Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности icon

Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности





Скачать 1.33 Mb.
Название Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности
страница 1/4
Дата 07.03.2013
Размер 1.33 Mb.
Тип Самостоятельная работа
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации



«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор _______________ В.Б. Мандриков

«____»____________20 г.




Рабочая программа дисциплины



ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ


Для специальности: 060201Стоматология

Квалификация (степень) выпускника: специалист


Факультет: стоматологический


Кафедра: гистологии, эмбриологии, цитологии


Курс – I, II

Семестр – II, III

Форма обучения - очная

Лекции - 36 часа (II, III семестры)

Практические занятия - 84 часов (II, III семестры)

Самостоятельная работа - 60 часов

Экзамен – 36 часов (III семестр)

Всего часов – 216


Волгоград, 2011


^ Разработчики программы:


заведующая кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии,

д.м.н., профессор М.Ю. Капитонова

доцент кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии,

к.м.н. О.В. Фёдорова


^ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии

протокол № 5 от « 5 » мая 2011 года


Заведующая кафедрой гистологии,

эмбриологии, цитологии М.Ю.Капитонова


^ Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией по специальности «Стоматология» стоматологического факультета


протокол № от « » ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________ 20 года

Председатель УМК,

декан стоматологического факультета С.В. Поройский


^ Внешняя рецензия дана


«19» апреля 2011 г. (прилагается)


Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой

Заведующая библиотекой В.В. Долгова


^ Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета

протокол №_______ от «_____»______________________ 20 года


Председатель ЦМС

профессор В.Б. Мандриков

^ Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности стоматология с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности стоматология примерной (типовой) учебной программы дисциплины (2011 г).


  1. ^ Цель и задачи дисциплины


Цель:


- сформировать у студентов знания о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, в том числе органов полости рта, обеспечивающих базис для изучения клинических дисциплин и способствующих формированию врачебного мышления.


Задачи:

- изучение общих и специфических структурно-функциональных свойств клеток всех тканей организма и закономерностей их эмбрионального и постэмбрионального развития;

- изучение гистофункциональных характеристик основных систем организма, в том числе органов ротовой полости, закономерностей их эмбрионального развития, а также функциональных, возрастных и защитно-приспособительных изменений органов и их структурных элементов;

- изучение основной гистологической международной латинской терминологии;

- сформировать у студентов умение микроскопирования гистологических препаратов с использованием светового микроскопа;

- сформировать у студентов умение идентифицировать органы, их ткани, клетки и неклеточные структуры, в том числе челюстно-лицевой области на микроскопическом уровне;

- сформировать у студентов умение определять лейкоцитарную формулу;

- сформировать у студентов представление о методах анализа результатов клинических лабораторных исследований, их интерпретации и постановки предварительного диагноза;

- сформировать у студентов навыки самостоятельной аналитической, научно-исследовательской работы;

- сформировать у студентов навыки работы с научной литературой;

- сформировать у студентов навыки организации мероприятий по охране труда и технике безопасности;

- сформировать у студентов представление об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств;

- сформировать у студентов навыки общения и взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками.


^ 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы


Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология» относится к циклу математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педиатрия».

^ Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин: биология, экология, физика, математика, общая химия, органическая химия, анатомия человека, топографическая анатомия.

Изучение дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» предшествует дисциплинам: биологической химии, нормальной физиологии, патологической анатомии, патологической физиологии, фармакологии; дисциплинам цикла С-3.


^ Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с последующими дисциплинами




п/п

Наименование последующих дисциплин

разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

1

Анатомия человека

+

+

+




+

+

2

Биология

+

+

+

+

+

+

3

История

+

+

+

+

+

+

4

Физика

+

+

+

+

+

+

5

Химия

+

+

+

+

+

+

6

Биохимия

+

+

+




+

+

7

Нормальная физиология

+

+

+

+

+

+

8

Патофизиология

+

+

+

+

+

+

9

Патологическая анатомия

+

+

+

+

+

+

10

Латинский язык

+

+

+

+

+

+



^ 3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6,0 зачетных единиц, 216 академических часа.



