрионального развития, а также функциональных, возрастных и защитно-приспособительных изменений органов и их структурных элементов;

- изучение основной гистологической международной латинской терминологии;

  • формирование у студентов умения идентифицировать органы, их ткани, клетки и неклеточные структуры на микроскопическом уровне (в том числе челюстно-лицевой области), и использование знаний при изучении других дисциплин и в практической деятельности врача;

  • сформировать у студента базу морфологических знаний, необходимых для успешного усвоения других медико-биологических дисциплин (физиологии, биохимии, иммунологии, патологической анатомии, патологической физиологии и клинических предметов), что является очень важным для последующего развития правильных представлений о патогенезе и патологической анатомии человека;

  • понимание вопросов реактивности тканей, пределов их изменчивости, адаптации и возможности развития аномалий;

- формирование у студентов навыков самостоятельной аналитической, научно-исследовательской работы; навыков работы с научной литературой;

- формирование у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, представлений об условиях хранения химических реактивов.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин ФГОС высшего профессионального медицинского образования, базовой части рабочего учебного плана по специальности 060201.65 Стоматология. Изучается во втором и третьем семестрах первого и второго курса.

Обучение студентов гистологии, эмбриологии, и цитологии осуществляется на осно­ве преемственности знаний, умений и навыков, полученных в курсе биологии, анатомии, латинского языка. Она является предшествующей для изучения цикла математических, естественнонаучных дисциплин (биохимия; нормальная физиология; микробиология, вирусология; имму­нология).

Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология» входит в число фундаментальных дисциплин медицинского образования. Знания и навыки, полученные при ее изучении, являются необходимой базой для изучения дисциплин, профессионального цикла.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

общекультурных (ОК):

- способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

- профессиональных (ПК)

- Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-21).

- способностью и готовностью анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медино-генетического консультирования; объяснить характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов аномалий и пороков (ПК-26)

- способностью и готовностью к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК-51).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

1. Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

2. Основные этапы эмбрионального развития и их характеристика, особенности развития зародыша человека, гистогенез и органогенез; критические периоды эмбрионального развития, возрастные особенности строения тканей и органов; источники и ход развития, наиболее часто встречающихся аномалий и пороков развития.

3. Медицинскую международную латинскую терминологию в объеме данной дисциплины;

4. Морфологические основы реактивности, адаптации и регенерации органов и тканей;

5. Правила техники безопасности и работы в биологической лаборатории с реактивами, приборами, животными;


Уметь:

1. Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

2. Объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

3. анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека; идентифицировать клетки, ткани, органы и неклеточные структуры на микроскопическом уровне, в том числе челюстно-лицевой области;

4. Применять знание гистологии на практике для решения стандартных задач в профессиональной деятельности врача (решение ситуационных задач);

5. Самостоятельно приготовить временные гистологические препараты (окрасить целлоидиновый срез гематоксилин- эозином, заключить в глицерин), приготовить мазок крови, окрасить по Романовскому- Гимза, подсчитать лейкоцитарную формулу в мазке крови;

6. Анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической и электронной микроскопии.

7. пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении гистологических, цитологических препаратов;

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

1.Навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий;

2.Навыком сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней;

3.Чтением и анализом научной тематической литературы по гистологии и
использованием их для реферативных и научных сообщений;

4.Приготовлять временные гистологические препараты.




п/п

Наименова

ние разделов (тем) дисциплины

Индекс

компетенции

по ФГОС

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны (указать порядковый № строки из раздела «Знать. Уметь. Владеть»)

1ОК

21ПК

26 ПК

51ПК


Знать

Уметь

Владеть

1.

Цитология

+




+

+


1,2,4

1,4,5,6,7

1,3, 4

2.

Общая гистология

+




+

+


2,4

1,4,5,6,7

1,3,4

3.

Частная гистология

+

+

+

+


2,3,4

1,2,4,5,6,7

1,2,3,4

4.

Эмбриология человека

+

+

+

+


2,4,,5

1,2,3,4,5,6,7

1,2,3,4


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет:

6

зачетных единиц (ЗЕТ),

216

часов.






п/п

Виды учебной работы

Всего

часов

Семестры

2

3

1.

Аудиторные занятия

120










В том числе:













Лекции (Л)

20




20




Практические занятия (ПЗ)

100

54

46




Семинарские занятия (СЗ)













Лабораторные работы (ЛР)*










2.

Самостоятельная работа студентов (СРС)

60

34

26




в том числе:













самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)










3.

Промежуточная аттестация (экзамен)

36




36




Общая трудоемкость дисциплины

216

88

128


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины


Введение Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.


Модуль № 1. ЦИТОЛОГИЯ.

^ ТЕМА № 1. ЦИТОЛОГИЯ. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КЛЕТКИ. ЦИТОПЛАЗМА.

Предмет и задачи цитологии. Изучение микро-ультраструктур, функций и жизненных проявлений клеток и неклеточных структур, а также их гистофункциональных особенностей в различных тканях и органах, в том числе в челюстно-лицевой области. Значение цитологических исследований в медицине и, в том числе, стоматологии.

Клетка как основная единица живого. Общий план строения эукариотических клеток. Ядро. Общий план строения интерфазного ядра, его значение в жизнедеятельности клетки. Форма и количество ядер. Ядерно-цитоплазматические отношения. Основные компоненты ядра (ядерная оболочка, кариоплазма, ядрышко, хроматин). Неклеточные структуры - производные клеток. Неклеточные структуры в ротовой полости.

Биологическая мембрана основа структуры клетки. Химический состав, строение, основные функции мембран. Клеточная оболочка - строение, химический состав, функции (плазмолемма, гликокаликс, кортикальный слой). Гиалоплазма, ее физико-химическая характеристика и значение в жизнедеятельности клетки. Органеллы. Определение, классификации (морфологическая, функциональная), строение и функции. Органеллы общего значения (мембранные и немембранные): митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, пероксисомы, рибосомы, клеточный центр, микротрубочки, микрофибриллы, микрофиламенты. Органеллы специального значения: миофибриллы, тонофиламенты, микроворсинки, реснички, жгутики.

Включения. Определение, классификация, роль в жизнедеятельности клетки.

Регенерация и реактивность клеток и их проявления в органах ротовой полости. Гибель клеток. Некроз и апоптоз (запрограммированная гибель клеток) и их проявления в ротовой полости.

^ МОДУЛЬ № 2. ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ.

ТЕМА №2. ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ ТКАНЬ

Понятие о ткани как системе клеток и неклеточных структур. Классификация тканей. Восстановительная способность и пределы изменчивости тканей. Регенерация и реактивность тканей в ротовой полости

Эпителиальные ткани. Функции. Морфологическая характеристика. Источники развития. Классификация (генетическая и морфофункциональная). Покровный эпителий. Строение однослойного и многослойного эпителиев. Морфофункциональные особенности различных видов эпителиев в зависимости от расположения в организме. Базальная мембрана: строение, функции. Горизонтальная и вертикальная анизоморфность эпителиальных пластов. Физиологическая и репаративная регенерация эпителия. Роль и локализация стволовых клеток в эпителии. Особенности строения эпителия слизистой оболочки ротовой полости при использовании ортопедических и ортодонтических съемных протезов. Железистый эпителий. Железы. Классификации (морфологическая, по происхождению). Экзокринные железы. Строение концевых отделов и выводных протоков. Особенности строения секреторных эпителиоцитов (локализация клеток, в том числе в полости рта, характер выделяемого секрета). Секреторный цикл. Его фазы и их цитофизиологическая характеристика. Секреция по мерокриновому, апокриновому и голокриновому типу. Регенерация. Железы полости рта и их роль при ортопедическом лечении съемными протезами. Общие принципы строения эндокринных желез.

^ ТЕМА№3. ТКАНИ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ.

Кровь и лимфа. Понятие о крови как ткани. Функции крови. Плазма крови, химический состав. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, кровяные пластинки (тромбоциты). Гемограмма, понятие, значение. Эритроциты, их строение, форма, размер, плазмолемма, цитоскелет. продолжительность жизни. Ретикулоциты. Виды гемоглобина. Лейкоциты, классификация, функции, понятие о лейкоцитарной формуле и ее значении в медицинской практике. Гранулоциты нейтрофильные, эозинофильные, базофильные, их строение, размеры, продолжительность жизни. Агранулоциты - моноциты и лимфоциты (большие, малые, средние, Т- и В-лимфоциты), строение, размеры, продолжительность жизни. Кровяные пластинки, строение, размеры, форма, продолжительность жизни. Значение исследования крови в стоматологии. Возрастные особенности крови.

Соединительные ткани. Классификация, функции, общая морфофункциональная характеристика. Источники развития. Волокнистая соединительная ткань. Рыхлая волокнистая соединительная ткань. Клеточные элементы, их виды, функции, строение (фибробласты, фиброциты, макрофаги, плазматические, тучные, пигментные, жировые и адвентициальные клетки). Понятие о макрофагической системе. Кооперация клеток в защитных реакциях, воспалении, регенерации. Межклеточное вещество. Основное вещество, волокна (коллагеновые, эластические, ретикулярные), их физико-химические свойства, роль, строение. Плотная соединительная ткань, ее разновидности, функции, строение. Особенности строения соединительных тканей в полости рта (пульпа коронковой и корневой частей зуба, периодонт и другие) и их возрастные изменения.

Скелетные ткани. Классификация, функции. Хрящевые ткани. Классификация, развитие, функции. Клетки (хондробласты, хондроциты, хондрокласты) и межклеточное вещество. Строение и гистохимическая характеристика гиалинового и эластического хряща. Особенности строения височно-нижнечелюстного суставного хряща, возрастные изменения. Развитие. Рост хряща и его регенерация. Костные ткани. Классификация, функции, морфофункциональная характеристика. Ретикулофиброзная (грубоволокнистая), пластинчатая, дентиноидная костная ткань. Клетки (остеоциты, остеобласты, остеокласты) и межклеточное вещество. Кость как орган. Костная ткань челюстно-лицевой области (челюсти, альвеолы и др.) и ее возрастные изменения. Гистогенез костной ткани, прямой и непрямой. Рост кости, перестройка в гистоструктуре альвеолярного гребня и перегородок альвеол при дефекте зубного ряда и воздействии зубных протезов. Резорбция и регенерация зубной альвеолы при прорезывании зуба.

^ ТЕМА №4. МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ.

Мышечные ткани. Классификация, развитие. Общая морфофункциональная характеристика мышечных тканей. Неисчерченная (гладкая) мышечная ткань. Морфофункциональная характеристика. Исчерченная (поперечно-полосатая) мышечная ткань (скелетная и сердечная). Строение миофибриллы и саркомера. Типы скелетных мышечных волокон, их иннервация. Моторная единица. Структурная основа мышечного сокращения. Мышца как орган. Связь с сухожилием. Сердечная мышечная ткань. Морфофункциональная характеристика, виды кардиомиоцитов (рабочие, проводящие, секретирующие). Регенерация мышечных тканей. Особенности строения и регенерации мышечной ткани челюстно-лицевой области.


^ ТЕМА №5. НЕРВНАЯ ТКАНЬ

Hepвная ткань. Морфофункциональная характеристика, источники развития. Нервная трубка и нервные гребни и их дифференцировка. Классификация нервных клеток (нейроны, нейроциты) по морфологическим и функциональным признакам. Общий план строения нейрона, тело, отростки. Базофильное вещество. Цитоскелет. Нейроглия. Классификация, строение, значение, происхождение. Макроглия (эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты) и микроглия. Нервные волокна, их виды. Особенности образования, строения и функции миелиновых (мякотных) и безмиелиновых нервных волокон. Особенности строения нервных волокон в пульпе зуба и периодонте. Нервные окончания. Классификация, принципы строения. Рецепторные и эффекторные окончания. Нервно-мышечное окончание (моторная бляшка). Нервные окончания в челюстно-лицевой области. Секреторные нервные окончания в слюнных железах. Синапсы. Классификация, ультрамикроскопическое строение химических синапсов. Холинэргические и адренергические синапсы, нейромедиаторы. Рефлекторные дуги, простые и сложные. Регенерация и дегенерация структур нервной ткани.

^ МОДУЛЬ 3. ЧАСТНАЯ ГИСТОЛОГИЯ

  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология icon Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности

Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология icon Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности

Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология icon Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология icon Рабочая программа учебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность

Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология icon Рабочая программа учебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность

Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология icon Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для

Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология icon Рабочая программа дисциплины Морфология: анатомия человека, гистология, цитология Для специальности
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология icon Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для
При этом большое внимание уделяется характеристике микроскопического строения органов и систем в...
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология icon Рабочая программа дисциплины «Цитология и гистология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 1

Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта» для специальности 060201. 65 Стоматология icon Рабочая учебная программа дисциплины акушерство для специальности 060201. 65 стоматология Всего часов

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы