|
Скачать 1.33 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации
Рабочая программа дисциплиныГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ Для специальности: 060201 “Стоматология ” Квалификация (степень) выпускника: специалист Факультет: стоматологический Кафедра: гистологии, эмбриологии, цитологии Курс – I, II Семестр – II, III Форма обучения - очная Лекции - 36 часа (II, III семестры) Практические занятия - 84 часов (II, III семестры) Самостоятельная работа - 60 часов Экзамен – 36 часов (III семестр) Всего часов – 216 Волгоград, 2011 ^ заведующая кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии, д.м.н., профессор М.Ю. Капитонова доцент кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии, к.м.н. О.В. Фёдорова ^ на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии протокол № 5 от « 5 » мая 2011 года Заведующая кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии М.Ю.Капитонова ^ с учебно-методической комиссией по специальности «Стоматология» стоматологического факультета протокол № от « » ______________ 20 года Председатель УМК, декан стоматологического факультета С.В. Поройский ^ дана «19» апреля 2011 г. (прилагается) Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой Заведующая библиотекой В.В. Долгова ^ на заседании Центрального методического совета протокол №_______ от «_____»______________________ 20 года Председатель ЦМС профессор В.Б. Мандриков ^ Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности стоматология с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности стоматология примерной (типовой) учебной программы дисциплины (2011 г).
Цель: - сформировать у студентов знания о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, в том числе органов полости рта, обеспечивающих базис для изучения клинических дисциплин и способствующих формированию врачебного мышления. Задачи: - изучение общих и специфических структурно-функциональных свойств клеток всех тканей организма и закономерностей их эмбрионального и постэмбрионального развития; - изучение гистофункциональных характеристик основных систем организма, в том числе органов ротовой полости, закономерностей их эмбрионального развития, а также функциональных, возрастных и защитно-приспособительных изменений органов и их структурных элементов; - изучение основной гистологической международной латинской терминологии; - сформировать у студентов умение микроскопирования гистологических препаратов с использованием светового микроскопа; - сформировать у студентов умение идентифицировать органы, их ткани, клетки и неклеточные структуры, в том числе челюстно-лицевой области на микроскопическом уровне; - сформировать у студентов умение определять лейкоцитарную формулу; - сформировать у студентов представление о методах анализа результатов клинических лабораторных исследований, их интерпретации и постановки предварительного диагноза; - сформировать у студентов навыки самостоятельной аналитической, научно-исследовательской работы; - сформировать у студентов навыки работы с научной литературой; - сформировать у студентов навыки организации мероприятий по охране труда и технике безопасности; - сформировать у студентов представление об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств; - сформировать у студентов навыки общения и взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками. ^ Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология» относится к циклу математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педиатрия». ^ - в цикле математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин: биология, экология, физика, математика, общая химия, органическая химия, анатомия человека, топографическая анатомия. Изучение дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» предшествует дисциплинам: биологической химии, нормальной физиологии, патологической анатомии, патологической физиологии, фармакологии; дисциплинам цикла С-3. ^ с последующими дисциплинами
^
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): а) общекультурные компетенции (ОК): способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8); б) профессиональные (ПК): способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2); способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осиотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5); способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с использованием современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК - 9); способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК- 12); способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболевания и патологических процессов (ПК- 21); способность и готовность анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и (ПК- 26); способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 50); способности и готовности к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК-51); способность и готовность к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов иссделований (ПК- 52). ^ Знать: правила работы и техники безопасности в биологических и клинических лабораториях, с реактивами, приборами, животными; химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования; функциональные системы организма человека, принципы их регуляции и саморегуляции при воздействии с внешней средой в норме и при возрастных изменениях; структуру и функции иммунной системы, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования. Уметь: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении гистологических, цитологических, иммуногистохимических препаратов; анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов. Владеть: интерпретацией результатов наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов; медико-функциональным понятийным аппаратом; навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов; базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом.
Обучение складывается из аудиторных занятий и самостоятельной работы. Основное учебное время выделяется на практическую работу по изучению микроскопических препаратов, электронных микрофотографий, решению тестовых заданий. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В интерактивных формах проводятся занятия до двадцати пяти процентов аудиторного времени. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки и реализации компетентностного подхода, в учебном процессе изучения дисциплины предусматриваются использование: Традиционных форм и методов обучения - Чтение лекций в виде мультимедийных презентаций с набором слайдов к лекционному курсу (для каждой лекции 64 слайда и более); - Использование при чтении лекций метода проблемного изложения материала; - Лекция-визуализация; - Проведение практических занятий; - Проведение мастер-классов. Активных и интерактивных форм проведения занятий (IT-методы) - Компьютерных симуляций; - Деловых ролевых игр; - Решение клинических ситуационных задач; - Проведение круглых столов; - Встречи с представителями российских и зарубежных учебных заведений; - Подготовка и защита рефератов; - Проведение занятий-конференций по результатам самостоятельной работы; - Использование интерактивных атласов по гистологическим препаратам; - Использование компьютерных обучающих программ; - Участие в научно-практических конференциях, съездах, симпозиумах; - Проведение предметных олимпиад. Методически практическое занятие состоит из трех взаимосвязанных структурных единиц: общения со студентом, контроля уровня знаний и работы студента с учебно-методическими разработками кафедры к практическому занятию и гистологическими препаратами. В процессе общения со студентом преподаватель проверяет базовые знания обучаемых – опрос, и с использованием дополнительных средств обучения (фильмы, компьютерные презентации, пособия, и т.д.), дает им дополнительную информацию. Используются компьютерные видеосистемы для разбора гистологических препаратов в режиме On-line и контроля знаний, визуализированные задания, задания в тестовой форме. Создание студентами электронного альбома гистологических препаратов. На практическом занятии разбирается каждый гистологический препарат во взаимосвязи структуры и функции. Далее следует самостоятельная работа студентов, которая включает изучение, зарисовку гистологических препаратов или создание тематической странички электронного альбома студента. Самостоятельная работа студентов включает в себя репетиционное тестирование в компьютерном классе кафедры. Поиск учебной и научной информации. Подготовка и написание рефератов. Подготовка выступлений с использованием мультимедийных презентаций. Выполнение научно-исследовательской работы на кафедре в виде активного участия в проводимых экспериментах на животных. Анализ результатов собственных исследований. Подготовка публикаций, докладов и выступления на конференциях. Защита реферата, отчета результатов выполненной исследовательской работы. Работа с учебной литературой рассматривается как вид самостоятельной учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и вуза. Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Самостоятельная работа с гистологическими препаратами способствует формированию деонтологического поведения, аккуратности, дисциплинированности. Самостоятельная работа с литературой, написание рефератов, подготовка сообщений, мультимедийных докладов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике достижения естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Особое внимание в современных условиях уделяется выработке у студентов умений пользоваться учебной, научной литературой, навыков владения базовыми технологиями преобразования информации, сетью Интернет. При защите рефератов, учебно-исследовательских работ данный раздел оценивается. Рекомендуется также проведение Мастер - классов по вопросам поиска и преобразования учебной, научной, научно-популярной информации. Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии. Формируется также способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии. ^ Каждый семестр заканчивается зачетом, а в конце третьего семестра проводится итоговый контроль в виде экзамена. Экзамен состоит из трех этапов, включающих итоговое экзаменационное тестирование, контроль практических навыков (умение читать гистологические препараты и электронные микрофотографии) и собеседование по вопросам экзаменационного билета. Для оценки учебных достижений студентов в течение учебного года используется технология балльно-рейтинговой системы их оценивания. • Знания и работа студента на практических и итоговых занятиях оцениваются по классической 5-балльной системе; • Производится перевод среднего балла в 100-балльную систему по таблице; • Рейтинг по дисциплине за семестр (Рдс) складывается из среднего балла за семестр (по 100-балльной системе) + бонусы – штрафы. В конце обучения результаты двух семестров суммируются, выводится средняя арифметическая. ^
Бонусы начисляются за:
Штрафы взимаются за:
повреждение имущества кафедры (разбитый микропрепарат и др.) – 1 балл. |