Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе,
профессор _______________ В.Б. Мандриков
«____»____________20 г.
|
Рабочая программа дисциплины
ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ
Для специальности: 060103 “Педиатрия ”
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Факультет: педиатрический
Кафедра: гистологии, эмбриологии, цитологии
Курс – I, II
Семестр – II, III
Форма обучения - очная
Лекции - 36 часа (II, III семестры)
Практические занятия - 84 часов (II, III семестры)
Самостоятельная работа - 60 часов
Экзамен – 36 часов (III семестр)
Всего часов - 216
Волгоград, 2011
^
заведующая кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии,
д.м.н., профессор М.Ю. Капитонова
доцент кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии,
к.м.н. О.В. Фёдорова
^ на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии
протокол № от « » 20 года
Заведующая кафедрой гистологии,
эмбриологии, цитологии М.Ю.Капитонова
^ с учебно-методической комиссией по специальности «Педиатрия» педиатрического факультета
протокол № от « » ______________ 20 года
Председатель УМК,
декан педиатрического факультета
^ дана
«__» __________ 20 г. (прилагается)
Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой
Заведующая библиотекой В.В. Долгова
^ на заседании Центрального методического совета
протокол №_______ от «_____»______________________ 20 года
Председатель ЦМС
профессор В.Б. Мандриков
^
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности педиатрия с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности педиатрия примерной (типовой) учебной программы дисциплины (2011 г).
^
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов фундаментального знания, системных естественнонаучных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, обеспечивающих базис для изучения общепрофессиональных дисциплин и приобретения профессиональных компетенций, способствующих формированию специалиста.
Задачами освоения дисциплины являются:
изучение свойств клеток всех тканей организма и закономерностей их эмбрионального и постэмбрионального развития;
изучение гистофункциональных характеристик основных изучение общих и специфических структурно-функциональных систем организма, закономерностей их эмбрионального развития, а также функциональных, возрастных и защитно-приспособительных изменений органов и их структурных элементов;
изучение основной гистологической международной латинской терминологии;
формирование у студентов умения микроскопирования гистологических препаратов с использованием светового микроскопа;
формирование у студентов умение идентифицировать органы, их ткани, клетки и неклеточные структуры на микроскопическом уровне;
формирование у студентов умение определять лейкоцитарную формулу;
формирование у студентов представление о методах анализа результатов клинических лабораторных исследований, их интерпретации и постановки предварительного диагноза;
формирование у студентов навыков самостоятельной аналитической, научно-исследовательской работы;
формирование у студентов навыков работы с научной литературой;
формирование у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности;
формирование у студентов представлений об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств;
формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками.
изучение студентами закономерности строения, развития и функционирования тканей в ходе индивидуального развития животных и человека
приобретение студентом практических навыков анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий.
формирование у студента базы морфологических знаний необходимых для успешного освоения других медико-биологических дисциплин (физиологии, биохимии, иммунологии, патологической анатомии, патологической физиологии и клинических предметов), что является очень важным для последующего развития правильных представлений о патогенезе и патологической анатомии человека.
изучение студентом вопросов возрастной гистологии в курсе частной гистологии и эмбриологии.
изучение студентом строения тканей и органов в динамике развития, особенности структуры и функции органов человека во внутриутробном и постнатальном онтогенезе. При этом большое внимание уделяется характеристике микроскопического строения органов и систем в критических периодах развития, в том числе и периоде новорожденности.
изучением студентом вопросов реактивности тканей, пределов их изменчивости, адаптации и возможности развития аномалий.
^
Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология» относится к циклу математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педиатрия».
^
- в цикле математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин: биология, экология, физика, математика, общая химия, органическая химия, анатомия человека, топографическая анатомия.
Изучение дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» предшествует дисциплинам: биологической химии, нормальной физиологии, патологической анатомии, патологической физиологии, фармакологии; дисциплинам цикла С-3.
^
с последующими дисциплинами
№
п/п
|
Наименование последующих дисциплин
|
№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Анатомия человека
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
2
|
Биология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3
|
История
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4
|
Физика
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
Химия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Биохимия
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
7
|
Нормальная физиология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8
|
Патофизиология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9
|
Патологическая анатомия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
10
|
Латинский язык
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
^
^
|
Всего часов
|
Семестры
|
2
|
3
|
Аудиторные занятия (всего)
|
120
|
72
|
48
|
В том числе: интерактивной формы не менее
|
20
|
10
|
10
|
Лекции (Л)
|
36
|
20
|
16
|
Практические занятия (ПЗ)
|
84
|
52
|
32
|
^
|
60
|
36
|
24
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
|
Экзамен
36
|
^
зачетные единицы
|
|
|
216 часов
6,0 зачетных единиц
|
|