^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2

3

Аудиторные занятия (всего)

120

60

60

В том числе: интерактивной формы не менее

30

15

15

Лекции (Л)

36

18

18

Практические занятия (ПЗ)

84

42

42

^ Самостоятельная работа

60

30

30

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)







Экзамен

36

^ Общая трудоемкость часы

зачетные единицы







216 часов

6,0 зачетных единиц




  1. ^ Результаты обучения


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):


а) общекультурные компетенции (ОК):

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8);

б) профессиональные (ПК):

способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осиотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);

способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с использованием современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК - 9);

способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК- 12);

способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболевания и патологических процессов (ПК- 21);

способность и готовность анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и (ПК- 26);

способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 50);

способности и готовности к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК-51);

способность и готовность к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов иссделований (ПК- 52).


^ В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:


Знать:

правила работы и техники безопасности в биологических и клинических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;

основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

функциональные системы организма человека, принципы их регуляции и саморегуляции при воздействии с внешней средой в норме и при возрастных изменениях;

структуру и функции иммунной системы, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования.

Уметь:

пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении гистологических, цитологических, иммуногистохимических препаратов;

анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека;

интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов.

Владеть:

интерпретацией результатов наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов;

медико-функциональным понятийным аппаратом;

навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов;

базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом.

  1. ^ Образовательные технологии

Обучение складывается из аудиторных занятий и самостоятельной работы. Основное учебное время выделяется на практическую работу по изучению микроскопических препаратов, электронных микрофотографий, решению тестовых заданий. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В интерактивных формах проводятся занятия до двадцати пяти процентов аудиторного времени.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки и реализации компетентностного подхода, в учебном процессе изучения дисциплины предусматриваются использование:

Традиционных форм и методов обучения

- Чтение лекций в виде мультимедийных презентаций с набором слайдов к лекционному курсу (для каждой лекции 64 слайда и более);

- Использование при чтении лекций метода проблемного изложения материала;

- Лекция-визуализация;

- Проведение практических занятий;

- Проведение мастер-классов.


Активных и интерактивных форм проведения занятий (IT-методы)

- Компьютерных симуляций;

- Деловых ролевых игр;

- Решение клинических ситуационных задач;

- Проведение круглых столов;

- Встречи с представителями российских и зарубежных учебных заведений;

- Подготовка и защита рефератов;

- Проведение занятий-конференций по результатам самостоятельной работы;

- Использование интерактивных атласов по гистологическим препаратам;

- Использование компьютерных обучающих программ;

- Участие в научно-практических конференциях, съездах, симпозиумах;

- Проведение предметных олимпиад.

Методически практическое занятие состоит из трех взаимосвязанных структурных единиц: общения со студентом, контроля уровня знаний и работы студента с учебно-методическими разработками кафедры к практическому занятию и гистологическими препаратами. В процессе общения со студентом преподаватель проверяет базовые знания обучаемых – опрос, и с использованием дополнительных средств обучения (фильмы, компьютерные презентации, пособия, и т.д.), дает им дополнительную информацию. Используются компьютерные видеосистемы для разбора гистологических препаратов в режиме On-line и контроля знаний, визуализированные задания, задания в тестовой форме. Создание студентами электронного альбома гистологических препаратов. На практическом занятии разбирается каждый гистологический препарат во взаимосвязи структуры и функции. Далее следует самостоятельная работа студентов, которая включает изучение, зарисовку гистологических препаратов или создание тематической странички электронного альбома студента.

Самостоятельная работа студентов включает в себя репетиционное тестирование в компьютерном классе кафедры. Поиск учебной и научной информации. Подготовка и написание рефератов. Подготовка выступлений с использованием мультимедийных презентаций. Выполнение научно-исследовательской работы на кафедре в виде активного участия в проводимых экспериментах на животных. Анализ результатов собственных исследований. Подготовка публикаций, докладов и выступления на конференциях. Защита реферата, отчета результатов выполненной исследовательской работы.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид самостоятельной учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и вуза.

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.

Самостоятельная работа с гистологическими препаратами способствует формированию деонтологического поведения, аккуратности, дисциплинированности.

Самостоятельная работа с литературой, написание рефератов, подготовка сообщений, мультимедийных докладов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике достижения естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Особое внимание в современных условиях уделяется выработке у студентов умений пользоваться учебной, научной литературой, навыков владения базовыми технологиями преобразования информации, сетью Интернет. При защите рефератов, учебно-исследовательских работ данный раздел оценивается. Рекомендуется также проведение Мастер - классов по вопросам поиска и преобразования учебной, научной, научно-популярной информации.

Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии. Формируется также способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии.

^ 6. Формы промежуточной аттестации

Каждый семестр заканчивается зачетом, а в конце третьего семестра проводится итоговый контроль в виде экзамена.

Экзамен состоит из трех этапов, включающих итоговое экзаменационное тестирование, контроль практических навыков (умение читать гистологические препараты и электронные микрофотографии) и собеседование по вопросам экзаменационного билета.

Для оценки учебных достижений студентов в течение учебного года используется технология балльно-рейтинговой системы их оценивания.

• Знания и работа студента на практических и итоговых занятиях оцениваются по классической 5-балльной системе;

• Производится перевод среднего балла в 100-балльную систему по таблице;

• Рейтинг по дисциплине за семестр (Рдс) складывается из среднего балла за семестр (по 100-балльной системе) + бонусы – штрафы. В конце обучения результаты двух семестров суммируются, выводится средняя арифметическая.

^ Перевод среднего балла в 100-балльную систему



Средний балл по 5-балльной системе

Средний балл по 100-балльной системе

^ Средний балл по 5-балльной системе

Средний балл по 100-балльной системе

Средний балл по 5-балльной системе

^ Средний балл по 100-балльной системе

5,0

100

3,9

80

2,98

60

4,95

99

3,8

79

2,95

59

4,9

98

3,7

78

2,92

58

4,85

97

3,6

77

2,9

57

4,8

96

3,5

76

2,88

56

4,75

95

3,47

75

2,85

55

4,7

94

3,43

74

2,82

54

4,65

93

3,4

73

2,8

53

4,6

92

3,37

72

2,78

52

4,5

91

3,33

71

2,75

51

4,45

90

3,3

70

2,72

50

4,4

89

3,27

69

2,7

49

4,35

88

3,23

68

2,68

48

4,3

87

3,2

67

2,65

47

4,25

86

3,17

66

2,62

46

4,2

85

3,13

65

2,6

45

4,15

84

3,1

64

2,58

44

4,1

83

3,07

63

2,55

43

4,05

82

3,03

62

2,52

42

4,0

81

3,0

61

2,5

41

^ Рейтинг = Средний балл + Бонусы – Штрафы
(по 100-балльной системе)                             

  • Рейтинг не может превышать 100 баллов.

  • Неудовлетворительные оценки при подсчете среднего балла не учитываются, суммируются только положительные оценки, полученные на пересдаче.

  • Зачет (выполнение программы) получают студенты, набравшие суммарно (с учетом бонусов и штрафов) от 61 до 100 баллов.

2,4

36-40

2,3

31-35

2,2

21-30

2,1

11-20

2,0

0-10

Бонусы начисляются за:

  • публичную защиту учебно-исследовательской работы студента – 1 балл;

  • изготовление таблиц, плакатов, стендов, муляжей, презентаций – 1 балл;

  • изготовление макропрепарата с описанием – 1 балл;

  • активное участие в студенческом научном кружке – 1 балл;

  • доклад на научной конференции:

    • с публикацией в сборнике статей – 2 балла;

    • с грамотой, благодарностью – 4 балла;

    • с награждением дипломом – 5 баллов.

Штрафы взимаются за:

  • пропуск практического занятия по неуважительной причине – 1 балл;

  • пропуск лекции по неуважительной причине – 1 балл;

  • неотработанную лекцию (независимо от причины пропуска) – 1 балл;

  • неоднократные опоздания (на лекции или пр..занятии) – 1 балл;

  • нарушение дисциплины (на лекции или пр..занятии) – 1 балл;

  • несоблюдение техники безопасности – 1 балл;

повреждение имущества кафедры (разбитый микропрепарат и др.) – 1 балл.

  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности icon Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта»

Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности icon Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности

Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности icon Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии
Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность

Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность

Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности icon Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для

Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности icon Рабочая программа дисциплины Морфология: анатомия человека, гистология, цитология Для специальности
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии
Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности icon Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для
При этом большое внимание уделяется характеристике микроскопического строения органов и систем в...
Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности icon Рабочая программа дисциплины «Цитология и гистология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 1

Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности icon Методическое издание «Рабочая тетрадь 1 по цитологии и эмбриологии животных» для студентов факультета

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы